Контрольная работа - защита прав ребенка в системе опеки и попечительства - файл n1.docx

Контрольная работа - защита прав ребенка в системе опеки и попечительства
скачать (55.1 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx56kb.01.06.2012 11:02скачать

n1.docx

Содержание:
ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I Социальная защита прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа: проблемы и пути их решений

    1. Законодательство о социальной защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    2. Права детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    3. Основные направления реформирования законодательства РФ в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

ГЛАВА II Органы, содействующие защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и их обязанности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что ныне действующие российские государственные институты, призванные заниматься решением социальных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работают преимущественно в пределах устаревших стандартов, ориентированных на распределительный подход. Корпоративные интересы государственной машины продолжают оставаться главенствующими. Поэтому государственные учреждения не ориентированы реально на содействие реализации прав и защиты интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а сконцентрированы на вопросах самовыживания, самооправдания своей деятельности суммой предпринимаемых усилий.

В качестве базовой ценности нашего общества, которое стремится стать гражданским, признается семья, как основной институт общества, и дети, которым предстоит жить в России. В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

Следует подчеркнуть, что ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка. В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).

Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.

Проблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах и разные специалисты их называют по-разному: «отказные дети», «казенные младенцы», «рожденные, чтобы быть покинутыми», «вечные новорожденные» и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы.

Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917г., тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором 20-х-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х - начала 90-х годов.

Ежегодно в России, по сведениям, приведенным в Государственном докладе о реализации РФ Конвенции о правах ребенка, выявляется около 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. 75-80% из тех, что передаются на воспитание в семьи, оказываются взятыми под опеку и попечительство близкими родственниками.

Если же говорить не о вновь выявленных социальных сиротах, а о картине, которая сложилась в последние годы в стране в целом, под опекой и попечительством, по данным Минобразования РФ, находятся сейчас 49% детей, оставшихся без попечения родителей. В этом смысле данную форму устройства ребенка можно без преувеличения считать самой распространенной и наиболее демократичной.

Несмотря на принимаемые меры по улучшению устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, число таких детей постоянно растет. Государство отстает от инициатив граждан в разработке и принятии новых законодательных актов, регламентирующих новые формы устройства детей. Большая доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных, и это одна из причин проблем адаптации молодых людей к самостоятельной жизни после окончания учебного заведения. Кроме этого, большинство сирот сталкиваются с проблемами трудоустройства, получения жилья, создания семьи. В этих условиях правовая защита ребенка оставшегося без попечения родителей является серьезной общегосударственной проблемой.


ГЛАВА I Социальная защита прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа: проблемы и пути их решений


    1. Законодательство о социальной защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


Закрепление прав детей во всех сферах их жизнедеятельности в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации является основной целью в области правовой защиты детства. Правовая защита охватывает все сферы жизнедеятельности ребенка: воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовую занятость, социальное обеспечение и др.

По различным причинам многие дети становятся сиротами и лишаются родительского попечения.

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» выделил детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в особую категорию нуждающихся в усиленной защите со стороны государственных органов, - детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Из специальных нормативных правовых актов, предусматривающих социальную защиту детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, необходимо выделить Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Положения федерального законодательства предоставляют право органам государственной власти субъектов Российской Федерации регулировать сферу социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках своей компетенции со строгим соблюдением требований Конституции Российской Федерации по разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пользуясь предоставленными правами, последние принимают законы и иные нормативные правовые акты по различным аспектам регулирования социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

За субъектами Российской Федерации закреплено право определять вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 2 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации вправе устанавливать новые формы устройства детей. Так, например, введена патронатная форма воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Во многих субъектах Российской Федерации реализуются дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, такие, например, как: предоставление бесплатного проезда в общественном транспорте, обучения на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования, выплата повышенной стипендии и пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей и другие.

В большинстве субъектах РФ приняты нормативные правовые акты, направленные на обеспечение жильем детей-сирот и социальных сирот.

Органами государственной власти отдельных субъектов Федерации приняты и реализуются целевые программы, направленные на предупреждение социального сиротства, социализацию и интеграцию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с современным обществом, на лечение и оздоровление данной категории детей.

Кроме того, ряд нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации принят по вопросам организации социальных учреждений, порядка предоставления социальных услуг, создания комиссий по защите детей, профилактики безнадзорности, предоставления медицинской помощи и медицинского освидетельствования.

В рамках реализации своих полномочий региональные органы власти принимают нормативные правовые акты и по иным вопросам, имеющим значение для поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В последние годы в мировой практике выработался дополнительный механизм, позволяющий обеспечить целенаправленную защиту прав ребенка. Таким механизмом является институт уполномоченного по правам ребенка.

Опыт работы уполномоченных по правам ребенка на территории субъектов Российской Федерации показал, что проблема нарушения прав детей стоит достаточно остро. Таким образом, решение органов государственной власти субъектов Российской Федерации об учреждении на своей территории должности Уполномоченного по правам ребенка, как создание качественно новой формы правовой защиты детей, является целесообразным и актуальным.

В связи с этим, в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов детей, признания и соблюдения этих прав, свобод и законных интересов органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями, законодателями учреждены должности уполномоченных по правам ребенка.

Ни для кого не секрет, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По статистическим данным их общее количество составляет сейчас более 700 тысяч человек. Причем лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и число их растет катастрофически. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации крайне важное значение.
1.2 Права детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (статья 20 Конвенции о правах ребенка). В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество.

Итак, меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, предусмотрены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в ред. от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ), в соответствии с которым сиротам предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти следующие гарантии.

1. При получении образования. Для реализации права на образование гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично оплачивает расходы на их содержание в период обучения. Федеральные законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматривают прием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов.

Лица данной категории зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими государственного или муниципального учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Кроме того, им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии.
2. В области труда и занятости. Главной задачей государства в сфере труда и занятости выпускников учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий, включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также резервирование отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.

3. При медицинском обслуживании. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно - оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно - курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно.
4. В жилищной сфере. Одним из важнейших вопросов, с которым сталкиваются выпускники учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является вопрос обеспечения жилой площадью. Защита жилищных прав осуществляется в следующих направлениях: закрепление жилья, предоставление жилья и контроль за фактическим его использованием до наступления совершеннолетия выпускников, контроль при заключении сделок с жилыми помещениями, принадлежащих несовершеннолетним выпускникам.

Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. А лица, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Требование законодательства о необходимости предварительного разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, собственниками которых являются дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние временно отсутствуют, однако на момент приватизации имеют на это жилое помещение равные с собственником либо нанимателем права.
Рассмотрение всех вопросов, связанных с отчуждением жилой площади, заключением, а также изменением всевозможных договоров, косвенно или напрямую затрагивающих законные права и интересы несовершеннолетних, проживающих в семье либо лишенных родительского попечения и помещенных в государственные учреждения любых форм собственности на полное государственное обеспечение, а также выпускников данных учреждений, следует проводить коллегиально с учетом мнения законных представителей, самих несовершеннолетних на заседаниях комиссий (советов) по охране прав детей, а также других органов, на которые органами местного самоуправления возложены функции по опеке, попечительству в отношении несовершеннолетних.

В целях более эффективной защиты жилищных прав несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения, вне зависимости от формы их устройства, их законные представители (опекуны, попечители, администрация соответствующего учреждения) в случае, когда несовершеннолетние остались проживать в жилом помещении одни, обязаны в трехмесячный срок с момента устройства ребенка оформить договор передачи жилого помещения в собственность ребенка (приватизировать) и в случае длительного отсутствия там несовершеннолетнего принять меры для его использования в интересах ребенка.

Наличие закрепленной жилой площади у выпускников детских государственных учреждений, тем не менее, не всегда решает жилищный вопрос, так как возврат в ранее сохраненные за ними жилые помещения не способствует их нормальной дальнейшей жизни. Зачастую происходит возврат в асоциальную обстановку, к лицам лишенных родительских прав, страдающим алкоголизмом, наркоманией, ведущим аморальный образ жизни, психически больным, а также в жилые помещения, не отвечающие санитарным и техническим требованиям. Кроме того, пользуясь тем, что выпускники детских государственных учреждений в первые годы выпуска не адаптированы к условиям самостоятельной жизни, а получаемая выпускником заработная плата не дает возможности оплачивать полностью расходы по содержанию жилого помещения, криминальные элементы, недобропорядочные лица путем обмана, злоупотребления доверием сирот добиваются совершения ими сделок по обмену, приватизации и последующему отчуждению занимаемых жилых помещений или ухудшению их жилищных условий. Все это ведет к росту числа лиц, утрачивающих постоянное место жительства, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством и совершением правонарушений.

В решении данной проблемы хотелось бы обратить внимание на законодательство, которое принимает решения, борющиеся с данной проблемой. Так, постановлением Правительства Москвы от 31 августа 1999 года № 797 было утверждено положение о порядке предоставления жилых помещений и дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В данном положении, во-первых, перечислены обстоятельства, наличие которых делает невозможным возвращение детей в сохраненное за ними жилое помещение и, следовательно, является основанием для предоставления им другого равноценного жилья, а именно, это следующие обстоятельства: предоставление жилого помещения иным лицам; проживание по любым основаниям в жилом помещении лиц, лишенных родительских прав, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями; несоответствие общей площади жилого помещения на одного проживающего социальной норме предоставления жилых помещений; ухудшение жилищных условий в помещениях и иные обстоятельства, препятствующие созданию нормальных стартовых жилищных условий или социальной адаптации в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при вступлении их в самостоятельную жизнь.

Во-вторых, предоставление жилых помещений выпускникам детских государственных учреждений оформляется первоначально договором безвозмездного пользования жилыми помещениями сроком на 5 лет, и только по истечении 5 лет он переоформляется в установленном порядке на договор социального найма. Таким образом, данный порядок предотвращает возможность утраты выпускником жилого помещения в течение первых пяти лет самостоятельной жизни.

Наряду с Федеральным законом, устанавливающим дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 года № 1696 в рамках программы «Дети России» утверждена Федеральная целевая программа «Дети-сироты» (на 2006-2007 годы программа утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2005 года № 625), основными целями и задачами которой является предупреждение сиротства, своевременное выявление детей групп «социального риска», государственная поддержка и организация работы с проблемной семьей, создание условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обеспечение условий и гарантий их адекватной интеграции в обществе, социальной и личностной самореализации.

Необходимо отметить, что Федеральный закон предусматривает разработку и реализацию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И в большинстве регионов Российской Федерации такие программы существуют.

ГЛАВА II Защита прав ребенка в системе опеки и попечительства.

2.1Функции, обязанности и права специалиста по защите прав детей.

К обязанностям специалиста по защите прав детей относятся:

организация систематического выявления и учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые нуждаются в государственной защите (с помощью администраций образовательных и медицинских учреждений, органов внутренних дел, других организаций и отдельных граждан);

организация профилактики социального сиротства;

проведение обследований жилищных и бытовых условий и условий воспитания детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в государственной защите, и лиц, выразивших готовность стать опекунами или приемными родителями ;

обеспечение временного устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, и сохранение их имущества вместе с уполномоченными ведомствами, организациями и отдельными гражданами;

ведет учет граждан Российской Федерации, проживающих на территории района, выразивших желание быть опекунами или приемными родителями, и выражает свое мнение от их возможностях выполнять эти обязательства;

подготовка документов на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также на несовершеннолетних, не имеющих должных условий для воспитания в своих семьях, и их устройство на воспитание под опекой граждан, в приемных семьях, на усыновление (удочерение) или, при отсутствии такой возможности, в подходящее учебное учреждение, медицинское учреждение или учреждение социальной защиты или в иное аналогичное учреждение;

при выявлении несовершеннолетнего, подлежащего устройству в приемную семью, но для которого в районе не найдено подходящего кандидата, передача информации о нем в Московский комитет образования на введение данных о нем в региональную или федеральную базу данных;

подготовка материалов для главы районного совета о выделении финансовых средств на содержание лиц, находящихся под опекой, решение вопросов с его доходом и управление его имуществом;

осуществление контроля за условиями жизни и за состоянием здоровья находящихся под опекой детей. При необходимости, подготовка проекта документов об освобождении опекунов от их обязанностей или приостановлении их выполнения;

осуществление контроля за условиями жизни, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые были направлены в учебное или медицинское учреждение, учреждение социальной защиты населения или аналогичное учреждение;

осуществление отбора приемных родителей и выражение своего мнения от их способностях выполнять свои обязанности, а также подготовка проекта договоров на передачу ребенка (детей) в приемную семью;

оказание помощи опекунам и приемным родителям в воспитании, организации их отдыха, лечения, занятости и социальной защиты лиц, находящихся на воспитании у опекунов;

подготовка мнения для суда с обоснованием и подтверждением того, что передачи ребенка на воспитание в приемную семью служит его интересам, участие в судебных заседаниях по отмене усыновления (удочерения);

подготовка мнения и приказов о целесообразности раздельного проживания опекуна и лиц 16-летнего возраста и старше;

подготовка мнения и приказов о возможности объявления несовершеннолетнего юридически полностью дееспособным в возрасте 16 лет;

подготовка проекта о досрочной регистрации брака несовершеннолетних лиц;

подготовка документов для представления их в суд в случае лишения родительских прав, ограничения родительских прав, и признания брака недействительным, а также подготовка мнения по этим вопросам;

готовит мнение и с согласия главы районного совета участвует в судебных заседаниях по вопросам, касающимся воспитания детей и защиты их имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов;

 подготовка проекта приказов и соглашений о процедуре общения родственников и ребенка;

участие в выполнении судебных решений об устройстве и отлучении ребенка от семьи;

вместе с уполномоченными ведомствами отбирает детей в случае наличия непосредственной угрозы их жизни и здоровью;

изучение спорных вопросов, возникающих между родителями и детьми;

в случае конфликта интересов между родителями и детьми представляет интересы детей и предлагает главе районного совета назначить представителя для защиты прав и законных интересов ребенка;

помогает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам, включая лиц моложе 23 лет, нуждающихся в государственной поддержке, получить льготы;

по поручению главе районного совета анализирует предложения, заявления и жалобы, касающиеся вопросов социально-юридической защиты несовершеннолетних, дает советы и принимает необходимые меры;

Специалист назначается на должность главой районного совета по согласованию с префектом округа. Как правило, на должность специалиста по защите прав детей назначается лицо с высшим педагогическим или юридическим образованием. В своей работе специалист подчиняется главе районного совета.

Все более сложные вопросы, включая спорные вопросы, касающиеся защиты прав несовершеннолетних и их законных интересов, рассматриваются коллегиально в региональной комиссии по правам детей, действующей при главе районного совета.

Специалист по защите прав детей работает в тесном взаимодействии с директорами учебных и медицинских учреждений, с органами внутренних дел и другими учреждениями и организациями.

Специалист по защите прав детей имеет право:

требовать от директоров учреждений, организаций и ведомств предоставления информации, документов и их копий по всем вопросам, касающихся защиты прав и законных интересов несовершеннолетних (за исключением случаев, особо оговоренных в законодательстве);

привлекать местных инспекторов, инспекторов отделов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних, социальных, медицинских и педагогических работников учреждений и специалистов учреждений ЖКХ к обследованию условий воспитания, жилищных и бытовых условий несовершеннолетних, и приглашать их в качестве свидетелей на судебные заседания;

приглашать родителей, государственных служащих, опекунов, приемных родителей и других граждан для обсуждения вопросов защиты законных интересов несовершеннолетних;

посещать и обследовать семьи с несовершеннолетними детьми, когда необходимо защитить права и законные интересы несовершеннолетних;

выступать на судебных заседаниях, вносить изменения в выводы органов опеки и попечительства на основании вновь выявленных условий и фактов;

участвовать с правом решающего голоса в региональной комиссии по делам несовершеннолетних и региональной комиссии по защите прав детей;

подавать свои предложения при подготовке плана защиты прав и законных интересов ребенка, и в изменившихся условиях давать свои предложения по внесению изменений в план;

повышать свою квалификацию (не реже одного раза в три года);

не поддерживать проекты приказов главы районного совета, подготовленных комиссией при главе городского совета, если он не согласен с подготовленным решением.

2.2 Защита жилищных и имущественных прав опекаемых детей.


Один из важнейших направлений работы органа опеки и попечительства является защита имущественных и жилищных прав и интересов несовершеннолетних. Особую значимость приобрела работа по защите жилищных пав детей. Это объяснятся стремлением граждан стать собственниками жилья путем приватизации сделок с ним, желанием улучшить жилищные условия, гарантировать своим детям и внукам право на конкретное жилище.
При рассмотрении обращений граждан по отчуждению жилья, правом пользования или правом собственности которого обладают несовершеннолетние, орган опеки и попечительства руководствуется следующими принципами:
приоритетность наилучшей защиты прав и интересов несовершеннолетних при отчуждении и приобретении семьями жилья,
одновременное приобретение ребенку другого равноценного жилья при отчуждении имеющейся у него площади,
особый контроль за сохранностью жилищных прав детей при заключении сделок гражданами из «группы риска»,
обязательный контроль осознанности, добровольности, понимания юридических последствий сделок с жильем родителями и детьми старше 10 лет,
коллегиальное рассмотрение особо сложных и конфликтных сделок с жильем.
При рассмотрении обращений граждан специалисты сектора в обязательном порядке проводят собеседования и консультации с законными представителями детей, дают рекомендации по вариантам сделок, готовят распоряжения о разрешении сделок или письменный мотивированный отказ.
Жилые помещения в которых зарегистрированы или являются собственниками несовершеннолетние, переданные под опеку\попечительство и направленные в гос. учреждения, ставятся на особый контроль ЕИРЦ и ОВД Нижегородского района для сохранности жилья за детьми до выпуска их из интернатных учреждений.

(ст.ст 26,28,37 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 60, 64 Семейного кодекса Российской Федерации, ст.ст.31, 72 Жилищного кодекса Российской Федерации)

В целях всесторонней защиты жилищных прав несовершеннолетних их интересы при совершении сделки, связанной с отчуждением, обменом жилых помещений, должны представить непосредственно родители или лица их заменяющие.
Для рассмотрения вопросов по отчуждению (купле-продаже, дарению, мене) жилых помещений, принадлежащих на праве собственности, в том числе и несовершеннолетним, рекомендуем представить следующие документы:
Перечень документов, необходимых для издания распоряжения о разрешении сделки купли-продажи, мены жилья в соответствии со ст. 37 Гражданского Кодекса РФ, ст. 60, 64 Семейного Кодекса РФ.


Запрос нотариуса о разрешении совершения сделки.

Заявление родителей несовершеннолетних о разрешении совершения сделки.

Заявление несовершеннолетнего старше 14 лет о согласии на данную сделку.

Копия финансового лицевого счета (из Единого Информационного Расчетного Центра) с места продажи (мены) и с места покупки (мены).

Выписка из домовой книги (из ЕИРЦ) с места продажи (мены) и с места покупки (мены).

Справка об отсутствии задолженности за жилье и коммунальные услуги.

Копии свидетельства о собственности на жилище с места продажи (мены) и с места покупки (мены).

Справка БТИ двух квартир, экспликация, поэтажный план.

Копии свидетельства о рождении несовершеннолетних детей.

Копии паспортов всех совершеннолетних лиц, участвующих в сделке.

Копии свидетельств о браке, смерти лиц, совершающих сделку.

Согласие лица, продающего квартиру семье, при наличии в ней несовершеннолетних детей (нотариально заверенное) на продажу.

Разрешение на регистрацию в населенном пункте субъекта Российской Федерации в случае выезда семьи по новому адресу из ОВД (форма № 6).

Копии договоров продажи и покупки жилой площади
Примечание: документы, удостоверяющие личностродителей и их несовершеннолетних детей (паспорта, свидетельства о рождении), прилагаются в оригинале, срок действия копий всех предъявленных документов – месяц со дня их выдачи, интересы несовершеннолетних в соответствии со ст. 37 ГК РФ представляют их родители (лица их заменяющие), в соответствии с действующим законодательством. Прием документов от посредников не производится.

2.3 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОПЕКУНА (ПОПЕЧИТЕЛЯ) РЕБЕНКА

Статья 150 СК устанавливает право и обязанность опекунов и попечителей воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, о его обучении и воспитании, содержании, защищать его права и интересы. Перечисленные в Семейном кодексе права и обязанности опекунов (попечителей) вытекают из содержания задач опеки и попечительства над детьми и во многом сходны с правами и обязанностями родителей в отношении своих детей (ст. 63 СК), в то же время основания возникновения указанных полномочий у родителей и опекунов (попечителей) различны (родительские права возникают в силу факта отцовства и материнства, удостоверенных в установленном законом порядке, а права и обязанности опекунов и попечителей основаны на административном акте, то есть решении органа опеки и попечительства).
Права опекуна и попечителя (как и родительские права) не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.
Обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка исполняются опекунами (попечителями) безвозмез­дно, кроме случаев, предусмотренных законом (п. 1 ст. 36 ГК, п. 5 ст. 150 СК).
Права и обязанности опекуна (попечителя) прекращаются по достижении подопечным ребенком возраста во­семнадцати лет, при вступлении его в брак, а также в случае эмансипации несовершеннолетнего подопечного (ст. 40 ГК). Основанием для прекращения прав и обязанностей опекуна (попечителя) может стать его освобождение или отстранение от исполнения обязанностей органом опеки и попечительства (ст. 39 ГК).
Как и родителям, СК предоставляет опекунам и попечителям право самостоятельно определять способы воспи­тания подопечных детей, но с учетом мнения детей и рекомендаций органов опеки и попечительства (п. 1 ст. 150 СК). Эти способы должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Опекун (попечитель) имеет право выбора образовательного учреждения и форм обучения подопечного ребенка с учетом мнения ребенка. При этом опекун (попечитель) должен исходить из необходимости получения подопечным основного общего образования.
Опекуны и попечители несовершеннолетних детей обязаны проживать совместно со своими подопечными (п. 2 ст. 36 ГК).
Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного. Обязанностью опекунов и попечителей является извещение органов опеки и попечитель­ства о перемене места жительства (п. 2 ст. 36 ГК).
Права и обязанности опекунов (попечителей) в гражданско-правовой сфере регулируются ГК. Как законные представители, опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия (п. 2 ст. 31 ГК).
Опекуны малолетних (несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет) совершают от их име­ни и в их интересах все юридически значимые действия и необходимые гражданско-правовые сделки, которые по­допечные не вправе совершать самостоятельно, поскольку не обладают полной гражданской дееспособностью (ст. 28, п. 2 ст. 32 ГК).
Имущественную ответственность по всем сделкам малолетнего (даже тем, которые он вправе совершать самостоятельно) несут опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Они также отвечают за вред, причиненный малолетними подопечными, если не докажут, что вред возник не по их вине. Обязанность опекуна по возмещению вреда, причиненного малолетним, не прекращается с достижением подопечным совершеннолетия или получением им имущества, достаточного для возмещения вреда (п. 3 ст. 28 и п. 1 и 4 ст. 1073 ГК).
Попечители над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет дают согласие на со­вершение ими тех сделок, которые подопечные не вправе совершать самостоятельно (п. 1 ст. 26 ГК; п. 2 ст. 33 ГК). Кроме того, попечители должны оказывать подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охранять их от злоупотреблений со стороны третьих лиц (п. 2 ст. 33 ГК).
В отличие от опекунов попечители не несут ответственности по сделкам, совершенным их подопечными, в том числе с письменного согласия попечителей. Ответственность по сделкам, которые несовершеннолетние, достигшие возраста четырнадцати лет, могут совершать самостоятельно, а также по сделкам, совершенным с письменного согласия попечителей, несут сами несовершеннолетние подопечные (п. 3 ст. 26 ГК).
Несовершеннолетние подопечные в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет отвечают за причиненный вред на общих основаниях самостоятельно. Однако, если у подопечного нет доходов или иного имущества, до­статочных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части попечителем, если он не докажет, что вред возник не по его вине. Обязанность попечителей по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним подопечным в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, прекращается с достижением причинившим вред совершеннолетия или получением им доходов, имущества, достаточных для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность в полном объеме (п. 1-3 ст. 1074 ГК).
Под виной опекунов (попечителей), влекущей ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними подопечными, следует понимать как неосуществление должного надзора за несовершеннолетними, так и безответственное отношение к их воспитанию или неправомерное использование своих прав по отношению к детям, результатом которого явилось неправильное поведение детей, повлекшее вред (попустительство, поощрение озорства, хулиганских действий, безнадзорность детей, отсутствие к ним внимания и т. п.).
Закон возлагает на опекунов и попечителей обязанность заботиться о содержании своих подопечных (п. 3 ст. 36 ГК) и в этих целях предоставляет им право расходовать полученные подопечными доходы (пенсия, пособия, алименты и т. п.), кроме случаев, когда подопечные вправе распоряжаться ими самостоятельно. При этом ст. 37 ГК устанавливает условия распоряжения опекунами (попечителями) доходами несовершеннолетних подопечных исключительно в интересах подопечного (на удовлетворение его потребностей и с наибольшей выгодой для него) и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Без разрешения органа опеки и попечительства опекун или попечитель вправе производить лишь необходимые для содержания подопечного расходы на повседневные нужды (продукты питания, одежда, книги и т. п.) за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода (п. 1 ст. 37 ГК). В остальных случаях опекуну (попечителю) нужно получать согласие органа опеки и попечительства, который определяет — каким образом следует расходовать доходы, причитающиеся подопечному. Поэтому опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель — давать согласие подопечному на совершение сделок по отчуждению, в том числе по обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного (п. 2 ст. 37 ГК).
Порядок управления опекуном или попечителем имуществом подопечного определяется законом (п. 2 ст. 37 ГК), что имеет важное значение для охраны имущественных прав несовершеннолетнего подопечного.
Для исключения возможных злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя), защиты имущественных прав подопечного гражданским законодательством (п. 3 ст. 37 ГК) определены виды сделок, которые не вправе совер­шать опекуны (попечители). Так, опекунам, попечителям, их супругам и близким родственникам запрещается совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.
При необходимости постоянного управления недвижимым и иным ценным движимым имуществом подопечного ребенка орган опеки и попечительства заключает с управляющим, определенным этим органом, договор о довери­тельном управлении таким имуществом (ст. 38 ГК) В этом случае опекун или попечитель сохраняет свои полномочия в отношении того имущества подопечного ребенка, которое не передано в доверительное управление
Семейный кодекс (п. 2 ст. 150) предоставляет опекунам (попечителям) несовершеннолетних такие же средства защиты своих прав, какие предоставлены родителям для защиты родительских прав. Поэтому опекун или попечи­тель вправе требовать в судебном порядке возврата ребенка, находящегося у него под опекой (попечительством), от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований (то есть нет решения о передаче ребенка под опеку или попечительство, нет решения суда о передаче ребенка на воспитание или решения суда об установлении усыновления), в том числе от близких родственников ребенка (родителей, братьев, сестер, дедушки, бабушки). Требование опекуна (попечителя) о возврате ребенка от лиц, незаконно удерживающих его у себя, рассматривается судом в порядке искового производства с обязательным привлечением к делу органа опеки и попечительства Орган опеки и попечительства готовит заключение по существу спора (ст. 78 СК).
Опека или попечительство, как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не предполагает окончательное прекращение правоотношений детей с родителями, как это происходит при усыновлении. Поэтому п. 3 ст. 150 СК установлено, что опекун и попечитель не вправе препятствовать общению подопечного ребенка с его родителями и другими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.
В гражданском и семейном законодательстве отсутствуют нормы, устанавливающие обязанность опекунов (попечителей) содержать несовершеннолетних подопечных. Однако они обязаны заботиться о их содержании за счет сумм, причитающихся подопечным в качестве дохода.
В соответствии с п. 5 ст. 150 СК опекуну (попечителю) на содержание подопечного ребенка должны ежемесячно выплачиваться денежные средства в размере и порядке, установленном Правительством РФ.
В настоящее время порядок и размер выплаты опекуну (попечителю) ежемесячных денежных средств регла­ментируется Положением о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным приказом Министра образова­ния Российской Федерации от 19 августа 1999 г. № 199.
Назначение денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется поста­новлением (распоряжением) органа опеки и попечительства. Выплата денежных средств производится опекуну ежемесячно органом опеки и попечительства со дня вынесения решения о назначении денежных средств с возмещением расходов опекуну (попечителю) на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь (исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона) за период с момента возникновения основания на их получение до достижения подопечным 18-летнего возраста.
Денежные средства не назначаются и не выплачиваются на тех подопечных, родители которых могут лично осуществлять воспитание и содержание своих детей, но добровольно передают их под опеку (попечительство) другим лицам (находятся в длительных служебных командировках, проживают раздельно с детьми, но имеют усло­вия для их содержания и воспитания и т. п.). Также не назначаются и не выплачиваются денежные средства на подопечных детей, которые находятся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях всех типов и видов, независимо от их ведомственной принадлежности.
На опекуна (попечителя) возложена ответственность за воспитание несовершеннолетних подопечных, в связи с чем федеральным законодательством предусмотрено предоставление ему определенных льгот. Так, в соответствии с Трудовым кодексом РФ гарантии и льготы, предоставляемые женщине в связи с материнством (ограничение труда на ночных и сверхурочных работах, ограничение привлечения к работам в выходные дни и направления в командировки, предоставление дополнительных отпусков, установление льготных режимов труда и другие гарантии и льготы, установленные действующим законодательством), распространяются также в полном объеме на опекунов (попечителей) несовершеннолетних.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Стремительная трансформация общественного устройства и экономический кризис обусловили рост таких негативных явлений, как социальное сиротство, детская безнадзорность и беспризорность.

По данным анализа, проведенного в курсовой работе, сегодня в России — свыше 700 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, причем только 5 процентов из них — настоящие сироты, остальные — это так называемые «социальные сироты», то есть дети, ставшие сиротами при живых родителях. Ежегодно выявляется свыше 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. В интернатных учреждениях находится лишь одна четвертая часть всех зарегистрированных российских детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Во всех случаях, когда ребенок по тем или иным причинам остался без попечения своих родителей (в случае их смерти, болезни, длительного отсутствия, лишения родителей родительских прав или ограничения их в таких правах, уклонения родителей от его воспитания и т.п.), заботу о нем принимает на себя государство.

Защиту прав и интересов таких детей осуществляют специально уполномоченные государством органы опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления (местная территориальная администрация).

Эти органы ведут учет детей, оставшихся без попечения родителей; исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства; осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования (ст. 121 СК РФ).

Для своевременного выявления таких детей закон возлагает на должностных лиц учреждений, которые непосредственно соприкасаются с детьми (детских садов, школ, детских поликлиник и т.д.), а также на граждан, располагающих сведениями об утрате детьми попечения родителей, обязанность сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей (ст. 122 СК РФ).

При получении таких сведений или самостоятельном выявлении детей, оставшихся без попечения, органы опеки и попечительства принимают меры для защиты их прав и интересов (разыскивают родственников, обеспечивают ребенку временное прибежище и т.п.) и решают вопрос о форме устройства и дальнейшем воспитании ребенка.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в различных правовых формах. Детей в первую очередь стремятся передать на воспитание в семью: на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. При отсутствии такой возможности помещают детей на воспитание в различные государственные учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома для инвалидов и т.д. (ст. 123 СК РФ). Тип учреждения определяется в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка.

Нахождение ребенка в любом государственном детском учреждении не исключает в дальнейшем устройства его в семью. В этих целях в России ведется централизованный учет (на местном, региональном и федеральном уровнях) всех детей, которые могут быть переданы на воспитание в семью, и любой гражданин, желающий принять ребенка в свою семью, может воспользоваться этой информацией.

В Российской Федерации существует много проблем в сфере обеспечения полноценной жизнедеятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть решены на областном уровне: это организация отдыха, оздоровления и занятости детей, поддержка, одаренных детей, детей-инвалидов и несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Проблема социального сиротства является одной из наиболее острых проблем детства. Проблема социализации детей, оставшихся без попечения родителей в детских домах и школах-интернатах не дает возможности полноценно подготовить этих детей к самостоятельной жизни после выхода из детского дома. В связи с этим на первый план выступает проблема воспитания детей в приемной семье на основе опеки, попечительства, усыновления, патроната.

Органами опеки и попечительства в соответствии с этими законами являются органы местного самоуправления.

В федеральных, региональных законах и программах, посвященных социальной поддержке населения постоянно предпринимаются попытки решения вопросов социальной защиты семей, имеющих детей под опекой, однако приходится констатировать, что в условиях постоянного недофинансирования местных бюджетов эти вопросы решаются слабо. В частности, это касается материальной поддержки детей находящихся под опекой.

Завершая работу, хотелось бы отметить, что в виду неоднозначного подхода в рассмотрении ряда вопросов относительно защиты прав и интересов детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей данная тема будет оставаться актуальной и предметом исследования научных работ в будущем.
Список используемой литературы:
Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. N 237

  2. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изм. и доп. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г.), СЗ РФ. 1996г. N 1 ст. 16.

  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октя октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта 2002 г.). СЗРФ от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301, 29 января 1996 г. N 5 ст. 410, 3 декабря 2001 г. N 49 ст. 4552.

  4. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» СЗ РФ. 1997 г., N 47, ст. 5340., 2001. N 44, ст. 4149

  5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 20 июля 2000 г.). СЗ РФ, 1998 г., N 31, ст. 3802.

  6. Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». // СЗ РФ. 2001. N 17. Ст.1643.

  7. Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в ред. от 28 марта 1998 г. № 50-ФЗ) СЗ РФ. 1998 г., N 13, ст. 1472.

  8. Основные направления социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 г. Утверждены Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. N 942. // СЗ РФ. 1995. N 38. Ст.3664

  9. Бюллетень Верховного Суда РФ, 1995 г., N 5.

  10. Бюллетень Верховного Суда РФ, 2001 г., N 10.

  11. Определение СК Верховного Суда РФ от 28 апреля 2000г. БВС. N 1. 2001 г., БВС. N 1.

  12. Всеобщая декларация прав ребенка, Сборник документов по правам человека, 1994.

  13. Документы ООН о детях, женщинах и образовании. - М.: Народное образование, 1995, 112С. (библиотечка журнала Народное образование, №2, 1995г.

  14. Конвенция защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) - // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, №2

Специализированная литература:

  1. Азарова Е.Г. Комментарий к законодательству о пособиях и льготах гражданам с детьми, – М.: Юристъ, 2002.

  2. Беспалов Ю.Ф. Семейно-правовое положение ребенка в Российской Федерации. Владимир, ВГУ, 2003.

  3. Беспалов Ю. Усыновление как способ судебной защиты прав ребенка // Российская юстиция. – 1997. - №7

  4. Брутман В. Социальное сиротство: по пути отчаяния/ Народное образование, № 9-10, 1999.

  5. Доклады о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2001 и 2002 гг. // Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах. М., Юристъ, 2003.

  6. Давыдов В.И., О состоянии исполнения законодательства при усыновлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и практики прокурорского надзора Прокурорский надзор. 1999-2000г., с. 4.

  7. Ежегодный государственный доклад «О положении детей в России (2003)». М., Норма, 2004.

  8. Желаннова А. Права ребенка и советская педагогика // История, 1997, № 40

  9. Иванова Н.П., Заводилкина О.В. Дети в приемной семье. - М.: Дом, 2003.

  10. Комитет ООН по правам ребенка и права детей в России. РОО «Право ребенка», М.,2001.

  11. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный) (под ред. О.Н.Садикова) – М.: Юристъ, 2002.

  12. Королев Ю.А. Семейное право России. М., Юристъ, 2002.

  13. Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации - М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2003. Глава 20

  14. Нечаева А.М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М., Норма. 2003.

  15. Нечаева А.М, Охрана детей-сирот в России. История и современность. М. 2004. Изд-во «Дом»., с. 16.

  16. Постатейный научно-практический комментарий Семейного кодекса Российской Федерации / под ред. А.М. Эрделевского – М., Агентство (ЗАО) «Библиотечка РГ», М., 2001 г.

  17. Семейное право: проблемы и перспективы развития (Материалы «круглого стола») // Государство и право. 1999. N 9.

  18. Шохина Л.Н. Правовые основы государственной поддержки детей-сирот, «Гражданин и право», N 1, январь 2002 г.

  19. Шнекендорф 3.К. Права ребенка в законодательных актах. Материалы для изучения // История, 1997, № 40


ГЛАВА
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации