Абдулатипов Р.Г. Этнополитология - файл n1.docx

приобрести
Абдулатипов Р.Г. Этнополитология
скачать (628.4 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx629kb.11.06.2012 05:34скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Р. Г. Абдулатипов

ЭТНОПОЛИТОЛОГИЯ

Допущено Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия для студентов высших учебных

заведений, обучающихся по специальности 020200 «Политология»

300 -

300.piter.com

Издательская программа

300 лучших учебников для высшей школы

в честь 300-летия Санкт-Петербурга

осуществляется при поддержке Министерства образования РФ

Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж

Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара - Новосибирск

Киев • Харьков • Минск

2004

ББК66.01я7

УДК [32:39]@75)

А13

Рецензенты:

д. ф. н., профессор, академик АН Азербайджана А. Ф. Даждалшров;

к. ф. н., доцент Л. Е. Жарников;

д. ф. н., профессор Н. П. Медведев

Абдулатипов Р. Г.

А13 Этнополитология. — СПб.: Питер, 2004. — 313 с. — (Серия

«Учебное пособие»).

ISBN 5-94723-575-7

Учебное пособие по этнополитологии рассматривает генезис этнических, этно-

национальных, межэтнических, этнокультурных отношений в системе социально-

политических процессов, институтов, влияние этнического и этнонационального

факторов на политическую власть, идеи, политико-правовые нормы, отношения

власти, деятельности политических учреждений, партий и движений в сфере этно-

национальных отношений.

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве

учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по

специальности 020200 «Политология».

ББК66.01я7

УДК [32:39]@75)

ISBN 5-94723-575-7 О ЗАО Издательский дом «Питер», 2004

Содержание

Структура книги 4

Тематический план изучения курса «Этнополитология» 9

Введение 9

Тема 1. Этнополитология —научная и учебная дисциплина.

Предмет, методы и функциональные задачи 15

Тема 2. Теория этногенеза.

Этногенез русского и других народов России

в контексте этнополитологии 63

Тема 3. Этнос и государство: этнополитические процессы

и политические режимы 94

Тема 4. Государственная этнонациональная политика.

Модели управления этнополитическими процессами .... 126

Тема 5. Личность в системе этнополитических отношений:

традиции, культура и право 167

Тема 6. Этнополитика государственного строительства

в России 198

Тема 7. Этнополитические конфликты: природа и пути

разрешения 235

Тема 8. Малочисленные народы:

политико-правовые механизмы защиты и развития 271

Послесловие 302

Темы для самостоятельных работ 304

Примерные темы для рефератов, курсовых и дипломных работ

по курсу «Этнополитология» 305

Литература 308

Структура книги

Тема 1. Этнополитология — научная и учебная дисциплина.

Предмет, методы и функционные задачи.

Этнополитология: предмет, методы и функциональные задачи.

Методы этнополитического исследования. Функции и задачи этнополито-

логии. Категории и понятия этнополитологии. Классификация этнона-

циональных общностей. Базовые дисциплины научного изучения и

практики этнополитологии. Этнонациональные процессы и

современная политическая карта мира. Этнонации и нации-государства как

объект этнополитологического исследования и просвещения.

Этнонации и национализм: старо и новое содержание. Этнополитический

экстремизм. Предрассудки и стереотипы в сфере этнонациональных

отношений. Классификация знаний о народах России и этнополитические

процессы. Этнополитология, этническая политология. Неотложная

этнополитология и ее практическое значение. Самоопределение наций-

этносов и наций-государств в современных условиях. Роль

этнополитологии в выработке и реализации этнополитики современной России.

Тема 2. Теория этногенеза. Этногенез русского и других народов

России в контексте этнополитологии.

Теория этногенеза в современном обществе. Различные направления

(школы) этнологии. Этногенез русской нации: история и

современностьЂ?________. Этнос и власть в историческом измерении. Характеристика

основных тенденций развития этнонациональных и этнополитических

процессов в России. Этнонациональная и гражданская идентичность

россиян. Демократия и судьба наций-этносов. Равноправные и равнодо-

стойные граждане Российской Федерации. Многонациональный народ

Российской Федерации, как российская политическая нация.

Тема 3. Этнос и государство: этнополитические процессы

и политические режимы.

Этнос и государство: историческое многообразие взаимодействия и

развития. Этногенез и эволюция государственности. Нация-этнос и

Структура книги 5

политическая нация, нация как согражданство. Исторический опыт

взаимодействия нации-этноса и нации-государства в России. Модели

государственного устройства и обустройства наций-этносов в

государстве. Легитимность власти и этнополитика. Национальное и

националистическое: противоречивое проявление единой сущности. Этнона-

циональная и государственная атрибутика в Российской Федерации.

Мифология и реальности общности этнонаций в едином государстве.

Тенденции этнонациональной самобытности и общности, переоценка и

недооценка национальных учреждений в системе власти и гражданском

обществетнонациоиальных интересов и солидарность этнонаций —

задачи государства в сфере этнонациональных отношений. Демократия

и федерализм как способ обеспечения паритета и партнерства в сфере

этнонациональных отношений современной России.

Тема 4. Государственная этнонациональная политика.

Модели управления этнополитическими процессами.

Актуальность практической этнополитологии. Сущность

этнонациональной политики государства. Исторические модели

этнонациональной политики: результаты и перспективы. Демократический этап

развития этнонациональных отношений и основные задачи

этнонациональной политики. Предмет и управленческие задачи

этнонациональной политики в современных условиях. Историческое наследие

этнонациональной политики царского самодержавия и советской власти. Учет

последствий развала Советского Союза в этнонациональной политике

Российского государства. Концепция государственной национальной

политики: цели и задачи. Русский и другие народы России в

государственной этнонациональной политике. Демократическая модель

этнонациональной политики: от политики к праву. Принципы современной

этнополитики. Механизмы реализации государственной этнополитики.

Национально-культурные автономии: самобытность и развитие.

Ассамблея народов России: межнациональное сотрудничество и

межкультурное сотворчество народов России. Этнонациональное самосознание

наций-этносов и индивидов через призму современной политологии.

Региональные модели этнополитики: опыт и проблемы. Роль

институтов гражданского общества в выработке и реализации государственной

этнонациональной политики.

Тема 5. Личность в системе этнонациональных отношений:

традиции, культура и право.

Нация-этнос, нация-государство и идентичность личности.

Этнонациональное и этнополитическое бытие личности как субъективный

6 Структура книги

фактор развития этнонациональных отношений. Политическая и эт-

нонациональная идентификация личности как факторы их

мобилизации на развитие и солидарность. Полиэтническое сообщество среда

обитания, формирования и деятельности россиянина. Внутриэтничес-

кая консолидация и межэтническая коммуникация. Культура

межнационального общения и ее основные функции. Распределение

потенциала общества и власти в сфере этнонациональных отношений.

Социальное и политическое участие представителей различных

национальностей в общественной и государственной жизни региона,

страны: политико-правовые и организационные механизмы. Права и

свободы человека в системе этнонациональных и этнополитических

отношений. Закон «О национально-культурной автономии» и

этнокультурная идентичность гражданина. Боязнь этничности и попытки

«уйти» от нее и самочувствие личности. Политика обустройства

людей всех национальностей во всех сферах общества и государства.

Ресурсы мобилизованной этнонациональности человека. Этнонацио-

нальные и политические установки участия граждан в политических

процессах. Позитивный и негативный тип поведения личности в

сфере этнонациональных отношений. Правовое закрепление равноправия

граждан различных национальностей полиэтнического государства.

Тема 6. Этнополитика государственного строительства в России:

история и современные задачи.

Историческое обоснование тезиса «Российская федерация —

исторически многонациональное государство». Обустройство различных

народов и территорий в едином государстве — коренная задача

государственного строительства в России. Российская государственность

как результат исторической солидарности различных народов на базе

русской нации и русской государственности. Исторические тенденции

становления многонациональное™ российского государства:

противоречия и достижения. Диалектика проявления права народов на

самоопределение и право народов на объединение в единое государство.

Модели государственного устройства народов в современной России.

Чрезмерная унитаризация государственного устройства и

унификация жизни народов страны — угроза целостности государства.

Использование преимуществ федеративного устройства государства в

России: поиски и находки. Нации-этносы и нация-государство в

российской ___________государственной политике: история и современность. Этно-

нации как наиболее устойчивые корневые основы российской

государственности. Советский федерализм: демократически декларации и

Структура книги 7

тоталитарная практика. Причины развала Советского Союза. Совет

Национальностей Верховного Совета РСФСР и попытки

демократического обустройства народов страны в новых условиях. Этнополити-

ческий потенциал Федеративного договора. Гипертрофия или

недооценка этнонационального фактора в государственном строительств и

их последствия. Основные тенденции развития государственного

устройства современной России. Позиции современных политических

партий и движений в государственном устройстве современной

России. Русский народ и этпонациональные признаки государственных

образований в России. Формы правления и модели обустройства

народов в российском федеративном государстве. Россия — исторически

соборное государство. Российская Федерация как форма

государственного устройства для всех этнонациональных общностей страны.

Перспективы российского федерализма, перспективы этнонаций и

нации-государства.

Тема 7. Этнополитические конфликты: природа и пути разрешения.

Этноконфликтология как составная часть этнополитологии.

Термин «этнополитическая конфликтология». Этнонациональные

конфликты — как результат неучтенных различий и несогласованных

интересов. Природа, динамика, гносеология и история этнополитических

конфликтов. Этнополитический экстремизм. «Этнонациональный

нейтралитет» государства и попытки «отделения» этнонаций от

нации-государства. Типы этнополитических требований в фазе этнопо-

литического конфликта. Эпоха глобализации и угроза самобытности

для этнонациональных меньшинств: сущность и последствия.

Причины возникновения и пути преодоления этнополитических

конфликтов. Постконфликтное строительство: комплексная программа

преодоления последствий и выстраивание стабильных этнонациональных

отношений. Роль этнополитических элит и интеллигенции в

этнополитических конфликтах. Модели разрешения и методы управления эт-

нополитическими конфликтами. Строительство солидарного

общества в полиэтнической стране. Власть и гражданское общество в

этнополитической конфликтологии.

Тема 8. Малочисленные народы: политико-правовые

механизмы защиты и развития.

Статус малочисленных народов: международный опыт и российское

право. Место коренных малочисленных народов в государственной

политике Российской Федерации. Принципы и подходы государственной

этнополитики к малочисленным народам. Политико-правовые основы

8 Структура книги

развития малочисленных народов. Закон «О гарантиях прав коренных

малочисленных народов Российской Федерации». Практическая этно-

политика в отношении малочисленных народов: сущность и сновные

направления. Механизмы решения вопросов развития малочисленных

народов. Самоуправленческие традиции развития малочисленных

народов: история и современные тенденции. Новые приоритеты этнопо-

литики в отношении к малочисленным народам: федерации и ее

субъекта. Роль Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири

и Дальнего Востока, Ассамблеи народов России в защите прав и

интересов коренных малочисленных народов. Сравнительная характеристика

положения аборигенных народов США, Канады и России.

Заключительный семинар, научно-практическая конференция,

зачетное собеседование (на выбор преподавателя и слушателей) по

всему курсу с ориентацией на теоретическую и практическую подготовку

кадров государственных служащих Российской Федерации. Основные

___________ориентационные установки, вопросы и материалы для их подробного

освещения даны в соответствующих разделах настоящего учебного

пособия.

Введение

В ходе исторического развития человеческого общества все более

возрастает и масштабы родовой, этнической, этнонациональной,

межнациональной и даже межгосударственной общности. Но родниковое,

этническое начало сохраняет свое влияние на глобальные и

геополитические процессы. Этнонациональный фактор может

адаптироваться, гармонизироваться с социально-политическими, национальными и

другими реалиями, и может вступить и в конфликт.

Социально-экономическая и политическая детерминированность этнического на этапе,

особенно этнонационального и межнационального,

интернационального развития тоже объективная реальность. Этническое все более

становятся социально-политическим, соприкасается с социальным

самочувствием и политическими правами, как представителей отдельных

национальностей, так и целых этнонаций. Следовательно,

этнография, этнология, этническая антропология не справляются с

изменением всей мозаики этнических процессов. Отсюда и появление этно-

политики как научной и учебной дисциплины, изучающей сущность

и закономерности проявления этнополитических процессов.

Этнонаций достигают высокого уровня политической зрелости, которая

определяется не только стремлением к этнонациональному

самоопределению, но и способностью к солидарности в полиэтнических,

политических реалиях. Именно эта способность начинает играть

более определенную роль в судьбах не только наций-этносов, но и

наций-государств. Сегодня нет изолированного от союзов и объединений

нации-государства. Право народов на самоопределение в XXI век —

это право интегрироваться в государственное и межгосударственное, в

мировое сообщество с целью сохранения и всемирности своей

самобытности. Важно вести процесс глобализации по линии единства

многообразия. Человек выступает, с одной стороны, субъектом и объектом

этнонациональной, национально-государственной жизни, а с другой

стороны, как объект и субъект межнациональных

межгосударственных, глобальных отношений. Тут не должно быть, что одни нации в

10 Введение

этническом и государственном измерении выступали бы объектом

политики, а другие — субъектом. Это две стороны антропологической

философии Фейербаха, где «абстрактный человек» - дитя природы.

Она устраняет из мировой истории, истории культуры внутренний

мир человека с его личностными качествами, индивидуальностью,

национальным характером, разнообразными этническими свойствами,

целями и национально-духовными запросами. В свете такой

концепции история предстает огромной, бесцветной, лишенной

многокрасочности картиной, черно-белого изображения, где безмолвно и жесткой

последовательностью действуют законы.

Согласно другому подходу, который идет от научно-философских,

гуманистических учений: «люди творят историю», однако в данной, их

обуславливающей среде, на основе существующих отношений».1

Здесь место и этнополитических отношений. В конечном итоге все

сферы общественных отношений развиваются на почве определенной

этнонациональной, а значит и этнополитической среды. И в системе

политических отношений следует учитывать то, что в реальном мире

«существует не «человек вообще», а «национальный человек». Этно-

национальное есть не только коллективное, но и индивидуальное

качество человека. Вместе с тем, мир становится маленькой деревней, а

человек становится мировым явлением. «Местно-ограниченные

индивиды» превращаются в «всемирно-исторические индивиды».2 В этих

условиях вопрос прав и свобод человека, его самочувствия и

благополучия - от этого порой зависит вопрос существования, свободного

развития отдельных народов и всего человечества. И политика соотношения

личности и этнонационального, этнонационального и

государственного, государственного и межгосударственного сотрудничества и

развития обретает глобальную значимость. Отсюда и актуальность этнопо-

литики, ее выработки и реализации. Для этнополитологии важно не

только отношения этнонации к политической власти, но и отражение

этнонациональной сущности в индивидуальном и общностном

измерении в политике. И к сфере политики можно отнести замечание:

«Национальный жизненно-исторический опыт неповторим в своей

повторяемости».3 Отсюда, значимость общей теории политологии и

политической философии для этнополитологии, но определяя свой

предмет — место и роль этнонации, этнических процессов в системе

1 Маркс К.у Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 32. С. 175.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 3. С. 34.

3 Борее Ю. Эстетика. - М, 1975. С. 146.

Введение 11

политических отношений. Базируясь и тут на этнографии и

этнологии, которые есть науки о народах, о многообразии их культуры,

традиций, социокультурной роли в развитии общества и государства.

Антропология же чаще занята изучением народов доиндустриальной

эпохи. И получилось, что «первобытные народы» с родоплеменными

отношениями более изучены, чем народы крупные, которые

определяют перспективную политику. Этнополитология должна изучать не

только традиционные, но и современные систему власти и институтов

управления в соответствии с потребностями и практикой развития

этнонациональных общностей, когда объектом и субъектом властных

и управленческих отношений выступают этнонации и их

представители__________. Этнополитология выступает в роли путеводителя для этнонации в

политической сфере, власти и политики в сфере жизнедеятельности

этнонации, обеспечивая оптимизацию их отношений. Методы

этнографии, этнологии, этнонационалогии тут соединяются с методами

политологии. И наоборот. Пока же исторически так сложилось, что

власть достаточно подозрительно относится к этнонациональному

многообразию и стремится его унифицировать, тогда как и этносы

мало доверяют власти. Политические режимы наследуют в этой сфере

немало трагедий. И весьма трагично порой политическое поведение

целых этносов и их представителей. Этнополитология признана если

не снять, то хотя бы смягчить эти исторические противоречия.

Особенно в современных условиях взрывоопасной оптимизации этнона-

ционалыюго фактора, его чрезмерной политизации. Значение

этнополитология как теории и прикладной науки возрастает в условиях

демократизации, складывании многопартийности, этнонациональных

движений в многонациональной России. Этнонации и их

представители становятся активными участниками политической жизни страны.

Тут важен и вопрос легитимности власти для этнонации и с участием

этнонации. Легитимность власти — это еще и умение отражать

многообразие этнонациональных интересов участников политической

жизни, обеспечивать их партнерство и паритет интересов. Следовательно,

способность поддерживать в многонациональном обществе

стабильность и согласие. Пока этнополитология вынуждена варьировать

между старыми стереотипами «решенности национального вопроса»,

«бесконфликтностью этнонациональных процессов», которые довлеют к

«слиянию» на классовой основе и новыми подходами и значительной

конфликтогенности этнонационального фактора. В Концепции

национальной безопасности России об этническом факторе говорится лишь

в разделе «Угрозы национальной безопасности». Если нации угрожа-

12 Введение

ют национальной безопасности, то где смысл национальной

безопасности? Более того, в последнее время принято говорить только о

национально-культурном самоопределении этнонаций, толкование их

сущности только через призму культурологии, хотя рядом кричащие

политические проблемы обустройства этнонаций, защиты прав и

свобод человека по этнонациональному признаку, их участи и

представительство в политической жизни регионов и страны.

Современный человек — это человек бесспорно политический и

живущий, как правило, в политической среде, в системе сложнейших

отношений, где этнонациональное занимает свое место. И важнее ему

ориентироваться в гамме этих отношений на основе знаний и опыта,

вступая в эти отношения, чтобы не стать жертвой фанатиков и

экстремистов. Тем более, что современное общество все больше «убегая» от

этнического, считая его архаичным явлением, создает огромное

пространство для искажения сути этнического, его мифологизации.

Иррациональное в этнонациоиальном перегружает его сущность и мало

оставляет места для рационального. А наука — это и есть выявление

сущностного, рационального. Отсюда и значимость этнополитологии,

которая призвана вносить рациональную ясность на величайшем

стыке иррационального между этнонациональным и политическим.

Задача этнополитологии в конечном итоге, это дать рациональные знания о

природе взаимодействия этнического и политического, о методах

управленческого взаимодействия на эти процессы, формируя

способность ориентироваться в сложнейших переплетениях власти и этноса,

этнонационального и политического, этнонациональной и

гражданской, политической идентичности, об этническом и политическом

составляющих в этнополитических конфликтах и в мерах по их

разрешению и т. п. Никакая национальная политика государства не поможет,

если этнополитически безграмотны не только простые граждане, но и

политическая и управленческая, а порой и интеллектуальная элита

страны.

И задача курса «Этнополитология» дать слушателям, студентам

систематизированные знания по этнополитологии, которая, бесспорно,

необходима им не только в политике, но и в политической деятельности

в многонациональной России. Написание такого учебного пособия —

одна из первых попыток в нашей стране. Соответственно, масса

вопросов, начиная с определения предмета курса, его содержания,

структуры. Кроме того, в России переходного периода, подверженной

глубокими трансформациями всей шкалы ценностных ориентацией,

особенно в сфере этническом, этнонациоиальном, не говоря уже о

Введение 13

политическом масса противоречий и противоречивое толкование эт-

нополитических процессов. Предмет этнополитологии носит не

устоявшейся характер. Следовательно, не устоялась и сама

этнополитология как научная и учебная дисциплина. Написание учебного пособия

по этнополитологии это попытка ответить на тот вызов, который

исходи из современного общества. Но вместе с тем ясно, что учебное

пособие по этнополитологии — это еще не вся этнополитология. В нем

даны лишь минимально необходимая сумма знаний. В целом же

учебное пособие отражает на наш взгляд, происходящие в современной

России этнополитические процессы во всей их динамике и

противоречивости. Достижения этнополитологии усилят одновременно и

общественную значимость базовых научных дисциплин — этнологии и

политологии, их прикладные возможности.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

изучения курса «Этнополитология»

(теория и социально-политическая

практика развития этнонации и

этнополитических отношений)

1 №

п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Название темы

Этнополитология — научная и учебная

дисциплина

Этногенез русского и других народов

России. Этнонациональные и

этнополитические процессы

Этнос и государство: этнополитические

процессы и политические институты

Государственная национальная

политика в России. Модели управления

этнополитическими процессами

Личность в сфере этнополитических

отношений: традиции, культура и право

Этнополитика государственного

устройства в России

Этнополитические конфликты: причины

и пути их разрешения

Малочисленные народы: политико-

правовые основы защиты и развития

Теория и практика этнополитологии

в подготовке кадров государственной

службы в Российской Федерации

Вид

занятий

Лекция

Семинар

Лекция

Семинар

Лекция

Диспут

Лекция

Семинар

Лекция

Семинар

Лекция

Диспут

Лекция

Семинар

Лекция

Диспут

Лекция

Семинар

Зачет

Всего

Количество

часов

2

2

2

2

2

2

2

2

4

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

40 часов |

ТЕМА1

Этнополитология — научная

и учебная дисциплина.

Предмет, методы

и функциональные задачи1

Предмет этнополитологи. Предмет этнополитологии — это генезис

этнических, этнонациональных, межэтнических, этнокультурных

отношений в системе социально-политических процессов, институтов,

влияние этнического и этнонационального фактора на политическую власть,

идеи, политико-правовые нормы, отношения власти, деятельности

политических учреждений, партий и движений в сфере этнонациональных

отношений.

Методы исследования. Этнологический, этнографический,

социологический, политологический, нормативно-ценностный,

функциональный, системный, сочетание анализа и синтеза, исторического и

логического моделирования и т. д. Этнический, этнографический

уровни — это предмет этнологии. А социологический т
_,

политологический уровни в большей степени становятся предметом

этнополитологии. Этническое в ходе активного участия в

социально-политических процессах все в большей степени подвергается социализации

и политизации. И в этом плане обретает статус этнонационального,

скажем так, этнической нации. В дальнейшем или в своем

становлении, или в содружестве с другими этнонациями она формируется в

политическую нацию, нацию-государство. Все эти уровни следует

учитывать и не противопоставлять друг другу.

Функциональные задачи этнополитологии. Адекватно отражать

жизнедеятельность этносов, этнонаций и даже государства как на-

1 После каждой темы дается приложение — дополнительный материал к

данной теме.

16 Тема 1

ции, как более высокий уровень их социализации и политизации —

это важнейшие задачи этнополитологии. Важно также рассматривать

этнические процессы в контексте конкретных

социально-политических реалий, адаптации этноса к этим реалиям и политики к

этническому многообразию. При этом этнополитология реализует

познавательно-прогностические функции, функции политической социализации

этносов.и этнической адаптации власти и политики, формируя таким

образом социально-политические условия деятельности

этносов-наций, обретения ими статуса политической нации, соответствующей

политической культуры, учет этнонациональной самобытности в

социально-политической жизни общества, государства, управление по-

лиэтничностью в обществе, в государстве. Функциональные задачи

этнополитологии в многонациональной России чрезвычайно велики.

Категории и понятия этнополитологии. Этнополитология

опирается на категории философские, общесоциологочиские,

интегральные и собственно этнополитологические. Таковые категории

следующие: этнос, нация как этнос и нация как государство, этнические
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации