Вопрос-ответ по дисциплине Перевозка опасных грузов - файл n1.doc
приобрестиВопрос-ответ по дисциплине Перевозка опасных грузовскачать (63.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
Вопросы по дисциплине «Перевозка опасных грузов»
Что такое опасные грузы, классификация опасных грузов.
К опасным грузам относят вещества и предметы, которые при транспортировании, выполнении погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, складов, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, увечья, отравления, ожогов, облучения или заболевания людей и животных. В более общем виде можно определить опасный груз как груз, физические, химические и биологические свойства которого способны оказать отрицательное или катастрофическое воздействие на людей, технику, сооружения и окружающую среду.
Опасные грузы согласно ГОСТ делятся на следующие классы опасности грузов:
класс 1 – взрывчатые вещества;
класс 2 – газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
класс 3 – легковоспламеняющиеся жидкости;
класс 4 – воспламеняющиеся твердые вещества; самовозгорающиеся вещества; вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
класс 5 – окисляющие вещества и органические пероксиды;
класс 6 – ядовитые вещества и инфекционные вещества;
класс 7 – радиоактивные материалы;
класс 8 – едкие и коррозионные вещества;
класс 9 – прочие опасные вещества (данный класс не является обязательным для автомобильного и железнодорожного транспорта).
Основные международные документы, регулирующие выполнение международных автомобильных перевозок.
По дорожному движению:
Конвенция о дорожном движении от 19.09.1949 г.;
Конвенция о дорожном движении от 8.11.1968 г.;
Европейское Соглашение, дополняющее Конвенцию о дорожном движении (1968 г.) от 1.05.1971 г.;
Протокол о дорожных знаках и сигналах от 19.09.1949 г.;
Конвенция о дорожных знаках и сигналах от 8.11.1968 г.
Европейское Соглашение, дополняющее Конвенцию о дорожных знаках и сигналах (1968 г.) от 1.05.1971 г.;
Протокол о разметке дорог к Европейскому Соглашению, дополняющему Конвенцию о дорожных знаках и сигналах (1968 г.) от 1.03.1973 г.
По дорожным транспортным средствам:
Соглашение о принятии единообразных условий официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств от 20.03.1958 г. (пересмотрено и принято в новой редакции в 1993 г.).
По инфраструктуре:
Европейское Соглашение о международных автомагистралях от 15.11.1975 г.
По условиям работы (термины):
Европейское Соглашение касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки от 1.07.1970 г.
По налоговому обложению:
Конвенция о налоговом обложении частных дорожных транспортных средств, используемых в международном движении от 18.05.1956 г.;
Конвенция о налоговом обложении дорожных транспортных средств, используемых для международной перевозки грузов от 14.12.1956 г.
Частное право:
Конвенция о договоре международной перевозки грузов от 19.05.1956 г.;
Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа от 1.03.1973 г.
По таможенным вопросам:
Таможенная Конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (1959 г.);
Таможенная Конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14.11.1975 г. (обе конвенции действуют параллельно).
По организации перевозок некоторых специфических категорий грузов:
Европейское Соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957 г.
Необходимые документы, относящиеся к водителю, для осуществления международных перевозок опасных грузов.
Заграничный паспорт с действительными сроками въездных и выездных виз стран, оп территории которых должны выполняться перевозки (для стран СНГ визы не требуются).
Украинское водительское удостоверение.
Водительское удостоверение международного образца (если иное не предусмотрено двухсторонним соглашением, для перевозчиков действительны национальные удостоверения, соответствующие международному образцу).
Регистрационные листки за текущую неделю и последний день предыдущей недели.
Личная контрольная книжка водителя (только в некоторые страны СНГ при отсутствии тахографа).
Свидетельство о соответствующей квалификации водителя (при перевозке опасных грузов).
Путевой лист международного образца.
Медицинская страховка.
Медицинская книжка с отметкой о проверке на СПИД.
Необходимые документы, относящиеся к автотранспортному средству, для осуществления международных перевозок опасных грузов.
Свидетельство о регистрации автотранспортного средства на территории Украины.
Разрешение на въезд автотранспортного средства в страну или следование транзитом через территорию страны.
Свидетельство о страховании гражданской ответственности владельца транспортного средства за ущерб, который может быть причинен третьим лицам.
Свидетельство о допущении автотранспортного средства к международной перевозке грузов под таможенными печатями и пломбами.
Свидетельство о допущении дорожного транспортного средства к перевозке опасных грузов.
Лицензионная карточка (требуется в странах СНГ).
Необходимые документы, относящиеся к грузу, для осуществления международных перевозок опасных грузов.
Товарно-транспортная накладная. К накладной должны быть приложены: счет-фактура, сертификат о происхождении товара, сертификат качества, упаковочный лист и др.
Книжка МДП (карнет Т1К).
Требования по обеспечению безопасности перевозочного процесса, предъявляемые к автотранспортному средству для перевозки опасных грузов.
Специфика перевозок опасных грузов накладывает на транспортные средства дополнительные требования по обеспечению безопасности перевозочного процесса. В первую очередь это касается тормозной системы, рулевого управления, топливной аппаратуры и системы электропитания автомобиля. Следует особенно тщательно контролировать эффективность торможения, отсутствие утечки горючего в топливной системе и другие параметры, требующие регулировки, чтобы обеспечить заданные режимы работы различных систем транспортного средства.
Не допускается перевозка опасных грузов на транспортных средствах, техническое состояние которых не удовлетворяет требованиям инструкций заводов-изготовителей, Правил дорожного движения и Правил перевозок опасных грузов автомобильным транспортом. При использовании прицепов их количество в автопоезде не должно превышать одной единицы. Все транспортные средства, занятые на перевозках опасных грузов, оборудуют металлической заземлительной цепочкой, касающейся земли на длине 200 мм для защиты от статического электричества.
Кузова транспортных средств, перевозящих грузы навалом, не должны иметь механических повреждений и при их изготовлении или покрытии применяют материалы, не взаимодействующие с грузом. Кузова типа фургон обязательно должны иметь надежные замковые устройства, обеспечивающие высокую надежность закрытия дверей кузова во время транспортирования и позволяющие их опломбировать.
При перевозке опасных грузов в автомобилях, крытых брезентом, необходимо, чтобы брезент был сделан из огнестойких материалов или имел огнестойкую пропитку и был надежно закреплен со всех сторон, закрывая борта кузова не менее чем на 200 мм.
Минимальное оснащение, которое должны иметь автотранспортные средства, перевозящие опасные грузы.
Все транспортные средства, перевозящие опасные грузы, должны иметь следующее минимальное оснащение независимо от класса груза:
Огнетушитель, содержащий вещества, инертные по отношению к перевозимому грузу;
Портативный огнетушитель для тушения пожара в двигателе, содержащий вещества, по крайней мере, не способствующие горению перевозимых грузов;
Набор аварийных инструментов, изготовленных из материалов, не дающих искры или имеющих искрогасящее покрытие;
Противооткатные упоры в количестве не менее одного, соответствующие диаметру колеса;
Один фонарь красного цвета, постоянно горящий или мигающий, имеющий автономное питание;
Знак аварийной остановки;
Аптечку;
Средства первичной нейтрализации опасных веществ.
При применении системы информации об опасности подвижной состав оборудуют специальными приспособлениями для крепления информационных таблиц системы информации об опасности (две таблицы – спереди и сзади транспортного средства).
Требования, предъявляемые к электрооборудованию автомобиля, при перевозке взрывчатых и огнеопасных грузов.
Особые требования при перевозках взрывчатых и огнеопасных грузов предъявляются к электрическому оборудованию транспортных средств:
Номинальное напряжение не должно превышать 24 В;
Электропроводка должна быть рассчитана таким образом, чтобы полностью исключить ее нагрев;
Обязательно должно быть обеспечено предохранение электросети от повышенных нагрузок предохранителями или автоматическими выключателями заводского изготовления (запрещается применение самодельных предохранителей);
Электропроводка должна иметь надежную изоляцию, прочно крепиться на транспортном средстве с учетом защиты от механических повреждений и нагрева выхлопной системы;
Оболочка электропроводов должна быть бесшовной и стойкой к коррозионным процессам;
Нельзя использовать для освещения кузова электрические лампы с резьбой;
Внутри кузова не должно быть никаких нарушений электропроводки.
Кроме перечисленных требований рекомендуется предусмотреть возможность отключения аккумулятора от электросети с приводом из кабины водителя.
Минимальное оборудование, устанавливаемое на автомобилях-цистернах.
Минимум установленного на автомобилях-цистернах оборудования включает в себя:
Вентиль для заполнения и слива (выпуска) перевозимых веществ;
Вентиль отбора паров перевозимых веществ;
Вентиля для выравнивания давления и выпуска (сброса) паров из верхней части цистерны;
Предохранительный клапан;
Манометр;
Устройство контроля уровня жидкости.
Меры предосторожности при заполнении автоцистерны бензином.
Во время заполнения автоцистерны бензином двигатель у автомобиля должен быть выключен, кроме того, должно быть отключено электрооборудование автомобиля. Водитель же должен находиться вне установленной зоны проведения этих работ.
Содержание информационных табличек и расположение их на автотранспортном средстве, перевозящем опасные грузы.
При перевозке опасных грузов на транспортных единицах должны иметься две расположенные в вертикальной плоскости прямоугольные светоотражающие таблички оранжевого цвета. Одна из этих табличек должна быть прикреплена спереди транспортной единицы, а другая – сзади, причем обе – перпендикулярно продольной оси транспортной единицы. Они должны быть хорошо видны.
На автоцистернах или транспортных единицах с одной или несколькими цистернами, перевозящих опасные вещества, должны, кроме того, иметься на боковых сторонах каждой цистерны или отсека цистерны хорошо видимые и расположенные параллельно оси транспортного средства таблички оранжевого цвета, идентичные табличкам, предписанные для автомобиля. На этих табличках оранжевого цвета должны быть указаны идентификационные номера для каждого из веществ, перевозимых в цистерне или отсеках цистерны.
На транспортных единицах и контейнерах, перевозящих навалом или насыпью опасные твердые вещества, должны, кроме того, иметься на боковых сторонах каждой транспортной единицы или контейнера хорошо видимые и расположенные параллельно продольной оси транспортного средства таблички оранжевого цвета, идентичные табличкам, предписанным для автомобилей. На этих табличках оранжевого цвета должны быть указаны идентификационные номера для каждого из веществ, перевозимых навалом или насыпью в транспортной единице или контейнере.
Идентификационный номер опасности должен указываться в верхней части таблички, а идентификационный номер вещества – в нижней части; они должны разделяться черной горизонтальной линией толщиной 15 мм, пересекающей табличку на половине высоты.
12.Меры безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ опасных грузов. Погрузочно-разгрузочные работы выполняются силами и средствами грузоотправителя-грузополучателя при соблюдении требований Правил перевозки опасных грузов. В отдельных случаях автотранспортное предприятие по договору с грузоотправителем-грузополучателем само осуществляет погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами.
Во время погрузки-разгрузки опасных грузов двигатель у автомобиля должен быть выключен, а водитель должен находиться вне установленной зоны проведения этих работ. Исключением являются случаи, когда работа двигателя необходима для привода грузоподъемных или сливных механизмов. Водители транспортных средств, ожидающих погрузки-разгрузки, не должны оставлять транспортные средства даже на короткое время без присмотра.
Не допускается скопление людей в местах, отведенных под погрузку-разгрузку опасных грузов. Перегрузочные площадки, предназначенные для работ с опасными грузами, оборудуют средствами пожаротушения и ликвидации последствий инцидентов в зависимости от класса опасного груза. При этом одновременно может осуществляться погрузка (разгрузка) не более одного транспортного средства.
Порядок выполнения погрузочно-разгрузочных работ устанавливается технологией, разработанной с учетом мероприятий по обеспечению безопасности. Особое внимание уделяется защите обслуживающего персонала путем правильной технической эксплуатации средств индивидуальной защиты.
В автомобиле опасные грузы укладывают и закрепляют с таким расчетом, чтобы во время транспортирования избежать потерь груза, передвижение его в кузове и обеспечить максимальную безопасность водителя и экспедитора в случае инцидента.
При погрузке-разгрузке опасных грузов необходимо учитывать метеорологические условия.
13.Лица, ответственные за перевозку опасного груза во время движения автотранспортного средства, сопровождение автотранспортных средств. Лицом, ответственным за перевозку опасных грузов является представитель грузоотправителя или грузополучателя (старший колонны – при перевозке колонной транспортных средств). Старший колонны обязан находиться в кабине первого автомобиля, а в последнем автомобиле с грузом следует одно из лиц охраны, если она предусмотрена при данной перевозке.
Сопровождение транспортных средств, перевозящих опасные грузы, осуществляется автомобилями ГАИ МВД Украины или автомобилями прикрытия, выделенным автотранспортным предприятием (в зависимости от содержания договора на перевозку сопровождение может осуществляться транспортными средствами грузоотправителя-грузополучателя). Необходимость и вид сопровождения определяются ГАИ при согласовании маршрута перевозки, но при перевозках опасных грузов колонной транспортных средств сопровождение обязательно.
Сопровождение патрульным автомобилем ГАИ назначается для колонн в составе десяти и более транспортных средств, перевозящих особо опасные грузы, или при необходимости проведения дополнительных мероприятий по регулированию движения.
В большинстве случаев сопровождение осуществляется автомобилем прикрытия, который движется впереди со смещением в левую сторону относительно ряда движения с тем, чтобы его габарит по ширине выступал за габариты сопровождаемых транспортных средств. Автомобили прикрытия в целях информации других участников движения о перемещении транспортных средств, обладающих повышенной опасностью, оборудуют проблесковыми маячками желтого цвета. Следует отметить, что включение маячков не дает права преимущественного проезда. Движение остальных автомобилей в данное время осуществляется с включенными фарами ближнего света.
Кроме автомобиля прикрытия, в перевозках опасных грузов колонны в составе пяти и более транспортных средств участвуют резервные порожние автомобили, предназначенные для перегрузки на них перевозимых опасных грузов при отказе основных транспортных средств. Резервные автомобили движутся в конце колонны.
14.Дорожные знаки, которыми должно быть укомплектовано транспортное средство при перевозке опасных грузов. Рекомендуется иметь на транспортном средстве, на случай инцидента, при котором нежелательна остановка других автомобилей в непосредственной близости от места происшествия, два знака, запрещающих остановку с зоной действия 200 м. знаки выставляют по обеим сторонам дороги на расстоянии 100 м спереди и сзади транспортного средства.
15.Общие требования, предъявляемые к автоцистернам Общие требования к автоцистернам независимо от класса опасного груза содержат следующие положения:
Материалы, применяемые для изготовления цистерн, не должны поддаваться воздействию опасных веществ, способствовать их разложению и не образовывать с ними вредных и опасных соединений;
Прочностные характеристики автоцистерн должны учитывать динамические нагрузки, возникающие при перевозках, а также позволять выдерживать без нарушения герметичности лобовые удары при дорожно-транспортных происшествиях;
Крепление цистерн на базовых автомобилях должно быть надежным, исключающим всякую возможность перемещения относительно рамы базового автомобиля;
Заправочное оборудование цистерн должно предохраняться от механических повреждений и иметь надежные системы закрытия, исключающее утечки и проливы перевозимых опасных веществ;
Дренажные и газосбрасывающие устройства должны исключать возможность выплескивания через них жидких веществ.
Вопросы по дисциплине «Перевозка опасных грузов»