Доклад - Огюст Конт. Закон трех стадий развития человеческого общества - файл n1.doc
приобрестиДоклад - Огюст Конт. Закон трех стадий развития человеческого обществаскачать (55.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
ГОУ ВПО Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова
Исторический факультет
Кафедра методики преподавния истории и обществознания
Реферат:
Огюст Конт. Закон трех стадий развития человеческого общества.Выполнила:
Проверила: Иванова Л.Т.
Якутск 2010 г.
Содержание Введение
I. Биография
Юность
Зрелые годы
II. Закон трех стадий развития человеческого общества.
Теологическая стадия
Метафизическая стадия
Позитивная эпоха
III. Исторический процесс по О. Конту
Заключение
Использованная литература и источники
Введение. Во второй половине XIX в. начал складыватся новый тип рациональности - «неклассический», чьи фундаментальные установки отличались от классической рациональной философии вступившей в кризис. Развитие капиталистического производства, спровоцировавшее промышленный переворот и давшее толчок техническому прогрессу, сопровождалось разделением труда, социальной дифференциацией общества и усложнением его структуры, ростом интеграции и связей в отношениях. Это существенным образом повлияло на бурное развитие гуманитарных наук. Появляется блистательная плеяда философов. Одним из них был Огюст Конт – основоположник науки социологии и направления позитивизма в философии. Его основные труды: «Курс позитивной философии» (1830—1842) и «Система позитивной политики» (1851—1854). Изучая социум, Конт вывел Закон трех стадий развития человеческого общества, в котором выделяет «позитивную эпоху» - время капиталистических отношений. Актуальность. Заключается в том, что социология, созданная Контом остается до сих важной и интересной наукой прикладного характера. «Позитивная эпоха» очень сложна, своеобразна и прогрессивна. Цель работы – рассмотреть закон трех стадий человеческого развития Огюста Конта. Задачи: охарактеризовать жизнь и творчество О. Конта; рассмотреть три стадии закона; рассмотреть исторический процесс. I.Биография 1.1 Юность Французский философ Огюст Конт родился 19 января 1798 г. в городе Монпелье в семье чиновника средней руки, сборщика податей
. Полное имя - Исидо́р Мари́ Огю́ст Франсуа́ Ксавье́ Ко́нт. Родители Конта были правоверными монархистами и католиками, но сам он рано отходит от традиционных ценностей своей семьи и становится приверженцем идеалов Великой Французской революции. После окончания интерната-лицея в родном Монпелье в 1814 г. он поступает в Политехническую школу в Париже, в которой царят либеральные и республиканские идеи.
В это время Конт усердно изучает математику и другие точные науки;
он также читает множество трудов по философским, экономическим, социальным проблемам. И в лицее, и в Политехнической школе он отличался серьезностью и замкнутостью, сторонился юношеских забав и развлечений. При этом юный Огюст был весьма самостоятелен в своих взглядах; не признавая навязываемых авторитетов и внешней регламентации, он уважал только интеллектуальные и нравственные достоинства. Поэтому он нередко участвовал в конфликтах с начальством. Один из таких конфликтов (учащиеся выступили против одного из преподавателей), в котором Конт играл активную роль, послужил поводом к временному закрытию Политехнической школы в 1816 г. Конт был отправлен в Монпелье под надзор полиции, и ему уже не суждено было завершить свое образование. Вернувшись вскоре в Париж, он начинает самостоятельную жизнь, давая частные уроки по математике.
В 1817 г. Конт становится секретарем Сен-Симона. Первоначально взаимоотношения юного ученика и знаменитого учителя носят дружеский характер, и Конт, по существу, является одним из участников школы сен-симонизма. Он подчеркивает безграничное уважение к Сен-Симону и активно сотрудничает в его изданиях. Но постепенно их взаимоотношения портятся и в 1824 г. заканчиваются разрывом.
1.2 Зрелые годы В 1826 г. Конт приступает к чтению платных публичных лекций по философии на дому. С 1830 по 1842 г. Конт осуществляет грандиозный проект: издание 6-томного «Курса позитивной философии». Во второй половине 40-х годов он, помимо сугубо интеллектуальных занятий, обращается к проповеднической и практической организационной деятельности, пропагандируя позитивизм как политическое, религиозное и моральное учение. В 1847 г. он провозглашает Религию Человечества, в 1848 - создает Позитивистское общество. Последние годы жизни он был занят разработкой нового религиозного учения и культа, провозгласив себя первосвященником Религии Человечества. Умер Конт 5 сентября 1857 г. в окружении своих учеников.
Конт не занимал сколько-нибудь прочных позиций в академической системе тогдашней Франции. Его попытки получить кафедру или занять должность штатного преподавателя в Политехнической школе и в Коллеж де Франс оказались безуспешными, и он вынужден был довольствоваться скромной ролью репетитора и экзаменатора в Политехнической школе, пробавляясь также частными уроками. Это обеспечивало ему весьма скудные средства существования. Последние годы жизни он жил на средства, собираемые по подписке его сторонниками-позитивистами.
На жизнь и деятельность Конта оказали влияние две женщины, которые, благодаря этому, в известном смысле вошли в историю социологии вместе с ним. Влияние одной из них сам он расценивал как пагубное и считал связь с ней единственной серьезной ошибкой, совершенной в жизни. Это была его жена Каролина Массен, которую он обвинял в порочности и, главное, в бессердечии. Ожесточенные и частые конфликты с ней приводили время от времени к резким обострениям его душевного заболевания. В конце концов супруги расстались. Влияние другой женщины Конт оценивал как истинно благодатное; оно сказалось отчасти в том, что в конце жизни он энергично подчеркивал превосходство чувства («сердца») над разумом и, по существу, из проповедника новой науки превратился в проповедника новой религии. Звали эту женщину Клотильда де Во.
II. Закон трех стадий развития человеческого общества. О. Конту принадлежит заслуга формулирования универсального закона "трех стадий" развития человеческого духа (касающегося как всего человечества, так и отдельного человека). В его основу положены морфологические представления о человеке, проходящем последовательно "три стадии": теологическую ("фиктивный способ мышления"), метафизическую ("абстрактный способ мышления") и позитивную ("научное мышление, установление законов явлений"). Подобным образом, на основе закона исторического прогресса, логично вытекающего из закона "трех стадий", развивалось и человеческое общество.
2.1 Теологическая стадия Эта стадия где господствует религиозное мировоззрение, охватывает длительный период истории человечества: от первобытного общества до 1300 г. иделится на три периода.
Период фетишизма. Древние люди одушевляли предметы и поклонялись им, видя в них божественное проявление сил. История Древней Греции и Рима - это период политеизма, когда «фиктивные сущности» наделялись жизнью и принимали облик многочисленных богов, служивших объяснением всего происходящего. Вера в богов стимулировала развитие воображения и привела к господству «поэтического мировоззрения», то есть эстетического взгляда на мир, что обусловило слабое развитие интеллекта и практической науки. Следствием политеизма были бесконечные войны, рабство и слияние светской и духовной власти. С эпохой монотеизма Конт связывает эпоху становления и упрочения христианства, обретения им самостоятельности духовной власти, что привело к благотворному для общества разделению властей – духовной и светской. Распространение христианских идей способствовало смягчению морали, ее гуманизации, поскольку человек приобретал ценность благодаря своим нравственным качествам, а не месту в сословной иерархии. Тем самым мораль подчинила себе и политику. Поскольку в целом для теологической эпохи было характерно стремление регулировать общественные отношения при помощи военной силы, само общество может быть названо «военным».
Вместе с тем теологическая эпоха сыграла положительную роль в развитии философии. Так как позволила связать эмпирические наблюдения с пути «ложными умозрениями», но все-таки теоретическими, которые легли в основу «руководящих принципов организации общества» и «дали возможность длительного существования класса мыслителей». Без появления этого класса, обладавшего «естественным авторитетом», дальнейшее развитие идей, а значит, и общества было бы невозможно.
2.2 Метафизическая стадия Она длится, по мнению Конта, с 1300 по 1800 год рассматривается как переходная от теологической эпохи к позитивной, как кризисная и негативная. Разрушение основ существовавшего порядка Конт вслед за Сен-Симоном связывает с «негативной», то есть с критической, деятельностью «метафизиков» и юристов (адвокатов), «политическим триумфом» которых были Реформация и Французская революция. Однако революция, хотя и дала права и с
вободы личности, сопровождалась распространением «интеллектуального хаоса», философского скептицизма, аморализма и политической анархии. В этом вина «метафизического духа», игнорировавшего исторические законы и потому оказавшегося неспособным дать обществу положительные идеалы, которые могли бы сплотить людей и восстановить социальный порядок. Тем не менее «адвокатский нигилизм» сыграл положительную роль, разрушив остатки «военной организации общества» и рассчистив «почву для победоносного индустриализма». Общественное развитие должно быть эволюционным, исключающим разрушительные революции. Это возможно путем распространения новых идей, которые, овладевая умами, становятся ориентирами постепенных социальных преобразований и перестройки общественных институтов. 3.3 Позитивная эпоха Наступающая новая эпоха вызвана потребностью в новом мировоззрении, базирующемся на данных наук, которые обретают все большее значение в социальной жизни. Позитивное мировоззрение объединяет в себе три «ряда социального развития», сформировавшихся в конце средневековья: эстетического, философского и научного под эгидой индустриального, который будет определять дальнейшее развитие «остальных рядов». Распространение позитивного мировоззрения способствует свободе «личной деятельности», развитию в человеке «интеллегентности», альтруистических чуств, постепенно одерживающих победу над эгоистическими. Формирующийся промышленный строй, использующий достижения науки и техники, обеспечивает гармоническое развитие всех элементов общества. Что ведет к установлению мира и справедливости, материальному благополучию, утверждению альтруистических социальных чувств и распространению гуманистических идей. Такое общество Конт рассматривает как высшее достижение человечества, как его абсолютную ценность, достойную поклонения и почитания. Исходя из решающей роли идей, он приходит к выводу о том, что разработанная им «позитивная философия» есть по сути своей новая религия - «религия человечества», исповедующего любовь и братство. Служителями нового религиозного культа, священниками «позитивистской церкви», которая должна объединить все человечество, Конт видел ученых и художников. Он даже разработал систему обрядов и пытался исполнять их вместе со своими учениками и последователями. Согласно Конту, в новом позитивном обществе будут классы предпринимателей (управляющих) и рабочих. Внутри этого общества — строгая иерархия. Собственность находится в руках фабрикантов, земледельцев, банкиров, купцов, для которых она есть долг, обязанность, а не право. На них ложится «необходимая социальная функция» по созданию и управлению капиталами, формированию рабочих мест. Духовно-идеологическими проблемами этого общества занимаются философы-позитивисты и учёные. Политическая власть принадлежит банкирам, которые пользуются советами профессионалов. Конт исходил из того, что при такой организации общество будет самосовершенствоваться и самокорректироваться. Это жёсткая, замкнутая, саморегулирующаяся система, где каждый элемент выполняет свою функцию. III. Исторический процесс по О. Конту Таким образом, перед нами не только, собственно, позитивистская интерпретация философии истории, но и внесение в нее очевидного биологического принципа, в котором усматриваются последующие интерпретации истории Н. Данилевским и О. Шпенглером как проекции биологического развития человека. Выступая в качестве историософа-универсалиста, О. Конт, тем не менее, признает, что в истории действуют три расы: белая, желтая и черная, которые он наделяет, в прямом соответствии с законом "трех стадий", интеллектуальным ("спекулятивным"), деятельным ("активным") и чувствительным ("эффектным") началами. Различия между расами должны исчезнуть в эпоху "гармонии человечества", которая потребует тесного единства трех рас.
Собственно исторический процесс, в представлении Конта, выглядит механическим прогрессивным прямолинейным движением, а исторические законы - аналогами законов физики. Но Конт, верный своим эволюционистским принципам, отрицает положительную роль классовой борьбы и революций в истории, а его представление о народе таково: это этнически анонимный коллектив, Детерминированный географической средой, господствующими идеями и нравами. Что касается наследственности, то, по Конту, она влияет на общество активнее, чем окружающая среда, но ей не принадлежит преобладающая роль. Иными словами, Конт еще не готов продолжить "линию романтиков" в этом вопросе и, следуя канонам позитивизма, заменить теологическую интерпретацию истории - естественно-научной, в которой роль провидения выполняет биология.
Дальнейшее развитие рационального начала Просвещения в философии позитивизма находит в отождествлении метода исторической науки с методом естествознания. Конту принадлежит идея соотнесения трех начал общественной жизни: материального, нравственного и духовного с государством, семьей и церковью, соответственно. Впоследствии позитивистский подход к истории получит развитие в культурно-исторической школе И. Тэна и Ф. Брюнетьера, представлявшей историю как деятельность человечества работавшего в "определенное время" и в "определенном месте", и гениях как "исполнителях его внушений". Культурно-историческая школа выступила в качестве позитивистского натурализма, детерминирующего область культуры действием "естественных сил", не зависящих от воли и сознания людей. Она интерпретировала культурную и духовную жизнь человечества как историю цивилизаций, историю общественной мысли или общественных движений. И.Тэн, в полном соответствии с позитивистской традицией, говорил о духовном облике того или иного народа как особенностях расы и физико-географической среды. Историческое своеобразие народов, по Тэну, обусловлено действием "трех факторов": "расы, среды и момента". Причем под расой понимались "врожденные и наследственные наклонности человека", под средой - климат и географическое положение, под моментом - определенный уровень культурного развития страны.
Позитивистский натурализм приводил к абсолютизации естественно-научных интерпретаций истории, в результате чего происходило игнорирование роли личности как субъекта исторического процесса, опосредованного своим внутренним духовным миром и жизненными ценностями. Позитивизму принадлежит вывод о детерминирующей роли природы и биологического начала в истории и социальной практике, получивший свое категориальное подтверждение в позитивистской философии истории в виде понятий: рост населения, национальный доход, прогресс, коллективная психология, факторы расы, среды и момента. Отсюда проистекала позитивистская трактовка истории в качестве коллективистской психологии, опосредованной действием ряда равноправных факторов: экономического, политического, культурного, идеологического, расового. Это, пожалуй, единственное, что отличает плюралистический философский позитивизм от материалистического монизма марксизма.
Естественно-научный поиск истины требует проведения эксперимента для подтверждения правильности сделанного прогноза; в случае с историей, в качестве социологического эксперимента, использовался сравнительно-исторический метод, оперирующий патологическими и девиантными случаями в истории. Сама же история, в полном соответствии с французской идеей об антропологических основаниях европейской цивилизации, рассматривалась как развертывание антропологического фактора или человеческой природы во времени.
Для позитивизма характерно отрицание философского и теоретического обоснования исторического знания и представление об истории как самоцели. Причем познание мира происходит как освоение совокупности фактов, а философское познание человека и его деятельности в истории отсутствует. Позитивизм оперирует оппозициями: интуиция и разум; факт и общее понятие; конкретное и абстрактное. Позитивистский историзм выступает как антитеза априорной концепции исторического развития и предстает как вынужденный компромисс между монотеистической и политеистической концепциями истории.
Заключение Основателем позитивизма и позитивистской социологии считается
Он родился во Франции, в семье финансового чиновника. В 1814 году поступил в Высшую политехническую школу, из которой был исключен за антиклерикальные и республиканские взгляды. Работал домашним учителем, с 1818 по 1824 год - секретарем Сен-Симона. На формирование взглядов Конта большое влияние оказали идеи Монтескье и Кондорсе о естественно-закономерном развитии человеческого общества. Но особенно плодотворным было его сотрудничество с Сен-Симоном.
Философско – историческую концепцию трех стадий, разработанную О. Контом, можно рассматривать как переходную. С одной стороны, он не избежал влияния классического рационализма. Это находит свое выражение в том, что процесс смены эпохявляется, по выражению самого мыслителя, «логически необходимым, то есть направленным к высшей и конечной стадии - «позитивной», - в силу чего история общества приобретает телеологический и финалистический характер.
Исторический процесс представал в уже известной форме – как «всеобщая история человеческого духа» в его прогрессивном развитии. Вера в силу идей лежала в основе веры Конта в просвещение как главное средство образования людей, как источник получения ими новых научных знаний и их нравственного воспитания в духе солидарности и коллективизма.
Использованная литература и источники
Сергейчик Е.М. Философия истории – Спб., 2002
Панарин А. Философия истории – М., 2005
«http://ru.wikipedia.ru