Шпоры по БЖД - файл n1.doc

приобрести
Шпоры по БЖД
скачать (147.9 kb.)
Доступные файлы (2):
n1.doc187kb.25.06.2002 03:08скачать
n2.doc528kb.25.06.2002 03:08скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
ВОПРОС № 1

Дисциплина БЖД, цель, задача и ее содержание. Данная дисцип­лина представляет область знаний, в которой изучаются опасности (негативные воздействия), угрожающие человеку, закономерности их проявления и способы защиты от них. Как видим, она посвящена решению задач сохранения здоровья и жизни человека в среде его обитания. Ни одна из изучаемых студентами учебных дисциплин не решает эти вопросы.

Дисциплина "БЖД" интегрирует области знаний по охране труда (ОТ), охране окружающей среды (ООС) и гражданской обороне (ГО). Объединяющим ее началом стали: воздействие на человека одинако­вых по физике опасных и вредных факторов среды его обитания, об­щие закономерности реакций на них у человека и единая научная методология, а именно, количественная оценка риска несчастных случаев, профессиональных заболеваний, экологических бедствий и т.д. БЖД базируется на достижениях и таких наук, как психология, эргономика, социология, физиология, философия, право, гигиена, теория надежности, акустика и многие другие. В итоге эта дисциплина рассматривает вопросы по БЖД со всех точек зрения, т.е. комплексно решает исследуемый вопрос. Поэтому дисциплина "БЖД" использует знания, полученные студентами при изучении гумани­тарных, социально-экономических, математических и естественно­научных дисциплин, а также общепрофессиональных и специальных дисциплин данного направления, ее изучение является завершающим этапом формирования технического специалиста (бакалавра, инжене­ра и магистра) в вузе по избранному направлению, поэтому она от­носится к обязательным общбпрофесоиональным дисциплинам.

Цель дисциплины - вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для: 1) создания оптимального (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека; 2) идентификации (распознание и количественная оценка) опасных и вредных факторов среды обитания естественного и антропогенного происхождения; 3) разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий (опасностей); 4) проектирования и экс­плуатации техники, технологических процессов и объектов народного хозяйства (ОНХ) в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности; 5) обеспечения устойчивости функционирования ОНХ и ТС в штатных и чрезвычайных ситуациях; 6) прогнозирования раз­вития и оценка последствий ЧС; 7)принятия решений по защите про­изводственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их послед­ствий. Эта цель реализуется решением следующих задач изучения дисциплины.

Во-первых, студент должен иметь представление: 1) о взаимо­действии человека со средой обитания; 2) о методах качественного и количественного анализа особо опасных, опасных и вредных фак­торов; 3) о научных и организационных основах ликвидации послед­ствий аварий, катастроф и стихийных явлений.

Во-вторых, он должен знать: 1) правовые, нормативно-техничес­кие и организационные основы обеспечения БЖД при нормальном функ­ционировании ОНХ в условиях ЧС; 2) принципы, методы и средства обеспечения БЖД на рабочих местах (РМ), участках и в цехах пред­приятий, АО и фирм при нормальном и аварийном их функционирования.

В-третьих, студент должен уметь: 1) идентифицировать, измерять с помощью современных методик и приборов и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания; 2) оценивать степень опасности (пожаровзрывной, электрической, экологической и др.) применяемых ТС и технологических процессов по избранному направлению профдеятельности; 3) разрабатывать организационные мероприятия и рас­считывать (в том числе с применение ПЭВМ) важнейшие коллективные средства защиты для обеспечения БЖД работающих на ОНХ своего на­правления деятельности; 4) расследовать несчастные случаи на производстве и оформлять соответствующие документы.

В четвертых, он должен иметь навыки: 1) анализа и оценки безо­пасности (пожаровзрывной, электрической, радиационной, экологи­ческой и др.) в условиях производственной деятельности и ЧС на ОНХ избранного направления; 2) принятия основных мер и средств по обеспечению БЖД работающих в этих условиях; 3) обеспечения личной безопасности в среде обитания.

Студенты осваивают эти задачи на лекционных, практических и лабораторных занятиях, а также при выполнении курсовой работы и в ходе самостоятельной работы над отдельными вопросами.

Этапами формирования дисциплины "БЖД", а следовательно этапа­ми решения оптимального взаимодействия человека со средой обита­ния являются: 1) техника безопасности (ТБ) - это идентификация и защита человека от опасных производственных Факторов; 2) ОТ - это идентификация и защита человека от опасных и вредных производ­ственных Факторов; 3) ООС (промышленная экология) - это иденти­фикация негативных воздействий производств и ТС на биосферу, разработка и применение средств для снижения этого воздействия до допустимых значений и развитие основ мало- и безотходных тех­нологий и производств; 4) ГО - это идентификация негативных воз­действий от оружия массового поражения я других современных средств нападения противника защита населения и ОНХ от них, проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения и зонах ЧС мирного времени; 5) защита в ЧС - это идентификация негативных воздействий стихийных явле­ний и антропогенных аварий и катастроф, разработка и использование средств для защиты людей, ОНХ и ликвидации последствий нега­тивного воздействия. Как видим, это достаточно длительный и слож­ный процесс как формирования дисциплины "БЖД", так и решения оптимального взаимодействия человека со средой обитания. Сейчас дисциплина "БЖД" включает в себя достижения по ОТ, ООС и ГО (за­щита в ЧС) и рассматривает социальные, медико-биологические, экологические, технические, правовые и международные аспекты БЖД.

Научное содержание дисциплины - это теоретические основы БЖД в системе «человек-среда обитания-машина-ЧС», которые даны ниже.

В дисциплине БЖД рассматриваются как общие вопросы безопас­ности, ООС и ГО, так и вопросы, имеющие непосредственное отношение к избранному студентом направлению своей деятельности. Дисциплина "БЖД" освещает современные этапы обеспечения ком­фортного и безопасного взаимодействия человека со средой обита­ния. Такими этапами являются идентификация опасностей и определе­ние принципов, приемлемых методов и средств обеспечения БЖД. Они должны реализовываться на всех стадиях деятельности человека, а именно: научный замысел, НИР, ОКР, проект, реализация проекта, испытания, транспортирование, эксплуатация, модернизация м рекон­струкция, консервация и ликвидация, захоронение.
ВОПРОС № 2

Основные термины и определения в дисциплине "БЖД". К ним отно­сятся следующие термины и определения. Опасность (негативное воз­действие или негативный фактор) - это негативное свойство системы "человек-среда обитания-машина-ЧС", способное причинять ущерб здоровью) человека, ОНХ и ПС и обусловленное энергетическим состо­янием среды, действиями человека, машины и ЧС.

Опасный фактор (по ГОСТ 12.0.002-80) - негативный фактор, воздей­ствие которого на человека приводят к травме (нарушение целост­ности ткани) или другому внезапному резкому ухудшению здоровья (например, отравлению).

Вредный фактор (по ГОСТ 12.0.002-80) - негативный фактор, воздей­ствие которого на человека приводят к заболеванию или снижению работоспособности.

Авария - это повреждение, выход из строя какого-либо механизма, машины, транспортного средства и т.п. во время работы, движения.

Катастрофа - это событие с несчастными, трагическими последстви­ями (травмирование или гибель пяти и более человек, пропажа без вести людей).

Загорание ( по ГОСТ 12.1.033-81х) - это неконтролируемое горение вне специального очага, без нанесения ущерба; пожар - это заго­рание, но с материальным ущербом.

Взрыв (по ГОСТ 12.1.010-76*) - это быстрое экзотермическое хими­ческое превращение взрывоопасной среды, сопровождающееся выделе­нием энергии и образованием сжатых газов, способных проводить работу.

ЧС - это обстановка на определенной территорий, сложившаяся в ре­зультате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихий­ного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ПС, значи­тельные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности. Техносфера - это регион биосферы, в прошлом преобразованный людьми с помощью прямого дли косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия людским, социально-эконо­мическим потребностям.

Технические системы (ТС) - это производственное оборудование, ме­ханизмы, машины, аппаратура управления определенной степени слож­ности, с которыми взаимодействует человек в процессе трудовой деятельности.

Рабочая зона - это пространство высотой 2 м над уровнем земли, пола или площадка, на которой расположено рабочее место (РМ) - зона постоянной или временной деятельности человека.

Риск - это вероятность реализации опасности в зоне пребывания че­ловека.

Безопасность труда (БТ) - это состояние условий труда (УТ), при котором исключено воздействие на работающих вредных и опасных факторов (по ГОСТ 12.0.002-80).

УТ (по ГОСТ 19605-74) - это совокупность факторов производствен­ной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

Средство защиты (по ГОСТ 12.0.002-80) - это средство, применение которого предотвращает или уменьшает воздействие на одного или более работающих опасных и (или) вредных факторов. По ГОСТ 12.4.011-87 все средства защиты (СЗ) делят на средства коллектив­ной (одновременная защита двух и более работающих) и индивидуаль­ной защиты (сокращенно ОКЗ и СИЗ).

Другие термины и определения по дисциплине "БЖД" приведены в со­ответствующих разделах и подразделах данного пособия.
ВОПРОС № 3

Теоретические основы БЖД. В основу теории БЖД положена аксио­ма, что любое взаимодействие человека со средой обитания потенци­ально опасно. Ее справедливость можно проследить на
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации