Реферат - XX век - трагедия Петергофа - файл n1.doc

Реферат - XX век - трагедия Петергофа
скачать (106 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc106kb.01.06.2012 08:39скачать

n1.doc



Санкт - Петербургский Государственный Университет
культуры и искусств.


Реферат
Тема: XX век – трагедия Петергофа.
Дисциплина: История Санкт – Петербурга.

Выполнила:
студентка 2-го курса

заочного отделения

группы № 280

Кривошея Татьяна Юрьевна.

Проверил:
Кандидат исторических наук,

профессор

Яковлев В.П.

Санкт - Петербург

2007

Содержание.


  1. Введение................................................................................................................................2.




  1. Результат Октябрьской революции в Петергофе.........................................................3.




  1. Начало Второй мировой войны для Петергофа............................................................3.




  1. Захват Петергофа................................................................................................................4.

4.1. Работа особой группы экспертов.........................................................4.
5. Освобождение Петергофа (январь 1944 года)................................................................6.
6. Последствия катастрофы..................................................................................................6.

6.1. Верхний сад, Большой дворец и Нижний парк.................................7.

6.2. Монплезир и Екатерининский корпус...............................................8.
7. Заключение.........................................................................................................................11.
8. Список использованных материалов............................................................................12.
9. Приложение........................................................................................................................13.


1. Введение.
Петергоф как летняя парадная резиденция был рассчитан на приемы именитых гостей с конца мая - начала июня, когда двор приезжал сюда из Санкт- Петербурга во времена Петра I .

Но путеводители мало указывают на то, что же здесь происходило в XX веке. Ведь ещё в начале века ударила революция 1917 года, и так как Петергоф являлся царской резиденцией, ему изрядно досталось. А в 1940 году нагрянула Вторая мировая война.

В новых социальных условиях революции императорские резиденции обрели статус историко-художественных музеев, а пламя Второй мировой войны и вовсе не пощадило эту сокровищницу культуры.

Так же соответственно пострадали остров Кронштадт и Ораниенбаум.

В моей работе мне бы хотелось немного подробнее описать происходящее во время революции и войны в Петергофе в частности.
2. Результат Октябрьской революции в Петергофе.
После Октябрьской революции петергофские дворцы и парки стали "достоянием народа", и некоторые из них были превращены в историко-художественные музеи. 28 марта 1918 года декретом Совета народных комиссаров Петроградской трудовой коммуны петергофская царская резиденция была национализирована и превращена в музейный комплекс, уже 18 мая того же года по залам Большого дворца прошла первая экскурсия трудящихся. Это решение было закреплено декретом Совета Народных Комиссаров Республики от 13 июля 1918 года о конфискации имущества низложенного российского императора и членов императорского дома.

В Петергофе началась систематическая реставрация дворцов, парков и фонтанов, многие из которых не действовали со времени первой мировой войны. Была восстановлена регулярная композиция Верхнего сада, сняты ели, закрывавшие перспективу Морского (Самсоновского) канала, и капитально реставрированы его стены, а также уступы Большого каскада, фонтаны “Солнце” и “Пирамида”.

Самые значительные и сложные из этих работ были осуществлены в 1920-х годах под научным руководством исследователя русской архитектуры Н. И. Архипова, более десяти лет являвшегося директором петергофских музеев.

Десять музеев, представлявших развитие русской истории и культуры XVIII—XIX и начала XX века, принесли Петергофу славу одного из крупнейших просветительских центров нашей страны. В 1939—1941 годах Петергоф ежегодно посещали более полутора миллионов человек.

Остальные дворцовые здания, кавалерские, фрейлинские, гофмаршальские дома и прочие служебные строения приспособили под дома отдыха трудящихся и для различных культурных целей, а парки открыли для всеобщего посещения.
3. Начало Второй мировой войны для Петергофа.
В ночь на 23 сентября 1941 года после упорного сопротивления наши части были вынуждены оставить Петергоф. Что же было дальше? Есть данные в книге В. Азарова и А. Зиначева "Живые, пойте о нас". Это издание было запрещено и изъято из библиотек через десять лет после выпуска как искажающее факты о петергофских десантах октября 1941 года в Нижнем парке, но все же содержит сведения о первых и последних днях оккупации, а также освобождении Петергофа в январе 1944 года[1].

На начало оккупации семьдесят девятого истребительного батальона и ополченцев, ведущих бои с гитлеровцами, почти не существовало. Ораниенбауму и Кронштадту тоже угрожало фашистское вторжение. Всю зиму 1941/1942 годов летчики Ленинградского фронта и корабли Краснознаменного Балтийского флота наносили по врагу сильные удары. Западная граница между оккупантами и нашими войсками проходила за Фабричной канавкой и по Английскому парку[1].

Гитлеровцы опутали береговую кромку Финского залива колючей проволокой, их замаскированные орудия били по кораблям у Кронштадта и улицам острова. Кронштадтцы отвечали им ответным огнем. Начальник нашей разведки Фрумкин докладывал ближе к концу 1941 года, что в Петергофе и его окрестностях стоят первая и двести девяносто первая пехотные дивизии, полк СС, танковая бригада и артиллерийские части[1].
4. Захват Петергофа.
В день захвата Петергофа - 23 сентября от снаряда загорелся Большой петергофский дворец. Здание горело три дня. Когда все стихло люди, не успевшие эвакуироваться, вышли из подвала Корпуса под Гербом (там они укрывались от бомбёжки)и увидели, что горит церковь дворца (она загорелась при обстреле). В это время к Верхнему саду подъехала машина. В ней было два офицера и несколько солдат. Увидев, что кто-то собирается тушить пожар, гитлеровцы запретили это делать и оттеснили людей к бассейну фонтана «Нептун» (в центре Верхнего сада). На их глазах горел дворец, люди плакали. Этот факт приводит в книге своих воспоминаний «Памятники. События. Люди» научный сотрудник довоенного и послевоенного Петергофа М.А. Тихомирова: «Фашисты запретили нашим тушить пожар под страхом расстрела»[2].
4.1. Работа особой группы экспертов.
В ноябре 1941 года гитлеровцы создали рабочую группу, куда вошли эксперты Вундер, Штеве, Эссер, Шпер, фон Крузен - Штерн. Они посетили Царское Село, Павловск, Гатчину и Петергоф с 21 по 28 ноября 1941 года. Результаты этой поездки были записаны в "Сообщении о современном состоянии царских дворцов" от 3 декабря 1941 года. В этом документе говорится не только о разрушенных дворцах, поврежденных попаданиями в них артиллерийскими снарядами, но и о частичном вывозе ценностей «большевиками» в Исаакиевский Собор перед началом оккупации. Те экспонаты, что были оставлены, подвергаются влиянию непогоды, боевых действий, разграблению указывается на необходимость собрать «необходимую информацию для запланированной поездки в Петергоф». Это поручение было дано доктору Штрауссу из подразделения пропаганды Эстонии. Другой документ - акт от 31января 1942 года - фиксирует факт хищения гитлеровцами коллекции фарфора, спрятанной под дворцовой террасой графом Сальмом. Этот же документ указывает на невозможность в данный момент демонтировать скульптурную группу "Нептун" в Верхнем саду, хотя речь идет о важнейшей скульптуре той эпохи (XVII века), от которой немногое сохранилось. Только ли гитлеровцы ценили дату выполнения этого произведения?

Обратимся к истории группы "Нептун", особенно полно описанной в статье научного сотрудника ГМЗ Петергоф В.Я. Юмангулова. Из двухсот центнеров бронзы более тридцати фигур были отлиты в Нюрнберге в 1668 году (скульпторы К. Риттер, Г. Швейгер, И. Эйслер). Как тут не вспомнить слова маршала Рейхенау о том, что никакие ценности на Востоке (в том числе и России) не имеют значения. Другое дело - произведение скульптур немецкой работы[5].

Забегая вперед, хочется сообщить, что похищенные вместе с "Нептуном", "Самсон, разрывающий пасть льву", "Сирены", "Наяды" и другие "русские" скульптуры исчезли (вероятнее всего, были переплавлены). "Нептун" же пребывал до конца войны в бункере под Нюрнбергским замком[5].

Вернемся в конец XVIII века. Великий князь Павел Петрович в 1796 году посещает Нюрнберг и среди других достопримечательностей обратил внимание на группу "Нептун" XVII века. Обладая отменным художественным вкусом, он не мог не оценить высоких достоинств этого произведения. В конце XVIII века "Нептун" был приобретен и установлен в Петергофе. А вот сообщение гитлеровцев от 31 января 1942 года о том, что монумент полностью не защищен и открыт снегу, всем непогодам, как и вражеским ударам. Демонтированного "Нептуна" чуть позже Кунсткоманда отправит на "родину", а возвратят его в Петергоф в декабре 1947 года. В городском же парке Нюрнберга еще с 1895 года находится "двойник" царя морей, выполненный по слепкам с Петергофского образца[5].

Еще один акт от 21 февраля 1942 года (г. Рига) фиксирует наличие в казино тридцать восьмой оборонительной группы войск в Григорово картин, гравюр, ковров, серебра и других музейных ценностей из дворцов Петергофа, вывезенных гитлеровцами[5].

5. Освобождение Петергофа (январь 1944 года).
Пришло долгожданное освобождение. А. Зиначев в книге "Живые, пойте о нас" пишет, что в ночь на 14 января 1944 года фашистов бомбардировала наша авиация дальнего действия. Утром "заговорили" орудия артиллерии второй ударной армии, обрушившей на врага свыше ста тысяч снарядов и мин. В этом огневом ударе им вторила артиллерия фортов и кораблей Балтийского флота. Перед ними стояла задача сопутствовать наступающим войскам в пределах дальности своего огня, помогать Приморской группе силами морской авиации. Погода была нелетной, видимость нулевая, снеговая завеса препятствовала выруливающим на старт самолетам, но они героически поднимались в воздух один за другим. Двадцать пять тысяч солдат и офицеров потерял противник за шесть дней наступления Ленинградского фронта. Датой освобождения Петергофа считается 19 января 1944 года[1].
6. Последствия катастрофы.
Фронтовая корреспонденция первых дней прихода наших войск волнующе описывает Нижний парк с деревьями без верхушек, кроны срезало снарядами. Большой дворец разрушен: взорван и сожжен. Жестокое и страшное зрелище кажется не реальным. Оставленные до оккупации скульптурные группы "Самсон и лев", "Нептун" и прочие отсутствуют. Не были найдены и статуи нимфы Аганиппы и фигуры львов Львиного каскада.

В Нижнем парке были вырыты траншеи и укрытия, откуда вела огонь вражеская артиллерия. Везде валяются картонки с обозначением секторов обстрела, с именами солдат. В подвалах зданий находили рождественские елочки. В обнаруженной книге "Что нужно знать немцу на Востоке" написаны немецкими буквами русские фразы, одна из которых гласит обращение, очевидно, к хозяйке дома: "Зареш гуся. Периа можеш взат себе". На одной из найденных фотографий 1943 года изображен "Самсон"[3].

Везде были мины. Саперам предстояла длительная и тщательная работа. Отдельный инженерный батальон КБФ и отдельная саперная рота двести шестидесятой бригады вели многодневный поиск мин, используя щупы и миноискатели. При разминировании фонтана "Солнце", подорвавшись на мине - ловушке, погиб сержант Гурий Андреевич Севрюгин, комсорг саперной роты, 1924 года рождения. Он не был единственной жертвой. Спасая раненого сапера, погибла медсестра Аня Паренхина. При разминировании Нижнего парка, саперы находили останки бойцов - десантников, их было более пятисот человек. Все они, за исключением нескольких, попавших и в плен, погибли в ночь на 5 октября 1941 года. По трубочкам - медальонам удалось выяснить имена героев - моряков. Их останки надо было достойно придать земле, эту задачу взял на себя райвоенкомат. Захоронены герои десантники на холме у Английского парка.
6.1. Верхний сад, Большой дворец и Нижний парк.
Что же представляли из себя дворцы Петергофа? Самую "свежую" информацию содержат воспоминания научного сотрудника предвоенного времени М.А. Тихомировой. 31 января 1944 года ей и ее коллегам из Павловска, Гатчины и Пушкина был выделен небольшой автобус, "выданный" на один день. Но все пригородные дворцы посетить за такой короткий срок было невозможно. Транспорт двигался медленно, дороги были заняты танками и бронетранспортерами. Лавиной шла пехота. Чтобы добраться, Тихомировой пришлось выйти в Красном селе, часть пути она ехала на телеге, подбирающей трупы. 10 километров ей предстояло идти пешком до Стрельны, совершенно безлюдной среди сожженных домов, подбитых танков и орудий. Здесь нигде не было признаков жизни. Только в небе гудели самолеты, летящие вслед нашему наступлению. В отличие от других пригородов Ленинграда, все 26 месяцев оккупации Петергоф перестал быть населенным пунктом: все жители были насильно изгнаны[2].

Подходя к воротам Верхнего сада, Тихомирова еще не знала, что в одном из пилонов неразорвавшийся фугас. Это станет известно летом, когда его своевременно обнаружат и благополучно обезвредят, причем, взорвут не на месте, а осторожно извлекут, не повредив памятник искусства. Весь Верхний сад пересекал громадный противотанковый ров, а за ним обгорелые руины Большого дворца. В центре здания был провал, а над ним - только одна стена, готовая вот-вот обрушиться. Большой дворец не только сожжен, но и подорван в центральной части, вместе с серединой террасы[2].

До многих уголков Нижнего парка из-за завалов снега и груд обломков было не добраться. Нижний парк сверху казался пустыней с мертвыми черными деревьями[2].


6.2. Монплезир и Екатерининский корпус.
В первые недели Великой Отечественной войны все вещевое убранство дворца эвакуировали в глубокий тыл. При осмотре выяснилось, что состояние Монплезира ужасно, многое оказалось утраченным безвозвратно (см. Приложение 3, 4). Долгие месяцы здесь все систематически и сознательно разрушалось, уничтожалось, сжигалось. Немецкие захватчики оставили память о своей ненависти к другим народам и к их культуре[4].

Монплезир входил в оборонительный узел, устроенный в прибрежной части парка. На террасе Монплезира была "огневая точка" - крупнокалиберный пулемет, установленный в бетонированном гнезде и направленный в сторону залива. Широкая щель для обстрела, заметная лишь вблизи, выходила через подпорную стенку террасы. В монплезирском садике находилось несколько дзотов[4].

По берегу на запад от Монплезира и до парка Александрия были установлены артиллерийские орудия. В Монплезире оккупанты устроили караульные помещения с нарами. Отапливались они железными буржуйками, трубы которых проходили в камины: для этого пробили стенки каминов, обработанные художественной лепкой. Топливо брали здесь же, в Монплезире. Все, что могло гореть, пошло в огонь: дубовые рамы окон и дверей, дубовая обшивка стен Парадного зала и галерей, паркеты и черные полы, панно и резные полочки Лакового кабинета. Остались только подпорные столбы в галереях. Если бы фашисты их выбили, перекрытия бы рухнули. Но они не успели: сожгли только два столба в восточной галерее, отчего перекрытие несколько провисло, после чего фашистам пришлось бежать под ударами советских войск. Захватчики перебили на мелкие части все кафели в Морском кабинете Петра I, в секретарской, в кухне. У стен лежали груды осколков, среди которых случайно оказались несколько уцелевших кафелей. Видимо, гитлеровцы, развлекаясь, разбивали их. Они также стреляли в цель по фигурам античных богов на плафонах. Там остались следы от пистолетных пуль[4].

История разрушения Монплезира - один из впечатляющих примеров агрессии, искажающей личность, подавляющей интеллект и ведущей к душевному опустошению.

Само здание Монплезира оккупанты не разрушили в интересах самообороны. Укрывшись во дворце, они надеялись, что русские не станут ни бомбить его, ни обстреливать из артиллерии. Поэтому уцелели и столетние дубы, и липы в садике Монплезира. Их кроны служили маскировкой для дзотов[4].

Сотрудники музея убрали хлам и мусор, оставшиеся от фашистских солдат. Проемы дверей и окон Монплезира зашили фанерой и досками: свет проникал в помещение только через щели. Монплезир воспринимался как живое, израненное и поверженное существо. Казалось, здесь погибло нечто большее, чем художественное убранство интерьеров. Может быть, поэтому, переходя из одной комнаты в другую и возвращаясь обратно, мы говорили вполголоса. Трудно было понять, какими путями и средствами можно вернуть дворцу прежний облик. Особенно это касалось отдельных видов убранства, в частности, панно Лакового кабинета. Но уже в то время научный сотрудник дирекции М.Б. Андреева активно проводила сбор материала по истории строительства дворца, готовясь к его восстановлению.

Служебные корпуса сохранились. Восточный корпус использовался как временное жилье для рабочих, а в западном было устроено хранилище деталей. Не пострадал и Ассамблейный зал, пристроенный к восточному коридору в 1730г. М.Г. Земцовым. В садике Монплезира фашисты соорудили несколько дзотов. Фонтаны уничтожили. Фонтан "Сноп", декорированный туфом, был разбит на куски, бронзовые пьедесталы фонтанов "Колоколов" были похищены[4].

От бомбы замедленного действия, уже после ухода гитлеровцев, взорвался дворец Марли. Павильон Эрмитаж был без окон и дверей. Из всего этого великолепного убранства были эвакуированы только Гурьевский сервиз и некоторые образцы мебели и бронзы. Все остальное погибло в пожаре. Екатерининский корпус сгорел (см. Приложение 1, 2). От него остались обугленные стены. До сих пор вспоминаются нагромождения искореженных железных балок перекрытий на месте Желтого зала, пустые глазницы оконных проемов. Скульптура работы Шубина лежала на земле среди мусора и пепла. Ее покрыли деревянным футляром, но мрамор оказался перегоревшим настолько, что при прикосновении рассыпался, как крупный песок. Попытки закрепить мрамор, чтобы сохранить форму, не удались, и скульптура погибла[4].

Некоторые лепные композиции на стенах Екатерининского корпуса сохранились. Но они тоже сильно перегорели, поэтому снимать их и переносить в хранилище представлялось делом трудным и требовало большой осторожности.

Прилегающая к Монплезиру прибрежная часть парка была изрезана окопами, ходами сообщения и опутана заграждениями из колючей проволоки общей длиной около 30 километров. Для сооружения оборонительных укреплений здесь вырубили много деревьев. На второй линии обороны, направленной против десанта, на Марлинской аллее из сваленных деревьев устроили противотанковые завалы[4].

От грандиозного Львиного каскада остался фрагмент из шести колонн. Оккупанты вывезли несколько тысяч музейных экспонатов. В результате вырубки фашистами и попадания снарядов была уничтожена треть всех зеленых насаждений.

18 февраля 1944 года откроется летопись восстановления пригородных дворцов - музеев и парков, в их числе и петергофских. В Доме архитекторов пройдет первое заседание, посвященное возрождению памятников искусства XVIII - XIX веков. Пройдут годы, десятилетия, история восстановления отметит и перевалит за полувековой юбилей. Проведена грандиозная восстановительная работа.
7. Заключение.
После 1918 года во дворце, ставшем музеем, проводились экскурсии.

Экскурсоводам полагалось "зимняя" надбавка к окладу. Но самые жуткие времена

пришли в Петергоф с гитлеровским вторжением. Руины, грабежи, мины

омрачали освобождение в январе 1944 года.

Сейчас Петергоф пишет славную летопись восстановления. Торопятся за

зиму реставрировать что-нибудь из еще недоступного посетителям. К весне -

славному юбилею Санкт-Петербурга - открыли двери Корпус под Гербом и

Царицын павильон.

XX век оказался тяжелым в судьбе России и для Петергофа в частности, но справившись со всеми невзгодами мы ценим, любим наш Петергоф и он расцветает с каждым днем.
8. Список использованных материалов:

Книги:
1. Азарова В. и Зиначева А. "Живые, пойте о нас". - Л., 1972

2. Тихомирова М.И. Памятники. Люди. События. - Л.: Художник РСФСР, 1984 - 400с., пл.;

3. Шубинский С.Н. Исторические очерки и рассказы - М.: Моск. Рабочий, 1995 - 260с;

4. Шурыгин Я.И. Летопись восстановления - СПб - Петергоф: Абрис, 2000 -144с., пл.;
Статья из журнала:
5. Юмангулов В.Я. Фонтан "Нептун" - Пинакотека, 1999, № 3-4 (10-11) - с. 170-175.
9. Приложение

1) Восточный фасад Екатерининского 2) Екатерининский корпус 1945г.

корпуса 1944г.


3) Монплезир весной 1944 года. 4) Южный фасад центральной части Монплезира 1950 год.



Санкт - Петербургский Государственный Университет
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации