Шпаргалка по педиатрии - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалка по педиатрии
скачать (304.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc305kb.05.06.2012 08:51скачать

n1.doc

  1   2   3   4

1.Значение изучения педиатрии и гигиены детей раннего и дошк. возраста для работников ДУ.

Дошкольная гигиена - наука об охране, укреплении и развитии здоровья детей раннего и дошкольного возраста. И одной из первостепенных задач воспитателя детско­го дошкольного учреждения является сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка. Эта задача особенно актуальна в свя­зи с изменениями экологической обстановки после аварии на Чернобыльской АЭС, которая привела к загрязнению радионук­лидами значительной территории Республики Беларусь и увели­чению заболеваемости детей и взрослых. Профилактика заболе­ваемости во многом зависит от проф-ой подготовки пе­дагогического персонала дошкольных учреждений.

Знание основ гигиены детей дошкольного возраста дает возможность педагогам, воспитателям и психологам пользоваться научно обоснованными гигиеническими рекомендациями по организации всех составляющих учебно-воспитательного про­цесса: режима занятий и отдыха, питания детей, оборудования, планировки и благоустройства детских учреждений.

Важная задача дошкольной гигиены - разработка мероприя­тий, направленных на предупреждение заболеваний среди детей.

В современных условиях педагог-воспитатель должен владеть определенным объемом ме­дико-биологических знаний. Они нужны в первую очередь для осуществления современного медико-педагогического подхода к проблемам воспитания и обучения, познания закономернос­тей роста и развития человека, охраны здоровья детей с учетом возрастных особенностей.

Педиатрия и дошкольная гигиена обеспечивают работникам дошкольных учреждений возможность создать соответствующие условия для восстановления здоровья и развития детей, имеющих различные функциональные отклонения, перенесших острое заболевание или страдающих хроническими болезнями.

Необходимо отметить также тесную взаимосвязь педиат­рии и дошкольной гигиены с возрастной анатомией и физиоло­гией. Воспитатель, знающий закономерности роста и развития ребенка, особенности его высшей нервной деятельности, способен научно обоснованно строить весь учебно-воспитатель­ный процесс.

3.Основные закономерности роста и развития ребёнка

Жизненный цикл чел-ка делится на следующие периоды:

-созревание; - зрелый возраст; - старение.

На протяжении всего этапа созревания рост и развитие реб-ка протекает в соответствии с определёнными законами:

1. Неравномерность темпа роста и развития.

Рост и развитие протекают непрерывно, их темп имеет не линейную зависимость от возраста (чем младше реб-к, тем рост и развитие больше). Существуют и отклонения в темпах роста и развития. Акселерация – ускорение темпов роста и развития. Ретардация – замедление темпов. Наибольшая частота отклонений выявляется среди подростков.

2.Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность)

Организм реб-ка рассматривается как единое целое, однако развитие его отдельных органов и систем происходит не одновременно. Избирательное ускоренное созревание происходит тех функций и систем, которые обеспечивают выживаемость реб-ка в данный возрастной период (нервная система – лимфатическая система – половая система). Темпы роста отдельных частей тела также различны.

3. Половой деморфизм (разница в развитии мальчиков и девочек)

До полового созревания мальчики имеют более высокие антропометрические показатели. В период полового созревания девочки обгоняют мальчиков. С 15-16лет мальчики вновь начинают опережать девочек. Половой деморфизм учитывается при нормировании физических нагрузок при спортивном отборе и профориентации.

4. Биологическая надёжность функциональных систем и организма в целом

Она базируется на широком диапозоне жизненных возможностей: - резервные возможности организма (в 10мл крови содерж такое кол-во протромбина, которое может свернуть всю кровь, стенка аорты может выдержать давление в 20 атмосфер); дублирование органов (почка, лёгкие, глаза).

5. Детерминация факторов роста и развития внешней средой

На рост и физическое развитие оказывают влияние факторы внешней среды: состав питьевой воды, атмосферный воздух, величина солнечной радиации. Кроме природных большое влияние оказывают социальные факторы.

6. Обусловленность роста и развития наследственными факторами.

Генетическая программа обеспечивает цикл индивидуального развития. Известно более 50 генов (протоонкогены), которые контролируют процессы нормального роста и дифференцировки клеток. Важнейшее проявление генной регуляции возможность организма стабилизировать процесс роста и возвращаться к заданной программе в тех случаях, когда физическое развитие нарушается под воздействием каких-либо факторов.

7. эпохальная тенденция и цикличность процессов роста и развития

Основные теории акселерации: гемогенная (влияние солнечной радиации); магнитная или радиоволновая (влияние электромагнитного поля); повышение концентрации углекислого газа в атмосфере; теория повышенной информатизации; цикличность биологических явлений; теория гетерозиса (смешанные межнациональные браки).


5.Факторы, определяющие здоровье

- наследственность – 20%;

- окружающая среда – 20%;

- образ жизни – 50%;

- работа системы здравоохранения – 10%.

Генетические факторы Онтогенетическое развитие дочерних организмов предопределяется той наследственной программой, которую они наследуют с родительскими хромосомами.

Однако, сами хромосомы и их структурные элементы - гены, могут подвергаться вредным влияниям, причем, что особенно важно, в течение всей жизни будущих родителей. В наследуемых предпосылках здоровья особенно важны такие факторы, как тип морфофункциональной конституции и особенности нервных и психических процессов, степень предрасположенности к тем или иным заболеваниям.

Состояние окружающей среды Под окружающей средой принято понимать целостную систему взаимосвязанных природных и антропогенных объектов и явлений, в которой протекает труд, быт и отдых людей. Это понятие включает в себя социальные, природные и искусственно создаваемые физические, химические и биологические факторы, то есть все то, что прямо или косвенно воздействует на жизнь, здоровье и деятельность человека.

Условия и образ жизни болезни современного человека обусловлены, прежде всего, его образом жизни и повседневным поведением. В настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний. Структура здорового образа жизни должна включать следующие факторы: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, рациональный режим жизни, психофизиологическую регуляцию, психосексуальную и половую культуру, тренировку иммунитета и закаливание, отсутствие вредных привычек и валеологическое образование.

Медицинское обеспечение В медицинской профилактике заболеваемости выделяют три уровня:

- профилактика первого уровня ориентирована на весь контингент детей и взрослых, ее задачей является улучшение состояния их здоровья на протяжении всего жизненного цикла.

- медицинская профилактика второго уровня занимается выявлением показателей конституциональной предрасположенности людей и факторов риска многих заболеваний, прогнозированием риска заболеваний по совокупности наследственных особенностей, анамнеза жизни и факторов внешней среды.

- профилактика третьего уровня, или профилактика болезней, ставит своей основной задачей предупреждение рецидивов заболеваний у больных в общепопуляционном масштабе.

7.Физическое развитие ребёнка. Показатели физического развития. Группы здоровья детей

Под физическим развитием понимают динамический процесс изменений морфологических и функциональных признаков организма (изменения размеров тела, его пропорций, телосложения, нарастания мышечной массы, работоспособности), обусловленных наследственными факторами и конкретными условиями внешней среды. В результате этого интенсивность роста детей может подвергаться существенным изменениям.

Методы, которыми изучается физическое развитие детей, включают: измерение размеров и массы тела (антропометрия или педометрия), осмотр и описание признаков телосложения и внешнего облика (соматоскопия), динамометрию, исследование физической работоспособности с помощью степ-теста или велоэргометрии. Чем большее количество признаков заложено в оценку физического развития, тем точнее будет сама оценка.

Для более полной характеристики оценки физического развития используют его интегральную оценку — гармоничность.

Заключение о гармоничности развития ребенка дается по результатам антропометрических измерений.

В зависимости от состояния здоровья ребёнок может быть отнесён к следующим группам здоровья:

1 – абсолютно здоровые дети; 2 – дети у которых отсутствуют хрон-ие забол-ия, имеются некоторые морфологические и функциональные изменения. Дети перенёсшие заболевание с общей задержкой физразвития, без эндокринной патологии; 3 – дети с хрон забол-ми в стадии клинической ремиссии. Дети с физическими недостатками не ограничивающими возможность обучения и труда; 4 – дети с частыми обострениями хрон забол-ий, требующие поддерживающей терапии, с физическими недостатками последствия травм, ограничивающими в некоторой степени развитие и труд; 5 – дети имеющие тяжёлые хрон-ие забол-ия, требующие постоянной терапии, дети-инвалиды.

Распределение детей на группы здоровья позволяет дать общую хар-ку состояния здоровья детских коллективов.

2.Система охраны здоровья матери и ребёнка в Республике Беларусь

Защита материнства и детства – важнейший приоритет белорусского государства

Охрана здоровья матерей и детей в условиях низкой рождаемости в стране имеет особую медико-социальную значимость. Одними из основных направлений деятельности системы здравоохранения Республики Беларусь являются государственная поддержка материнства и детства, охрана здоровья матери и ребенка, создание условий для рождения здоровых детей, уменьшение инвалидности с детства сокращение младенческой, детской и материнской смертности.

Решение задач по охране здоровья матери и ребенка осуществляется в соответствии с законами Республики «О здравоохранении», «О правах ребенка», «Кодексом о браке и семье», и др. нормативными правовыми актами.

Мероприятия по оптимизации медицинской помощи, доступность и бесплатное оказание всех видов медицинской помощи матерям и детям, совершенствование ранней диагностики наследственных и врожденных заболеваний, мероприятия по профилактике заболеваний;

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О здравоохранении» беременной женщине гарантируется медицинское наблюдение в государственных организациях здравоохранения, стационарная медицинская помощь во время и после родов, а также медицинская помощь и медицинское наблюдение за новорожденными.

Особое внимание уделяется охране репродуктивного здоровья подростков: созданию новых подходов к гигиеническому воспитанию и образованию детей и подростков, формированию здорового образа жизни, ранней диагностике заболеваний репродуктивной системы у детей и подростков.

Законом Республики Беларусь «О правах ребенка» определено, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на охрану и укрепление здоровья.

В целях сохранения и укрепления здоровья детей и подростков органами и учреждениями государственного санитарного надзора осуществляются мероприятия, направленные на охрану окружающей среды, снижение вероятных факторов риска здоровья детей, связанных с условиями обучения, воспитания, питания, организацией физического воспитания и досуга; проводится гигиеническое обучение и воспитание детей и их родителей.

4.Понятие о здоровье. Основные определения и принципы оценки состояния здоровья детей.

В современной литературе существует большое количество определений и подходов к понятию «здоровье».

Здоровье – состояние полного физического, психического (духовного) и социального благополучия.

Здоровье — это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.

Здоровье — это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.

Здоровье — это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.

Здоровье — это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.

Здоровье — это способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

Здоровье — это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.

Оценку состояния здоровья детского населения дают с учётом определяющих признаков здоровья:

1.Отсутствие в момент обследования болезни; 2.Гармоничное развитие; 3.Нормальный уровень функций; 4.Отсутствие наклонности к заболеваниям.


6.Общественное здоровье. Показатели оценки общественного здоровья

Общественное здоровье это физическое, социальное и психологическое благополучие, возможность трудовой деятельности, наличие или отсутствие болезней.

Для количественной оценки группового, регионального и общественного здоровья традиционно принято использовать следующие показатели:

1. Демографические показатели.

2. Заболеваемость.

3. Инвалидность.

4. Физическое развитие.

Заболеваемость —характеризуется показателями распространенности болезней, выявленных и зарегистрированных в течение определенного календарного срока (года) в целом среди населения и в отдельных возрастно-половых, профессиональных и других социальных группах.

Основные виды заболеваемости: первичная заболеваемость; распространенность, болезненность, общая заболеваемость; патологическая пораженность.

Инвалидность. Инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите.

Демографические показатели: общий показатель рождаемости; общий показатель смертности; детская (младенческая) смертность; средняя длительность предстоящей жизни; суммарный показатель плодовитости; естественный прирост населения.

Показатели физического развития населения: доступность первичной медико-санитарной помощи; охват населения медицинской помощью; процент иммунизированных лиц; степень обследования женщин во время беременности квалифицированным персоналом; состояние питания детей; уровень детской смертности; средняя продолжительность предстоящей жизни; гигиеническая грамотность населения.

Все показатели нужно оценивать в динамике. Важным показателем оценки здоровья населения следует считать индекс здоровья, то есть долю неболевших на момент исследования (например, в течение года).

8.Понятие о микроклимате и важнейших его показателях, влияние на здоровье детей

Микроклимат - это комплекс метеорологических условий в помещении (температура, относительная влажность, количество аэроионов*, воздухообмен, скорость движения воздуха, содержание в воздухе твердых частиц (пыли), наличие приятных запахов (аромотерапия) и др.). Оптимальными для микроклимата помещений в тёплое время года считаются: температура воздуха 22-25° С, относительная влажность 30-60%, скорость движения воздуха не более 0,25 м/с; в холодное время года эти показатели составляют соответственно 20-22° С, 30-45% и 0,1-0,15 м/с .

Для создания комфортного микроклимата в помещении используются специальные системы: в холодное время года – системы отопления: Нагревательные приборы (радиаторы секционные, конвекторы)..Системы приточно-вытяжной вентиляции. Системы увлажнения воздуха. В тёплое и жаркое время года – системы вентиляции и кондиционирования.

В игральных и групповых с зонами отдыха, расположенных на первом этаже, температура поверхности пола в зимний период должна быть не менее +22 °C.

Контроль за температурой воздуха в помещениях дошкольного учреждения должен осуществляться с помощью бытового термометра, прикрепленного на внутренней стороне стены на высоте 0,8 - 1,2 м (в зависимости от роста воспитанников).

Все помещения групповой ячейки и другие помещения дошкольного учреждения с пребыванием в них воспитанников должны быть обеспечены чистым и свежим воздухом с полуторакратным воздухообменом в один час.

В групповых с зоной отдыха, игральных, спальнях должна быть обеспечена возможность проведения естественного сквозного или углового проветривания. Сквозное и угловое проветривание групповых ячеек должно проводиться только в отсутствие воспитанников. Продолжительность проветривания определяется в зависимости от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности работы отопительной системы и должно заканчиваться за 30 минут до возвращения воспитанников в групповые ячейки.

Сквозное и угловое проветривание групповых ячеек через туалетные комнаты не допускается.

Одностороннее проветривание может проводиться в присутствии воспитанников:

в теплое время года - непрерывно;

в холодное время - до снижения температуры воздуха в помещениях до +18 °C для воспитанников в возрасте старше 3 лет и до +19 °C - для воспитанников младше 3 лет.

В помещениях спален в холодное время года фрамуги, форточки должны быть закрыты за 30 минут до сна воспитанников. Фрамуги, форточки должны быть открыты во время сна с одной стороны и закрыты за 30 минут до подъема воспитанников. В теплое время года дневной и ночной сон должен проводиться при открытых окнах, избегая сквозняков.



9.Основные принципы построения режима дня в различных возрастных групп

Физиологической основой режима дня является динамический стереотип – это цепь условных рефлексов сигналом для начала следующей деят-ти является либо время начала следующей, либо окончание предыдущей деят-ти.

Режим дня детей в соответствии с возрастом включает следующие элементы:

1. Режим питания (интервалы между приёмами, кратность);

2. Время пребывания на воздухе в течении дня;

3. Продолжительность и кратность сна;

4. Продолжительность и место обязательных занятий в ДДУ и дома;

5. Свободное время реб-ка для обеспечения двигательной акт-ти по собственному выбору.

Обязательным законом жизни реб-ка явл-ся правильно построенный и постоянно соблюдаемый режим дня.

Принципы построения режима дня:

1. учёт состояния здоровья детей;

2. учёт возрастных особенностей детей.

3. учёт сезонности (время года);

4. учёт климатических условий данной местности.

Правильно организованный режим дня создаёт бодрое настроение, интерес к играм и творческой деятельности.

10.Значение игр и занятий для здоровья и развития детей. Требования к предметам и оборудованию для игр, игрушкам

На занятиях и через игру происходит последовательное и своевременное формирование у детей понятий, представлений, умений и навыков. Подвижные игры оказывают влияние на развитие двигательных навыков, ловкости, способствуют воспитанию находчивости, смелости, активности и др. Они помогают восстановить работоспособность за счет удовлетворения потребности в активной двигательной деятельности. Вместе с тем следует учитывать, что характер, интенсивность игр и занятий, а также связанные с ними энергозатраты различны и соответственно неодинаково их влияние на организм детей.

Помещения дошкольных учреждений должны быть оборудованы мебелью детской соответствующей росту и возрастным особенностям воспитанников.

На 1-м году жизни игрушки должны развивать зрительное и слуховое восприятие. Должны быть достаточно крупными, удобными для захвата, быть яркой и издавать звук

Санитарным законодательством регламентируется сырьё и материалы для изготовления игрушек:

- на поверхности игрушек не должно быть трещин, сколов, острых кромок и углов;

- мелкие детали должны быть закреплены, чтобы реб-к не смог их отсоеденить;

- наполнители для погремушек – не менее 5мм

- в зборно-разборных игрушках детали не должны быть менее 32мм для детей до 3л

- интенсивность запаха не должна превышать 1-го (до 1 года) и 2-х (после 1 года) баллов

- внешний вид игрушки не должен изменяться после мытья водой при t 37С, нейтральным мылом

- звук не должен превышать 60-70 Дцбл, на открытом воздухе – 75 Дцбл не более 95, если это одиночный шум.

Игрушки, за исключением мягконабивных, перед использованием и по мере загрязнения, но не реже одного раза в день, должны мыться щеткой с применением моющих средств под теплой проточной водой в посудомоечных ваннах, затем высушиваться в буфетных или на столах. Кукольная одежда должна стираться по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю.

11.Особенности приёма новых детей в дошкольное учреждение

Прием воспитанников в дошкольное учреждение должен осуществляться по представлении справки о состоянии здоровья ребенка, выданной в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Ежедневно должен проводиться утренний прием воспитанников, предусматривающий опрос воспитателями родителей о самочувствии воспитанника и визуальную оценку состояния его здоровья. При подозрении на заболевание воспитанник должен направляться на осмотр медицинскому работнику.

Воспитанника должны принимать в группу дошкольного учреждения чистым и опрятно одетым.

…..

12.Гигиена учебной деятельности: виды занятий, продолжительность. Гигиена трудовой деятельности: своеобразие и виды трудовой деятельности, гигиенические требования к орудиям труда

Проведение образовательного процесса (занятий), включает рациональное сочетание различных по характеру видов деятельности, умственных и физических нагрузок.

Длительность занятий с воспитанниками в возрасте от 2 до 3 лет (10 мин), от 3 до 4 лет (15 мин), от 4 до 5 (20 мин) от 5 до 6л (25 мин).

Продолжительность перерывов между занятиями должна быть 10 - 12 минут. Во время перерывов должны проводиться подвижные игры умеренной интенсивности.

В начале и конце недели должны предусматриваться облегченные по содержанию и умственной нагрузке занятия. Домашние задания во всех группах задаваться не должны.

Игровые занятия с использованием ПЭВМ в дошкольных учреждения должны проводиться для воспитанников с 5 - 6-летнего возраста не более 2 раз в неделю с продолжительностью индивидуальной работы с компьютером для воспитанников 5-летнего возраста 5 - 7 минут, 6-летнего возраста - 10 минут.

У мл-х дошк-в труд-ое восп-ие состоит из работ по самообслуживанию, по подготовке к занятиям, сервировке стола, ухода за растениями и т. п.

Виды и содержание труд-ой деят-ти детей ст. дошк. возр. разнообразнее и сложнее. Это уже осмысленная помощь в уборке помещений, заправке постелей, соблюдении чистоты одежды, обуви и т. д., сервировке стола, подготовке к занятиям; мытье и чистка игрушек, уход за животными, растениями (работа на участке); ручной труд, направленный на совершенствование двигательных возможностей кисти ребенка.

Продолжительность труда не должна превышать в ср. и ст. группах 20— 25 мин. Работа, связанная е интенсивной деятельностью в ср. гр. не более 10 мин, в ст. — 15 мин.

Каждая группа детского сада обеспечивается оборудованием и материалами для организации детей. Для хоз-но – быт-го труда необходимы фартучки, щетки, тазики, подносы; для труда в природе – лопаты, грабли, лейки; в ручном труде дети используют пилы, молотки и другое оборудование. Необходимо наличие и различных материалов: семян для посевов и посадок, корма для птиц и рыб, шишек, желудей, брусков дерева и т.д. Все оборудование должно быть в достаточном кол-ве, хорошего кач-ва и соотв-ть возр. детей, иметь привлекательный вид.

Оборудование размещаются так, чтобы им было удобно пользоваться. Так, целесообразно объединять оборудование по видам труда.

Заботясь о создании гигиенических условий для труда, воспитатель предупреждает возможность его отрицательного влияния на здоровье детей. Работа, требующая напряжения зрения (пришивания пуговиц, подклеивание книг), должна проходить при достаточном освещении. Педагог наблюдает за тем, чтобы дети не работали длительное время в одной позе (согнутыми коленями, на корточках и пр.), следует обеспечить регулярное проветривание помещения.

13.Требования к проведению прогулок и экскурсий

К прогулкам, экскурсиям допускаются дети дошкольного возраста не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

При проведении прогулок, экскурсий необходимо соблюдать правила поведения, установленные режимы передвижения и отдыха.

Группу воспитанников должны сопровождать двое взрослых, обязательно иметь медаптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

Участники прогулки, экскурсии должны надеть удобную одежду и обувь, нестесняющую движений и соответствующую сезону и погоде. Для предотвращения травм и укусов ног надеть брюки или чулки.

Соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя.

Общая продолжительность прогулки, экскурсии составляет 1-3 часа.

Во время привалов во избежание ожогов и лесных пожаров не разводить костры.

Не пробовать на вкус какие-либо растения, плоды и грибы.

Не трогать руками ядовитых и опасных животных, пресмыкающихся, насекомых, растений и грибов, а также колючих растений и кустарников.

При передвижении не снимать обувь и не ходить босиком.

Во избежание заражения желудочно-кишечными заболеваниями не пить воду из открытых непроверенных водоемов, использовать для этого питьевую воду, которую необходимо брать с собой, или кипяченую воду.

Соблюдать правила личной гигиены, своевременно информировать руководителя прогулки, экскурсии об ухудшении состояния здоровья или травмах.

Уважать местные традиции и обычаи, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, к личному и групповому имуществу.

по окончании прогулки, экскурсии необходимо проверить по списку наличие воспитанников в группе.


14.Понятие о рациональном питании. Основные ингредиенты пищи и их значение

Рациональное питание характеризуется 2-мя сторонами:

1.количественный состав пищи;

2. качественный состав пищи (соотнош-ие белков, жиров, углеводов).

Продукты питания в организме ребёнка выполняют как строительную (пластическую), так и энергетическую функцию.

Пища реб-ка по своему кол-ву и кач-ву должна отвечать особенностям пищеварительного тракта, удовлетворять его потребность в пластических веществах и энергии (содержать в достаточном кол-ве нужные реб-ку белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, воду и витамины).

Быстрый рост реб-ка требует сравнительно большого кол-ва белка. При недостатке белка в пище у реб-ка теряется аппетит, появляется слабость, а затем и заболевание (пищевая дистрофия). Правильный обмен белков возможен при надлежащем соотношении их с др. пищевыми веществами (жирами, углеводами, минеральными солями).

Жиры также участвуют в строении клеток организма, явл-ся источником энергии, а также носителями ряда витаминов.

Потребность в углеводах индивидуальна. У некоторых детей от избытка углеводов появляется сыпь.

Ежедневно в меню необходимо вводить определённое кол-во БЖУ. Завтрак 20-25% суточной калорийности; Обед 30-35%; полдник 15-20%; ужин 20-25%.

Основными элементами необходимыми для жизнед-ти чел-ка явл-ся кальций, магний, калий, фосфор – участвуют в строении клеток и тканей; железо входит в состав гемоглобина. Детям дошкольн- возраста необходимо получать 15микрограмм железа в сутки. Также реб-ку необходимы медь, бром, йод, цинк, фтор и др микроэлементы. Они служат составной частью многих ферментов, гормонов, витаминов и оказывают большое влияние на обмен веществ, рост и развитие организма.

Вода вместе с растворёнными в ней минеральными веществами составляет внутреннюю среду организма, являясь основной частью плазмы, лимфы, тканевой жидкости. 5 блюд в дневном рационе дошкольника должны быть жидкими.

Для нормального развития организма в пищу детей должны входить в достаточном кол-ве витамины. Витамины играют важную роль в поддержании иммунобиологических свойств организма и высокой устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды.

15.Роль белков, жиров, углеводов. Роль витаминов для здоровья. Роль минеральных веществ для организма ребёнка

Белки: Быстрый рост ребенка требует сравнительно большого количества белка, являющегося основным строительным (пластическим) материалом, из которого формируются клетки и ткани живого организма. При недостатке белка в пище у ребенка теряется аппетит, появляется слабость, быстрая утомляемость, апатия, а затем тяжелое заболевание (пищевая дистрофия), сопровождающееся отеками, изнуряющими поносами, психическими расстройствами.

В первые 3 года жизни дети на 1 кг веса должны получать около 4 г белка в сутки, в возрасте от 3 до 7 лет — 3,5 г, взрослые — 2—2,5 г. Все аминокислоты, необходимые человеку, входят в состав белков, содержащихся главным образом в продуктах животного происхождения (мясо, рыба, яйцо, молоко и др.).

Важно, чтобы продукты животного происхождения преобладали в пище ребенка пли по крайней мере составляли не менее 75% его пищевого рациона.

Правильный обмен белков возможен при надлежащем соотношении их с другими пищевыми веществами (жирами, углеводами, минеральными солями).

Жиры: Жиры, как и белки, участвуют в строении клеток организма, являются источником энергии, а также носителями ряда витаминов. Часть жиров откладывается в печени, мышцах, под кожей, в сальнике, около почек и т. д., фиксируя и защищая многие органы, сосуды и нервы от травм, а весь организм в целом от излишних теплопотерь. Детям первого года жизни требуется 6—7 г жира на 1 кг веса, детям от года до 3 лет — 4 г, в возрасте от 3 до 7 лет — 3—3,5 г.

Углеводы: Углеводы — органические вещества, состоящие из углерода, водорода и кислорода. Они входят в состав продуктов растительного происхождения — овощей, фруктов, ягод, злаков — в виде сахаров, крахмала, клетчатки. В организме человека и животных углеводы встречаются в виде животного крахмала — гликогена.

В крови человека сахар циркулирует главным образом в виде глюкозы, количество которой довольно постоянно. Часть глюкозы распадается в организме на воду и углекислый газ, что сопровождается выделением энергии; часть ее синтезируется и откладывается в печени и мышцах. Грудным детям и детям до 3 лет в среднем на 1 кг веса полагается 15—16 г углеводов, от 3 до 7 лет — 13—14 г.

Витамины: Для нормального развития организма в пищу детей должны входить в достаточном количестве витамины. Они не только предохраняют организм от болезней, связанных с их недостаточностью (цинга, пеллагра, рахит и др.), но и являются составными элементами тканей. Без витаминов не образуются ферменты, задерживаются все реакции, протекающие в организме, нарушается нормальный обмен веществ, страдает пищеварение, кроветворение, падают работоспособность и выносливость. Витамины играют важную роль в поддержании иммунобиологических свойств организма и высокой устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды, в том числе к инфекциям.

Минеральные вещества: Минеральные вещества входят в состав органов и тканей и играют большую роль во всех процессах, протекающих в организме. Основными элементами, необходимыми для жизнедеятельности организма человека, являются кальций, магний, калий, фосфор. Они участвуют в строении клеток и тканей, обеспечивают функции сердца, мышечной и нервной систем, нейтрализуют кислоты, образующиеся в процессе обмена веществ.

Железо входит в состав гемоглобина — сложного белкового соединения, находящегося в красных кровяных тельцах — эритроцитах; оно содержится во фруктах, овощах, мясе, яичном желтке.

Кроме перечисленных минеральных веществ, ребенку необходимы медь, бром, йод, цинк, кобальт, фтор и другие, так называемые микроэлементы, содержащиеся в пище в минимальном количестве (менее 1 мг/%). Потребность детей в минеральных веществах, в том числе и в микроэлементах, до 2 месяцев жизни удовлетворяется грудным молоком матери. С 2 месяцев их надо вводить ребенку с соками ягод, фруктов и овощей, а с 5—6 месяцев — с прикормом (овощи и фрукты, яйца, мясо, каши, особенно гречневая, овсяная и т. д.).

16.Естественное вскармливание и его значение для здоровья ребёнка

Лучшая пища для грудного ребенка — материнское молоко, оно содержит все необходимые вещества для обеспечения правиль­ного развития ребенка первых месяцев жизни.

Белки женского молока представлены в основном легкоус­вояемыми альбуминами, в которых содержится большое количе­ство незаменимых аминокислот.

Ценным качеством жиров женского молока является наличие в них больших количеств ненасыщенных жиров. Лучшему усвое­нию жиров женского молока способствует то, что они находятся в диспергированном виде, т. е. раздроблены на мелкие шарики.

Углеводы женского молока также имеют ряд преимуществ, они представлены молочным сахаром — лактозой, которая способ­ствует развитию полезных бактерий, препятствующих размноже­нию гнилостных и болезнетворных микробов и тем самым умень­шает количество желудочно-кишечных расстройств при естествен­ном вскармливании детей.

Преимущество женского молока определяется качественным составом и соотношением минеральных веществ и витаминов. Оно содержит многие ферменты, которые в значительной степени облегчают переваривание и усвоение основных пищевых веществ. В женском молоке представлены и иммунные тела, повышающие устойчивость и защитные силы детского организма.

Ребенок должен получать грудь матери в строго установлен­ные часы. Режим кормления малыша устанавливается в зависимо­сти от возраста и состояния его здоровья. До (1 месяцев число Кормлении составляет 6-5 раз в сутки. От 0 месяцев до I го­да— 5 раз в сутки с 6-часовым ночным перерывом.

Для коррекции рациона по витаминному и минеральному со­ставу в питание ребенка с одного месяца рекомендуется вводить фруктовые соки, а с 1,5 месяцев — фруктовое пюре. Фруктовые соки оказывают положительное влияние на функцию, органов пи­щеварения, повышают аппетит. Соки следует вводить в рацион постепенно, с нескольких капель в день, давать их после еды. Из соков лучше использовать яблочный, черносмородиновый, аб­рикосовым, морковный, томатный. В питании детей можно ис­пользовать консервированные соки, выпускаемые промышленностью для детского питания.
  1   2   3   4


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации