Курсовая работа - Предметно тематический репертуар современной газетно-журнальной периодики(на примере журнала Cosmopolitan) - файл n1.doc

Курсовая работа - Предметно тематический репертуар современной газетно-журнальной периодики(на примере журнала Cosmopolitan)
скачать (174 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc174kb.11.06.2012 05:31скачать

n1.doc



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ГОУ ВПО КубГУ)
Кафедра публицистики и журналистского мастерства

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПРЕДМЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКИИЙ РЕПЕРТУАР СОВРЕМЕННОЙ ГАЗЕТНО-ЖУРНАЛЬНОЙ ЖЕНСКОЙ ПЕРИОДИКИ (НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛА COSMOPOLITAN)

Работу выполнила студентка _________Мамонтова Ульяна Борисовна

факультет журналистики,030600.62 – «Журналистика», (бакалавриат),

ОФО


Научный руководитель, _______________________ Е.В. Вологина.

ст. преп.


Краснодар 2011
Содержание
Введение........................................................................................................................3

1 Возникновение и основные характеристики женских изданий в России............5

1.1 Становление, развитие и особенности женской прессы как типа издания..........................................................................................................................5

1.2 Характеристика современной российской женской прессы..................11

1.3 Типология российских женских изданий................................................14

1.4 Понятие «гендер» и его роль в формировании образа женщины в современном обществе……...………………………………………………………20

1.5 Понятие «образ». Составляющие современного женского образа в СМИ……………………………………………………………………………….....22

3 Предметно-тематические особенности журнала Cosmopolitan...........................25

3.1 Возникновение и становление в России журнала Cosmopolitan...........25

3.2 Типологические особенности женского журнала Cosmopolitan...........27

Заключение…………………………………………………………………………..33

Список использованных источников……………………………………………....36

Введение
Современный российский рынок СМИ переживает период бурного развития. В новых условиях началась переориентация большинства периодических изданий. Это связанно с новыми запросами аудитории, учетом требований современности и высокой конкуренции. Особенно заметно все это отражается в женской прессе. Изменения в обществе, политической ситуации, культуре, науке и т.д. нашли свое отражение в женских изданиях. Экономическая и духовная и самостоятельность, тесно связанная с социальной защитой женщины, ее моральной и психологической поддержкой резко изменили характер женской периодики, сделали ее разнообразной по типу и характеру. Стали затрагиваться вопросы касающиеся эмоционального состояния женщины, ее положения в семье и обществе. В 90-х годах в России появились издания созданные совместно с зарубежными партнерами (Cosmopolitan, «Бурда», Elle).Эти журналы внесли новые взгляды на моду, отношения, да и вообще на жизнь женщины. К тому времени структура женской прессы уже сложилась в сложную систему, отражающую все изменения, касающиеся женщин, когда-либо происходившие в обществе.

Проблематика женских изданий в подавляющем большинстве случаев отражает их содержание и структуру. На данный период времени объем женской прессы настолько велик и разнообразен, что некоторые издания (из-за большой конкуренции) пытаются соответствовать требованиям всей женской аудитории, тем самым стирая возрастные, региональные и другие грани. Поэтому женщинам не всегда понятно на кого засчитан тот или иной журнал или газета и чем это издание отличается от других, например, мужских или общих изданий. В этой связи становится ясной актуальность темы данной курсовой работы- репертуар, виды и особенности женской прессы.

Цель работы - дать общую типологическую характеристику журналов в России. И на примере популярного в нашей стране женского журнала Cosmopolitan попытаться выяснить, какие темы волнуют женщин. Как это отражается в материалах журнала и какие особенности отличают этот журнал от других.

Для достижения цели этой работы необходимо решить следующие задачи:

1. Описать историю возникновения и становления в России женских журналов как типа издания.

2. дать основные типологические характеристики жеским изданиям и описать их содержательную специфику.

3. дать определение понятиям «гендер» и «образ», и выяснить, как они отражены в журналах и как влияют на женщин.

4. дать характеристику предметно-тематических особенностей женского журнала Cosmopolitan

Поставленная цель и задачи определили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе мы проследим историю возникновения женских изданий и дадим основные характеристики. Во второй главе проследим изменение в течение времени образа женщины на страницах изданий. А в третьей определим основные характеристики и особенности журнала Cosmopolitan.
1 Возникновение и основные характеристики женских изданий в России
1.1 Становление, развитие и особенности женской прессы как типа издания
Женские издания в России возникли в конце XVIII века – первой половине XIX века. Впервые привлечь женщин к чтению попытался Н.И.Новиков. Руководствуясь просветительскими целями и считая, что литература и периодика играют важнейшую роль в воспитании, а так же полагая, что соответствующая потенциальная аудитория уже сформировалась: появились дамы, разбирающиеся в науках и искусствах, он в 1779 г. начал выпускать журнал «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета».

Принципом отбора материалов в издание стало ориентирование на приятное чтение, поэтому в нем преобладала любовно-романтическая тематика. По своему типу это был первый литературный женский журнал, публиковавший различные художественные произведения, хотя к нему прилагались материалы о парижской моде. Журнал имел ярко выраженную дидактическую направленность, что реализовалось в самых разных жанровых формах: стихотворных советах, сказках, притчах, посланиях, песнях, эпиграммах.

Первый женский журнал смог заложить некоторые тематические и типологические основы женской прессы: целевое назначение (развлечение и воспитание аудитории), особенности тематики (чувственно-эмоциональная сфера), структуры, оформления («модные» картинки, рисунки).

В 1791 году появился первый отечественный журнал, посвященный непосредственно вопросам моды и переводным рассказам о жизни разных городов, – «Магазин английских, французских и немецких новых мод с присовокуплением образа жизни, публичных увеселений и времяпровождений в знатнейших городах Европы, приятных анекдотов». Так обозначилось второе направление развития женской прессы – мода, рукоделие и «стиль жизни».

В первой половине XIX в., по сравнению с XVIII в., количество периодики увеличилось в несколько раз. Появились новые женские журналы. Так, в 1804 году стало выходить издание, публикующее развлекательную литературу, «Журнал для милых, издаваемый молодыми людьми» (издатели М.Макаров, С.Крюков и другие).

В 1815 году в Санкт-Петербурге появился журнал с красноречивым названием «Кабинет Аспазии». Его название говорило о стремлении авторов сделать своих читательниц похожими на известную представительницу Древней Греции, отличавшуюся красотой и высокой образованностью.

Этот замысел и стал определяющим при отборе материалов. В журнале в первую очередь печатались произведения, способствующие всестороннему развитию читательниц. К таковым относились, по мнению редакции, афоризмы великих (Сафо, Платона, Свифта, Юнга и других) и сентиментальная литература, преимущественно поэзия. Проза была представлена сентиментальными повестями. В этом журнале в отличие от предшествующих впервые появилась публицистика, которая до сих пор занимает значительное место в женской периодике. Заметное место в журнале отводилось биографиям известных женщин, которые должны были стать образцом для читательниц (Сафо, Екатерина Великая, Дашкова, Хераскова и другие). Так же в этом издании впервые появились такие жанры как письмо и зарисовка.

Не забывал «Кабинет Аспазии» и о моде, также делая ее предметом публицистического осмысления. Следует отметить и удобный для читательниц «карманный» формат издания.

В 1816 году вышел еще один специальный женский журнал – «Модный вестник». В нем основными источниками информации были иллюстрации, что стало со временем типологической особенностью модных разделов женских журналов.

В начавшем выходить в 1823 году «Дамском журнале» (1823–1832), помимо уже известных ранее разделов, впервые появился раздел «Критика», который включал в себя светскую хронику с описанием культурной жизни Москвы (музыкальные вечера, балы, праздники). В нем можно было прочесть небольшие рецензии на новые книги, журналы, а так же литературоведческие статьи. Здесь впервые стали обсуждаться вопросы о роли женщины в обществе и ее предназначении.

Затем, появился журнал «Ваза», который просуществовал чуть более 53 лет(1831–1884),за счет того, что постепенно менял свою структуру, тем самым отвечая изменяющимся запросам женской аудитории. От других изданий его отличало то, что иногда к номеру прикладывались карманные календари и салонные пьесы для пианино, а в качестве «сюрпризов» рассылались платки, украшения, книги. Стоит заметить, что именно такого плана журналы можно считать «прообразом» многих современных женских изданий, особенно среднего класса.

Если изначально женские журналы могли себе позволить только светские образованные дамы, то теперь читательская аудитория значительно расширилась. Журналы стали приобретать и небогатые, самостоятельно выполняющие работу на дому женщины.

Во второй половине XIX века в России начало активно развиваться женское движение. Изменяющиеся условия жизни заставили женщин искать себе заработков в литературной, преподавательской, медицинской сфере, швейном деле. Неравноправие во многих областях жизни способствовало зарождению отечественного феминизма. Все это отразилось на формировании женской периодики.

Постепенно остросоциальная литература вытеснила существовавший ранее литературный тип издания. В таком журнале значительное место уделялось публицистике, освещающей злободневные общественные вопросы, волнующие женщин. Появляются первые издания с феминистским уклоном.

В рассматриваемый период в женских журналах была представлена самая разнообразная информация: литература, хроника светских и театральных новостей, хозяйственные советы, кулинарные рецепты, мода.

Общественная и политическая ситуация рубежа веков (XIX-XX) способствовала развитию литературно-общественных женских журналов и появлению новых типологических групп: женские общественно-политические журналы -«Женский вестник» (1904–1917), «Союз женщин» (1907–1909), «Работница» (начало выхода 1914). Эта группа периодики отличалась особо узкой аудитория (активные участницы женского движения, его сторонницы и сочувствующие им лица) В ней отображалась социально-политическая деятельность женщин. Эти журналы были по сути, политическими органами созданных в то время партий. Поэтому основное место в них отводилось осмыслению новых ключевых политических понятий, основных проблем женского движения и его хронике.

В начале ХХ века активизировались литературно-общественные журналы. Их отличительными типологическими особенностями стали: функциональная направленность на познавательность; освещение тех сторон общественной, семейной, религиозной, культурной, педагогической жизни, с которыми наиболее часто соприкасается женщина; наличие занимательного оформления и иллюстраций; развлекательность, дидактичность; сложная структура, включающая самые разнообразные разделы (моды, литературы, домоводства, рукоделий и т.д.).

Выходившие в формате тонкого еженедельного или двухнедельного издания, массовые женские журналы, постепенно стали основным поставщиком информации для большинства женской читательской аудитории. Структура же таких изданий стала во многом образцовой для женских изданий ХХ века.

Еще одним популярным видом женской прессы в начале ХХ столетия явились модные журналы, такие как «Ворт» (1905–1913), «Домашняя портниха» (1906–1908), «Женский мир» (1909–1911)), «Парижанка» (1908–1910), «Иллюстрированный журнал белья и рукоделия» (1901–1907), «Белье и вышивки» (1909–1916), «Моды для всех» (1910–1914) и другие. Основой данных изданий была мода, которую демонстрировали на страницах иллюстрации.

В начале ХХ века активно осваивать женские издания начинает реклама. На страницах журналов, предназначенных для хозяек, появляется потребительская реклама различных жанров, предлагаемая от имени частных лиц или от имени производителя: домашняя утварь, предметы одежды и ухода за собой, товары для детей, продукты питания.

В марте 1914 года по инициативе В.И.Ленина начинает издаваться первый советский журнала для женщин «Работница» - первый большевистский массовый легальный журнал, ставивший своей целью защиту интересов женского рабочего движения.

А после 1922 года появляется знаменитые советские журналы - «Крестьянка», «Работница и крестьянка» (1932-1941), «Женский журнал» (1926-1930) и т.д. В этих изданиях печатались статьи на «женские темы», журналы воспитывали женщин, небрежно относящихся к своей внешности, телу, здоровью.

В конце 30-х годов появляются публикации, в которых размещаются рецепты, советы хозяйкам, реклама, мода, выкройки женской и детской одежды - обычно, это вкладыш с одной выкройкой, к которой прилагается ее подробное описание.

В 1928 году, появляется журнал «Домашняя портниха» - традиционный журнал мод (большой формат, рисунки, в том числе и цветные, моделей одежды и пояснения к ним, советы портнихам и выкройки в качестве приложения). Журнал практически целиком состоял из моделей модной одежды, обуви, аксессуаров. В основном это были рисунки, но встречались и фотографии. Текста было мало, лишь описание моделей и советы портнихам.

1945 год. Вскоре после победы в Великой Отечественной войне, выходит в свет первый номер «Журнала мод». Многие десятилетия он был главным источником информации о моде в нашей стране.

Итак, подведем итоги всему вышеизложенному.

Женские издания в России появились еще в XVIII веке, но регулярно стали выходить в начале XIX века. Изменение в первой половине XIX века аудитории женской прессы способствовало расширению тематического спектра изданий для женщин, включению в их содержание все новых и новых видов информации.

При этом в журналах с учетом интересов разных слоев населения уже наметились разные уровни «универсальности» тематики.

Таким образом, женские журналы в России формировались в соответствии с общими темпами и направлением развития отечественной журналистики: в первой половине XIX века их количество увеличилось, как и количество периодики вообще. В это время в женском журнале впервые появилась публицистика: материалы по истории, географии, религии, биографии известных женщин, критические статьи. Продолжали развиваться два типа женских журналов: литературно-развлекательные и журналы с усиленной практической направленностью (что не исключало присутствия в них литературных разделов). Второй тип журналов закрепил значительную роль иллюстраций в изданиях подобного типа, что стало особенностью модных журналов. У журналов появились приложения- «сюрпризы», рассылка материалов для рукоделия и т. п. Постепенно формируется образ глянцевого издания.

Также впервые в женском издании начали обсуждаться вопросы о назначении женщины и ее роли в обществе. В журналах появились женщины-редакторы. Возникала обратная связь с аудиторией, читательницы становились постоянными авторами и корреспондентами. В результате интенсивного формирования женской читательской аудитории и роста интереса к вопросам, волновавшим женщин, не специальные журналы так же стали рассматривать «женскую» проблематику в дидактическом ключе.

В начале ХХ века отечественные женские журналы достигли своего расцвета. Произошло закрепление основных типов изданий для женщин. Самыми влиятельными и распространенными стали литературно-общественные издания, универсальные по характеру информации, которые освещали самые разные стороны жизни женщины. Структура такого типа изданий во многом стала образцовой для всей последующей женской журнальной прессы.

Следует отдельно рассмотреть основные характеристики, цели и задачи современных женских изданий, чтобы затем описать разнообразие видов женских изданий, их типологию.
1.2 Характеристика современной российской женской прессы
До начала 90-х гг. структура женских изданий была достаточно стабильна. Но в связи с переменами в российском обществе произошло интенсивное развитие этой группы изданий. Женщина начала чувствовать себя более свободной и осознавать свое равенство с мужчиной не только в производственной и общественной сферах, но и в семье и личной жизни. Этому содействовало и то, что были сняты прежние запреты в СМИ на темы интимной жизни, секса и т.п.

Как правило, современная женская пресса является массовой, популярной, доступной людям самых разных возрастов, профессий, интересов.

Основные ее цели и задачи заключаются в следующем: сообщать новости, относящиеся к жизни и деятельности женщин и женских организаций; изучать и выдвигать на обсуждение различные женские актуальные проблемы и вопросы; определять роль женщины в семье и обществе; выражать и удовлетворять запросы женщин, их потребности и интересы; вырабатывать у женщины правильное понимание ее назначения, а также необходимые практические навыки, умения и действия.

Одна из важнейших целей женской прессы является формирование инициативной, умной, милосердной, образованной, высоконравственной, духовно развитой личности. Отсюда вытекают задачи изданий: просвещать женщин, расширять сферу их образования и воспитания; развивать в женщине высокие нравственные начала; совершенствовать ее вкусы; обогащать духовный мир.

Среди целей женских изданий в последнее время стала особенно актуальной задача укрепления семьи, которая включает в себя освещение и решение проблем материнства и детства. Укрепление прав человека в семье, сплачивание семьи, развитие родственных связей, национальные традиции, обычаи-все это востребовано женской аудиторией.

Также, среди задач женской прессы можно выделить психологическую и морально-этическую поддержку женщин, так как, зачастую, представительницы слабого пола испытывают потребность именно в них. Целью издания может быть предупреждение различных стрессов женщины, ее положительная эмоциональная разрядка, помощь в поиске выходов из сложных жизненных ситуаций.

Женская пресса призвана реализовывать применительно к своей аудитории все функции: просветительскую, воспитательную, организаторскую, психологической поддержки, консультационную.

Эти основные функции и особенности женской прессы возникли с изменением ролей женщины в обществе, с переменами, произошедшими в самом обществе и СМИ.

Тематическое содержание женской прессы очень своеобразно. Особое внимание уделяется всему, что связано с духовным развитием человека.

Современные издания для женщин чаще всего поднимают такие темы, как женщина в литературе, истории, искусстве, рукоделие, мода, охрана материнства и детства, здоровье женщины, ее психологическое состояние, социальное положение женщины, ее труд, материальное обеспечение, участие женщин в экономическом развитии страны, помощь женщине в быту-полезные советы и практическая помощь, взаимоотношения полов, культура секса, духовный мир женщины, ее эстетические вкусы.

Берутся во внимания и вопросы экономического, правового, религиозного образования.

На страницы изданий пришли и новые герои — женщина-политик, женщина -руководитель. В последние годы появились и темы, которые долгое время считались непубличными или второстепенными, например, сексуальные отношения. В современных изданиях очень много материалов о моде, одежде, украшениях, любви, светской жизни, женской элите, о содержании квартиры, дизайне и ремонте, сфере обслуживания, торговле и услугах, о финансовом положении семьи, здоровье и красоте.

В связи с особенностями российской женской аудитории, ее психологического склада характер женской прессы требует особой мягкой тональности, доброжелательного душевного настроя.

Социологические исследования показывают, что женская аудитория предпочитает материал, адресованный к эмоциональной сфере, а не к рациональной. Поэтому активно используются такие жанры как беседа, интервью, диалог, острая публицистическая или проблемная статья, портретный очерк. К числу весьма распространенных форм относятся информационная смесь, малые формы прозы и поэзии.

Следует отметить особую популярность эпистолярных жанров, переписки с читателями. Письма читательниц не только публикуются на страницах изданий, но и служат конструктивным основанием в разработке той или иной темы. Весьма распространена в женской прессе справочная информация (советы, консультации). Популярны различные тесты, анкеты, игровые формы и юмор.

Женские издания содержат много красочных иллюстраций. Они несут большую информационную нагрузку и в некоторых журналах занимают до 60% от общего объема материалов.

Своеобразно в женских изданиях преподносится реклама. Она ненавязчива, часто оформляется с большим изяществом, эстетически привлекательно и тактично. Прежде всего, рекламируются товары, которые могут найти наибольший спрос у женщин: косметика, парфюмерия и т.д.

Обобщая информацию о характере женских изданий, можно выделить следующие особенности: с одной стороны это удовлетворение практических, прикладных интересов женской аудитории, а с другой - душевность, эмоциональность, доверительные диалоги, положительный настрой, ориентированность на совместные размышления о жизни, на просветительские, духовные устремления женщин. В изданиях для женщин предпочтителен выбор таких жанров, которые позволяют наилучшим образом учесть особенности женской аудитории. Основные цели и задачи женской прессы - оказывать всяческую помощь, ориентировать читательниц в обществе, развивать и развлекать.

Чтобы описать содержательную специфику женской прессы и вытекающие из нее разнообразие видов изданий, необходимо проследить типообразующие признаки изданий.
1.3 Типология российских женских изданий
Журнальная периодика для женщин - один сегментов отечественного рынка СМИ, отличающихся многочисленностью и разнообразием изданий. На основе работ таких исследователей как Р.М. Ямпольскоя, Лу Мими, А.В. Жукова, В.В. Боннер-Смеюхоа и Елена Пленкина можно составить общую картину типологии женских изданий. Периодику для женщин можно классифицировать:

По видам издания:

-журналы;

-еженедельники;

-газеты;

-дайджесты;

-бюллетени;

-практические руководства;

-приложения к различным изданиям.

По региону распространения:

- международные издания, которые обращены к женской аудитории многих стран («Домашний очаг», Cosmopolitan);
- общенациональные издания, адресуемые женщинам всех регионов страны («Работница», «Крестьянка»);
- издания для этнических женских сообществ («Женщина Дагестана», «Женщина», Казань);
- региональные издания, предназначенные для различных территориальных общностей женщин («Яблоко», Саратов);
- издания, предназначенные различным возрастным группам (для подростков и молодых девушек - журнал «Маруся», для женщин среднего возраста, современных женщин (Cosmopolitan);

-всероссийские;

-городские;

По объему на:
- «тонкие» («Работница»);
- «толстые» («Славянка»).

По формату - на:
- журналы большого формата («Женский клуб»);
- уменьшенного («Мир женщины»).

Формат журналов, как правило, А-4 до 80-100 страниц, формат газет А-3 от 4 до 24 страниц. Печать цветная, многие журналы печатаются за границей, тиражи разные — от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч экземпляров.
По целевому назначение, которое находит свое выражение в тематике и структуре изданий на:

- издания социальной направленности (журнал «Работница», газеты «Москвичка» и «Дочки-матери»);
- внеполитичные издания, обращенные главным образом к душе человека («Сударушка»);
- познавательно-информационные издания коммерческого характера (дайджесты);
- проблемно-информационные издания, снабжающие читателей деловой и другой важной для него информацией («Вы и мы»);
- газеты и журналы гуманитарно-образовательной направленности («Женский клуб»);

-феминистские («Фемина»);

- рекламно-информационные;

- Элитарные («Женский клуб», ELLE, Cosmopolitan, Мarie Claire); Основная черта элитарных изданий - большой объем, высокое качество полиграфического исполнения, насыщенность иллюстративным материалом, большой процент рекламы (преимущественно дорогая косметика, парфюмерия, одежда, обувь, мебель) и цена журнала.

- массово-популярные («Работница», «Крестьянка»);
- литературно-художественные (газета «Берегиня»);

- развлекательные («Топ модель»).

По характеру аудитории:

- издания для женщин, готовящихся стать матерями, родивших детей, ухаживающих за детьми;

- издания для женщин с достатком (Vogue, ELLE, Harper`s Bazaar);
- работающих женщин («Работница»);
- молодоженов («Дуэт»);
- всей семьи («Крестьянка»);

- адресованные представительницам различных женских профессий (например, «Супермодель»);

По характеру информации:

- универсальные, вбирающие в свое содержание весь круг тем, интересующих данную женскую аудиторию («Работница», «Крестьянка», «Домашний очаг»);
- издания, посвященные здоровью женщины («Женское здоровье»);
- журналы мод («Журнал мод», Harper`s Bazaar, ELLE, Cosmopolitan, Burda, Madmoiselle, Glamour);
- женские издания, главным объектом которых является внешность уход за внешностью, модные прически, украшения, правильное питание («Красота»);

- рукоделье («Анна», «Ксюша». «Для тех, кто вяжет», «Блузки, юбки, брюки», «Праздничная мода», «Сандра-Экстра»);
- семья («Женский домашний журнал»);
- домоводство («Домашний очаг», «Интерьер. Дизайн», «Интерьер. Дом и квартира», «Хозяюшка»);
- кулинария («Самый смак», «Сладкий смак»);

-религиозного содержания («Сестра»);
-политического характера.

Итак, женский сегмент рынка СМИ исследователями классифицируются по различным критериям. Несмотря на некоторые расхождения при определении основных критериев деления на типологические группы, можно говорить, что на современном этапе развития журнальной периодики на первый план выступают такие факторы, как читательская аудитория, характер информации, целевое назначение, так как они отражают конъюнктуру рынка.

На основе приведенных классификаций можно сделать несколько общих выводов:

Характер аудитории. Типологическая структура женских изданий эволюционирует вместе с переменами в структуре женской аудитории, в ее интересах и информационных потребностях. При этом женская аудитория на ровне с аудиторией в целом имеет очень разноплановую и многоуровневую структуру. В ней можно выделить разные группы, различаемые по возрасту, типам интересов, профессии, достатку и т. п. Поэтому так важно выделять аудиторию как сегмент типологии при формирования женских журналов.

Аудитория - это неопределенно многочисленная и качественно неоднородная группа людей, которые вступают во взаимодействие со СМИ. Женская аудитория в последние годы пополняется мужчинами- в некоторых изданиях они порой составляют до 30-35% читателей.

Характер информации. В основе характера публикуемой информации лежит предметно-тематическая направленность издания. Тематика женских изданий весьма широка. В разные периоды времени она менялась, приобретая свою специфику и направление. Однако существует и некоторая тематическая общность на всем протяжении развития данного вида прессы (гигиена, взаимоотношения полов, практическая мода и стиль, психология, полезные советы, рукоделие, кулинария, воспитание детей и т.д.).

Лу Мими отмечает, что когда речь идет о характере информации, то имеются в виду информационные потребности и интересы уже известной аудитории. Так возникает такое понятие, как «издание универсального типа», т.е. издание, вбирающее в свое содержание весь круг тем и проблем, интересующих определенную аудиторию, в нашем случае – женскую.

При этом, поскольку женская аудитория неоднородна по своему составу, возникают различные уровни «универсальности» в зависимости от возрастных, профессиональных, образовательных и других особенностей групп читательниц.

Целевое назначение женских журналов определяется учредителями, издателями, редакциями, совокупностью идей и задач, которые они решают для общества. Основой для формирования этих целей является характер аудитории и, соответственно, характер ее потребностей. Целевая направленность издания находит свое выражение в его тематике и структуре. Под целевым назначением понимаются так же функции, выполняемые журналом для издателя. По этому признаку женские издания можно разделить на коммерческие (их цель – получение прибыли) и некоммерческие. Влияет данная категория и на функции, которые издания выполняют для читателя.

Современность вносит свои существенные коррективы в соотношение типологических признаков женских изданий: с изменением условий существования и функционирования женской журнальной прессы отдельные признаки утрачивают свое значение, а другие, наоборот, приобретают большую значимость. В результате возникают объективные причины того, что журналы утрачивают «чистоту типа», не конструируются по параметрам целевого назначения, читательского адреса, программы, а, к примеру, ориентируются на волю издателя или рекламодателя.

Женские издания имеют серьезные перспективы для дальнейшего развития. Эти перспективы связаны с созданием специализированных, узконаправленных изданий. Рост конкуренции заставляет журналы для женщин искать новые форматы, вводить новые рубрики, используя как опыт западных рынков, так и российские традиции, работать над содержанием и качеством материалов.

Женские журналы не просто отвечают запросам женской аудитории, но формируют тот образ, которому потом будет стараться соответствовать читатель. Этот процесс подробнее я рассматриваю во второй главе.
1.4 Понятие «гендер» и его роль в формировании образа женщины в современном обществе
Чтобы понять все особенности формирования женского образа на страницах женских изданий, необходимо разобраться в таком понятии как «гендер».

Традиционно понятие «пол» использовалось для обозначения совокупности морфологических и физиологических признаков, на основе которых человеческие существа определяются как мужские или женские. Но помимо биологических отличий между людьми существует разделение социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении, ментальных, эмоциональных, психологических характеристиках.

Так возникла необходимость различать биологический пол и социальный пол (по-английски - gender) как социокультурные характеристики, которые общество «надстраивает» над физиологической реальностью. Понятие гендера обозначает, в сущности, и процесс разделения обществом ролей на мужские и женские, и сам результат - социальный конструкт гендера. При этом нужно заметить что, те гендерные характеристики, которые в одном обществе считаются женскими, в другом обществе могут относиться к мужским, и наоборот. Это зависит от очень разнородных факторов, среди которых наиболее значимыми являются степень развития общества в данный период времени, социальная дифференциация, тип культуры, идеологическая основа общества, уровень научных знаний и образованности людей и др. Еще в 30-е годы известная американская антрополог Маргарет Мид показала, как по-разному в изученных ею обществах определялись роли матери и отца, позиции мужчин и женщин в общественной иерархии.

Но хотя в различных обществах мужские и женские роли могут быть разными, во всех действует одно правило: то, что считается мужским, маркируется обществом как приоритетное и доминирующее; все, что считается женским, признается вторичным и подчиненным- этот факт стал одним из особенностей гендерных ролей и отношений.

Под гендерными ролями понимают культурные и общественные ожидания, касающиеся поведения полов, и способы, которыми эти ожидания реализуются. Изначально гендерные роли определялись в соответствии с типовым социальным местом, отводимым каждому из полов. Для женщины - это был ее дом, поэтому возникла некая триада самореализации: замужество, дети, семья. И предполагалось, что ее самоощущение напрямую будет зависеть от успехов членов семьи. Женщине, которая почти все свое время проводила дома, занимаясь хозяйством, не нужны были такие черты характера как агрессивность, предприимчивость, инициативность, зато нужны были покладистость, опрятность, стабильность и здоровый консерватизм. Конструирование гендерных различий протекает через определенную систему социализации. Сначала это воспитание разных психологических качеств и навыков у девочек и мальчиков, затем разделение труда между женщинами и мужчинами и принятие в обществе культурных норм, ролей и стереотипов.

Гендерные стереотипы - это сложившиеся в обществе в целом или в некоторой ее части мнения о характеристике полов и о нормах женского и мужского поведения. Стереотипы в отношении пола встречают ребенка уже при рождении. Форма и даже цвет одежды, игрушки и игры, которые предлагают детям, различаются в зависимости от пола и формируют разные черты характера девочек и мальчиков. Так, например, девочкам родители в основном покупают кукол, а мальчикам машинки, хотя маленький ребенок будет с одинаковым интересом играть и с машинкой и с куклой, так как у него еще не сформировались гендерные стереотипы. Именно они (стереотипы) часто предписывают людям в зависимости от их пола определенные психологические качества, нормы поведения, род занятий, профессии и многое другое.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что на протяжение всей истории человечества «гендер» и гендерные стереотипы никогда не исчезали, а лишь несколько изменились. Преобразования происходят в отношении к функциям и личностным характеристикам, которые культура и общество закрепляют за полами и, прежде всего, за женщиной. Посмотрим, как гендерные роли и отношения отображались в образе женщины в СМИ.
1.5 Понятие «образ». Составляющие современного женского образа в СМИ
Современный образ женщины в средствах массовой информации несет в себе почти все составляющие образов предшествующих времен. Как снежный ком он накапливает в себе все многообразие женских ролей в обществе, формируя свой собственный. В этом можно убедиться, проследив изменения женского образа в изданиях за всю историю их существования. Но прежде чем перейти к непосредственному обзору этих изменений, следует пояснить основные понятия:

Образ-это вид, облик, живое, наглядное представление о ком- чем- нибудь. Следует, также, дать толкование понятию «стереотип», так как, по мнению У. Липмана, в это понятие, наряду с установкой и прогнозируемым ожиданием, включен и «образ».

Стереотип – это схематическое, оформленное в стандарт восприятие социального или культурного явления, обладающее большой устойчивостью.

Основное свойство стереотипов заключается в том, что они влияют на принятие решения, скрывая логику процесса от внешнего наблюдателя. То есть, механизм воздействия стереотипов заключается в том, что мы замечаем только то, что ранее сформулировано для нас нашей культурой. А она (культура), предлагала нам различные образы женщин, которые становились доминирующими в определенный период.

Так программа типичного дореволюционного (1917г.) журнала («Женщина») была составлена на основании ролей женщины как матери, гражданки, жены и хозяйки. Ее характеристики: образованная, внешние данные строго не нормируются, но рамки определенного соответствия модным тенденциям присутствуют.

В советский период внедрялся образ женщины- партийной активистки, работницы, крестьянки (недаром издания тех лет назывались «Крестьянка», «Работница»). Основное значение приобретало политическое воспитание и трудовая жизнь. У женщины этого типа нет личностных интересов, ее заботит страна в целом. А женская красота становится практически не значимой. Но в то же время образ женщины-продолжательницы рода, хозяйки, воспитательницы детей остается актуальным.

В период «оттепели» в прессе помимо официального («Правда» все еще превозносит женщину-работницу) складываются еще два женских образа. Это Западный «буржуазный», который превозносил образ модной, симпатичной, интересующейся лишь своей личной (но не в коем случае не общественной) жизнью женщины, подчеркнуто зависимой от мужчины. И патриархальный типаж, который идеализирует «традиционный образ русской крестьянки, также безразличной к общественной жизни, но живущей в согласии с природой».

Характерной чертой прессы 70-х - 80-х гг. («Юность», «Новый мир») является жалость к женщине, которую эмансипация лишила женственности. (Эмансипация-освобождение от зависимости.) Появляются мнения о том, что нужно вернуть женщину к ее «истинному предназначению». Эта идея была поддержана в период перестройки (1985-1991 гг.). На место «работницы и матери» пришла хорошенькая домохозяйка или юная фотомодель «без комплексов».

На страницах современных изданий, образ женщины стал более «свободным». Это связанно не в последнюю очередь с тем, что были сняты прежние запреты в СМИ на темы личной жизни с интимными подробностями. Журналы пестрят образами женщины- спутницы мужчины, сексуального партнера («Cosmopolitan», «Glamour»). Образ женщины- матери, воспитательницы детей, хранительницы домашнего очага остается значимым («Лиза», «Няня», «Мамина газета», «Мой малыш»); адресованные семье («Домашний очаг»), но главенствуют все же роли женщины идеальной внешне и внутренне, успешной, образованной, самостоятельной. Жены, равной мужчине практически во всех сферах жизни. Возвращаются ранее существовавшие на страницах изданий образы женщины-носительницы норм морали, нравственности, миротворицы, противницы войн и насилия, защитницы природы, самостоятельной творческой личности, активной участницы общественно политической и деловой жизни. Это дает нам право говорить о том, что современный женский образ состоит из несколько измененных образов женщины прошлых лет.

Итак, можно сделать вывод, что в течение всей истории своего существования женские издания демонстрировали множество женских образов, поведенческих стереотипов и личностных характеристик. Они закрепили за собой возможности контроля и управления, объединения, формирования общественного мнения и мировоззрения, идейного воспитания аудитории. Образ женщины в СМИ зависит от смены задач пропагандистских кампаний (социализация жизни женского населения, его эмансипация, популяризация общественной активности; деиндивидуализация).
3 Предметно-тематические особенности журнала Cosmopolitan
3.1 Возникновение и становление в России журнала Cosmopolitan
Cosmopolitan был основан в 1886 году в Нью-Йорке компанией «Шлихт энд Филд», которая позиционировала его как журнал для высшего общества. За более чем столетнюю историю журнал сменил множество владельцев и амплуа, пока в 1905 году этим изданием не завладел Рэндольф Херст, который сделал Cosmo литературным журналом. В нем публиковались рассказы Хемингуэя, Фолкнера, Моэма. Но в 1905 году журнал полностью сменил свой внутренний и внешний облик. Это произошло с приходом в журнал нового гланого редактора- Хелен Герли Браун, автора книги «Секс и одинокая женщина», которая предложила компании создать журнал для молодых и целеустремленных женщин. Теперь Cosmo превратился в модный журнал для молодых и успешных женщин. Новая версия журнала привлекла огромное внимание читателей и рекламодателей. С тех пор Cosmopolitan перестал быть просто журналом — он стал стилем жизни.

С самого момента своего создания и почти на всем протяжении своей истории это журнал был достаточно успешным. В своем развитии Cosmopolitan отразил основные этапы и закономерности развития экономики Америки. Во все периоды своего развития для журнала была характерна ориентация на социальные группы, добившиеся или стремящиеся добиться успеха. Социальной группой, на которую ориентирован журнал, составляют образованные женщины 18–34 лет, ведущие активный образ жизни и стремящиеся к успеху в работе, карьере, любви, семье, заботе о здоровье и внешности. Cosmopolitan нельзя назвать ни эротическим, ни феминистическим журналом, это журнал общего типа для женщин. В соответствии с представлениями и ожиданиями аудитории содержание этого иностранного журнала существенно варьируется, отражая особенности менталитета его аудитории в каждой стране.

В 1994 году ИД Sanoma Independent Media выпускает на российский рынок СМИ первое женское элитарное издание - российскую версию международного издания Cosmopolitan. Если в США, основной аудиторией издания для «домохозяек и секретарш» были леди сo средним достатком, то в России платить 3-4 доллара за журнал могли только состоятельные дамы, поэтому в отличие от американского варианта, российский Cosmopolitan в начале своей деятельности становится элитарным изданием. В дальнейшем издание снижает свой социальный статус и цену, ориентируясь на молодых девушек, придавая тем самым американскому изданию российский колорит.

Можно выделить 3 периода становления и развития российской версии Cosmopolitan:

I. 1994 – 1998 гг. – докризисный период, который можно разделить еще на два этапа:

1) 1994 – 1995 гг. – этап становления

2) 1996 – август 1998 гг. – этап наибольшего расцвета.

II. Сентябрь 1998 – середина 1999 гг. - период послекризисной экономической адаптации.

III. Конец 1999 – 2011 гг. - период устойчивого развития.

Для первого периода развития Cosmopolitan характерна жесткая ориентация на западные образы, ценности и темы. Далее, от середины 1996 до середины 1998 гг. в журнале стали печататься материалы соответствующие отечественным темам и образам. После августовского кризиса 1998 г. «Космополитен» вновь стал использовать американские темы и материалы. На современном этапе частичный «проамериканизм» журнала стал уже устойчивой чертой его стиля и принят читательской аудиторией.

В разное время главными редакторами российской версии журнала были: Елена Мясникова и Эллен Фербек (1994-2005 гг.), Яна Лепкова и Елена Васильева (2005-2006 гг.), Елена Васильева (2006-2011 гг.), а с 2011г. - Александра Баданина.

Особенность русского издания Cosmopolitan заключалась в том, что у него изначально было два редактора - отечественный и иностранный. Это связано с тем, что этот журнал в свое время был первым глянцевым изданием международного класса в России. Среди наших специалистов не было никого, кто был бы знаком со спецификой жанров таких крупных изданий. Соредактор с нашей стороны, Елена Мясникова имела опыт редактирования журнала и знала менталитет и запросы российского читателя. Элен Фербеек, редактор-иностранка, прежде работала в Голландии журналистом и была компетентна в том, как делаются издания подобного типа на Западе.

Первый номер российского Cosmopolitan вышел в мае 1994 года и сразу произвел сенсацию. Первые главные редакторы журнала создали российский бестселлер, успешно используя формулу международного брэнда. За пять лет своего существования журнал добился большого успеха: с коммерческой точки зрения российский Cosmopolitan обогнал все существующие международные издания этого журнала.
3.2 Типологические особенности женского журнала Cosmopolitan
Российское издание, выходит тиражом 870 000 экземпляров.

Целевая аудитория издания – социально активные, уверенные в себе, успешные женщины. Потребительские предпочтения аудитории – по сути формируются самим же изданием. Это яркая жизнь, модные наряды и стильные магазины.

Основное содержание журнала – это последние тенденциях моды, секреты стиля, карьера, здоровье, фитнес, косметика, путешествия, отношения и многое другое. Все это можно найти в рубриках Cosmo Shopping, Интервью, Ты и он, Твоя жизнь, Дневники, Твоя карьера, СексSex, Путешествие, Мода и красота, Твое здоровье, Cosmo-чтение. Кроме того в каждом номере есть гороскоп а также рубрика «Девушка Cosmo в эту минуту», где создается образ, которому должна соответствовать читательница журнала. Поэтому Cosmopolitan можно назвать стилеобразующим журналом. «Девушку в стиле Cosmo» характеризуют как супермодную, смелую, умную, самодостаточную, успешную, здоровую и красивую. Недаром девиз журнала «Cosmo - это успех!», в отличие от американского издания, девиз которого – «Оптимизм, уверенность в себе, женственность».

Журнал Cosmopolitan всегда – а сейчас особенно - преподносил читательницам скорее образ жизни – молодой, преуспевающей женщины. «Девушка Cosmo» - это состоявшаяся девушка, та, которой завидуют. Но в то же время у нее очень много друзей. Она может позволить себе маленькие слабости и обязательно следует образу из нового номера журнала. И конечно же она пользуется самой лучшей продукцией по мнению Сosmopolitan (косметика, средства личной гигиены и т.д.). Такой качественный вид рекламы, основанный на доверии читательниц журналу, составляет в каждом номере примерно около 60 процентов.

Также особенность Cosmo в том, что в нем есть указатели фирм, магазинов и цен любых рекламируемых товаров, будь то одежда, парфюм или какой -либо другой продукт. Основу рекламного пакета журнала Cosmopolitan составляют косметика, парфюмерия и одежда.

Иллюстрации в издании занимают особое, почетное, место, так как Cosmo – женский журнал о моде, стиле и красоте. В журнале широко используется многоколонная верстка, диаграммы, графики, таблицы. Каждая статья сопровождается яркими фотоматериалами или иллюстрациями. А в таких разделах, как «Мода» и «Cosmo Shopping» наоборот: к каждой фотографии есть небольшой комментарий.

Так же в журнале есть элементы фирменного стиля повышающие узнаваемость издания. Это шрифт и фирменные цвета. Все носители фирменного стиля детально проработаны, выглядят качественно и выдержанны в едином стиле. Основные фирменные цвета: ярко-розовый – «фуксия»(основной), желтый, красный, синий. Эти же цвета используется в видеоверсии и на банковских картах «Альфа-Банк – Cosmopolitan. В целом, у журнала Cosmopolitan очень гармоничный, яркий и интересный стиль.

К особенностям журнала можно отнести очень удобный мини-формат. Он помещается практически в любую дамскую сумочку и стоит дешевле обычного издания. В Сosmopolitan применяются переплет различных страниц, например, отпечатанных на более плотной бумаги с использованием дополнительного цвета, ламинированиеем, вырубкой, тиснением или УФ-лакированием. А также, всевозможные рекламные вставки и вкладки (пробники парфюма, шампуней, бальзамов для волос, помады; нередко можно встретить диски с советами профессионалов по нанесению косметики).

Про Cosmopolitan можно уверенно сказать, что это брэнд. Так, под брендом Cosmopolitan выходят четыре региональных приложения, которые распространяются вместе с основным журналом. Это – Cosmopolitan Петербург, Cosmopolitan Урал, Cosmopolitan Сибирь и Cosmopolitan Ростов-на-Дону. Под именем Cosmopolitan издаются три самостоятельных журнала: Cosmopolitan Shopping (мода, показы, новые магазины одежды и т.д.), Cosmopolitan Beauty (все о красоте: косметика, правила макияжа, уход за кожей волосами, диеты) и Магия Cosmo (психология, различные тесты, гадания, гороскопы, поверья).

С марта 2007-го года под брэндом Cosmopolitan существуют также еженедельная телевизионная передача «Cosmopolitan. Видеоверсия» на телеканале ТНТ. Она тематически отражает журнал. Также, существует ко-брэндинговая банковская карта «Альфа-банк – Cosmopolitan – Visa». В марте 2008-го года журнал Cosmopolitan принял участие в разработке тарифа «Подружки», представленным ОАО «МТС».

Что касается электронной версии журнала – официального сайта Cosmopolitan (www.Сosmo.ru), он красочный, яркий, каждый месяц меняется цвет верхней части сайта, но только исключительно в рамках используемых фирменный цветов. Сайт выглядит стильно, большое внимание привлекает сам логотип «Cosmopolitan», благодаря его устоявшемуся и неизменному шрифту, а также рисункам, которые можно также встретить на страницах журнала. Это рисунки «девушек в образе» (в магазине, с покупками, на пробежке, в кафе с подружками). На сайте много различной интересной информации. Впрочем, как и в печатном издании. Большую ценность, на мой взгляд, представляет архив статей, которые когда-то были напечатаны в Cosmo. Они рассортираванны по годам и темам, что очень удобно. Также на сайте можно послушать Сosmo- радио.

Для привлечения еще большего числа читательниц, COSMO организует специальные проекты. Например, недавно совместно с издательской компанией «Эгмонт Россия» журнал выпустил первые две книги из серии «Библиотека журнала Cosmopolitan» под названием «Cosmopolitan. История из жизни» и «Cosmopolitan. Секс. Секс? Секс!» Первая состоит из рассказов журнальной рубрики «Конкурс рассказа», а вторая - из публикаций о сексе.

Кроме того, на страницах Cosmo можно встретить и рассказы известных писательниц (Виктории Токаревой, Людмилы Петрушевской). Однако все произведения и профессионалов, и любителей однотипны- это любовные истории со счастливым концом, что, впрочем, соответствует общему стилю.

В июле 2008 года в Сочи состоялся специальный проект Cosmopolitan «Бикини-бум», попавший в Книгу Рекордов. В этот день на центральном пляже «Ривьера» при поддержке Управления культуры администрации города Сочи 1923 девушки в розовых бикини выложили на песке своими телами логотип Cosmo.ru, тем самым побив мировой рекорд, принадлежавший Австралии.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что за всю историю своего существования в России каких-либо серьезных изменений в журнале не произошло.

В настоящее время Cosmopolitan - это журнал для женщин от 18 до 34, как и было изначально заявлено в медиа-ките (брошюре, предоставляемой редакцией своим рекламодателям и партнерам). Период, когда в условиях журнального «вакуума» он был журналом фактически «для всех» (даже мужчины читали его с неподдельным интересом), остался позади. Сейчас для читателей моложе 18 лет существует целый ряд новых глянцевых журналов; имеются и специальные журналы для мужчин. Что касается читательниц старше 34 лет, то для этой категории специальных глянцевых журналов в России практически нет, однако и Cosmopolitan уже не устраивает такую читательницу.

В целом Cosmopolitan- типичный глянцевый журнал, достаточно дорогой по цене, описывающий роскошный образ жизни и определенную жизненную философию. Несмотря на это, в нем есть и глубокие, продуманные материалы и неожиданные журналистские находки, к примеру, «Космо – эксперимент», когда журналистка намеренно ставила себя в нестандартные условия и описывала то, что из этого выходило. К типологическим особенностям можно отнести его яркий узноваемый дизайн, спец.проекты, которые Cosmopolitan постоянно проводит для своих читательниц. Так же активный диалог журнала с читательницами. Узконаправленное разделение журнала на «дочерние» Cosmopolitan Shopping, Cosmopolitan Beauty и Магия Cosmo.

К главным составляющим успеха журнала «Космополитен» на российском рынке можно отнести такие факторы, как своевременное появление издания в нашей стране; соединение западных марки, капитала, опыта и технологий с работой отечественных специалистов; умение творческой команды журнала «просчитать» особенности российского менталитета, на которых следует сделать акцент, подобрать актуальные темы и найти верный язык и стиль общения с читательской аудиторией. Продуманная политика издания в области рекламы. К недостаткам Cosmopolitan можно отнести «перегибы» по части простоты языка и стиля, и в отношении юмора; поверхностность отдельных материалов; однотипность содержания рассказов и исторических материалов. В настоящий момент с точки зрения потребления читательской аудиторией Cosmo уже не является единственным предпочтением, как в первые годы своего появления в России. Тем не менее, он занял прочную позицию одного из русскоязычных изданий популярных зарубежных женских журналов на российском рынке, которая, вероятно, сохранится за ним надолго.

Заключение
В нашем исследовании мы проследили путь становления и развития женской прессы в России как типа издания. Описали их содержательную специфику и дали основные типологические характеристики. Мы выяснили, что женские журналы в России формировались в соответствии с общими темпами и направлением развития отечественной журналистики. В результате интенсивного формирования женской читательской аудитории и роста интереса к вопросам, волновавшим женщин, появлялись и новые женские издания со своими особенностями и новшествами. В начале ХХ века отечественные женские журналы достигли своего расцвета. Произошло закрепление основных типов изданий для женщин. Обобщая информацию о характере женских изданий, можно выделить следующие особенности: с одной стороны это удовлетворение практических, прикладных интересов женской аудитории, а с другой -эмоциональность, душевность, доверительные диалоги с изданием, положительный настрой, ориентированность на совместные размышления о жизни, на просветительские, духовные устремления женщин. В изданиях для женщин предпочтителен выбор таких жанров, которые позволяют наилучшим образом учесть особенности женской аудитории. Основные цели и задачи женской прессы - оказывать всяческую помощь, ориентировать читательниц в обществе, развивать и развлекать, а так же делать ее инициативной, образованной, милосердной, высоконравственной, духовно развитой личностью.

Разделяя женский сегмент рынка СМИ на типологические группы, можно говорить, что на современном этапе развития журнальной периодики на первый план выступают такие факторы, как читательская аудитория, характер информации, целевое назначение, так как они отражают конъюнктуру рынка. Все же остальные факторы могут утрачивать свое значение, а другие, наоборот, приобретать большую значимость. В результате возникают объективные причины того, что журналы утрачивают «чистоту типа».

Кроме типологических отличий, женские издания в течение всей истории своего существования демонстрировали множество женских образов, поведенческих и гендерных стереотипов, личностных характеристик. Они закрепили за собой возможности контроля и управления, объединения, формирования общественного мнения и мировоззрения, идейного воспитания аудитории.

Исследуя предметно-тематический репертуар и особенности российской версии женского журнала Cosmopolitan мы выяснили, что COSMO-это не просто журнал, это стиль жизни. Основное содержание журнала – это последние тенденциях моды, секреты стиля, карьера, здоровье, фитнес, косметика, путешествия, отношения и многое другое. Cosmopolitan можно назвать стилеобразующим журналом, так как на своих страницах он создал образ «Девушки в стиле Cosmo».,которой и стремятся соответствовать читательницы. «Девушка Cosmo» - это состоявшаяся девушка. Она молода, здорова, красива, успешна, целеустремленна.

К особенностям журнала, отличающим его от других можно отнести фирменный стиль (цвета, шрифт, логотип),мини формат, спец проекты на страницах журнала(розыгрыши призов, подарков, фотопроекты), а так же узконаправленное разделение журнала на «дочерние» Cosmopolitan Shopping, Cosmopolitan Beauty и Магия Cosmo. Кроме того журнал проводит такие проекты для читательниц,как «Сбежавшие невесты», «Бикини бум» и др.Отличает от других изданий Cosmo и язык обращения с читателем (почти всегда на «ты»). В целом Cosmopolitan- достаточно дорогой типичный глянцевый журнал. В нем есть как материалы не представляющие собой никакой ценности для женщин, так и глубокие, продуманные материалы соответствующие запросам читательниц.

В настоящий момент Cosmo уже не является единственным предпочтением, как в первые годы своего появления в России. Тем не менее, он занял прочную позицию на современном рынке СМИ, которая, вероятно, сохранится за ним надолго.
Список использованных источников
1) Аникина М.Е. Типология периодической печати: Учебное пособие для студентов вузов. М.:АспектПресс,2007.236с.

2) Крейдлин Г.Е. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации. М.: Языки славянской культуры, 2005. 224с.

3) Альперина С.И. Американское и российское издания журнала “Космополитен”: сравнительный анализ // Вестник МГУ, серия 10. Журналистика.2000, № 2.

4) Женские журналы в структуре отечественной периодики XVIII–начала ХХ веков. – М.: Лазурь, 2007.

5) Отечественные женские журналы ХХ века: история развития и типология. – М.: Лазурь, 2008.

6) Отечественные женские журналы XVIII – первой половины XIX века // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар, 2007. – № 3.

7) Проблемы женского образования на страницах отечественных журналов второй половины XIX века // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар, 2008. – № 3.

8) Об историческом опыте женских журналов XVIII – начала ХХ века // Профессия – журналист: вызовы XXI века. – М., 2007.

9) Из истории женских журналов // Лазурь. – 2007. – № 2.

10) Беллетристика на страницах женских журналов начала ХХ века // История русской литературы ХХ-ХХI веков в литературоведении, литературной критике и журналистике. – М., 2007.

11) Особенности развития отечественных женских журналов начала ХХ века // Средства массовой информации в современном мире. – СПб., 2008.

12) Что такое «глянцевые» журналы // Лазурь. – 2008. – № 4.

13) Боннер-Смеюха В.В. Типологическая характеристика современных российских журналов для женщин // Филологический вестник РГУ. 2000, №2.

14) Жукова А.В. Женская пресса как фактор социализации личности: Дис. … канд. филол. наук.- СПб,1999

15) Лу Мими. Женская печать: эволюция типологической структуры в условиях реформирования общества: Дис. … канд. филол. наук.- М., 1998.

16) Ямпольская Р.М. Новое в системе изданий для женщин // Журналистика в 1991 г. М., 1992.

17) Ямпольская Р.М. Женская пресса: ее типологические особенности // Вестник Московского университета. Серия 10 "Журналистика" 1995. № 1. С.15-25

18) Ямпольская Р.М. Тенденции развития типологической структуры женской прессы // Вестник Московского университета. Серия № 10 "Журналистика". 1997.№ 4. С.3-15

19) Боннер-Смеюха В. В. Отечественные женские журналы. Этапы развития и основные типологические особенности // ЮФУ. URL: kafedra-smk.rostov.ru/ar_5307375/cs_t_page (11.06.2011).

20) Боронина Л. Н., Сенук З. В. Роль женских журналов в формировании общественного идеала // Институт социологии РАН. 2007. URL: isras.ru/abstract_bank/1208373571.pdf (12.06.2011).

21) Википедия // Свободная энциклопедия URL: ru.wikipedia.org (13.06.2011)

21) Дедюхина А. Перегламур и недоглянец // Эксперт. – 16.05.2005. – №18 (456).

22) URL: gipp.ru/print.php?id=8812 (15.06.2011).

23) URL: hse.ru/journals/wrldross/vol05_2/ilyn.pdf (17.06.2011).




Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации