Валькова Т.А. Гериатрия - файл n1.doc
приобрестиВалькова Т.А. Гериатрияскачать (463.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
Министерство здравоохранения
и социального развития Архангельской области
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Архангельский медицинский колледж»
Т.А. ВальковаГЕРИАТРИЯУчебно - методическое пособие Архангельск 2011 Рецензент: Мельникова М.А. – преподаватель терапии высшей квалификационной категории ГОУ СПО «Архангельский медицинский колледж».
Валькова Т.А. ГЕРИАТРИЯ. Учебно – методическое пособие для самоподготовки студентов. – Архангельск: ГОУ СПО «Архангельский медицинский колледж», 2011.
Учебно-методическое пособие предназначено для самоподготовки студентов к семинарско – практическим занятиям по дисциплине «Гериатрия». В каждой теме представлена информация, дополняющая материал лекций и учебника, даны вопросы и задания для самоподготовки (решение ситуационных задач, заполнение таблиц и др.), темы рефератов.
Учебно-методическое пособие предназначено для специальности 060101 «Лечебное дело» (базовый уровень образования).
Рассмотрено и одобрено на заседании ЦМК терапии.
@ Валькова Т.А.,2011
@ Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Архангельский медицинский колледж»
Усл. печ. л. 4,7
Оглавление
Оглавление 3
Введение 4
Семинарско-практическое занятие №1 6
Тема: «Гериатрия как наука. Предмет и задачи её изучения. Система организации гериатрической службы. Основные особенности пациентов в пожилом и старческом возрасте. Гериатрические аспекты в пульмонологии» 6
Семинарско-практическое занятие №2 18
Тема: «Гериатрические аспекты в кардиологии и гастроэнтерологии» 18
Семинарско-практическое занятие №3 31
Тема «Гериатрические аспекты в нефрологии и артрологии» 31
Семинарско-практическое занятие №4 40
Тема: «Гериатрические аспекты в гематологии и эндокринологии» 40
Заключение 72
Список использованных источников 73
Список сокращений 73
Введение
Данное учебно-методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Гериатрия».
Целью изучения студентами дисциплины «Гериатрия» является организация квалифицированной фельдшерской помощи пожилому пациенту, которая направлена на удовлетворение основных потребностей с учётом возрастных изменений в организме.
Учебные задачи дисциплины:
1.Формирование у студентов правильного и осознанного подхода к осуществлению действенной медицинской помощи пациентам гериатрического профиля при выполнении лечебно-диагностических мероприятий как в терапевтическом отделении, так и в специализированных медицинских и социальных учреждениях для пожилых людей.
2.Осознание обучающимися своей будущей профессии как способа помочь пожилым пациентам и их семьям жить максимально полноценной жизнью.
3.Овладение обучающимися умением проводить обследование гериатрических пациентов, учитывая возрастные анатомо-физиологические особенности и атипичное течение болезней, выбирать тактику лечения, оказывать медицинскую помощь в неотложных состояниях и осуществлять реабилитационные мероприятия.
Воспитательная задача дисциплины:
Воспитание у студентов гуманного, милосердного отношения к пожилому пациенту, уважения к его личности, способности учитывать его индивидуальные потребности.
После изучения дисциплины «Гериатрия» выпускник должен ЗНАТЬ:
- процессы старения организма, факторы риска развития преждевременного старения и возникновения болезней в старости;
- особенности клинических проявлений, осложнений и профилактику повреждений и заболеваний в пожилом и старческом возрасте;
- особенности геродиететики и фармакотерапии;
- обязанности фельдшера при выполнении лечебно-диагностических мероприятий.
УМЕТЬ:
- эффективно общаться с гериатрическими пациентами, учитывая этический аспект;
- обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала;
- осуществлять лекарственную терапию;
- поддерживать безопасную среду для пациента;
- оказать первую медицинскую помощь.
Знания и умения, полученные студентами после изучения дисциплины, позволят выпускнику применять их в повседневной деятельности фельдшера при работе на фельдшерско-акушерском пункте, в лечебно-профилактическом или медико-социальном учреждениях.
В учебно-методическом пособии представлены различные формы заданий: вопросы для самоподготовки и для самоконтроля, ситуационные задачи, таблицы по диетическому питанию и темы для рефератов на дополнительный балл за занятие. Пособие включает материал, дополняющий содержание лекций и учебника. Студент обязан выполнить задания при подготовке к семинарско – практическим занятиям по каждой теме. Для получения дополнительного балла за занятие студент может оформить реферат на предложенные темы. При подготовке к занятиям студентам необходимо повторить материал других дисциплин (терапия, хирургия, фармакология, неврология, медицинская психология). Основная цель учебно-методического пособия – организовать и повысить качество самоподготовки студентов, а также оптимизировать проведение дисциплины «Гериатрия».
Семинарско-практическое занятие №1
Тема: «Гериатрия как наука. Предмет и задачи её изучения. Система организации гериатрической службы. Основные особенности пациентов в пожилом и старческом возрасте. Гериатрические аспекты в пульмонологии»
Тип занятия: семинарско-практическое.
Продолжительность: 6 часов.
Место проведения: Архангельский медицинский колледж
(доклинический кабинет).
Система оценки: КУЗ – 10 баллов.
Цели: после изучения темы студент должен
знать:
структуру и цели гериатрической службы;
социально-психический статус гериатрического пациента;
профессиональную этику и деонтологию при общении с пациентами пожилого и старческого возраста;
особенности пищевого рациона пожилого человека;
фармакотерапию у пожилых пациентов;
особенности гигиенического ухода в пожилом возрасте;
возрастные изменения системы органов дыхания;
этиологию, предрасполагающие факторы, клинические проявления заболеваний органов дыхания у гериатрических пациентов;
методы профилактики заболеваний органов дыхания у лиц пожилого и старческого возраста;
уметь:
проводить обследование пациента;
определить тактику ведения пациента;
организовать уход за пациентом пожилого и старческого возраста;
обучить самоуходу и правилам ухода за пожилыми больными, в том числе родственников;
провести расчёт доз лекарственных препаратов;
оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях в пульмонологии.
Информационный материал Гериатрические средства (геронтопротекторы) - это биологически активные вещества неспецифического общерегулирующего действия, предназначенные для увеличения продолжительности жизни и улучшения состояния здоровья в пожилом и старческом возрасте.
1. Витамины и микроэлементы: рекомендуется приём витаминно-минерального комплекса курсом в течение 1 месяца с интервалом в 2-3 месяца – Декамевит, Компливит, Ундевит, Квадевит, Витрум, Центрум, Дуовит, Олиговит.
2. Новокаин по своему действию приравнивается к витаминам. Является производным парааминобензойной кислоты (витамин Н), входит в состав гормонов половых желёз, щитовидной железы, надпочечников функции которых снижаются при старении. Цикл лечения включает: 12 инъекций 2% растворара новокаина в/м по 5мл через день; перерыв между первыми тремя циклами – 10 дней, между следующими – от 1 до 3 месяцев. Рекомендуется провести 3-4 цикла в год. Лечение следует проводить под наблюдением врача, контролем артериального давления (АД), пульса, электрокардиограммы (ЭКГ).
3.Анаболические гормоны. Это синтетические препараты, по составу близкие к мужскому половому гормону – тестостерону, метандростенолон (неробол), нандролон-фенилпропионат. Под действием анаболических гормонов улучшается жировой обмен, снижается уровень холестерина в крови, препараты обладают калийсберегающим эффектом. Однако вследствие наличия большого количества побочных действий применение их ограничено. В настоящее время для лечения климактерического синдрома и профилактики остеопороза у женщин в предклимактерическом периоде и в период менопаузы рекомендуется применение препаратов, содержащих женские половые гормоны – эстрогены. Лечение проводится под наблюдением гинеколога-эндокринолога при регулярном осмотре молочных желёз и контроля уровня гормонов в крови.
4. Тканевая терапия. Это тканевые биогенные стимуляторы, которые регулируют обменные процессы, обладают целительным и омолаживающим свойствами. К ним относятся: алоэ, Фибс, стекловидное тело, взвесь плаценты – 3 подкожно (п/к) инъекции взвеси плаценты по 1 мл с интервалом 10 дней между каждой. В течение года рекомендуется 2 курса с интервалом 4-5 месяцев.
5. Антиретикулярная цитотоксическая сыворотка Богомольца (АЦС). Клинические наблюдения показали, что АЦС может с успехом назначаться для профилактики и лечения преждевременного старения. АЦС противопоказана при аутоагрессивных заболеваниях, поражениях почек с хронической почечной недостаточностью (ХПН), гиперчувствительности к чужеродному белку. Для получения терапевтического эффекта у людей старшего возраста лечение проводится сниженными дозами: 1-3 курса; для лиц с выраженными явлениями преждевременного старения и для стариков – 1-2 курса в год. В течение курса лечения назначают 3 инъекции АЦС – 0,1-0,2-0,3 мл АЦС в разведении 1:10. Интервалы между введениями 2-3 дня.
Тканевая терапия и АЦС не рекомендуются при острых заболеваниях и обострениях хронических.
6. Адаптогены. Это биологически активные вещества, способствующие развитию процессов адаптации и при повторном введении в организм поддерживающие в нём состояние неспецифической повышенной сопротивляемости. К ним относятся: препараты Женьшеня, Элеутерококка, Хвойные экстракты, Дибазол не более 10 мг в сутки, близкие к действию женьшеня лимонник, заманиха, левзея.
Людям с артериальной гипертензией (АГ) эти препараты противопоказаны, т.к. повышают АД, в этих случаях рекомендуется препарат «Флорица» (экстракт хвои, пихты, сосны, кедра, ели), дибазол, продукты пчеловодства.
7. Продукты жизнедеятельности пчёл. Наибольшее распространение получило маточное молочко (апилак, витаапинол и др.). Оно представляет собой продукт выделения глоточных и верхнечелюстных желёз рабочих пчёл и обладает высокой биологической активностью. Апилак нормализует обменные процессы в организме. Противопоказаний нет. Рекомендуется принимать по 0, 01г 2 раза в день под язык в течение 20 дней.
Лечение гериатрическими средствами должно проводиться под систематическим контролем врача.
БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА (БА)
- это хроническое рецедивирующее заболевание с преимущественным поражением дыхательных путей, характеризующееся изменённой реактивностью бронхов, обусловленной иммунологическими и неиммунологическими механизмами, клиническим признаком которого является различные степени бронхиальной обструкции.
Заболевание чаще дебютирует в молодом возрасте, но может начаться и у лиц среднего и пожилого возраста.
Диагностические критерии бронхиальной астмы 1.Анамнестические данные:
Сведения об эпизодически возникающих приступах экспираторного удушья, или экспираторной одышки.
Повторные обострения, провоцируемые контактом с аллергенами, холодным и влажным воздухом, физической нагрузкой, плачем, смехом, вирусной инфекцией.
Сезонные колебания респираторных симптомов.
2. Клинические признаки:
Признаки дыхательной недостаточности (одышка, дыхание с участием вспомогательной мускулатуры, прерывистая речь), возбуждение, пароксизмальный кашель, положение ортопноэ.
Сухие хрипы (при тяжёлой обструкции отсутствуют).
3. Функциональные критерии:
Нарушение функции внешнего дыхания по обструктивному типу.
Обратимость бронхиальной обструкции после ингаляции ?2-агонистов короткого действия.
4. Анализ мокроты:
Наличие эозинофилов – достоверный признак БА.
5. Дополнительные (иммунологические) критерии:
Наличие специфических иммуноглобулинов (Ig) E в крови.
Классификация бронхиальной астмы 1. Интермиттирующая (эпизодическая) БА.
2. Персистирующая (постоянная) БА.
Бронхиальная астма у пожилых больных может протекать в 2-х вариантах: впервые возникшая и длительно существующая.
В последние годы увеличивается число больных с сочетанием хронических заболеваний органов дыхания и ишемическая болезнь сердца (ИБС) (более чем в 75% случаев).
Лечение Для купирования приступа рекомендуется:
1. Ингаляции ?2-агонистов короткого действия (сальбутамол, фенотерол), дают хороший бронхолитический эффект при минимальном побочном действии на сердечно-сосудистую систему.
2. Холинолитики ингаляционные (атровент).
3. Для снятия приступа эуфиллин или аминофиллин, кроме бронхолитического эффекта улучшают венозное, мозговое и почечное кровообращение.
Для длительно лечения БА используют:
При лёгкой персистирующей астме – ингаляционные кортикостероиды (бенакорт, бекламетазон); стабилизаторы тучных клеток (интал, тайлед), а так же ?2-агонисты продлённого действия в ингаляциях (сальметерол).
Антигистаминные препараты: семпрекс (акривастин) и телфаст.
Очень беспокойным больным показаны седативные препараты.
При остром приступе удушья – горчичники, горячие ножные ванны, оксигенотерапия.
Иглоукалывание, фитотерапия.
Антибактериальная терапия.
Лечебная физкультура и лечебная гимнастика.
ХРОНИЧЕСКАЯ ОБСТРУКТИВНАЯ БОЛЕЗНЬ ЛЁГКИХ (ХОБЛ)
Симптоматика ХОБЛ наблюдается у 40% мужчин и 20% женщин пожилого и старческого возраста, при патологоанатомических исследованиях, почти у четверти вскрытых в возрасте 80 лет и старше выявляются признаки обструктивной эмфиземы лёгких.
Особенности ХОБЛ у пожилых пациентов:
возрастные морфофункциональные изменения бронхолёгочной системы;
наличие сопутствующей (внелегочной) патологии и частая её декомпенсация на фоне обострений ХОБЛ;
атипичное течение обострений ХОБЛ;
частое наличие дыхательной недостаточности;
трудности обследования;
нарушение качества жизни и социально-психическая дезадаптация.
В ОСНОВЕ НАРУШЕНИЙ БРОНХИАЛЬНОЙ ПРОХОДИМОСТИ ЛЕЖАТ СЛЕДУЮЩИЕ МЕХАНИЗМЫ:
1) Воспалительное набухание слизистой оболочки бронхов.
2) Скопление в просвете густого вязкого секрета.
3) Сокращение гладких мышц.
4) Деструкция эластической ткани лёгких, что составляет морфологическую основу эмфиземы лёгких.
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ХОБЛ ПРИ ОБЪЕКТИВНОМ ОБСЛЕДОВАНИИ:
дыхание сквозь сомкнутые губы;
участие в дыхании дополнительных мышц;
удлинённый выдох;
свистящее дыхание при форсированном выдохе;
свистящие хрипы при спокойном дыхании;
набухание шейных вен на выдохе.
ПРОЯВЛЕНИЕ ОБОСТРЕНИЙ ХОБЛ
Основные признаки ХОБЛ являются кашель и одышка. В связи со снижением кашлевого рефлекса у пожилых и у больных при некоторых заболеваниях центральной нервной системы (ЦНС) (инсульты, болезнь Альцгеймера и др.) кашель может быть невыраженным или совсем отсутствовать. В то же время кашель может быть одним из проявлений рака лёгкого, левожелудочковой недостаточности, а так же на фоне лечения ингибиторов АПФ. При сердечной недостаточности часто отмечается ночной кашель (требуется исключение БА), возможно кровохарканье (исключить рак лёгкого, бронхоэктазы).
Причинами длительной одышки у пожилых могут быть сердечная недостаточность, ожирение, анемия и др., возможно сочетание нескольких причин. Однако одышка при обострении ХОБЛ может быть не столь выражена или вообще отсутствовать.
Среди внелегочных проявлений наиболее часто отмечаются признаки сердечной недостаточности и нарушение ритма; возможна декомпенсация сопутствующего сахарного диабета, усугубления проявлений ХПН; возможно развитие острых язв желудка, осложняющихся кровотечением.
ЛЕЧЕНИЕ ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДЫ:
Бронхолитическая терапия: ?2- агонисты – фенотерол, сальбутамол, тербуталин ингаляции с помощью небулайзера или парентерально; антихолинергические препараты – ипратропиум бромид в виде ингаляций; теофиллин.
Антибактериальная терапия: амоксициллин, ампициллин, цефалоспорины 2 покаления – цефуроксим, макролиды – спирамицин, кларитромицин.
Муколитики: амброксол, бромгексин.
Глюкокортикоиды, гепарин.
Кислородотерапия, контроль сопутствующей патологии.
Занятия лечебной физкультурой (ЛФК) Проводятся по назначению врача. Вначале рекомендуются элементарные гимнастические упражнения для конечностей, туловища с небольшой амплитудой движений, дыхательные упражнения в положении лёжа. Для улучшения аэрации больного лёгкого больному рекомендуют 3-4 раза в день переворачиваться на здоровый бок, для уменьшения спаечного процесса больному рекомендуют лежать на здоровом боку с валиком под грудной клеткой, так же принимать положение на спине и на животе. Через 3-4 дня вводят упражнения в положении сидя. При улучшении состояния упражнения выполняют стоя, увеличивая число упражнений для рук и ног, туловища, усложняются дыхательные упражнения. Для предупреждения образования плевральных спаек вводят упражнения, увеличивающие подвижность грудной клетки.
Большое значение имеет диафрагмальное дыхание в положении лёжа.
Больной лежит на спине, руки кладёт на живот и делает продолжительный выдох, выдыхая воздух ртом, при этом надавливая руками на брюшную стенку, усиливая выдох.
Ингаляционная терапия Применяется для улучшения дренажной и вентиляционной функции лёгких и с целью противовоспалительного эффекта. Для ингаляций используют отвары противовоспалительных трав: ромашки, зверобоя и др.
Для улучшения дренажной функции используются специальные «Дренажные позы»
и упражнения с форсированным удлинённым выдохом. Позиционный (постуральный) дренаж – это использование положения для улучшения отхождения мокроты. Позиционный дренаж применяется у больных с пневмонией при снижении кашлевого рефлекса или слишком вязкой мокроте, а так же после введения отхаркивающих средств в виде аэрозоля.
Упражнения выполняют 2 раза в день – утром и вечером (можно чаще) после предварительного приёма бронхорасширяющих и отхаркивающих средств (обычно – настоя термопсиса, мать-и-мачехи, подорожника, багульника, горячего липового чая). После 20-30 минут после этого больной поочерёдно занимает положение, способствующее максимальному отхождению мокроты.
В каждом положении больной выполняет вначале 4-5 глубоких медленных дыхательных движений, вдыхая воздух через нос, а выдыхая через сжатые губы. Затем после длительного глубокого вдоха производится 3-4 кратное неглубокое покашливание 4-5 раз.
Хороший результат достигается при сочетании дренажных положений с различными методами вибрации грудной клетки и массажем.
Постуральный дренаж противопоказан при кровохарканье, пневмотораксе и возникновении во время процедуры значительной одышки и приступа удушья, повышении АД, головокружении, аритмии сердца.
Вопросы для самоподготовки: 1. Гериатрия как наука, история развития гериатрии.
2. Видовая и максимальная продолжительность жизни человека, средняя продолжительность жизни в России и в других странах мира.
3. Основные характеристики старения.
4. Медико-социальные и экономические проблемы, связанные с постарением населения планеты.
5. Структура геронтологической и гериатрической службы.
6. Особенности течения заболеваний внутренних органов у лиц пожилого и старческого возраста.
7. Особенности обследования гериатрических пациентов.
8. Принципы и особенности фармакотерапии для гериатрических пациентов.
9. Гериатрические средства.
10. Возрастные изменения органов дыхания у лиц старших возрастных групп.
11. Хронический бронхит: этиология, предрасполагающие факторы, патогенез, клиника, диагностика, принципы лечения.
12. Пневмония: этиология, предрасполагающие факторы, клиника.
13. Эмфизема лёгких: этиология, патогенез, клиника, лечения.
14. Бронхиальная астма: классификация, диагностика, принципы лечения.
15. ХОБЛ: клинические проявления, принципы лечения.
16. Стандарты неотложной доврачебной помощи в пульмонологии: при приступе БА, при легочном кровотечении.
17. Повторите схему обследования пациента и методику объективного обследования: пальпация верхушечного толчка, голосовое дрожание, сравнительная перкуссия лёгких, аускультация лёгких, аускультация сердца, пальпация лимфатическтх узлов, поверхностная пальпация живота.
Задания для самоподготовки: 1
. Изучите информационный материал и оформите таблицы на тему: «Гериатрические средства». Название геронтопротектора | Схема лечения (доза, курс лечения) | Особенности медикаментозной терапии |
1. Витамины, микро- элементы |
|
|
2. Новокаин |
|
|
3. Гормоны |
|
|
4. Тканевая терапия |
|
|
5. АЦС Богомольца |
|
|
6. Адаптогены |
|
|
7. Продукты жизне- деятельности пчёл |
|
|
«Бронхиальная астма и ХОБЛ у лиц пожилого и старческого возраста»
| Бронхиальная астма | ХОБЛ |
Диагностические признаки заболев. |
|
|
Классификация
|
|
|
Клиника
|
|
|
Внелегочные проявления и сочетание с др. заболеваниями |
|
|
Принципы лечения |
|
|
2.
Решите задачу (письменно). В здравпункт обратился пациент 65 лет. Жалобы на одышку с затрудненным выдохом, приступообразный кашель с трудноотделяемой вязкой мокротой, резкую слабость. Возникновение приступа связывает с запахом краски (в цехе идет ремонт).
Объективно: пациент занимает вынужденное положение – сидит, опираясь руками о край стула. Кожные покровы с цианотичным оттенком. Перкуторный звук коробочный. В легких выслушиваются в большом количестве сухие свистящие хрипы, частота дыхательный движений (ЧДД) 28 в мин. Пульс 96 уд./мин.
Задания:
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3.
Для получения дополнительного балла за занятие предлагаются темы рефератов:
«Проблемы гериатрической помощи в Российской Федерации».
«Пожилой человек в больнице, дома, обществе: особенности ухода и самоухода».
«Демографическое постарение и проблемы гериатрической помощи».
«Долгожители: состояние здоровья и способность к самообслуживанию».
«Принципы оказания медико-социальной помощи пожилым людям».
Рекомендуемая литература:
Котельников, Г.П. Геронтология и гериатрия: учеб./ Г.П.Котельников, О.Г.Яковлев, Н.О.Захарова. – Москва, Самара: Самар. Дом печати, 2000. – 800с., ил.-19, табл.-3.
Лекционный материал по теме занятия.
Рябчикова Т.В. Сестринское дело в гериатрии: руководство для медицинских сестёр/ Т.В.Рябчикова. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006.- 384с.
Филатова, С.А. Геронтология: учеб./ С.А.Филатова, Л.П.Безденежная, Л.С.Андреева. – 3-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 512с.- (СПО).
5. Гребцова ,Н.Н.Пропедевтика в терапии: учебное пособие/Н.Н.Гребцова. – М.: Эксмо, 2008.- 512с. – Медицинское образование.
Оснащение занятий: Иметь схему обследования терапевтического пациента, ручку, простой карандаш, ластик, дневник семинарско – практических занятий, халат, тонометр, фонендоскоп, сменную обувь.