Валькова Т.А. Гериатрия - файл n1.doc

приобрести
Валькова Т.А. Гериатрия
скачать (463.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc464kb.05.06.2012 08:48скачать

n1.doc

  1   2   3   4


Министерство здравоохранения

и социального развития Архангельской области
Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Архангельский медицинский колледж»

Т.А. Валькова

ГЕРИАТРИЯ
Учебно - методическое пособие

Архангельск 2011

Рецензент: Мельникова М.А. – преподаватель терапии высшей квалификационной категории ГОУ СПО «Архангельский медицинский колледж».

Валькова Т.А. ГЕРИАТРИЯ. Учебно – методическое пособие для самоподготовки студентов. – Архангельск: ГОУ СПО «Архангельский медицинский колледж», 2011.

Учебно-методическое пособие предназначено для самоподготовки студентов к семинарско – практическим занятиям по дисциплине «Гериатрия». В каждой теме представлена информация, дополняющая материал лекций и учебника, даны вопросы и задания для самоподготовки (решение ситуационных задач, заполнение таблиц и др.), темы рефератов.

Учебно-методическое пособие предназначено для специальности 060101 «Лечебное дело» (базовый уровень образования).


Рассмотрено и одобрено на заседании ЦМК терапии.


@ Валькова Т.А.,2011

@ Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Архангельский медицинский колледж»

Усл. печ. л. 4,7

Оглавление


Оглавление 3

Введение 4

Семинарско-практическое занятие №1 6

Тема: «Гериатрия как наука. Предмет и задачи её изучения. Система организации гериатрической службы. Основные особенности пациентов в пожилом и старческом возрасте. Гериатрические аспекты в пульмонологии» 6

Семинарско-практическое занятие №2 18

Тема: «Гериатрические аспекты в кардиологии и гастроэнтерологии» 18

Семинарско-практическое занятие №3 31

Тема «Гериатрические аспекты в нефрологии и артрологии» 31

Семинарско-практическое занятие №4 40

Тема: «Гериатрические аспекты в гематологии и эндокринологии» 40

Заключение 72

Список использованных источников 73

Список сокращений 73



Введение


Данное учебно-методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Гериатрия».

Целью изучения студентами дисциплины «Гериатрия» является организация квалифицированной фельдшерской помощи пожилому пациенту, которая направлена на удовлетворение основных потребностей с учётом возрастных изменений в организме.

Учебные задачи дисциплины:

1.Формирование у студентов правильного и осознанного подхода к осуществлению действенной медицинской помощи пациентам гериатрического профиля при выполнении лечебно-диагностических мероприятий как в терапевтическом отделении, так и в специализированных медицинских и социальных учреждениях для пожилых людей.

2.Осознание обучающимися своей будущей профессии как способа помочь пожилым пациентам и их семьям жить максимально полноценной жизнью.

3.Овладение обучающимися умением проводить обследование гериатрических пациентов, учитывая возрастные анатомо-физиологические особенности и атипичное течение болезней, выбирать тактику лечения, оказывать медицинскую помощь в неотложных состояниях и осуществлять реабилитационные мероприятия.

Воспитательная задача дисциплины:

Воспитание у студентов гуманного, милосердного отношения к пожилому пациенту, уважения к его личности, способности учитывать его индивидуальные потребности.

После изучения дисциплины «Гериатрия» выпускник должен ЗНАТЬ:

- процессы старения организма, факторы риска развития преждевременного старения и возникновения болезней в старости;

- особенности клинических проявлений, осложнений и профилактику повреждений и заболеваний в пожилом и старческом возрасте;

- особенности геродиететики и фармакотерапии;

- обязанности фельдшера при выполнении лечебно-диагностических мероприятий.

УМЕТЬ:

- эффективно общаться с гериатрическими пациентами, учитывая этический аспект;

- обеспечивать инфекционную безопасность пациента и персонала;

- осуществлять лекарственную терапию;

- поддерживать безопасную среду для пациента;

- оказать первую медицинскую помощь.

Знания и умения, полученные студентами после изучения дисциплины, позволят выпускнику применять их в повседневной деятельности фельдшера при работе на фельдшерско-акушерском пункте, в лечебно-профилактическом или медико-социальном учреждениях.

В учебно-методическом пособии представлены различные формы заданий: вопросы для самоподготовки и для самоконтроля, ситуационные задачи, таблицы по диетическому питанию и темы для рефератов на дополнительный балл за занятие. Пособие включает материал, дополняющий содержание лекций и учебника. Студент обязан выполнить задания при подготовке к семинарско – практическим занятиям по каждой теме. Для получения дополнительного балла за занятие студент может оформить реферат на предложенные темы. При подготовке к занятиям студентам необходимо повторить материал других дисциплин (терапия, хирургия, фармакология, неврология, медицинская психология). Основная цель учебно-методического пособия – организовать и повысить качество самоподготовки студентов, а также оптимизировать проведение дисциплины «Гериатрия».

Семинарско-практическое занятие №1

Тема: «Гериатрия как наука. Предмет и задачи её изучения. Система организации гериатрической службы. Основные особенности пациентов в пожилом и старческом возрасте. Гериатрические аспекты в пульмонологии»


Тип занятия: семинарско-практическое.

Продолжительность: 6 часов.

Место проведения: Архангельский медицинский колледж

(доклинический кабинет).

Система оценки: КУЗ – 10 баллов.

Цели: после изучения темы студент должен

знать:

уметь:

Информационный материал

Гериатрические средства (геронтопротекторы)

- это биологически активные вещества неспецифического общерегулирующего действия, предназначенные для увеличения продолжительности жизни и улучшения состояния здоровья в пожилом и старческом возрасте.

1. Витамины и микроэлементы: рекомендуется приём витаминно-минерального комплекса курсом в течение 1 месяца с интервалом в 2-3 месяца – Декамевит, Компливит, Ундевит, Квадевит, Витрум, Центрум, Дуовит, Олиговит.

2. Новокаин по своему действию приравнивается к витаминам. Является производным парааминобензойной кислоты (витамин Н), входит в состав гормонов половых желёз, щитовидной железы, надпочечников функции которых снижаются при старении. Цикл лечения включает: 12 инъекций 2% растворара новокаина в/м по 5мл через день; перерыв между первыми тремя циклами – 10 дней, между следующими – от 1 до 3 месяцев. Рекомендуется провести 3-4 цикла в год. Лечение следует проводить под наблюдением врача, контролем артериального давления (АД), пульса, электрокардиограммы (ЭКГ).

3.Анаболические гормоны. Это синтетические препараты, по составу близкие к мужскому половому гормону – тестостерону, метандростенолон (неробол), нандролон-фенилпропионат. Под действием анаболических гормонов улучшается жировой обмен, снижается уровень холестерина в крови, препараты обладают калийсберегающим эффектом. Однако вследствие наличия большого количества побочных действий применение их ограничено. В настоящее время для лечения климактерического синдрома и профилактики остеопороза у женщин в предклимактерическом периоде и в период менопаузы рекомендуется применение препаратов, содержащих женские половые гормоны – эстрогены. Лечение проводится под наблюдением гинеколога-эндокринолога при регулярном осмотре молочных желёз и контроля уровня гормонов в крови.

4. Тканевая терапия. Это тканевые биогенные стимуляторы, которые регулируют обменные процессы, обладают целительным и омолаживающим свойствами. К ним относятся: алоэ, Фибс, стекловидное тело, взвесь плаценты – 3 подкожно (п/к) инъекции взвеси плаценты по 1 мл с интервалом 10 дней между каждой. В течение года рекомендуется 2 курса с интервалом 4-5 месяцев.

5. Антиретикулярная цитотоксическая сыворотка Богомольца (АЦС). Клинические наблюдения показали, что АЦС может с успехом назначаться для профилактики и лечения преждевременного старения. АЦС противопоказана при аутоагрессивных заболеваниях, поражениях почек с хронической почечной недостаточностью (ХПН), гиперчувствительности к чужеродному белку. Для получения терапевтического эффекта у людей старшего возраста лечение проводится сниженными дозами: 1-3 курса; для лиц с выраженными явлениями преждевременного старения и для стариков – 1-2 курса в год. В течение курса лечения назначают 3 инъекции АЦС – 0,1-0,2-0,3 мл АЦС в разведении 1:10. Интервалы между введениями 2-3 дня.

Тканевая терапия и АЦС не рекомендуются при острых заболеваниях и обострениях хронических.

6. Адаптогены. Это биологически активные вещества, способствующие развитию процессов адаптации и при повторном введении в организм поддерживающие в нём состояние неспецифической повышенной сопротивляемости. К ним относятся: препараты Женьшеня, Элеутерококка, Хвойные экстракты, Дибазол не более 10 мг в сутки, близкие к действию женьшеня лимонник, заманиха, левзея.

Людям с артериальной гипертензией (АГ) эти препараты противопоказаны, т.к. повышают АД, в этих случаях рекомендуется препарат «Флорица» (экстракт хвои, пихты, сосны, кедра, ели), дибазол, продукты пчеловодства.

7. Продукты жизнедеятельности пчёл. Наибольшее распространение получило маточное молочко (апилак, витаапинол и др.). Оно представляет собой продукт выделения глоточных и верхнечелюстных желёз рабочих пчёл и обладает высокой биологической активностью. Апилак нормализует обменные процессы в организме. Противопоказаний нет. Рекомендуется принимать по 0, 01г 2 раза в день под язык в течение 20 дней.

Лечение гериатрическими средствами должно проводиться под систематическим контролем врача.

БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА (БА)

- это хроническое рецедивирующее заболевание с преимущественным поражением дыхательных путей, характеризующееся изменённой реактивностью бронхов, обусловленной иммунологическими и неиммунологическими механизмами, клиническим признаком которого является различные степени бронхиальной обструкции.

Заболевание чаще дебютирует в молодом возрасте, но может начаться и у лиц среднего и пожилого возраста.

Диагностические критерии бронхиальной астмы

1.Анамнестические данные:

2. Клинические признаки:

3. Функциональные критерии:

4. Анализ мокроты:

5. Дополнительные (иммунологические) критерии:

Классификация бронхиальной астмы

1. Интермиттирующая (эпизодическая) БА.

2. Персистирующая (постоянная) БА.

Бронхиальная астма у пожилых больных может протекать в 2-х вариантах: впервые возникшая и длительно существующая.

В последние годы увеличивается число больных с сочетанием хронических заболеваний органов дыхания и ишемическая болезнь сердца (ИБС) (более чем в 75% случаев).

Лечение

Для купирования приступа рекомендуется:

1. Ингаляции ?2-агонистов короткого действия (сальбутамол, фенотерол), дают хороший бронхолитический эффект при минимальном побочном действии на сердечно-сосудистую систему.

2. Холинолитики ингаляционные (атровент).

3. Для снятия приступа эуфиллин или аминофиллин, кроме бронхолитического эффекта улучшают венозное, мозговое и почечное кровообращение.

Для длительно лечения БА используют:


ХРОНИЧЕСКАЯ ОБСТРУКТИВНАЯ БОЛЕЗНЬ ЛЁГКИХ (ХОБЛ)

Симптоматика ХОБЛ наблюдается у 40% мужчин и 20% женщин пожилого и старческого возраста, при патологоанатомических исследованиях, почти у четверти вскрытых в возрасте 80 лет и старше выявляются признаки обструктивной эмфиземы лёгких.

Особенности ХОБЛ у пожилых пациентов:


В ОСНОВЕ НАРУШЕНИЙ БРОНХИАЛЬНОЙ ПРОХОДИМОСТИ ЛЕЖАТ СЛЕДУЮЩИЕ МЕХАНИЗМЫ:

1) Воспалительное набухание слизистой оболочки бронхов.

2) Скопление в просвете густого вязкого секрета.

3) Сокращение гладких мышц.

4) Деструкция эластической ткани лёгких, что составляет морфологическую основу эмфиземы лёгких.
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ХОБЛ ПРИ ОБЪЕКТИВНОМ ОБСЛЕДОВАНИИ:

ПРОЯВЛЕНИЕ ОБОСТРЕНИЙ ХОБЛ

Основные признаки ХОБЛ являются кашель и одышка. В связи со снижением кашлевого рефлекса у пожилых и у больных при некоторых заболеваниях центральной нервной системы (ЦНС) (инсульты, болезнь Альцгеймера и др.) кашель может быть невыраженным или совсем отсутствовать. В то же время кашель может быть одним из проявлений рака лёгкого, левожелудочковой недостаточности, а так же на фоне лечения ингибиторов АПФ. При сердечной недостаточности часто отмечается ночной кашель (требуется исключение БА), возможно кровохарканье (исключить рак лёгкого, бронхоэктазы).

Причинами длительной одышки у пожилых могут быть сердечная недостаточность, ожирение, анемия и др., возможно сочетание нескольких причин. Однако одышка при обострении ХОБЛ может быть не столь выражена или вообще отсутствовать.

Среди внелегочных проявлений наиболее часто отмечаются признаки сердечной недостаточности и нарушение ритма; возможна декомпенсация сопутствующего сахарного диабета, усугубления проявлений ХПН; возможно развитие острых язв желудка, осложняющихся кровотечением.

ЛЕЧЕНИЕ ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДЫ:

Занятия лечебной физкультурой (ЛФК)

Проводятся по назначению врача. Вначале рекомендуются элементарные гимнастические упражнения для конечностей, туловища с небольшой амплитудой движений, дыхательные упражнения в положении лёжа. Для улучшения аэрации больного лёгкого больному рекомендуют 3-4 раза в день переворачиваться на здоровый бок, для уменьшения спаечного процесса больному рекомендуют лежать на здоровом боку с валиком под грудной клеткой, так же принимать положение на спине и на животе. Через 3-4 дня вводят упражнения в положении сидя. При улучшении состояния упражнения выполняют стоя, увеличивая число упражнений для рук и ног, туловища, усложняются дыхательные упражнения. Для предупреждения образования плевральных спаек вводят упражнения, увеличивающие подвижность грудной клетки.

Большое значение имеет диафрагмальное дыхание в положении лёжа.

Больной лежит на спине, руки кладёт на живот и делает продолжительный выдох, выдыхая воздух ртом, при этом надавливая руками на брюшную стенку, усиливая выдох.


Ингаляционная терапия

Применяется для улучшения дренажной и вентиляционной функции лёгких и с целью противовоспалительного эффекта. Для ингаляций используют отвары противовоспалительных трав: ромашки, зверобоя и др.

Для улучшения дренажной функции используются специальные «Дренажные позы» и упражнения с форсированным удлинённым выдохом. Позиционный (постуральный) дренаж – это использование положения для улучшения отхождения мокроты. Позиционный дренаж применяется у больных с пневмонией при снижении кашлевого рефлекса или слишком вязкой мокроте, а так же после введения отхаркивающих средств в виде аэрозоля.

Упражнения выполняют 2 раза в день – утром и вечером (можно чаще) после предварительного приёма бронхорасширяющих и отхаркивающих средств (обычно – настоя термопсиса, мать-и-мачехи, подорожника, багульника, горячего липового чая). После 20-30 минут после этого больной поочерёдно занимает положение, способствующее максимальному отхождению мокроты.

В каждом положении больной выполняет вначале 4-5 глубоких медленных дыхательных движений, вдыхая воздух через нос, а выдыхая через сжатые губы. Затем после длительного глубокого вдоха производится 3-4 кратное неглубокое покашливание 4-5 раз.

Хороший результат достигается при сочетании дренажных положений с различными методами вибрации грудной клетки и массажем.

Постуральный дренаж противопоказан при кровохарканье, пневмотораксе и возникновении во время процедуры значительной одышки и приступа удушья, повышении АД, головокружении, аритмии сердца.

Вопросы для самоподготовки:

1. Гериатрия как наука, история развития гериатрии.

2. Видовая и максимальная продолжительность жизни человека, средняя продолжительность жизни в России и в других странах мира.

3. Основные характеристики старения.

4. Медико-социальные и экономические проблемы, связанные с постарением населения планеты.

5. Структура геронтологической и гериатрической службы.

6. Особенности течения заболеваний внутренних органов у лиц пожилого и старческого возраста.

7. Особенности обследования гериатрических пациентов.

8. Принципы и особенности фармакотерапии для гериатрических пациентов.

9. Гериатрические средства.

10. Возрастные изменения органов дыхания у лиц старших возрастных групп.

11. Хронический бронхит: этиология, предрасполагающие факторы, патогенез, клиника, диагностика, принципы лечения.

12. Пневмония: этиология, предрасполагающие факторы, клиника.

13. Эмфизема лёгких: этиология, патогенез, клиника, лечения.

14. Бронхиальная астма: классификация, диагностика, принципы лечения.

15. ХОБЛ: клинические проявления, принципы лечения.

16. Стандарты неотложной доврачебной помощи в пульмонологии: при приступе БА, при легочном кровотечении.

17. Повторите схему обследования пациента и методику объективного обследования: пальпация верхушечного толчка, голосовое дрожание, сравнительная перкуссия лёгких, аускультация лёгких, аускультация сердца, пальпация лимфатическтх узлов, поверхностная пальпация живота.

Задания для самоподготовки:

1. Изучите информационный материал и оформите таблицы на тему: «Гериатрические средства».

Название

геронтопротектора

Схема лечения

(доза, курс лечения)

Особенности

медикаментозной

терапии

1. Витамины, микро-

элементы







2. Новокаин







3. Гормоны







4. Тканевая терапия







5. АЦС Богомольца







6. Адаптогены







7. Продукты жизне-

деятельности пчёл








«Бронхиальная астма и ХОБЛ у лиц пожилого и старческого возраста»




Бронхиальная астма

ХОБЛ

Диагностические

признаки заболев.







Классификация








Клиника








Внелегочные

проявления и сочетание с др. заболеваниями







Принципы

лечения








2. Решите задачу (письменно).

В здравпункт обратился пациент 65 лет. Жалобы на одышку с затрудненным выдохом, приступообразный кашель с трудноотделяемой вязкой мокротой, резкую слабость. Возникновение приступа связывает с запахом краски (в цехе идет ремонт).

Объективно: пациент занимает вынужденное положение – сидит, опираясь руками о край стула. Кожные покровы с цианотичным оттенком. Перкуторный звук коробочный. В легких выслушиваются в большом количестве сухие свистящие хрипы, частота дыхательный движений (ЧДД) 28 в мин. Пульс 96 уд./мин.

Задания:


1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Для получения дополнительного балла за занятие предлагаются темы рефератов:

  1. «Проблемы гериатрической помощи в Российской Федерации».

  2. «Пожилой человек в больнице, дома, обществе: особенности ухода и самоухода».

  3. «Демографическое постарение и проблемы гериатрической помощи».

  4. «Долгожители: состояние здоровья и способность к самообслуживанию».

  5. «Принципы оказания медико-социальной помощи пожилым людям».


Рекомендуемая литература:

  1. Котельников, Г.П. Геронтология и гериатрия: учеб./ Г.П.Котельников, О.Г.Яковлев, Н.О.Захарова. – Москва, Самара: Самар. Дом печати, 2000. – 800с., ил.-19, табл.-3.

  2. Лекционный материал по теме занятия.

  3. Рябчикова Т.В. Сестринское дело в гериатрии: руководство для медицинских сестёр/ Т.В.Рябчикова. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006.- 384с.

  4. Филатова, С.А. Геронтология: учеб./ С.А.Филатова, Л.П.Безденежная, Л.С.Андреева. – 3-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 512с.- (СПО).

5. Гребцова ,Н.Н.Пропедевтика в терапии: учебное пособие/Н.Н.Гребцова. – М.: Эксмо, 2008.- 512с. – Медицинское образование.

Оснащение занятий:

Иметь схему обследования терапевтического пациента, ручку, простой карандаш, ластик, дневник семинарско – практических занятий, халат, тонометр, фонендоскоп, сменную обувь.
  1   2   3   4


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации