Модуль Внутрипроизводственное планирование Тема 11. Методология планирования производства Лекция 23. Роль планирования в рыночной экономике; цели и задачи, уровни и - файл

скачать (285.5 kb.)


Модуль 4. Внутрипроизводственное планирование
Тема 11. Методология планирования производства
Лекция 23. Роль планирования в рыночной экономике; цели и задачи, уровни и горизонты планирования
23.1. Сущность и горизонты планирования и прогнозирования
Планирование – одна из функций управления. Его ключевая роль определяется тем, что планирование предшествует выполнению всех других управленческих функций, поскольку оно призвано формулировать цели и задачи организации, пути и методы их достижения, а также определять необходимые для этого ресурсы.

«Планирование – процесс, с помощью которого система приспосабливает свои ресурсы к изменениям внешних и внутренних условий. Это наиболее динамическая функция, и она должна выполняться эффективно, чтобы обеспечить прочный фундамент для остальных видов управленческой деятельности. Цель функции планирования в организации состоит в создании интегрированной системы принятия решений, которая представляет собой основу для всей ее деятельности.

По мере усложнения обстановки в производственной, общественной и политической областях (т. е. во внешней и внутренней средах организации – вставка наша) все больше внимания уделяется планированию как средству борьбы с неопределенностью будущего. Необходимость перемен является неизбежным следствием деятельности в динамическом окружении» [1, с. 48-49].

«Приспособление производства к требованиям и спросу рынка требует выполнения функции маркетинга; а обоснованное определение основных направлений и пропорций развития производства с учетом источников его обеспечения решается путем осуществления функции планирования. Согласованность производства и его задач определяет всю сложность управления и его функций, которые усложнились, расширились и дифференцировались в связи с ростом масштабов хозяйственной деятельности, диверсификацией и интернационализацией производства» [2, с. 154-155].

Планирование является непрерывным процессом в силу двух существенных причин. Первая – возможность достижения цели и потребность в установлении новых целей. Вторая, как уже отмечалось, – неопределенность будущего, постоянные изменения в окружающем мире, что требует корректировки целей, согласования их с реальностью. Отсюда следует важная роль прогнозирования возможных изменений бизнес-среды в ходе планирования.

Любое управленческое решение, последствия которого проявятся в будущем, будь то планирование или прогнозирование, основывается на том или ином способе предвидения, на догадке о будущем, на планах или прогностических оценках. Это подтверждает тот факт, что планирование и прогнозирование неразрывно связаны и представляют собой два этапа единого процесса. Но, в то же время, между ними есть и существенные различия.



План - это совокупность конкретных заданий, это адресная директивная программа, содержащая основные параметры, необходимые для управления организацией или ее подразделением для достижения стоящих перед ними целей. Планирование же призвано регламентировать поведение объекта в процессе реализации поставленных перед ним целей и предусматривает разработку производственных программ.

Прогнозирование же можно определить как преддирективный этап плановой работы. Прогноз в отличие от плана имеет предварительный вариантный характер, его горизонт шире планового периода. Прогноз ограничивает области и возможности, в рамках которых должны быть поставлены реальные цели и задачи, выявляет направления, которые должны стать объектом разработки и принятия плановых решений. В этом суть различий между планированием и прогнозированием. (Слайд 1)

Поскольку планирование – это выбор курса действий, то оно предполагает наличие альтернатив и тесно связано, таким образом, с принятием управленческих решений. С этой точки зрения планирование состоит из отдельных этапов и процедур их реализации, которые находятся в определенной логической взаимосвязи, образуя на предприятии специфический плановый цикл. (Слайд 2)

«Планирование создает основу для функционирования интегрированной системы принятия решений. Такой подход к планированию требует признания принципа иерархии планов. В этой иерархии общие стратегические планы предприятия определяются на высшем уровне руководства в форме его целей и задач. При системном подходе функция планирования на высшем уровне руководства сводится к проектированию систем, установлению общих целей и интеграции функционирования всех подсистем для достижения общих целей. Общие цели и задачи предприятия затем детализируются в частных планах, которые повсюду в организации преобразуются в еще более подробные планы.

По мере продвижения вверх по иерархической лестнице организации доля затрат труда руководителя на планирование быстро возрастает по сравнению с остальными функциями руководства» [3, с. 50, 57].

Таким образом, можно сделать вывод, что планирование это интегрирующая деятельность, направленная на достижение максимальной эффективности функционирования предприятия в целом.

С макроэкономической точки зрения планирование – это механизм, который определяется рынком. «Организация, как участник рыночной системы, вынуждена подчиняться ценовому механизму, закону спроса и предложения, поскольку не имеет возможности отменить их действие в условиях конкурентной борьбы. Однако во внутренней среде каждой хозяйственной единицы механизм цен вытеснен сознательными действиями и решениями менеджеров, которые осознанно определяют основные направления внутриорганизационной деятельности в ответ на требования или изменения внешней среды. Следовательно, внутренняя природа организации основывается на системе плановых решений. (Слайд 3)

Планирование – это способ, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех участников и подразделений организации к достижению общих целей» [4, с. 125-126]. В этом проявляется координирующая роль планирования с ориентацией на рынок.

«Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменением спроса на рынке» [5, с. 178]. Как отмечалось ранее, процесс тесного взаимодействия управленческих функций на предприятии принято называть диффузией.

Прогнозирование спроса и планирование производства предусматривает рассмотрение краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных задач, решаемых на различных уровнях руководства. (Слайд 4)



Долгосрочные прогнозы и стратегические планы решают вопросы размещения и наращивания производственных мощностей, планирования инвестиций, выбора продукции и способов (процессов) ее производства на основе анализа достижений научно-технического прогресса и тенденций изменения рыночного спроса. Эти решения стратегического менеджмента являются прерогативой высших уровней руководства организацией и принимаются обычно на срок более полутора лет.

Среднесрочное планирование начинается с поиска путей рационального использования производственных мощностей на срок свыше квартала с учетом возможных колебаний спроса. Определяются объем производства и продаж, уровни складских запасов, планы приема и увольнения рабочих и т. п. Это функция операционных менеджеров среднего уровня (руководители центральных служб организации), которые ответственны за решение тактических задач. Тактические планы должны соответствовать долгосрочной стратегии менеджмента и находить свое решение в рамках выделенных ранее для этих целей ресурсов предприятия. Такие планы, естественно, являются укрупненными. Их принято называть агрегатными планами.

Краткосрочное планирование охватывает периоды ориентировочно от квартала и вплоть до часов. За этот план также отвечают операционные менеджеры, как правило, уровня руководства цехов и участков, которые дезагрегируют среднесрочный план в оперативные планы-графики производства. Задачи оперативно-производственного планирования, решаемые на краткосрочном периоде, включают вопросы загрузки оборудования, последовательности запуска изделий в обработку, пропускной способности производственных подразделений и «расшивки узких мест», диспетчирования и ряд других.

Именно тактическое и оперативное планирование, называемое далее текущим планированием, является предметом изучения в этом разделе курса.

Очевидно, что в зависимости от характера планируемых процессов и типа производимой продукции/услуг границы интервалов планирования могут сдвигаться. Так планы производства гидрогенераторов разрабатываются на сроки, отличные от сроков планирования производства электрокофемолок, выпускаемых тем же предприятием.

Таким образом показано, что планирование выполняет интегрирующую и координирующую роли на предприятии, оно иерархично как по уровням принятия плановых решений, так и по временным горизонтам, оно перманентно по выполняемым процедурам и ориентировано на достижение целей хозяйствующего субъекта в рыночной среде за счет удовлетворения потребительского спроса на продукцию/услуги предприятия.

Очевидно, что к планированию предъявляются также требования обоснованности, оптимальности, точности, оперативности.



Модуль 4. Внутрипроизводственное планирование
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации