«Планирование – процесс, с помощью которого система приспосабливает свои ресурсы к изменениям внешних и внутренних условий. Это наиболее динамическая функция, и она должна выполняться эффективно, чтобы обеспечить прочный фундамент для остальных видов управленческой деятельности. Цель функции планирования в организации состоит в создании интегрированной системы принятия решений, которая представляет собой основу для всей ее деятельности.
По мере усложнения обстановки в производственной, общественной и политической областях (т. е. во внешней и внутренней средах организации – вставка наша) все больше внимания уделяется планированию как средству борьбы с неопределенностью будущего. Необходимость перемен является неизбежным следствием деятельности в динамическом окружении» [1, с. 48-49].
«Приспособление производства к требованиям и спросу рынка требует выполнения функции маркетинга; а обоснованное определение основных направлений и пропорций развития производства с учетом источников его обеспечения решается путем осуществления функции планирования. Согласованность производства и его задач определяет всю сложность управления и его функций, которые усложнились, расширились и дифференцировались в связи с ростом масштабов хозяйственной деятельности, диверсификацией и интернационализацией производства» [2, с. 154-155].
Планирование является непрерывным процессом в силу двух существенных причин. Первая – возможность достижения цели и потребность в установлении новых целей. Вторая, как уже отмечалось, – неопределенность будущего, постоянные изменения в окружающем мире, что требует корректировки целей, согласования их с реальностью. Отсюда следует важная роль прогнозирования возможных изменений бизнес-среды в ходе планирования.
Любое управленческое решение, последствия которого проявятся в будущем, будь то планирование или прогнозирование, основывается на том или ином способе предвидения, на догадке о будущем, на планах или прогностических оценках. Это подтверждает тот факт, что планирование и прогнозирование неразрывно связаны и представляют собой два этапа единого процесса. Но, в то же время, между ними есть и существенные различия.
Прогнозирование же можно определить как преддирективный этап плановой работы. Прогноз в отличие от плана имеет предварительный вариантный характер, его горизонт шире планового периода. Прогноз ограничивает области и возможности, в рамках которых должны быть поставлены реальные цели и задачи, выявляет направления, которые должны стать объектом разработки и принятия плановых решений. В этом суть различий между планированием и прогнозированием. (Слайд 1)
Поскольку планирование – это выбор курса действий, то оно предполагает наличие альтернатив и тесно связано, таким образом, с принятием управленческих решений. С этой точки зрения планирование состоит из отдельных этапов и процедур их реализации, которые находятся в определенной логической взаимосвязи, образуя на предприятии специфический плановый цикл. (Слайд 2)
«Планирование создает основу для функционирования интегрированной системы принятия решений. Такой подход к планированию требует признания принципа иерархии планов. В этой иерархии общие стратегические планы предприятия определяются на высшем уровне руководства в форме его целей и задач. При системном подходе функция планирования на высшем уровне руководства сводится к проектированию систем, установлению общих целей и интеграции функционирования всех подсистем для достижения общих целей. Общие цели и задачи предприятия затем детализируются в частных планах, которые повсюду в организации преобразуются в еще более подробные планы.
По мере продвижения вверх по иерархической лестнице организации доля затрат труда руководителя на планирование быстро возрастает по сравнению с остальными функциями руководства» [3, с. 50, 57].
Таким образом, можно сделать вывод, что планирование это интегрирующая деятельность, направленная на достижение максимальной эффективности функционирования предприятия в целом.
С макроэкономической точки зрения планирование – это механизм, который определяется рынком. «Организация, как участник рыночной системы, вынуждена подчиняться ценовому механизму, закону спроса и предложения, поскольку не имеет возможности отменить их действие в условиях конкурентной борьбы. Однако во внутренней среде каждой хозяйственной единицы механизм цен вытеснен сознательными действиями и решениями менеджеров, которые осознанно определяют основные направления внутриорганизационной деятельности в ответ на требования или изменения внешней среды. Следовательно, внутренняя природа организации основывается на системе плановых решений. (Слайд 3)
Планирование – это способ, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех участников и подразделений организации к достижению общих целей» [4, с. 125-126]. В этом проявляется координирующая роль планирования с ориентацией на рынок.
«Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменением спроса на рынке» [5, с. 178]. Как отмечалось ранее, процесс тесного взаимодействия управленческих функций на предприятии принято называть диффузией.
Прогнозирование спроса и планирование производства предусматривает рассмотрение краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных задач, решаемых на различных уровнях руководства. (Слайд 4)
Именно тактическое и оперативное планирование, называемое далее текущим планированием, является предметом изучения в этом разделе курса.
Очевидно, что в зависимости от характера планируемых процессов и типа производимой продукции/услуг границы интервалов планирования могут сдвигаться. Так планы производства гидрогенераторов разрабатываются на сроки, отличные от сроков планирования производства электрокофемолок, выпускаемых тем же предприятием.
Таким образом показано, что планирование выполняет интегрирующую и координирующую роли на предприятии, оно иерархично как по уровням принятия плановых решений, так и по временным горизонтам, оно перманентно по выполняемым процедурам и ориентировано на достижение целей хозяйствующего субъекта в рыночной среде за счет удовлетворения потребительского спроса на продукцию/услуги предприятия.
Очевидно, что к планированию предъявляются также требования обоснованности, оптимальности, точности, оперативности.