Контрольная работа - Организация как управляемая система - файл n1.doc

Контрольная работа - Организация как управляемая система
скачать (146 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc146kb.05.06.2012 08:48скачать

n1.doc



Организация как управляемая система.

Содержание

Введение 3

1.Системный подход к организационной деятельности 4

Планирование 8

2. Социальная организация – сложная открытая, управляемая система с целенаправленным действием 9

3.Организация и государственная система 11

4. Внешняя и внутренняя среда прямого и косвенного влияния 12

5. Схема функционирования организационной системы 15

Заключение 20

Список использованной литературы 22








Введение



Система управления организацией — систематизированный набор средств влияния на подконтрольный объект для достижения определённых целей данным объектом. Объектом системы управления могут быть как технические объекты так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей [3,56].

Системы управления с участием людей как объектов управления зачастую называют системами менеджмента.

Понятие «система» – одно из центральных в научном познании окружающего мира, и теория управления широко использует такие понятия, как организационная система, система управления, системный подход, системный анализ и т.д. [15,24].

Первый развернутый вариант общей теории систем сформулировал Людвик фон Берталанфи в 1930-х гг. Отметим, что важный вклад в становление системных представлений в науке внес в начале XX в. наш соотечественник А.А. Богданов.
  1. Системный подход к организационной деятельности



Система (греч. systema – целое, составленное из частей соединение) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство[15,10].

Система управления – совокупность устойчивых связей между органом управления, объектом управления и внешней средой, которые определяются различными способами взаимодействия и потоками управленческой информации, реализованных в конкретных организационных формах. В системе управления реализуются функции управления.

Система управления включает (рис.1)[15,12]:

-специалистов, объединенных в орган управления;

-используемый комплекс методов управления;

-совокупность связей;

-организационную и вычислительную технику;

-документооборот, необходимый для выполнения функций, распределенных между органами управления для достижения целей, поставленных перед системой.


Рис.1. Основные составляющие системы управления
Общий вид системы управления представлен на рис. 2[15,13].


Рис. 2. Общий вид системы управления
Система управления, как и любая система[15,14]:

Управление может осуществляться только в том случае, когда существует реально действующая система, решающая задачи управления.

Если данная система является органичной частью организации, ее действиями осуществляется управление организацией и она не решает задач, отличных от управленческих, то ее можно рассматривать как специализированную систему или же как систему управления.

Система управления







Механизм управления

Организационные структуры управления

Процесс управления

Технические средства



Рис. 3 Элементы системы управления [15,15]

В теории менеджмента организация определена как открытая система, целостностная, состоящая из многочисленных взаимозависимых частей, тесно переплетающихся с внешним миром. Управление организациями, которые являются стохастическими, направлено на поддержание равновесия и устойчивости в принципе неравновесных и неустойчивых систем, что исключает возможность использования заранее известного единственного варианта управляющего воздействия.

Основные внутренние переменные социально-экономической системы: цели, структура, задачи, технология, люди (рис. 4).[13,67]



Рис. 4. Взаимосвязь внутренних переменных организации
Таким образом, организация может рассматриваться как:




Рис. 5. Система «Ресурсы – продукция»

Системный подход в управлении организацией предполагает комплексное изучение исследуемого объекта как единого целого с позиции системного анализа, что означает:

Механизм управления включает в себя: цели, миссии, функции, принципы, методы управления.

Организационная структура управления определяется целями, функциями, продуктом предпринимательской деятельности.

Процесс управления технологии принятия управленческих решений и организация их реализаций.


Организацияяяяяя
Управленческое решение Координация




регулирование регулирование


Информация, миссия, цель организации

Планирование


Мотивация, стимулирование








Контроль
Корректировка Учет





Рис. 6 Функции управления[15,16]
Все общие (основные) функции управления в организации должны выполняться в каждом подразделении и на каждом уровне управления. Характерная особенность общих функций – их взаимопроникновение друг в друга.

Реализация каждой функции управления осуществляется в соответствии с принципами системного подхода (рис.7)[15,16].



Рис. 7. Принципы реализации функций управления
Помимо общих, выделяются также специализированные функции управления, обладающие специфическими характеристиками, индивидуальными для каждой конкретной организации.

Специальные (или конкретные) функции управления – это функции менеджмента, которые определяются по принадлежности управления к деятельности организации в целом или к конкретным стадиям производственного процесса.

Каждая специальная функция включает виды работ, соответствующие общим функциям.

2. Социальная организация – сложная открытая, управляемая система с целенаправленным действием



Организация – очень сложный механизм, у неё есть свой облик, культура, традиции, репутация. Организации уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать намеченным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ими управлять эффективно.

Таблица 1

Виды организационных систем


Производственные

Торгово-сбытовые

Финансовые

Консультативные

Инновационные

Научно-технические

Производство товаров

Оказание услуг

Производство потребительских товаров

Производство потребительских услуг

Информационные

Торговые

Торгово-закупочные

Торгово-посреднические

Товарные биржи

Банки

Страхование

Аудит

Лизинг

Фондовые биржи

Общее управление

Администрирование

Финансовое управление

Управление кадрами

Маркетинг

Производство

Информационные технологии

Специализированные услуги


Функционирование организации включает в себя все средства, с помощью которых различные виды деятельности распределяются между компонентами организации, а также координируются их действия [3,29].

Даже в самой небольшой и наименее формальной организации существует необходимость принятия решений о разделении работы. Организация должна обеспечить, чтобы все необходимые работы кем-то выполнялись, и ни одной из них не было пропущено, в то же время следует обеспечить, чтобы не возникало ситуаций, когда сотрудники соперничают между собой, пытаясь сделать одно и то же задание.

Управление в организации приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации человека к внешним условиям, учет личностного фактора в построении системы управления персоналом организации. В целом можно выделить три фактора, оказывающие воздействие на людей:

Первый – иерархическая структура предприятия (организации), где основное средство воздействия – это отношения власти-подчинения, давления на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.

Второй – культура, то есть вырабатываемые обществом, предприятием, группой людей, совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.

Третий – рынок – сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукций и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.

Эти факторы воздействия – понятия достаточно сложные и на практике редко реализуются в отдельности. От того, какому из них отдается приоритет, зависит облик экономической ситуации в организации.

Главное внутри предприятия (организации) – работники, а за пределами – потребители продукции (услуги).

Системный подход в управлении организацией предполагает комплексное изучение исследуемого объекта как единого целого с позиции системного анализа, что означает:
  1. Организация и государственная система



Гражданским Кодексом (ГК) РФ предусмотрены различные организации [1]. За исключением крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) они имеют статус организационно-правовых форм (ОПФ) или их разновидностей.

Эти организации отличаются друг от друга по ряду параметров, наиболее существенные из которых относятся к области управления ими (особенности принятия управленческих решений, порядок формирования органов управления, мера ответственности и т.д.). Практика показывает, что перечисленные отличия требуют избирательного подхода к выбору ОПФ. Из этого следует, правильный выбор ОПФ является одним из направлений повышения эффективности производства.

Рыночная экономика предполагает значительное разнообразие организационно-правовых форм предприятий. Это объясняется тем, что одна часть национального хозяйства страны принадлежит и управляется частными гражданами либо индивидуально, либо коллективно, другая часть управляется учрежденными правительством или местными органами власти организациями. Кроме того, бизнес в любом государстве осуществляется в различных масштабах.

Организационно-правовую систему Российской Федерации (РФ) с 1 января 1995 г. определяет новый Гражданский кодекс РФ [1].

Согласно Гражданскому кодексу все предприятия в зависимости от основной цели деятельности подразделяются на некоммерческие и коммерческие.

Некоммерческие предприятия отличаются от коммерческих тем, что извлечение прибыли не является их основной целью, и прибыль распределяется между участниками. Примером таких предприятий являются различные потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации.

Коммерческие предприятия в соответствии с их организационно-правовыми формами можно классифицировать по нескольким признакам.

4. Внешняя и внутренняя среда прямого и косвенного влияния


Стратегическое управление предприятием предполагает создание гибкого механизма своевременного реагирования на изменения во внешней среде. Первый шаг диагностического этапа процесса стратегического планирования – изучение внешней среды. Внешняя среда, окружающая организацию, очень разнообразна. В ней выделяют [3,68]:

  1. – факторы прямого и косвенного воздействия;

  2. – макро- и микроокружение организации.

К факторам прямого воздействия относят потребителей, поставщиков, конкурентов, трудовые ресурсы, систему государственных институтов; факторы косвенного воздействия - научно-технический прогресс, социально-экономические условия, деятельность групп давления, политические события, международные события.

Макроокружение создает условия, общие для всех организаций. Применительно к отдельно взятой организации макроокружение обычно не имеет специфического характера. Степень его влияния на различные организации может быть разной (более сильной или более слабой) в зависимости от специфики фирмы и состояния её внутреннего потенциала. К внешней среде организации относятся:

-Поставщики;

-Конкуренты;

-Покупатели (клиенты);

-Партнеры по бизнесу;

-Государство и его структуры;

-Культура, мораль, традиции народа;

-Профсоюзы;

-Состояние экономики и НТП;

-Политические факторы;

-Международное окружение.

Первые пять факторов относят к внешней среде прямого действия. Последние пять – к внешней среде косвенного действия.

При стратегическом управлении проводят анализ внешней и внутренней среды организации. Анализ внешней среды в себя включает анализ макроокружения и анализ непосредственного окружения. Анализ макроокружения в себя включает:

Анализ непосредственого окружения в себя включает:

Характеристики внешней среды.

-Сложность, под которой понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора. Поскольку разные организации (работающие в сложной или несложной внешней среде) функционируют в разных средах, не существует и наилучшей организационной структуры.

-Взаимосвязанность факторов – уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие. В 1980-е гг. специалисты ввели для описания внешней среды понятие «хаотичных изменений», характеризующее еще более быстрые изменения и очень сильную взаимосвязанность. Выживание становится решающим образом связано с уровнем знания организации о ее окружении.

-Подвижность – скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. При всеобщей тенденции изменений внешней среды с нарастающей скоростью, существуют организации, вокруг которых внешняя среда наиболее подвижна (например, в фармацевтической, электронной, химической промышленности скорость изменений выше, чем в кондитерской, мебельной промышленности). Кроме того, подвижность внешней среды может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других (отдел исследований и разработок – производственный отдел).

-Неопределенность – функция количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также функция уверенности в ее достоверности.

Анализ внешней среды - инструмент для контроля внешних факторов и средство предвидения потенциальных угроз и вновь открывающихся возможностей. Анализ внешней среды дает возможность разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств и позволяет организации превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.

Внутренняя среда часть общей среды, находящейся в рамках организации, которая оказывает непосредственное воздействие на функционирование организации.

Внутренняя среда организации – это совокупность взаимосвязанных внутренних переменных, характеризующих ситуацию внутри организации и влияющих на ее управляемость

Любая организация (фирма, промышленное производство, компания и т.д.) имеет свою внутреннюю среду и среду внешнюю, в которой она существует.

Это, прежде всего, структура организации и система ее управления; коммуникации как каналы движения информации; персонал организации с его образованием, квалификацией, опытом, ценностями, интересами; корпоративная культура организации, методология управления; финансовое состояние организации; состояние техники и технологии; социально – психологическая атмосфера и т.д.

Внутренняя среда организации формируется:

Она определяется:

Пять внутренних переменных (рис. 8).[8,32]


Рис. 8. Внутренние переменные

5. Схема функционирования организационной системы



Организация – это группа людей (как минимум двое), деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или нескольких целей [8,70].

Это определение относится к формальным организациям, т.е. специально созданным, в которых управление осуществляет специально назначенный руководитель.

Принципиальная особенность организационных систем состоит в том, что неотъемлемым их элементом является человек, активный элемент. Это приводит к проявлению у системы особых свойств, отличающих ее поведение от функционирования, например, технических систем, работающих в соответствии с заданной программой.

К таким особенностям относятся [15,27]:

Рассмотренные особенности противоречивы, они в своем большинстве одновременно и положительные, и отрицательные, что затрудняет управление организациями.

Выделяют следующие понятия, характеризующие функционирование и развитие систем.

Состояние – множество существенных свойств, которыми система обладает на данный момент времени (например, по состоянию на 01.01.2006 г. остатки готовой продукции на складе составили 540 тыс.руб.).

Поведение – характеризует способность системы переходить из одного состояния в другое. Этим понятием пользуются, когда неизвестны закономерности данного перехода (например, численность студентов на лекциях в течение семестра).

Равновесие – способность системы в отсутствии внешних возмущающих воздействий (или при постоянных воздействиях) сохранять свое поведение сколь угодно долго (расписание занятий на семестр).

Устойчивость – способность системы возвращаться в состояние равновесия после того, как она была из него выведена под влиянием внешних возмущающих воздействий. Эта способность обычно присуща системам, когда отклонения не превышают некоторого предела (замена заболевшего преподавателя).

Состояние равновесия, в которое система способна возвращаться, называют устойчивым состоянием равновесия. Возврат в это состояние может сопровождаться колебательным процессом, соответственно в сложных системах возможны неустойчивые состояния равновесия.

Развитие – направленное закономерное изменение. В результате развития возникает новое качественное состояние системы, ее состава или структуры (введение активных методов обучения в образовательный процесс).

Организация – это группа людей (как минимум двое), деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или нескольких целей[12,14].

Это определение относится к формальным организациям, т.е. специально созданным, в которых управление осуществляет специально назначенный руководитель.

В теории менеджмента организация определена как открытая система, целостностная, состоящая из многочисленных взаимозависимых частей, тесно переплетающихся с внешним миром[12,15]. Управление организациями, которые являются стохастическими, направлено на поддержание равновесия и устойчивости в принципе неравновесных и неустойчивых систем, что исключает возможность использования заранее известного единственного варианта управляющего воздействия.

Цели отличает разнообразие. Управление редко имеет дело с организациями, имеющими только одну цель. Сложные организации имеют набор взаимосвязанных целей («МакДоналдс» состоит из 7000 самостоятельных предприятий, каждое из которых имеет собственную систему целей, подчиненную главной цели компании)[15,43].

Заключение



Система управления организацией, также как и любая другая социально-экономическая система, включает в себя работников, необходимые им средства труда и предмет труда. Работники в данном случае – это в первую очередь менеджеры, а также специалисты и служащие аппарата управления. Предметом труда для них является информация о состоянии объекта управления, о процессах, происходящих в управляемом объекте и внешней среде. Средствами труда для управленческих работников служат помещения, оборудование, каналы получения и передачи информации, а также методы и алгоритмы работы с информацией, включая ее хранение, обработку, оценку и анализ.

Система управления организацией является формой реального воплощения управленческих взаимосвязей. Она выступает как бы в виде реально существующей субстанции, посредством которой управление приобретает конкретное содержание и конкретное проявление, а функция управления — практическую реализацию. В реальной действительности управленческая деятельность — это функционирование системы управления.

Система управления организацией складывается и действует не только в соответствии с содержанием функции управления и характером отношений, лежащих в основе управленческих взаимосвязей, но и в соответствии с условиями, в которых формируется система управления, а также в соответствии с присущими системе управления принципами ее построения, функционирования и преобразования.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Для успешной работы организаций в современных условиях необходимо периодически проводить ис­следования с целью совершенствования действую­щих систем управления.

2. Проведение исследований осуществляется в соот­ветствии с выбранной целью и в определенной по­следовательности.

3. Исследования являются составной частью ме­неджмента организации и направлены на совер­шенствование основных характеристик процесса управления.

4. При проведении исследований систем управления объектом исследования является сама система управления, которая характеризуется определен­ными признаками и подчиняется ряду требований.



Список использованной литературы





  1. Гражданский кодекс РФ // Сборник нормативно-правовых документов – М., 2009.

  2. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент -- М.: Фирма Гардика, 2002. Граждан В.Ф. Теория управления. -М.: Гардарини, 2005.-416 с.

  3. Дафт Л.Ричард. Менеджмент МВА, 6-е издание. М.: Питер, 2006, С.862.

  4. Кабушкин Н.И., Основы менеджмента: Учебное пособие, Минск 2005. - 243c.

  5. Иванова Т.Ю. Теория организаций/ Т.Ю. Иванова, В.И. Приходько.- Спб.: Питер, 2004. -269 с.

  6. Колокнева М.В. Теория организаций в вопросах и ответах: Учеб. пособие- М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2006.-494 с.

  7. Латфуллин Г.Р. Теория организаций: Учебник/ Г.Р. Латфуллин, А.В. Райченко -Спб.: Питер, 2005.-395 с.

  8. Комаров Е.И. Общий менеджмент. Учебное пособие. – РИОР, 2010. – 269с.

  9. Лукичева Л.И. Управление организацией. Учебное пособие. М.: Омега-Л,2008. - 360с.

  10. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер.с англ. М., 2006.-720с.

  11. Нечитайло А.И. Карлик А.Е. Экономика предприятий (организаций). Учебник. М.: издательство Проспект Кнорус, 2010.- 304с.

  12. Рой О.М. Теория управления. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008.-256 с.

  13. Румянцева З.П. Общее управление организацией: теория и практика: Учебник.-М.: ИНФРА-М, 2006.-304 с.

  14. Теория организаций: Антология/ Под ред. В.Л. Семикова. -М.: Академия. Проект; Гаудеамус, 2005.-960 с.

  15. Шеметов П.В. Теория организаций: Курс лекций/П.В. Шеметов,С.В. Петухова. –М.: Изд-во Омега-Л,2006.-282 с.

  16. Управление организацией/ Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой.-М.: ИНФРА-М, 2005.-716 с.





Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации