Курсовая работа - Криминальная журналистика на телевидении - файл n1.doc

Курсовая работа - Криминальная журналистика на телевидении
скачать (175.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc176kb.11.06.2012 05:21скачать

n1.doc





Курсовая «Криминальная журналистика на телевидении (на примере программ «Человек и закон» и «Патрульный участок»)».
Содержание
Введение…………………………………………………………………с.2

Глава I. Криминальные программы на федеральном и местном телевидении…………………………………………………………………….с.4

    1. Криминал на телевидении: информационные, развлекательные и аналитические передачи……………………………………………………….с.4

    2. Расследование в криминальной журналистике………………….с.6

    3. Заключение к главе……………………………………………….с.15

Глава II. Программы «Человек и закон» и «Патрульный участок» как явления криминальной журналистики………………………………………с.17

2.1. Программа «Человек и закон»……………………………………с.17

2.2. Программа «Патрульный участок»………………………………с.25

2.3. Заключение к главе………………………………………………..с.28

Заключение……………………………………………………………...с.30

Список литературы……………………………………………………с.32

Введение
Криминальная проблематика пользуется у населения страны повышенным интересом. «Согласно данным опроса, проведенного ВНИИ МВД России в апреле 2000 года среди 133 журналистов ряда регионов России, информация на правовую тему присутствует в 63,9% случаев в каждом номере российских газет, эфирном времени теле- и радиокомпаний, затрагивающих в своих публикациях правоохранительную тематику. Особое значение придается информации, которая может вызвать большой общественный резонанс. Начиная с 1999 года, насилие и криминал – основной семиотический ресурс российского телевидения. Мы видим, как сегодня ТВ разрабатывает тему преступности. «Криминальная Россия», «Дежурная часть», «Криминал», «Честный детектив», «Человек и закон», «Совершенно секретно», «Чрезвычайное происшествие» – десятки программ в неделю. Телевидение расширяет «криминальную нишу» потому, что эта продукция хорошо продается рекламодателям»1, - пишет в своем исследовании криминальных программ И.Суховеева.

Хотя последние годы акцент зрительского интереса постепенно сместился в сторону развлекательных программ и шоу на телевидении, рейтинги криминальных программ, особенно на крупнейших федеральных телеканалах, остаются традиционно высокими. На местных и федеральных телеканалах регулярно выходит в эфир около двух десятков криминальных программ. В будние дни передачи криминального содержания так расположены в сетке вещания трех телеканалов, что, начиная с утра, можно целый день до ночи смотреть по телевизору только криминальные программы, переключая каналы. Утром и днем – выпуски криминальных новостей, ближе к вечеру – судебные шоу, вечером – криминальные аналитические программы, расследования. В выходные криминальные программы обычно идут вечером в прайм-тайм и представляют собой громкие расследования. Чтобы не снижать рейтинг, криминальные программы расставляются в сетке вещания таким образом, чтобы не пересекаться со своими аналогами на конкурентных каналах.

Все это говорит о том, что криминальное направление занимает немаловажное место в журналистике и потому подлежит подробному рассмотрению и анализу. Наиболее интересным нам показалось проанализировать криминальную журналистику на примере программ «Человек и закон» («Первый канал») и «Патрульный участок» (ОблТВ).

В курсовой работе была поставлена цель – рассмотреть криминальную журналистику на телевидении. Соответственно тема данной работы – «Криминальная журналистика на телевидении (на примере программ «Человек и закон» и «Патрульный участок»)». Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи работы:

1) рассмотреть криминальную журналистику и ее особенности;

2) проанализировать расследование на криминальную тему как вид журналистской деятельности;

3) рассмотреть программы «Человек и закон» и «Патрульный участок»;

4) провести сравнительный анализ этих передач.

Объектом исследования стала криминальное направление в журналистике. Предметом исследования - программы «Человек и закон» и «Патрульный участок» как явления криминальной журналистики.

Курсовая работа базируется на учебных пособиях, публикациях в периодике и Интернет-источниках.

Глава I. Криминальные программы на федеральном и местном телевидении
Криминал на телевидении: информационные, развлекательные и аналитические передачи
Определим понятие криминальной журналистики. Криминальная журналистика – это такое направление в журналистике, предметом отображения которой являются преступления, правонарушения и чрезвычайные происшествия (например – автоавария). В поле зрения современной криминальной журналистики чаще всего попадают следующие явления:

1) случаи коррупции;

2) политические преступления;

3) экономические преступления;

4) экологические преступления;

5) социально-бытовые преступления;

6) разборки в среде авторитетов;

7) громкие преступления прошлых лет.

Цели в криминальной журналистике могут преследоваться различные. Прежде всего, основной целью выступает информирование о каких-либо преступлениях, правонарушениях, чрезвычайных ситуациях. Еще одна цель – предостережение зрителей, чтобы те, например, не попались в «лапы» мошенников, или соблюдали правила дорожной безопасности. Третей целью можно считать моральное воспитание аудитории: криминальные программы рассказывают о том, что преступники в большинстве случаев печально кончают свою жизнь: либо погибают, либо попадают в колонию; показывают, что наркоманы – больные люди, жизни которых не позавидуешь; повествуют о проститутках и сексуальном рабстве. К счастью для многих молодых девушек, криминальные передачи правдиво, в отличие от многих романтических фильмов и сериалов, рассказывают о профессии «второй древнейшей», о ее ужасах, тем самым отбивая желание у юных дам зарабатывать на жизнь своим телом. Четвертая цель – привлечение внимания общественности к той или иной проблеме либо к преступлению, стремление вызвать общественный резонанс. Пятая цель – помощь правоохранительным органам в поиске или идентификации преступников, потерявшихся людей, разыскиваемых родственниками. Есть и другие цели в криминальной журналистике, гораздо менее благородные. Это – развлечение аудитории, повышение рейтинга, и, следовательно, повышение доходов СМИ. Такие цели обычно преследует так называемая «желтая» и «желтоватая» журналистика.

Российское телевидение широко освещает криминальную тематику: на местных и федеральных телеканалах регулярно выходит в эфир около двух десятков криминальных программ. Зритель может узнать новости из мира преступности во всех подробностях, как со всей России, так и из своего родного региона. По своим жанрам криминальные программы чрезвычайно разнообразны – оперативные хроники, судебные ток-шоу, аналитические передачи, журналистские расследования, фильмы-реконструкции, исторические документальные программы.

Следует отметить, что основную долю криминальных программ занимают информационные передачи, а также документальные съемки действий, операций, проводимых, например, милицией или полицией. К таковым относятся: «Вести. Дежурная часть» («Россия»), «Обзор. Чрезвычайное происшествие» (НТВ), «Патрульный участок» (ОТВ), «Служба спасения «Сова». Криминальные хроники» (4 канал) и другие. К сожалению, пока очень мала доля журналистских расследований (то есть, таких расследований, которые проведены именно журналистами, а не рассказ о дознавательных действиях правоохранительных органов), аналитических криминальных программ. Среди таких программ - «Человек и закон» («Первый канал»), «Честный детектив» («Россия») и другие.

Очень популярны стали судебные ток-шоу, в которых участвуют актеры вместо настоящих действующих лиц, но, по утверждению авторов программы, сюжеты таких программ основаны на реальных событиях. Познавательная ценность судебных ток-шоу сомнительна, так как их сценарии зачастую пишутся людьми, слабо знакомыми с юрисдикцией. Эти передачи можно отнести к развлекательным. Они есть на большинстве федеральных телеканалах: «Федеральный судья» («Первый канал»), «Суд идет» (РТР), «Дела семейные с Еленой Дмитриевой» («41-Домашний»), «Час суда с Павлом Астаховым» (РЕН-ТВ) и другие.

Особый сегмент криминальных программ составляют криминальные исторические документальные программы. Они повествуют о громких преступлениях прошлых лет. В подобных программах соседствуют как элементы, присущие информационным и аналитическим криминальным передачам (интервью с сотрудниками органов внутренних дел, преступниками, пострадавшими, родственниками жертв преступлений и т.д.), так и компоненты, присущие фильмам (съемки с актерами, документальные съемки прошлых лет). К историческим криминальным программам относится «Следствие вели…» (НТВ).

Криминальные фильмы-реконструкции, как правило, не имеют регулярного выхода в эфир. Обычно они приурочиваются к памятной дате какого-либо печального события – например, повествуют о террористическом акте, во время которого погибло значительное число людей.

Таким образом, на российском телевидении представлен весь спектр видов криминальных программ.
1.2. Расследование в криминальной журналистике
Расследовательская журналистика – это отдельное направление в журналистской деятельности, которое пересекается с криминальной журналистикой. Собственное расследование – это «королева» в криминальной журналистике, самый тяжелый и опасный вид деятельности в СМИ. Может быть поэтому как на телевидении, так в прессе, можно не часто увидеть настоящие расследования журналистов на криминальную тему. Как уже говорилось выше, гораздо больший объем программ и материалов посвящен криминальным хроникам или рассказам о расследовании, проведенным органами внутренних дел.

В чем отличие обычной криминальной журналистики от криминальной расследовательской? В качестве предмета журналистского расследования выступают прежде всего разного рода преступления, происшествия, конфликты, существование которых кто-то пытается скрыть от общества, исторические и иные (кроме государственной и военной) тайны. В этом как раз и заключается своеобразие предмета расследования, его отличие, например, от предмета отображения информационной программы на криминальную тему. Последняя тоже рассказывает о преступлениях, происшествиях, тайнах, но уже об открытых кем-то, известных. Основная цель расследовательской журналистики – «необходимость установления истинных причин определенных событий, процессов, ситуаций (для российского журналиста-расследователя это в первую очередь негативные феномены); обнаружения тайных пружин расследуемых явлений или раскрытия порочного механизма совершения преступления, разоблачения преступников. Расследование может проводиться с целью достижения какого-то политического или экономического результата, например разоблачения деятельности экстремистской политической организации, выявления фактов злоупотребления должностным положением, смещения коррупционера с министерской должности, лишения махинатора депутатского иммунитета и предания его суду, возвращения в страну награбленных капиталов и пр.»2.

Остальные цели расследовательской журналистики схожи с целями криминальной журналистики. Например – такая цель, как нравственное воспитание аудитории, поскольку любое расследование заключает в себе моральное обобщение, вытекающее из примеров разоблачения каких-либо преступлений. Надо сказать, что журналистские расследования могут быть и специально посвященными выявлению моральных проступков или «извлечению» из какого-либо события морального смысла. Точно также, как криминальная, расследовательская журналистика предостерегает аудиторию от совершения ошибок, грозящих катастрофическими последствиями, привлекает общественное внимание к тем или иным проблемам и преступлениям. И точно также целью многих расследовательских программ является развлечение аудитории, повышение рейтинга телеканала, и соответственно, сбор денег с рекламодателей (таковые цели, по нашему мнению преследуют передачи «Программа максимум» и «Русские сенсации» на НТВ, «С.С.С.Р. (Слухи. Скандалы. Сенсации. Расследования)» на Рен-ТВ).

Остановимся поподробнее на технологии журналистского расследования. Предмет, которым предстоит заниматься журналисту, может быть отнесен к одной из трех приведенных далее групп, что предопределяет особенности связанного с ним расследования3.

1. Нераскрытые дела, непонятные происшествия, громкие преступления, когда преступник не найден, а на вопросы почему? как? и подобные им никто не может дать четкого ответа. Например, убийство Артема Боровика – здесь никто не может ответить на вопрос, кто убийца. Но в этом случае работать легче, потому что существует много лиц, заинтересованных в том, чтобы загадка была разгадана. Журналист может рассчитывать на помощь официальных структур, которые, зайдя в тупик, смогут предоставить журналисту необходимые материалы и содействовать в проведении расследования.

2. Раскрытые дела, которые вызывают у журналиста некоторые сомнения. Ответы на вопросы: почему? как? кто? и так далее – уже есть, существует общепринятое мнение, а журналист подвергает сомнению это мнение и начинает собственное расследование. Например, по общепринятой, официальной точке зрения, останки семьи Николая II найдены и похоронены в Санкт-Петербурге. И вдруг журналист подвергает этот факт сомнению и пытается доказать, что на самом деле эта семья вообще не была убита или похоронена в другом месте, ибо останков не осталось. Еще пример: уже арестованы шестеро убийц Холодова, дело вот-вот закроют, а журналист вдруг ставит под сомнение этот факт и начинает свое расследование. Дела могут быть забыты временем: смерть Ленина, дворцовые перевороты и т.д. Работать в такой ситуации очень сложно, потому что рассчитывать на помощь официальных структур не приходится: ведь журналист, по сути, хочет доказать, что они не правы. Наоборот, часто журналист имеет некоторые проблемы с официальными структурами, что мешает расследованию. В таких условиях сложно получить необходимую информацию.

3. Не начатые дела и скрытые преступления. В этом случае журналист должен не только выявить виновных, раскрыть преступление, но и доказать его суть. Если в двух первых случаях злодеяния были налицо, то здесь еще надо выявить сам факт преступления, а потом уже искать виновных. Конечно, заниматься такого рода расследованиями – дело ответственное, сложное. В упомянутых двух случаях есть факт – совершенное преступление, и этим можно оперировать в процессе поиска информации: у журналиста есть конкретная причина, на нее можно сослаться и получить необходимую информацию. Здесь же такого факта нет, а причину, по которой журналист начал расследование, часто приходится скрывать.

К какому бы типу ни относился предмет будущего расследования, в любом случае он не будет расследован без инициативы, усилий со стороны самого журналиста. Лишь работа с множеством источников информации – людьми, документами, личное наблюдение за событиями способствуют тому, что на поверхность выплывают необходимые факты, материалы. Поиск предмета расследования всегда должен быть целесообразным, то есть предопределен целью выступления, которая, в свою очередь, должна преследовать необходимость удовлетворения какой-либо актуальной общественной потребности.

Известный американский журналист Джон Робертс, в прошлом редактор «Филадельфии инкуайерер» – одной из самых известных газет США, специализирующихся на расследованиях, заметил, что цель журналистского расследования заключается «не в том, чтобы застать политика со спущенными штанами или выявить отдельное нарушение закона, а в том, чтобы докапываться до фактов, лежащих глубоко под поверхностью, чтобы помочь читателю в понимании того, что происходит в нашем все более сложном мире».

Проводя расследование, журналист должен постоянно иметь в виду границы его предмета. Дело в том, что почти всегда в ходе серьезных расследований выясняется множество дополнительных фактов. Скажем, обнаруживается, что «олигарх» не только присвоил государственные средства, но и является педофилом. В таком случае необходимо заставить себя сосредоточиться на одной стороне жизнедеятельности своего «героя», оставив другую для компетентных органов или следующего расследования. Например, заняться раскруткой махинаций, позволивших ограбить государство, поскольку это наиболее важный для общества аспект его «деятельности». Если же при подготовке публикации расследователь увлечется выяснением подробностей сексуальной патологии, то излишние факты могут затормозить ход дела по главному вопросу, а потерянное время может быть использовано махинатором для заметания следов. Кроме того, слишком пристальное внимание к личной жизни «объекта» расследования может вызвать у читателей публикации мысль о том, что журналист сводит какие-то личные счеты. На этом «фоне» суть всего расследования может быть воспринята неадекватно.

В большинстве своем журналистские материалы, внешне напоминающие расследования, таковыми не являются. Репортаж о страшной аварии на дороге или сюжет о результатах следственных мероприятиях милиции по нападению на инкассатора – это не расследование. В приведенных примерах от общества не скрывались ни авария, ни нападение на инкассатора и виновные в этом. А это значит, что предмета для журналистского расследования просто-напросто не было: журналисты лишь описывают или анализируют те события, которые им известны, которые они наблюдают, о которых им рассказали. Если бы во втором случае журналист усомнился бы в правильности выводов милиции и начал бы докапываться до правды – то это можно было бы отнести к разряду расследовательской журналистики.

Довольно часто за расследовательскую журналистику принимают то, что ею не является. Особенно, если сюжет выходит в рамках гордой рубрики «Расследование», а на самом деле журналист лишь воспользовался только результатами проведенного кем-то следствия – в основном правоохранительных органов. Если же это «компромат» на кого-то, в частности, в преддверии местных выборов, то это результаты расследования конкурентов обвиняемых в материале. На профессиональном языке такие публикации называют «сливом». Таким образом, в народном сознании нередко за результаты журналистского расследования иногда принимают результаты расследовательских (следственных) действий каких-то лиц, органов, учреждений, осуществляющих, например, правоохранительную или экспертную деятельность, но отнюдь не являющихся журналистами.

Тертычный А.А. рекомендует отличать «слив» от журналистского расследования по следующим признакам:

1) Отсутствие в тексте указаний о том, каким именно путем автору удалось получить публикуемую информацию.

2) Исключительная сложность доступа к информации, что становится ясно из ее содержания и того, где она, предположительно, могла храниться или циркулировать (например, если в тексте публикуется перехват информации, передаваемой по каналам правительственной связи, то нет никакого сомнения, что она была получена спецслужбами, но отнюдь не самим журналистом).

3) В тексте обычно отсутствуют элементы диалога, беседы, интервью журналиста с кем-либо из действующих (по тексту) героев4.

В том случае, если журналист получает «слив», то он должен разобраться, в чем его истинная цель. И потом решить, как использовать информацию. Это решение каждый принимает по-своему. Находятся те, кто ради сенсации готов вывалить на голову обывателю самые скандальные подробности, к сути дела даже и не относящиеся. Забота серьезного журналиста – определить общественно значимую часть информации и довести ее до читателя, не позволяя при этом манипулировать собой в неизвестных ему целях.

Каковы признаки собственного журналистского расследования на телевидении? Попробуем разобраться. Если речь идет об авторских расследовательских криминальных программах, посвященных преступлениям, совершенным относительно недавно, то можно выделить следующие признаки:

- Всестороннее исследование явления, интервью со всеми участниками процесса или, во всяком случае, демонстрация попытки взять интервью, если не удается поставить полноценный комментарий одной из сторон (журналист в кадре пытается дозвонится до респондента или разговаривает через закрытую дверь и т.д.). Корреспондент берет интервью у пострадавших, их родственников, соседей, друзей, коллег по учебе или работе; у преступников, их родственников, соседей, знакомых; у сотрудников правоохранительных органов, занимающимися расследованием данного преступления; у экспертов в той или иной области; других людей, которые могут сообщить интересную и правдивую информацию по данному делу. То есть, в сюжете дается максимально полная картина происшедшего.

- Съемки «скрытой камерой», без этого невозможно провести собственное расследование.

- Точка зрения авторов сюжета в большинстве журналистских расследований не совпадает с «официальной» - властей или правоохранительных органов.

- На протяжении сюжета видно, как журналист собирал информацию, какие выводы делал на определенных этапах и как пришел к итоговым умозаключениям. Таким образом, зритель как будто становится «соучастником» расследования, ему понятно, на основании чего корреспондент сделал той или иной вывод.

И теоретики, и практики журналистики поднимают такой вопрос, как безопасность журналиста-криминалиста. Угрозы могут быть в профессиональной деятельности журналистов, занимающимися и другими темами, но в силу специфики работы криминальные журналисты более подвержены опасностям. В особенности остро эта проблема стоит в отношении корреспондентов, занимающимися расследованиями. Проблеме безопасности посвящены целые разделы в учебных пособиях, посвященных расследовательской журналистике: Тертычный А.А. Расследовательская журналистика; Уоллмен Дж. Журналистские расследования: современные методы и техника; Шум Ю. Журналистское расследование: методические рекомендации; Журналистское расследование/Под общ. ред. А.Д. Константинова и другие.

В своем материале «Преступная профессия» журналист Михаил Ковалев рассказывает о «кухне» криминальной журналистики, о тяжелых буднях корреспондентов-криминалистов. Быть репортером криминальной программы – это не только сенсации, известность, успех в профессии, но и нелегкая рутинная работа по добыче информации, угрозы, травмы и ушибы после избиения и порой даже – смерть.

Михаил Ковалев пишет: «Есть в журналистике «неприятные» специализации. К таким относится криминальная журналистика. Неприятна она тем, что приходится работать на стыке двух очень проблемных социальных групп — криминала и милиции. Журналистов, что понятно, не жалуют ни в той, ни в другой. Третейский судья в лице журналиста, а точнее, рядового налогоплательщика правоохранительным органам не нужен. Однажды на съемочную группу НТВ напали (все было именно так брутально) личные охранники бывшего главы ФСО Михаила Барсукова. Главному редактору криминальной редакции Владимиру Золотницкому с оператором пришлось укрыться в машине. Охранники как могли «помяли» машину, самый мощный из них в приступе бешенства оторвал номер и пальцами (!) свернул его в трубочку. Оператор все заснял на пленку, кадры пошли в эфир, было возбуждено уголовное дело. Его итог — редкий случай, когда журналист получил возмещение материального ущерба — 2000 долларов»5. Это исключительное событие, когда удалось не только доказать факт нападения, но и добиться компенсации нанесенного вреда. «Синяки, разбитые камеры — будни криминальной журналистики. В основном буйствуют личные охранники»6, - пишет Михаил Ковалев.

Но угроза насилия – не единственная сложность в работе криминального журналиста. Ему, как правило, очень трудно получить необходимую информацию, так есть лица (зачастую весьма влиятельные), которым невыгодно, чтобы репортер докопался до правды. Поэтому журналисту-расследователю ставят различные препоны, отказывают в интервью и предоставлении нужных документов. Нередко должностные лица требуют немалых денег за информацию.

«Чаще взаимоотношения с правоохранительными органами строятся по принципу: ни мира, ни войны, - рассказывает Михаил Ковалев. - Получить информацию даже из пресс-служб — структур, созданных специально для этих целей, — иногда бывает крайне сложно. За информацию надо платить, особенно в провинции, где внимание СМИ не такое пристальное. Средняя расценка за сюжет — 50 долларов. Да еще и с этими людьми нужно «подружиться»: выпить, закусить, хорошо пообщаться. Отработанный принцип не изменится, даже если «добро» на сотрудничество было получено от генерала»7.

Тем не менее многие журналисты выбирают в качестве своей специализации криминальную расследовательскую журналистику: она оплачивается на порядок выше, чем другие деятельность в других сферах журналистики, расследовательские публикации и сюжеты всегда находятся в центре внимания общественности, привлекают аудиторию.


    1. Заключение к главе


Итак, предметом отображения криминальной журналистики являются преступления, правонарушения и чрезвычайные происшествия. Цели этого вида журналистской деятельности - информирование о каких-либо преступлениях, правонарушениях, чрезвычайных ситуациях (криминальные новости); предостережение зрителей; нравственно-моральное воспитание аудитории; помощь в поиске и идентификации преступников, поиске пропавших людей; привлечение внимания общественности к той или иной проблеме либо к преступлению; развлечение аудитории; повышение рейтинга и прибыли СМИ. На российском телевидении представлен весь спектр видов криминальных программ: оперативные хроники, судебные ток-шоу, аналитические передачи, журналистские расследования, фильмы-реконструкции, исторические документальные программы.

«Королева» криминальной журналистики – это репортерское расследование. Этот вид журналистской деятельности очень сложен, имеет свою специфику: необходимо уметь «копать», добывать информацию, а также уметь вести себя в критической ситуации, знать технику безопасности.
Глава II. Программы «Человек и закон» и «Патрульный участок» как явления криминальной журналистики
2.1. Программа «Человек и закон»
Программа «Человек и закон» выходит на «Первом канале» (ранее ОРТ, ЦТ) страны уже 35 лет. Алексей Пиманов ведет программу с 1996 года. «Основные темы - борьба с организованной преступностью, расследования о коррупции в высших эшелонах власти, криминальные истории… Программа старается дать взвешенную оценку важнейшим событиям в политической, экономической и социальной жизни страны, освещает огромный спектр вопросов и проблем, с которыми каждодневно приходится сталкиваться человеку, причем не только с правовой точки зрения, но и с позиций общечеловеческой нравственности (заметим в скобках, что речь идет не о навязшем в зубах «шаманском моралите» советских времен или вызывающем оскомину «демагогическом словоблудии», а прежде всего об основополагающих ценностях человеческого общежития, которых осталось не так уж и много в современном мире). Именно поэтому «Человек и закон», ориентируясь на рядового зрителя, постоянно следит за судьбой своего постоянного героя – обыкновенного человека, попавшего в клещи несправедливости и беззакония», - говорится на официальном сайте «Первого канала»8. Здесь же и определен жанр программы – общественно-политическая публицистическая. Мы относим программу «Человек и закон», согласно классификации, приведенной в первой главе, параграфе 1.1., к криминальным аналитическим программам. Хотя сам ведущий Алексей Пиманов открещивается от определения его передачи как криминальной: «Впрочем, я по-прежнему против того, чтобы программу «Человек и закон» называли криминальной. Показ трупов, мелькание в кадре милицейских сирен и кровавые сюжеты, созданные в расчете на маргиналов – не наша работа»9. Однако регулярный просмотр передачи «Человек и закон» (в течение марта-апреля 2008 года) выявляет, что темы всех сюжетов связаны с какими-либо преступлениями или правонарушениями, значит, передачу на сто процентов можно отнести к криминальной. Возможно, Алексей Пиманов своим высказыванием хотел отмежеваться от так называемой «желтой» криминальной журналистики. В этом случае ведущего можно поддержать – программа действительно претендует на звание серьезной аналитической.

Тематическую направленность программы «Человек и закон», ее концепцию, а также образ в умах телезрителей во многом определяет ведущий Алексей Пиманов. Несомненно, что он обладает не только высоким профессионализмом тележурналиста, умеющего сделать качественную телепрограмму, но и харизмой, обаянием телеведущего, что также немаловажно для успеха любой передачи. Как прошло формирование столь талантливого тележурналиста и телеведущего?

Алексей Пиманов родился 9 февраля 1962 года. В 1989 году окончил Московскую академию связи, в 1992 году - факультет журналистики МГУ им. Ломоносова. На телевидении работает с 1986 года: до 1989 года работал видеоинженером в ТТЦ, оператором. В 1989 году перешел в редакцию общественно-политических программ ЦТ. В 1989-90 годах Алексей Пиманов - ведущий программы «Ступени», в 1990-91 – специальный корреспондент ТК «ВиД», в 1992–94 - автор, ведущий и режиссер программы «За Кремлевской стеной», в 1993-94 - директор студии «Резонанс» на ТРК «Останкино», в 1995-97 - продюсер программ «Семь дней спорта», «Футбольное обозрение», «Новости спорта» и «Человек и закон». С 1996 года Алексей Пиманов - генеральный директор ТК «Останкино» и ведущий программы «Человек и закон». В 1997 году предложил ОРТ возродить программу «Здоровье».

В настоящее время Алексей Пиманов является гендиректором ТК «Останкино», автором и ведущим программ «Человек и Закон» и «Кремль, 9», а также продюсирует 12 телепрограмм, созданных его телекомпанией: «Человек и Закон», «Лубянка», «Кремль, 9», «Кумиры», «Ударная сила», «Здоровье», «Армейский магазин», «Экстренный вызов», «Тайны века», цикл «Документальный детектив», «Спецназы России» и «Вкусные истории». Он является автором и режиссером более 20-ти документальных фильмов, кандидатом в мастера спорта по футболу. Его увлечения: политология, история и спорт. Он играет в хоккей и теннис. Жена Алексея - Валентина Пиманова, автор и ведущая программы «Кумиры».

Раньше программа «Человек и закон» была своеобразной юридической скорой помощью, помогавшей телезрителям разобраться в тонкостях отечественного законодательства. Под руководством Алексея Пиманова программа пошла по совершенно другому пути. Вот как он объясняет, с чем это связано: «Изменились время, ситуация, телевизионный рынок. Юридическая помощь в чистом виде может выходить, допустим, в три часа дня, когда какой-нибудь адвокат будет давать советы для бабушек и дедушек. Но в 22.40, как у нас, когда на других каналах идут хорошего качества сериалы и развлекательные программы, чтобы рейтинг был не 0,3, а 10, нужно ставить в эфир именно то, что мы делаем сейчас. То есть только жесткие журналистские расследования»10. Таким образом, Алексей Пиманов показал себя еще и как талантливый продюсер.

Часто Алексея Пиманова обвиняют в «прокремлевской» точке зрения, в связях с ФСБ. Например, в апреле 2004 года на радио «Свобода» вышла программа, резко критикующая передачу «Человек и закон» и ее ведущего. Вот цитата из того эфира: «Первый канал страны уже не в первый раз оказывает ФСБ дружескую услугу. Еще два с половиной года назад контрразведчики попросили помочь публично изобличить журналиста Григория Пасько. Потому что общественность не очень верила, что Пасько - истинный шпион.

И программа «Человек и закон» справилась со своей задачей, старательно стилизовав сюжет под шпионскую хронику. Была тревожная музыка, были кадры с взлетающими ракетами и бороздящими океанские просторы крейсерами, были даже актеры, занятые в постановочных сценах на тему: как Пасько передавал информацию. Когда огласили приговор Игорю Сутягину, я заранее предполагала, что «Человек и закон» вновь выйдет с разоблачительным сюжетом. Потому что этот приговор тоже вызвал сомнения в обществе. А ФСБ сомнений не хочет. Поэтому опять призвала под свои знамена журналистов Первого канала… Забегая вперед, скажу, что авторы Первого канала вовсе не ставили своей целью анализировать обвинительное заключение. Они лишь подбирали из материалов дела наиболее убойные «фрагменты», которые были призваны красочно подтвердить, что Сутягин - злостный шпион, а вовсе не невинная начитанная овечка»11. Программа заканчивается словами: «На этом поприще - оправдания причинения зла - Алексей Пиманов, повторю, выступает уже не в первый раз. И выступает действительно, успешно. Я не помню, каким был рейтинг программы о Григории Пасько, но «сутягинский» поистине сумасшедший. По Москве он составил 10.4 процента. То есть эту программу смотрел каждый десятый зритель. Смотрел и, наверное, верил. В мастерстве при создании подобных сюжетов программе «Человек и закон» не откажешь»12.

Вот как Алексей Пиманов отвечает на обвинения его в зависимости от Кремля и ФСБ: «У меня независимая компания, программу «Человек и закон» я могу выпускать как на «Первом», так и на «России», на других каналах. Если я узнаю, что в правительстве Касьянова кто-то берет деньги, поверьте мне, об этом расскажу, несмотря на то, что канал, по-вашему, является проправительственным. Но если правительство предпринимает шаги, которые я поддерживаю, то почему бы не рассказать и об этом? Мне кажется, что время тупой оппозиционной журналистики давно прошло»13. Он добавляет: «Естественно, у нашей программы есть связи в структурах, располагающих определенной информацией: прокуратуре, правительстве, Кремле, ФСБ, МВД и так далее. Но не они нам звонят и что-то предлагают, а, наоборот, мы их долбим звонками, сами выпрашиваем у них материалы, иногда держа их за горло, грозя Законом о средствах массовой информации. Но я не буду скрывать, что со многими из них у нас очень хорошие, наработанные годами отношения. А вот это восприятие спецслужб как врагов народа, которые думают только о том, как «слить» информацию, как задушить всех вокруг, сделать в стране переворот, а всех журналистов посадить в кутузку, я бы давно уже изъял из обращения. Подобное восприятие принципиально устарело. … Когда понимаем, что какая-то структура пытается нам что-то «слить», то просто отказываемся использовать материал в программе»14.

Алексей Пиманов нередко признается в интервью, что ему часто угрожают: «Бесконечные угрозы по телефону - обычное дело. Неделю-две ходишь в не очень хорошем состоянии. Потом забывается. А однажды выкрутили свечки из машины, закрыли капот, положили их сверху и записку написали: «Осторожнее на поворотах». Это было, когда мы занимались материалами об отмывании денег, впервые на кремлевском уровне. И о фальшивом авизо. Помните это громкое дело наверняка? Делая материал об уходе денег из страны, мы назвали имя министра внешних связей. Его тогда арестовали»15.

Программа «Человек и закон» выходит каждый четверг, исключая праздники, в 22.30. Это вечерний прайм-тайм, что безусловно влияет на успех передачи. Хронометраж программы без рекламных блоков – 40 минут. В среднем в передаче идет 4 видеосюжета. На сайте «Первого канала» говорится, что «Алексей Пиманов любит приглашать в студию программы «Человек и закон» гостей. Это – основные ньюсмейкеры недели, политики, представители силовых структур и правоохранительных органов, известные журналисты со своими не всегда «удобными» расследованиями, известные всей стране VIP-персоны, не по своей вине попавшие в крупную передрягу (будь то неправильно оформленные авторские права, защита чести и достоинства или спровоцированное ДТП)». Но это бывает очень редко.

Передача позиционируется как расследовательская, но собственные расследования составляют лишь один-два из всех сюжетов одного выпуска. Остальное – оперативные съемки и результаты расследований органов внутренних дел; исследование какого-либо явления, связанного с нарушением закона (например, о фанатах, которые наносят вред своим кумирам); подробный рассказ о каком-либо преступлении или правонарушении либо об ошибке судебной системе, от которой пострадали люди. Например, в выпуске от 24 апреля последний сюжет был посвящен мужчине из Алапаевска, которого несправедливо обвинили в убийстве девушки, и ему пришлось отсидеть 5 лет. Герой сюжета оказался человеком упорным и добился своего освобождения. Вновь проведенный суд признал его невиновным «за недостаточностью доказательств». Этот сюжет не является расследованием, так как журналисты не пытаются выявить истинные причины ареста незаслуженно обвиненного мужчины, выйти на след настоящего преступника. Авторы сюжета просто констатируют факты: осудили невинного человека, сломали ему жизнь и даже не извинились.

Структура программы следующая: перед каждым сюжетом идет подводка ведущего, которая привлекает внимание аудитории, создает эффект усиленного ожидания. Далее – сам сюжет. Когда он заканчивается, ведущий каждый раз дает довольно хлесткий комментарий от своего имени. После этого обычно – рекламный блок.

Комментарии к сюжетам Алексея Пиманова придают программе дополнительную остроту и актуальность. Так, по окончании уже упомянутого сюжета о невиновном, отсидевшем 5-летний срок, ведущий прокомментировал: «Повторю еще раз, что настоящего преступника в Алапаевске не ищут. А это значит – могут быть новые жертвы. Перед Равилем Аскаровым (герой сюжета – авт.) так никто и не извинился – у наших правоохранительных органов так не принято» (программа от 24 апреля 2008 года). Так же экспрессивен и имеет яркую эмоциональную окраску комментарий к сюжету о воронежской банде (тот же выпуск от 24 апреля 2008 года), которая убивала жертв с особой жестокостью. Сюжет начинается с интервью с матерью главаря – простой деревенской женщиной, которая говорит добрые слова о своем сыне, рассказывает, как он ей помогал. Далее – оперативные съемки милиции, интервью с операми, потерпевшими, из которых складывается картина жестоких преступлений банды. Возникает явление контраста: хороший сын – страшный преступник. Сюжет закачивается слезами матери главаря, которая по причине отсутствия денег не может приехать в Воронеж, чтобы увидеть любимого сына: «Сыночек, постоянно о тебе думаю…». Комментарий ведущего усиливает эмоциональный эффект от просмотренного сюжета: он рассуждает о том, откуда берутся такие подонки, об особенностях психологии преступников.

«Изюминка» программы – собственные расследования. Обычно они бывают в каждом выпуске. Так, в передаче от 3 апреля 2008 года можно было видеть два расследования журналистов программы. Одно - о коррупции правоохранительных органов г. Реутово, арестовавших невиновного молодого человека и потребовавших с него за свободу крупную сумму. Другое – о финансовой пирамиде «Омега». В выпуске от 24 апреля собственному расследованию посвящен один сюжет. В нем журналистами расследуется дело зеленоградских оперативников, которых посадили в тюрьму вместо воров, которых они поймали. Эта нелепая ситуация возникла из-за того, что, по мнению некоторых коллег оперативников, один из арестованных вел дело о наркотиках и слишком близко подобрался к лидерам наркобизнеса.

Все расследования в программе имеют признаки, описанные в параграфе 1.2. первой главы:

- В сюжетах дается максимально полная картина происшедшего. Корреспондент берет интервью у пострадавших, их родственников, соседей, друзей, коллег по учебе или работе; у преступников, их родственников, соседей, знакомых; у сотрудников правоохранительных органов, занимающимися расследованием данного преступления; у экспертов в той или иной области; других людей, которые могут сообщить интересную и правдивую информацию по данному делу.

- Съемки «скрытой камерой».

- Точка зрения авторов расследовательских сюжетов не совпадает с «официальной» - властей или правоохранительных органов.

- На протяжении сюжета видно, как журналист собирал информацию, какие выводы делал на определенных этапах и как пришел к итоговым умозаключениям.

Любопытно, как формируется образ правоохранительных органов в передаче «Человек и закон». Ирина Суховеева в своем исследовании пишет: «Интересен факт различной постановки задач журналистами определенного вида программ некоторых телеканалов. К примеру, такие программы, как «Дежурная часть», «Чрезвычайное происшествие» и другие криминальные хроники рассказывают российскому зрителю о преступлениях, совершаемых в стране, и опыте их раскрытия. В результате просмотра у зрителя должно возникнуть впечатление, что хоть и много нарушений закона происходит в государстве, но правоохранительные органы работают хорошо и способствуют наказанию нарушителей. А другие передачи, например, «Специальный корреспондент» и «Честный детектив» обнажают перед зрителем все несовершенство жизни, а как причину всего происходящего – коррумпированность и бездействие милиции, иначе, откуда бы мог так разгуляться беспредел? В итоге, какое мнение о работе различных служб должно сложиться у зрителя – хорошее или плохое – если одни и те же телеканалы то ругают, то хвалят милицию? В результате, эффект, который преследуют пресс-службы силовых структур – рассказать об эффективной работе милиции – получается обратным: доверие к оперативникам просто исчезает»16.

Несмотря на то, что программу «Человек и закон» некоторые называют «прокремлевской», обвиняют в дружбе с ФСБ, образ правоохранительных органов в результате регулярного просмотра программы складывается совсем не положительным. Очень много сюжетов о том, как милиция бездействовала, когда нужно было срочно спасать простых граждан; о связях ее руководства с организованной преступностью; о преступлениях, совершаемых сотрудниками правоохранительными органами. На этом фоне теряются сюжеты о раскрытых правонарушениях и о пойманных преступниках. Ведущий никогда не произносит хвалебных речей в пользу правоохранительных органов, зато в его комментариях очень много критики в их адрес. Отношение коллектива передачи к органам внутренних дел можно определить как отрицательное или нейтральное, если сюжет построен на материалах, предоставленных милицией.
2.2. Программа «Патрульный участок»
Программа «Патрульный участок» намного моложе передачи «Человек и закон». Ей чуть больше года: первый ее выпуск вышел 19 февраля 2007 года. Это - совместный проект пресс-службы ГУВД Свердловской области и ОТВ. В программе рассказывается обо всех сторонах деятельности гарнизона милиции Свердловской области: об успешно проведенных операциях, о профилактике правонарушений, о конкретных сотрудниках органов внутренних дел, профессионально исполняющих свой служебный долг, о без вести пропавших гражданах и преступниках, которых разыскивает милиция. Еще до запуска программы начальник пресс-службы областного милицейского главка Валерий Горелых заявил, что «программа будет максимально объективна – в ней можно будет увидеть в числе прочего и наказания нерадивых сотрудников милиции, предавших интересы службы»17. В качестве примера он привел сюжет первого выпуска «Патрульного участка» о задержании управлением собственной безопасности ГУВД области в Первоуральске двух сотрудников ДПС ГИБДД: прапорщик и лейтенант милиции требовали у коммерсанта из Первоуральска взятку за несоставление административного протокола о правонарушении18.

«Патрульный участок» - это криминальная информационная передача, хроника «будней» милиции. Хронометраж – 10 минут. Программа выходит ежедневно по будням в 18.15 и 19.45.

Рассмотрим структуру программы. Обычно в течение выпуска выходит от 3 до 5 сюжетов. Есть постоянная рубрика «Внимание, розыск»: в ней к телезрителям обращаются за помощью в поиске преступника или пропавшего без вести, а также с целью идентификации задержанных. Во время рубрики на экране появляется фото разыскиваемого и телефоны. За кадром диктор сообщает описание внешности, одежды, особых примет.

Перед каждым сюжетом идет подводка ведущей. В конце программы она всегда призывает телезрителей, если те знают о преступлениях, совершенных сотрудниками правоохранительных органов или миграционной службы, обращаться в отдел собственной безопасности ГУВД. Прощание с аудиторией традиционно для информационной криминальной программы: «Берегите себя!».

Ведущая программы – сотрудница пресс-службы ГУВД Анна Абсалямова. По задумке авторов передачи она всегда предстает перед зрителями в милицейской форме. Эта традиция остается и по сей день. Анна родилась в Свердловске, окончила факультет журналистики УрГУ. Свою журналистскую карьеру начала в теленовостях, отработала там 8 лет. Начала в качестве стажера и затем прошла все «ступени» карьерной лестницы: репортер - координатор - редактор – ведущая. Параллельно она писала в самые разные журналы: о недвижимости, о самолетах, о спорте, о еде, об энергетике, об экономике, о беременности. На ОТВ Анна Абсалямова – с 2001 года. ОТВ всегда была ее любимой телекомпанией. Анна является выпускающим редактором и ведущей программы «Патрульный участок» с момента ее создания. В людях ценит способность принимать решения, сильный характер и широту взглядов. Ее девиз - «Думать – и делать!»19. Свою работу в программе «Патрульный участок» комментирует с юмором: «Каждый день, надевая форму сотрудника МВД, смотрю на себя в зеркало и думаю: «Надо же, надо же, надо ж такому случиться…». К службе отношусь ответственно. Мне сложнее, чем просто сотруднику милиции. Потому что я, наверное, единственная в Свердловском ГУВД, кого каждый день спрашивают: «А у тебя погоны настоящие?» Консультирую коллег-сотрудников телекомпании ОТВ по вопросам ПДД, УК РФ и КОАП. И я, скорее всего, единственная из уральских телеведущих, кого на улице узнают исключительно милиционеры»20.

По этим словам Анны Абсалямовой нетрудно догадаться, что рейтинг у программы «Патрульный участок» невысокий. Хотя в марте-апреле проводилась небольшая рекламная кампания программы: на улицах города можно было видеть рекламные щиты в формате 3 на 6 метров, где было размещено фото ведущей в студии, название программы и время ее выхода. Возможно, рейтинг передачи низкий по той причине, что и сам телеканал ОблТВ не пользуется особой популярностью у телезрителей. По данным TNS Gallup Media за март 2008 года, «Областное телевидение» находится на 17-м месте по среднемесячной доле аудитории телеканалов в Екатеринбурге. А может быть потому, что аудитории не интересен отчет о действиях милиции, ее внимание привлекают проблемные и аналитические сюжеты, «живые» репортажи, не только официальная точка зрения на то или иное преступление, но и другие мнения. Однако «Патрульный участок» не может включать аналитику, так как должен придерживаться своего жанра – ежедневной информационной программы. Если же сравнивать с аналогичными передачами «Вести. Дежурная часть» («Россия») и «Обзор. Чрезвычайное происшествие» (НТВ), то они дают более объективную картину работы органов правопорядка, чем «Патрульный участок». Однако рассматриваемая криминальная программа не может быть непредвзятой, ведь одним из ее учредителей является ГУВД, а другим – «росселевская» телекомпания. Поэтому программа является откровенным, ничем не закамуфлированным, средством PR областной милиции. Это ясно просматривается во всех сюжетах и фразах ведущей и видно даже неискушенному зрителю, несвязанного в своей профессиональной деятельности со СМИ и рекламой. Даже когда демонстрируется сюжет о задержании «оборотней» в погонах, его целью является не «максимальная объективность» в освещении работы милиции, как сказал начальник пресс-службы областного ГУВД Валерий Горелых, а убеждение граждан в том, что органы правопорядки работают хорошо, вовремя выявляют и избавляются от «нерадивых сотрудников милиции, предавших интересы службы». И поэтому граждане могут не волноваться и спать спокойно.
2.3. Заключение к главе
Программы «Человек и закон» и «Патрульный участок» сложно сравнивать, так как они относятся к разным телевизионным жанрам, выходят на телеканалах, имеющих неодинаковые возможности. «Человек и закон» - это еженедельная криминальная аналитическая передача, выходящая на крупнейшем федеральном канале. «Патрульный участок» - ежедневная информационная криминальная программа на региональном, не самом влиятельным среди местных, телеканале. Роднит обе программы – освещаемый сегмент жизни, а также то, что обе выходят на проправительственных телеканалах, имеют связи с органами внутренних дел. И в той, и в другой передаче используются материалы, переданные этими структурами. Только в «Патрульном участке» - в большей степени, в «Человеке и законе» - в меньшей. Важное отличие, что во многих сюжетах программы «Человек и закон» представлена авторская точка зрения на событие, особенно это проявляется в журналистских расследованиях. «Патрульный участок» не может себе этого позволить, здесь только – мнения, одобренные руководством ГУВД.
Заключение
С тех пор, как появилась криминальная журналистика, не утихают споры о ее целесообразности. Многие эксперты в области СМИ говорят о ее негативном влиянии на аудиторию: «Специфика показа картины преступности по телевидению, в частности, изображение криминальных событий в отрыве от социальных и межличностных взаимодействий, поверхностный стиль изложения способствуют распространению в сознании россиян чувства страха, агрессивности, социального деструктивизма. А как следствие, граждане своей страны боятся жить в родном государстве, потому что исчезает ощущение безопасности и защищенности, а также возможности что-либо изменить своими силами»21. Оппоненты им возражают: «Я считаю, что если информация негативная, то общество, прежде всего, имеет право о ней знать. Предупрежден, значит, уже вооружен. Писать только о хорошем - по-человечески это понятно, но не совсем правильно, потому что есть неприятные вещи, но о них все равно знать нужно. И вообще журналистика по большому счету вещь не очень приятная. Если вы посмотрите выпуски зарубежных новостей, то увидите, что там, в основном, негатив: катастрофы, природные катаклизмы, войны. На него люди реагируют острее. То же самое касается криминала. Это негативная информация, но очень важная. И для здоровых людей - это просто информация к размышлению. Кроме того, задача журналиста заключается не в том, чтобы приговор выносить, а в том, чтобы давать по возможности объективную информацию обществу. Не писать о криминале вообще? Как-то это дико звучит»22. Эта цитата принадлежит Андрею Константинову, гендиректору Агентства журналистских расследований.

Можно согласиться и той, и с другой точкой зрения. Но в чем же тогда видится выход? Верное решение подсказывает знаменитый писатель и сценарист криминальных фильмов Андрей Кивинов: «Надо четко разделять бульварную прессу, которая годами пугает народ всякими ужасами про маньяков (этот рынок, как ни странно, востребован), и серьезные аналитические публикации на криминальную тему»23. На современном российские телевидении присутствуют качественные криминальные аналитические программы: «Человек и закон» («Первый канал»), «Честный детектив» («Россия») и другие. Что посмотреть – эти передачи или «желтые» программы на криминальную тему – каждый зритель должен выбирать сам.

Список литературы
Журналистское расследование/Под общ. ред. А.Д. Констатинова. СПб, 2001.

Кузнецов Г.В., Юровский А.Я., Цвик В.Л. и др. Телевизионная журналистика. М.: Изд-во МГУ; «Высшая школа», 2002.

Тертычный А.А. Расследовательская журналистика. М.: Аспект Пресс, 2002. 

Уоллмен Дж. Журналистские расследования: современные методы и техника. М., 1998.

Шум Ю. Журналистское расследование: методические рекомендации. М., 2000.
Периодические издания
Суховеева И. Криминальные программы на ТВ: влияние на современный образ России. // «Научно-культурологический журнал», №18 [140], за 1 окт., 2006 г. С. 24-27.
Интернет-источники
Анна Абсалямова.// Официальный сайт ОблТВ. //  http://www.obltv.ru/plugins/tv_programm/view/id/25.htm

Бирюлин А. Алексей Пиманов – человек в законе. // «Труд» № 675 за 27 сент, 2007 г. // http://www.trud.ru/issue/article.php?id=200709276751601

Герасимов А. Сезон журналистских расследований.// http://www.wek.ru/articles/cult/224462/index.shtml

Ковалев М. Преступная профессия. // «Московский комсомолец», 29 апр., 2004 г. // http://www.mk.ru/blogs/idmk/2004/04/29/mk-daily/30145/

Обрезаненко И. Андрей Кивинов: «Я не позволю Васе Рогову стать «оборотнем»!». // Интернет-газета «Фонтанка.ру», 1 авг., 2005 г. // http://www.fontanka.ru/2005/08/01/146626/

Первый канал ТВ: охота на Сутягина. // http://www.hro.org/actions/sutyagin/2004/04/28.php

Россель и Никитин поучаствовали в создании новой программы на ТВ, рассказывающей про милицию и криминал. // http://www.upmonitor.ru/news/urfo/47255a/0/print/

Плечева Д. Андрей Константинова: «Если бы кто-то 10 лет назад сказал, что агентство вырастет в то, что оно представляет собой сейчас, то я бы очень удивился». // http://www.karta-smi.ru/index.php/interview/view_iview60

Славуцкий А. Алексей Пиманов: «Самое сложное – собрать свидетелей». // «Культура» №3 (7411) за 22 - 28 янв.  2004 г. // http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=501&rubric_id=1002057&crubric_id=1002073&pub_id=517799

Тулупов В. Экстремальная журналистика. // http://www.relga.rsu.ru/n52/jur52_2.htm

У свердловского ГУВД появилась своя программа. // Накануне. Ru. // http://www.nakanune.ru/news/2007/02/19/u_sverdlovskogo_guvd_pojavilas_?print=1

Человек и закон. // Публицистические программы. // Первый канал. Официальный сайт. // http://www.1tv.ru/owa/

Якимова Л. «Человек и Закон» обожает «Мир женщины». // http://www.peoples.ru/love/pimanov/index.html

1 Суховеева И. Криминальные программы на ТВ: влияние на современный образ России. // «Научно-культурологический журнал», №18 [140], за 1 окт., 2006 г. С. 25.

2 Тертычный А.А. Расследовательская журналистика. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 120.


3 Тертычный А.А. С. 124.

4 Тертычный А.А. С. 198.

5 Ковалев М. Преступная профессия. // «Московский комсомолец», 29 апр., 2004 г. // http://www.mk.ru/blogs/idmk/2004/04/29/mk-daily/30145/

6 Ковалев М. Указ.соч.

7 Ковалев М. Указ.соч.

8 Человек и закон. // Публицистические программы. // Первый канал. Официальный сайт. // http://www.1tv.ru/owa/

9 Герасимов А. Сезон журналистских расследований.// http://www.wek.ru/articles/cult/224462/index.shtml

10 Славуцкий А. Алексей Пиманов: «Самое сложное – собрать свидетелей». // «Культура» №3 (7411) за 22 - 28 января 2004 г. // http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=501&rubric_id=1002057&crubric_id=1002073&pub_id=517799

11 Первый канал ТВ: охота на Сутягина. // http://www.hro.org/actions/sutyagin/2004/04/28.php

12 Первый канал ТВ: охота на Сутягина. // http://www.hro.org/actions/sutyagin/2004/04/28.php

13 Славуцкий А. Указ.соч.

14 Славуцкий А. Указ.соч.

15 Якимова Л. «Человек и Закон» обожает «Мир женщины». // http://www.peoples.ru/love/pimanov/index.html


16 Суховеева И. Указ.соч. С. 25.

17 Россель и Никитин поучаствовали в создании новой программы на ТВ, рассказывающей про милицию и криминал. // http://www.upmonitor.ru/news/urfo/47255a/0/print/

18 Россель и Никитин поучаствовали в создании новой программы на ТВ, рассказывающей про милицию и криминал. // http://www.upmonitor.ru/news/urfo/47255a/0/print/

19 Анна Абсалямова.// Официальный сайт ОблТВ. //  http://www.obltv.ru/plugins/tv_programm/view/id/25.htm

20 Анна Абсалямова.// Официальный сайт ОблТВ. //  http://www.obltv.ru/plugins/tv_programm/view/id/25.htm

21 Суховеева И. Указ.соч. С. 27.

22 Плечева Д. Андрей Константинова: «Если бы кто-то 10 лет назад сказал, что агентство вырастет в то, что оно представляет собой сейчас, то я бы очень удивился». // http://www.karta-smi.ru/index.php/interview/view_iview60

23 Обрезаненко И. Андрей Кивинов: «Я не позволю Васе Рогову стать «оборотнем»!». // Интернет-газета «Фонтанка.ру», 1 авг., 2005 г. // http://www.fontanka.ru/2005/08/01/146626/


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации