Шпоры по русскому языку - файл n2.doc

приобрести
Шпоры по русскому языку
скачать (409.5 kb.)
Доступные файлы (3):
n1.doc288kb.11.01.2006 00:04скачать
n2.doc60kb.10.01.2006 23:59скачать
n3.doc158kb.11.01.2006 00:04скачать

n2.doc


2. Понятие общения
Общение - специфическая форма взаимодействия лю­дей. Совместная деятельность в добывании пищи, необходи­мость самозащиты, стремление завоевать свое место в мире обусловили появление феномена общения. Потребность в нем присуща не только человеку — все живое так или иначе об­щается.

Общение не является изобретением человека, потреб­ность в нем имеет биологическую природу. У людей она стала играть столь важную роль, что практически получила статус одной из самых главных, и психологи склонны приравнять ее к потребности самосохранения. И действительно, в жизни человека есть периоды, когда отсутствие общения равносиль­но смерти, физической или духовной. У маленьких детей де­фицит общения приводит к задержкам психического роста.

Основные функции и единицы общения

Общение многогранно и может выполнять весьма разнооб­разные функции. Основными являются следующие:

1)коммуникативная, она состоит в обмене необходимой информацией;

2)интерактивная, функция организации взаимодействия, т.е. определение вида деятельности, распределение обязанностей и контроль за их выполнением, влияние на настроение, пове­дение, убеждения партнера по общению;






7) в процессе делового общения информация должна быть отчётливо подана партнёру и адекватно принята им, необходи­мо толково объяснить свою позицию и суметь выслушать парт­нера.

Овладевая основами кодекса делового общения» необходи­мо учитывать национальные особенности партнёра.

Наиболее распространённой формой делового общения людей является деловая беседа. Она может быть продолжи­тельной и короткой, вестись непосредственно или с использоанием современных средств связи. Рассмотрим структуру и особенности каждой из частей деловой беседы.

Деловая бе­седа — это форма межличностного общения, предполагаю­щая обмен мнениями, информацией с целью решения той или иной проблемы. Она имеет следующую структуру: 1) под­готовка, 2) начало, 3) обоснованное изложение позиции ини­циатора беседы, 4) выяснение позиции партнёра, 5) совмест­ный анализ предмета беседы и принятие решения, 6) завер­шение, 7) анализ.

Одной из самых распространённых разновидностей дело­вой беседы являются телефонные разговоры. Основные требования к проведению де­лового телефонного разговора соответствуют правилам дело­вого общения в целом, но есть и своя специфика: телефонное общение должно быть кратким.


Кодифицированные нормы литературного языка — это такие нормы, которым должны следовать все носители лите­ратурного языка. Любая грамматика современного русского литературного языка, любой его словарь есть не что иное, как его кодифицирование. Норма в русском литературном языке — явление подвижное, и в связи с этим обстоятель­ством есть нормы, которые усваиваются естественно и просто всеми носителями языка. Куль­тура речи начинается там, где язык предлагает выбор для кодификации, и выбор этот далеко не однозначен. Итак, язык меняется и постоянно нуждается в норми­ровании. Постоянное наблюдение за развитием и изменением норм — одна из основных задач лингвистической науки о культуре речи. Нередко речь человека считается грамотной, культурной, если она правильная, нормированная. Но уже древние рито­рики (руководства по красноречию) указывали на тесную связь формы речи с её содержанием и именно последнему отдавали приоритет при оценке высказывания. Первый и главный кри­терий грамотной речи — критерий нравственный: речь должна быть правдивой, а цели коммуниканта благородными. Содержатель­ность и правдивость высказывания каждого из коммуникан­тов — важные внелингвистические факторы эффективности общения.

Важным требованием культуры владения языком являет­ся требование различать его функциональные разновидности, свободно пользоваться любой из них, чётко представляя, ка­кая из них должна быть выбрана в соответствии с ситуацией и задачами общения.


3)персептивная, установ­ление взаимопонимания в процессе деятельности.

Общение становится возможным, если налицо все его еди­ницы (компоненты, слагаемые) и каждая четко выполняет отведённую ей роль. Компонентами общения являются: 1) его участники — их называют «коммуникантами», 2) предмет общения и 3) его средства (словесные и несловесные).

Виды общения

В лингвистике и психологии существуют разные классификации видов общения, они не противоречат, а ско­рее, дополняют друг друга.

Лингвисты кладут в основу классификации:

1)вид дея­тельности человека (общение деловое и бытовое)

2)положе­ние коммуникантов в пространстве (контактное и дистантное)

3)наличие или отсутствие опосредующего аппарата (непос­редственное и опосредованное)

4)используемая форма языка (устное и письменное)

5)постоянство или изменчивость по­зиций «я говорящий» — «ты слушающий» (диалогическое и монологическое)

6)количество коммуникантов (межличност­ное и массовое).
Психологи классифицируют общение по степени общнос­ти коммуникантов, выделяя следующие его виды:

1) предельно низкая степень общности — «контакт ма­сок», манипулятивное;

2) средняя степень общности — примитивное, формально- , ролевое, светское;

3) высокая степень общности — деловое, духовное.



При деловом виде общения коммуниканты учитывают осо­бенности личности друг друга, стремятся понять характер и настроение, но при этом доминируют над возможными лич­ностными симпатиями или антипатиями интересы дела.

Один из самых сложных видов общения — общение ду­ховное. Степень близости коммуникантов очень велика, и они понимают друг друга не только при помощи слов, но и по выражению лица, интонации, жестам. Духовное общение воз­можно между родными, друзьями, влюблёнными, единомыш­ленниками. Цель духовного общения — максимальное взаи­мопонимание, сотрудничество в деятельности, удовлетворение потребности человека в привязанности.

Классификация общения на виды является в большой сте­пени условностью. В реальной жизни элементы того или ино­го вида общения могут столь тесно сосуществовать, что их трудно отделить друг от друга.



Инициатор делового телефонного разговора должен быть готов к нему информативно, то есть иметь перечень логичес­ки организованных вопросов, которые необходимо решить; технически, то есть иметь необходимые документы, ручку и бумагу для записей, календарь; эмоционально, так как до 40% информации о настроении партнера по общению мы получаем по тембру голоса и интонации, причем положительные эмо­ции тонизируют деятельность мозга, способствуют чёткому и рациональному мышлению, а отрицательные приводят к на­рушению логических связей, создают условия для неверной оценки партнёра и его предложений.



11. Ударение
УДАРЕНИЕ — это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова. Каждое слово обязательно имеет ударение. Ударение всегда падает на гласный звук в слоге.

В некоторых словах русского языка ударение ставится то на одном, то на другом слоге. Оба варианта являются правильными, например: творог и творог, иначе и иначе, мышление и мышление, одновременно и одновременно, кета и кета и другие.

В словах обычно бывает только одно ударение. В сложных словах, кроме основного, может быть побочное, более слабое ударение, например: сенокосилка, мелко­масштабный.

Ударение является одной из фонетических примет слова, например: парить и парить, замок и замок.

В русском языке ударение может быть на разных слогах, поэтому оно называется подвижным или разно-местным, например, на 1 слоге: бегать, прыгать, вечером, завтра, на 2 слоге: бежать, ребёнок, коричневый, запомнить; на 3 слоге: прибежать, актуальный, запланировать; на 4 слоге: аккордеон, аккумулятор; на 5 слоге: наперегонки, авитаминоз.

Ударение в русском языке может быть на любой части слова, например на приставке: надпись, вскрикнуть, набело; на корне: мирный, прикидывать, Яблонька, подосиновик, молочный,; на суффиксе: деревянный, дубовый, роток, белить, прессовать, горячо, украшение, пиши; на окончании: молодой, больше, берём, говоришь, весло.


Цель манипулятивного общения — извлечение односто­ронней выгоды одним из коммуникантов. Такой тип общения применяется во время избирательных кампаний различного типа с использованием лести, обмана, запугивания, демонст­рации показной добродетели и т.п. Близко по целям к манипулятивному общение примитивное, однако здесь коммуниканты, как правило, знают друг друга лично.

«Контакт масок» как разновидность общения необходим жителям больших городов, где» по подсчетам психологов, че­ловек ежедневно видит до 10 тысяч лиц (транспорт, сфера услуг, улицы). Каждый из этих десяти тысяч — потенциаль­ный коммуникант и может претендовать на общение с целью получения разнообразной. В этой ситуации человек вполне может не учитывать особенности личности собеседника, использовать стандартные фразы, маски вежли­вости и неприступности. Близко к «контакту масок» общение светское. Именно этот тип следует применять, если мы стал­киваемся с необходимостью общаться с малознакомым нам человеком. Кодекс светского общения прост: будь вежлив и тактичен, доброжелателен и приветлив, никого не порицай и избегай возражений.

В формально-ролевом общении строго регламентированы содержание и средства, каждый из общающихся выполняет заранее известную роль: врач — пациент, продавец — поку­патель, кондуктор — пассажир, кассир — зритель и т.д.



3. Деловое общение
Деловое общение возникло столь же давно, как и само чело­веческое сообщество. Формирование общепризнанных правил делового общения — явление историческое. Кодекс деловых коммуникаций фор­мировался на протяжении тысячелетий. И сегодня он при­знается деловыми людьми разных стран, несмотря на имею­щиеся национальные особенности. Рассмотрим его основные принципы:

1) доминирующим фактором делового общения должны быть интересы дела;

2) в деловом общении необходимо быть партнерами, со­блюдать принцип равенства и кооперативности: поступай по отношению к своему партнёру так, как хотел бы, чтобы он поступил с тобой;

3) деловое общение требует учитывать индивидуальность партнера: изучай партнёра, чтобы использовать знание его индивидуальности в интересах дела;

4) в деловом общении должна использоваться качествен­ная информация, партнёры не должны обманывать друг дру­га, так как на лжи не построишь долговременные отношения;

5) информации, которую вы предоставляете партнёру, дол­жно быть достаточно, не больше, но и не меньше, чем требу­ют интересы дела; если информации меньше, чем требуется, трудно будет найти оптимальный вариант решения пробле­мы; если информации больше, чем требуется, партнёр может получить преимущества и использовать их в свою пользу;

6) информация в деловом общении должна быть целенап­равленной, нельзя отклоняться от темы, предмета общения, это экономит ваше время и время вашего партнёра;


5. Понятие о культуре речи
Задача человека, вступающего в контакт с другими людь­ми, — найти для каждой конкретной ситуации оптимальные средства, которые будут способ­ствовать достижению цели общения. Овладеть соответствую­щими навыками помогает учебная дисциплина, которую на­зывают «культура речи». Термин можно рассматривать в ши­роком и узком смыслах. В широком смысле культура речи — совокупность наиболее эффективных вербальных и невербаль­ных средств общения, использующихся в соответствии с требо­ваниями нормированности (правильности), точности, логично­сти, чистоты, уместности, выразительности и богатства. В уз­ком смысле термин «культура речи» имеет два значения: это особая область лингвистических знаний, научная дисципли­на, содержащая определённые разделы, подразделы и прави­ла, относящиеся к этой отрасли языкознания; учебная дис­циплина, в рамках которой изучается культура речи как на­учная дисциплина и формируются соответствующие речевые качества в каждом новом поколении носителей языка.

Одна из основных задач культуры речи — охрана литера­турного языка, его норм. Среди основных признаков литературного языка современ­ные лингвисты (М.В. Панов) называют такие, как язык куль­туры, язык образованной части народа, сознательно кодифи­цированный (систематизированный в соответствии с закона­ми) язык. Именно кодификация языка — прямая задача куль­туры речи.


21.Специфика разговорного стиля
Подчеркнем, что разговорный (разговорно-бытовой) стиль в полной мере выполняет функцию общения. Наряду с бытовой средой наиболее широко он используется также в профессио­нальной сфере. В быту разговорный стиль проявляется как в устной, так и в письменной форме (записки, частные письма), в профессиональной сфере, — главным образом, в устной.

В качестве общих признаков разговорного стиля выделя­ют: 1) неподготовленность, экспромтный характер речи, 2) ес­тественность, непринужденность, неофициальность (иногда фамильярность), ведущая роль диалога в общении (хотя реа­лен и монолог: начальник, делающий наставления, — подчи­ненный).

Порядок слов в разговорной речи наиболее свободный сре­ди других стилевых образований. Одним из характерных про­явлений её стандартизированности выступает ограниченность словарного наполнения придаточных предложений.

Для разговорного стиля, как видим, характерно весьма разноплановое своеобразие обслуживающих его языковых средств. Впрочем, можно говорить и о большом разнообразии используемых в этом стиле неязыковых средств (например, сами темы разговора, выбор его действующих лиц, приёмы сравнения людей с растениями и животными и т.д.; это все неязыковые, но выраженные с помощью языка средства).




Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации