В зависимости от условий кристаллизации и формы (состояния) углерода различают чугуны: белый, в котором углерод находится в связанном состоянии в виде цементита, серый литейный, ковкий и высокопрочный, в которых углерод находится в свободном состоянии в виде графита.
Белый чугун (передельный). Свое название получил по виду излома, который имеет блестящий (белый) цвет. Это обусловлено присутствием цементита, в котором находится весь углерод. Белый чугун обладает очень высокой твердостью из-за наличия в структуре большого количества цементита и хорошей износостойкостью. Однако он хрупок и очень плохо поддается обработке резанием. Поэтому белый чугун в машиностроении применяют крайне редко, главным образом для отливки валков прокатных станов, мукомольных валков, которые должны быть твердыми и износостойкими. Его используют для получения ковкого чугуна, подвергая графитизирующему отжигу. Основная масса белого чугуна поступает на выплавку стали.
В зависимости от назначения передельный чугун выплавляют различных марок: П1 и П2 — для сталеплавильного производства; ПЛ1 и ПЛ2 — для литья отливок. Исходя из содержания примесей, различают передельный фосфористый чугун ПФ1, ПФ2 и ПФЗ и высококачественный — ПВК1, ПВК2 и ПВКЗ. Цифра в марке передельного чугуна дана для условной нумерации; передельный чугун поставляют в чушках.
Серый чугун — железоуглеродистый сплав с повышенным содержанием кремния (1,2—3,5%). Структура серого чугуна состоит из металлической основы — феррита и (или) перлита, а также графита, имеющего форму пластинок различных размеров. Свое название чугун получил по виду излома, который имеет серый цвет, из-за присутствия графита. Серый чугун маркируют буквами С — серый и Ч — чугун. Следующие после букв первые две цифры указывают на среднюю величину предела прочности (временного сопротивления) при растяжении. Отливки изготовляют из чугуна девяти марок: СЧ 10; СЧ 15; СЧ 18; СЧ 20; СЧ 25; СЧ 30;СЧ 35; СЧ 40; СЧ 45. Для автомобильной промышленности допускается изготовление отливок из чугуна марок СЧ 21 и Сч24.
Серые чугуны из-за большой хрупкости графита не могут применяться в условиях ударных нагрузок. Предел прочности при растяжении у них примерно в 5 раз меньше, чем у стали.
Разрушающая нагрузка при сжатии чугуна в 4 раза больше, чем при растяжении, в 2 раза больше, чем при изгибе поэтому чугун рекомендуется использовать для изделий, работающих на сжатие.
Отливки из серого чугуна применяют в машиностроении для станин металлорежущих станков; корпусов компрессоров, редукторов, насосов, электродвигателей; поршневых колец, цилиндров, гильз, блоков, головок автомобильных и тракторных двигателей. Из него отливают также зубчатые колеса, маховики, фундаментные плиты, слесарные и машинные тиски, разметочные плиты и др.