Горелова И.Н., Опарин Ю.А. Лекции по экономике машиностроения - файл n1.doc

Горелова И.Н., Опарин Ю.А. Лекции по экономике машиностроения
скачать (328 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc328kb.05.06.2012 08:48скачать

n1.doc



Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»
И.Н. Горелова, Ю.А. Опарин


ЭКОНОМИКА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Конспект лекций


Омск 2007



УДК 33:621

ББК 65.304.15

Г-68


Рецензенты:

О.В. Шутина, к.э.н., доцент кафедры «Экономика и социология труда»

ОмГУ им. Ф.М. Достоевского

Ю.С. Юсова, к.э.н., доцент кафедры «Финансовый менеджмент»

Института экономики и финансов ОмГАУ

И.Н. Горелова

Г-68 Экономика машиностроительного производства: Конспект лекций. / И.Н. Горелова, Ю.А. Опарин – Омск: ОмГТУ, 2007. – 32 с.

В конспекте лекций кратко рассмотрены основные положения экономики машиностроительного производства. Уделено внимание таким видам ресурсов как основные средства, оборотный капитал, трудовые ресурсы, финансы предприятия. Изложены законодательные основы создания предприятий. Освещены финансовые аспекты деятельности и вопросы налогообложения; приведены показатели для оценки эффективности деятельности.
Предназначено для студентов специальности 101500 – «Вакуумная и компрессорная техника физических установок».

Может быть полезно студентам любых специальностей, изучающих дисциплину «Экономика машиностроительного производства».


Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского

государственного технического университета
УДК 33:621

ББК 65.304.15

© Авторы, 2007

© Омский государственный технический университет, 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………...

4

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА И РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ……………………………………………………….

5

3. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ………………………….

6

3.1. Понятие, критерии и структура основных средств предприятия….

6

3.2. Воспроизводство основных средств предприятия………………….

8

4. ПРОИЗВОДСТВЕННЯА МОЩНОСТЬ. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА……………………………………………………………..

9

5. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ………………………….

10

6. ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ. ОПЛАТА ТРУДА………………...

11

6.1. Персонал предприятия как важнейший ресурс производства

11

6.2.Персонал предприятия: производительность труда …………………

11

6.3. Организация оплаты труда……………………………………………

12

7. ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАТРАТ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………

14

7.1. Понятие и виды себестоимости продукции………………………….

14

7.2.Классификация затрат при расчете себестоимости продукции…….

14

7.3. Значение снижения себестоимости продукции……………………

15

8. ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ………………….

16

8.1.Структура финансовых отношений предприятия…………………..

16

8.2. Ценообразование и формирование валовой выручки……………….

16

8.3. Стратегии и методы ценообразования………………………………

18

8.4. Прибыль, ее виды и распределение…………………………………..

18

8.5. Финансовые показатели деятельности предприятия……………….

20

9. ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ………………

21

9.1. Общие понятия и принципы организации налоговой системы…….

21

9.2. Элементы и функции налога. Классификация налогов……………..

22

9.3. Федеральные налоги: налог на добавленную стоимость……………

23

9.4. Федеральные налоги: налог на прибыль юридических лиц………...

24

9.5. Федеральные налоги: единый социальный налог……………………

25

10. ИНОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ…………..

26

10. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

29

12. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………

31


Сегодня в процессе подготовки инженерных специальностей все больше внимания уделяется экономической составляющей, так как каждый технический специалист при принятии решения должен принимать во внимание экономические, организационные, социальные, экологические и прочие аспекты принимаемого решения.

Конспект лекций являет элементом методического обеспечения дистанционной формы обучения, в ходе которой студент практически самостоятельно осуществляет изучение дисциплины.

Для подготовки к экзамену рекомендуется пользоваться дополнительной литературой.

Для получения практических навыков рекомендуется пользоваться сборником задач [3].

1. ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЯ

Предприятие – это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы экономики страны, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.

Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг).


Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку).

В процессе создания (регистрации) предприятие определяет свою организационно-правовую форму, основные направления деятельности (прописывается в уставе предприятия) и включается в государственный реестр, о чем выдается свидетельство.

Каждая организационно-правовая форма характеризуется предметом и целью деятельности, величиной уставного капитала, регламентированной численностью учредителей, возможностью выпускать собственные ценные бумаги, вариантами распределения прибыли и доходов, набором прав участников в отношении имущества и управления.

Гражданским кодексом предусматривается создание хозяйственных товариществ, обществ и унитарных предприятий [2, 4].
Вопросы для подготовки по дополнительной литературе

и контроля знаний

  1. Какие организационно-правовые формы предприятий не имеют право распоряжаться своим имуществом?

  2. Когда предприятие любой формы считается созданным?

  3. Какая информация отражается в учредительных документах предприятия?

  4. Какие организационно-правовые формы предприятий могут выпускать акции?

  5. Как ограничивается выпуск привилегированных акций?

  6. Каков орган управления унитарного предприятия?

  7. Каковы условия признания хозяйственного общества зависимым?




  1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА И РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС

И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ

Экономика машиностроительного производства – это учебная дисциплина, главной задачей которой является изучение экономических основ создания различных видов техники и технологической оснастки в промышленных масштабах. Данная дисциплина важна, так как производство средств производства является основой развития любой экономики; она тесно связана со множеством дисциплин, таких как организация производства, менеджмент, маркетинг, экономика труда, бухгалтерский учет и т. д.

Объектом изучения экономики машиностроительного производства является производство как процесс создания материально-вещественных благ с максимально эффективным использованием всех видов ресурсов, в первую очередь – труда, капитала, земли (площади), информации, энергии. Данные ресурсы принято объединять в следующие элементы производства: работник, средства труда, предметы труда, условия и организация производства (рис.1).

Предметом экономики машиностроительного производства являются экономические отношения, возникающие в процессе производства.

Ключевым понятием экономики машиностроительного производства является понятие производственного процесса, которое включает в себя все действия и работы в рамках создания конечного продукта – товара, услуги или объема работы.

В структуре производственного процесса можно выделить технологический и трудовой процессы.

Технологический процесс включает в себя все операции (операция – это технологически законченная часть производственного процесса, выполняемая на одном или нескольких одинаковых рабочих местах без переналадки средств труда), связанные с изменением свойств и характеристик предмета труда.

Трудовой процесс охватывает операции, происходящие с непосредственным участием работника. Во многом трудовой процесс совпадает с технологическим, так как большинство операций требует участия работника. Исключение составляют автоматизированные работы, естественные процессы типа сушки, роста растений, взаимодействие работников между собой.

В структуре производственного процесса можно выделить отдельные стадии или технологические переделы. Они создают основу для специализации и кооперации предприятий.

Комплексной техническо-экономической характеристикой организации производственного процесса является тип производства, который можно определить по коэффициентам специализации и серийности [3].

Вопросы для подготовки по дополнительной литературе

и контроля знаний

  1. Дайте определение экономики машиностроительного производства.

  2. Что является объектом экономики машиностроительного производства?

  3. Что является предметом экономики машиностроительного производства?

  4. В чем суть производственного процесса?

  5. Как можно структурировать производственный процесс?

  6. Дайте определение операции.

  7. Чем отличается технологический процесс от трудового?

  8. Чем отличается технологический процесс от производственного?

  9. Что такое тип производства?

  10. Как определяется тип производства?


3. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ

3.1. Понятие, критерии и структура основных средств предприятия

Основные средства представляют собой средства труда, участвующие в процессе производства длительное время (больше года) и сохраняющие при этом свою натуральную форму. Стоимость единицы таких средств составляет не менее 10 000 руб., данная стоимость переносится на готовую продукцию частями, по мере износа – утраты способности участвовать в производстве.

Помимо производственных основных средств существуют и непроизводственные основные средства – имущество социального назначения. Это жилые дома, столовые, базы отдыха и другие объекты культурно-бытового обслуживания трудящихся, находящиеся на балансе предприятия.

В зависимости от производственного назначения основные средства делятся на следующие группы (Постановление Правительства РФ от 01.01 2002 г. № 1):

1) здания (производ. корпуса, склады, конторы, гаражи и т. п.);

2) сооружения и передаточные устройства (дороги, эстакады, ограждения и др. инженерно-строительные конструкции, линии электропередач, связи, трубопроводы;

3) жилища;

4) машины и оборудование, в том числе

5) транспортные средства (все виды, в том числе и внутрицеховые);

6) инвентарь: производственный и хозяйственный.

Эти группы образуют активную и пассивную части основных средств.

К активной части относятся передаточные устройства, машины и оборудование. Они задействованы в процессе труда напрямую. К пассивной части относят здания, сооружения, транспортные средства, которые непосредственно не участвуют в процессе производства, но являются необходимым его условием.

Из-за длительного срока службы основных средств могут использоваться разные виды стоимостной оценки: первоначальная, восстановительная, остаточная и ликвидационная стоимости [3].

Первоначальная стоимость основных фондов - это сумма затрат на изготовление или приобретение фондов, их доставку и монтаж.

Однако цены на здания и машины подвержены изменению – они дешевеют или дорожают. Эти изменения отражает восстановительная стоимость. Для страхования и договоров возмещения ущерба достаточно часто используется понятие именно восстановительной стоимости.

Восстановительная стоимость - это то, сколько будет стоить замена основных средств на сегодняшний день.

Первоначальная стоимость заменяется восстановительной в следующих случаях:

1) если разница между ними становится уж слишком большой;

2) если предприятие хочет более точно сопоставлять свои затраты с затратами конкурентов;

3) если предприятие хочет подкорректировать амортизационные отчисления;

4) если была проведена модернизация оборудования или зданий.

Такая процедура замены стоимостей называется переоценкой основных средств. Она может проводиться каждый год.

Остаточная стоимость представляет собой разность между первоначальной или восстановительной стоимостью основных фондов и суммой их износа. Еще она называется балансовой стоимостью основных средств. При приобретении подержанных основных средств начисленный до момента продажи износ учитывается на специальном счёте.

Остаточная стоимость позволяет оценить качественное состояние основных средств, будущий срок работы и потребность в ремонте.

Ликвидационная стоимость – это стоимость реализации изношенных и снятых с производства основных фондов (например, цена лома, битого кирпича, старого оборудования). Иногда ликвидационная стоимость не предполагается, поскольку будущее состояние и стоимость основных средств трудно предположить.
3.2. Воспроизводство основных средств предприятия

Использование основных средств предприятия (средств труда) находит отражение во множестве технико-экономических показателей: фондовооруженности, фондоемкости, фондоотдачи, ряде мощностных показателей и т. д. [3].


Для воспроизводства основных средств используется понятие амортизации и амортизационных отчислений (рис. 2). Их суть в постепенном переносе стоимости основных средств по мере износа на себестоимость производимой продукции, накоплении отчислений в специальном фонде, который расходуется на восстановление, замену (простое воспроизводство), модернизацию и приобретение принципиально новых основных средств (расширенное воспроизводство).

Для начисления амортизации чаще всего используется простой линейный метод [3], но существуют и нелинейные методы, относящиеся к ускоренной амортизации, которые позволяют компенсировать не только физический, но и моральный износ, связанный с технологическим устареванием оборудования.
Вопросы для подготовки по дополнительной литературе

и контроля знаний

  1. Что относится к непроизводственным основным средствам?

  2. Охарактеризуйте первоначальную, восстановительную, остаточную стоимость и ликвидационную стоимости основных средств.

  3. От какой стоимости может рассчитываться амортизация?

  4. Для чего нужна среднегодовая стоимость основных средств?

  5. Какие есть методы расчета среднегодовой стоимости основных средств? Охарактеризуйте их.

  6. Для чего используются и как рассчитываются показатели фондовооруженности, фондоотдачи и фондоемкости?

  7. В чем суть амортизации?

  8. Какие методы начисления амортизации вы знаете?

  9. Чем отличаются простое и расширенное воспроизводство?

  10. Чем отличаются физический и моральный износ?


4. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ

ПРОГРАММА

Под мощностью понимается максимально возможный (чаще всего – годовой, но может быть суточный, месячный, квартальный) объем производства, определяемый характеристиками оборудования (часовой производительностью, количество одинаковых единиц оборудования) и эффективным фондом его работы [3].

Существует множество видов мощностей: проектная, пусковая, фактическая и т. д. Сопряженная мощность позволяет определить результирующую мощность для последовательно соединенных в технологическом процессе станков или участков [3]. В данном случае сопряженная мощность определяется самом малопроизводительным станком или участком, который обозначается как «узкое место» производства.

Основными показателями использования производственной мощности являются коэффициенты использования мощности, интенсивного, экстенсивного и общего изменения мощности [3].

Производственная программа определяется как объем производства, который предприятие может гарантированно произвести с учетом ограниченности всех видов ресурсов, в том числе материальных, трудовых (производственная программа в случае ограниченности трудовых ресурсов считается по норме трудоемкости) [3]. При отсутствии таких ограничений производственная программа может быть задана на уровне мощности или с небольшим резервом.

Производственная программа является одним из важнейших инструментов планирования, поскольку на ее основе рассчитываются потребности в сырье и материалах, персонале, производственных площадях, тепловой и электрической энергии и проч.
Вопросы для подготовки по дополнительной литературе

и контроля знаний

  1. Что такое производственная мощность?

  2. Охарактеризуйте основные виды мощности?

  3. Чем характеризуется сопряженная мощность?

  4. Какие показатели, характеризующие использование мощности, вы знаете?

  5. Что такое производственная программа?

  6. Как рассчитывается производственная программа при ограничении в трудовых ресурсах?


5. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Оборотные средства (оборотный капитал) представляют собой имущество предприятия, которое не сохраняет свою натуральную форму в процессе использования, стоит меньше 10 000 руб. за единицу и служит меньше года. К оборотным средства относятся все виды производственных запасов (сырье, материалы, тара, электроэнергия, топливо), незавершенного производства, в т. ч. и расходов будущих периодов; товарной продукции, в том числе и собственных полуфабрикатов; денежных средств предприятия и ценных бумаг.

Оборотные средства находятся в непрерывном движении, переходя из одной стадии (денежной, производственной, товарной) в другую (рис. 3), что обеспечивает производство, так как оборотные средства являются предметами труда (рис. 1).


Движение оборотных средств характеризуется коэффициентами оборачиваемости и загрузки средств в обороте [3].

Практически все оборотные средства (кроме денежных) нормируются, так как это позволяет планировать и контролировать движение средств, а также определять общую потребность в материалах, сырье и прочем. Для этого используются нормы расхода (необходимое и достаточное количество какого-либо ресурса, идущее на изготовление единицы продукции) и нормы запаса (количество материала на складе, обеспечивающее бесперебойную работу предприятия) [3].

Одной из проблем учета, нормирования и контроля оборотных средств является колебание цен на сырье и материалы, поэтому существуют несколько схем определения конечной стоимости материалов, направленных в производство: FIFO («первым пришел – первым ушел»; суть метода в том, что учитывается стоимость конкретной партии материалов; для бухгалтерии крупного предприятия это практически неосуществимо) и метод средневзвешенных цен.
Вопросы для подготовки по дополнительной литературе

и контроля знаний

  1. Чем характеризуются оборотные средства предприятия?

  2. Что включают в себя оборотные средства?

  3. Какие стадии проходят оборотные средства предприятия?

  4. Какие показатели характеризуют движение оборотных средств?

  5. Зачем нужно нормирование оборотных средств?


6. ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА.

ОПЛАТА ТРУДА

6.1. Персонал предприятия как важнейший ресурс производства

Персонал предприятия представляет собой совокупность работников предприятия, структурированный по профессиям, должностям и подразделениям.

Персонал предприятия представляет собой важнейший ресурс производства, которому уделяют особое внимание, так как персонал включен практически во все технологические, организационные и экономические процессы, протекающие на предприятии.

Стоит отметить, что именно персонал предприятия в конечном итоге, определяет производственный и инновационный потенциал производства.

Персонал может быть классифицирован по полу, возрасту, профессиям, специальностям, квалификации, подразделениям и группам персонала. Последняя классификация представлена на рисунке 4.

Движение персонала определяется такими показателями как оборот по приему, по выбытию, суммарный оборот, коэффициент текучести, коэффициент устойчивости [3], средний стаж работы на данном предприятии и т. д.
6.2.Персонал предприятия: производительность труда

Важнейшим показателем эффективности использования персонала является производительность труда. Она определяется как количество продукции (работ, услуг), произведенное единицей рабочей силы за единицу времени.

Производительность труда может определяться исходя из выработки, трудоемкости и нормативных затрат времени (трудовой метод).

Производительность труда, как правило, постоянно растет, это обеспечивается как технико-организационными факторами (новое оборудование, технологии, ноу-хау, модернизации, сокращение затрат времени и проч.), так и социально-экономическими факторами (улучшение навыков труда, снижение утомляемости, повышение материальной и моральной заинтересованности работников).

Рост производительности труда, т. е. рост качества и количества труда в значительной степени зависит от правильно организованной оплаты труда.


6.3. Организация оплаты труда

Оплата труда представляет собой справедливое вознаграждение за труд, которое должно обеспечивать воспроизводство рабочей силы самого работника и воспроизводство рабочей силы общества – содержание семьи и воспитание детей. Кроме того, оплата труда выполняет социально-статусную, распределительную и стимулирующую функции.

С точки зрения работодателя оплата труда является затратами и включается в стоимость продукции. Оплата труда устанавливается в результате переговоров работника и работодателя либо в трудовом договоре (контракте), либо в отраслевых тарифных соглашениях.

В структуре оплаты труда выделяют основную, дополнительную и переменную части. Основная часть представляет собой гарантированный заработок, начисляемый за отработанное время. Используются две основные формы начисления основной части заработной платы: повременная и сдельная, каждая из них включает в себя несколько систем оплаты труда (рис.5).

Повременная заработная плата, как правило, стимулирует качество труда, поскольку устанавливается в виде ставок или окладов в зависимости от навыков и опыта работника.

Сдельная форма стимулирует количество труда, так как начисляется по сдельным расценкам за количество произведенной продукции (работ).

Дополнительная часть представляет собой оплату неотработанного времени – например, отпуска и различного вида регламентированных невыходов на работу – командировок, больничных.

Переменная часть включает в себя различные виды доплат, надбавок и премий. Доплаты носят компенсационный характер и вознаграждают работника за лишнюю нагрузку или определенные неудобства: например, тяжелые условия труда, работу в ночную смену, выполнение дополнительных функций и т. д.

Надбавки носят стимулирующий характер и устанавливаются за профмастерство, наставничество, выполнение бригадирских функций, за совмещение профессий и проч.

Премии также носят стимулирующий характер, но начисляются при наступлении определенных условий – выполнения плана, отсутствии претензий. При этом премии могут быть единовременными, регулярными, с установленной процентной ставкой и с фиксированным размером, годовые, квартальные, бригадные и т. д.


Вопросы для подготовки по дополнительной литературе

и контроля знаний

  1. Почему персоналу предприятия уделяется особое внимание?

  2. Как может быть классифицирован персонал?

  3. Какие показатели определяют движение персонала?

  4. Какой показатель характеризует эффективность использования персонала?

  5. Как может определяться производительность труда?

  6. В чем суть оплаты труда?

  7. Какие функции выполняет оплата труда?

  8. Какие формы оплаты труда вы знаете? Охарактеризуйте их?

  9. Какие системы можно рассмотреть в повременной форме оплаты труда?

  10. Какие системы можно рассмотреть в сдельной форме оплаты труда?

  11. Как структурируется оплата труда? Какие части вы знаете?


7. ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАТРАТ ПРЕДПРИЯТИЯ

7.1. Понятие и виды себестоимости продукции

Под себестоимостью понимается стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Она является важным экономическим показателем. Себестоимость позволяет организовать учет и контроль всех затрат; является основанием для установления оптовых цен; является одним из показателей эффективности производства.

Различают следующие виды себестоимости:

  1. цеховая – это затраты, произведенные внутри цеха на производство определенной продукции, по своей сути, это прямые затраты;

  2. производственная – цеховая себестоимость дополняется косвенными, то есть общепроизводственными (содержание офиса, служащих, часть затрат на обучение, питание) и общехозяйственными расходами (содержание бытовых помещений, их ремонт, содержание сторожей, отопление, вода, часть налогов); принята практика начислять данные группы расходов в процентах от фонда оплаты труда или общей суммы цеховой себестоимости;

  3. полная – в ней учитываются и коммерческие расходы – затраты на реализацию продукции (складирование, реклама, транспортные расходы).

Для анализа сравнивают среднеотраслевую и индивидуальную себестоимость продукта. Среднеотраслевая себестоимость по своей сути приближается к общественно необходимым затратам труда, и именно в зависимости от нее устанавливаются рыночные цены на продукцию.

Если себестоимость у предприятия меньше среднеотраслевой, то оно находится в выигрыше по сравнению с конкурентами. Если себестоимость продукции предприятия выше среднеотраслевой, то оно считается неконкурентоспособным, так как его прибыль от реализации продукции ниже, чем у конкурентов.
7.2.Классификация затрат при расчете себестоимости продукции

Затраты, формирующие себестоимость, могут быть разделены:

Классификация затрат по экономическим элементам служит, в основном, для составления смет, определения экономической обоснованности проекта, расчёта задания на снижения себестоимости и т. д.

Наряду с вышеупомянутой классификацией для планирования и для реального подсчета себестоимости часто используется классификация по калькуляционным статьям. Она отличается большей подробностью, особенно, что касается прочих расходов. Расходы учитываются не просто по виду затрат, но и по месту возникновения расходов.
7.3. Значение снижения себестоимости продукции

Основная тенденция в динамике себестоимости – это её снижение. При этом фирма получает выгоду в краткосрочном периоде – пока ее себестоимость ниже среднеотраслевой, а общество – в долгосрочном, потому что, в конечном итоге, себестоимость снизится у всех предприятий, что обеспечит удешевление продукции для покупателя.


Основными факторами снижения себестоимости можно назвать: технологические (экономия на материалах); организационные (экономия рабочего времени) и рыночные (снижение цен на ресурсы – зарплат, цен на сырье, на электроэнергию). Весьма значимым комплексным фактором выступает так называемый эффект масштаба производства, когда при росте объема выпуска распределение УПР приходится на большое количество продукции, вследствие чего затраты на единицу продукции ощутимо снижаются.

Значение снижения себестоимости заключается в росте прибыли при неизменной цене или же в возможности понизить цену продукции и завоевать рынки сбыта. Кроме того, снижение себестоимости дает возможность материального стимулирования работников, что увеличивает их заинтересованность в результатах своего труда, следовательно, обеспечивает рост производительности труда.

Вопросы для подготовки по дополнительной литературе

и контроля знаний

  1. Что такое себестоимость? В чем заключаются ее функции?

  2. Какие виды себестоимости вы можете назвать, и чем они характеризуются?

  3. Как можно посчитать себестоимость?

  4. Какие классификации затрат вы можете назвать?

  5. В чем значение снижения себестоимости продукции?

  6. Какие факторы снижения себестоимости вы знаете?


8. ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

8.1.Структура финансовых отношений предприятия

Всю совокупность финансовых отношений коммерческих фирм по своему экономическому содержанию можно систематизировать по направлениям:

Деятельность коммерческой организации характеризуют такие показатели как доходность (прибыльность, рентабельность), платежеспособность (ликвидность), активность (оборачиваемость активов).
8.2. Ценообразование и формирование валовой выручки

Цена – это экономическая категория, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель согласен купить товар. Цена определенного количества товара – его стоимость с точки зрения покупателя.

Цена оказывает влияние на формирование экономической конъюнктуры и одновременно испытывает на себе влияние экономической конъюнктуры.

Рыночная цена товара формируется под воздействием множества факторов, определяющих состояние соответствующего рынка. Системный анализ совокупности ценообразующих факторов (ЦОФ) позволяет выделить те из них, влияние которых на рыночную цену оказывается непосредственно и имеет в силу этого определяющий характер.

К группе факторов первого порядка, прямо влияющих на уровень цен и их движение прежде всего относятся: цена производства; соотношение спроса и предложения; состояние денежной сферы; административное (прямое) регулирование цен.

К другим ЦОФ относятся величины издержек производства и средней прибыли на вкладываемый капитал; абсолютные размеры и относительная динамика спроса и предложения; покупательная способность денег, движение валютных курсов и т. д.

Экономическая сущность цены проявляется в выполняемых ею функциях учета и измерения затрат общественного труда; балансирования спроса и предложения; стимулирования; распределения и перераспределения.

В рыночных условиях цены классифицируются, прежде всего, по степени свободы от воздействия государства при их определении:

– свободные (рыночные) цены, складывающиеся на основе конъюнктуры рынка независимо от непосредственного влияния государственных органов;

– регулируемые цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения, но испытывающие определенное воздействие государственных органов прямым ограничением их роста или снижения, либо регламентацией рентабельности.

По обслуживанию конкретных отраслей или сфер экономики, цены подразделяют: на оптовые цены на продукцию промышленности, цены на строительную продукцию, тарифы на платные услуги, оказываемые населению, розничные цены; цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

Оптовые (отпускные) цены на продукцию производственно-технического назначения, товары широкого потребления устанавливаются исходя из фактических затрат, включаемых в издержки продукции и рассчитываются по формуле:
Цопт = Иполн + ПРр + НДС + Акц , (8.1)
где Иполн – полные издержки на единицу продукции, руб.; ПРр – запланированная прибыль от реализации единицы продукции, руб.; НДС – величина налога на добавленную стоимость, руб.; Акц – величина акцизных сборов, руб.

Розничные цены определяются различными торговыми предприятиями, предприятиями общественного питания и другими юридическими и физическими лицами, продающими товары (услуги) населению в соответствии с конъюнктурой рынка, качеством и потребительскими свойствами товаров и представленных услуг, исходя из свободной цены закупки с учетом НДС, Акц и торговой надбавки (Нторг). Розничная цена может быть выражена:

Црозн = Иполн + Пр + НДС + Акц + Нторг. (8.2)



Формирование валовой выручки происходит путем сложения всех денежных средств, полученных от реализации продукции, работ и услуг предприятия. При этом достаточно часто в данную сумму включается и налог на добавленную стоимость, так как он является частью цены (8.3).

Валовая выручка от реализации отдельного вида продукции рассчитывается как произведение объема продаж на среднюю цену единицы продукции. Средняя цена рассчитывается и используется в том случае, если предприятие активно использует скидки или устанавливает цены по договоренности с каждым покупателем.
8.3. Стратегии и методы ценообразования

При установлении цены на товар начинают с выбора цели. Цели определяются рыночной стратегией фирмы. Типовыми целями могут быть:

– обеспечение сбыта и закрепление доли рынка;

– максимизация прибыли;

– увеличение объема продаж и доли рынка.

Фирма решает для себя, какую роль (активную или пассивную) будет играть в реализации рыночной стратегии. При пассивной роли фирма следует за ценовым лидером или приспосабливается к формальным или неформальным соглашениям о цене. При ориентации фирмы на активную ценовую политику следует продолжить анализ, перейдя от осознания общих целей к более конкретным задачам ценовой политики.

Фирма изучает цены конкурентов для использования их в качестве базы при формировании цены собственного товара.

Может быть выбран один из следующих методов ценообразования:

При установлении окончательной цены на свои товары и услуги фирме приходится учесть ряд дополнительных соображений. Она должна принимать во внимание не только экономические, но и психологические факторы цены. Многие покупатели ориентируются на цену как показатель качества. Отдельным фирмам удается увеличить сбыт продукции за счет повышения цен на свои товары, если они позиционируют их как элитную продукцию.

Главное в рыночном ценообразовании – соотношение спроса и предложения товаров. Поэтому на рынке вполне возможны ситуации, когда цена товара окажется меньше затрат, понесенных фирмой при его производстве. В этом случае фирму ждут серьезные убытки. Однако, возможны и ситуации, когда цена товара будет выше затрат фирмы, и она получит в этом случае определенную прибыль.
8.4. Прибыль, ее виды и распределение

Прибыль – основной источник средств нормально работающей коммерческой организации. Это сумма доходов от реализации и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму произведенных расходов.

Различают валовую, балансовую, налогооблагаемую и чистую прибыль.

Валовая прибыль – это сумма прибыли, полученной от реализации товаров, услуг; реализации излишнего имущества; доходов по непроизводственным операциям и т. д.

Балансовая – это прибыль от реализации продукции; основных средств, иного имущества и доходов от внереализационных операций, зафиксированная в бухгалтерском балансе фирмы.

Прибыль налогооблагаемая – это прибыль валовая, уменьшенная на сумму дивидендов, льгот, резервов.

Прибыль чистая – это прибыль фирмы после уплаты всех налогов и обязательных платежей.

Чистая прибыль распределяется на многочисленные фонды – резервный фонд, фонд потребления (премии служащих, праздники, мероприятия, содержание социальных объектов), фонд накопления (разные виды инвестирования – покупки техники, разработки новых технологий, строительства). Остаток сохраняется на счетах как нераспределенная прибыль прошлых лет.

При расчете размера прибыли фирмы необходимо учитывать особенности состава отпускной цены. Для промышленного производства она имеет вид:
Цотп= Полные издержки производства товара + Прибыль + НДС . (8.3)

Размер балансовой прибыли, полученной от реализации продукции, рассчитывается по формуле:
. (8.4)
Рассчитанная балансовая прибыль уменьшается на величину дивидендов, резервов, налоговых льгот и образует налогооблагаемую прибыль.

Из балансовой прибыли после уплаты всех налогов и обязательных платежей образуется прибыль, находящаяся в распоряжении предприятия (чистая). Она направляется на формирование фондов предприятия: фонда накопления, фонда потребления, фонда социальной сферы, резервного фонда, образование которых должно предусматриваться учредительными документами.

Управление активами, капиталом, инвестициями, рисками и другими аспектами финансовой деятельности фирмы должно носить взаимосвязанный характер. Такая связь обеспечивается в процессе комплексного управления финансовым состоянием фирмы.

Оптимальное финансовое состояние организации – это сбалансированность отдельных структурных элементов его активов и капитала, а также его способность обеспечивать высокий уровень эффективности их использования.

Для этой цели используются следующие группы показателей: уровень платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, уровень оборачиваемости активов, уровень рентабельности.

Показатели рентабельности позволяют судить об экономической деятельности предприятия и о возможности расширения производства за счет собственных накоплений. Они более полно, чем прибыль отражают конечные результаты хозяйствования, так как их величина показывает соотношение эффекта с наличными или используемыми ресурсами.

8.5. Финансовые показатели деятельности предприятия

Эти показатели используют для оценки деятельности фирмы и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в группы:

  1. показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

  2. показатели, характеризующие доходность капитала и его частей;

  3. показатели, характеризующие прибыльность продаж.

Все показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Вопросы для подготовки по дополнительной литературе

и контроля знаний

  1. Перечислите основные направления финансовых отношений коммерческой организации.

  2. Что такое цена товара?

  3. Назовите основные методы ценообразования.

  4. Каковы составляющие оптовой цены товара?

  5. Какие виды прибыли могут быть в деятельности организации?

  6. Как распределяется чистая прибыль предприятия?

  7. В чем суть показателей рентабельности?

  8. Какие показатели важны для оценки финансового состояния организации?


9. ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

9.1. Общие понятия и принципы налоговой системы

Возникновение налогов обычно связывается с возникновением государства. Посредством налогов государство изымает и присваивает себе часть произведенного на­ционального дохода, поэтому налоги и налоговая система напря­мую зависят от уровня развития государственного механизма.

Налоговая система России функционирует на основе общих принципов:

  1. единства налоговой системы РФ;

  2. законодательное установление налогов;

  3. обеспечение всеобщности и равенства в налогообложении;

  4. принцип известности и прозрачности налогового законодательства;

  5. принцип экономической обоснованности налогов,

  6. принцип эффективности налогообложения;

  7. принцип всеобщности налогового контроля.

По своей экономической природе налоги:

Совокупность предусмотренных законодательством налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов их установления, изменения и контроля образует налоговую систему, кото­рая призвана всемерно стимулировать развитие малого бизнеса, предпринимательства, отражать экономические интересы регионов и государства.

Основные организационные принципы налоговой системы РФ: единство, подвижность, стабильность, мно­жественность налогов, исчерпывающий перечень региональных и местных налогов.

Налоговый контроль — контроль над правильностью исчис­ления и уплаты налогов и сборов юридическими и физическими лицами.

Налоговый контроль предусматривает проверку соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявле­ние налоговых правонарушений, установление причин неполной уплаты причитающихся платежей или полного ухода от уплаты налогов, а также обеспечение поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней.

Налоговые органы Российской Федерации представляют собой единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей.

Единая централизованная система налоговых органов включает в себя Министерство Российской Федерации по налогам сборам (МНС) и его территориальные органы.

МНС РФ является также органом валютного контроля и выполняет функции, связанные с осуществлением валютного контроля, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Налоговые органы наделены определенными правами и полномочиями.

Структура налоговых органов Российской Федерации представляет собой единую централизованную многоуровневую систему, организованную по вертикальному иерархическому принципу: инспекции федерального, межрегионального, республиканского, областного (краевого) и районного (межрайонного) уровней.
9.2. Элементы и функции налога. Классификация налогов

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Основным эле­ментом является сам участник налоговых правоотношений – плательщик налогов.

Элементы налога: субъект налогообложения, носитель налога, предмет налогообложения, объект налогообложения, источник налога, масштаб налога, налоговая база, налоговый период, ставка налога, льготы, отсрочка от уплаты налога, срок уплаты.

Основными функциями налогов являются фис­кальная и экономическая (регулирующая). В рамках экономической (регулирующей) функции налогов рассматриваются подфункции: перераспределитель­ная; стимулирующая; учетная; контрольная.

Налоги классифицируются: по способу взимания; органу, который имеет право устанавливать, изменять; уровню бюджета, который зачисляется налог; субъектам – налогоплательщикам; порядку ведения, срокам, отражению в бухгалтерской отчетности, направлению использования налоговой базы.

Налоговая система РФ является трехзвенной. В соответствии с уровнями налоговой системы налоги и сборы делятся на федеральные, региональные и местные.

К федеральным (согласно Налоговому кодексу) относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные виды товаров, налог на прибыль (доход) организаций, налог на доходы от капитала, подоходный налог с физических лиц, взносы в государственные социальные внебюджетные фонды, государственная пошлина, таможенная пошлина и таможенные сборы, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, лесной налог, водный налог, экологический налог и другие.

К региональным налогам относят: налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный, транспортный налог, налог на игорный бизнес и др.

К местным налогам относят: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на наследование или дарение и др.

Федеральное налоговое законодательство включает в себя:


9.3. Федеральные налоги: налог на добавленную стоимость

Добавленная стоимость представляет собой ту часть стоимости товара (работы, услуги), которую производитель добавляет к стои­мости сырья, материалов, работ и услуг третьих лиц, использован­ных в процессе производства. Таким образом, в добавленную стоимость включается фонд оплаты труда и начисления на него, амортизация, все виды расходов на содержание имущества и управление предприятием.

Плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) являются:

1) предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридиче­ского лица.

2) предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;

3) индивидуальные (семейные) частные предприятия, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;

4) филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий (не являющиеся юридическими лицами), имею­щие расчетные счета и самостоятельно реализующие за плату товары (работы, услуги) и в силу этого относящиеся к налого­плательщикам;

5) международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории России;

6) некоммерческие организации в случае осуществления ими коммерческой деятельности, реализа­ции основных средств и иного имущества;

7) декларант либо иное лицо, определяемое нормативными актами по таможенному делу, при импорте на территорию РФ иностранных товаров.

Объектом налогообложения признаются:

– реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ;

– передача на территории РФ товаров для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль;

– выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

– ввоз товаров на та­моженную территорию РФ.

При определении налоговой базы применяется фактическая цена (установленная в договоре) реализации товаров (работ, услуг), даже если она ниже себестоимости, т. е. пока не доказано обратное, пред­полагается, что эта цена соответствует условию рыночных цен.

Налоговые органы вправе контролировать правильность при­менения цен по сделкам лишь в следующих случаях: между взаи­мозависимыми лицами; по товарообменным (бартерным) операци­ям; при значительном колебании уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пре­делах непродолжительного периода времени; при совершении внешнеторговых сделок.

В РФ в настоящее время установлены 18 %-ная ставка НДС – она считается основной; 10 %-ная ставка – пониженная на продукты и детские товары; нулевая ставка налога (на услуги социального и бытового назначения, в том числе – медицинские, ритуальные, такси; и на экспортную высокотехнологичную продукцию, поддерживающую престиж РФ).

Налого­вый период по налогу на добавленную стоимость – календарный месяц. Авансовые платежи не предусмотрены.
9.4. Федеральные налоги: налог на прибыль юридических лиц

Налогоплательщиками по на­логу на прибыль признают: российские организации; иностран­ные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и/или получающие доходы от источников в РФ; ком­мерческие банки различных видов.

Объектом обложения по налогу на прибыль предприятий и организаций признается доход от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, уменьшенный на величину произ­веденных расходов, т. е. прибыль.

В случае, если в отчет­ном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток, то в данном отчетном (налогом) периоде налоговая база признает­ся равной нулю. Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно.

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каж­дого отчетного налогового периода на основе данных налогового учета.

Ставки налога на прибыль дифференцированы в зависимости от вида дохода хозяйствующего субъекта. Налоговая ставка по налогу на прибыль в соответствии с Налоговым кодексом устанавливается в размере 24 %.

Возможно снижение ставки до 20 %, если предприятие участвует в региональных проектах, до 12 %, если инвестирует 50-80 % прибыли, и до 3,75 %, если инвестирует более 80 % прибыли в собственное развитие в течение ряда лет.

Налоговым периодом по налогу признается календарный год. От­четными периодами признаются первый квар­тал, полугодие и девять месяцев календарного года. Предусмотрена упла­та ежемесячных авансовых платежей (по нескольким критериям рассчитывается предполагаемый размер налогооблагаемой базы за отчетный период и размер налога, а затем налоговые выплаты распределяются равными долями в течение отчетного периода; в конце периода сумма налога пересчитывается и корректируется по факту схема авансовых платежей позволяет бюджету получать деньги равномерно в течение года).

Для малого бизнеса с небольшим размером валового дохода уплата налога на прибыль и еще ряда налогов по желанию предпринимателя может быть заменена на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД).
9.5. Федеральные налоги: единый социальный налог

Объект налогообложения единым социальным налогом (ЕСН) зави­сит от категории налогоплательщиков.

Объектом налогообло­жения ЕСН являются:

1) выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работо­дателями в пользу работников по всем основаниям;

2) доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением;

3) для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощен­ную систему налогообложения, объектом обложения является до­ход, определяемый исходя из стоимости патента.

В налоговую базу (в части суммы налога, зачисляе­мой в фонд социального страхования) не включаются любые воз­награждения, выплачиваемые работникам по договорам граждан­ско-правового характера, авторским и лицензионным договорам. Единый социальный налог начисляется по соответствующим ставкам в зависимости от величины выплаченных доходов и от вида налогоплательщика. Уплата ЕСН регламентируется гл. 24 НК РФ.

Налогоплательщиками ЕСН в соответствии со ст. 235 НК РФ признаются: работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в т. ч.: организации; индивидуальные предприниматели; ро­довые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; физические лица и др.

Базовая ставка ЕСН для большинства налогоплательщиков (организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями), производящих выплаты физическим лицам, равна 26 %. В данную ставку входят следующие составляющие:

Предусмотрены и иные варианты ставок ЕСН для отдельных отраслей и видов деятельности.

Также нужно отметить, что дополнительно с ЕСН рассчитывается и платится с той же базы налогообложения обязательное страхование от несчастных случаев и производственных травм. Оно включается в ЕСН.

Для разных отраслей этот процент определяется к какому классу профессионального риска относится основная часть работ отрасли, например, для нефтехимического производства рекомендованный размер обязательного страхования от несчастных случаев и производственных травм – 1,7 %, для предприятий торговли – 0,2 %, для энергетической отрасли – 0,8 %.

В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят начисление ежемесячных аван­совых платежей по ЕСН. По итогам отчетного периода (квартала, года) происходит перерасчет и корректировка платежей.
Вопросы для подготовки по дополнительной литературе

и контроля знаний

  1. Какова сущность налогов?

  2. На каких принципах построена налоговая система РФ?

  3. Какие функции выполняют налоги?

  4. Перечислите основные элементы налога.

  5. Назовите уровни налоговой системы РФ.

  6. Как классифицируются налоги по способу взимания?

  7. Назовите основные федеральные налоги.


9. ИНОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Для достижения конкурентных преимуществ на рынке товаров и услуг любая фирма должна регулярно заниматься инновациями.

Под инновациями понимают конечный результат применения какого – либо новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, научно-технического или другого вида эффекта.

Инновации невозможны без инвестиций. Инвестиционная деятельность это совокупность вложений средств в объекты инвестиций и совокупность практических действий по их реализации.

Виды инвестиционной деятельности: создание совершенно нового товара, освоение нового рынка сбыта, повышение качества товара и сервиса, внедрение новой технологии и другие.

Источниками инвестиционной деятельности являются: собственные финансовые ресурсы организации; заемные ресурсы; ассигнования из государственных бюджетов; средства иностранных инвесторов в форме финансового участия в уставном капитале фирмы.

Решение предприятия об инвестициях в производственную деятельность принимается на основе расчета показателей, характеризующих эффективность предполагаемых мероприятий.

При оценке инновационных проектов могут рассчитываться показатели коммерческой (финансовой), бюджетной, экономической эффективности.

На уровне предприятия чаще всего рассчитывается коммерческая эффективность. Она предусматривает выбор наилучшего варианта инвестиционного проекта с использованием показателей чистого дисконтированного дохода (ЧДД), индекса доходности (ИД), внутренней нормы доходности (ВНД). Они рассчитываются по следующим формулам:

Чистый дисконтированный доход основывается на понятии дисконтирования – т. е. расчета первоначальных вложений при известном результате и норме доходности. По сути, дисконтирование – это процесс, обратный начислению процентов. Причем используется схема сложных процентов – когда начисленные проценты прибавляются (капитализируются) к первоначальной сумме.

Чистый дисконтированный доход (ЧДД) определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу.
, (9.1)
где Рt – результаты, достигаемые на t-ом шаге расчета, Иt – затраты, осуществляемые на том же шаге, Т – горизонт расчета, равный номеру шага расчета, на котором производится ликвидация объекта, t Иt) – эффект, достигаемый на t-ом шаге (разница результата и затрат), Е – норма прибыли, учитываемая в проекте.

На практике часто пользуются модифицированной формулой для определения ЧДД. Для этого из состава Иt исключают капитальные вложения и обозначают через Кt – капиталовложения на t-ом шаге; К – сумму дисконтированных капиталовложений, т. е.

; (9.2)
а через Иt(-к) – затраты на t-ом шаге при условии, что в них не входят капиталовложения. Тогда формула для ЧДД записывается в виде:
. (9.3)

Индекс доходности (ИД) представляет собой отношение суммы приведенных эффектов к величине капиталовложений:
. (9.4)

Внутренняя норма доходности (ВНД) представляет собой ту норму дисконта (Евн), при которой величина приведенных эффектов равна приведенным капиталовложениям. То есть Евн (ВНД) является результатом решения уравнения:

. (9.5)
Ни один из перечисленных критериев сам по себе не является достаточным для принятия проекта. Решение об инвестировании средств в проект должно приниматься с учетом значений всех перечисленных критериев и интересов всех участников инвестиционного проекта.

В повседневной практике вложения в инвестиционные проекты для средних и мелких организаций не всегда приемлемы. Им приходится решать простые вопросы обновления оборудования, чтобы выжить в конкурентной борьбе. Но варианты обновления оборудования многообразны. Они отличаются текущими издержками, величиной капитальных затрат.

Если варианты капитальных вложений имеют равную себестоимость единицы производимой продукции, то следует выбирать вариант с меньшими капитальными затратами.

При равенстве капитальных вложений по вариантам, принимается вариант с меньшей себестоимостью изготовления продукции.

Но варианты могут различаются капитальными вложениями и текущими затратами на производство единицы продукции. В этом случае их эффективность может оцениваться по сроку окупаемости – периоду времени, за который накопленная разница между доходами и расходами компенсирует капитальные затраты.

Капитальные вложения могут быть представлен десятками различных вариантов. В этих случаях для выбора конкретного варианта оправдан метод приведенных затрат. При его применении наиболее экономичным считается вариант с наименьшими приведенными затратами
Сiн.ЧКi>min , (9.6)
где C i– себестоимость по i-му варианту, Кi –капитальные вложения по i-му варианту, Ен- нормативный коэффициент эффективности.

На базе метода приведенных затрат в 60-70 гг. прошлого века российскими учеными была разработана методика годового экономического эффекта, который представляет собой разницу между годовыми суммарными доходами от мероприятия и годовыми приведенными затратами. В общем виде формула годового экономического эффекта имеет следующий вид:
; (9.1)
где Эфф – годовой экономический эффект, Д – годовой размер доходов, получаемых от данного мероприятия, К – это капитальные вложения, Ен- нормативный коэффициент эффективности для технических проектов, равный 0,2, для организационных проектов равный 0,15.

Годовые суммарные доходы от мероприятия могут считаться по-разному, в зависимости от направленности мероприятия. Например, если в результате увеличивается производительность труда, то доходы могут определять как экономия на заработной плате условно высвобожденных работников или же как снижение себестоимости единицы продукции из-за опережающего роста производительности труда над зарплатой [3].

Стоит отметить, что методика годового экономического эффекта представляет собой достаточно простой и удобный инструмент для обоснования технических проектов, поэтому она и сегодня активно используется.

10. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Рыночные отношения реализуются не только между организациями одной страны, но и в международном масштабе.

В этих отношениях коммерческая организация вынуждена пользоваться определенными валютно-финансовыми стратегиями, что обусловлено международными платежами, расчетами и кредитными инструментами.

Привлечение фирмой финансовых ресурсов может быть краткосрочным и долгосрочным

Принципы работы экономического субъекта на внешнем рынке во многом отличается от работы на внутреннем рынке.

При выходе на внешний рынок фирма должна учитывать большое количество экономических и политических обстоятельств. На международном рынке фирма сталкивается с большим количеством валют, необходимостью платить по своим обязательствам приемлемыми платежными средствами, следовать требованиям и рекомендациям международных институтов, конвенций и договоров.

Фирмы, участвующие в международных финансовых и кредитных отношениях нуждаются в краткосрочном финансировании своих потребностей в оборотном капитале, в финансировании экспорта- импорта, а также в долгосрочных заимствованиях для инвестиционных целей.

В то же время потребности в управлении текущими валютными активами обуславливают обращение фирм к международным валютно-финансовым рынкам для размещения своих временно свободных валютных ресурсов.

Обычно международные фирмы финансируют приросты своей потребности в оборотном капитале за счет краткосрочных фондов, а инвестиционные потребности – за счет долгосрочных фондов.

Прежде чем начать поиск внешних источников заимствования фирма должна убедиться, что в каком-либо из ее подразделений нет временно свободных денежных ресурсов.

При определенных условиях банковские кредиты могут быть невыгодными для фирмы из-за высокой стоимости. Тогда фирма может прибегнуть к краткосрочному инвестиционному финансированию путем размещения на финансовых рынках своих коммерческих бумаг. Однако этот прием доступен только крупным фирмам с высоким кредитным рейтингом.

Фирма использует текущие (оборотные) валютные ресурсы для выполнения ожидаемых платежей, обеспечения необходимой ликвидности, получения доходности, стимулирования продаж и поддержания процесса производства. Средства, размещенные в эти текущие международные валютные активы, генерируют валютные потоки между фирмой и внешней (для неё) финансово-экономической средой.

Если фирма нуждается в краткосрочных (внешних для неё фондах), то они могут быть получены ею с использованием:

а) торгового кредита;

б) банковских займов;

в) инструментов денежного рынка (краткосрочных обращаемых простых векселей).

Последний прием доступен лишь хорошо известным фирмам с высоким кредитным рейтингом.
Вопросы для подготовки по дополнительной литературе

и контролю знаний

1. Что понимается под инновациями?

2. Что понимается под инвестициями?

3. Какие показатели характеризуют коммерческую эффективность инвестиций?

4. Каково назначение приведенных затрат в технико-экономических расчетах?

5. Какие особенности в деятельности фирмы связаны с ее внешнеэкономической деятельностью?
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


  1. Ю.В. Богатин Оценка эффективности бизнеса и инвестиций [Текст]/ Ю.В. Богатин, В.А. Швандар. – М.: Финансы, ЮНИТИ-ДАНА,1999. – 254с.

  2. В.А. Глотов Организация производства на предприятиях Учеб. пособие. [Текст]/ В.А. Глотов, И.Н. Горелова, А.Г. Лапкова. – Омск: ОмГТУ, 2006. – 80с.

  3. И.Н. Горелова. Экономика машиностроительного производства. Сборник заданий к практическим занятиям. [Текст] / И.Н. Горелова Омск: ОмГТУ, 2007. – 36с.

  4. Гражданский кодекс РФ [Текст] Часть 1 и 2. (на 1.01.97) – М: Инфра-М; Норма,1997. – 560с.

  5. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция). Официальный текст. [Текст]– М.: Экономика,2000. – 421с.

  6. Налоговый кодекс РФ [Текст] Часть 1и 2. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 529с.

  7. Ю.А. Опарин. Финансы и кредит промышленности Учеб. пособие. [Текст]/ Ю.А. Опарин Омск: Изд. ОмГТУ, 2004. – 96с.

  8. В.А. Райзберг Курс управления экономикой [Текст) В.А. Райзберг – Спб.: Питер, 2003. – 528с.

  9. Управление организацией: Учебник [Текст] / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцева и Н.А. Соломатина. 3-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 536с.

  10. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 5-е изд. [Текст]/ Фатхутдинов Р. А. – Спб.: Питер, 2005. – 624с.

  11. Экономика предприятия (фирмы) Учебник [Текст] / Под ред. проф.О.И. Волкова и доц. О.В.Девяткина. Изд.3. – М.: Инфра∙ М, 2003.– 601с.

  12. Экономика предприятия Учебник для вузов [Текст] / Под. ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара, 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 718с.

  13. Экономика предприятия: учебник по модулю экономической подготовки технического специалиста [Текст] / Под ред. С.Г. Фалько. – М.: Дрофа, 2004. –367с.

Редактор М.А. Блус

ИД № 06039 от 12.10.2001

Свод. темплан 2007 г.

Подписано в печать 04.05.06. Формат 60 Ч 84 1/16.

Отпечатано на дупликаторе. Бумага офсетная.

Усл. печ. л. 2,0. Уч.-изд. л. 2,0. Тираж 50. Заказ




Изд-во ОмГТУ. 644050, г. Омск, пр. Мира, 11. Т. 23-02-12

Типография ОмГТУ




Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации