Тема Организация изучения покупательского спроса и конъюнктуры рынка - файл
приобрестискачать (270.5 kb.)
Тема 3. Организация изучения покупательского спроса и конъюнктуры рынка
ТЕМА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОКУПАТЕЛЬСКОГО СПРОСА И КОНЪЮНКТРЫ РЫНКА
План изучения темы
Покупательский спрос, факторы его определяющие.
Конъюнктура рынка, факторы, влияющие на нее.
С прос
|
Предложение
|
Взаимодействие спроса и предложения
|
Комплексное исследование рынка
|
1. Покупательский спрос, факторы, его определяющие
Понятие спроса
Покупательский спрос – форма проявления потребностей, обеспеченных денежными средствами. Чтобы эффективно увязать экономические интересы торговли и производства, необходимо заниматься изучением и прогнозированием покупательского спроса.
Основными задачами по изучению спроса являются:
выявление объемов и структуры спроса на товары народного потребления:
выявление объема и структуры неудовлетворенного спроса;
изучение требований к товарам и услугам;
выявление неудовлетворенных потребностей населения для формирования спроса на новые товары.
Покупательский спрос на различные товары народного потребления имеет свою специфику.
Особенности покупательского спроса на непродовольственные товары заключаются в следующем:
потребности в непродовольственных товарах неограниченны, но пределы определяются покупательной способностью населения;
широкие возможности переключения спроса с одних товаров на другие;
сроки потребления купленных непродовольственных товаров более длительные, часто связаны с физическим и моральным старением товаров, поэтому значительная их часть относится к товарам периодического и эпизодического спроса;
необходимость активного обновления предлагаемого ассортимента, влияние научно-технического прогресса, поэтому по немногим непродовольственным товарам (нитки, иголки, некоторые товары хозяйственного обихода) наблюдается относительная стабильность;
сезонность спроса;
влияние моды.
Покупательский спрос на продовольственные товары также имеет свои особенности:
зависит от состояния их производства и ресурсного его обеспечения;
связан со спецификой потребления, зависящей от национальных традиций, климатических условий, вкусов людей, физиологических потребностей, образа жизни;
зависит от сезонности потребления и производства;
является безотлагательным и повседневным, требует немедленного удовлетворения и относительного постоянства;
структура спроса зависит от взаимозаменяемости продуктов, удовлетворяющих одинаковую потребность;
объем покупательского спроса на продовольственные товары имеет свои пределы, обусловленные физиологическими потребностями, зависящими от профессионального состава, характера труда, климатических особенностей регионов;
при достаточном товарном предложении, насыщении рынка продовольственными товарами и росте покупательной способности происходят качественные изменения структуры спроса на продовольственные товары.
На покупательский спрос влияет множество факторов, которые можно сформировать в следующие группы:
экономические – уровень цен на товары народного потребления, объем и структура товарного предложения, динамика доходов населения, структура их использования, степень обеспеченности населения товарами длительного пользования и др.;
социально-демографические – форма распределения благ между членами общества, социальная и профессиональная структура населения, тенденции ее изменения, уровень образования и культурные традиции, образ жизни, обычаи, динамика и структура численности населения, количество семей, система территориального расселения и др.;
природно-климатические – учет климатических условий, специфика потребностей населения, обусловленная географией размещения населения по климатическим зонам.
Тема 3. Организация изучения покупательского спроса и конъюнктуры рынка