Министерство образования Республики БеларусьУО «Минский государственный автомеханический колледж» 2-37 01 06 «Техническая эксплуатация автомобилей» Группа …
Техническая механика Одноступенчатый горизонтальный цилиндрический косозубый редуктор ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Исполнитель: Консультант: Н.А. Асаёнок 2005 | ||||||||||
Содержание Введение 4 1 Выбор электродвигателя и кинематический расчёт 5 2 Расчёт зубчатой передачи 8 3 Предварительный расчёт валов редуктора 17
| ||||||||||
|
|
|
|
|
КП 2 -37 01 06. 22. 00. ПЗ | |||||
|
|
|
|
| ||||||
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата | ||||||
Разраб. |
Ивавнов И.И. |
|
|
Горизонтальный цилиндрический косозубый редуктор
|
Лит. |
Лист |
Листов | |||
Провер. |
Асаёнок Н.А. |
|
|
|
у |
|
3 |
44 | ||
Т. контр. |
|
|
|
МГАК гр. … | ||||||
Н. контр. |
|
|
| |||||||
Утв. |
|
|
|
ВведениеОдним из важнейших факторов научно-технического прогресса, способствующих скорейшему совершенствованию общественного производства и росту его эффективности, является проблема повышения уровня подготовки специалистов. Решению этой задачи способствует выполнение курсового проекта по «Деталям машин», базирующегося на знаниях физико-математических и общетехнических дисциплин: математики, механики, сопротивления материалов, технологии металлов, черчения. Объектом курсового проектирования является одноступенчатый редуктор-механизм, состоящий из зубчатой передачи, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи вращения от вала двигателя к валу рабочей машины. Назначение редуктора - понижение угловой скорости и соответственно повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с ведущим валом. Редуктор проектируется по заданной нагрузке (моменту на выходном валу) и передаточному числу без указания конкретного назначения, что характерно для специализированных заводов, на которых организовано серийное производство редукторов. | ||||||
|
|
|
|
|
КП 2 -37 01 06. 22. 00. ПЗ |
Лист |
|
|
|
|
|
4 | |
Изм |
Лист |
№ докум |
Подп. |
Дата |
Выбор электродвигателя и кинематический расчёт Составляем кинематическую схему 1.2 Определяем общий КПД редуктора η = η3 · ηп2 [5,с.5] где η3 –КПД пары зубчатых цилиндрических косозубых колёс; η3=…[5,с.5]; ηп –КПД, учитывающий потери в одной паре подшипников качения; ηп =…[5,с.5]; η = …= …
Определяем мощность на ведущем валу η =Р2/Р1 Р1 =Р2/η Р1= …= …кВт Определяем частоту вращения ведомого вала U=n1/n2 n2 = n1/ U n2=…= …мин-1 1.5 Подбираем электродвигатель по исходным данным, поскольку вал двигателя соединяется с быстроходным валом редуктора муфтой. Р1=…кВт; n1=…мин-1.
| |||||||||||||||
|
|
|
|
|
КП 2 -37 01 06. 22. 00. ПЗ |
Лист | |||||||||
|
|
|
|
|
5 | ||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
Примечание: при подборе мощности двигателя допускается его перегрузка до 5…8% при постоянной нагрузке и до 10…12% при переменной нагрузке [2,с.5]; отклонение частоты вращения вала двигателя от заданной допускается+3%[5,с.8]. Выбираем электродвигатель с номинальной мощностью равной или несколько превышающей Р1 и с угловой скоростью близкой к n1. Принимаем электродвигатель единой серии 4А тип …, для которого: Рдв=…кВт; nдв=…мин-1; dдв=…мм. Окончательно принимаем: Р1=…кВт; n1 =… мин-1. 1.6 Проверяем отклонение частоты вращения вала двигателя от заданной для быстроходного вала редуктора (nдв – n1)/nдв· 100% …=…%
Принимаем n1=…мин-1. 1.7 Определяем мощность на ведомом валу: Р2 =Р1·η Р2 = … = …кВт 1.8 Уточняем частоту вращения ведомого вала редуктора U= n1/n2 n2 = n1/U n2 = … = …мин-1
Те1= … =…Нм Те2=Те1·U·η Те2= …= …Нм 1.10 Задаём число зубьев шестерни Z1, с целью уменьшения шума принимаем Z1≥25[4,с.314]. Принимаем Z1=26. | |||||||||||||||
|
|
|
|
|
КП 2 -37 01 06. 22. 00. ПЗ |
Лист | |||||||||
|
|
|
|
|
6 | ||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
1.11 Определяем число зубьев колеса Z2: U= Z2/Z1 Z2 = U · Z1 Z2 = …= …
Принимаем β=10º. | |||||||||||||||
|
|
|
|
|
КП 2 -37 01 06. 22. 00. ПЗ |
Лист | |||||||||
|
|
|
|
|
7 | ||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
2 Расчёт зубчатой передачи 2.1 Выбор материалов и определение допускаемых напряжений 2.1.1 Поскольку в проектном задании к редуктору не предъявляется жёстких требований в отношении габаритов передачи, а изготовление колёс осуществляется в условиях мелкосерийного производства, то выбираем материалы со средними механическими свойствами. С целью сокращения номенклатуры применяемых материалов принимаем для шестерни и колеса …, так как передаваемая валом мощность невелика и для достижения лучшей приработки твёрдость колёс должна быть не более 350НВ. Кроме того, редуктор должен быть общего назначения, а для таких редукторов экономически целесообразно применять колёса с твёрдостью меньшей или равной 350НВ. Учитывая, что число нагружений в единицу времени зубьев шестерни в передаточное число раз больше числа нагружений зубьев колеса, для обеспечения одинаковой контактной усталости, механические характеристики материала шестерни должны быть выше, чем у колеса. НВ1= НВ2 + (20…70) [6,с.48] Чтобы этого достичь при одинаковых материалах, назначаем соответствующий режим термообработки, полагая, что диаметр заготовки шестерни не превысит 100мм, о колеса 300мм. Шестерня: сталь ..., термообработка –.... Принимаем: НВ1 =...; σу=...МПа; σu=...МПа[5,с.34]. Колесо: сталь ...; термообработка –... Принимаем: НВ2 =...; σу=...МПа; σu=...МПа[5,с.34].
σн limb1 = 2 · ...+ ... = ...МПа σн limb2 = 2 · ...+ ...= ...МПа
| |||||||||||||||
|
|
|
|
|
КП 2 -37 01 06. 22. 00. ПЗ |
Лист | |||||||||
|
|
|
|
|
8 | ||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
ZN –коэффициент долговечности, учитывающий срок службы передачи. Поскольку в проектном задании указано, что редуктор предназначен для длительной работы, то есть число циклов NN больше базового No, то ZN=...[1,c.24],[5,с.33]; ZR –коэффициент, учитывающий шероховатость сопряженных поверхностей зубьев[1, c.25]; ZV –коэффициент, учитывающий влияние окружной скорости; ZL –коэффициент, учитывающий влияние вязкости смазочного материала; ZX –коэффициент, учитывающий размер зубчатого колеса. ГОСТ 21357-87 рекомендует для колес d‹1000 мм принимать
Для нормализованных и улучшенных сталей SН=...[1,с.24]. σнр1= ...= ...МПа σнр2=... = ...МПа В качестве расчётного значения для косозубых передач принимаем: σнр = 0,45 · (σнр1+σнр2) ≥ σнрmin [1,c.19] σнр = 0,45 · ... = ...MПа Проверяем соблюдение условия σнр < 1,23 σнрmin [1,c.19] ...= ...МПа > σнр Принимаем σнр =...МПа. 2.1.3 Определяем допускаемые напряжения изгиба при расчёте на усталость σFP = σFlim b· YN /SFmin· YR · YX · Yδ [1,с.5] где σFlimb –предел выносливости зубьев при изгибе, соответствующий базовому числу циклов напряжений. σFlimb = 1,8 · НВ [5,с.45] σFlimb1 = 1,8 · ... = ...МПа σFlimb2 = 1,8 · ... = ...МПа
| |||||||||||||||
|
|
|
|
|
КП 2 -37 01 06. 22. 00. ПЗ |
Лист | |||||||||
|
|
|
|
|
9 | ||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
SFmin –минимальный коэффициент запаса прочности; SFmin =…[1,с.35]. Принимаем SFmin =... YN –коэффициент долговечности, зависящий от соотношения базового и эквивалентного циклов; YN =...[5,с.45]; YR –коэффициент, учитывающий влияние шероховатости переходной поверхности, он отличен от 1 лишь в случае полирования переходной поверхности; YR =...[5,с.46]; YX –коэффициент, учитывающий размеры зубчатого колеса; При dа≤300мм YX=...[5,с.46]; Yδ –опорный коэффициент, учитывающий чувствительность материала концентрации напряжений; Yδ=...[1,с.124]. σFP1 = ... =...МПа σFP2 =... = ...МПа 2.2 Проектировочный расчёт передачи на контактную усталость активных поверхностей зубьев 2.2.1 Определяем ориентировочное значение делительного диаметра шестерни [1,с.57] где Кd –вспомогательный коэффициент; Кd=67,5МПа1/3 для косозубых и шевронных передач [1,с.57]; Ψвd1 –коэффициент ширины шестерни относительно её диаметра. Принимаем Ψвd1=... при симметричном расположении колёс; Кнβ -коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине венца. Выбираем по графику в зависимости от твёрдости рабочих поверхностей зубьев, схемы нагружения и параметра Ψвd1[1,с.58]; Кнβ =... d1=…=…мм Принимаем d1=…мм. | |||||||||||||||
|
|
|
|
|
КП 2 -37 01 06. 22. 00. ПЗ |
Лист | |||||||||
|
|
|
|
|
10 | ||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
2.2.2 Определяем делительный диаметр колеса d2 U = d2/d1 d2 = U · d1 d2 = …= …мм
aw=…=…мм Принимаем aw=…мм по ГОСТ 2185-66. 2.2.4 Определяем рабочую ширину колёс b1 и b2. Учитывая неточность сборки и возможную осевую «игру» передачи выбираем b1= b2 + (2…5)мм b1= Ψвd1 · d1 b1= … = …мм
b2= …- 4= …мм 2.2.5 Определяем нормальный модуль по эмпирической зависимости mn = (0,01…0,02) · aw [5,c.293] mn =0,02· … = мм Принимаем mn= ...мм. Определяем суммарное число зубьев [5,c.36] ZΣ=…=… Принимаем ZΣ=... | |||||||||||||||
|
|
|
|
|
КП 2 -37 01 06. 22. 00. ПЗ |
Лист | |||||||||
|
|
|
|
|
11 | ||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
Определяем числа зубьев шестерни и колеса [5,c.37] Z1=…=… Z2=…=… По округлённым значениям Z1 и Z2 уточняем передаточное число Uп= Z2 / Z1 [5,c.37] Uп=…=… Проверяем отклонение передаточного числа от заданного значения (Uз – Uп)/ Uз · 100% … = …%
cosβ= 0,5 · (Z1 + Z2) · mn/ aw cosβ= …= … β=…
mt = …= …мм 2.2.7 Уточняем диаметры делительных окружностей и межосевое расстояние d1= mt · Z1 d1= … = …мм d2= mt · Z2 d2 = … =…мм aw =(d1+d2)/ 2 aw= … = …мм 2.3 Проверочные расчёты передачи
| |||||||||||||||
|
|
|
|
|
КП 2 -37 01 06. 22. 00. ПЗ |
Лист | |||||||||
|
|
|
|
|
12 | ||||||||||
Изм |
Лист |
№докум. |
Подп. |
Дата | |||||||||||
где ZЕ –коэффициент, учитывающий механические свойства сопряженных зубчатых колес; ZЕ=...[1,с.113]; ZН –коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев в зацеплении; ZН=...[1,с.113]; Zε –коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий; При εβ≥1
FtH –исходная окружная сила FtH = 2 · Te1/d1 FtH = … = …Н Коэффициент нагрузки Кн определяется по следующей зависимости Кн = КА· КHv· KHβ· KHα [1,с.14] где КА –коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку; КА =...[1,с.15]; КHv –коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении до зоны резонанса;
|