Контрольная работа - История костюма - файл n1.doc

Контрольная работа - История костюма
скачать (1605.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1606kb.01.06.2012 08:26скачать

n1.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования « Витебский государственный технологический университет»

кафедра дизайна

Контрольная работа №3

По курсу «Рисунок и основы композиции»

Раздел «История костюма»

Содержание

  1. Стиль и мода. Дать определение и раскрыть сущность этих понятий.

    1. Понятие моды

    2. Истоки моды

    3. Мода и модельеры

    4. Мода в одежде

    5. Гардероб женщины

    6. Гардероб мужчины

    7. Стиль в одежде

  1. Стиль Ампир. Особенности развития костюма начала 19 в. Демократизация костюма. Дать иллюстрации костюма мужского, женского, обуви, причесок, дополнений к одежде.

2.1. Демократизация эстетического идеала и костюма под влиянием Великой французской революции 1789 года

2.2. Одежда санкюлотов

2.3. Проекты костюмов Ж.-Л. Давида. Влияние античности. Стиль классицизм.

2.4.Выработка общего типа городского европейского костюма в начале XIX века

2.5. Костюм 1800—1825 годов. Стиль ампир

2.6. Костюм 1830—1860 годов. Резкое изменение моды.

2.7. Костюм 1870—1890 годов

  1. Литература



1.Стиль и мода. Дать определение и раскрыть сущность этих понятий.

1.1.Понятие моды

Модой в самом широком смысле слова называют существующие в определенный период и общепризнанное на данном этапе отношение к внешним формам культуры: к стилю жизни, обычаям сервировки и поведения за столом, автомашинам, одежде. Однако при употреблении слова мода, которым всегда подразумевается постоянное и с позиций разума недостаточно объяснимое стремление к изменению всех форм проявления культуры, обычно имеют в виду одежду.

История моды так же стара, как и история костюма. С того момента, когда человек открыл значение одежды как средства защиты от неблагоприятных воздействий природы, оставалось немного до тех пор, пока он не начал размышлять о ее эстетической и стилизующей функции. Одежда явилась тем объектом, в котором он, очевидно, наиболее непосредственно смог выразить свое художественное мировоззрение. Выражение «таинственный язык моды» мы можем спокойно заменить формулировкой «живой язык одежды» и в особенности в применении к историческим эпохам, ибо наряд человека остался до настоящего времени средством зрительного выражения определенных представлений о самом костюме и обо всем мире в целом. С древнейших времен человек стремился прикрыть свое обнаженное тело, что можно было бы объяснить целомудрием и чувством стыда. Однако такое толкование представляется слишком узким и ограниченным. Одежда была не только прикрытием, но и символом. Даже амулет был в свое время «одеждой», т.к. он являлся мостом между голым, ранимым человеческим телом и окружающим миром.

Одежда говорит о многом, она разоблачает определенные мысли. Какое странное противоречие! Одежда являет собой наиболее индивидуальное творение человеческой культуры, и в то же время рядом с модой, которая как тень следует за одеждой, шествует могущественный инстинкт подражания. Психологически этот момент подражания можно интерпретировать как форму биологической самозащиты, естественный рефлекс стадных существ. Сравнение с человеческим обществом напрашивается само собой. Подражание одновременно является необходимой предпосылкой моды, ее противоречием; то, что мы называем процессом развития моды, представляет собой, в сущности слияние противоречий. Человек приспособляется к окружающему миру, он приемлет моду, но вместе с тем с помощью этой моды он стремится отличаться от окружающих его людей.

Человек подражает другим и в то же время старается в этой форме подражания осуществить собственную самостилизацию, свое представление о самом себе. Иногда на первый взгляд может показаться, что мода слишком привержена к вычурному и легкомысленному, что оно подавляет функциональное назначение платья. Однако, история знает много примеров тому, что именно мода некоторые явно функциональные виды одежды подняла до разряда модных вещей. Это тоже связано с выражением общественного престижа, с манифестацией образа жизни и взглядов на жизнь. Например, джинсы, первоначально являвшиеся исключительно дешевой рабочей одеждой, в определенный период стали модным и даже престижным предметом костюма. Невысказанное значение джинсов так обязывает, что оно заглушает даже привкус однообразия, которое в данном случае очевидно.

Девушки, появлявшиеся в любых ситуациях в джинсах и грубых, свисающих свитерах, демонстрировали тем самым скорее свою принадлежность к определенному поколению и к конкретной социальной группе, нежели свои эстетические взгляды и свой личный вкус. Интересным свидетельством взаимосвязи между одеждой и общественным положением людей является английское выражение для обозначения выпускников престижных колледжей: их называют «белыми воротничками». Таким образом, место получения образования и социальное сословие очень просто обозначаются характерной частью одежды. К таким же англо-американским символам в деталях одежды относятся и фирменные галстуки университетов и клубов.

Мода в целом всегда стремится к молодому и свежему впечатлению: она хочет омолаживать. Антропологи доказывают, что татуировка и орнаменты из глины на лице у некоторых примитивных племен делались не только для украшения, но так, же и для сокрытия морщин. При этом сущность моды - изменение - ближе динамичному темпу жизни молодых людей. Таким образом, одежда человека - это вовсе не оболочка, внешний признак или случайное, несущественное добавление: она в гораздо большей степени, чем многое остальное вещественное окружение людей (мебель, квартира, предметы обихода), представляет собой непосредственный символ их индивидуального существования, существования определенной группы, целой нации или целой эпохи. И если исторический костюм - это правдивое зеркало прошлого, то неотъемлемым дополнением к нему служит современная одежда ныне живущих народов, рассказывающая нам в своем многообразии основные особенности их психологии.

1.2.Истоки моды.

На протяжении веков разные страны и города играли ведущую роль в моде на одежду: Италия, Испания, Франция, Англия… Сегодня (и уже давно) – это Париж!

«Итальянский» период в истории моды приходится на эпоху Ренессанса и бурного расцвета городов – государств. Венеция и Флоренция были перевалочными пунктами в прибыльной торговле со странами Востока. Начиная с XIII в. в самой Италии изготовлялись роскошные шёлковые ткани, в Милане процветало производство бархата. Именно эти условия сделали Италию центром моды. Подобное наблюдалось и в Бургундии, которая почти весь XV в. задавала тон в европейской моде. Бургундские города Гент и Брюгге с их суконными мануфактурами, перерабатывавшими английскую шерсть, достигли к тому времени наивысшего расцвета. Эпоха бургундского превосходства в моде сменилась подчёркнуто «мужской» модой Испании. Господствующим стал чёрный цвет, так понравившийся империи, «в которой никогда не заходило солнце». В XVII в., с ослаблением могущества Испании, чопорный стиль ушёл в прошлое. Его сменил жизнерадостный стиль одежды парижан. Начиная с XVIII в. серьёзным и достойным конкурентом Парижа в области моды стал Лондон. Это соперничество дополняло и обогащало два главных направления в моде – практичное и спортивное в Лондоне и склонное к фантазии и сексуальной раскрепощённости – в Париже. С тех пор «английский костюм» и одежда для дождливой породы остаются британскими «владениями» в моде.

А после Второй мировой войны из Америки пришла в Европу одежда для работы и отдыха из джинсовой ткани («Ли», «Леви Страус», «Рэнглер» и др.). И всё – таки Париж – столица мировой моды. Этому способствовало множество причин: выгодное географическое положение столицы сильного европейского государства, и давняя традиция высокоразвитого текстильного производства, и умелая работа парижских портных и швей, и фривольная жизнерадостность парижан. В наше время лучшие парижские Дома моделей высшего класса, «от кутюр» (haute couture)1.

1.3.Мода и модельеры


Художник во все времена был причастен к созданию одежды, причёсок – неважно, назывался он художником или нет. Безвестные мастерицы, создававшие кружева, вышивальщицы, ремесленники, работающие над рисунками тканей, портные не редко были замечательными художниками. Они создавали костюмы, которые входили в моду, завоёвывали популярность у тысяч людей. История моды знает только немногие их имена – и это не удивительно: созданные ими шедевры были, как правило, уникальны, не тиражировались, как теперь, тысячами экземпляров. Более того, наиболее одарённые портные – сегодня мы назвали бы их художниками-модельерами – шили на знатных или коронованных особ – и ни для кого больше. Они и были известны только узкому, избранному кругу людей. Основателем моды высшего класса считается Чарльз Фредерик Врот. Двадцатилетним юношей, не зная ни слова по-французски, он приехал в Париж с сотней франков в кармане. Спустя 15 лет, в 1860г., благоприятное сочетание обстоятельств, трудолюбие и талант сделали его некоронованным королём парижской моды. Именно Ворт придумал кринолин и турнюр, а во время одного из своих показов мод впервые использовал манекен. Сначала модели Ворта демонстрировала его жена, обладавшая не только привлекательной внешностью, но и безупречной фигурой. Дело Ворта с успехам продолжили его сыновья.

Первой женщиной – модельером, добившейся признания, стала знаменитая мадам Пакэн. Её творенья отличались безусловным вкусом, нестандартностью и новизной. Мадам Пакэн истинно женским чутьём умела выбрать и необычный способ показа своих моделей: однажды с десятком вызывающе красивых манекенщиц она появилась на больших скачках в Лонгчамп, где собирался весь великосветский «бомонд». На рубеже XIX и XX вв. Гремело имя Поля Пуаре, одного из самых влиятельных создателей моды вообще и молодёжного стиля в частности. Сочные, экзотические, подобные взрыву краски его моделей навеяны изобразительным искусством той поры. Пуаре господствовал в моде до Первой мировой войны. Затем стали известны другие имена: мадам Вионне, мадам Скьяпарелли и, конечно Коко Шанель. Прозорливо считая, что «мода, не нашедшая признания широчайших масс, уже не мода», Шанель стала работать не для узкого круга богачей, а для швейной промышленности, и добилась огромного успеха. Один из наиболее удачливых кутюрье3 после Второй мировой войны Кристиан Диор напомнил всем об основной задаче моды – «наряжать женщин и делать их более красивыми». Грандиозный успех Диора свидетельствует не только о его тонком вкусе, но и об умении угадывать запросы времени. Модельер является как бы посредником между модой и людьми. Только после того, как мода будет признана и принята определёнными кругами, она может стать модой. Постепенно увеличивается число тех, кто получает от неё удовольствие. Когда же возникает угроза превращения модной одежды в однообразное форменное обмундирование, мода перестаёт быть модой. Цель моды – всеобъемлющее господство – таит в себе и её закат. Каждый модный цикл можно разбить на следующие фазы: возникновение оригинальной модели; признание её модной в узком кругу; распространение приспособленного к интересам широких масс варианта в удешевленном серийном производстве; пресыщение; затухание интереса или полная невостребованность товара. Модные циклы у предметов одежды бывают очень разными, например, у будничных летних платьев или шляп циклы сменяются очень быстро, от сезона к сезону: весна-лето и осень-зима. Некоторые модные новинки после того, как их признали широкие массы потребителей, переходят в категорию стандарта – джинсы например.

Моде нужна громогласная реклама, лучше всего – демонстрация новинок, идеалы для подражания. В этом огромную роль играют не только топ модели, блестяще иллюстрированные журналы мод (от «Вог» до «Харперс Базар»), но и в первую очередь телевидение, охватывающее весь земной шар. А начинается всё с представления новой на торжественных приёмах, «Неделях высокой моды», модных курортах или в престижных ресторанах, и т.д. и только потом новинки «от кутюр» становятся достоянием широкой общественности. В XIX в., с началом индустриализации (бурного развития текстильной, швейной и химической промышленности) началась и демократизация моды. Благодаря промышленному пошиву (массовому изготовлению) удалось снизить стоимость модной одежды. Последний «крик моды» уже не был уделом узкого круга богачей, а стал интересовать миллионы людей. Создание коллекций моделей для значительно большего круга заменило прежнюю строго индивидуальную работу для одного заказчика, которого владельцы модного салона (ателье) знали лично.

1.4.Мода в одежде

Культуру человека подчеркивает его одежда. Она тем целесообразнее и привлекательнее, чем больше отвечает правилам этикета. Со вкусом подобранная одежда, опрятный вид делают человека уверенным, собранным и энергичным. Чтобы одеваться красиво, не обязательно иметь полный гардероб вещей. Здесь слово за модой и вкусом.

Мода - это сочетание законов стилевого единства, цветовой гармонии. Она придает внешнему виду естественность и респектабельность, мода требует чувства меры, учета факторов времени, вкуса, возраста. Еще в старину говорили: старайся быть изящным, но не щеголем. К излишеству не стремитесь, иначе попадете в ситуацию: вещей много, а надеть нечего. Одежда не бывает просто красивая. Ее красота в предназначении: для работы, дома, праздника, загородной прогулки. Элегантная одежда уживается только с элегантным хозяином, который имеет достойную осанку, владеет хорошими манерами и красивой речью.

1.5.Гардероб женщины

Лучшие украшения женщины - красота и естественность. Проигрывает та женщина, которая увешивает себя драгоценностями. Есть крылатое выражение: успех имеет не платье, а Золушка в платье. Гардероб женщины соответствует ее образу жизни, возрасту, увлеченности. Ее одежда модна и элегантна, хороша «в пир, и в мир, и в добрые люди”. Главное гармония.

Ныне женская мода восстала против долго господствовавшей идеи: чем старше женщина, тем темнее цвета ее одежды. Белые одежды тем более нужны даме, далеко перешагнувшей «бальзаковский» возраст. Половиной своей красоты женщина, как говорят, обязана портнихе - имеющей хороший вкус. А хороший вкус - это разборчивость. Нужно не себя подгонять к вещам, а вещи к себе. Одежду женщины «поднимают» аксессуары - обувь, шарфы, шляпы, сумочки. И чем разнообразнее они, тем легче изобрести приличествующий вариант одежды, ее гармонию. Головной убор - ведущая часть женского туалета. Оценивают красоту женщины и по тому, каковы у нее прическа и обувь. В ансамбле важен ...каблук. Стертый каблук- враг элегантности. Хорошая обувь для женской ноги - обувь удобная. Француженки говорят: «Ничего так сильно не отражается на лице, как боль в ногах».

Завершают внешний вид женщины тонкие духи. Их употребление - крайне сдержанное, иначе может вызвать подозрение: нет ли здесь стремления заглушить другие запахи. Наши дамы помнят: самые лучшие духи храниться в самых маленьких флаконах. Природа создала женщину гармоничной, созидательной и красивой. И эту гармонию обеспечивает ее одежда. Правила этикета требуют от женщины одеваться элегантно, но не лучше других. Одеваться для того, чтобы жить, а не жить, чтобы одеваться.

1.6.Гардероб мужчины

Одежда мужчины скромна, модна, целесообразна, без вычурности и кричащих красок. Современный костюм, свежая сорочка, умело подобранный галстук уже создают гармонию мужской одежды. Один - два костюма, две - три рубашки, спортивный костюм, куртка, пара туфель - это почти весь мужской гардероб.

Мужчины-модники создают ансамбль из трех предметов: рубашки, галстука и носков - и выглядят элегантно. К серым, серо-голубым, синим костюмам подходят сорочки белые, светло-серые, голубые, однотонные и с мелкой полоской, тоненькой клеточкой. К костюмам коричневым, бежевым, терракот - сорочки белые, беж, кремовые, серовато-розовые. К черным - сорочки белые. Мужчины помнят: сорочка лучше выглядит и удобнее себя чувствуешь, если размер ее воротника на номер больше, а рукава впору или немного длиннее. Особое внимание в гардеробе мужчины - Его Величеству галстуку. Он - визитная карточка мужчины. Многие женщины видят в галстуке мужчин утонченность вкуса. Галстук выбирается по цвету и рисунку, чтобы подходил к костюму и рубашке. К однотонной сорочке идут галстуки с рисунком, к сорочкам в полоску или клетку - однотонные, спокойных тонов. Хорошо с костюмами светлых тонов носить яркие галстуки. Галстук должен сочетаться также и с тоном шляпы и носков. Ныне в моде галстуки, свободно прилегающие к сорочкам, не слишком затянутые, без заколок и украшений. Костюм завершает обувь, ведь хорошо одетый человек - это прежде всего хорошо обутый человек, к темным костюмам - темно-коричневые или черные туфли; к светлым костюмам - обувь цветная: бежевая, кремовая, серая, красновато-коричневая.

Итак, красивая походка, стройный внешний вид, элегантный костюм создают облик современного культурного мужчины. И обязательно улыбка - важный этикетный знак. На Западе и Востоке говорят: не умеешь, улыбаться - не умеешь торговать. Однако пленительная улыбка нужна не только в торговле, а всюду, всегда и во всем. Улыбка - мягкая и добрая - сближает людей. Ведь лицо - зеркало отношений. Тот, кто умеет улыбаться, находится во власти положительных эмоций. Даже при написании письма улыбка влияет на его содержание. Проверьте это на собственном опыте. Вспомните полные бодрости и энергии слова Дейла Карнеги: «Когда Вы выходите на улицу из дома, то высоко поднимите голову; вдохните полной грудью; приветствуйте друзей улыбкой; вкладывайте душу в каждое рукопожатие; не бойтесь, что Вас неправильно поймут; на своих в своих врагов не тратьте ни минуты; соберите все свое мужество; сдаться нетрудно. Трудно держать голову высоко. Вы - Бог!».

1.7.Стиль в одежде

Стиль-общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания. Можно говорить о стиле отдельных произведений или жанра (например, о стиле русского романа сер. 19 в.), об индивидуальном стиле (творческой манере) отдельного автора, а также о стиле целых эпох или крупных художественных направлений, например, романский стиль, готика, Возрождение, барокко, рококо, классицизм. Мы поговорим о стиле в одежде.

Фольклорный стиль. Это стиль навеянный мотивами народного творчества, - фольклорный, одно из тех звеньев, которые связывают прошлое нашего народа с настоящим и будущим. Из века в век его силуэты и краски остаются для нас близкими. Национальный костюм обладает необычной силой долговечности. В любой обстановке он подчёркивает в человеке такие ценные качества, как достоинство, элегантность, изысканность. Фольклорный стиль – это разнообразие вышивки и отделки, яркие чистые краски. В его арсенале – деревенские юбки с оборками и воланами, блузы с вышивкой, жилеты и вязаные свитеры, овчинные полушубки и сапоги, разноцветные платки и длинные шарфы. В современном фольклорном стиле одежды используются элементы национального костюма. Костюмы в этом стиле шьются из натуральных тканей естественных расцветок. Применяются при отделке изделий вышивка, мережка, кружево, рюши, шнуровка, плетение... Иногда встречаются аппликация и лоскутная техника. Самый распространенный рисунок - геометрический, хорошо сочетающийся со структурой ткани. В него вкрапляют цветные бусины, бисер и т. д.

Фольклорный стиль может быть в моде, а может и нет. В любом случае он может существовать и сам по себе. Использовать фольклорный стиль в повседневной жизни лучше всего для отдыха. Костюм в народном стиле воспринимается как художественное произведение. Как правило, одежда этого стиля носится очень долго, она как бы вне времени, вне обстоятельств.



Стиль "кантри". Он появился на Диком Западе. Основные элементы этого стиля были обусловлены образом жизни, которого придерживались лихие ковбои и фермеры. Они носили джинсы, кожаные штаны с бахромой по бокам в ансамбле с таким же жилетом. Украшением был небрежно повязанный на шее платок. Стала очень популярной и модной рубашка в клетку, либо фланелевыми, либо хлопчатобумажными. Буйные головы ковбоев спасали от солнца кожаные шляпы. Женщины одевались не менее живописно и красочно: они носили длинные, цветастые ситцевые платья, отделанные кружевом. Кроме платьев в стиле кантри, были длинные юбки и блузки. Теперь об обуви. Мужчины носили сапоги и удобные ботинки на сплошной подошве. Женщины надевали кожаные босоножки на среднем каблуке, украшенные ремешками или шнуровкой. К длинной юбке хорошо подойдут панталеты. Что можно сказать о головном уборе? Шляпка из соломки, украшенной широкой лентой, хорошо гармонировала по цвету с юбкой или платьем. Модельеров, работающих в этом направлении, прежде всего привлекает возможность пофантазировать на тему городского жителя в деревне и наоборот, а также переплести различные культуры и эпохи. Заодно с ними интересно смешать краски, формы и орнаменты, от которых веет ароматом земли и притягательным простодушием живущих на ней людей. Поклонники «кантри» — необычные, тонкие, чувствительные натуры. Манера одеваться для них — своеобразный способ предаться мечтам. Только они обладают особым даром соединять несоединимое, воскрешать забытое и вдыхать в него новую жизнь. Цвета в этом стиле, как вы уже догадались, используются в основном приглушенные, пастельные — все оттенки коричневого, серого, бежевого, охристого. Словно запасливые белки, поклонники стиля «кантри» перетаскивают в свой гардероб лишь те новинки сезона, которые созвучны их состоянию души. «Кантристы» не боятся выглядеть смешными в глазах тех, кто привык слепо следовать моде, ведь одеваются они, прежде всего для себя.



Стиль "Сафари", появившийся в 60-е годы, который вобрал в себя элементы тропической военной униформы. Название этого модного направления происходит от английского слова "safari" (охотничья экспедиция в Африке), которое, в свою очередь, было заимствовано из суахили, где означало просто "путешествие".

"Сафари" - это стиль одежды для отдыха и путешествий, однако в последнее время стало модно выделять "городское сафари" (urban safari) в отдельный вид общего направления, предлагающий преимущественно деловую. "Сафари" иногда ошибочно причисляют к "милитари" или же относят к спортивному стилю, однако, правильнее будет сказать, что он находится между тем и другим, причем главное, что отличает "сафари" от всех других направлений, - это традиционность, а также достаточно свободный крой, придающий мягкость силуэту. "Сафари" весьма устоявшийся стиль, практически не меняющийся со временем. Одежду для охотников в африканской саванне характеризуют, прежде всего, натуральные ткани, устойчивые к износу (например: лен или хлопок, в которых легко переносить жару), а также неглянцевая кожа и свободный спортивный покрой, позволяющий легко переносить длительные физические нагрузки. Однако главной чертой стиля остаются натуральные цвета тропической защитной униформы: от светло-бежевого ("американский" хаки) до приглушенного зеленовато-коричневого ("британский" хаки). Одежда "сафари" снабжена массой функциональных деталей: накладными карманами со складкой посередине, клапанами и погончиками, кулисками, отстрочками, ремнями и сумками, имитирующими кустарную выделку. Стиль "сафари" подразумевает некоторую нарочитую небрежность: неотутюженность, завернутые рукава, истертые поверхности кожи. Отлично дополняют костюм в этом стиле прочные ботинки на шнуровке или кожаные сандалии на плоской подошве, а также мягкие шляпы с широкими полями. Можно использовать и украшения (правда, их не должно быть много), имитирующие кустарную выделку: подвески из кости, кожаные шнурки, неровные, плохо обточенные бусины и т.д.



Классический стиль - характеризуется особой гармонией функционального и эстетического в решении официального делового костюма.

Классический стиль костюма складывается постепенно, в нем органически сливаются традиции с наиболее ценными для людей данного периода достижениями в развитии костюма (целесообразность форм, соответствие его объемов пропорциям фигуры человека, соразмерность деталей между собой, лаконичность и ясность линий конструктивных членений). Общая сдержанность подчеркивается строгостью тканей. Одежда классического стиля стала приемлемой для мужчин и женщин любого возраста и телосложения. Этот полуприлегающий силуэт одежды современен при любых направлениях моды. Иногда этот стиль называют английским стилем.



Спортивный стиль. Для костюма спортивного стиля характерны свободные формы, обеспечивающие активное движение, геометричность линий, укрупненность и выразительность накладных деталей и фурнитуры, обилие отделочных строчек. Материалы применяются в основном мелкоузорчатые и пестротканые. Спортивный стиль сложился под влиянием моды на удобную гигиеническую спортивную одежду. В спортивном стиле может быть выполнен как деловой костюм, так и комплект повседневной одежды. Наиболее оптимальными силуэтными формами, обеспечивающими динамику движения, являются: прямая, трапециевидная, прямоугольная, квадратная и овальная. В отличие от классического в спортивном стиле цветовая гамма не регламентируется. Она разнообразна и непредсказуема.



Романтический стиль. Самый женственный и мягкий. Конечно, и он имеет исторические корни. В его основе лежит художественный стиль 19 века – романтизм. Одежда романтического стиля украшает женщину, подчеркивает красоту фигуры, придает образу как возвышенность, загадочность и утонченность, так и кокетливость, чувственность. Благодаря прилегающему силуэту одежда мягко обтекает фигуру, делает ее грациозной и изящной.

Созданию романтического образа способствует сочетание больших и малых объемов, например, прилегающий лиф и пышная юбка. Романтический стиль позволяет смелее открыть тело, декорировать костюм подрезами, разрезами, рюшами, оборками, воланами, кружевами.



Стиль " Casual "(кэжуал) - стиль, которому все больше и больше отдают предпочтение в Европе и Америке, постепенно становится любимым и востребованным и на отечественных просторах. Желание постоянно выглядеть броско, нарядно, а иногда даже чересчур нарядно, сменяется желанием чувствовать себя комфортно, одеваться просто и в тоже время элегантно. В словаре у слова «сasual» много различных значений, вплоть до "неряшливой одежды", но если речь идет о стиле, то его суть наиболее точно отражают понятия небрежный, случайный. Небрежный вовсе не неряшливый, а случайный, не означает, надевай что попало. В этом-то и заключается тонкость стиля Casual. Небрежность стильно одетого человека изысканная, зачастую, тщательно продуманная, и не имеет ничего общего с неаккуратностью. Стиль Casual дает возможность, проявлять свою индивидуальность, сочетать то, что раньше считалось несочетаемым. Армани дал жизнь сочетаниям традиционного с оригинальным и нетрадиционным, соединил классику с повседневностью, предложив носить твидовый пиджак с джинсами или кожаными брюками, вместо классической мужской сорочки сделал модными рубашки со стойкой или вообще без воротника, начал пропагандировать свободную одежду мягкого покроя, убрал лишние украшения и детали, ввел в деловой и вечерний туалеты элементы спортивной одежды, создал особый раскрепощенный стиль. Сейчас понятие Casual стало очень широким. Так называют не только определенный стиль, но и разнообразную повседневную одежду. Мягкий трикотаж, всевозможные джинсы, кардиганы и свитеры, жилеты, брюки и юбки из денима и хлопка, пиджаки свободного кроя, надетые с тонкими пуловерами или водолазками, рубашки с нетрадиционными воротниками, носящиеся без галстука, комфортная обувь, словом всё, что так удобно и приятно носить каждый день.

Современный Casual сочетает в себе стилистику «Гранжа», «Фолка» и многих других модных направлений. Повседневная одежда может быть сделана с эффектом поврежденности, неоднородности цвета, состаренности, иметь как бы слегка «ношеный» вид, или же эффект винтажности, а, иногда производить впечатление ручной работы. При этом вид вещей не должен быть нарочитым и вызывающим. Casual очень разнообразен, благодаря ему можно одеться практически для любого случая. Этот свободный стиль, или как его сейчас принято называть Urban casual, просто незаменим в повседневной жизни. Молодежный «Street casual» пропагандирует всё, что удобно и эффектно! Здесь преобладают яркие расцветки, вещи смело сочетаются между собой. Мода улиц постепенно переходит в офисы и даже на элитные вечеринки. Появляются такие понятия как «Business casual», «Smart casual». Многие модные коллекции, предлагают прекрасно сбалансированное сочетание стиля Сasual и элегантности, в такой одежде не страшен никакой дресс-код.



2.Стиль Ампир. Особенности развития костюма начала 19 в. Демократизация костюма. Дать иллюстрации костюма мужского, женского, обуви, причесок, дополнений к одежде.

2.1.Демократизация эстетического идеала и костюма под влиянием Великой французской революции 1789 года

Великая французская революция 1789 г. закрепила во Франции победу капиталистических отношений над феодальными. Именно этот идеал явился одним из основных источников формообразования костюма. Прежде всего, это сказывается в значительном упрощении ассортимента шитых изделий, тканей, украшений, в появлении динамичных форм и смелого цветового решения. Из костюма уходят шелк, парча, бархат, дорогие кружева и украшения, каркасная основа, парики.

2.2.Одежда санкюлотов

В одежде революционеров — санкюлотов отражается стремление к простоте, удобству, лаконичности форм. Ощутимо влияние народного костюма. Большое значение приобретает символика цвета, несущая революционно-патриотические идеи.



Рис. 1

Мужской костюм состоит из короткой куртки — карманьолы, надетой поверх белой рубашки, длинных синих панталон, отделанных красной тесьмой, красного фригийского колпака с национальной кокардой. На шее — цветной, свободно повязанный шарф-галстук. Под карманьолу надевали короткий жилет (рис. 1). В холодную погоду сверху носили плащ упелянд из толстого серого или коричневого сукна с воротником и отворотами из красного плюша. Такое же решение имел женский костюм: нижняя рубашка и верхняя короткая двубортная куртка без корсета, юбка из синего сукна длиной до середины икр прямой свободной формы, присборенная на поясе, без каркасной основы, на талии — пояс-шарф. На голове — фетровая шляпа со страусовым пером и кокардой. Цветовое решение традиционное — красное, синее, белое; отделка — ярко-красная тесьма, широкий кант (рис. 1). Оба костюма — мужской и женский — легли в основу костюмов должностных и общественных лиц этого периода.

2.3. Проекты костюмов Ж.-Л. Давида. Влияние античности. Стиль классицизм.

Французский революционный конвент придавал большую важность формам костюма революционного народа и поручил одному из выдающихся художников Франции Жаку-Луи Давиду создать проекты национальных костюмов третьего сословия, т. е. буржуазии и народных масс. Художник создает их под прямым влиянием римской классики. Это влияние сказалось в цветовом решении, в форме дополнений, украшений, головных уборов. Белый, синий, красный цвета — символы свободы, равенства, братства — преобладают в цвете курток, жилетов, шарфов, юбок, головных уборов. Фригийские колпаки с трехцветными кокардами, легкие развевающиеся шарфы, драпированные мужские плащи и античные женские туники, представленные в эскизах костюмов Давида, были утверждены конвентом как отразившие идеал времени. Однако в жизнь были претворены лишь их отдельные элементы.

Французский костюм периода революции находился под влиянием классицизма, который утверждает новые эстетические представления и новую форму костюма без каркаса и многовековой пышности украшений. В женской одежде — это тонкое муслиновое или батистовое светлое платье без отделки и украшений, надевается на трико или на обнаженное тело.



Рис. 2

Высокая линия талии определяет соотношение пропорций короткого лифа и длинной прямой юбки: 1: 6 в фас, 1: 6,5 в профиль и 1: 7 со стороны спины (благодаря небольшому шлейфу сзади). Силуэт женской фигуры вписывается в вытянутый прямоугольник со сторонами, примерно равными ширине плеч, талии, бедер и низа юбки. Мягкий лиф с глубоким вырезом, плавно ниспадающая, заложенная сзади встречными складками юбка, цвет, колорит и фактура ткани напоминают античный костюм (рис. 2). Роль гиматиев, палл и других верхних античных одежд выполняют тончайшие индийские кашемировые шали. Красные, голубые, бирюзовые, светло-коричневые с каймой орнамента, они покрывают шею, плечи, выразительно завершая прекрасный образ. Известные французские художники Ж.-Л. Давид, Ф. Жерар рисуют в таких платьях знаменитых французских красавиц — мадам Рекамье, Тальен.

Головные уборы также подражали античной форме — обручи, сетки, диадемы, пышные повязки со страусовыми перьями, бархатные и шелковые ленты поддерживали прически с греческим узлом или короткие кудрявые стрижки. Туфли — плоские на низком каблуке, светлых тонов со шнуровкой из лент, оплетающих ногу наподобие греческих сандалий.



Рис. 3 Рис. 4

Наряду с существованием моды, резко расходящейся с прежней, продолжает развиваться наметившаяся ранее тенденция к простоте, удобству, деловитости, характерной для буржуазии этого периода. В мужском костюме бытуют темный шерстяной фрак, светлый жилет, замшевые кюлоты (рис. 3). В женском костюме — прямые платья без каркасной основы с узким прилегающим лифом, прямой сборчатой юбкой, короткие карако и казакины, передники, нагрудные косынки и шали, перекрещивающиеся на груди и завязывающиеся сзади (рис. 4).

2.4.Выработка общего типа городского европейского костюма в начале XIX века

Начало XIX в. знаменуется промышленным переворотом в Западной Европе, бурным ростом производительных сил, установлением буржуазных производственных отношений. Мощный технический прогресс, изменения социального состава общества, концентрация населения в крупных городах различных европейских стран создают основу для завершения процесса образования единого европейского городского костюма, который все больше утрачивает черты местного и национального своеобразия.

Развитие моды в XIX в. происходит очень интенсивно и затрагивает в основном женскую одежду, в то время как формы мужского костюма все более стабилизируются. На первое место выдвигаются его практичность, целесообразность, строгий внешний вид. Это объясняется, прежде всего, изменившимся образом жизни, новыми эстетическими идеалами XIX в. и определенным положением женщины в буржуазном обществе. Первенство в области женской моды по-прежнему остается за Францией, мужской — за Англией. Наряду с усложнением социальных функций моды значительно расширяется сфера ее влияния в обществе.

2.5.Костюм 1800—1825 годов. Стиль ампир

Начало XIX в. характеризуется появлением в искусстве стиля ампир (от французского «империя»). Он выражал эстетические вкусы крупной буржуазии и прославлял военные победы Наполеона. Так же как классицизм XVIII в., стиль ампир вдохновлялся античными образами. Характерными элементами орнамента были античные лавровые венки, луки, стрелы, пальмовые ветви, львы. Плотными симметричными рядами располагались орнаментальные рельефы, росписи на неподвижной глади дворцовых стен или лакированной мебели, создавая величественную монументальность интерьера.

Стиль ампир отличался от классицизма большей статичностью, пышностью, блеском и помпезностью. Силуэт костюма ампир стремится к цилиндрическим очертаниям высокой и стройной колонны. Плотные блестящие ткани украшают однотонной рельефной вышивкой или симметричной декоративной отделкой. Композиция костюма статична, декоративное решение преобладает над конструктивным.

Мужской повседневной одеждой становится темный (коричневый, черный, синий) шерстяной фрак с высоким воротником-стойкой. Чаще всего его носили со светлыми панталонами и светлым жилетом. Верхней одеждой был двубортный редингот, или сюртук (рис. 5, справа), который постепенно стал основным в деловой мужской одежде. Зимой и осенью мужчины носили редингот с несколькими воротниками или пелериной (рис. 5, слева). Прически в основном короткие, головные уборы — высокие шляпы с небольшими, загнутыми с боков полями. Распространенными видами обуви были сапоги и туфли. Особенно глубоким было влияние стиля ампир в женской одежде. Пропорции костюма остаются такими же, как в конце XVIII в. (высокая талия делит фигуру в соотношении 1 : 7 и 1 : 6, прямая длинная юбка и узкий лиф)В нем появляется все больше декоративных элементов: рюшей, кружев, вышивки, оборок (см. рис. 5). Платье делают из плотного шелка или тонких прозрачных тканей, но на плотной шелковой подкладке, и вышивают однотонной белой гладью с золотой и серебряной нитью, блестящими пайетками.



Рис. 5



Оно часто имеет шлейф, низкое декольте, короткий рукав-фонарик на широком манжете. Далее женский костюм становится более тяжелым, увеличивается количество поперечной отделки по низу. Юбку украшают оборками, кружевами, фестонами. Расширяется линия плеча. Линия груди остается завышенной, линия талии опускается ближе к естественной. Линия низа расширенной юбки укорачивается (до щиколоток). Характерное для стиля ампир увлечение вертикальными композиционными линиями уступает место членениям по горизонтали. Фигура делается менее высокой и стройной. Интерес к природе, обычай совершать пешие прогулки приводят к значительному расширению ассортимента верхней женской одежды: появляются короткие спенсеры (рис. 6, справа), однобортные рединготы (рис. 6, слева) из шерстяных или хлопчатобумажных тканей, отделанные бархатом, атласом (зимой — стеганные на вате или подбитые мехом). Верхняя одежда повторяет силуэт, покрой и форму деталей платья.



Рис. 6







Костюм дополнялся капорами всевозможных фасонов, иногда с вуалью, а затем шляпой типа ток, длинными лайковыми перчатками, часто без пальцев (митенями). Туфли — открытые, плоские, кожаные на низком каблуке.



2.6. Костюм 1830—1860 годов. Резкое изменение моды.

В 1830 г. в Германии, Франции и других европейских странах господствующим направлением в искусстве становится романтизм. Его эстетический идеал — сильная личность, жаждущая свободы, борьбы, действия. Характерным для романтизма была идеализация прошлого, главным образом средневековья. Во внешнем облике и костюме человека влияние романтизма создало образы возвышенные, страстные, мечтательные, одухотворенные. В мужском костюме, который по ассортименту и основным формам остается неизменным, большое значение придается дополнениям, дорогостоящим шерстяным, тонким льняным тканям. Для бальных фраков используют бархат, для жилетов — разноцветную парчу. В моду возвращается средневековый плащ и длинные остроконечные туфли. В женском костюме господствует платье с очень узкой стянутой жестким корсетом талией, непомерно широкими вверху и на линии локтя рукавами, низко спущенным плечом и расширенной юбкой длиной до щиколоток (рис. 7). Такие платья из светлого атласа, бархата обильно украшались лентами, кружевами, оборками. Дополняли их пышные головные уборы со страусовыми перьями, цветами, вуалью, ювелирными украшениями.



Рис. 7

Мужской и женский силуэты в романтическом костюме сходны: покатая линия плеч, сильное расширение рукава, плотное облегание груди и талии, расширение линии бедер (рис. 7).

В 40—50-е гг. в мужском костюме побеждает функциональность, целесообразность форм, утверждается мешковатый силуэт. Фрак становится парадной одеждой. В каждодневной одежде его заменяет сюртук, более удобная закрытая одежда с застежкой на пуговицы. В 60-х гг. сюртук заменяют пиджаком (в прошлом часть охотничьего костюма), который вместе с брюками и жилетом начинают делать из одной ткани. Еще раньше в верхней мужской одежде появляется пальто, короткое, прямого силуэта (рис. 8). Цветовая гамма ограничивается темными (синим, коричневым, зеленым, черным цветами. Рисунок ткани — клетка, узкая полоска. В летнем ассортименте допускались серый, белый и кремовый цвета. С этого времени вплоть до 60-х гг. XX в. изменения в мужской моде касаются в основном формы деталей (воротников, лацканов), длины и ширины низа брюк, застежки (двубортной или однобортной), степени прилегания по основным линиям силуэта.



Рис. 8

С этого времени вплоть до 60-х гг. XX в. изменения в мужской моде касаются в основном формы деталей (воротников, лацканов), длины и ширины низа брюк, застежки (двубортной или однобортной), степени прилегания по основным линиям силуэта. Ассортимент, форма и цвет одежды окончательно стабилизируются. Основным головным убором остается цилиндр. Обувь — сапоги и закрыты туфли черного цвета.

Совершенно в ином направлении развивается женский костюм. Рамки деятельности женщины в буржуазном обществе крайне ограничены: светские развлечения, искусство. Она превращается в игрушку, богато украшенную вывеску успехов и положения своего мужа, фабриканта, дельца, буржуа. Формы ее костюма далеки от какой бы то ни было практичности, целесообразности. Роскошные, богатые ткани, нагромождение отделки и украшений, быстрая смена моды, рассчитанной на броские эффекты, характеризует женский костюм буржуазной верхушки. Эклектизм — формальное механическое соединение различных художественных стилей, свойственный всему буржуазному искусству XIX в., характеризует и костюм. На протяжении всего периода встречается использование элементов античности, готики, барокко, рококо в фактуре, цвете, орнаментации тканей, в декоративном и конструктивном решении костюма, в отделке.

Силуэт и формы женского костюма 40—50-х гг. характеризуются четкими пропорциями, естественной линией плеча и талии, увеличенной линией бедер. Исчезли огромные рукава, пышные банты и легкомысленные пастижи причесок; волосы расчесаны на прямой пробор, приглажены щеткой и опускаются локонами по обе стороны лица. Тонкая шея и покатые, низко опущенные плечи плавно заканчиваются узким рукавом. Стан заключен в длинный изящный корсет и, как стебель, опускается на чашечку юбки... Юбка поддерживалась волосяным чехлом-кринолином (от франц. crin — конский волос, lin — лен), который увеличивался из года в год. К 60-м гг. юбка достигла внизу 2,5 — 3 м в диаметре, была уплощена в фас и вытянута в профиль (рис. 9).



Огромные юбки 60-х гг. украшались пышными воланами, каймой тканого узора, зубцами, фестонами. Этот период в истории костюма называют вторым рококо.

Характерной особенностью женского костюма этого периода является разнообразие его ассортимента по назначению: утренние наряды, костюмы для прогулок, обеденные и вечерние туалеты. Огромную роль в костюме играли дополнения: перчатки, зонтик, ювелирные украшения (серьги, броши, браслеты, цепочки, кольца). Шляпы сохраняли форму капора с высокой тульей. Особенность обуви этого времени — низкие каблуки и квадратная носочная часть.



Рис. 9





2.7. Костюм 1870—1890 годов

На протяжении 70—80-х гг. происходят дальнейшие стандартизация и стабилизация мужских костюмов, расширение ассортимента изделий по назначению. Изменения, диктуемые модой, касаются частностей. Усиленно развивается промышленное массовое производство мужской одежды, которое к концу века окончательно вытесняет индивидуальное. В женском костюме происходит очередное изменение силуэта, а также дальнейшее обогащение ассортимента тканей, материалов и роскошного, дорогого белья.

Яркое описание пышного великолепия тканей, кружев, белья во Франции этого периода дает Э. Золя в своем романе «Дамское счастье»: «Сначала брызгами падали блестящие атласные ткани и нежные шелка: атлас а-ля рэн, атлас ренессанс, с их перламутровыми переливами ключевой воды; легкие кристально прозрачные шелка — «Зеленый Нил», «Индийское небо», «Майская роза», «Голубой Дунай». За ними следовали более плотные ткани: атлас мервейё, шелк дюшес — они были более теплых тонов и спускались вниз нарастающими волнами. Внизу же, точно в широком бассейне, дремали тяжелые узорчатые ткани, дамА, парча, вышитые и затканные жемчугом шелка; они покоились на дне, окруженные бархатом — черным, белым, цветным, тисненным на шелку или атласе». И далее: «Выставка летних шелков, расположенная в центре отдела, освещала, словно восходящее солнце, весь зал сиянием зари и переливалась самыми нежными цветами радуги — бледно-розовым, светло-желтым, ясно-голубым. Тут были фуляры прозрачнее облака; сюра — легче пуха, летящего с деревьев; атласистые китайские шелка, напоминающие нежную кожу китайских девушек. Были тут и японские понже, индийские тюсоры и кора, не говоря уже о легких французских шелках, полосатых, в мелкую клетку и в цветочках всевозможных рисунков, — шелках, вызывавших мысль о дамах в платьях с оборками, вышедших майским утром погулять под раскидистыми деревьями парка». «Вокруг колонн... спускались волны мехельнских и валансьенских кружев... На всех прилавках... блистала снежная белизна испанских блонд, легких, как дуновение ветерка, брюссельских аппликаций, с крупными цветами на тонкой основе кружев ручной работы и кружев венецианских, с более тяжелым рисунком алансонских и брюггских, блиставших царственным и поистине церковным великолепием».

Роскошные ткани и кружева сочетаются в костюме с изысканной отделкой. Изменяется форма каркасной основы платья. Округлые пышные формы кринолина заменяются узкой в боках прямой юбкой с турнюром ниже линии талии спинки. Платье состоит из гладкого облегающего лифа с длинными рукавами, прямой юбки с драпированным или заложенным бантовыми складками полотнищем на спинке — треном. Трен обычно драпировался на турнюре, ниже закладывался складками, иногда скрепляясь тесьмой с изнанки. В боковых швах юбка могла быть сосборена. Поверх основной юбки по краю лифа пришивалась верхняя юбка, которая драпировалась спереди или на боках, отделывалась кантами, вышивкой, плиссировкой, кружевом, бантами. Сзади она была короче. Ее разрезали посередине, открывая пышный трен. Женская фигура, стянутая длинным корсетом, стройная и изящная, ассоциировалась с образом русалки. Этот костюм был очень декоративен, в нем одновременно использовались ткани, разные по цвету и фактуре, многообразные отделки и украшения (рис. 10). К концу 70-х гг. в моделировании костюма появляются новые идеи и образы. Возникает интерес к народному костюму, к восточным формам. Впервые предлагаются морские мотивы. Но, как и при заимствовании художественных стилей прошлого, в использовании этих идей не было художественной цельности: народный орнамент вышивки механически переносился на модное платье; в «морских» костюмах яркая синяя тесьма, двубортная застежка с якорями, головной убор соединялись с драпировкой на высоком турнюре, юбкой с мелкими плиссированными оборками (рис. 11).



Рис. 10 Рис. 11



В женском домашнем платье появляется решение халата с рукавом кимоно (рис. 12).

В конце века большое влияние на одежду оказывает развитие спорта. В мужском костюме появляются короткие брюки типа гольф, легкие куртки, цветные рубашки, мягкая фетровая шляпа. В женском костюме создается новый ассортимент: суконные широкие брюки-юбки и короткие жакеты (рис. 13). Новые костюмы характеризуются отсутствием вычурных линий, конструктивностью и целесообразностью.



Рис. 12 Рис. 13

Широкое распространение получает женский английский костюм (блузка, юбка и жакет). Белые крахмальные мужского типа воротнички, галстуки, манжеты украшают визитные платья, придавая им подчеркнуто скромный, строгий и деловой вид.

В 90-е гг. в женский костюм проникает зарождающийся стиль модерн (современный, новый), который возник как отрицание эклектизма буржуазного искусства. В костюме новый стиль проявился в претенциозных и вычурных формах, отразивших чувственное понимание красоты. Платья имели узкий лиф с тонкой талией, юбку клеш, рукав, узкий внизу с расширенным, присборенным окатом и укороченной линией плеча, высокий закрытый воротник. Новая форма корсета придавала фигуре s-образный изгиб: грудь поднята, талия туго стянута, живот уплощен, линия спины от талии имеет резкий прогиб почти под прямым углом. Все конструктивные и декоративные линии также повторяли этот изгиб (рис. 14). Искусственный изгиб фигуры не раз использовался в различные эпохи для создания изощренной, вычурной формы, соответствующей современному представлению о красоте, например г-образный силуэт в готическом костюме.



Рис. 14

Головные уборы в конце века имели высокую тулью и маленькие поля. По мере увеличения высоты причесок они приобретают вид наколок, украшенных цветами, перьями и маленькими чучелами птиц. Необходимыми дополнениями были перчатки, муфты, сумки. Обувь была разнообразной: высокие ботинки на шнуровке или пуговицах, туфли из цветной и черной кожи и шелка с пряжками, бантами, розетками на высоком изогнутом каблуке.
Литература

  1. file://localhost;

  2. Мерцалова, М. Н. История костюма/ М. Н Мерцалова.- Москва : Искусство, 1972. – 198 с.

  3. Тиль, Э. История костюма / Э. Тиль. – Москва : Легкая индустрия, 1979. – 103 с.

  4. Материал из Википедии — свободной энциклопедии



1 Так называют узкий блистательный круг авторитетнейших парижских модельеров расположенный в особом районе на Елисейских Полях.

3 Так называют модельеров высшего класса.



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации