Адаптивная физическая культура в системе высшего профессионального образования
В нашей стране впервые специальность Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) утверждена 24 июля 1996 г
Утверждён ГОСТ 09 июля 1997 г по данной специальности
Проект Государственного образовательного стандарта первого поколения по адаптивной физической культур был разработан на кафедре теории и методики адаптивной физической культуры Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта
Лицам, успешно освоившим основную образовательную программу подготовки по специальности «Адаптивная физическая культура» присваивается квалификация - специалист по адаптивной физической культуре. Нормативный срок освоения этой программы при очной форме обучения — 4 года. Заочная форма обучения предусматривает возможность увеличения сроков освоения программы на 1 год.
Лицам, успешно освоившим основную образовательную программу подготовки по специальности «Адаптивная физическая культура» присваивается квалификация - специалист по адаптивной физической культуре. Нормативный срок освоения этой программы при очной форме обучения — 4 года. Заочная форма обучения предусматривает возможность увеличения сроков освоения программы на 1 год.
Госстандартом предусмотрено, что деятельность специалиста должна проводиться в области педагогической антропологии, где он является активным субъектом приобщения лиц с отклонениями в состоянии здоровья к физической культуре, адаптированной к их особенностям и возможностям, к саморазвитию, самосовершенствованию и самоактуализации.
Объектами профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре являются государственные учреждения и организации различной ведомственной подчиненности, а также негосударственные предприятия и структуры, в которых проживают, обучаются, трудятся, лечатся, отдыхают, тренируются, соревнуются лица с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов.
Объектами профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре являются государственные учреждения и организации различной ведомственной подчиненности, а также негосударственные предприятия и структуры, в которых проживают, обучаются, трудятся, лечатся, отдыхают, тренируются, соревнуются лица с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов.
Области, в которых востребованы специалисты по АФК:
образовательные учреждения любых типов и видов (дошкольные, школьные; начального, среднего и высшего профессионального образования и др.) (контингент лиц, отнесенных к специальным медицинским группам)
специальные (коррекционные) образовательные учреждения I—VIII видов для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
федерации, клубы, детско-юношеские спортивные школы, сборные команды
физкультурно-оздоровительные и реабилитационные центры, лечебно-профилактические учреждения, санатории, дома отдыха, физкультурно-оздоровительные структуры национальных парков и рекреационных земель, туристические клубы
федеральные, республиканские, региональные государственные органы управления физической культурой и спортом и др.
содержания основной образовательной программы подготовки специалиста по адаптивной физической культуре представлено в Госстандарте четырьмя крупными блоками (см. рисунок).
содержания основной образовательной программы подготовки специалиста по адаптивной физической культуре представлено в Госстандарте четырьмя крупными блоками (см. рисунок).
Обязательные для изучения всеми вузами, осуществляющими образовательную деятельность по специальности «Адаптивная физическая культура», общепрофессиональные дисциплины насчитывают 15 наименований (табл. 1), основные дисциплины специальности — 10 наименований (табл. 2) и дисциплины специализаций — 6 наименований (табл. 3). В процессе обучения студент выбирает одну из шести специализаций (или из того количества, которое реализуется в конкретном образовательном учреждении), на которую выделяется (равно как и на другие) 500 часов.
Обязательные для изучения всеми вузами, осуществляющими образовательную деятельность по специальности «Адаптивная физическая культура», общепрофессиональные дисциплины насчитывают 15 наименований (табл. 1), основные дисциплины специальности — 10 наименований (табл. 2) и дисциплины специализаций — 6 наименований (табл. 3). В процессе обучения студент выбирает одну из шести специализаций (или из того количества, которое реализуется в конкретном образовательном учреждении), на которую выделяется (равно как и на другие) 500 часов.
Таблица 1
Таблица 2
Таблица 3
Магистерская программа -«Адаптивная физическая культура» предусматривает изучение принципов и закономерностей построения занятий физической культурой с лицами с ограниченными функциональными возможностями и инвалидами
программа подготовки магистров направлена на познание системы совершенствования физкультурной и спортивной подготовки инвалидов
программа подготовки магистров направлена на познание системы совершенствования физкультурной и спортивной подготовки инвалидов
В связи с тем, что основной целью подготовки магистров является приобщение их к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, овладение ими современными методами исследования в сфере адаптивной физической культуры, большое внимание уделяется написанию магистерской диссертации.