Контрольная работа по дисциплине: «Информационно-аналитические технологии государственного и муниципального управления» на тему: «Правовые основы информатизации гос - файл

скачать (158.7 kb.)


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Пензенский государственный университет»

Факультет экономики и управления

Заочная форма обучения

Кафедра: «Государственное управление и социология региона»



Контрольная работа по дисциплине:

«Информационно-аналитические технологии государственного и муниципального управления»

на тему:

«Правовые основы информатизации государственного и муниципального управления»

Выполнила: студентка гр. 16ЗЭГм1

Носова М.В.

Проверила: к.с.н., доцент

Ретинская В.Н.

Пенза, 2017

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1 Правовые основы информатизации государственного и муниципального управления ………....………………………………………….5

2 Информационно-аналитическое сопровождение деятельности Министерства культуры и туризма Пензенской области……………………..10

3 Презентация на тему «Повышение конкурентоспособности Пензенской области на основе развития туризма»..…………………..………15

Заключение………………………………………………………………...23

Список использованной литературы…………………………………….24

Введение

Актуальность темы чрезвычайно высока в свете заявленного государством курса на модернизацию политической, экономической и общественной жизни. В последнее время немало говорится о необходимости более широкого внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти, прежде всего на федеральном уровне. Не случайно в своем выступлении на расширенном заседании Государственного совета 8 февраля 2008 г., посвященном стратегии развития России до 2020 г., В. В. Путин отметил развитие технологий, более широкое применение инновационных форм и методов в деятельности федеральных органов власти как ключевые задачи развития нашего государства в период до 2020 года.

В связи с этим, как отмечают специалисты, именно от того, как федеральные органы исполнительной власти будут организовывать собственную деятельность при новых возможностях, предоставляемых им, используемых ими информационно-коммуникационных технологиях, а также при новой ситуации, характеризующейся как демократическими преобразованиями в стране, так и преобразованиями в рамках административной реформы, зависит создание эффективной современной модели государственного управления.

В работе рассматриваются информационные системы, используемые Министерством культуры и туризма Пензенской области, благодаря которым оно осуществляет обмен и размещение информации, обеспечивают доступ к нормативной, статистической и аналитической информации в сфере государственного управления.

Цель контрольной работы состоит в рассмотрении информационно-аналитического сопровождения деятельности органов государственной и муниципальной власти на примере Министерства культуры и туризма Пензенской области.

Реализация данной цели обусловила постановку и решение следующих задач:

-рассмотреть правовые основы информатизации государственного и муниципального управления;

- изучить информационно-аналитическое сопровождение деятельности Министерства культуры и туризма Пензенской области.

Объектом настоящего исследования является Министерства культуры и туризма Пензенской области. Предметом исследования выступаетинформационно-аналитическое сопровождение его деятельности.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ нормативно-правовых актов, касающихся тематикиконтрольной работы, сопоставительный анализ данных, анализ материалов информационных ресурсов.

1. Правовые основы информатизации государственного и муниципального управления

Принцип, закрепленный в статье 29 Всеобщей декларации прав человека: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться таким ограничениям, которые установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе». Необходимо четкое и всестороннее правовое регулирование всех тех граней государственного воздействия, которые так или иначе могут существенно ограничивать права человека, в том числе и в информационно-правовой сфере.

Следует отметить, что на состояние информационной безопасности России значительное влияние оказали происходящие за последние годы изменения, которые обусловили возникновение ряда факторов в политической, экономической и технической сферах. С одной стороны, произошло разрушение командно-административной системы государственного управления и осуществляется переход на управление на основе принципов законности, демократии и информационной открытости. Вместе с тем в обществе сохраняется низкая правовая и информационная культура[1].

Многие исследователи к числу важнейших факторов относят недостаточную нормативно-правовую базу в области регулирования информационных отношений и обеспечения информационной безопасности. В последние годы законодательная база России в области регулирования отношений при использовании ИКТ существенно изменена. Принят ряд новых законодательных актов, изменены и даже отменены некоторые ранее принятые.

Правовое обеспечение ИКТ заключается в исполнении законов и подзаконных актов, регулирующих юридическую ответственность должностных лиц, технических специалистов и пользователей за действия (или бездействие), повлекшие утечку, утрату или модификацию защищаемой информации, а также злоумышленников за совершение преднамеренного несанкционированного доступа к информации и нарушение процессов ее обработки[2].

Специфика современного этапа развития общества заключается в том, что дальнейшее развитие процессов информатизации зависит не только от технологических прорывов, но во многом от того, насколько быстро будут корректироваться существующие нормативные акты и разрабатываться новые, соответствующие изменившимся реалиям жизни. На сегодняшний день мировое сообщество сформировало единое мнение о том, что эффективное использование ИКТ не может быть достигнуто без согласованных действий по правовому регулированию процессов информатизации и выработки соответствующих международных нормативных документов.

В соответствии со статьей 15 Конституции РФ «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Поэтому все нормативные правовые документы в сфере ИКТ можно структурировать по нескольким уровням: международные, федерального уровня, акты федеральных органов исполнительной власти, акты субъектов Российской федерации, органов местного самоуправления, документы уровня предприятий и учреждений.

Если касаться национальной нормативной правовой базы, то в целом в области ИКТ в Российской Федерации действуют несколько десятков документов на уровне Федеральных Законов, Указов Президента, Постановлений Правительства и других правовых актов. Базовые концептуальные принципы отношений в информационной сфере определяет Конституция Российской Федерации. Кроме того, принят ряд концептуальных документов федерального уровня (концепции, доктрины, стратегии)[2].

Система нормативных правовых актов Российской Федерации в области ИКТ состоит из нескольких уровней, от международного до уровня предприятия. К числу международных актов относятся документы, которые подписаны от имени Российской Федерации.

Международные документы:

1. «Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности» (Стокгольм, 14.07.1967, в редакции от 2.10.1979. Вступила в силу для СССР 26.04.1970).

2. «Всемирная конвенция об авторском праве» (Женева, 6.09.1952. Пересмотрена в Париже 24.07.1971. Вступила в силу для СССР 27.05.1973).

3. «Конвенция Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных». Страсбург, 28.01.1998. Ратифицирована Законом РФ от 19.12.2005 № 160-ФЗ.

4. «Окинавская Хартия глобального информационного общества» Окинава. 22 июля 2000 года.

5. Декларация принципов. «Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии». Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества. Женева. 10.12.2003.

Концептуальные документы Российской Федерации:

1. «Конституция Российской Федерации» от 12.12.1993.

2. «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации». Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. №646.

3. «Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти».Одобренараспоряжением Правительства РФ от 27.09.2004 № 1244-р.

4. «Концепция региональной информатизации до 2018 года». Одобрена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 года №2769-р.

5. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 20.10.2010 г. № 1815-р.

Федеральные Законы Российской Федерации:

1. «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1.

2. «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-I.

3. «Гражданский кодекс Российской Федерации» (часть 4 в соответствии с Федеральным законом от 18.12.2006 № 231-ФЗ вступила в силу с 1 января 2008 года.)

4. «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.2002 № 1-ФЗ.

6. «О связи» от 7.07.2003 № 126-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями от 09.02.2007 № 14-ФЗ).

6. «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 02.02.2006 № 19-ФЗ, от 18.12.2006 № 231-ФЗ).

7. «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ.

8. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ.

Таким образом, все нормативные документы, действующие в настоящее время в Российской Федерации можно разделить по типу на две группы:

1. Документы, составляющие нормативную правовую базу и определяющие правовое пространство в области ИКТ.

2. Документы, составляющие нормативно-техническую базу в области информационных технологий (стандарты, критерии и другие документы, непосредственно определяющие организационные и технические требования по разработке и использованию ИКТ, лицензированию деятельности, сертификации).

Федеральные законы и кодексы регулируют соответствующие отношения в информационной сфере. На федеральном уровне принимаются подзаконные акты в виде Указов Президента и Постановлений Правительства, обеспечивающие выполнение законодательных актов. На уровне правительства утверждаются государственные стандарты и регламенты.

Федеральные министерства и ведомства разрабатывают межотраслевые и отраслевые нормативные акты, вводят отраслевые стандарты. Ведомственные нормативные документы разрабатываются в целях развития и конкретизации положений федеральных документов с учетом ведомственной (отраслевой) специфики. Органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской власти, а также органы местного самоуправления в пределах своей компетенции также могут разрабатывать нормативные правовые акты в области ИКТ[3].

2. Информационно-аналитическое сопровождение деятельности Министерства культуры и туризма Пензенской области

Информационные ресурсы России формируются в организациях и на предприятиях всех форм собственности и подчиненности в ходе их деятельности в хозяйственной, научной, социальной или любой иной сфере.

Значительная часть информационных ресурсов России создана на средства государственного бюджета и сосредоточена в государственном секторе. Кнаиболее значимым государственным информационным ресурсам относятся следующие:

- информационные ресурсы Государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ), в формировании которых участвуют более 30 специализированных организаций федерального и отраслевого уровня, 69 региональных информационных центров, а также ряд государственных предприятий;

- информационные ресурсы Государственной системы статистики.

Это информационные фонды по отраслям статистики,интегрированные базы данных, Единый государственный регистр предприятий и организаций, первичная статистическая информация;

- государственные информационные ресурсы правовой информации, сосредоточенные в Минюсте России и ФАС, подведомственных им центрах правовой информации, а также разнообразные ресурсы судебных органов;

- информационные ресурсы органов государственной власти и управления всех уровней (различная социальная и управленческая информация)[3].

Министерство культуры и туризма Пензенской области ведет работу в следующих информационных системах:

- автоматизированная информационная система «Единое информационное пространство в сфере культуры» (АИС ЕИПСК).

АИС ЕИПСК обеспечивает сбор данных о деятельности всех учреждений культуры РФ и обеспечивает возможность их автоматизированного распространения с целью вовлечения граждан в общекультурные процессы. Данные, введенные в АИС ЕИПСК один раз, распространяются по всем информационным каналам, снижая, таким образом, нагрузку на учреждения культуры и повышая охват аудитории.

Использование системыспособствует повышению эффективности деятельности сотрудников учреждений в области продвижения благ и услуг в сфере культуры[4].

- государственная автоматизированная информационная система «Управление»(далее – ГАС «Управление») проводится Федеральным казначейством в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 года № 1088 «О государственной автоматизированной информационной системе "Управление"».

ГАС «Управление» представляет собой единую государственную информационную систему, обеспечивающую сбор, учет, обработку и анализ данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных ресурсах, аналитических данных, данных официальной государственной статистики, а также иных сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления. ГАС «Управление» предназначена для устранения дублирующих потоков и запросов аналитической информации между органами государственной власти.

Формирование информационного наполнения ГАС «Управление» основано на процессе сбора потребностей и предложений по составу необходимой информации потребителям, путем формирования технологических карт межведомственного взаимодействия при обмене информации через ГАС «Управление».

ГАС «Управление» предназначена для решения следующих задач:

- обеспечение информационно-аналитической поддержки принятия органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления решений в сфере государственного управления и местного самоуправления, а также планирования деятельности этих органов;

- осуществление мониторинга, анализа и контроля за исполнением принятых органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления решений, в том числе за реализацией государственных программ Российской Федерации, основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации и выполнения приоритетных национальных проектов;

- осуществление мониторинга и анализа процессов, происходящих в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах, а также социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

- обеспечение оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Портал системы «Управление» является информационным ресурсом, обеспечивающим доступ к нормативной, статистической и аналитической информации в сфере государственного управления и местного самоуправления, инструментам анализа, различным информационным сервисам. Портал ГАС «Управление» имеет открытую часть и закрытую часть. Закрытая часть портала ГАС «Управление» предназначена для работы сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления[5].

- Официальный сайт РФ для размещения информации об государственных (муниципальных) учреждениях.

Официальный сайт создан с целью повышения открытости и доступности информации о государственных (муниципальных) учреждениях, а также об их деятельности и имуществе.

Работа пользователей на Официальном сайте обеспечивается комплексной информационно-аналитической автоматизированной системой. Система предназначена для автоматизации основных и вспомогательных процедур процесса размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях и предоставляет следующие возможности:

- поиск и отображение информации о государственных (муниципальных) учреждениях;

- анализ информации о государственных (муниципальных) учреждениях;

- размещение информации о государственных (муниципальных) учреждениях (личные кабинеты учреждений);

- взаимодействие с внешними информационными системами;

- прикладное администрирование.

Официальный сайт (www.bus.gov.ru) призван стать эффективным инструментом общественного контроля за деятельностью государственных и муниципальных учреждений, информировать общество об их деятельности, разумеется, за исключением ограниченного объема сведений, составляющих государственную тайну РФ[6].

- системы документооборота на базе LotusNotes.

В России документооборот LotusNotes часто встречается в банках, в крупных коммерческих структурах, а также в государственных учреждениях. LotusNotesобеспечивает автоматизацию документооборота и позволяет работать со следующими видами документов:

- Входящие и исходящие документы; 

- Распоряжения и Приказы; 

- Служебные записки;

- Заявления;

- Протоколы;

- Письма.

В системе реализован механизм контроля исполнительской дисциплины. Есть отдельные списки документов и резолюций, требующих исполнения. Отдельно отслеживаются документы с пометкой «На контроле».

Ко всем документам применяются правила для разграничения прав доступа таким образом, чтобы документы видели только те пользователи, которые имеют к ним отношение. Кроме того, реализованы ограничения на создание, редактирование и удаление документов.

Электронный документооборот позволяет согласовывать документы параллельно, в случае, если один документ предназначен сразу нескольким руководителям одновременно.Не нужно передавать бумажную версию документа от одного руководителя к другому.

Кроме того, все документы хранятся в электронном виде, распечатываются только те документы, которые необходимы для соблюдения законодательства[7].

Таким образом, можно сделать вывод, что все информационные системы, используемые Министерством культуры и туризма Пензенской области, позволяют автоматизироватьпроцесс размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях, обеспечивают доступ к нормативной, статистической и аналитической информации в сфере государственного управления, способствует повышению эффективности работы сотрудников.

3. Презентация

Заключение

Информатизация - это многогранный организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, направленный на улучшение эффективности государственного и муниципального управления для достижения оптимального удовлетворения информационных потребностей общества.

Основной целью применения информационных технологий в деятельности органов государственной власти является повышение эффективности, информационной открытости и прозрачности механизмов государственного управления, формирование электронного правительства, ориентированного на предоставление услуг гражданам и организациям и опирающегося на возрастающую роль информации и информационных технологий в общественной жизни.

Министерство культуры и туризма Пензенской области ведет работу в следующих информационных системах:

- автоматизированная информационная система «Единое информационное пространство в сфере культуры» (АИС ЕИПСК);

- государственная автоматизированная информационная система «Управление»;

- Официальный сайт РФ для размещения информации об государственных (муниципальных) учреждениях;

- системы документооборота на базе LotusNotes.

Информатизация государственного и муниципального управления позволяет обеспечить информационную прозрачность и открытость органов государственного для общества, повысить эффективности электронной коммуникации внутри и между государственными учреждениями, а также минимизирует издержки в деятельности органов власти.



Список использованных источников

  1. Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 года «О концепции правовой информатизации России». [Электронный ресурс]. Доступ из системы ГАРАНТ.

  2. Коротков А.В. Формирование и реализация государственной политики в сфере региональной информатизации. // Информационное общество. - 2014. − №2. − С. 18-21.

  3. Кузубов В.В. Информатизация органов государственной власти - актуальные аспекты // Муниципальная власть. - 2014. − №8.

  4. Автоматизированная информационная система «Единое информационное пространство в сфере культуры». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://all.culture.ru/intro

  5. Государственная автоматизированная информационная система «Управление». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://gasu.gov.ru/about

  6. Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://bus.gov.ru/

  7. Система документооборота LotusNotes. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://lotusdom.com/products_workflow.html


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации