Основными требованиями к современной лекции являются научность, доступность изложения, единство формы и содержания лекции. Кроме того, необходимо учитывать факторы эмоциональности изложения, чтобы сохранить внимание слушателей, а также ориентир на прикладную связь тем лекций с фактическими событиями.
С учетом этих требований каждая лекция в образовательной организации высшего образования должна:
иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов (понятийная линия лекции);
иметь твердый теоретический и методический стержень, важную проблему; – иметь законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом;
быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, иметь четко выраженную связь с практикой;
быть проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения, ставить перед обучающимися вопросы для размышления;
обладать силой логической аргументации и вызывать у обучающихся необходимый интерес, давать направление для самостоятельной работы;
находиться на современном уровне развития науки и техники, содержать прогноз их развития на ближайшие годы;
отражать методическую обработку материала (выделение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках);
быть наглядной, сочетаться по возможности с демонстрацией аудиовизуальных материалов, макетов, моделей и образцов;
излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов и понятий;
быть доступной для восприятия данной аудиторией.
Е.Г. Ивашкин и Л.П. Жукова в своей научной работе систематизировали виды лекций. Данная типология представляется следующим образом:
Лекция, как правило, состоит из трех частей:
вступление (введение);
изложение;
заключение.
Восприятие лекции во многом зависит от того, как лектор распорядится материалом и временем, которые у него есть. Четко прослеживающаяся логика, связывающая различные части лекции в единое целое позволяет легче усвоить материал, а также не потерять внимание в процессе лекции. Кроме того, стоит понимать, что следует осознавать специфику той или иной аудитории, понимать ее «сильные» и «слабые» стороны, для того, чтобы лекция была максимально доступна каждому сидящему. Естественно это лишь идеал, к которому следует стремиться. Каждый раздел лекции следует заканчивать небольшим резюме, «освежая» логическую связь с другими частями. В конце следует сделать вывод, вновь повторив основные тезисы, которые заложены в лекции и уточнить наличие вопросов.
Современная лекция выполняет следующие функции:
– информационную;
– мотивационную (стимулирует интерес к науке, убеждение в теоретической и практической значимости изучаемого предмета, развитие познавательных потребностей обучающихся);
– организационно-ориентационную (ориентация в источниках, литературе, рекомендации по организации самостоятельной работы);
– профессионально-воспитывающую;
– методологическую (формирует образцы научных методов объяснения, анализа, интерпретации, прогноза);
– оценочную и развивающую (формирование умений, чувств, отношений, оценок).
На мой взгляд, главное правило для каждого лектора – уметь не только говорить, но слушать и видеть. Реакция аудитории на одну и ту же лекцию при прочих равных может быть различной, поэтому лектору следует комбинировать приемы, чувствовать настроение аудитории, а также понимать насколько эффективны те или иные методы в данный «час». Хотя, наверное, самое главное все-таки – это понимать и знать то, что говоришь, сочетая это