Лекции (Лебедкина Е. Г. Угим-194904) Требования к лекционному занятию - файл

скачать (42.8 kb.)


Моделирование лекции (Лебедкина Е.Г. УГИМ-194904)


  1. Требования к лекционному занятию

  2. Типы лекции

  3. Структура лекции

  4. Функции лекции

  5. Способы привлечения внимания студентов

Основными требованиями к современной лекции являются научность, доступность изложения, единство формы и содержания лекции. Кроме того, необходимо учитывать факторы эмоциональности изложения, чтобы сохранить внимание слушателей, а также ориентир на прикладную связь тем лекций с фактическими событиями.

С учетом этих требований каждая лекция в образовательной организации высшего образования должна:

иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов (понятийная линия лекции);

иметь твердый теоретический и методический стержень, важную проблему; – иметь законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом;

быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, иметь четко выраженную связь с практикой;

быть проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения, ставить перед обучающимися вопросы для размышления;

обладать силой логической аргументации и вызывать у обучающихся необходимый интерес, давать направление для самостоятельной работы;

находиться на современном уровне развития науки и техники, содержать прогноз их развития на ближайшие годы;

отражать методическую обработку материала (выделение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках);

быть наглядной, сочетаться по возможности с демонстрацией аудиовизуальных материалов, макетов, моделей и образцов;

излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов и понятий;

быть доступной для восприятия данной аудиторией.

Е.Г. Ивашкин и Л.П. Жукова в своей научной работе систематизировали виды лекций. Данная типология представляется следующим образом:



  1. Проблемная лекция

  2. Лекция-визуализация

  3. Лекция вдвоем (бинарная лекция)

  4. Лекция-пресс-конференция

  5. Лекция-беседа

  6. Лекция-дискуссия

  7. Лекция с разбором конкретных ситуаций

  8. Лекция с заранее запланированными ошибками (лекция провокация)

  9. Лекция-консультация

  10. Лекция-исследование

  11. Лекция с применением техники обратной связи

  12. Видеолекция

  13. Мультимедиа лекция

Этот перечень включает в себя как традиционные модели преподавания материала, например, проблемная лекция, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, так и инновационные, такие как лекция-визуализация, Лекция вдвоем (бинарная лекция), Лекция с заранее запланированными ошибками (лекция провокация) Лекция-исследование, видеолекция. Если первая группа достаточно привычна обучающимся и их ожидания зачастую совпадают с конечным результатом, то вот вторая группа направлена на то, чтобы захватить внимание слушателя, в первую очередь, за счет необычности и инновационности. Однако рассматривая эти две группы стоит отметить, что не стоит отвергать то, что столетиями формировалось и конструировалась. Традиционные типы лекций, на мой взгляд, очень важны для сохранения академической целостности образовательного процесса. Зачастую такой тип позволяет сосредоточиться на проходимом материале, уловить логику преподавателя и усвоить то, что он несет в массы. Нетрадиционные типы лекций хорошо воспринимаются при изучении проблемных и неоднозначных тем, где требуется не только усвоение материала, но и поиск собственной научной позиции по отношению к предмету лекции. В рамках образовательного процесса мне кажется, необходимо комбинировать различные типы лекций для успешного освоения курсов и программ.

Лекция, как правило, состоит из трех частей:

вступление (введение);

изложение;

заключение.

Восприятие лекции во многом зависит от того, как лектор распорядится материалом и временем, которые у него есть. Четко прослеживающаяся логика, связывающая различные части лекции в единое целое позволяет легче усвоить материал, а также не потерять внимание в процессе лекции. Кроме того, стоит понимать, что следует осознавать специфику той или иной аудитории, понимать ее «сильные» и «слабые» стороны, для того, чтобы лекция была максимально доступна каждому сидящему. Естественно это лишь идеал, к которому следует стремиться. Каждый раздел лекции следует заканчивать небольшим резюме, «освежая» логическую связь с другими частями. В конце следует сделать вывод, вновь повторив основные тезисы, которые заложены в лекции и уточнить наличие вопросов.

Современная лекция выполняет следующие функции:

– информационную;

– мотивационную (стимулирует интерес к науке, убеждение в теоретической и практической значимости изучаемого предмета, развитие познавательных потребностей обучающихся);

– организационно-ориентационную (ориентация в источниках, литературе, рекомендации по организации самостоятельной работы);

– профессионально-воспитывающую;

– методологическую (формирует образцы научных методов объяснения, анализа, интерпретации, прогноза);

– оценочную и развивающую (формирование умений, чувств, отношений, оценок).

На мой взгляд, главное правило для каждого лектора – уметь не только говорить, но слушать и видеть. Реакция аудитории на одну и ту же лекцию при прочих равных может быть различной, поэтому лектору следует комбинировать приемы, чувствовать настроение аудитории, а также понимать насколько эффективны те или иные методы в данный «час». Хотя, наверное, самое главное все-таки – это понимать и знать то, что говоришь, сочетая это


с умением объяснить философию Гегеля пятилетнему ребенку так, чтобы он понял.

Моделирование лекции (Лебедкина Е.Г. УГИМ-194904)
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации