82 Подшипники скольжения, условия работы, характер разрушения. Расчет подшипников, работающих при граничной или полужидкостной смазке - файл
приобрестискачать (134.1 kb.)
82) Подшипники скольжения, условия работы, характер разрушения. Расчет подшипников, работающих при граничной или полужидкостной смазке.
Подшипник скольжения – это опора или направляющая, в которой цапфа (опорная поверхность вала) скользит по поверхности вкладыша (подшипника).
Подшипники скольжения применяются:
при особо высоких частотах вращения;
при ударных и вибрационных нагрузках;
для точных опор с постоянной жесткостью;
для разъемных опор;
при работе в воде или агрессивных средах.
В зависимости от направления воспринимаемой нагрузки подшипники скольжения бывают:
- радиальные – для восприятия радиальной силы Fr;
- упорные – для восприятия осевой силы Fа;
- радиально-упорные – для восприятия сил Fr и Fа.
Достоинства:
надежно работают в высокоскоростных приводах;
бесшумно работают;
имеют сравнительно малые радиальные размеры;
могут воспринимать значительные ударные и вибрационные нагрузки.
Недостатки:
высокие требования к наличию смазочных материалов => постоянный контроль;
сравнительно большие осевые размеры;
значительные потери на трение.
Виды отказов:
абразивное изнашивание;
заедание;
усталостное выкрашивание.
Радиальные подшипники скольжения:
1 – корпус; 2 – вкладыш; 3 – отверстие для подачи смазочного материала; 4 – цапфа; 5 – маслораздаточная канавка.
Расчет подшипников в условиях граничной или полужидкостной смазки:
Этот расчет служит основанием для выбора материала вкладыша для подшипника. Расчет подшипника скольжения проводят по среднему давления p на рабочих поверхностях и удельной работе pv сил трения, где v – окружная скорость поверхности цапфы. Расчет по среднему давлению p обеспечивает достаточную износостойкость, а расчет по pv – нормальный тепловой режим и отсутствие заедания.
При этом должны быть выполнены условия: и , где Fr – радиальная сила, l и d – длина и диаметр подшипника.
Значения [p] и [pv] зависят от материала вкладыша:
для антифрикционного чугуна [p]=9МПа, [pv]=1,8МПа*м/с;
для бронзы [p]=10МПа, [pv]=10МПа*м/с.
82) Подшипники скольжения, условия работы, характер разрушения. Расчет подшипников, работающих при граничной или полужидкостной смазке