Актуальные аспекты защиты прав потребителей в соответствии с законодательством Р - файл

приобрести
скачать (44.8 kb.)


Актуальные аспекты защиты прав потребителей в соответствии с законодательством РФ

Хачатурова Вероника 1967Б

История защиты прав потребителей ведет свой отсчет с 1775 года,

с момента первого документально подтвержденного протеста потребителей,

который был зафиксирован в штате Массачусетс Соединенных Штатов

Америки, когда продавцы, уличенные в продаже испорченных продуктов

питания, были приговорены к позорному столбу.

Формирование законодательной базы для защиты прав потребителей

начинается с принятия в 1890 году антитрестовского Закона Шермана,

направленного на повышение благосостояния населения за счет

противодействия ограничениям свободы торговли.

15 марта 1962 года в своем обращении к парламенту президент США

Джон Кеннеди определил само понятие «потребитель» и назвал четыре

основных права потребителей: право на безопасность товаров и услуг; право на

информацию; право на выбор товаров и услуг на конкурентной основе; право

быть выслушанным, которые были дополнены правом на компенсацию и на

просвещение и явились фундаментальными.

В 1973 году Европейский союз на 25-й сессии

Консультативной ассамблеи принял Хартию защиты потребителей.

В 1985 году в Руководящих принципах для защиты интересов

потребителей, принятых Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция № 39/248

от 09.04.85), были заложены международные основы цивилизованной

потребительской политики, закрепившие основные права потребителей:

на безопасность товаров;

информацию;

выбор товаров;

выражение своих интересов;

удовлетворение основных потребностей;

возмещение ущерба;

потребительское образование;

здоровую окружающую среду.

Основным принципом, заложенным в концепцию защиты

потребительских прав граждан, явилось признание потребителя в качестве

наиболее слабой (экономически и информационно) стороны в отношениях

с предпринимателями-изготовителями, исполнителями и продавцами, которое

выразилось в появлении сначала общих программных документов органов

Европейского экономического сообщества в сфере защиты прав

потребителей, а затем и нормативных актов в форме директив Совета ЕЭС.

Официально политика защиты прав потребителей в рамках Европейского

сообщества была создана одновременно с принятием в 1975 году первой

программы действий по защите прав потребителей. Основные принципы и

нормы Римского договора были дополнены положениями, содержащимися

в Едином европейском акте, ратифицированном парламентами всех стран-

участниц и вступившим в силу с 1 июля 1987 года.

В результате пройденного этапа становления в настоящее время в странах

ЕС с их развитой экономикой, а, соответственно, и с большим количеством

потребительских проблем, накоплен значительный опыт по организации

государственной и общественной защиты прав потребителей.

Первой вехой в решении вопросов правового регулирования в сфере

защиты прав потребителей в СССР явилась разработка проекта закона

«О качестве продукции и защите прав потребителей», а Закон СССР «О защите

прав потребителей − граждан» положил начало реализации прав потребителя.

Закон СССР «О защите прав потребителей», который в связи с распадом

союзного государства не применялся в полную силу (формально действовал

в России с 1 января до 7 апреля 1992 года), на долгое время оставался моделью

нормотворчества в соответствующей сфере правоотношений для государств −

участников СНГ, на его основе разработаны первые на пространстве содружества национальные законы, например "закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите

прав потребителей» (изменения в Закон привносились 17 раз, в настоящее

время действует в последней редакции от 25 июня 2012 года)"

В настоящее время в государствах – участниках СНГ развитие

справедливой социально-экономической политики, в том числе создание

условий для реализации прав граждан-потребителей закреплены

в конституциях государств, законодательстве о защите прав потребителей,

которое состоит из норм различных отраслей права (гражданское,

административное, уголовное), регулирующих отношения по защите и

удовлетворению моральных, материальных и иных ценностей граждан.

Законодательство о защите прав потребителей принято в большинстве

государств − участников СНГ, например в

Российской Федерации отношения с участием потребителей

регулируются Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1

«О защите прав потребителей», другими федеральными законами, а также

принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми

актами Российской Федерации.

На данный момент с учетом непростой социально- экономической ситуацией особое значение приобретает защита и поддержание должного уровня тех гражданских и социальных прав населения нашей страны, в числе которых одно из ведущих мест занимают потребительские права граждан, которые имеют определяющее значение для жизнедеятельности и качественного жизнеобеспечения. Поэтому в период кризисных явлений для каждого человека, каждой семьи повышенную актуальность имеют вопросы сохранения достигнутого уровня благополучия, надежного сбережения личных накоплений, стабильного обеспечения социальных гарантий, возможность безрискового приобретения качественных и безопасных товаров и услуг по доступным ценам.



Защита социальных и потребительских прав граждан требует осуществления широкого комплекса мер, включая законодательное обеспечение и создание условий для его применения. В связи со стремительным развитием рынка в сфере потребительских отношений существует постоянная необходимость совершенствования и создания новых действенных правовых механизмов для защиты прав и интересов потребителей, обеспечивающих потребительскую безопасность, социальную стабильность и стимулирование предпринимателей к достижению высоких стандартов обслуживания потребителей на основе принципов добросовестности и клиентоориентированности при гарантированном качестве предлагаемых товаров и услуг.

Несмотря на то, что законодательство о защите прав потребителей последовательно развивается и занимает прочное место в системе правового регулирования и его действенность подтверждается в целом позитивной правоприменительной практикой, оно, тем не менее, имеет определенные пробелы. Кроме того, в данной сфере встречаются факты несогласованности отдельных нормативных правовых актов между собой, что приводит к правовой неопределенности, которая наряду с прямыми нарушениями прав потребителей со стороны недобросовестных представителей предпринимательского корпуса, является дополнительной «почвой» для всякого рода злоупотреблений в ущерб интересам потребителям, что не способствует эффективному развитию потребительского рынка, в том числе из-за роста недоверия со стороны граждан к его профессиональным участникам.

Актуальные аспекты защиты прав потребителей в соответствии с законодательством Р
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации