Хачатурова Вероника 1967Б
История защиты прав потребителей ведет свой отсчет с 1775 года,
с момента первого документально подтвержденного протеста потребителей,
который был зафиксирован в штате Массачусетс Соединенных Штатов
Америки, когда продавцы, уличенные в продаже испорченных продуктов
питания, были приговорены к позорному столбу.
Формирование законодательной базы для защиты прав потребителей
начинается с принятия в 1890 году антитрестовского Закона Шермана,
направленного на повышение благосостояния населения за счет
противодействия ограничениям свободы торговли.
15 марта 1962 года в своем обращении к парламенту президент США
Джон Кеннеди определил само понятие «потребитель» и назвал четыре
основных права потребителей: право на безопасность товаров и услуг; право на
информацию; право на выбор товаров и услуг на конкурентной основе; право
быть выслушанным, которые были дополнены правом на компенсацию и на
просвещение и явились фундаментальными.
В 1973 году Европейский союз на 25-й сессии
Консультативной ассамблеи принял Хартию защиты потребителей.
В 1985 году в Руководящих принципах для защиты интересов
потребителей, принятых Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция № 39/248
от 09.04.85), были заложены международные основы цивилизованной
потребительской политики, закрепившие основные права потребителей:
на безопасность товаров;
информацию;
выбор товаров;
выражение своих интересов;
удовлетворение основных потребностей;
возмещение ущерба;
потребительское образование;
здоровую окружающую среду.
Основным принципом, заложенным в концепцию защиты
потребительских прав граждан, явилось признание потребителя в качестве
наиболее слабой (экономически и информационно) стороны в отношениях
с предпринимателями-изготовителями, исполнителями и продавцами, которое
выразилось в появлении сначала общих программных документов органов
Европейского экономического сообщества в сфере защиты прав
потребителей, а затем и нормативных актов в форме директив Совета ЕЭС.
Официально политика защиты прав потребителей в рамках Европейского
сообщества была создана одновременно с принятием в 1975 году первой
программы действий по защите прав потребителей. Основные принципы и
нормы Римского договора были дополнены положениями, содержащимися
в Едином европейском акте, ратифицированном парламентами всех стран-
участниц и вступившим в силу с 1 июля 1987 года.
В результате пройденного этапа становления в настоящее время в странах
ЕС с их развитой экономикой, а, соответственно, и с большим количеством
потребительских проблем, накоплен значительный опыт по организации
государственной и общественной защиты прав потребителей.
Первой вехой в решении вопросов правового регулирования в сфере
защиты прав потребителей в СССР явилась разработка проекта закона
«О качестве продукции и защите прав потребителей», а Закон СССР «О защите
прав потребителей − граждан» положил начало реализации прав потребителя.
Закон СССР «О защите прав потребителей», который в связи с распадом
союзного государства не применялся в полную силу (формально действовал
в России с 1 января до 7 апреля 1992 года), на долгое время оставался моделью
нормотворчества в соответствующей сфере правоотношений для государств −
участников СНГ, на его основе разработаны первые на пространстве содружества национальные законы, например "закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите
прав потребителей» (изменения в Закон привносились 17 раз, в настоящее
время действует в последней редакции от 25 июня 2012 года)"
В настоящее время в государствах – участниках СНГ развитие
справедливой социально-экономической политики, в том числе создание
условий для реализации прав граждан-потребителей закреплены
в конституциях государств, законодательстве о защите прав потребителей,
которое состоит из норм различных отраслей права (гражданское,
административное, уголовное), регулирующих отношения по защите и
удовлетворению моральных, материальных и иных ценностей граждан.
Законодательство о защите прав потребителей принято в большинстве
государств − участников СНГ, например в
Российской Федерации отношения с участием потребителей
регулируются Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1
«О защите прав потребителей», другими федеральными законами, а также
принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации.
На данный момент с учетом непростой социально- экономической ситуацией особое значение приобретает защита и поддержание должного уровня тех гражданских и социальных прав населения нашей страны, в числе которых одно из ведущих мест занимают потребительские права граждан, которые имеют определяющее значение для жизнедеятельности и качественного жизнеобеспечения. Поэтому в период кризисных явлений для каждого человека, каждой семьи повышенную актуальность имеют вопросы сохранения достигнутого уровня благополучия, надежного сбережения личных накоплений, стабильного обеспечения социальных гарантий, возможность безрискового приобретения качественных и безопасных товаров и услуг по доступным ценам.