Контрольная работа - Режим дня и гигиена воспитательного процесса в ДОУ - файл n1.doc

Контрольная работа - Режим дня и гигиена воспитательного процесса в ДОУ
скачать (120.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc121kb.11.06.2012 05:20скачать

n1.doc



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема: «Режим и гигиена воспитательного процесса»

2011г.

Содержание
1. Понятие режима дня. Основные компоненты. 3

2.Физиологические основы режима дня 6

3. Педагогическое и гигиеническое значение режима дня 8

4. Изменение режима под воздействием различных факторов (тип учреждения, время года, возраст, биоритмы и т.д.) 13

5. Оценить режим в одной из возрастных групп 15

Литература 17
1. Понятие режима дня. Основные компоненты
Важнейшим условием правильного развития детей яв­ляется четкий, соответствующий возрасту и индивиду­альным особенностям режим дня. Большинство педаго­гов, физиологов, медиков (Н.М.Щелованов, Н.М.Аксарина, И.А.Аршавский, Н.М.Фонарев и другие) опреде­ляют режим как основу жизни маленького ребенка.

Режим - это рациональное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей организма ре­бенка (сон, прием пищи, бодрствование), а также смена видов деятельности.

Бодрствование - это деятельное состояние коры голов­ного мозга, которое поддерживается раздражителями из внешнего мира (И.П.Павлов).

Сон - это также активный процесс, поскольку многие нервные клетки во время сна находятся в активном со­стоянии. Но деятельность органов чувств в это время за­торможена. Сон возникает в результате естественной усталости после достаточного по длительности (в соответст­вии с возрастом) бодрствования. Чередование сна и бодр­ствования - важное условие нормальной психической дея­тельности человека.

Правильная организация режима жизни детей – необходимое условие для нормального развития нервной системы. С учетом возрастных особенностей ребенка режим должен предусматривать наличие всех элементов жизнедеятельности ребенка (сон, прогулка, занятие и пр.), дисциплинирующих и способствующих нормальному физическому развитию.

Показателями правильно составленного режима являются:

1. Отсутствие у ребенка отрицательных эмоций (плача, капризов, негативных реакций и т.д.).

2. Уровень деятельности малыша соответствует возрасту.

3. Ребенок спокойно переходит от одного состояния к другому (от бодрствования ко сну и наоборот), от одного вида деятельности к другому.

4. У ребенка хороший аппетит, глубокий сон.

5. Малыш принимает активное участие во всех режим­ных процессах и положительно к ним относится.

Ведущими педагогами (Н.М. Аксариной, Г.М. Ляминой, М.Ю. Кистяковской и др.) были сформулированы основ­ные методические правила проведения режимных процес­сов.

1. Все режимные процессы должны быть направлены на своевременное и полное удовлетворение органических по­требностей организма ребенка. Внимание взрослых сосре­доточивается на воспитании положительного отношения ребенка ко всем режимным процессам (к приему пищи, гигиеническим процедурам, занятиям, движениям, к укла­дыванию на сон и т.д.). Для этого требования взрослого должны всегда совпадать с потребностями ребенка. Взрос­лый предлагает ребенку принимать пищу тогда, когда ма­лыш голоден, предлагает спать, когда он устал, и т.д.

2. Интерес к режимному процессу у ребенка увеличива­ется, если он принимает посильное активное участие в нем. Например, в 10-11 месяцев держит ложку и пытается за­черпнуть пищу во время еды, в 2 года ест самостоятельно; в 1-6 месяцев стягивает с себя носки, шапку и т.п. В 2-3 года пытается самостоятельно раздеться, одеться и т.п.

Активно участвуя в режимных процессах, малыш мо­жет ошибаться, делать не так, как требует взрослый. Чаще всего это происходит от недостатка опыта, знаний малы­ша. Очень важно, чтобы взрослый не заострял внимание детей на неправильных поступках, а учил, как надо сде­лать правильно. Например, во время кормления воспита­тель заметил, что ребенок берет пищу из тарелки не лож­кой, а рукой. Он подходит к ребенку и тихо говорит: «Миша, возьми ложку и кушай. Вот, какой ты молодец, правильно держишь ложку».

3. Все режимные процессы должны использоваться взрос­лыми для воспитания ребенка.

Жизнь ребенка проходит в постоянном чередовании сна, бодрствования, кормления. Важно все это использо­вать для развития малыша. С этой целью необходимо об­говаривать все действия взрослого и ребенка, называть свойства предметов, явлений. Формировать нужные при­вычки и навыки поведения. Например, во время кормле­ния взрослый не только формирует у ребенка правила поведения, но и обогащает словарь названием блюд, их качеств (кисель сладкий, молоко теплое - горячее и т.д.).

4. Организация режима в детском учреждении предпо­лагает постепенное вовлечение детей в тот или иной ре­жимный процесс (принцип постепенности). Например, при организации кормления воспитатель предлагает 2-3 детям убрать игрушки и вымыть руки, после чего дети садятся за стол и им тут же подают пищу, а в это время другие 2-3 де­тей моют руки и садятся за стол и т.д.

5. Перед каждым режимным процессом воспитатель да­ет установку. Например: «Скоро будем обедать. Сережа, Маша, уберите игрушки на место и пойдем мыть руки». Установка должна даваться за несколько минут до начала режимного процесса, с тем, чтобы дети могли переклю­читься на новый вид деятельности.
2.Физиологические основы режима дня
Сон и бодрствование - это два сопряженных состояния. От того, насколько активным был ребенок во время бодр­ствования, зависят характер засыпания, глубина и дли­тельность сна. Если ребенок хорошо выспался, то бодрст­вование его, как правило, протекает активно.

Режим должен обеспечить суточное количество сна и бодрствования. Для детей, посещающих детское учрежде­ние, режим составляется не только на время пребывания малыша в детском саду, но и для дома, т.е. на сутки.

Если ребенка укладывать спать, кормить, организовы­вать бодрствование в одно и то же время, то у него фор­мируется система условных рефлексов на время приема пищи, укладывания на сон, активной деятельности.

Эта система условных рефлексов на время, которую И.П.Павлов назвал динамическим стереотипом, и состав­ляет физиологическую основу режима. Сложившийся ди­намический стереотип заранее подготавливает организм к приему пищи в определенное время, сну, активной деятель­ности и тем самым экономит нервную энергию ребенка.

Бодрствование ребенка связано с активной деятельностью – возбуждением нервных клеток под влиянием внешних раздражителей, поступающих в кору головного мозга через соответствующие рецепторы (глаз, ухо, кожа и т.д.). Центральная нервная система ребенка раннего и дошкольного возраста еще слаба, и во время бодрствования он легко утомляется.

При составлении режима за основу берется предел рабо­тоспособности нервной системы ребенка, который, например, на протяжении раннего возраста меняется многократно. Предел ра­ботоспособности нервной системы в разные возрастные периоды и определяет длительность бодрствования, коли­чество дневного и ночного сна. Правильно организованный и достаточно продолжительный сон имеет огромное значение для восстановления нормального состояния нервных клеток. Во время сна ребенок должен полностью восстановить свои силы. А для этого сон дол­жен быть полноценным, глубоким. И это необходимо учитывать в детских учреждениях. В таблице 1 представлена частота и продолжительность сна детей от 2,5 мес. до 7 лет.

Таблица 1

Возраст

Количество периодов

дневного сна

Длительность каждого периода сна

Продолжительность сна в течение суток (с ночным сном)

С 2,5-3 до 5-6 мес.

4-3

2ч – 1ч 30 мин

17 ч 30 мин – 17 час

С 5-6 до 9-10 мес.

3

2ч – 1ч 30 мин

16 ч 30 мин – 16 час

С 9-10 мес. до 1 года

2

2ч 30 мин – 2 ч

15 ч– 14 час 30мин

1 год – 1 год 6 мес.

2

2ч – 1ч 30 мин

14 час 30мин – 14 ч

1год 6 мес.-2 года

1



14 ч– 13 час 30мин

2-3 года

1

2ч 30мин

13 ч 30мин– 12 час 30мин

3-4 года

1

2ч 20 мин

13 ч 20мин– 12 час 20мин

4-5 лет

1

2ч 10 мин

13 ч 10мин– 12 час 10мин

5-6 лет

1

1ч 45мин

12 ч 35мин– 11 час 05мин

6-7 лет

1

1ч 45 мин

12 ч 30мин– 11 час 30мин


Примечание: Суточная продолжительность сна, указанная в таблице, рассчитана на здоровых детей с уравновешенной нервной системой
Родите­лям необходимо также знать, что нервная система детей невы­носливая и поэтому они быстро утомляются. Воспитатель должен научить родителей приемам снятия утомления, приемам обуче­ния и общения с малышами.

Роди­тели должны знать, какие занятия можно проводить с детьми и как это делать. Какие методы и приемы исполь­зовать, сколько времени можно заниматься, чтобы не переутомлять нервную систему ребенка и т.п.
3. Педагогическое и гигиеническое значение режима дня
Соблюдение режима дня позволяет решать многие педагогические задачи.

Развитие и воспитание личности в дошкольном возрасте про­исходит в так называемой «бытовой» деятельности: в раз­личных режимных моментах (умывание, кормление, оде­вание и раздевание).

Создавая условия для этой деятельности и общаясь с ребенком, педагог решает ряд задач:

- воспитание самостоятельности как относительной не­зависимости от взрослого (предпосылкой ее является фор­мирование на эмоциональной и наглядной основе элемен­тарных орудийных действий);

- накопление опыта самостоятельных действий в быто­вых процессах способствует развитию самоуважения, чув­ства собственного достоинства. Через действия с предме­тами быта (полотенце, мыло, посуда, предметы одежды и обуви и др.) закладываются основы будущей культуры труда, бережливости;

- воспитание навыков опрятности, культуры еды, что принято называть культурно-гигиеническими навыками. Они предохраняют здоровье ребенка, связаны с воспита­нием его общей культуры;

- воспитание доброжелательного отношения друг к дру­гу, так как в условиях детского сада при выполнении про­цессов самообслуживания возникает множество ситуаций, требующих от малышей личностных и «деловых» контактов.

Педагогу важно создать определенные условия для ус­пешного решения вышеназванных задач. Вся обстановка для выполнения бытовых процессов должна быть приспособлена к росту ребенка. Все предметы, оборудование для элементарных трудовых действий (клеенка, фартучки, варежки, тряпочки и т.п.) должны иметь определенное место хранения, которое знают дети. Все это будет способствовать самостоятельности детей.

Участие ребенка во всех процессах должно сопровож­даться положительными эмоциями, иначе ребенок стано­вится невосприимчивым к педагогическим воздействиям. Поэтому важно, чтобы вода для умывания была теплой, а кран - на таком уровне, чтобы вода не затекала в рукав; мыло - такого размера, чтобы ребенок смог его удержать в своих еще очень неумелых руках; посуда для еды при­влекала своим внешним видом и т. п.

Все режимные моменты должны быть продуманы с точ­ки зрения постепенного включения детей в процесс (инди­видуально или по 2-3 человека), чтобы максимально обес­печить индивидуальный подход к детям. Важно учесть, что есть дети медлительные или, наоборот, подвижные, и педагогу надо обеспечить каждому ребенку время, необ­ходимое для самостоятельных действий.

Большое значение в ре­шении задач воспитания имеют игровые приемы поощре­ния правильных действий, упражнения в действиях на спе­циальном материале (например, рамочки с застежками, пуговицы, кнопки, шнурки и т.п.).

Психическое и личностное развитие детей идет не толь­ко в бытовой деятельности, организованной в режимных процессах, но и в условиях обучения на занятиях.

Занятия являются основной, наиболее эффективной формой обучения де­тей. Занятия обеспечи­вают целенаправленное развитие ребенка, так как прово­дятся они в соответствии с программой, с учетом их инди­видуального развития. На занятиях под руководством воспитателя дети приобретают знания об окружающей жизни, умения, навыки. У них развиваются все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, речь. Уже в ран­нем возрасте на занятиях малыши приобретают элемен­тарные учебные навыки. Они учатся внимательно слушать воспитателя, воспринимать задание, действовать в соот­ветствии с ним. На занятиях дети приобретают некоторые знания и навыки жизни в детском сообществе (не мешать друг другу, заниматься со своей игрушкой, подождать, пока взрослый занимается с другим ребенком, и т.п.).

Интерес детей к занятию поддерживается эмоциональ­ным отношением педагога к тому, что он показывает, о чем рассказывает. Эмоциональное отношение взрослого к занятию чаще всего выражается через мимику, речь. Важ­но менять интонацию, выделять с ее помощью главное, на что педагог хочет обратить внимание детей. Речь воспита­теля должна быть доступной пониманию детей, четкой, грамотной, фразы - короткими. Там, где необходимо, педа­гог использует художественное слово.

Большую роль при проведении занятий с детьми играют предметы, пособия, которые педагог использует в занятии. Они должны быть яркими, привле­кательными, вызывать интерес у детей. Но детям недостаточно только видеть пред­мет. У них всегда есть желание потрогать его, обследовать, подействовать с ним. Вот почему, например, в раннем возрасте веду­щим методом обучения является наглядно-действенный. При использовании данного метода детям представляется возможность не только смотреть, слушать, но и действовать с предметом, отвечать на вопросы, т.е. проявлять активность, самостоятельность, эмоциональное отношение к предмету.

Организуя занятия с детьми, педагог должен помнить, что, чем больше анализаторов (зрительный, тактильный, слуховой, двигательный) участвует в восприятии и чем ак­тивнее ребенок, тем глубже впечатление и прочнее запоми­нание, а следовательно, выше обучающий эффект занятия.

Гигиеническое значение режима дня заключается в правильной организации сна, режима питания, бодрствования.

Так, гигиеническая организация сна заключается в следующем. Перед сном нельзя обильно кормить ребенка, поить чаем, кофе, какао, неприемлемы подвижные игры, т.к. в результате ребенок не может сразу заснуть, и в результате не высыпается. Чтобы дети быстро засыпали и хорошо спали, рекомендуется укладывать их в одно и то же время. Речь взрослых должна быть ласковой, тихой, движения мягкие и спокойные. У каждого ребенка должна быть своя кроватка. Нельзя укачивать ребенка, петь ему песни, т.к. это может войти в привычку, без которой он не сможет быстро засыпать. В комнате, где спят дети, форточки и фрамуги должны быть открытыми, но за 20-30 мин до подъема детей их закрывают. Во время сна ребенок должен находиться в состоянии теплового комфорта. Очень важно в соответствии со временем года подобрать ему удобную и теплую одежду для сна.

Во время сна недопустимы свет и громкие разговоры. Ребенок не должен спать, укрывшись с головой одеялом, на животе или уткнувшись в подушку. Детям вредно лежать все время в одном и том же положении, это может привести к деформации черепа, грудной клетки, позвоночника. Эти правила должны знать и родители.

Для правильного развития ребенка необходим рациональный режим питания. Дети должны принимать пищу в точно установленное время. Важно, чтобы ребенок, уходя в детский сад не получал завтрак, иначе он откажется от него в детском саду и тем самым нарушит режим питания.

Пониженный аппетит (анорекция) – частое явление у детей, особенно раннего возраста. Это происходит в результате кормления ребенка помимо его желания или под влиянием каких-либо раздражителей (ожог рта, слишком горячая пища, резкие замечания взрослых во время кормления и т.д.). Чаще подобное наблюдается у детей с ослабленной нервной системой в период адаптации в дошкольном учреждении. Поэтому необходимо во время приема пищи создавать спокойную доброжелательную обстановку, поддерживать у детей хорошее настроение, не ругать ребенка, если он медленно ест, не делать ему часто замечания.

При организации бодрствования необходимо также учитывать гигиенические требования. Дети увлеченные интересной игрой, не чувствуют утомления, но неправильно построенные виды деятельности могут быть нагрузкой для нервной системы ребенка и быстро привести к утомлению.

Нервная система детей раннего возраста характеризу­ется слабой выносливостью, быстрой утомляемостью. По­этому, например, занятия в группах раннего возраста не должны пре­вышать 5-10 мин на 2-м году жизни и 5-20 мин на 3-м. А во время занятия необходимо следить за состоянием детей и при первых же признаках утомления (двигательное беспокойство, неадекватность ответных реакций, отвлече­ние, покраснение или побледнение кожи, легкое покашли­вание и т.п.) воспитатель должен принять меры: сменить позу детей, вызвать интерес с помощью сюрпризных мо­ментов, дать двигательное задание и т.п. Если эти меры не помогают, то занятие лучше прекратить. Ни в коем случае нельзя насильно заставлять детей заниматься.

Важно хорошо продумать чередование видов деятельности. После игр, требующих значительного умственного напряжения, должны следовать подвижные игры, не связанные с большими умственными усилиями.

Занятия нужно организовывать так, чтобы они были разными по сложности. Нельзя, например, в один день проводить занятия по гимнастике и лепке, т.к. для гимнастики дети должны переодеваться, а лепка требует мытья рук, уборки столов и т.д. При такой организации занятий дети перевозбуждаются, утомляются, их настроение и самочувствие ухудшаются.

Обязательно должны быть включены в режим дня физические упражнения, прогулки на свежем воздухе, особенно в летнее время. В зимнее время рекомендуется в специально отведенное время гулять с детьми не менее 2-х раз в день. Прогулки оказывают благоприятное воздействие на нервную систему, улучшают аппетит, сон, настроение, тренируют сердечно-сосудистую систему, являются одним средств закаливания.

Физические упражнения играют огромную роль в формировании детского организма. Они содействуют развитию всех органов и систем: двигательного аппарата, координации движений, повышают возбудимость мышц, темп, силу, общую выносливость, вызывают усиление сердечной деятельности, от работы которой зависит обеспечение всего организма кислородом и питательными веществами.

4. Изменение режима под воздействием различных факторов (тип учреждения, время года, возраст, биоритмы и т.д.)
В условиях семьи и детского учреждения при составле­нии режима дня должны учитываться следующие моменты:

1. Возраст ребенка.

2. Здоровье и уровень физического и психического раз­вития. (Дети ослабленные живут на режиме более млад­ших детей.)

3. Сезонные изменения.

4. Биоритмы.

О необходимости перевода ребенка на новый режим можно судить по его поведению:

1.Ребенок перестает спать днем; медленно засыпает, рано просыпается; засыпает перед кормлением или в пе­риод кормления.

2. Теряет аппетит.

3.Негативно относится к предложениям взрослого; не­адекватно отвечает на них.

Перевод на новый режим осуществляется в соответствии с возрастом ребенка. Это является сложным моментом в организации режима дня детей раннего возраста, как в условиях семьи, так и в условиях детского учреждения. Особенно труден переход с режима с двукратным сном на режим с однократным дневным сном, так как при этом меняется не только ритм, но и последовательность проведения всех режимных процессов. Перевод на новый режим должен осуществляться постепенно. Сначала сокращается длительность сна и увеличивается длительность бодрствования внутри старого режима, а затем сокраща­ется количество дневных снов, но увеличивается их дли­тельность. Перевод детей на один дневной сон осуществ­ляется после 1 года 6 месяцев.

Организуя перевод на другой режим дня необходимо учитывать не только возраст, но и состояние ребенка, индивидуальные особенности.

Так для ослабленных детей в связи с их состоянием здоровья, возможно, лучше не переводить их на новый режим, а оставить на режиме дня для детей более младшего возраста.

Перевод на новый режим производится также в связи с сезонными изменениями (переход на зимний период, или, наоборот, на летний), когда, например, изменяется время и длительность прогулок на свежем воздухе, время и виды занятий и т.д.

Так в летнее время увеличивается время пребывания на свежем воздухе. Занятия с детьми, игры детей переносятся на участок. Дети укладываются на ночной сон позже на 30-60 мин.

Биологические ритмы или биоритмы – это более или менее регулярные изменения характера и интенсивности биологических процессов. Способность к таким изменениям жизнедеятельности передается по наследству и обнаружена практически у всех живых организмов. Биологические ритмы признаны важнейшим механизмом регуляции функций организма, обеспечивающим гомеостаз, динамическое равновесие и процессы адаптации в биологических системах.

Большинство процессов, происходящих в организме, синхронизированы с периодическими солнечно-лунно-земными, а также космическими влияниями. Любая живая система, в том числе и человек, находится в состоянии обмена информацией, энергией и веществом с окружающей средой. Если этот обмен нарушается, то это отрицательно сказывается на развитии и жизнедеятельности организма. Биоритмы организма бывают суточные, месячные, годовые. У каждого человека в течение суток четко прослеживаются пики и спады важнейших жизненных систем. Если человек «голубь», то пик работоспособности приходится на три часа дня. Если «жаворонок» – то время наибольшей активности организма падает на полдень. «Совам» рекомендуется самую напряженную работу выполнять в 5-6 часов вечера. Поэтому режим дня необходимо составлять с учетом биоритмов.

5. Оценить режим в одной из возрастных групп
Организуя режимные процессы, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Например, при орга­низации сна в первую очередь уложить ослабленных де­тей, детей, быстро засыпающих, тех, кто спокойно ведет себя перед сном. Детей возбудимых, беспокойных при за­сыпании следует укладывать в последнюю очередь, с тем, чтобы уделить им больше внимания (посидеть около них, погладить и т.д.). При кормлении в первую очередь необходимо посадить за стол детей с повышенной пищевой возбудимостью. Де­тей с плохим аппетитом лучше сажать за стол с детьми, активно принимающими пищу.

Для того чтобы правильно организовать режим в усло­виях дошкольного учреждения, необходимо четко распре­делить обязанности между воспитателем и помощником воспитателя группы.

Воспитатель выполняет режим дня группы, учитывая состояния отдельных детей, своевременно сообщает старшему воспитателю, медицинскому работнику детского сада о необходимости изменения режима отдельных детей и группы в целом. Осуществляет гигиенический уход, оздоровительные мероприятия (умывание, закаливающие процедуры). Проводит кормление, прогулку, укладывание спать, сле­дит за сном и пробуждением, обеспечивает полное удовле­творение потребностей ребенка, хорошее его самочувствие и своевременное формирование навыков, умений. Органи­зует самостоятельную деятельность детей, проводит заня­тия, как индивидуальные, так и подгрупповые; обеспечива­ет активное поведение, своевременное развитие и воспита­ние положительных форм поведения детей.

Помощник воспитателя работает в группе под непо­средственным руководством воспитателя, помогает во всей работе с детьми при кормлении, укладывании на сон, подъ­еме со сна, туалете, на прогулке и при возвращении с нее, а также при проведении игр и занятий; отвечает за чистоту помещения, проводит уборку группы, проветривание и т.п.; выполняет всю техническую работу, необходимую для ор­ганизации всех режимных процессов.

Примерный режим для детей раннего возраста для осенне-зимнего пе­риода приведен в таблице 2.

Таблица 2

Примерный режим для детей от 1 года до 2 лет в детском саду и семье

Режимные процессы

1 год-1 год 6 мес.

1 год 6 мес. -2 года

Пробуждение, туалет

6.00-7.00

6.30-7.00

Прием, игра

7.00-8.00

7.00-8.00

Туалет, завтрак

7.30-8.30

8.00-8.30

Игра

8.30-8.45

8.30-9.05

Занятие

8.45-9.05

9.05-9.25

Игра, постепенное укладывание

9.05-9.30

_

Сон (младшая подгруппа)

9.05-12.00



Сборы на прогулку, прогулка

-

9.25-11.00

Режимные процессы

1 год-1 год 6 мес.

1 год 6 мес. — 2 года

Возвращение с прогулки

-

11.00-11.30

Постепенный подъем по мере пробуждения

11.30-12.00

-

Туалет, подготовка к обеду, обед

12.00-12.30

11.30-12.00

Сон (старшая группа)

-

12.00-15.00

Игры, занятия

12.30-15.00

-

Постепенное укладывание, сон

15.00-16.30

-

Подъем, туалет, полдник

16.30-17.30

15.00-16.30

Игры, уход домой

17.00-19.30

16.30-19.15

Ужин дома

19.20

19.15

Подготовка ко сну

19.45-20.00

19.45-20.00

Ночной сон

20.00-6.00

20.00-6.30


Режим дня включает режимные моменты, как в семье, так и в детском саду. В семье это: пробуждение, туалет – утром; приход из детского сада, ужин, подготовка ко сну, ночной сон – вечером и ночью. В детском саду: приход в сад, завтрак, игры, занятия, сон, прогулки, обед, полдник, уход домой – в течение дня и вечером.

Таким образом, жизнь детей и в семье, и в дошкольных учреждениях проходит в разных режимных моментах. Про­думанные взрослыми формы организации жизни ребенка в детском саду и в семье оптимизируют процесс социализации ребенка и обеспечивают его целенаправленное развитие.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бочина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду.- М.,1987.

2. Дошкольная педагогика / Под. ред. В.И.Логиновой, П.Г. Саморуковой.-М.,1983.

3. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по специальности: «Педагогика и психология» (дошк.).-2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1986.

4. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены для детей и подростков: Учеб. пособие для пед.вузов.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.

5. Педагогика раннего возраста / Под ред. Г.Г. Григорьевой.- М., 1998.




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации