Психотерапевтическое воздействие в комплексном методе коррекции заикания - файл

приобрести
скачать (32.6 kb.)


Степень фиксированности на дефекте
В.И. Селиверстов выделил 3 группы заикающихся по степени фиксированности на дефекте.

1 группа (нулевая степень фиксированности) – заикающиеся не испытывают ущемления от осознания своей неполноценной речи. Иногда вовсе не замечают своего дефекта. Нет стеснения, нет обидчивости, охотно вступают в контакт.

2 группа (умеренная степень фиксированности) – испытывают неприятные переживания в связи с дефектом. Компенсируют манеру речевого общения с помощью уловок, но осознание своего недостатка и переживания не перерастают границ отношений любого человека к любому своему недостатку, к которому не хочется привлекать внимание. Нет чувства собственной неполноценности.

3 группа (выраженная степень фиксированности) – постоянная концентрация внимания на своём недостатке. Концентрация внимания на речевых неудачах, длительное переживание речевых неудач. Вся деятельность, вся жизнь ставится в зависимость от дефекта, характерен «уход в болезнь», самоуничижение, болезненная мнительность, навязчивые мысли, выраженный страх речи (доминирующие мысли о заикании).
Исследовав степень фиксированности на дефекте В.И. Селиверстов сделал следующие выводы:

  1. Фиксированность заикающихся на своём недостатке является изначальным и определяющим фактором в образовании у них личностных особенностей и невротических проявлений.

  2. Нарастание степени фиксированности на своём дефекте находится в прямой зависимости от возраста заикающихся и от стажа заикания.

  3. Чем выше степень фиксированности, тем ниже результативность логопедического воздействия.


Психотерапевтическое воздействие в комплексном методе коррекции заикания
РАЗЛИЧАЮТ ДВА ВИДА ВОЗДЕЙСТВИЯ:
Рациональная психотерапия

Проводится логопедом и психотерапевтом в виде бесед, убеждений, разъяснений.

В беседах выясняются моменты травмирующие психику заикающегося, отношение к себе, к своему дефекту, выясняются возможные причины заикания.

Во время убеждений убеждают в необходимости устранения заикания, необходимости ежедневной систематической работы, в положительном успехе работы над речью.

В разъяснениях разъясняются в доступной форме этапы формирования речевых механизмов, сущность механизма заикания, причины которые могут вызвать заикание.


Суггестивная психотерапия (внушение)
Может проводиться во сне в виде гипноза, может быть гипнотическое внушение в бодрственном состоянии. Может осуществляться со стороны другого лица или внутренне самому себе (аутогенная тренировка)

ГИПНОЗ ПРОВОДИТСЯ ТОЛЬКО СПЕЦИАЛИСТОМ С БАЗОВЫМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ.

Систему аутогенного воздействия разрабатывал 1930-е годы Иоганн Шульц (немецкий исследователь).

Методика Шульца позволяет человеку погрузить себя в особое состояние, которое может быть использовано само по себе преимущественно в целях полноценного глубокого отдыха и для осуществления каких-либо специальных лечебных внушений, направленных на речь (в нашем случае).

Для проведения аутотренинга рекомендуются 3 основных позы:


Работа начинается с внушения следующих ощущений: тяжести, тепла, прохлады в области лба, четкой работы головы, сердца, расслабления и т.д.

Используются «формулы самовнушения», которые учатся заранее, произносятся со спокойной повелительной интонацией. По мере тренировки эти команды постепенно сокращаются и в конце концов сводятся к одной мысленной команде которая может не иметь вербальной формы:

«Я спокоен, совершенно спокоен», «Покой и отдых», «Все мышцы расслаблены, мышцы отдыхают».

Формулы самовнушения направленные на воспитание речи: «Я говорю плавно и красиво», «Волнения при речи не будет», «Я спокоен, совершенно спокоен и уверен в своей речи».







Степень фиксированности на дефекте
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации