Реферат - Ресурсы и приоритеты внешней политики Российской Федерации - файл n1.doc

Реферат - Ресурсы и приоритеты внешней политики Российской Федерации
скачать (172.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc173kb.11.06.2012 05:20скачать

n1.doc

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ЧитГУ)

ЮРИДИЧЕНСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра международного права и международных отношений


КУРСОВАЯ РАБОТА

тема Ресурсы и приоритеты внешней политики Российской Федерации

по дисциплине МПиМО

Выполнил студент группы СО-07

Третьякова Е.А.

Проверил профессор кафедры МПиМО

Флешлер О.И.

Чита 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1 Внешнеполитические ресурсы РФ: материальные ресурсы ..

    1. Географические ресурсы………………………………….

    2. Демографические ресурсы……………………………….

    3. Экономические ресурсы…………………………………

    4. Военные ресурсы.…………………………………………

Глава 2 Нематериальные ресурсы………………………………………

2.1 Политические ресурсы…………………………………….

2.2 Социальные ресурсы………………………………………

2.3 Репутационные ресурсы…………………………………..

2.4 Идеологические и культурные……………………………

2.5 Информационные…………………………………………..

2.6 Научные, научно-технические и образовательные……..

Глава 3 Приоритеты российской внешней политики…………………

3.1 Интеграционизм – доктрина Путина……………………

Заключение………………………………………………………………….

Список используемой литературы………………………………………..

Приложения…………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Внешняя политика – общий курс государства в международных делах, который регулирует отношение данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, с применением различных средств и методов (важнейшими из которых является дипломатия), неразрывно связана с внутренней политикой государства.

Для того, чтобы страна осуществляла внешнюю политику, или добивалась успехов на мировой арене, она должна располагать целым набором внешнеполитических ресурсов, иными словами, внешнеполитическая линия страны определяется ее национальными государственными интересами, которые связаны с конкретными целями. Такими как:

- существование нации, в качестве свободного и независимого государства

- обеспечение роста и национального благосостояния

- предотвращение военной угрозы или ущемление суверенитета, сокращение союзов, достижение выгодного положения на международной арене

- обеспечение внешних условий, способствующих свободному включению страны в мировую экономику и политику

- защита экономических, социальных и гуманитарных прав своих граждан.

- сохранение и укрепление оборонного потенциала в пределах необходимых для защиты национальной безопасности страны.

Все эти задачи диктует необходимость по-разному строить отношения с отдельными странами. Достижение этих целей и дополнения этих задач зависит от внешнеполитических ресурсов страны и от адекватного осознания национальных приоритетов политического класса.

Под внешнеполитическими ресурсами понимают совокупность факторов силы государства, которые могут быть использованы для проведения целенаправленных действий и достижения желаемых результатов на международной сцене.

Внешнеполитические ресурсы подразделяются на материальные и нематериальные.

К материальным ресурсам относятся:

- географические – величина территории, местоположение, значимость для транспортных коммуникаций, благоприятное окружение.

- демографические – численность населения, его качественные характеристики, размещение.

- экономические – потенциал народнохозяйственного комплекса, его способности создавать преимущества перед другими странами, поддерживать военную мощь, осуществлять экономическую экспансию.

- военные – уровень обороноспособности, возможность применять или проецировать военную силу за пределами своей территории.

Нематериальные ресурсы включают в себя:

- политические – эффективное государство, система альянсов, конструктивные отношения с ведущими мировыми центрами силы; сюда же относятся институциональные ресурсы (международные и внутренние) – участие в международных организациях, оказывающих влияние на глобальное или региональное управление, наличие внутри страны действенной системы выработки и реализации внешнеполитических решений.

- социальные – сплоченность общества, наличие осознанной поддержки внешнеполитического курса со стороны населения; его готовность, в случае необходимости, нести жертвы для реализации этого курса;

- репутационные – возможность оказывать воздействие на международные процессы силой престижа, авторитета лидеров;

- идеологические и культурные – способность влиять на умонастроения, интеллектуальный климат, духовную жизнь других государств;

- информационные – степень включенности в глобальное информационное пространство, возможность воздействовать на мировые информационные потоки, обеспечить собственную элиту необходимой для принятия решений информацией;

- научные, научно-технические и образовательные – наличие и воспроизводство интеллектуального потенциала, способного обеспечить высокий уровень развития экономики, военных технологий, а также выработку рационального геополитического поведения.

Все внешнеполитические ресурсы (и каждый из них) могут делиться на позитивные и негативные. Позитивные – это те, которые позволяют достигать собственных целей; они наиболее значимы. Негативные – способность создать проблемы оппоненту, помешать реализации его замыслов.

На протяжение человеческой истории иерархия различных внешнеполитических ресурсов изменялась. В современном мире происходит снижение зависимости базовых геополитических характеристик – местоположения, ландшафтов, количества населения, обеспеченности полезными ископаемыми. Сохраняют и, вероятно, еще долго будут сохранять свое значение военные потенциалы государств. И в то же время налицо скачкообразное повышение роли невоенных ресурсов, прежде всего экономических, научно-технических, информационных. Борьба в мире идет за контроль не столько над территориями, сколько над транснациональными финансовыми, интеллектуальными потоками, за воздействие на принятие решений в глобальном масштабе.

В своей курсовой работе, я хочу затронуть тему приоритетов и ресурсов внешней политики России. Основным материалом для написания работы послужила статья Никонова из учебника А.В. Торкунова «Современные международные отношения и мировая политика» и ресурсы интернета. Основной упор в курсовой работе, я сделала на демографические ресурсы Российской Федерации, а именно на Забайкальский край, как субъект РФ и экономическую ситуацию страны за последние годы. Цель моей курсовой: выявить положение внешнеполитических ресурсов РФ в данное время, и какое место Россия занимает на мировой арене.

Обычно принято считать, что Россия по своим внешнеполитическим ресурсам многократно уступает СССР. Признавая их ограниченность, следует заметить, что не все изменения последнего десятилетия имели однозначно позитивную направленность; по ряду параметров Россия своих позиций не теряла или даже сумела их укрепить.

ГЛАВА 1

Внешнеполитические ресурсы РФ: материальные ресурсы.

1.1 Географические ресурсы:

Территория Российской Федерации (17 млн. кв. км.) заметно меньше, чем СССР (22,5 млн. кв.км). Однако, составляя уже не 1/6, а лишь 1/8 часть суши, Россия по-прежнему является самой крупной страной в мире. При этом ее географический центр заметно сместился на северо-восток – из Новосибирской области в Эвенкийский автономный округ (Красноярский край), а центр сосредоточения населения – с 52ْ северной широты на 55ْ30' северной широты. Страна оказалась пространственно «отодвинутой» от Западной и Центральной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Южной Азии, потеряла непосредственной выход на границы многих государств этих регионов.

Геополитическое окружение России никогда не отличалось спокойствием и миролюбием. Ни одно государство мира не могло сравниться с ней по количеству соседствующих стран, многие из которых к тому же находились во взаимно враждебных отношениях или отличались нестабильностью. Сейчас от многих традиционных источников нестабильности Россия отделена новыми независимыми государствами, но геополитическое соседство по-прежнему далеко от оптимального. В некоторых из бывших союзных республик вспыхнули политические и этнические конфликты, породившие потоки беженцев в Россию. Правовая назафиксированность значительной части границ породила ряд территориальных споров. Впервые в истории мы столкнулись с проблемой сообщения с эксклавной территорией, на положении которой оказались Калининградская область.

Осложнилась ситуация с движение товаропотоков между нашей страной и многими из ее основных торговых партнеров. Транспортные пути на Юг теперь пересекают новые независимые государства Центральной Азии и Закавказья; на Запад – Беларусь, а также Украину и Прибалтийские государства, где остались крупнейшие порты на Черном море и Балтике.

Вместе с тем Россия по–прежнему в значительной степени зависят транзитные коридоры в Евразии. Постоянная борьба за альтернативные, в обход нее, пути транспортировки, скажем, энергоносителей, на самом деле отражает уже существующую ключевую роль России. В последние годы возникла возможность развития новых транзитных маршрутов, которые по политическим соображениям были невозможны во времена холодной войны. Начался активный авиационный транзит, в том числе кроссполярный. Существуют планы развития транспортных путей между Европой и Средним Востоком, проект транссибирской железнодорожной артерии, связывающей экономические гиганты Европейского союза и АТР. Однако развитие этих транспортных магистралей упирается в наличие сложившейся, привычной системы перевозок; в особенности структуры торговли ведущих стран между собой, в которой преобладает высокотехнологичная продукция, не требующая больших объемов перевозок; в неразвитость российской транспортной инфраструктуры. В стране – плохие порты, изношенные флот и парк подвижного состава; нет ни одной автомобильной магистрали международного уровня (кроме окружной дороги вокруг Москвы).

Факторы обширности территории и наличия на ней девственных лесных массивов делают Россию глобальным экологическим донором. Эта роль стала более заметной в последнее десятилетие, когда в результате спада производства страна на треть сократила выбросы парниковых газов, что составляло 60% общемирового уменьшения уровня загрязнения. От России зависит вступление в силу Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Появились возможности контролировать собственные экологические преимущества в экономические и политические дивиденды.

Именно географическое положение, хотим мы того или нет, обрекает Россию на то, чтобы быть внешнеполитическим фактором если не на глобальном уровне, то как минимум в масштабе северного полушария. «Мы с вами присутствуем и в Европе, и в Азии, и на Севере, и на Юге, - говорил Президент В.В. Путин на расширенном совещании с участием послов в МИД России 12 июля 2002 г. – Естественно, что тем есть наши интересы ».

1.2 Демографические ресурсы:

Население СССР составляло к моменту его распада 289 млн. чел., из них около 150 млн. приходилось на РСФСР. В 1990-е гг. Россия пережила ситуацию, которую демографы называют «черный крест»: увеличение смертности при сокращении рождаемости. При этом ухудшались показатели здоровья населения на фоне роста алкоголизма, наркомании, числа сердечно-сосудистых заболеваний и деградации системы здравоохранения. В последние годы ситуация стала выравниваться, но тенденции к уменьшению населения не переломлена. Перепись населения 2002 г. установила, что в Российской Федерации проживают более 145 млн. человек (2,4% от числа жителей планеты), и это делает ее седьмой наиболее населенной страной в мире – после Китая (1,3 млрд.), Индии (1,03 млрд.), США (281млн.), Индонезии (203 млн.), Бразилии(170 млн.). в том же году Россию обошел Пакистан (145,% млн.), и шансов догнать его нет – в Пакистане в среднем рождается 503 ребенка на 100 женщин, а в России – 125 детей, что ближе к европейским показателям. Падение численности населения было бы еще более заметным, если бы не массовая миграция в Россию. По количеству въехавших в страну иммигрантов за последние десятилетие мы заняли второе место в мире, отставая только от США и опережая Германию. Более 7 млн. человек получили российское гражданство (главным образом – русские и русскоязычные из стран СНГ), тогда как Россию покинули, уехав на постоянное проживание за рубеж, около 3 млн. человек. На территории РФ живет также до 3-4 млн нелегальных мигрантов из бывших союзных республик и до 400 тыс. китайцев. Миграционного пополнения населения из стран СНГ (Казахстан, Узбекистан, Киргизия), по оценке демографов, Россия по-прежнему может ожидать до 2010-2015 гг. Этот приток позволит резкого сокращения населения, которое, тем не менее, продолжится. Особенно остро демографическая проблема стоит на слабозаселенном Дальнем Востоке, где 7 млн. россиян проживают по соседству с демографически перенаселенным Китаем.

Россия очень сильно отличается от СССР по этноконфессиональному составу населения. Если и в Российской империи, и в Советском Союзе русские составляли меньшинство, то в Российской Федерации их больше 80% жителей. Подобное изменение дало основание некоторым специалистам говорить о трансформации России впервые в своей истории в нацию-государство. В принципе это изменение может означать как вероятность обретения новой идентичности на национальной основе, так и опасность более гомогенный состав населения оставляет меньше возможностей для внешнеполитического лоббирования со стороны этноконфессиональных меньшинств.

Я хочу подробнее остановиться на демографической ситуации в Забайкальском крае как субъекта РФ.

В Забайкальском крае впервые за последние 16 лет в 2009 году специалисты регистрируют прирост населения. Связано это со снижением смертности (на 8%), миграции (на 30%) и повышением рождаемости. В 2006 году естественный прирост населения составил 236 человек. По данным Забайкалкрайстата, на начало 2008 г. в регионе проживало 1 млн 118,9 тыс. человек, а на 1 декабря 2009 года составила 1 миллион 117 тысяч 200 человек. Удалось преодолеть тенденции роста смертности, снижения рождаемости и улучшить демографическую ситуацию в крае. Отмечается рост численности трудовых ресурсов Забайкальского края. В роддомах края доказывают статистикой: рожать стали больше. Причем по второму, третьему и даже четвертому разу. На свет стали чаще появляться двойни и тройни. Главное, что в большинстве случаев это здоровые дети.

В областном центре открываются торговые точки, строятся дома. Ежедневно на рынке труда появляются новые вакансии. Как следствие этого, за последние годы в Читу увеличился приток трудоспособных граждан. А вот покидают столицу Забайкалья все меньше людей. Так в 2004 году уехали из Читы более трех тысяч человек, а в 2006 - всего 742. По мнению экономистов, такой благоприятной ситуации удалось достигнуть и за счет реализации национальных проектов: образования, здравоохранения и других. Сегодня в Чите идет разработка главного стратегического документа комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования городского округа «город Чита». В 2006 году была принята комплексная программа по улучшению демографической ситуации. Результаты ее реализации не заставили себя долго ждать.

Общий объём финансирования муниципальной целевой программы «Улучшение демографической ситуации в Чите на 2009-2015 годы», составляет почти 1,2 млрд рублей.

Исходя, из этих данных можно сделать вывод, что демография Забайкальского края начала улучшаться, рождаемость стала превышать смертность, соответственно демографическое положение всей России улучшается.

1.3 Экономические ресурсы

Существуют различные оценки нынешнего экономического потенциала России. Наш валовой внутренний продукт, рассчитанный по текущему обменному курсу, сопоставим с голландским – порядка 350 млрд. долл. или 1,1% мировой экономики (США – более 10 трлн. долл.) В пересчете по паритету покупательной способности (ППС) рубля картина выглядит более благополучно – 1085 млрд. долл. в 2000 г. (2,5% от общемирового уровня). Россия (по ППС) представляет собой девятую крупнейшую экономику мира (между Великобританией и Бразилией) с перспективой, по оценкам экспертов, к 2015 г. выйти на 6 место (2250 млрд. долл.), уступая лишь США, Китаю, Японии, Индии и Германии. По объему ВВП на душу населения Россия с показателем 7, 5 тыс. долл. находиться на 56 месте в мире (сопоставимо с показателем Мексики или Ливана). Прогнозы дают нам 16,2 тыс. долл. к 2015 г., что будет соответствовать месту в конце пятой десятки.

Ситуация в российской экономике – далеко не блестящая, но лучше, чем была несколько лет назад. С 1999 г. ВВП рос в среднем на 6,5 % в год, что заметно выше среднемировых показателей. Хотя многие эксперты связывают этот рост лишь с высокими ценами на энергоносители и с импортнозамещением после дефолта 1998 г., существовали и другие важные внутренние факторы. «Россия пережила бум производительности труда, по сравнению с которым рост производительности в США выглядит летаргическим» - пишут известные американские экономисты А. Аслунд и П. Бун. Кроме того, следует учитывать, что из-за наличия большой «серной зоны» и несовершенства статистического учета, реальные размеры российской экономики больше, чем это фиксируют государственные органы.

Если СССР в последние десятилетия своего существования зависел от импорта зерна, то в 2002/2003 сельскохозяйственном году Россия продала 15 млн. тонн и стала третьим в мире экспортером пшеницы после США и ЕС. В советские времена внешний долг страны постоянно рос, а только за 1999-2002 г. он сократился со 166 до 119 млрд. долл. наша страна улучшила свою кредитную историю, с 1998 г. обходится практически без внешних заимствований. Положительное торговое сальдо России в начале XXI в. ежедневно измерялось 40-50 млрд. долл.: в 2002 г. экспорт составил 106,1 млрд. долл., импорт – 60,8 млрд. долл. Впервые за многие годы наблюдалось положительное сальдо между вывозом и ввозом капитала.

ВВП России, рассчитанный по паритету покупательной способности, достиг 1,2 триллиона евро (1,5 трилиона долларов) в 2004 году. Таким образом, Россия по объему ВВП стала девятой страной в мире и пятой в Европе. Если темпы экономического роста сохранятся, то экономика России, как ожидается, станет крупнейшей в Европе после Германии (1.9 трилиона евро) и окажется на шестом месте в мире в ближайшие несколько лет.

В 2005 году, по данным Госстат, номинальный ВВП России достиг 765 миллиардов долларов (21.7 триллиона рублей), что равно 1.748 трилионам долларов, если рассчитывать по паритету покупательной способности. Темпы инфляции составили 10.9%. консолидированный бюджет страны составил 38.6% ВВП: 675 млрд долларов.

На 11 августа 2006 года, золото-валютный запасы России достигли 277 млрд долларов и, как прогнозируется, достигнут 350-450 млрд долларов к концу 2007 года.

По прогнозам, ВВП России в 2007 году вырастет до примерно 1.2 триллиона долларов в номинальном выражении (31.2 триллиона рублей) и до приблизительно 2-2.5 триллионов долларов по паритету покупательной способности.

Внешняя торговля

Россия экспортирует, в основном, энергоносители и полезные ископаемые, импортирует машины и оборудование, потребительские товары.

Внешнеторговый оборот России вырос в 2005 году на 32,1 % — до 339,8 млрд. долл. (по данным Федеральной таможенной службы). Положительного сальдо увеличилось на 34,6 % — до 142,8 млрд. долл. Товарооборот России со странами дальнего зарубежья вырос в 2005 на 37,3 % — до 288,3 млрд. долл. Товарооборот России со странами СНГ увеличился в 2005 на 9,2 % и составил 51,5 млрд. долл.

Внешнеторговый оборот России с ЕС в 2005 составил 177 млрд. долл., или 52,1 % от всего товарооборота РФ. На страны СНГ в 2005 г. приходилось 15,2 % российского товарооборота (в 2004 г. — 18,3 проц), на страны ЕвразЭС — 7,8 % (10,3 проц), на страны АТЭС — 16,2 % (16,8 проц).

Основными торговыми партнёрами России в 2005 г. среди стран дальнего зарубежья были Германия, товарооборот с которой составил 33,0 млрд. долл., Нидерланды — 26,5 млрд. долл., Италия — 23,5 млрд. долл., Китай — 20,3 млрд. долл., Турция — 12,6 млрд. долл., Польша — 11,4 млрд. долл., Швейцария — 11,3 млрд. долл., Великобритания — 11,0 млрд. долл., США — 10,9 млрд. долл., Финляндия — 10,7 млрд. долл.

Экспорт России в 2005 году составил 241,3 млрд. долл. и по сравнению с 2004 годом увеличился на 32,9 %. Импорт России в прошлом году увеличился по сравнению с 2004 годом на 30,4 % и составил 98,5 млрд. долл.

По данным Всемирного банка, для осуществления экспорта в России нужно оформить 8 документов и собрать 8 подписей, что занимает не менее 29 дней (импорт — 8 документов, 10 подписей, 35 дней). Для сравнения: в Германии для экспорта и импорта требуется оформить 4 документа и 1 подпись за 6 дней; в Азербайджане — свыше 40 подписей, 70 дней.

При всем этом РФ остается экономическим гигантом постсоветского пространства, реально удерживает ведущую роль в хозяйственных связях СНГ, в их интеграционных объединениях.

В данное время экономическая политика Российской Федерации направлена на укрепление связей с Беларусью и Казахстаном, на создание единого таможенного союза и укрепление рубля, как единой торговой валюты. А также развитием новых отношений с новыми странами.
1.4 Военные ресурсы

Россия сохраняет огромный, хотя во многом и остаточный, военный потенциал. Оборонные расходы, постоянно снижаясь, к 2001 г., по оценкам СИПРИ, составили 43,9 млрд долл. – в 4 раза меньше, чем у европейских членов НАТО и в 6 раз меньше, чем у США

Официально военный бюджет на 2003 г. Составил 345 млрд руб., что соответствует 11 млрд долл. По обменному курсу и около 44 млрд долл. По ППС. Военный бюджет 2009 года, впервые составляет более 1 триллиона рублей.

Россия ядерная сверхдержава, одна из двух стран, способных уничтожить все живое на планете, а по количеству ядерных боезарядов (с учета тактических) продолжает занимать первое место в мире. Но она не в состоянии заметно модернизировать или поддерживать в прежнем состоянии потенциал сдерживания как из-за экономических трудностей, так и из-за того, что основные мощности по производству тяжелых баллистических ракет остались на Украине. Кроме того, ядерное оружие в силу своей крайне ограниченной применимости не может быть само по себе использовано в качестве значимого, прямого внешнеполитического аргумента.

Численность военнослужащих действительной службы сократилась в 4-5 раза и составила 1004 тыс. чел., меньше, чем в Китае (2,47млн), США (1,4млн), Индии (1,3 млн), и Северной Корее (1082 тыс). Россия отказалась от большого количества баз за рубежом – в Восточной Европе, Вьетнаме, на Кубе, сохранив ограниченное военное присутствие (22 тыс чел) в Армении, Грузии, Молдове, Таджикистане, Украине, Киргизии. Кроме того, небольшие контингенты (всего 7,4 тыс чел) участвовали в силах по поддержанию мира в Боснии и Косово.

У России по- прежнему больше, чем у всех, танков и бронемашин. В тех компонентах военной силы, в которых доминируют США – авиация, флот, космические аппараты – Россия оказывается второй. То есть страна обладает относительно крупными и неплохо оснащенными обычными вооруженными силами, однако они не модернизировались в течение десятилетия и уже не имеют решающего превосходства над ведущими странами и их союзами.

РФ входит в число ведущих экспортеров вооружений, являясь основным поставщиком современного оружия в две великие державы – Китай и Индию. Ее доля в общем объеме мировых поставок оружия, по оценке СИПРИ, составила 17% в период 1996-2001 гг., а в последующие годы проявились тенденция к росту этого экспорта.

Что касаясь, ядерного оружия России, то стоит отметить, что 8 апреля 2010 года президентами стран США и России был подписан договор о нераспространение ядерного оружия.

ГЛАВА 2 Нематериальные ресурсы РФ:

2.1 Политические ресурсы:

Главный политический ресурс – эффективно функционирующее и реализующее адекватно сформулированные цели государство. Основной особенностью российского политического режима, который возник в 1991 г., отечественные и зарубежные эксперты называли отсутствие консолидированной власти. Это не только мешало продвижению к развитым формам демократической организации, но и приводило к неупорядоченности в государственных делах, уменьшению способности проводить активную внешнюю политику.

В определенной степени эти недостатки компенсировались ресурсом исторического наследия. Он состоит в наличии политического класса, привыкшего мыслить глобальными категориями; граждан, считающих Россию великой державой; сохраняющемся в мире восприятии страны как важнейшего фактора мировой политики.

В годы президентства В.В Путина в функционирование внешнеполитического механизма произошли существенные позитивные сдвиги. Россия сохранила немалые, хотя и ослабленные после распада СССР внутренние институциональные ресурсы, основанные на высоком профессионализме МИД, СВР, экспертно-аналитического сообщества. Однако по-прежнему стоит ряд вопросов, о которых говорил В.В. Путин на расширенном совещании с участием послов в МИД России 12 июля 2002 г.: «Скажу прямо – как в координации внешнеполитической, так и внешнеэкономической деятельности – проблем еще очень много. Прежде всего это сбои в организации межведомственного взаимодействия. Даже самые очевидные, текущие поручения министерствам и ведомствам по факту еще часто «перекладываются» на другие минестерства, и даже – на Администрацию президента…Просим бы помнить о другом: внешнеполитический актив страны формируют далеко не одни лишь федеральные ведомства. Он складывается в том числе из усилий отечественных компаний и бизнес-сообществ. Из деятельности регионов, активно развивающих сегодня приграничное сотрудничество и межрегиональной сотрудничество».

Международные институциональные ресурсы России весьма велики. Она унаследовала от советского союза членство в авторитетных международных и региональных организациях и многосторонних институтах, созданных при непосредственном участии СССР. Россия сохранила статус одного из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, располагая правом вето, от нее зависти придание легитимного характера акциям мирового сообщества или отдельных стран. РФ- влиятельный участник Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Однако следует заметить, что в последние годы функции формально главных всеобщих институтов (ООН, ОБСЕ) все больше переходят к структурам менее официальным («группа восьми»), региональным (ЕС, АСЕАН), специализированным (НАТО). Они создавались без участия Советского Союза, а часто и против него, и России пришлось выстраивать отношения с ними по существу с чистого листа в период своей относительной слабости.

Участие в “Группе восьми” – одно из важных направлений реализации стратегического курса России на укрепление многосторонних начал в международных отношениях, ускорение интеграции в мировую экономику, создание благоприятных внешних условий для социально-экономического подъема страны и укрепления ее государственности и демократических институтов.

В данное время Россия поддерживает дипломатические отношения со 191 государством, имеет диппредставительства в 144 странах. У России нет дипотношений с Грузией (с 2008 года), Бутаном, Тувалу и Соломоновыми Островами.
2.2 Социальные ресурсы

Страна с консолидированным обществом, качественным человеческим капиталом, объединенная единством воли и веры, уверенная в себе и в своих ценностях, всегда выступала более сильным внешнеполитическим игроком, чем государство атомизированное, неорганизованное и лишенное ясных целей. Роль социальной организации как внешнеполитического ресурса резко увеличивается в современную эпоху, когда структуры гражданского общества – религиозные, правозащитные, экологические, благотворительные и иные, оказывают растущее влияние на формирование политики, выработку законов, состояние умов и даже принимают прямое участие в работе ведущих международных институтов.

Современное российское общество пережило стресс «потери страны» и оказалось дезориентацию, дезорганизовано, расколото мировоззренчески. Самая существенная слабость российского общества – отсутствие национально-государственной идентичности, которое, по определению А.Ю. Мельвиля, означает «субъективный выбор и осознание господствующими элитами своих долгосрочных целей, интересов и средств их достижения». Этот выбор, будучи транслированным на массовый уровень, представляет собой «концентрированное и устойчивое, как правило передаваемое через поколения национально-государственное самосознание, которое основывается на определенном консенсусе, существует как надполитическое явление и в современном понимании возникает в эпоху формирования наций-государств». Критерии консолидированной оценки элитой (не говоря уже об обществе) важнейших внешнеполитических событий, долгосрочные мировоззренческие ориентиры в общественном сознании отсутствуют. Общество способно сплачиваться в знак протеста против того или иного международного события (бомбардировки Югославии, несправедливость российских спортсменов на Олимпиаде в Солт-Лейк Сити, война в Ираке, война Северной Осетии и Грузии, различные теракты), но до сих пор проявляло равнодушие к каким-либо позитивным содержательным внешнеполитическим целям.

Российское гражданское общество все еще весьма слабо, чтобы стать весомым фактором на международной сцене. Наоборот, наша страна оказывается в сфере действия зарубежных неправительственных организаций, таких как «Гринпис» или благотворительные фонды-грантодатели.

А человеческий капитал – все еще образованное, все более самостоятельно действующие и мыслящее население – один из основных ресурсов страны и одна из главных надежд на ее возрождение.
2.3 Репутационные ресурсы

Имидж Российской Федерации в последнее десятилетие страдал как от остаточных фобий времен холодной войны («агрессивное диктаторское государство, традиционно угрожающее соседям»), так и от новых образов: страна в состоянии распада, деградации и нищеты, управляемая некомпетентными и коррумпированными чиновниками, обуреваемая планами «возрождения империи». Часть этих образов была подчеркнута из российских СМИ и в какой-то мере отражала реальность. Вместе с тем в имидже России сохранился ряд обветшалых стереотипов, поддерживаемых некоторыми представителями западной элиты, профессионально специализирующимися на враждебности к России. Репутации нашей страны серьезный урон нанесли чеченская война, «дело ЮКОСа»

Однако нельзя не заметить, что в последние годы отношение к России за рубежом меняется в лучшую сторону. Это объясняется готовностью Москвы и столиц западных стран окончательно оставить в прошлом наследие холодной войны, осознанием общности интересов в противодействии глобальным угрозам и многих базовых ценностей, среди которых права человека, терпимость, верховенство Закона. За вступление России в НАТО осенью 2002 г. выступали 60% европейцев и 68% американцев. Отношение зарубежной прессы к России по-прежнему страдает предубеждением, однако восприятие нашей страны стало гораздо более спокойным. Как отмечал И.С. Иванов, «на смену внутреннему настрою на конфронтацию с Москвой, на смену глухому отторжению, которое мы чувствовали в течение 90-х годов, сегодня приходит иное – понимание складывающейся новой общности держав».
2.4 Идеологические и культурные ресурсы

Идеология – мощный инструмент как внутренней, так и внешней политики. Идеология, несущая в себе элементы универсальности, привлекательности для народов различных стран, может выступать механизмом укрепления международного имиджа, обретения искренних сторонников в мире. Так, западные страны добиваются внешнеполитических успехов не в последнюю очередь с помощью идеологий либеральной демократии, общества потребления и т.д. Советский Союз располагал множеством идейных союзников благодаря идеологиям коммунизма и пролетарского интернационализма.

В современной России отсутствует мировоззренческое единство. Ни одна из идеологии ( либерально-демократическая, коммунистическая, национальные) не является доминирующей в подчёркнуто деидеологизированном общественном сознании. В роли объединяющей идеи нередко предлагаются лозунги «Великой России». В принципи они способны консолидировать общество, но приемлемы исключительно для внутреннего потребления, поскольку не могут иметь много сторонников за пределами страны.

Довольно ограничены возможности использования ресурсов культурного воздействия. Русский язык всё ещё пятый на планете ( 284 млн чел.), однако число пользующихся им сокращается. Россия остаётся доминирующим культурным фактором в СНГ, но уже далеко не единственным и безусловным. В остальных странах российское влияние ограничивается тонким слоем интеллектуалов, знакомых с нашей классической музыкой и литературой, реже- с современной живописью, театром, кинематографом. На поле массовой культуры Россия не способна составить конкуренцию Голливуду и другим гигантам шоу-бизнеса. Впрочем, примечательно, что появились первые отечественные поп- исполнители, миллионными тиражами продающие диски и занимающие высокие места в хит-парадах на Западе. Высок престиж и российских спортсменов, выступающих в крупнейших международных турнирах и зарубежных национальных чемпионатах.
2.5 Научные, научно-технические и образовательные ресурсы

В СССР существовала уникальная модель организации науки, которая была построена на мобилизации и концентрации ресурсов для выполнения приоритетных государственных программ, связанных в основном с обороной, но не подчиняясь требованиям экономической целесообразности, учета соответствия затрат реальными результатам. Эта система в одночасье рухнула. «Исторически переживаемого нашей наукой кризиса относятся к концу 1991 года, когда доля ассигнований в гражданскую научно-техническую сферу была обвальным образом сокращена в четыре раза, с характерного для индустриальных стран уровня -2 процента от ВВП до -0,5 процента от ВВП- типичного уровня слаборазвитых стран третьего мира, - писал бывший министр науки и технологий РФ В.Е. Фортов. - …Ни одна отрасль в России не подвергалась такому сильному разрушению!». Произошла большая «утечка мозгов» - более половины из покинувших Россию 3 млн граждан составили лица с высшим и незаконченным высшим образованием.

Понеся ощутимые потери, отечественная наука, тем не менее, смогла выжить. По индексу исследовательской активности, измеряемому количеством публикаций и их цитируемостью, Россия занимает 8 место (3,52% всех научных публикаций в мире, что больше, нежели в Австралии или Китае, но в 10 раз меньше, чем в США). При значительном снижении доли бюджетного финансирования увеличились расходы со стороны предпринимательского сектора, зарубежных источников, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, создаваемых при ведомствах. Начал формироваться частный сектор научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. «Утечка мозгов» приостановились и даже начинает поворачивать вспять как из-за перенасыщения интеллектуального рынка западных стран, так и расширившихся возможностей для применения своих талантов в самой России.

Академическая и прикладная наука о международных отношениях, система подготовки кадров профессиональных международников во многом повторили судьбу отечественной науки в целом. Научное общество, за исключением отдельных своих представителей, оказалось отстраненным от механизма выработки решений, институты РАН оставались без заказов. Однако подавляющее большинство специалистов страну не покинули, а качество образования даже улучшилось за счет введения в процесс обучения всего богатства мировой общественной мысли и исчезновения пропагандистского компонента.

2.6 Информационные ресурсы.

За последние десятилетия возникло новое мировое коммуникативное сообщество. Выпадение или недостаточная включенность в глобальное информационное пространство чреваты непоправимым отставанием или утратой возможности оказывать какое -либо интеллектуально воздействие.

Хотя темпы развития информационной сферы в России высоки, она всё ещё заметно отстаёт от развитых стран в уровне телефонизации (33 млн стационарных телефонов), числе пользователей Интернетом и мобильным телефонами ( соответственно 17,5 млн в 2002г., 34 млн- в 2003г.). После распада СССР образовались большие бреши в сфере защиты информации. Оказались во многом демонтированы механизмы внешнеполитической пропаганды. «Для страны квинтэссенцией беспомощности в информационной сфере стала первая чеченская компания, когда Вооружённые силы, полностью выполнявшие свой долг, получали оплеухи от кого не попадя», - подчёркивал министр обороны С.Б Иванов. Только в последние годы начала создаваться система собственного информационного воздействия на другие страны на новой, неидеологической основе.

ГЛАВА 3 Приоритеты российской внешней политики

3.1 «Интеграционизм»- «доктрина Путина.

Внешнеполитический курс Президента В. В. Путина, сочетая в себе элементы преемственности и новизны, строился и развивался на адекватном понимании ресурсной базы внешней поли тики России и ее места в мире. В программной статье «Россия на рубеже тысячелетий», вышедшей 30 декабря 1999 г. — за день до отставки Ельцина, — Путин отмечал: «Россия переживает один из самых трудных периодов в своей многовековой истории. Пожалуй, впервые за последние 200—300 лет она стоит перед лицом реальной опасности оказаться во втором, а то и в третьем эшелоне не государств мира». Отдавая отчет в относительном ослаблении потенциала страны, Путин в то же время полагал, что России и преждевременно отпевать в качестве великой державы. «Россия уже давно не урезанная карта Советского Союза, а самостоятельное государство, вполне самодостаточное, приобретает все большую и большую уверенность в себе».

Президент критически высказывался в отношении либералов козыревской школы. Явным камнем в их огород выглядело заявление о том, что «Россия не скоро станет, если вообще станет, вторым изданием, скажем, США или Англии, где либеральные ценности имеют глубокие исторические традиции». Продолжал линию Примакова, он разделял концепцию многополярного мира, выступая «против попыток искусственного возврата к одностороннему решению ключевых проблем мировой политики и экономики, против разделения мира на ведущих и ведомых.

При этом, отвечая на вопрос о путях преодоления отставания России, Путин заметно усиливал акцент на необходимости более тесного сотрудничества с Западом, отвергая идею опоры на собственные ограниченные ресурсы и объявляя стратегическим курс на экономическую открытость и интеграцию в мировую экономическую систему. Это сочеталось с повышенной дипломатической активностью, основанной на принципах независимости и прагматизма: «Самостоятельность нашей внешней политики не вызывает сомнений. Основу этой политики составляют прагматизм, экономическая эффективность, приоритет национальных задач».

Логика Путина легла в основу Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом в июле 2000 г., где содержалась развернутая и структурированная система приоритетов.

Первым, высшим приоритетом внешнеполитического курса называлась защита интересов личности, общества и государства, В рамках этого процесса главные усилия предлагалось направить на обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам России как великой державы; воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права; создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России; формирование пояса добрососедства по периметру российских границ.

Среди новых вызовов и угроз национальным интересам России называлась тенденция к созданию однополярной структуры мира при экономическом и силовом доминировании США. для противодействия этому предлагалось добиваться формирования многополярной системы международных отношений. «Борьба за многополярное мироустройство представляет собой не противостояние кому бы то ни было, а стратегию последовательных шагов по формированию новой архитектуры международных отношений», — пояснял И. С. Иванов.

Вторую группу приоритетов в Концепции внешней политики составили основные задачи страны в решении глобальных проблем. В их числе были названы: формирование нового мироустройства, стабильной системы международных отношений, в центре которых останется Организация Объединенных Наций и ее Совет Безопасности; укрепление международной безопасности, снижение роли фактора силы, укрепление режима контроля над вооружениями; развитие международных экономических отношений как средства укрепления национальной экономики; усилия по защите прав и свобод человека во всем мире.

Наконец, в третьей группе оказались региональные приоритеты. Важнейшим среди них было названо обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами-участниками СНГ задачам национальной безопасности страны, исходя из концепции «равноскоростной интеграции». Разъясняя суть нового подхода, И. С. Иванов подчеркивал: «Отношения с каждым из этих государств отныне строятся с учетом ответной заинтересованности в сотрудничестве, готовности должным образом учитывать интересы России, в том числе в области безопасности и в обеспечении прав наших соотечественников».

Как традиционно приоритетное направление были отмечены отношения с европейскими государствами — в контексте создания стабильной системы общеевропейской безопасности, развития сотрудничества с ЕС. О взаимодействии с США говорилось, прежде всего в связи с проблемами обеспечения глобальной стратегической стабильности. Важным и увеличивающем свое значение было названо азиатское направление внешней политики, где особо выделялись развитие дружественных отношений с Китаем и Индией, устойчивое развитие отношений с Японией, равноправное участие России в решении корейской проблемы, в ближневосточном урегулировании.

Новый набор принципов и приоритетов внешней политики усилия по консолидации государственной власти, динамичное Лидерство позволил российской дипломатии достичь очевидных результатов. Установив взаимопонимание с думой и Советом Федерации, Президент В. В. Путин добился ратификации важнейших Соглашений — СНВ-2, договора о запрещении ядреных испытаний, — которые без движения несколько лет лежали в парламенте. Улучшившаяся внешнеполитическая координация создала у наших партнеров восприятие России как предсказуемой страны.

Началось быстрое размораживание отношений с западными государствами, подчеркнутое серией встреч на высшем уровне. Была поставлена цель Впервые добиться для России права голоса по всем вопросам повестки дня в «большой восьмерке». Был придан импульс сотрудничеству с Европейским союзом, что проявилось в ходе состоявшихся саммитов Россия — ЕС. Более сложным было взаимодействие с Североатлантическим альянсом. Путин пошел, несмотря на возражения многих военных, на размораживание отношений с блоком, прерванных после начала бомбардировок Югославии. Однако в качестве условия полноценного партнерства президент ждал признаков превращения НАТО из военно-политической в чисто политическую организацию, отказа от планов дальнейшего расширения и от новой доктрины, предусматривавшей возможность осуществления «гуманитарных интервенций», которую он расценивал как ошибочную и нарушающую нормы международного права.

На начальном отрезке президентства Путин сравнительно мало Внимания уделял вопросам Российско-американских отношений. С одной стороны, он убеждал, что Россия «никогда не сделает выбор в отношениях с Соединенными Штатами в сторону возобновления каких бы то ни было конфронтационных элементов». С другой — повестка дня двусторонних отношений не выглядела для него много обещающей. Камнем преткновения выступало намерение американской администрации начать развертывание НПРО, сталкивавшееся с жесткими возражениями Москвы: если США выходят из Договора по ПРО, Россия, в свою очередь, Выйдет из системы договорных отношений по ограничению и контролю над вооружениями и приступит к проведению самостоятельной политики в области ядерного сдерживания. В качестве альтернативного пути обеспечения безопасности, в том числе и от ракетной угрозы со стороны «стран-изгоев», Путин предлагал дальнейшие глубокие сокращения стратегических Вооружений в рамках будущего договора СНВ-З, создание общей глобальной системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий, разработку совместной с Западом системы ПРО.

Одновременно резко активизировались контакты с Китаем как на двусторонней, так и многосторонней основе - в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Возобновился российско-индийский диалог на высшем уровне. Возражения США против сотрудничества России с Ираном в строительстве ядерных реакторов не возымели особого действия. Напротив, соглашение о таком сотрудничестве было продлено, а сам Путин заявил о недопустимости чьих-либо попыток вытолкнуть нас с иранского рынка. При этом президент ужесточил контроль за возможной утечкой чувствительных технологий военного назначения и предупредил оборонщиков, что «спрос за утечку технологий будет строгий». После длительного перерыва российская дипломатия возобновила прямые контакты с северокорейским руководством, что дало России шанс стать игроком в процессе межкорейского урегулирования, от которого она оказалась отстраненной (впрочем, почти добровольна протяжении 1990-х гг. Активизировалось коспонсорство России в ближневосточном урегулировании.

Существенным водоразделом в мировой политике стала атака террористов на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке и Пентагон 11 сентября 2001 г., открывшая новый, качественно более высокий этап в отношениях России с США и Западом в целом. Путин был первым, кто принес соболезнования и оказал всевозможную поддержку американскому президенту в антитеррористической кампании. На саммите в Вашингтоне и в Кроуфорде в ноябре 2001 г. было заявлено о долговременном партнерстве двух стран.

Уместно ли говорить в связи с этим об очередном изменении системы внешнеполитических приоритетов России? Коренной смены курса, конечно, не произошло. Выступая с посланием Федеральному Собранию в 2002 г., Путин подтвердил в качестве главных направлений своей внешней политики прагматизм, обусловленный имеющимися возможностями и национальными интересами, и намерение строить со всеми государствами мира конструктивные, нормальные отношения. Три основных географических приоритета по-прежнему включали в себя страны СНГ, Европейского союза, которые упомянуты под углом зрения экономического сотрудничества, и Соединенные Штаты — в контексте стратегической стабильности и участия России в антитеррористической коалиции.

Для улучшения двусторонних отношений большое значение имели сдвиги в самом Вашингтоне, где осознали, что в реализации новых стратегических приоритетов Америки — борьба с международным терроризмом и распространением оружия массового уничтожения, обеспечение энергетической безопасности, интеграция Китая в мировую систему — от России зависит не меньше, а может и больше, чем от прямых союзников США. Это предопределило рост заинтересованности администрации Дж. Буша-младшего в укреплении партнерства с Россией. События 11 сентября изменили не столько политику Москвы, сколько контекст и повестку дня международных отношений. У России и западных стран впервые появился общий враг — международный терроризм.

Однако было бы неправильно отрицать и весьма существенные элементы концептуальной новизны в российских подходах. Прежде всего следует отметить прозападный крен, особенно ощутимый в российско-американских отношениях. Как подчеркивал Президент В. В. Путин на расширенном совещании с участием послов в МИД России 12 июля 2002 г., «в основе наших сегодняшних отношений — новое прочтение национальных интересов двух стран, а также — схожее представление о самом характере современных мировых угроз... Доверительное партнерство России и США — не только в интересах наших народов. Оно оказывает позитивное воздействие на всю систему международных отношений и потому остается одним из наших безусловных приоритетов.

Произошло заметное смягчение позиции России по проблемам контроля над вооружениями и расширения НАТО. Кремль фактически отказался от некогда священного принципа ядерного паритета. После выхода США из Договора по ПРО Путин выразил сожаление, но не более того. Россия пошла на подписание Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов, несмотря на возражения критиков, недовольных его неконкретностью и возможностью для США не уничтожать, а складировать сокращаемые боеголовки. Решение пражского (2002) саммита НАТО о присоединении к блоку семи стран ЦВЕ, включая государства Балтии, было названо «бесполезным» , но не вызвало дипломатических осложнений.

Де-факто Россия дала согласие на проецирование американской военной силы в постсоветском пространстве (прежде всего, в Центральной Азии, отчасти и в Грузии), которое ранее рассматривалось как зона эксклюзивного стратегического влияния РФ, и на применение военной силы в непосредственной близости от этого пространства (Афганистан). Более того, Россия оказала поддержку США организацией и вооружением антиталибского Северного альянса, предоставлением разведывательной информации воздушных коридоров для военных самолетов, доступа к . базам в бывших советских республиках, а также доставкой гуманитарных грузов.

При этом Путин взял на вооружение один из доктринальных элементов американской внешней политики — концепцию пренаивных ударов в борьбе с терроризмом. На совещании с членов правительства 28 октября 2002 г. Президент заявил, что в ответ на угрозы со стороны террористов применить средства, сопоставимые с оружием массового уничтожения «Россия будет

отвечать мерами, адекватными угрозе Российской Федерации. Го всем местам, где находятся террористы, организаторы преступлений, их идейные и финансовые вдохновители. Подчеркиваю, где бы они ни находились.

Новый — достаточно сложный этап во взаимоотношениях России с Западом начался с марта 2003 т., когда американо-британские войска без санкции СБ ООН вторглись в Ирак. Реакция Путина была крайне негативной, что объяснялось не только внутриполитическими соображениями (давление на президента элит, начало избирательной кампании, опасения недовольства мусульманского населения), но и жестким противодействием политике США со стороны Франции и Германии взявшими на себя роль лидеров антиамериканской коалиции.

Отношения нашей страны с Вашингтоном оказались на самой низкой точке с начала президентства Путина. Мог произойти и разрыв, но он не состоялся. Администрация Дж. Буша-младшего считала улучшение отношений с Россией своим крупным достижением, от которого не следовало отказываться. Путин, со своей стороны, призвал на помощь присущий ему прагматизм. тем более, что Париж и Берлин после свержения Саддама Хусейна уже искали пути примирения с Америкой. Ось России с ведущими странами Евросоюза оказалась временной и Нестойкой и не позволила нам получить осязаемых дивидендов в отношениях с ЕС. Более того, отношения с европейскими структурами по ряду серьезных вопросов — вступление России в ВТО, свобода передвижения граждан, Чечня — даже осложнились. На встрече с представителями деловых кругов в Екатеринбурге в октябре 2003 г. Путин назвал позицию 4евробюрократов» по отношению нашего членства в ВТО «неоправданной и нечестной»: «Должен сказать, что руки у России становятся все крепче и крепче. Вы крутить их вряд ли представляется возможным, даже такому си льному партнеру, как Евросоюз».

В то же время стали выравниваться отношения с США. Рос сия поддержала резолюцию СБ ООН, которая фактически легитимизировала присутствие Соединенных Штатов и Великобритании в Ираке, выразила готовность сотрудничать с ними в послевоенном восстановлении этой страны. Уверенную черту под разногласиями провели встречи Путина и Буша-младшего в Санкт-Петербурге и Кемп-Дэвиде. Как подчеркнул наш президент, «благодаря сближению Соединенных Штатов и России удалось создать обстановку доверия и стратегической стабильности в мире... Наше сотрудничество носит не декларативный, а совершенно конкретный и прагматический характер».

В последние годы произошло закрепление позиций России в ведущих международных институтах. Россия обрела полноправный статус в рамках «большой восьмерки»; взаимодействие с НАТО стало осуществляться в формате «двадцатки». Президент ускорил реализацию планов вступления России в ВТО, чтобы добиться повышения роли страны на мировом рынке, участия в определении правил игры. Все это означает усиление интеграции России в глобализирующийся мир, заметное сокращение конфликтной зоны в отношениях с основными внешнеполитическими партнерами. Разногласия остаются — Ирак, Иран, Калининград, Курилы и др. Но не будет преувеличением сказать, что сейчас отношения России с США, странами Евросоюза, Китаем, Японией и другими центрами силы лучше, чем когда-либо.

В наши дни идет формирование миропорядка ХХI в. «Россия занимает достойное место в создании нового мироустройства. Сегодня ее вес и потенциал на международной арене таков, что без России невозможно решить основные проблемы, — отметил министр иностранных дел РФ И. С. Иванов. Одна из причин тому — общность ценностей со многими ведущими государствами мира, наличие огромных возможностей для взаимопонимания. Это похоже на настройку инструментов для концерта держав».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внешнеполитические ресурсы – совокупность факторов силы государства, которые могут быть использованы для проведения целенаправленных действий и достижения желаемых результатов на международной сцене.

Внешнеполитические ресурсы Российской Федерации очень разнообразны и нисколько не уступают внешнеполитическим ресурсам СССР. В современное время эти ресурсы все больше развиваются.

Внешняя политика России в ближнем зарубежье – это прежде всего налаживание взаимовыгодных, эффективных и всесторонних отношений со странами СНГ, ядром которого может стать союз славянских государств и Казахстана. “Основной приоритет на данном направлении – это поддержание в регионе политической стабильности и климата добрососедства, единого экономического и военно-стратегического пространства”, создание единого таможенного союза между Беларусью, Казахстаном и Россией и укреплением рубля, как единой региональной валюты.

Политика России в “дальнем зарубежье” направлена на обеспечение ее интересов как великой державы, развитие взаимовыгодных отношений со всеми развитыми странами мира, активное сотрудничество с традиционными партнерами и соседями (Китай, Индия, Иран, Турция, арабские государства и др.), широкое использование своего геополитического статуса тихоокеанской державы и др.

В целом геостратегическое положение России в современном мире следует признать нормальным для осуществления глубокой модернизации общества и обеспечения его национальных интересов. Решение основных задач, стоящих перед ней на рубеже третьего тысячелетия, зависит преимущественно от развития внутренней политики и ее субъективных факторов. Известный российский политолог А. С. Панарин полагает, что Россия может сыграть важную объединительную, синтезирующую роль в глобальной политике XXI в. Он пишет: “Что касается России – страны, живущей на перекрестке великих миров Востока и Запада, Севера и Юга, то у нее нет иного способа избежать распада по линиям водораздела указанных миров, как предложить народам Евразии новый мощный суперэнергетический синтез. Таким синтезом может стать новая мироустроительная идея, обращенная в будущее”

Россия нужна всему мировому сообществу как «цивилизационная самоценность», как лидер огромного евразийского пространства, обеспечивающего стабильные и плодотворные отношения между великими цивилизациями Запада и Востока. Мир нужен России как источник современного опыта социально-экономического и политического развития, как важнейший потенциал содействия в радикальной модернизации, как благоприятная среда, в которой идет поиск ее новой идентичности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Политология - Ирхин Ю.В. Внешнеполитические ориентиры России http://politics.ellib.org.ua/pages-859.html

  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/СНГ Содружество Независимых Государств

  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/ASEAN Ассоциация государств Юго-Восточной Азии

  4. http://www.arms-expo.ru/site.xp/049051124051048055052.htmlТридцать процентов военного бюджета России в 2009 году пойдет на нужды ВМФ сайт- оружие России

  5. http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=1&idArt=1508 Демография.ру Институт демографических исследований Россия прирастает Сибирью: у сибирских демографов хорошие новости

  6. http://www.ereport.ru/articles/weconomy.htm Экономика России. Основные черты российской экономики

  7. http://www.stats-sekretar.ru/home-mainmenu-1/zabaikalie-mainmenu-60/zabaikalie-society-mainmenu-68/3757-------------2009-.html Министерство трудовых ресурсов и демографической политики Забайкальского края подвело итоги работы в 2009 году




ПРИЛОЖЕНИЕ

Словарь терминов:

Европейский союз — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). ЕС — международное образование, сочетающее признаки международной организации и государства, однако формально он не является ни тем, ни другим. Союз является субъектом международного публичного права, имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль.

АТР – политический и экономический термин, обозначающий страны, расположенные по периметру Тихого океана и многочисленные островные государства в самом океане. Крупнейшими городами региона являются Шанхай, Гонконг, Сингапур, Куала-Лумпур, Сеул, Токио, Лос-Анджелес, Сидней, Мельбурн, Сан-Франциско, Сиэтл и Ванкувер. Штаб-квартиры многих межгосударственных и негосударственных организаций Азиатско-Тихоокеанского региона расположены в Гонолулу (Гавайи).

Киотский договор, рамочная конвенция ООН об изменении климата, РКИК (Framework Convention on Climate Change, UN FCCC) — соглашение, подписанное более чем 180 странами мира, включая Россию, все страны бывшего СССР и все промышленно развитые страны, об общих принципах действия стран по проблеме изменения климата. Конвенция была торжественно принята на «Саммите Земли» в Рио-де-Жанейро в 1992 году[1] и вступила в силу 21 марта 1994 года (Россия ратифицировала РКИК в 1994)

МИД - федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями.

СНГ- межгосударственное объединение (договор о сотрудничестве между независимыми странами) большинства бывших союзных республик СССР.

ОБСЕ - (англ. OSCE, Organization for Security and Co-operation in Europe, фр. Organisation pour la sйcuritй et la coopйration en Europe) — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 56 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии.

АСЕАН - (англ. Association of SouthEast Asian Nations) – политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 9 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация». Договорное оформление АСЕАН произошло лишь в 1976 году в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН.

НАТО - (англ. North Atlantic Treaty Organization, NATO; фр. Organisation du traitй de l'Atlantique Nord, OTAN) — военно-политический блок. Появился 4 апреля 1949 года в США. Тогда государствами-членами НАТО стали США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность; обеспечивает сдерживание любой формы агрессии в отношении территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё.

ЮКОС - российская нефтяная компания, существовавшая в 1993—2007 годах. 1 августа 2006 «ЮКОС» был объявлен банкротом, до 12 ноября 2007 года в отношении компании осуществлялось конкурсное производство. В течение 2007 года имущество компании продавалось на аукционах с целью покрытия долгов. 21 ноября 2007 года компания была ликвидирована.[1]

НПРО - Национальная система противоракетной обороны Соединенных Штатов Америки (НПРО США) (National Missile Defense   NMD) создаётся, согласно заявлениям американской администрации, для защиты территории страны от ракетного удара со стороны так называемых стран-изгоев, к которым в США относят, в частности, КНДР, Иран, Сирию и Ливию (ранее также Ирак)

ПРИЛОЖЕНИЕ

26 марта 2008 года N 404



УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О СОЗДАНИИ ФОНДА ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ

В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

В целях реализации комплекса мер по оказанию поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, постановляю:

1. Считать целесообразным создание Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - фонд).

2. Установить, что:

учредителем фонда от имени Российской Федерации является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

имущество фонда формируется за счет средств федерального бюджета, добровольных имущественных взносов и пожертвований, а также иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Учредителю фонда утвердить устав фонда, предусмотрев в нем, в частности, что:

оперативное управление фондом осуществляет правление фонда, состоящее из пяти членов и возглавляемое председателем;

председатель и члены правления фонда назначаются Правительством Российской Федерации;

попечительский совет фонда утверждает направления деятельности фонда и бюджет фонда, а также осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда и соблюдением им законодательства Российской Федерации;

в состав попечительского совета фонда входят представители Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, религиозных и коммерческих организаций, средств массовой информации в количестве 11 человек. Состав попечительского совета фонда утверждается Правительством Российской Федерации.

4. Правительству Российской Федерации обеспечить:

определение состава федерального имущества, передаваемого фонду его учредителем, и передачу указанного имущества фонду;

размещение фонда в г. Москве;

направление в 2008 - 2015 годах средств федерального бюджета фонду для осуществления его деятельности, а также для софинансирования комплекса мер по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

26 марта 2008 года

N 404

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации