Приемы педагогической техники Книга адресована:учителю или воспитателю, который хочет, чтобы на уроках было интересно и ему и детям, но не имеет времени отыскивать идеи в лавине педлитературы; преподавателю ВУЗа, который хочет повысить эффективность преподавания; методисту, который стремится помочь преподавателям успешно решать их проблемы; управленцу (менеджеру, бизнесмену), желающему понять, чем отличается настоящий профи от халтурщика; ученикам и их родителям, которые хотят подсказать учителю, как сделать уроки интереснее. Цель книги: Хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания. СОДЕРЖАНИЕ: I. ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ 2 (стр.)
1. Принцип Свободы выбора 2
2. Принцип Открытости 2
3. Принцип Деятельности 2
4. Принцип Обратной связи 2
5. Принцип Идеальности 2
II. ДИДАКТИКА 2
Повышение интереса к учебному материалу 2
Повторение пройденного на уроке 3
Повторение изученных ранее тем 3
Уровни и виды домашнего задания 4
Приемы подачи домашнего задания 5
Подготовка к докладу 5
Коллективная учебная деятельность 6
Мозговой штурм 6
Деловые игры 8
Игровая учебная деятельность 9
III. УПРАВЛЕНИЕ КЛАССОМ 10
Соуправление 10
Традиции урока 10
Дирижируем уроком 11
Приемы устного опроса 12
Приемы письменного контроля 14
Против списывания 14-15
Оценивание 15
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА УЧИТЕЛЯ 16
1. Картотека учителя 16
2. Подготовка темы 16
3. Конструктор урока 16
V. ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Конструктор урока 18-2
2. Главы из новой рукописи 18-2-2
3. Методика оценки педагогических методик
4. Проект: новые задачи
5. Требования к условию открытой учебной задачи
6. Лаборатория образовательных технологий (ЛОТ) «Универсальный решатель»
I. Принципы педагогической техники:
Принципы педагогической техники являются фундаментом или основанием, на котором созидается вся педагогическая практи-ка. Сами же приемы педтехники – это строительный материал, из которого слагается красивое здание под названием «Хорошо организованный урок».
Принцип Свободы выбора (СВВ): я должен обеспечивать учащегося, где только это возможно, правом выбора, ограниченным его ответственностью за свой выбор!
Принцип Открытости (ОТКР): я обязан обеспечить учащегося знанием и пониманием границ его знаний посредством предоставления возможности решения открытых задач!
Принцип Деятельности (ДЕЯТ): я обязан обеспечивать применение учениками полученных ими знаний, умений, навыков, смыслов организовывая этот процесс преимущественно в форме деятельности!
Принцип Обратной связи (ОБСВ): я несу ответственность за процесс обучения, контролируя его с помощью развитой системы обратной связи (настроение, степень заинтересованности, уровень понимания учеников и т.д.)!
Принцип Идеальности (высокого КПД): мне необходимо максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью: минимум затрат – максимум результат в процессе образования! Я должен указать учащимся на их потребности в преподаваемом мною учебном материале! Учащиеся САМИ стремятся узнавать: а что же дальше? Учащиеся САМИ хотят подкрепить свою успешность; учащиеся САМИ обучают друг друга!
ІІ. Дидактика:
Дидактика направлена на то, чтобы контролировать уровень
усвоения учебного материала учащимися.
Повышение интереса к учебному материалу:
Привлекательнаяцель(ОБСВ,КПД): простая, понятная, привлекательная для ученика цель, достигая которой, он выполняет то, что запланировано мной (учителем). Пример. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК: цель учителя – освоить вопросную форму английского предложения (Question). Разыгрывается ситуация «English Market», в которой дети задают вопросы продавцу с целью выбрать себе покупку. Товары – от книги или платья до автомобиля – представлены рисунками.
Удивляй!(ОТКР,ОБСВ,КПД): я нахожу такой угол зре-ния, при котором даже обыденное становится удивительным.
Отсроченнаяотгадка(ДЕЯТ,КПД): 1) в начале урока я даю загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом; 2) загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
Фантастическаядобавка(ОТКР,ОБСВ,КПД): я дополняю реальную ситуацию фантастикой. ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: хотелось бы сделать прием более инструмен-тальным, технологичным. Но для этого сначала желательно собрать картотеку примеров его применения в различных учеб-ных предметах.
Ловиошибку!(ДЕЯТ,ОБСВ,КПД):1) объясняя мате-риал, я намеренно допускаю ошибки, (должна быть спланирована их убедительность; учитель – ложная мысль, гипотеза ? ученики – контраргументы); 2) ученик получа-ет текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приго-товлены другими учениками, в том числе старшими (твор-ческие задания).
Практичностьтеории(ОТКР,КПД): введение в теорию мне необходимо осуществлять через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.
Пресс-конференция(ДЕЯТ,ОТКР,ОБСВ,КПД): я должен намеренно неполно раскрывать тему, предлагая школьникам задать дораскрывающие ее вопросы (сильные и слабые вопросы). Вопросы бывают: 1) репродуктивные – ответы на них – повторение уже известного; 2) расширяющие знания – позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания; 3) развивающие – вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало. Вопросы составлены ? сортировка: 1) отвечаем на уроке; 2) ответ – в литературе; 3) ответ, возможно, пока никому неизвестен ? 1) самый интересный, самый сложный (проблемный), самый важный, самый оригинальный вопрос; 2) попарный взаимоопрос учеников по наработанным ими вопросам; 3) вопросы как темы будущих докладов учащихся. Учтем, что далеко не всегда, особенно в гуманитарных знаниях, существует контрольный ответ на развивающий вопрос. В таких случаях ответом может быть только собственное мнение ученика или учителя.
Вопросктексту(ДЕЯТ,ОТКР,ОБСВ,КПД): перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов (min 3 репродуктивных и по 5 расширяющих и развивающих).
Хороший учитель не только дает прочные знания, но он еще и показывает их границы. Пусть на каждом моем уроке найдется место ОТКРЫТЫМ ПРОБЛЕМАМ. Это повышает интерес к учебному материалу.
Повторение пройденного на уроке:
Главный принцип повторения – применять и изменять полученное знание.
Свояопора(СВВ,ДЕЯТ,ОБСВ,КПД): ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу (если учитель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учеников). Это может быть развернутый план ответа, как на экзамене.
Повторяемсконтролем(ДЕЯТ,ОБСВ,КПД): ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.
Повторяемсрасширением(ДЕЯТ,ОТКР,ОБСВ,КПД): ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу. При этом учителю не обязательно отвечать на все вопросы – пусть они станут открытыми проблемами данной темы.
Своипримеры(СВВ,ДЕЯТ,ОБСВ,КПД): ученики подготавливают свои примеры к новому материалу (свои задачи, идеи по применению…).
Опрос-итог(ОБСВ,КПД): в конце урока я задаю вопросы, побуждающие к рефлексии урока. Главное, интересное, новое, чему научились? Учитель не должен добиваться «административными мерами» того, чтобы главным назвали именно то, что считает таковым он. Он может наравне со всеми сказать и свое мнение.
Обсуждаемд/з(домашнеезадание)(СВВ,ДЕЯТ,КПД): я вместе с учащимися обсуждаю вопрос: каким должно быть д/з, чтобы новый материал был качественно закреплен? Не давай манипулировать собой, всегда учитывай мнение учеников. Прием при регулярном использовании значительно повышает сознательность выполнения д/з. Д/з должны быть разнообразными.
Повторение изученных ранее тем:
Глубокое усвоение материала требует неоднократного возвращения к нему и рассмотрения в разных связках и контекстах.
Свояопора(СВВ,ДЕЯТ,ОБСВ,КПД): ученик составляет авторский опорный конспект всей ранее изученной темы. Лист большого формата; различные варианты: а) одна половина класса – одну тему, вторая – другую, попарное объяснение; б) несколько учеников развешивают свои авторские опоры-плакаты на стене, остальные собираются в малые группы и обсуждают их (см. раздел «Организация работы в группах»); в) конкурс «универсальная шпаргалка»; г) «Лови ошибку!» (см. стр.2) – ошибка специально закладывается в опорный конспект.
Повторяемсконтролем(ДЕЯТ,ОБСВ,КПД): ученики разрабатывают списки контрольных вопросов ко всей ранее изученной теме (конкурс списков, контрольный опрос по одному из них…).
Повторяемсрасширением(ДЕЯТ,ОТКР,ОБСВ,КПД): ученики разрабатывают списки вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания по всей ранее изученной теме.
Пересечениетем(ОТКР,ОБСВ): ученики подбирают или придумывают свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной мною. Этот прием обеспечивает связь сегодняшнего материала с изученным ранее материалом; сравнение, сопоставление, противо-поставление.
Уровни и виды д/з:
Как задавать Д/З с максимальной пользой? Эффектив-ная организация д/з – приемы, описанные выше в раз-делах «Повторение пройденного на уроке» и «Повто-рение изученных ранее тем». Этот раздел – допол-нение к ним с учетом специфики домашней работы.
Триуровняд/з(СВВ,ОБСВ): я одновременно задаю д/з трех уровней: i) Обязательный минимум– задание должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику,за обучение которого я берусь; ii) Тренировочный уровень – выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу; по усмотрению учителя они могут освобождаться от заданий первого уровня; iii) Творческое задание – выполняется добровольно и стимули-руется высокой оценкой и похвалой (см. группу приемов оценивания, стр.); я должен использовать в зависимости от темы урока и подготовленности класса. Типовые группы творческих заданий: a)фольклор – частушки, басни, притчи, сказки, фантрассказы по учебным темам; b) чайнворды, кроссворды, …ворды; c) тематические сборники интересных фактов, примеров, задач; d) сборники аннотаций на статьи по выбранной теме; e) учебные комиксы; f)плакаты – опорные сигналы; g)мнемонические (помогающие запомнить) формулиро-вки, стихи, …
Заданиемассивом(СВВ,ОБСВ):1) любой из уровней д/з я могу задавать массивом. Например, 10 задач, 10 стихов, 10 слов… Учащийся сам выбирает и решает (выучивает) не менее заранее оговоренного минимального объема заданий. Пример. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК: к каждому уроку ребята выучивают новые слова из русско- или украинско-английского разговорника. Количество не ограничивается: 10 слов – отлично, 5 - 10 – хорошо. Важная деталь: на уроке нужно говорить не отдельные слова, а готовые разговорные фразы. Сначала по-русски (по-украински), потом по-английски. К столу ребята выходят по желанию. 2) задается большой массив задач сразу (к примеру, 60) – в рамках большой изучаемой или повторяемой темы. Например, из 60 английских слов и словосочетаний ученик обязан выучить минимум 15, остальные – по желанию. А стимулировать это желание релейными контрольными работами, составляемыми из заданий этого массива (описание приема «Релейные контрольные роботы» см. на стр. 11). Чем больше выучил – тем больше вероятность встретить знакомое слово и сэкономить время и силы. Такой массив задается не к следующему уроку, а на более продолжительный период времени. Ученик выбирает тот уровень сложности, на который он способен, определяя этим границы своих знаний. Итак, этот прием полезен – во-первых, происходит самосогласование ребенка и уровня заданий, которые он выполняет, во-вторых, дети могут обменяться своими результатами, когда они выполняют разные задания и, наконец, в-третьих, волей-неволей читая все задания ученик расширяет свой учебный кругозор, знает гораздо больше заданий, чем ему дают и учится с первого взгляда оценивать сложность задания.
Особоезадание(СВВ,ОБСВ):продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. (Мне необходимо всячески подчеркивать свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом). Выполняется в спецтетради; включает в себя тренировочные и творческие задания повышенной трудности. Такое задание ученик должен только заслужить. Задание дается на неделю-две в зависимости от класса и имеет две категории сложности. Более сложная категория отличается заменой 3-5 средних заданий на трудные. Если ученик решился на это, то отказаться не имеет права. Все серьезно. В конце тетради каждому «особисту» вклеивается ИНСТРУКЦИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОСОБОГО ЗАДАНИЯ: 1. Выбор категории сложности осуществляй-те самостоятельно. 2. Задание аккуратно оформляйте и сдавайте к строго оговоренному сроку. 3. В конце выполненной работы заполните анкету: РЛ (номера задач, решенных легко); РТ (номера задач, решенных с трудом, с подсказкой); НР (номера нерешенных задач). 4. Задание проверяется в течение недели. Оценки ниже «8» не выставляются. Оценка «8» переносится в журнал только по желанию выполнившего работу. 5. При заполнении анкеты будьте справедливыми по отношению к себе. 6. В конце выполненного задания ДРУГИМ ЦВЕТОМ напишите: работа прочитана, ошибки исправлены, задачи сверены с ответом. Желаю успеха! С уважением к Вашему труду – [ФИО учителя]. Чтобы облегчить труд учителя: задачи даются из решебника (стандарт-ного или «фирменного»); «разбор полета» со всеми – разбираются те задачи, которые не решил никто или вызвавшие затруднение у всех; решившие каверзную задачу помогают товарищам, старшие помогают среднячкам. Если ученик не сдает вовремя задание: если он – талант, то пригласите его к себе домой на чашечку чая и расставьте все точки над i. Пусть он уважает вашу работу так, как и вы уважаете его. А иначе – карусель обещаний и невыполнений.
Творчествоработаетнабудущее(СВВ,ОТКР,ДЕЯТ,ОБСВ,КПД):ученики выполняют творческое д/з (см. стр.4) по разработке дидактических материалов.
Идеальноезадание(ДЕЯТ,ОБСВ,КПД):учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их соб-ственному выбору и пониманию. ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: не все согласны, что учителю стоит тратить силы на подобные «игрушки». А ваше мнение? Есть ли у вас свои, отличающиеся способы подачи д/з?
Д/з в день, когда его задали, занимает меньше времени и выполняется легче. Полезно делать уроки рано утром, даже если ты учишься в первую смену; полезно читать § учебника до того, как его объяснит учитель. Читайте прекрасно написанную и полезную книгу С. Л. Соловейчика «Учение с увлечением».
Подготовка к докладу (ДЕЯТ, ОТКР, КПД): подготовку учеников к чтению докладов провести в несколько этапов: 1)Картасообщения=перваяипоследняяфразысообщения+опорныйпланостальноготекста. Не более 4 минут. Тема – аннотация на книгу (статью), интересный факт… Задача первой фразы – заинтересовать слушателей, привлечь внимание. Последняя фраза – «Я закончил доклад и передаю слово…», «На этом доклад закончен, я готов ответить на вопросы». 2)Отработкарегла-мента(временивыступления). Научить детей чувствовать время. К примеру, 3 мин ± 20 сек. Таймер, песочные часы. 3)Доклад. Больший объем; оптимальное время – 5-7 мин; лучше дробить. 4)Докладсзатруднениями. Этот этап не обязателен. Позволяет в будущем легко адаптироваться в реальной обстановке. «Извините, я продолжу», «Простите, я оговорился». Затруднение 1 – вставка: слова, никак не связанные с текстом доклада ученик должен встроить в доклад. Затруднение 2 – то же самое, только вместо слов – пословицы, афоризмы, крылатые выражения. Затруднение 3 – вопрос во время доклада. Затруднение 4 – мешающий звук. Педагогические технологии, like this, необходимы, чтобы научить любых учеников любому сложному умению (сочинение, лабораторная работа…). ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: нужно составить перечень типовых ситуаций, в которых целесообразно использовать доклады учащихся.
Коллективная учебная деятельность:
Цель – научить детей коллективному сотворчеству, решению задач сообща. Фактор успеха – развитие то-варищей по классу, их успеваемость и жизненные планы. Партнерство – каждый работает на каждого в умело организованном коллективе. Создать класс – умение лучших учителей. Работа в группах, группа может быть от 2 до 12 учеников, оптимальна – группа из 4 учащихся.
Организацияработывгруппах(СВВ,ДЕЯТ,ОБСВ,КПД):1) Группы получают одно и то же задание; 2) Группы получают разные задания. Пример. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК: каждая группа получает маленький рассказик, который должна перевести и инсценировать. 3) группы получают разные, но ра-ботающие на общий результат задания.
Ловиошибку!(ДЕЯТ,ОБСВ,КПД):ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются… Придя к определен-ному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затяну-лось, заранее определить на него время. Пример. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК: учитель дает несколько различных правил. Одно или несколько из них – неверны. Найти и доказать ошибочность. Тексты с ошибками. ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: нужно разработать дидактический материал к этому приему.
Пресс-конференцияивопросктексту(ОТКР,ДЕЯТ,ОБСВ,КПД):ребята составляют списки вопросов, разбившись по группам. 1) Текст один – вопросы разных типов (см. стр.3); 2) Группы работают над разными частями текста (лекции).
Свояопора(см. стр.3,4)(СВВ,ДЕЯТ,ОБСВ,КПД):1) Группа составляет опорный конспект урока или темы; 2) Несколько сильных учеников заранее получают творческое д/з: составить опорные конспекты по различным когда-то пройденным темам. На одном из уроков они становятся тренерами. Класс разбивается на группы, с каждой из них работает такой тренер по своему опорному конспекту. По прошествии определенного времени тренеры меняют группы и процесс повторяется. Группы должны получить от тренеров конкретные задания (список вопросов к конспекту, найти специально вставленную ошибку…)
Мозговой штурм:
ЭВРИСТИКА, –и, ж. (спец.). 1. Совокупность исследовательских методов, способствующих обнаружению ранее неизвестного. 2. Основанный на беседах, диалогах метод обучения, стимулирующий у учеников развитие активного поиска решений.
Открытые задачи – творческие, эвристические задачи; они наиболее развивают креативность (творческость) мышления. Одна из форм или методов решения таких задач – это учебный мозговой штурм (УМ Ш). Эта перспективная форма учебной деятельности применима к любым возрастам. Нет школьного предмета, на котором проведение УМШ было бы нецелесообразно. Популяризация мозгового штурма началась с книги Алекса Осборна «Управляемое воображение». Итак,
УМШ(СВВ,ОТКР,ДЕЯТ,ОБСВ,КПД): решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма. Развитие творческого стиля мышления – вот основная его цель. Дидактические ценности УМШ: - это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы; - учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли; - участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей; - учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею; - наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы; - УМШ вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру (см. раздел «Деловые игры», стр.8-9). ТЕХНОЛОГИЯ: Обычно в группе 7-9 учащихся (для начала можно всем классом). До штурма:1. Перед штурмом – инструктаж. На первом этапе штурма – никакой критики! В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий. Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей, акцентирует внимание на интересной идее, чтобы группа поработала над ее развитием. Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунком, знаком…). 2. Проводится первичное обсуждение и уточнение условия задачи. 3. Учитель определяет время на первый этап (до 20 мин., зафиксировать на доске). Основные этапы штурма:1.Создание банка идей - наработать как можно больше решений, в том числе «диких». Этап длится до полного иссякания идей, после чего перерыв и обсуждение рефлексивных (рефлексия, –и, ж. (книжн. ) размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ) вопросов: какие были сбои, допускались ли нарушения правил и почему… 2.Анализ идей – все высказанные идеи группа рассматривает критически, при этом в каждой идее нужно найти что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или применить в других условиях. Опять небольшой перерыв. 3.Обработка результатов – 2-5 самых интересных (практичных, «диких») решений, выбранный группой спикер рассказывает классу и учителю. Иногда спикер может огласить все идеи, если цель группы – найти как можно больше решений. Рекомендации:1. Класс можно разбить на несколько групп. Все группы могут одновременно, независимо друг от друга, штурмовать одну задачу. Тогда можно устроить конкурс идей. И пусть жюри тоже состоит из учеников. 2. Каждая из групп может штурмовать свою задачу. Лучше все задачи объединить одной, более общей, проблемой. 3. Третий этап можно отделить временем или даже провести на другом уроке. Если за это время у участников группы появятся новые идеи – пусть обсуждают и их. Главное – спровоцировать интенсивную мыслительную деятельность над учебной задачей, а не выдвинуть столько-то идей в такое-то время. А иногда можно ограничится только первым этапом штурма с оглашением всех найденных идей. КАК ВЫБРАТЬ ЗАДАЧУ ДЛЯ УМШ? Мозговой штурм пройдет интересно, если задача имеет большое число возможных решений. Если это исследовательская задача, то она должна допускать несколько возможных гипотез-объяснений.
Полезные советы. - Во время пауз можно включать музыку, способствующую отдыху от напряженного мышления. - УМШ учит терпеливому вниманию к чужой мысли. - Обратный мозговой штурм – наработка критических идей. Суть его в том, что группы пытаются как можно больше найти недостатков в решении, идее, гипотезе. Найденные недостатки – это новые задачи, которые тоже можно решать. - Чтобы ребята не выкрикивали и не перебивали друг друга – ведущий повторяет за каждым участником его идею, пока не добивается четкой формулировки и понимания, и только тогда слово предоставляется следующему участнику. Пусть ведущий не забывает особо хвалить тех, кто развивает идеи предыдущих участников. Приучайте ведущих и участников называть имена авторов идей: «В дополнение к идее Саши предлагаю…», «Хочу развить решение Маши…» и т.п. - Пусть под рукой у каждого участника будет лист бумаги и ручка – возникла идея – зафиксируй ее ключевым словом или сделай рисунок! Учитель во время работы групп:а) наблюдает, чтобы сделать свои замечания потом; б) исполняет роль консультанта, к которому могут обратиться за справкой или советом ведущий или участники; в) помогает менее опытным ведущим, подбрасывая новое направление разговора – если видит, что мозговая атака «захлебнулась». - ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ОСВОЕНИИ УМШ: 1) Плохо подобрана тема – например, она требует глубоких специальных знаний или аналитических рассуждений. 2) При обсуждении решений учитель принимает только известный ему контрольный ответ на задачу или жестко критикует предложения участников штурма. 3) Регулярное вмешательство в работу группы на рабочих этапах. Пусть группа делает ошибки, нарушает правила штурма – при освоении новой формы деятельности это неизбежно. Учитель же сможет сказать свои замечания при «разборе полета». ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: полезно разработать пособия со списками тем учебных мозговых штурмов и разборами опыта учителей по каждому из школьных предметов.
Деловые игры:
Деловые игры – это хорошая форма для коллективного познания. Они моделируют реальную производственную, научную или иную «взрослую» деятельность. Их особенность – простота и обширная сфера применимости – как по возрастам, так и по учебным предметам.
«Компетентность»(СВВ,ДЕЯТ,ОБСВ,КПД):i) Участники:конкуренты – две команды учащихся; наниматели – группа учеников, определяющих победителя. Победителя как бы нанимают на работу; арбитр – обычно эту роль выполняет учитель, решающий спорные вопросы. ii)До игры: Учитель знакомит класс со схемой игры. Формируются команды, определяется состав «фирмы-нанимателя». iii) Во время игры: Учитель задает тему. Команды придумывают друг для друга по 5 заданий по этой теме. Тип заданий определяется заранее учителем. Например: команды должны приготовить по 2 репродуктивных вопроса, по 1 творческому и по 2 задачи. Команды поочередно дают друг другу задания. Соперник его выполняет. Если соперник не справляется, задающая вопрос команда сама должна на него ответить. Одновременно с этим фирма-наниматель оценивает, например, по 5-балльной системе каждое задание и по 10-балльной системе каждый ответ. Наниматели совещаются и принимают решение – кто принят на работу. А пока наниматели совещаются, учитель делает краткий «разбор полета», обращает внимание на ошибки, делает выводы. iv) Важно: в каждой группе конкурентов 4-6 игроков, нанимателей – 1-5 (возможны и другие количества); остальной класс во время игры: болельщики той или иной команды, могут задавать дополнительные вопросы командам-соперницам тем самым заработать несколько баллов для своих – если соперники не смогут ответить, команда может один раз воспользоваться помощью болельщиков. Важно, чтобы класс был вовлечен в действо; игру можно «закольцевать» – команда А задает задание команде Б, команда Б – команде В… а последняя – команде А. Каждая пара команд выходит на арену борьбы по очереди… Дорогу смекалке и творчеству! v) Еще одна разновидность игры «Компетентность»:До игры: тема игры известна заранее, и ученики готовятся к ней за неделю-две. Учитель может просмотреть приготовленные задания заранее. Во время игры: команды обмениваются пакетами с заданиями и решают их в отведенное время. После этого на каждый вопрос команды-соперницы отвечает тот участник отвечающей команды, которого выберут соперники! Сильные подтягивают слабых, ибо каждая команда заинтересована в знаниях каждого своего участника!