Гин А.А. Приемы педагогической техники - файл n1.doc

приобрести
Гин А.А. Приемы педагогической техники
скачать (371 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc371kb.11.06.2012 05:20скачать

n1.doc

  1   2   3

Анатолий Гин

Приемы педагогической техники
Книга адресована: учителю или воспитателю, который хочет, чтобы на уроках было интересно и ему и детям, но не имеет времени отыскивать идеи в лавине педлитературы; преподавателю ВУЗа, который хочет повысить эффективность преподавания; методисту, который стремится помочь преподавателям успешно решать их проблемы; управленцу (менеджеру, бизнесмену), желающему понять, чем отличается настоящий профи от халтурщика; ученикам и их родителям, которые хотят подсказать учителю, как сделать уроки интереснее.
Цель книги: Хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.
СОДЕРЖАНИЕ:
I. ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ 2 (стр.)

1. Принцип Свободы выбора 2

2. Принцип Открытости 2

3. Принцип Деятельности 2

4. Принцип Обратной связи 2

5. Принцип Идеальности 2

II. ДИДАКТИКА 2

  1. Повышение интереса к учебному материалу 2

  2. Повторение пройденного на уроке 3

  3. Повторение изученных ранее тем 3

  4. Уровни и виды домашнего задания 4

  5. Приемы подачи домашнего задания 5

  6. Подготовка к докладу 5

  7. Коллективная учебная деятельность 6

  8. Мозговой штурм 6

  9. Деловые игры 8

  10. Игровая учебная деятельность 9

III. УПРАВЛЕНИЕ КЛАССОМ 10

  1. Соуправление 10

  2. Традиции урока 10

  3. Дирижируем уроком 11

  4. Приемы устного опроса 12

  5. Приемы письменного контроля 14

  6. Против списывания 14-15

  7. Оценивание 15

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА УЧИТЕЛЯ 16

1. Картотека учителя 16

2. Подготовка темы 16

3. Конструктор урока 16

V. ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Конструктор урока 18-2

2. Главы из новой рукописи 18-2-2

3. Методика оценки педагогических методик

4. Проект: новые задачи

5. Требования к условию открытой учебной задачи

6. Лаборатория образовательных технологий (ЛОТ) «Универсальный решатель»


I. Принципы педагогической техники:

Принципы педагогической техники являются фундаментом или основанием, на котором созидается вся педагогическая практи-ка. Сами же приемы педтехники – это строительный материал, из которого слагается красивое здание под названием «Хорошо организованный урок».


  1. Принцип Свободы выбора (СВВ): я должен обеспечивать учащегося, где только это возможно, правом выбора, ограниченным его ответственностью за свой выбор!




  1. Принцип Открытости (ОТКР): я обязан обеспечить учащегося знанием и пониманием границ его знаний посредством предоставления возможности решения открытых задач!




  1. Принцип Деятельности (ДЕЯТ): я обязан обеспечивать применение учениками полученных ими знаний, умений, навыков, смыслов организовывая этот процесс преимущественно в форме деятельности!




  1. Принцип Обратной связи (ОБСВ): я несу ответственность за процесс обучения, контролируя его с помощью развитой системы обратной связи (настроение, степень заинтересованности, уровень понимания учеников и т.д.)!




  1. Принцип Идеальности (высокого КПД): мне необходимо максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью: минимум затрат – максимум результат в процессе образования! Я должен указать учащимся на их потребности в преподаваемом мною учебном материале! Учащиеся САМИ стремятся узнавать: а что же дальше? Учащиеся САМИ хотят подкрепить свою успешность; учащиеся САМИ обучают друг друга!


ІІ. Дидактика:

Дидактика направлена на то, чтобы контролировать уровень

усвоения учебного материала учащимися.


  1. Повышение интереса к учебному материалу:




    1. Привлекательная цель (ОБСВ, КПД): простая, понятная, привлекательная для ученика цель, достигая которой, он выполняет то, что запланировано мной (учителем). Пример. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК: цель учителя – освоить вопросную форму английского предложения (Question). Разыгрывается ситуация «English Market», в которой дети задают вопросы продавцу с целью выбрать себе покупку. Товары – от книги или платья до автомобиля – представлены рисунками.




    1. Удивляй! (ОТКР, ОБСВ, КПД): я нахожу такой угол зре-ния, при котором даже обыденное становится удивительным.




    1. Отсроченная отгадка (ДЕЯТ, КПД): 1) в начале урока я даю загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом; 2) загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.




    1. Фантастическая добавка (ОТКР, ОБСВ, КПД): я дополняю реальную ситуацию фантастикой. ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: хотелось бы сделать прием более инструмен-тальным, технологичным. Но для этого сначала желательно собрать картотеку примеров его применения в различных учеб-ных предметах.




    1. Лови ошибку! (ДЕЯТ, ОБСВ, КПД): 1) объясняя мате-риал, я намеренно допускаю ошибки, (должна быть спланирована их убедительность; учитель – ложная мысль, гипотеза ? ученики – контраргументы); 2) ученик получа-ет текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приго-товлены другими учениками, в том числе старшими (твор-ческие задания).




    1. Практичность теории (ОТКР, КПД): введение в теорию мне необходимо осуществлять через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.




    1. Пресс-конференция (ДЕЯТ, ОТКР, ОБСВ, КПД): я должен намеренно неполно раскрывать тему, предлагая школьникам задать дораскрывающие ее вопросы (сильные и слабые вопросы). Вопросы бывают: 1) репродуктивные – ответы на них – повторение уже известного; 2) расширяющие знания – позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания; 3) развивающие – вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало. Вопросы составлены ? сортировка: 1) отвечаем на уроке; 2) ответ – в литературе; 3) ответ, возможно, пока никому неизвестен ? 1) самый интересный, самый сложный (проблемный), самый важный, самый оригинальный вопрос; 2) попарный взаимоопрос учеников по наработанным ими вопросам; 3) вопросы как темы будущих докладов учащихся. Учтем, что далеко не всегда, особенно в гуманитарных знаниях, существует контрольный ответ на развивающий вопрос. В таких случаях ответом может быть только собственное мнение ученика или учителя.




    1. Вопрос к тексту (ДЕЯТ, ОТКР, ОБСВ, КПД): перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов (min 3 репродуктивных и по 5 расширяющих и развивающих).


Хороший учитель не только дает прочные знания, но он еще и показывает их границы. Пусть на каждом моем уроке найдется место ОТКРЫТЫМ ПРОБЛЕМАМ. Это повышает интерес к учебному материалу.


  1. Повторение пройденного на уроке:

Главный принцип повторения – применять и изменять полученное знание.




















  1. Повторение изученных ранее тем:

Глубокое усвоение материала требует неоднократного возвращения к нему и рассмотрения в разных связках и контекстах.














  1. Уровни и виды д/з:

Как задавать Д/З с максимальной пользой? Эффектив-ная организация д/з – приемы, описанные выше в раз-делах «Повторение пройденного на уроке» и «Повто-рение изученных ранее тем». Этот раздел – допол-нение к ним с учетом специфики домашней работы.














  1. Приемы подачи домашнего задания:








Д/з в день, когда его задали, занимает меньше времени и выполняется легче. Полезно делать уроки рано утром, даже если ты учишься в первую смену; полезно читать § учебника до того, как его объяснит учитель. Читайте прекрасно написанную и полезную книгу С. Л. Соловейчика «Учение с увлечением».


  1. Подготовка к докладу (ДЕЯТ, ОТКР, КПД): подготовку учеников к чтению докладов провести в несколько этапов: 1) Карта сообщения = первая и последняя фразы сообщения + опорный план остального текста. Не более 4 минут. Тема – аннотация на книгу (статью), интересный факт… Задача первой фразы – заинтересовать слушателей, привлечь внимание. Последняя фраза – «Я закончил доклад и передаю слово…», «На этом доклад закончен, я готов ответить на вопросы». 2) Отработка регла-мента (времени выступления). Научить детей чувствовать время. К примеру, 3 мин ± 20 сек. Таймер, песочные часы. 3) Доклад. Больший объем; оптимальное время – 5-7 мин; лучше дробить. 4) Доклад с затруднениями. Этот этап не обязателен. Позволяет в будущем легко адаптироваться в реальной обста­новке. «Извините, я продолжу», «Простите, я оговорился». Затруднение 1 – вставка: слова, никак не связанные с текстом доклада ученик должен встроить в доклад. Затруднение 2 – то же самое, только вместо слов – пословицы, афоризмы, крылатые выражения. Затруднение 3 – вопрос во время доклада. Затруднение 4 – мешающий звук. Педагогические технологии, like this, необходимы, чтобы научить любых учеников любому сложному умению (сочинение, лабораторная работа…). ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: нужно составить перечень типовых ситуаций, в которых целесообразно использовать доклады учащихся.




  1. Коллективная учебная деятельность:

Цель – научить детей коллективному сотворчеству, решению задач сообща. Фактор успеха – развитие то-варищей по классу, их успеваемость и жизненные планы. Партнерство – каждый работает на каждого в умело организованном коллективе. Создать класс – умение лучших учителей. Работа в группах, группа может быть от 2 до 12 учеников, оптимальна – группа из 4 учащихся.














  1. Мозговой штурм:

ЭВРИСТИКА, –и, ж. (спец.). 1. Совокупность исследовательских методов, способствующих обнаружению ранее неизвестного. 2. Основанный на беседах, диалогах метод обучения, стимулирующий у учеников развитие активного поиска решений.

Открытые задачи – творческие, эвристические задачи; они наиболее развивают креативность (творче­скость) мышления. Одна из форм или методов реше­ния таких задач – это учебный мозговой штурм (УМ Ш). Эта перспективная форма учебной деятельности применима к любым возрастам. Нет школьного предмета, на котором проведение УМШ было бы нецеле­со­об­разно. Популяризация мозгового штурма началась с книги Алекса Осборна «Управляемое воображение». Итак,


Полезные советы. - Во время пауз можно включать музыку, способствующую отдыху от напряженного мышления. - УМШ учит терпеливому вниманию к чужой мысли. - Обратный мозговой штурм – наработка критических идей. Суть его в том, что группы пытаются как можно больше найти недостатков в решении, идее, гипотезе. Найденные недостатки – это новые задачи, которые тоже можно решать. - Чтобы ребята не выкрикивали и не перебивали друг друга – ведущий повторяет за каждым участником его идею, пока не добивается четкой формулировки и понимания, и только тогда слово предоставляется следующему участнику. Пусть ведущий не забывает особо хвалить тех, кто развивает идеи предыдущих участников. Приучайте ведущих и участников называть имена авторов идей: «В дополнение к идее Саши предлагаю…», «Хочу развить решение Маши…» и т.п. - Пусть под рукой у каждого участника будет лист бумаги и ручка – возникла идея – зафиксируй ее ключевым словом или сделай рисунок! Учитель во время работы групп: а) наблюдает, чтобы сделать свои замечания потом; б) исполняет роль консультанта, к которому могут обратиться за справкой или советом ведущий или участники; в) помогает менее опытным ведущим, подбрасывая новое направление разговора – если видит, что мозговая атака «захлебнулась». - ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ОСВОЕНИИ УМШ: 1) Плохо подобрана тема – например, она требует глубоких специальных знаний или аналитических рассуждений. 2) При обсуждении решений учитель принимает только известный ему контрольный ответ на задачу или жестко критикует предложения участников штурма. 3) Регулярное вмешательство в работу группы на рабочих этапах. Пусть группа делает ошибки, нарушает правила штурма – при освоении новой формы деятельности это неизбежно. Учитель же сможет сказать свои замечания при «разборе полета». ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: полезно разработать пособия со списками тем учебных мозговых штурмов и разборами опыта учителей по каждому из школьных предметов.


  1. Деловые игры:

Деловые игры – это хорошая форма для коллективного познания. Они моделируют реальную производст­вен­ную, научную или иную «взрослую» деятельность. Их особенность – простота и обширная сфера применимости – как по возрастам, так и по учебным предметам.


  1. «Компетентность» (СВВ, ДЕЯТ, ОБСВ, КПД): i) Участники: конкуренты – две команды учащихся; наниматели – группа учеников, определяющих победителя. Победителя как бы нанимают на работу; арбитр – обычно эту роль выполняет учитель, решающий спорные вопросы. ii) До игры: Учитель знакомит класс со схемой игры. Формируются команды, определяется состав «фирмы-нанимателя». iii) Во время игры: Учитель задает тему. Команды придумывают друг для друга по 5 заданий по этой теме. Тип заданий определяется заранее учителем. Например: команды должны приготовить по 2 репродуктивных вопроса, по 1 творческому и по 2 задачи. Команды поочередно дают друг другу задания. Соперник его выполняет. Если соперник не справляется, задающая вопрос команда сама должна на него ответить. Одновременно с этим фирма-наниматель оценивает, например, по 5-балльной системе каждое задание и по 10-балльной системе каждый ответ. Наниматели совещаются и принимают решение – кто принят на работу. А пока наниматели совещаются, учитель делает краткий «разбор полета», обращает внимание на ошибки, делает выводы. iv) Важно: в каждой группе конкурентов 4-6 игроков, нанимателей – 1-5 (возможны и другие количества); остальной класс во время игры: болельщики той или иной команды, могут задавать дополнительные вопросы командам-соперницам тем самым заработать несколько баллов для своих – если соперники не смогут ответить, команда может один раз воспользоваться помощью болельщиков. Важно, чтобы класс был вовлечен в действо; игру можно «закольцевать» – команда А задает задание команде Б, команда Б – команде В… а последняя – команде А. Каждая пара команд выходит на арену борьбы по очереди… Дорогу смекалке и творчеству! v) Еще одна разновидность игры «Компетентность»: До игры: тема игры известна заранее, и ученики готовятся к ней за неделю-две. Учитель может просмотреть приготовленные задания заранее. Во время игры: команды обмениваются пакетами с заданиями и решают их в отведенное время. После этого на каждый вопрос команды-соперницы отвечает тот участник отвечающей команды, которого выберут соперники! Сильные подтягивают слабых, ибо каждая команда заинтересована в знаниях каждого своего участника!



  1.   1   2   3


    Анатолий Гин
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации