РГР - Применение таможенных сборов в условиях Таможенного союза - файл n1.docx
приобрестиРГР - Применение таможенных сборов в условиях Таможенного союзаскачать (58.7 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
Кафедра «Административное право и таможенное дело»
РГР
по дисциплине «Сбалансированное управление»
на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ СБОРОВ В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА»
Выполнила:
Ст. гр. ТМД – 107
Голуб О.В.
Проверил:
Фабриков М.С.
Владимир 2011
Содержание Введение………………………………………………………………….…....3
Таможенные сборы в условиях таможенного союза……………….…4
Общие положения……………………………………………….…..…..4
Правовое регулирование…………………………………………....…. 6
Размер ставок таможенных сборов…………………………………..…7
Лица, ответственные за уплату таможенных сборов……………..….11
Применение таможенных сборов………………………………….….13
Исчисление и уплата таможенных сборов…………………………....13
Возврат таможенных сборов.……………………………………….....15
Освобождение от уплаты таможенных сборов…………………....…19
Порядок уплаты таможенных сборов и платежей перевозчиками-нерезидентами на счета таможенных органов в России………..…...23
Практическая часть. Анализ доходов от таможенных сборов (на примере Российской Федерации)………………………………..........25
Заключение……………………………………………………………..…....28
Список литературы…………………………………………………….....….30
Приложение……………………………………………………...………......32
Введение В Таможенном кодексе Таможенного союза (ТК ТС) по сравнению с его российским аналогом наибольшие отличия имеются в разделе регулирования таможенных платежей. В общей части ТК ТС на него приходится более 20 отсылочных норм к национальному законодательству.
Как и российский, союзный кодекс устанавливает перечень таможенных платежей. К ним относятся взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию ТС ввозная/вывозная таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость (НДС), акциз и таможенные сборы. Нормы обоих кодексов совпадают в общем установлении видов таможенных платежей.
Отличия же имеются в части определения таможенных сборов. Так, согласно статье 11 ТК РФ, таковыми является платеж, уплата которого - одно из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением.
В отличие от российского законодательства статья 72 ТК ТС определяет таможенные сборы как обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением, а также за совершение иных действий, установленных ТК ТС либо законодательством государств - членов союза. Установление видов и ставок таможенных сборов отнесено к регулированию национальным законодательством каждого из государств союза.
Система правового регулирования института таможенных сборов в условиях ТС существенно усложняется.
Рассмотрим понятие и виды таможенных сборов, правовые и экономические основы их исчисления и уплаты, а также другие аспекты применения таможенных сборов в условиях таможенного союза.
1. Таможенные сборы в условиях Таможенного союза 1.1. Общие положения Таможенные сборы являются одной из основных составляющих таможенных платежей, взимаются в качестве оплаты услуг предоставляемых таможней участникам внешнеэкономической деятельности при пересечении грузом границы Российской Федерации. Таможенные сборы связаны с процедурой выпуска товаров, таможенным сопровождением, совершением иных действий, оплата которых предусмотрена законодательством государств-членов таможенного союза.
С переходом на новый Таможенный кодекс Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, вступившего в силу с 01.07.2010, произошел ряд изменений в устоявшихся за много лет схемах таможенного оформления грузов.
К таможенным сборам относятся
1:
таможенные сборы за таможенные операции;
таможенные сборы за таможенное сопровождение;
таможенные сборы за хранение.
Величина оплаты зависит от многих факторов, таких как тип груза, таможенной стоимости, количества, вида примененного транспорта, таможенного режима и т.д. Виды и ставки взимаемых таможенных сборов нормируются законодательством государств-членов таможенного союза. При этом их размер, в соответствии с действующими нормами, не может значительно превышать величину затрат таможенных органов на проведение действий, для которых установлен данный таможенный сбор.
Расчет величины таможенных сборов осуществляется участником ВЭД самостоятельно, оплата производится в валюте государства члена таможенного союза, на территории которого груз стал под таможенную процедуру
2.
Существуют следующие основные таможенные процедуры
3:
выпуск товаров для внутреннего потребления;
экспорт товаров;
процедура временного ввоза или вывоза;
режим таможенного склада;
таможенный транзит;
таможенный склад;
переработка грузов на таможенной территории;
переработка грузов вне таможенной территории;
переработка грузов для внутреннего потребления;
реимпорт и реэкспорт;
процедура беспошлинной торговли;
уничтожение груза;
отказ от перевозимого груза в пользу государства.
На практике последние семь из перечисленных процедур применяются для менее 1% перемещаемых на территорию Российской Федерации и таможенного союза товаров.
Участники ВЭД имеют право производить авансовые платежи на счет таможни. До точного определения суммы платежей, данные средства являются собственностью участника ВЭД и расходуются в соответствии с выданным распоряжением участника ВЭД таможенному органу. Таможенный орган не имеет права самостоятельного использования авансовых платежей до момента их наложения.
1.2. Правовое регулирование ТК ТС лишь устанавливает ограничение по размеру сбора, который не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор
4. Порядок уплаты, случаи, когда таможенные сборы не подлежат уплате, порядок их взыскания и возврата также будут определяться национальным законодательством.
В Российской Федерации таможенные сборы регулируются согласно Постановлению Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров» и Федеральный закон РФ от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»
5.
Эти документы дополняют ТКТС нормами, в которых дается определение таможенных сборов, устанавливаются виды таможенных сборов, устанавливается порядок исчисления, формы и сроки уплаты таможенных сборов. Таким образом, устраняется пробел в правовом регулировании и создается законодательная основа для установления и взимания таможенных сборов.
Виды, порядок исчисления и уплаты таможенных сборов в РФ установлены главой 14 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
В соответствии с ранее действовавшим Таможенным кодексом РФ (1993 г.) таможенные сборы носили выраженный фискальный характер, что противоречило положениям ст. VIII Генерального соглашения по тарифам и торговле (далее – ГАТТ), которыми предусматривается, что все сборы и платежи любого характера (кроме импортных и экспортных пошлин и кроме налогов, о которых говорится в ст. III ГАТТ), устанавливаемые договаривающимися сторонами на вывоз или ввоз либо в связи с ними, должны быть ограничены по своей величине приблизительной стоимостью оказываемых услуг и не должны представлять собой косвенное покровительство для отечественных товаров или обложение импорта либо экспорта в фискальных целях. ТКТС, в свою очередь, декларирует, что размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор
6.
1.3. Размер ставок таможенных сборов В соответствии с Федеральным законом № 311-ФЗ ставки таможенных сборов за таможенные операции устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенные операции применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом. Для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенное сопровождение применяются ставки, действующие на день регистрации транзитной декларации таможенным органом. Для целей исчисления сумм таможенных сборов за хранение применяются ставки, действующие в период хранения товаров на складе временного хранения таможенного органа
7.
При декларировании товаров с подачей временной таможенной декларации ставки таможенных сборов за таможенные операции не могут зависеть от стоимости таких товаров.
Таможенные сборы за таможенное оформление товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в качестве товаров, уплачиваются по следующим ставкам
8:
500 руб. – за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых не превышает 200 тыс. руб. включительно;
1 тыс. руб. – за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 200 тыс. руб. 1 коп. и более, но не превышает 450 тыс. руб. включительно;
2 тыс. руб. – за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 450 тыс. руб. 1 коп. и более, но не превышает 1 млн. 200 тыс. руб. включительно;
5,5 тыс. руб. – за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 1 млн. 200 тыс. руб. 1 коп. и более, но не превышает 2 млн. 500 тыс. руб. включительно;
7,5 тыс. руб. – за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 2 млн. 500 тыс. руб. 1 коп. и более, но не превышает 5 млн. руб. включительно;
20 тыс. руб. – за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 5 млн. руб. 1 коп. и более, но не превышает 10 млн. руб. включительно;
50 тыс. руб. – за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 10 млн. руб. 1 коп. и более, но не превышает 30 млн. руб. включительно;
100 тыс. руб. – за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 30 млн. руб. 1 коп. и более.
Таможенные сборы за таможенное сопровождение уплачиваются в следующих размерах:
за осуществление таможенного сопровождения каждого автотранспортного средства и каждой единицы железнодорожного подвижного состава на расстояние:
до 50 км – 2000 руб.;
от 51 до 100 км – 3000 руб.;
от 101 до 200 км – 4000 руб.;
свыше 200 км – 1000 руб. за каждые 100 км пути, но не менее 6000 руб.;
за осуществление таможенного сопровождения каждого морского, речного или воздушного судна – 20000 руб. независимо от расстояния перемещения.
Таможенные сборы за хранение на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа уплачиваются в размере 1 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день, а в специально приспособленных (обустроенных и оборудованных) для хранения отдельных видов товаров помещениях – 2 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день. Неполные 100 кг веса товаров приравниваются к полным 100 кг, а неполный день – к полному
9.
При таможенном оформлении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом через таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом международного таможенного транзита, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей в отношении каждой партии товаров, перевозимых по одной железнодорожной накладной, в одном транспортном средстве.
При таможенном оформлении ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимых с таможенной территории Российской Федерации ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей в отношении партии ценных бумаг, оформленных по одной таможенной декларации
10.
При таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд (в том числе товаров, пересылаемых в адрес физического лица, не следующего через таможенную границу Российской Федерации), за исключением автомобилей легковых, классифицируемых в товарных позициях 8702 и 8703 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 250 рублей.
При таможенном оформлении воздушных, морских, речных смешанного (река-море) плавания судов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в качестве товаров в соответствии с таможенными режимами временного ввоза, временного вывоза и переработки (если операцией по переработке является ремонт таких судов), а также при завершении действия таможенных режимов временного ввоза путем реэкспорта временно ввезенных судов, временного вывоза путем реимпорта временно вывезенных судов, переработки на таможенной территории путем вывоза продуктов переработки (судов) с таможенной территории Российской Федерации после проведенного ремонта, а также переработки вне таможенной территории путем выпуска для свободного обращения продуктов переработки (судов) на таможенной территории Российской Федерации после проведенного ремонта таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 10 тыс. рублей за судно
11.
В случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
1.4. Лица, ответственные за уплату таможенных сборов Плательщиками таможенных сборов являются декларанты, а также иные лица, на которых ТК ТС возлагает обязанность по их уплате. Таким образом, к лицам, ответственным за уплату таможенных сборов, относятся
12:
при таможенном оформлении – декларанты или таможенные брокеры;
при таможенном сопровождении – лица, получившие разрешение на внутренний таможенный транзит либо на международный таможенный транзит;
при хранении – лица, поместившие товары на склад временного хранения или на таможенный склад таможенного органа, а также лица, которые приобрели имущественные права на товары, находящиеся на хранении на таможенном складе таможенного органа.
Следовательно, при осуществлении процедуры таможенного оформления декларант и таможенный представитель одновременно являются и плательщиками таможенных сборов, и лицами, ответственными за их уплату.
Таможенный сбор за таможенное сопровождение может заплатить декларант, однако в случае неуплаты таможенный орган будет предъявлять претензии экспедитору, перевозчику или иному лицу, получившему разрешение на внутренний либо международный таможенный транзит.
Уплачивать таможенный сбор за хранение декларант обязан в случае, если он поместил товар на склад временного хранения или на таможенный склад таможенного органа. В противном случае это обязаны будут сделать лица, поместившие товар на хранение (собственники и др.) либо приобретшие имущественные права на товар, хранящийся на таможенном складе таможенного органа. В то же время таможенные сборы вправе уплатить любое лицо.
Участник внешнеэкономической деятельности может поручить уплату таможенных сборов любому лицу, а также любое заинтересованное лицо добровольно вправе принять на себя такую обязанность. Таким образом, круг плательщиков таможенных сборов довольно широк.
2. Применение таможенных сборов 2.1. Исчисление и уплата таможенных сборов Таможенные сборы исчисляются плательщиками. Однако, таможенные сборы исчисляются таможенными органами при выставлении требований об уплате таможенных платежей, а также при исчислении таможенных сборов в отношении товаров для личного пользования.
Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных сборов производится в валюте Российской Федерации
13. В случаях, если для целей исчисления сумм таможенных сборов требуется произвести пересчет иностранной валюты, применяется курс иностранной валюты к валюте Российской Федерации, устанавливаемый Центральным банком Российской Федерации и действующий на день регистрации таможенной декларации таможенным органом.
В связи с изложенным, поскольку таможенным законодательством Таможенного союза не предусмотрена возможность применения курса иностранной валюты для целей исчисления таможенных сборов в ином порядке при уплате таможенных сборов за таможенные операции при подаче временной декларации применяется курс иностранной валюты к валюте Российской Федерации, действующий на день регистрации таможенным органом временной декларации, а при подаче полной декларации - курс иностранной валюты к валюте Российской Федерации, действующий на день регистрации полной таможенной декларации
14.
Таможенные сборы исчисляются лицами, ответственными за уплату таможенных сборов, самостоятельно, а также таможенными органами при выставлении требований об уплате таможенных платежей. Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных сборов производится в валюте Российской Федерации.
Таможенные сборы уплачиваются
15:
за таможенные операции - при декларировании товаров, в том числе при подаче в таможенный орган неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации;
за таможенное сопровождение - при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
за хранение - при хранении товаров на складе временного хранения таможенного органа.
Существенное значение имеют сроки уплаты таможенных сборов. Они установлены статьей 127 Федеральный закон РФ от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». В соответствии с данной статьей за таможенное оформление сборы уплачиваются одновременно с подачей таможенной декларации.
Несколько иначе урегулирован вопрос о сроке уплаты таможенных сборов за таможенное сопровождение и хранение. Таможенные сборы за таможенное сопровождение должны быть уплачены до начала фактического осуществления таможенного сопровождения. Аналогично, таможенные сборы за хранение должны быть уплачены до фактической выдачи товаров со склада временного хранения таможенного органа.
Согласно статье 190 ТК ТС факт подачи таможенной декларации и представления необходимых документов фиксируется в день их получения таможенным органом. Факт подачи декларации на товары фиксируется в журнале регистрации деклараций на товары в соответствии с главой II Инструкции о порядке регистрации или отказе в регистрации декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 262
16.
В случае отказа таможенного органа в принятии таможенной декларации уплата таможенных сборов за таможенное оформление производилась на основании таможенного приходного ордера, оформленного в соответствии с Порядком заполнения и применения таможенного приходного ордера, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 288.
Если таможенная декларация не была принята таможенным органом, то согласно пункте 6 статьи 190 ТК ТС такая декларация считалась для таможенных целей неподанной.
Уплата таможенных сборов осуществляется на счет Федерального казначейства в валюте Российской Федерации. Уплата физическими лицами таможенных сборов в отношении товаров для личного пользования может осуществляться в кассу таможенного органа.
2.2. Возврат таможенных сборов Таможенные сборы за таможенные операции подлежат уплате при декларировании товаров, в том числе при подаче в таможенный орган неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации
17.
Исходя из норм ТК ТС, в случае, если таможенная декларация не зарегистрирована таможенным органом, таможенные сборы за таможенные операции взиманию не подлежат.
Статьей 129 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» (далее – ФЗ) установлены случаи, когда возврат таможенных сборов за таможенные операции не производится. Случай, когда таможенная декларация считается неподанной, к таким случаям не отнесен. С учетом этого уплаченные суммы таможенных сборов за таможенные операции подлежат возврату в общеустановленном порядке в случае, если декларация не зарегистрирована таможенным органом
18.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Федерального закона № 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных сборов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных сборов должны прилагаться документы, перечень которых поименован в части 2 статьи 147 Федерального закона № 311-ФЗ, в том числе документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных сборов:
платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
В соответствии с частью 4 статьи 147 Федерального закона № 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган.
Мотивированное объяснение причин невозможности рассмотрения заявления должно содержать информацию о сведениях, не указанных в заявлении, и конкретных документах, не представленных в таможенный орган, но которые необходимы для принятия решения о возврате таможенных сборов. Также в ответе следует указывать, что плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных сборов в пределах сроков, установленных частью 1 статьи 147 Федерального закона № 311-ФЗ.
Возврат таможенных сборов производится также в случаях
19:
отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой в отношении сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных в связи с регистрацией таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;
отзыва таможенной декларации;
восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций;
если ТК ТС и (или) Федерального закона № 311-ФЗ предусматривается возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенную процедуру реэкспорта или при помещении товаров под таможенные процедуры уничтожения либо отказа в пользу государства или реимпорта товаров;
изменения с разрешения таможенного органа ранее заявленной таможенной процедуры, если суммы таможенных пошлин, налогов, подлежащие уплате при помещении товаров под вновь избранную таможенную процедуру, меньше сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных при первоначальной таможенной процедуре, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6 статьи 282 ТК ТС;
возврата (полностью или частично) предварительной специальной пошлины, предварительной антидемпинговой пошлины и предварительной компенсационной пошлины в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров.
При этом возврат таможенных сборов в таких случаях осуществляется применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. Соответственно, к заявлению о возврате таможенных сборов должны прилагаться документы, перечень которых установлен частью 2 статьи 147 Федерального закона № 311-ФЗ, в том числе документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания.
При наличии задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов таможенный орган вправе осуществить ее взыскание за счет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных сборов
20. Таможенный орган обязан проинформировать плательщика (его правопреемника) о произведенном зачете в течение 3 дней со дня, следующего за днем его осуществления.
2.3. Освобождение от уплаты таможенных сборов Таможенные сборы за таможенные операции не взимаются в отношении
21:
ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации товаров, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к безвозмездной помощи (содействию);
товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций, а также в отношении товаров, предназначенных для личного пользования отдельных категорий иностранных лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
культурных ценностей, помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) или таможенную процедуру временного вывоза российскими государственными или муниципальными музеями, архивами, библиотеками, иными государственными хранилищами культурных ценностей в целях их экспонирования, а также при завершении действия указанных процедур помещением товаров под процедуру реэкспорта и реимпорта товаров соответственно;
наличной валюты государств - членов Таможенного союза, ввозимой или вывозимой центральными банками государств - членов Таможенного союза, за исключением памятных монет;
товаров (за исключением товаров для личного пользования), ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых из Российской Федерации в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 евро по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на момент регистрации таможенным органом таможенной декларации;
товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита;
бланков книжек МДП, перемещаемых между Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков России и Международным союзом автомобильного транспорта, а также бланков карнетов АТА или их частей, предназначенных для выдачи на таможенной территории Таможенного союза;
акцизных марок, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации;
товаров, перемещаемых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, в отношении которых предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов;
товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, за исключением случаев, когда декларирование указанных товаров осуществляется путем подачи отдельной таможенной декларации;
товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации в качестве припасов;
товаров, помещаемых под специальные таможенные процедуры, в том числе при помещении товаров под процедуры, необходимые для завершения специальных процедур;
отходов (остатков), образовавшихся в результате уничтожения иностранных товаров в соответствии с таможенной процедурой уничтожения, в отношении которых не подлежат уплате таможенные пошлины, налоги;
товаров, прибывших на территорию Российской Федерации, находящихся в месте прибытия либо в иной зоне таможенного контроля, расположенной в непосредственной близости от места прибытия, не помещенных под какую-либо таможенную процедуру, помещаемых под таможенную процедуру реэкспорта и убывающих с территории Российской Федерации;
товаров, временно ввозимых в Российскую Федерацию с применением карнетов АТА, в случае соблюдения условий временного ввоза товаров с применением карнетов АТА и при их обратном вывозе из Российской Федерации, а также в отношении товаров, временно вывозимых из Российской Федерации с применением карнетов АТА, в случае соблюдения условий временного вывоза товаров с применением карнетов АТА и при их обратном ввозе в Российскую Федерацию;
транспортных средств международных перевозок, в том числе выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) или таможенной процедурой свободной таможенной зоны и в дальнейшем используемых в качестве транспортных средств международных перевозок;
профессионального оборудования, перечень которого устанавливается Правительством Российской Федерации и которое используется для целей производства и выпуска средств массовой информации, помещаемого под таможенную процедуру временного вывоза, а также при завершении таможенной процедуры временного вывоза помещением товаров под таможенную процедуру реимпорта;
товаров, предназначенных для спортивных соревнований, показательных спортивных мероприятий или тренировок, помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) или таможенную процедуру временного вывоза, и при завершении указанных процедур помещением товаров под таможенную процедуру реэкспорта и реимпорта соответственно, если в отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов;
иных товаров в случаях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Таможенные сборы за хранение не взимаются:
при помещении таможенными органами товаров на склад временного хранения таможенного органа;
в иных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Освобождение от уплаты таможенных сборов за хранение товаров предусмотрено в случаях:
помещения таможенными органами товаров на склад временного хранения;
определяемых Правительством РФ.
Правительство Российской Федерации вправе определять случаи освобождения от уплаты таможенных сборов за таможенное сопровождение.
2.4. Порядок уплаты таможенных сборов и платежей перевозчиками-нерезидентами на счета таможенных органов в России Известно, что действующим Таможенным кодексом таможенного союза (ТК ТС) предусмотрена уплата таможенным органам сборов за осуществление ими действий, связанных с таможенным оформлением товаров, а также административных штрафов по ставкам и в порядке, предусмотренном действующим законодательством. При этом таможенные органы России требуют уплаты суммы таможенного сбора непосредственно предприятием-нерезидентом по безналичному расчету, оплата от представителя перевозчика (водителя) наличными через кассу не принимается.
Согласно гражданскому законодательству расчеты в РФ могут осуществляться в наличном и безналичном порядке. Безналичные расчеты физическими лицами осуществляются в соответствии с Положением о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации, утвержденным ЦБ РФ 01.04.2003 № 222-П, через кредитные организации (филиалы), имеющие соответствующую лицензию
22. Однако, действующими нормативно-правовыми документами, регламентирующими осуществление безналичных и наличных расчетов, не предусмотрена возможность перечисления физическим лицом наличных средств по поручению другого юридического лица. То есть, если плательщиком таможенных пошлин (например, за таможенное сопровождение) является юридическое лицо или частный предприниматель, уплата таможенных пошлин может осуществляться только путем безналичного перечисления через филиалы банков.
3. Практическая часть Анализ доходов от таможенных сборов (на примере Российской Федерации) Таможенная служба в 2010 году отработала успешно, о чем свидетельствуют цифры сборов и направление этих средств в бюджет. Таможенные органы России по итогам 2010 года перечислили в федеральный бюджет 4 трлн. 329,88 млрд. рублей, что на 5,68% превышает годовой план по сборам таможенных платежей
23.
В условиях таможенного союза распределение ввозных таможенных пошлин, иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие происходит следующим образом (см. приложение А):
Республика Беларусь - 4,70%;
Республика Казахстан - 7,33%;
Российская Федерация - 87,97%
24.
Нормативы рассчитаны, в том числе исходя из объема импорта из третьих стран на основании данных статистики.
ФТС России проводила системную целенаправленную работу по обеспечению достоверного декларирования, осуществлению контроля таможенной стоимости, применению системы управления рисками, использованию форм контроля после выпуска товара (постаудита) в сочетании с правоохранительной деятельностью. Сбор таможенных платежей был обеспечен таможенными органами, в том числе, за счет эффективно организованного администрирования импорта, в частности – по таким импортным составляющим, как НДС, ввозные таможенные пошлины, акцизы и прочие поступления от внешнеэкономической деятельности.
Каждый таможенник в 2010 году обеспечил поступление в федеральный бюджет 62,3 млн. рублей. Ежедневно в федеральный бюджет поступало таможенных платежей в среднем 17,1 млрд. рублей.
В прошлом году таможне практически удалось выйти на показатели 2009 года. Таможня вошла в активную фазу работы Таможенного союза, активно готовила нормативную базу, определяла уровень и характер взаимодействия с таможенными службами Казахстана и Белоруссии, но план перевыполнила.
В этом году первые полтора месяца отработали тоже достаточно результативно. Очередной стагнационный месяц – январь – ожидали, но тем не менее показатели превысили результаты 2009 года и вышли на уровень 2008 года. Напряженный план, который определен Правительством на 2011 год – это практически 4,7 трлн. рублей – тоже предполагается выполнить, хотя ожидаются определенные сложности
25.
Поступление таможенных сборов в федеральный бюджет на 2011 год прогнозируется в сумме 28 428,4 млн. рублей (0,06% к ВВП) (см. приложение Б).
В расчетах поступления таможенных сборов учтены планируемые объемы экспорта и импорта, среднегодовой курс доллара США по отношению к рублю, средние ставки сборов, сложившиеся в 2010 году.
По сравнению с суммой таможенных сборов по уточненной оценке за 2010 год прогнозируется увеличение поступления таможенных сборов на 3 699,7 млн. рублей или на 15,0%, что обусловлено ростом объемов экспорта и импорта (на 2 840,5 млн. рублей) и повышением прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю (на 859,2 млн. рублей)
26.
Поступление таможенных сборов в федеральный бюджет на 2012 год прогнозируется в сумме 31 025,7 млн. рублей (0,06% к ВВП), что на 2 597,3 млн. рублей или на 9,1% больше суммы таможенных сборов, планируемой на 2011 год (см. приложение Б). Рост поступлений таможенных сборов связан с увеличением объемов экспорта и импорта (на 2 260,7 млн. рублей) и повышением прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю (на 336,6 млн. рублей).
Поступление таможенных сборов в федеральный бюджет на 2013 год прогнозируется в сумме 34 085,7 млн. рублей (0,06% к ВВП), что на 3 060,0 млн. рублей или на 9,9% больше суммы таможенных сборов, планируемой на 2012 год. Увеличение прогноза поступления таможенных сборов обусловлено ростом объемов экспорта и импорта (на 2 513,4 млн. рублей) и повышением прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю (на 546,6 млн. рублей)
27.
Заключение В соответствии со статьей 72 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных "ТК" ТС и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.
В соответствии с пунктом 2 статьи 72 ТК ТС виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств - членов таможенного союза.
Виды, порядок исчисления и уплаты таможенных сборов в РФ установлены главой 14 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Российской Федерации таможенные сборы регулируются согласно Постановлению Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров» и Федеральный закон РФ от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»
Эти документы дополняют ТКТС нормами, в которых дается определение таможенных сборов, устанавливаются виды таможенных сборов, устанавливается порядок исчисления, формы и сроки уплаты таможенных сборов.
В соответствии с ранее действовавшим Таможенным кодексом РФ (1993 г.) таможенные сборы носили выраженный фискальный характер, что противоречило положениям ст. VIII Генерального соглашения по тарифам и торговле (далее – ГАТТ), которыми предусматривается, что все сборы и платежи любого характера (кроме импортных и экспортных пошлин и кроме налогов, о которых говорится в ст. III ГАТТ), устанавливаемые договаривающимися сторонами на вывоз или ввоз либо в связи с ними, должны быть ограничены по своей величине приблизительной стоимостью оказываемых услуг и не должны представлять собой косвенное покровительство для отечественных товаров или обложение импорта либо экспорта в фискальных целях. Федеральный закон № 139-ФЗ устранил указанное противоречие. ТКТС, в свою очередь, декларирует, что размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.
Таким образом, устраняется пробел в правовом регулировании и создается законодательная основа для установления и взимания таможенных сборов.
Список литературы
Таможенный кодекс таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17)
Решение Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 20 сентября 2010 г. № 378 (ред. от 14.10.2010 г.) «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций»
Решение Комиссии Таможенного союза 199 от 25 марта 2010 г. «О механизме зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)»
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»
Федеральный закон РФ от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»
Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.12.2006 № 803, от 10.03.2009 № 220, от 20.12.2010 № 1067)
Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2010 г. № 1067 «О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. № 863»
Письмо ФТС РФ от 01 июля 2010 г. № 01-11/32361 «Об уплате таможенных сборов»
Письмо ФТС РФ от 15 марта 2011 года № 01-11/11245 «О применении курса иностранной валюты для целей исчисления таможенных сборов за таможенные операции»
Письмо ФТС от 22 марта 2011 г. № 01-11/12584 «О применении Постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. № 863»
Письмо ФТС России от 28 февраля 2011 года № 01-11/8596 «О возврате таможенных сборов за таможенное оформление»
Письмо ФТС РФ от 28 февраля 2011 года № 01-11/8597 «Об уплате таможенных сборов за таможенные операции»
Положение Центрального банка Российской Федерации от 1 апреля 2003 г. № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» (в ред. Указаний ЦБ РФ от 22.01.2008 № 1965-У, от 26.08.2009 № 2281-У)
Анохина О.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза – «Проспект», 2011 г. – 134 с.
Покровская В. В. Таможенное дело: учебник. – М.: Изд-тво: Юрайт-Издат, 2011. – 731 с. ISB№: 978-5-9916-0963-0
Толкушин А.В. Таможенное дело: учебник. – М.: Изд-тво: Высшее образование, 2009. – 505 с. ISB№ 978-5-9692-0489-8
Ермошина Е.Л. Таможенный кодекс и другие документы таможенного союза // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения, № 17, сентябрь 2010 г. – 15 с.
«Доходы от поступлений таможенных сборов в федеральный бюджет в 2011 - 2013 годах» http://mi№fi№.ru [электронный носитель]
«ФТС рассчитывает выполнить план по сборам в 2011 году» http://bishelp.ru [электронный носитель]
Приложение А
Распределение ввозных таможенных пошлин, иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие в условиях таможенного союза
Приложение Б
Динамика величины таможенных сборов (млн.руб.)