Ответы на вопросы для поступления в аспирантуру по социологии - файл n1.doc

приобрести
Ответы на вопросы для поступления в аспирантуру по социологии
скачать (504 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc504kb.11.06.2012 05:15скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6

  1. Предмет социологии, ее законы и категории.



1.Основателем социологии является философ О.Конт(середина 19в). Он являлся

основоположником позитивизма – общество должно развиваться по эволюционному

пути развития. Социология – наука об обществе. Соц-ия – это наука о законах развития общества, о механизмах проявления этих законов в человеческой деятельности, об

отношениях соц-ых общностей, групп по поводу соц-го равенства и неравенства, а также процессы формирования личности. Объект соц-ии: а)общество; б)гражданское общество(наличие частной собственности и свободы – высшая ступень развития общества). Предмет соц-ии – социальные отношения, как совместных и сознательных форм жизнедеят-ти людей в их разнообразии и развитии, между большими группами людей(классами, стратами) по поводу соц-го равенства и неравенства; а также соц-ые системы, элементы и условия их существования, закономерности соц-ой жизни, все способы взаимодействия и формы объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Социальное - относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Закон – объективная связь, которая существует между явлениями. Соц-ый подход: позитивистский (Конт), понимающий (Вебер), материалистический (марксизм, неомарксизм). Предметом социологии являются социальные явления. Так как социальные явления всегда имеют социальные качества, то и категории социологии направлены прежде всего на характеристику этих качеств. Социальные характеристики всегда динамичны и предстают самыми различными оттенками «целого», т. е. самого социального явления в целом. Это единство и многообразие, постоянство и подвижность любого социального явления в его конкретном состоянии отражается в соответствующих категориях, понятиях и законах социологии. Особенностью категориального аппарата социологии является его универсальность. Это обуславливается тем, что многие понятия современной социологии пришли в науку из смежных наук и дисциплин. Среди наиболее употребляемых категорий социологии можно выделить общество, стратификацию, мобильность, человека, общность, социальное и др. Система категорий и понятий в социологии имеет сложный характер строения и субординационную зависимость понятий. Социальный законэто выражение существенной, всеобщей и необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей или их собственных социальных действий. Существуют общие и специфические законы в социологии. Общие законы социологии – предмет изучения философии. Специфические законы социологии изучаются именно социологией и составляющие ее методологическую основу. По времени действия:1) законы, характерные для социальной системы в любой период ее существования (закон стоимости и товарно-денежных отношений);2) законы, характерные только для одной или нескольких социальных систем, отличающихся специфическими свойствами (закон перехода от одного типа общества к другому).По способу проявления:1) динамические – определяют динамику (направление, формы, факторы) социальных изменений, фиксируют четкую последовательность социальных явлений в процессе изменения;2) статистические – отражают общие тенденции социальных явлений независимо от происходящих изменений, характеризуют социальные явления в целом, а не конкретные их проявления;3) причинные – фиксируют существующие причинно-следственные связи между различными социальными явлениями;4) функциональные – закрепляют строго повторяющиеся и эмпирически наблюдаемые связи между социальными явлениями.Несмотря на обширный теоретический материал, вопрос о законах социологии стоит очень остро. В ходе исторического развития многие исторические события выходили за рамки существующих законов. Поэтому сегодня принято говорить не о социологических законах, а о социологических закономерностях.Объективность социальной закономерности – это ряд совокупных действий миллионов людей.


  1. Структура и функции социологии.

2.Три подхода к структуре: 1. (содержательный) предполагает обязательность наличия трех взаимосвязанных компонентов: эмпирии, т.е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики; теории - совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов методологии - системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания. 2. (целевой). Фундаментальная социология (базовая, академическая) - прирост знания и научный вклад в фунд. открытия. Решает научные проблемы, связанные с форм-ем знания о социальной действит-ти, описанием, объяснением и пониманием процессов соц.развития. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта. Фунд. и прик. соц-и вбирают и эмпирию, и теорию, и методологию. 3. (масштабный) делит науку на макро- (крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.); и микросоциологию (сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сфера повседневной реальности). Выделяются также содержательно-структурные элементы разного уровня: общее социологическое знание; отраслевые социологии (экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и др.); самостоятельные социологические школы, направления, концепции, теории. Кроме горизонтального строения социология, как и любая другая наука, имеет еще вертикальный срез. Его наглядным отображением может служить пирамида: Научная картина мира, Общая теория, Частная теория. Функция – это следствие социального события для социальной системы, где событие является необходимым для содействия работе и поддержания этой системы. Если социологию рассматривать как событие, то ее функция - это польза, которую социология приносит обществу. Функции соц-ии: 1.теоретико-познавательная(соц-ия накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину соц-ых отношений и процессов); 2. Эмпирическую (сбор и обработка конкретной фактической информации (первичных данных); 3. Прикладную, практически-преобразовательная - (выводы, рекомендации, предложения , оценка состояния служит основанием для выработки и принятия определенных решений); 4. Концептуально-описательную–через специфическую систему категорий и понятий, систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг); 5. Мировозренческо-идеологическую функцию – реализация в социологической теории и практике определенных общественных идеалов; 6. Оценочную функцию – оценка общества с точки зрения соответствия существующих в нем институтов, норм и прав потребностям и интересам людей; 7. Объясняющую функцию – научное объяснение социальных явлений и процессов; 8. Образовательную функцию – распространение социологических знаний через систему образования. 9. критическая(с одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, развить; с другой стороны выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований); 10. прогностическая(выдача сц-ых прогнозов – кроткосрочных и долгосрочных); 11. организаторская, управленческая(нахождение разумных способов решения конкретных общественных проблем);

  1. Взаимоотношение социологии с другими науками. Роль социологии в профессиональной подготовке учителя.


    3.Социология дает этим наукам научно-обоснованную теорию о современном обществе и получает от них понятия, методы исследования и результаты, полученные ими.

Место соц-ии в системе наук: а)в отличие от других общественных наук соц-ия изучает общество в целом; б)соц-ия выступает как методологическая и теоретическая основа для специальных общественных наук; в)она разрабатывает методы для изучения общества, используемые другими науками.

Но соц-ия не может развиваться без взаимодействия с общественными науками: философией, политологией, историей, психологией, правоведением, экономикой и математикой.

Место соц-ии в системе наук: а)в отличии от других общественных наук соц-ия изучает общество в целом; б)соц-ия выступает как методологическая и теоретическая основа для специальных общественных наук; в)она разрабатывает методы для изучения общества, используемые другими науками.

Но соц-ия не может развиваться без взаимодействия с общественными науками: философией, политологией, историей, психологией, правоведением, экономикой и математикой. Специфика соц-гии заключ-ся в ее пограничном положении между естеств.-научным и социогуманит. знанием. Она одновременно исп-т методы философских и соц.-историч.обобщений и специф.методы естеств. наук - эксперимент и наблюдение. Соц-гия имеет устойчивые связи с прикладной матем, статистикой, логикой, лингвистикой. Прикладная соц-гия имеет точки соприкосновения с этикой, эстетикой, медициной, педагогикой, теорией планирования и управления. Наиб. тесная связь у соц-гии с историей. Со всеми науками об общ-ве соц-гия связана соц. аспектом его жизни; отсюда – соц.-эконом., соц.-демограф. и др. исслед-я, на основе кот. рождаются новые «пограничные» науки: соц. психология, социобиология, соц. экология и пр. Соц-гия изучает соврем.общество. История - все общество на протяжении всего существ-я, после того как совершился. Там, где кончается история начинается социология. Соц-гия и фил-фия. Соц-гия вышла из фил-фии. Конт, Спенсер, Маркс - основатели соц-гии - были философами. У соц-гии и фил-фии есть общие категории: общ-во, личность, культура, соц. среда и др. Но социолог. категории более конкретны. Социолог. истины д.б. подтверждаемы наблюдением, экспериментом. Соц-гия и психология. Общее то, что эти науки изучают соц. роли, установки, нормы, взаимод-я личности и группы. Но психология изуч-т отд. чел-ка вне соц. контекста. Соц-гия - изучает поведение чел-ка именно в соц.контексте. Соц-гия и политология, и эк. науки. Политология концентрируется на изуч-и механизмов осущ-я власти и властных отношений. Экон. науки – изуч-т сферу матер. произв-ва и распред-я, рыночные механизмы. Соц-гия же рассм-т сферы властных и эконом. отн-й как некоторые подсистемы соц-го целого, как это целое влияет на подсистемы, как эти подсистемы влияют на целое и пр.


  1. Основные этапы развития социологической мысли.

Гоббс ввел понятие общественного договора и обосновал идею перехода к гражданскому обществу, а также легитимность власти. Монтескье разработал основные принципы «географического направления» в социологии, согласно которым географическая среда, и в первую очередь климат, определяет особенности государственного устройства. Тюрго создал идею социального прогресса: «Вся масса человеческого рода… всегда шествует, хотя медленными шагами, ко все большему совершенству».Симон - концепцию социальной физиологии, сочетающей в толковании общественных явлений рационализм и историзм. Сен-Симон рассматривал общество как единый организм, а социально-исторический процесс – как поступательное движение человечества от низших общественных форм к высшим.Основоположник в 19 в 40-е г. позитивизма О.Конт, реформируя систему общественного знания, предложил новую науку об обществе, названную «социология», развив на базе уже проверенных в естествознании методов.

Сторонник эволюционного развития в социологии – Г.Спенсер приоритет отдается личности, но говорит, что государство – «необходимое зло».

В понимании Э.Дюргейма соц-ия прослеживает две тенденции: натурализм (общество – часть природного мира) и соц-ый реализм (специфика общества). Основным моментом учения Э.Дюркгейма стало учение о соц-ой солидарности(личность и коллектив дополняют друг друга).

В.Дильтей говорит, что общественные науки должны стремиться не к объяснению, как естественные, а к пониманию. Так зародилась «понимающая» социология.

Задачи понимающей социологии М.Вебера: 1)выяснить, посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким причинам им это удавалось; 2)какие последствия имели их стремления для осмысленного поведения других людей.

Главным выводом марксизма явилось утверждение, что общество – не порождение духа, оно материально и основа его – материальное производство.

Выдающимся вкладом П.А.Сорокина в социологию является создание им соц-ой аналитики, соц-ой механики (процессы взаимодействия людей) и соц-ой генетики (рождение и развитие соц-ой жизни и ее институтов), практической социологии (куда он внес теорию стратификации и соц-ой мобильности). Социокультурная динамика П.Сорокина объясняла исторический процесс как движение типов культур, основанное на чувственном, рациональном и идеалистическом познании реальности.

Голландский соц-г Боуман различал 4 стадии стан-я соц-ии как самост. науки: 1)соц-я как часть общей фил-и социума, гос-ва, права о морали, сформировалась в единую этическую и религиозно-нормат. систему. Платон - «Гос-во», Аристотель - «Политика». Изуч-е отд. институтов, гос-ва, семьи, права, проблема места человека в общ-ве. Авторы античных произведений поставили учение о чел-ке и общ-ве на теорет. основу. 2)соц-я сближается с естестве.-научным мышлением и начинает изучать естеств. закон-сти. Относится ко времени 16-17в. когда с одной ст., индивидуализм эпохи Возрождения и новые общества и религ. взгляды, с др.- развитие естеств. наук создали новые возмож-ти для рассмотр-я общ-ва и общ-го строя. Представители: англ. эмпирики Локк, Юм, способствовали распростр. Реалистич. подхода к рассмотр. объектов действ-ти. 3)соц-я сущ-т как самост. наука, использующая методы др.наук, прежде всего естественных. Относится к 18в. 1ыми представителями были Сен-Симон и Конт (в его понимании соц-гия была равнозначна обществознанию, включ. в себя все, что относится к обществу). В соц. мышлении господств. естеств-науч. позитивизм. К поздним представителям относятся Маркс и Спенсер (ими были разработаны и сформулированы основные науч. концепции и появилась возмож-ть создания теорет. основ изуч-я соц. явлений). К.Маркс впервые представил общ-во как продукт историч. развития, как динамично развивающуюся стр-ру. Он обосновал возникн-е соц. неравенства и проанализировал соц. конфликты как явления, необходимые для общ. развития и прогресса. 4) соц-я представляет собой самост. науку со своими методами, предмет и понятия – это новейший период развит соц-гии, хотя нет четкой грани м/у 3 и 4 этапами. Самостоят. характер науки в том, что объекты исслед-я анализируют с пом. собств. понятий и методов данной области науки.


  1. Понятие общества. Общество как целостная система.

В соц-гии сущ-т различные трактовки понятия «общество». Общество – это совок-ть исторически сложившихся форм совместной деят-ти людей и опред. форма соц отн-й. Общество – это не любая мех-ая совок-ть людей, а такое их объед-е, в рамках кот. происходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние и взаимод-е этих людей. П. Сорокин считал, что общество – это совок-ть людей, находящихся в процессе общения. Э. Дюркгейм рассм. общество как индивид. Дух. реальность, основанную на коллективных представлениях. Т Парсонс опр-л общество как систему отношений м/у людьми, кот. объед-т нормы и ценности. В повседневной жизни понятие «общество» исп-тся еще шире и многозначнее. Св-ва общ-ва:1)общность территории проживания членов общества, обычно совпадающая с госуд. границами; 2)целостность и устойчивость; 3)относит. самовоспроизв-во, саморегулируемость; 4)наличие культуры, наход. на опред.уровне развития. Основные причины объед-я людей в общ-во: 1)коллективные представления, чувства, верования(Э. Дюркгейм); 2)ориентиров. на других(т.е. социальные) действия(М. Вебер); 3)общность норм и ценностей, кот. руков-тся люди в своей жизнедеят-ти (Т. Парсонс); 4)общность власти, территор. целостности; 5)экон-е – установка, что вместе легче выжить, и др. Система – это опр. образом упорядоченное множ-во эл-тов, кот. взаимосвязаны м/у собой и образуют целостное единство. Внутреннюю, содержательную и материальную основу системы опр-т набор эл-тов и связей между ними. Соц. система – целостное образ-е, основными эл-тами кот. явл люди, их номы и связи. Общество – более сложная соц система. Его эл-тами явл люди, деят-ть кот. обусловливается соц. статусами, ролями, нормами, ценностями и качествами.

Социальная структура общества. Общество – необычайно сложное образование с развитой структурой. Стр-ра – это способ связи и иерархия эл-тов в соц системе. Проблема СС общества – одна из центральных в соц-гии. Любое общ-во разделяется на различные соц группы, слои и национ. общности. Все они находятся м/у собой в состоянии объективно обусловленных связей и отн-й – соц-экон, полит, дух, образуя обществ. систему. Более того, только в рамках этих связей и отн-й они могут сущ-ть. Основные эл-ты общества: 1)люди(индивиды); 2)СС и действия(взаимодействия). Соц. взаимод-е – это процесс, в кот. люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Взаимодействие приводит к стан-ю новых соц. отношений; 3)соц отн-я – это относительно устойчивые СС и взаимодействия м/у людьми и соц группами; 4)соц институты и орг-ции; 5)соц группы и общности; 6)классы; 7)сословия (принадлежность к тому или иному сословию опр-ся сложившимися традициями, действ. законами и уровнем экон.благосостояния); 8)соц нормы и ценности. Каждый из этих эл-тов находится в тесной взаимосвязи с др, играет особую роль в общ-ве. Задача соц-гии состоит прежде всего в том, чтобы опр-ть стр-ру общества, дать научную классификацию важнейших ее эл-тов, выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как соц системе. СС и во многом опр-т устойчивость, стаб-ть всего общ-ва как системы. Стр-ра общества рассм-ся в различных ракурсах: при детерминистском (причинно-следовательном) подходе общество обычно рассм-тся как целостная система, включающая 4 основные сферы(важнейшие подсистемы общества) – эконом, соц, полит, дух (идеологическую). Второстепенные подсистемы общ-ва – классы, этнические группы, демограф. группы, территор.общности, семья, личность и т. д. Основные эле-ты гражд. общества: системы соц. потребностей, отправление правосудия, полиция.


  1. Социальный прогресс и его критерии. Демографическая ситуация в российской Федерации.

СП – направленный процесс, в ходе которого становится более совершенным устройство общества и реализуются определенные ценности этического порядка: счастье, свобода, процветание, знания. Идея прогресса логично вписывается в модель направленной трансформации и в некоторые версии теории развития. Классический структурно-функциональный подход основан на идее равновесия социальных систем, циклические же теории подразумевают, что в своем развитии общество периодически возвращается к отправной точке. П всегда соотносится с ценностями, т. е. это не чисто описательная, детальная, объективированная концепция, а скорее ценностная категория. Один и тот же процесс может квалифицироваться по-разному в зависимости от предполагаемых ценностных предпочтений, которые совершенно различны у разных индивидов, групп, классов, наций. Существуют области, в которых выбор критерия прогресса в значительной степени зависит от контекста. В XIX в. и в большей части XX в. индустриализация, урбанизация, модернизация считались синонимами прогресса, и только недавно обнаружилось, что они могут иметь слишком далеко идущие последствия (перенаселение, перепроизводство) и весьма неприятные побочные эффекты (загрязнение окружающей среды). Происходящие сейчас в посткоммунистических странах Восточной и Центральной Европы процессы демократизации, развития предпринимательства и свободного рынка сопровождаются ростом безработицы и нищеты, ослаблением социальной дисциплины, повышением уровня преступности, локальными конфликтами, широким распространением масс-культуры. Среди частных критериев прогресса мы находим следующие: знание, общность индивидов, свобода, эмансипация, господство над природой, справедливость, равенство, изобилие, равные жизненные возможности. Критериях прогресса. Согласия среди ученых нет и здесь. Французские - критерий в развитии разума, в степени разумности общественного устройства. Ряд мыслителей (например, А. Сен-Симон) оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности, приближению ее к раннехристианским идеалам. Г. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм также предложил универсальный критерий прогресса — развитие производительных сил. Целью, а не средством любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека.Критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального развития ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека (или, как говорят, по степени человечности общественного устройства). Различают две формы социального прогресса: революция и реформа. Демография (узко) – изучает состав населения, структуру населения по полу, возрасту, занятиям, то есть статистику населения, и в то же время она рассматривает динамику населения, которая определяется рождаемостью, смертностью и перемещением людей. Демографический кризис в РФ — глубокое нарушение воспроизводства населения России, угрожающее его существованию. Появление кризиса относят к началу 1990-х годов. Принципиально важно выяснить, в каком направлении движется общество, находящееся в состоянии непрерывного развития и изменения. Причины: Общемировые тенденции, Рост количества абортов, Старение населения, Смертность, Контроль рождаемости (планирование рождаемости, контрацепция). Планирование семьи Признаки Снижение рождаемости. Старение населения. Сокращение продолжительности жизни и рост смертности Последствия Сокращение объёма трудовых ресурсов Проблемы в сфере образования Снижение обороноспособности России Ослабление России в Сибири и на Дальнем Востоке Ускоренный характер демографического кризиса Изменения на уровне семьи Пути выхода из кризиса Укрепление института семьи Поддержка многодетности Финансовая поддержка семьи Меры в области здравоохранения.


  1. Понятие личности. Соотношение биологического и социального в личности.

Личность – это относительно устойчивая система социально-значимых и уникальных индивидуальных черт, характеризующих индивида, формирующиеся в процессе социализации и являющиеся продуктом индивидуального опыта и соц-го взаимодействия. Это целостность соц. св-в конкретного чел-ка, “продукт общ.развития и включ-я индивида в сист.соц. отн-й посредством активной деят-ти и общения”. Необходимые качества личности: желание и умение трудиться.

Социализация – непрерывный процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу (процесс, который длится всю жизнь). Личность можно считать сформированной, когда она приобретает определенное положение в экономической, социальной, политической и духовной (семья, быт) сферах общества. На грани 19-20 веков возникли основные концепции рассмотрения личности: 1)теория зеркального “Я”(личность – качество, преобретенное человеком в процессе соц-ой жизни); 2)ролевая теория личности(личность – функция от той совокупности соц-ых ролей, которые человек выполняет в обществе); 3)статусная теория личности(статус – положение, занимаемое индивидом в обществе); Каждый человек ведет тот образ жизни, который соответствует его ценностным ориентациям. Природное(животн инстинкты.)При таком подходе игнорируется роль социальной среды и культуры в становлении человека как соц. существа. 1. ключ к пониманию человека, его потребностей и поведения в его животном проис­хождении. А все, что приобрел человек в ходе своего куль­турно-исторического развития, — всего лишь оболочка, ко­торая облагораживает животные инстинкты, реакции, но не меняет сути человеческого существования. 2. при анализе человека делают акцент не на современном человеке, а на его далеких исторических,предках, совершавших лишь са­мые первые шаги по социальной дистанции истории. Вполне естественно, что такой подход резко усиливает значение животного начала. Социальное (смысл жизни, нахождение в общ-ве, нравственность, мораль, самопожертвование и проч): Для нее характерен полный отрыв личности от природного начала. В понимании человека, а вместе с тем и в понимании соц. как явления в рамках этой тради­ции наблюдается стремление изолировать, далеко развести социальное и природное в человеке и обществе. Социологический подход. Его суть состоит в утверждении, что личностью является каждый человек в силу обладания теми или иными социально значимыми чертами. Личность рассматривается, прежде всего, как объект и продукт соц. отношений. В отличие от животных поведение человека - как существа, которому присуще сознание и способность к труду - в коллективе себе подобных управляется не инстинктами, а общественным мнением. В процессе усвоения эл-тов общественной жизни кандидат на человека превращается в настоящего человека. Процесс приобретения новорожденным эл-тов общественной жизни называется социализацией человека. Только в обществе и от общ-ва человек приобретает свою общественную природу. В обществе человек усваивает человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением; в обществе обуздываются зоологические инстинкты; в обществе человек усваивает выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; здесь же человек воспринимает накопленный общ-вом опыт производства и производственных отношений. Биосоциальность создает особый мир, особую целост­ность, с одной стороны способную чувствовать, переживать, хотеть, быть неодолимой, иметь силу жизненной необхо­димости. А с другой стороны, действовать, но не по-живо­тному, переживать, но не только за себя, но и за других, испытывать радость, не только (и не столько) от утоления чувства голода, но и от прекрасного. Социальное вырастает из природного, в нем навсегда сохраняются живые начала, подаренные природой. Но это жизнь не животного, а соц. существа. Социальное - это качественно новое состояние жизни, ее регуляции.


  1. Социализация личности.

Личность – это относительно устойчивая система социально-значимых и уникальных индивидуальных черт, характеризующих индивида, формирующиеся в процессе социализации и являющиеся продуктом индивидуального опыта и соц-го взаимодействия. Социализация – непрерывный процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу (процесс, который длится всю жизнь). Это двухсторонний процесс, включающий в себя с одной стороны усвоение индивидом социального опыта с помощью вхождения в социальную среду, в систему связей и отношений, с другой стороны – процесс активного воспроизводства принципов системы социальных связей с помощью активной деятельности. С бывает первичная (родители, близкие, родственники, учителя, друзья, сверстники) и вторичная. Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в детстве и юности. Вторичная охватывает вторую половину жизни. Десоциализация – отучение от старых ролей, норм, ценностей. Ресоциализация – обучение новым ролям, нормам взамен утерянных или недостаточно усвоенных.. Цели: 1)процесс формирования и развития(становления) личности; 2)нужно сформировать личности, которые будут двигать общество вперед; Этапы социализации: 1)первичная фаза – фаза адаптации(знания, нормы и тд.); 2)вторичная фаза - интернационализация(совесть, понимание, пропускает информацию, полученную в первой фазе); Проводники социализации: социальные институты, посредники, культура. Институты, группы и отдельных людей, которые оказывают значимое влияние на социализацию, называют агентами С. На каждом этапе жизненного пути выделяются свои агенты социализации. Основные возрастные этапы: 1)Детство – а)влияние родителей и других членов семьи – первичных агентов социализации; б)дошкольные и воспитательные учреждения, школьные коллективы; количество агентов социализации быстро растет. Кроме этого в процесс социализации включаются средства массовой информации. Особую роль среди них играет телевидение. В ряде работ показано, что роль телевидения растет по мере роста ребенка, к 8-12 годам часто вытесняя влияние родителей и сверстников. Телевидение способствует формированию ценностных ориентаций, притязаний, ролевых моделей поведения. 2) Исключительно важным Юность(13-19лет) – несколько агентов(школа, родители, ровесники); формироваться отношение к противоположному полу, возрастает агрессивность, стремление к риску, независимости и самостоятельности. Важным в этот период является: изменение роли агентов социализации, изменение в ценностных ориентациях, включая существование параллельных систем ценностей, усиление восприимчивости к негативным оценкам окружающих, несовпадением между уровнем социальных притязаний и низким социальным статусом, противоречием между усилением ориентации на самостоятельность и усиливающейся зависимостью от родителей 3)Зрелость – приобретение и освоение соц-ых статусов и ролей, включение в сферы общества; 4)Старость – снижение соц-го статуса, сокращения диапазона соц-ых ролей; Основные этапы С: дотрудовой (детство, юность), трудовой (зрелый возраст), послетрудовой (пожилой возраст). Составные части процесса социализации: обучение (приобретение новых знаний), воспитание (воздействие духовной сферы на поведение), взросление и возмужание (процессы психического и физиологического становления организма). Существенные различия С детей (формирование ценностных ориентаций, усваивать нормы) и взрослых (изменение внешнего поведения, оценивать нормы, постепенно отказываются от наивных детских представлений (о непоколебимости авторитетов, об абсолютной справедливости и т.д.), от сущ-т только белое и черное). С способствует сохранению самого общества, прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения.

  1. Человек как представитель определенной социальной общности. Социальные типы личности.

Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-экономической деятельности и культуры. Личность – системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении. В структуре личности можно выделить три компонента: 1) биогенный – физические данные; 2) психогенный – эмоции, волевые устремления, память и т. д.; 3) социогенный: а) объективные социальные потребности (физиологические, потребности в безопасности); б) способности, знания, навыки; в) степень овладения культурными ценностями; г) нравственные нормы; д) способ реализации социальных качеств (семейная жизнь, труд). личностное не является врожденным, врожденны только предпосылки развития человека в личность (феральные люди). Вне культуры человек утрачивает способность к личностному бытию - превращается в “животное”. Основным фактором трансформации культуры являются содержания коллективного бессознательного - архетипы, на базе которого вырастает конкретный культурный архетип и культура. Социальные типы личности: идеальный тип теоретический, экономический,  социальный, эстетический, политический, религиозный (Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-экономической деятельности и культуры. Личность – системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении. В структуре личности можно выделить три компонента: 1) биогенный – физические данные; 2) психогенный – эмоции, волевые устремления, память и т. д.; 3) социогенный: а) объективные социальные потребности (физиологические, потребности в безопасности); б) способности, знания, навыки; в) степень овладения культурными ценностями; г) нравственные нормы; д) способ реализации социальных качеств (семейная жизнь, труд), Личность нормативного типа, Реально распространенный тип. В зависимости от ценностных ориентаций выделяются реально существующие типы: А. Традиционалисты – ориентированны на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания. Слабо выражено творческое начало, стремление к самореализации и самостоятельности. Б. Идеалисты – сильно выражено критическое отношение к традиционными нормам, независимость и пренебрежение авторитетами. Установка на саморазвитие во что бы то ни стало. В. Фрустрированный. Низкая самооценка, угнетенное подавленное состояние, ощущение себя выброшенным из жизни, тревожность и чувство безысходности. Фрустрация – обман и неудача. Г. Реалисты – сочетают стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем. Д. Идонисты – ориентированны на получение удовольствий здесь и сейчас. немецкий социолог Р. Даренфорд, отталкиваясь от понятия Аристотеля — гомополитикус — человек политический назвал еще 4 типа: гомофабер — человек работающий, т.е. человек несущий отпечаток соц. принадлежности (политик, интеллигент); гомоконсумер — человек — потребитель продукции массовой культуры, среднемассовый тип своего времени в культурном и нравственном аспекте; гомоуниверсалис — человек меняющий занятия. Если крестьянин 19в это человек одного вида деятельности, современный мысовый человек на протяжении даже 1 дня меняет множество занятий — на работе он профессионал, в транспорте он пассажир, в магазине — покупатель, вечером — участник какого-нибудь действия; гомосоветикус — советский человек, человек зависящий от государства, закрытый, либо подчеркнуто патриотичный, коллективист. Юнг человечество на экстравертов и интровертов.

  1   2   3   4   5   6


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации