Сравнительные характеристики деловая игра - файл

приобрести
скачать (104.9 kb.)


СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ДЕЛОВАЯ ИГРА

Вербицкий А.А.



ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИГРА Щедровицкий Г.П.

ПОНЯТИЕ

Модель процесса принятия управленческого или хозяйственного решения. Игра строится на моделировании объекта управления, но для принятия решений в ней обязательно должны быть роли, как должностные, так и игровые, игровое проектирование решений и взаимодействие участников.

Моделирование реальной деятельности в специально созданных условиях, а её элементы включают в себя взаимосвязанные знаниевые и деятельностные компоненты обучения.

Форма организации коллективной мыследеятельности для решения междисциплинарных комплексных проблем, не имеющей аналогов в мире.

ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ

Моделирование предметного и социального контекста будущей профессиональной деятельности, необходимые для формирования личности специалиста:

  • приобретение опыта делового общения,

  • овладение социальными нормами формальной коммуникации,

  • формирование положительной установки на внедрение инноваций,

  • корректировка индивидуального стиля,

  • развитие навыков коллективного принятия решений в условиях

  • конструктивного взаимодействия и сотрудничества

Участники в ходе игровых действий должны самостоятельно осознать смысл и целесообразность коллективной деятельности, со­трудничества, поиска компромисса или консенсуса.


Для решения сложных социально-производственных проблем, когда решить их традиционными средствами не представляется возможным и для поиска творческих подходов требуется объеди­нение усилий специалистов различного профиля.


ОБЪЕКТ

Типичный фрагмент проф.реальности выполнение, которого специалистами требует системного применения, разнообразных умений и навыков, «заготовленных» у учащихся в период обучения, предшествующей игре (это применение связано с трудностями; в решение профессиональных задач вовлечен тот или иной круг специалистов, имеющих разные интересы и свои предметы деятельности)

Имитационная модель среды, в которой изучаемая система осуществляет свою дея­тельность.

Любая проблемная ситуация

ПРИНЦИПИАЛЬ-НЫЕ ОТЛИЧИЯ ОТ ДРУГИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

  1. моделирование процесса труда (деятельности) руководителей и специалистов по выработке управленческих или профессиональных решений;

  2. распределение ролей между участниками игры;

  3. различие ролевых целей при выработке решений;

  4. взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;

  5. наличие общей цели у всего игрового коллектива;

  6. коллективная выработка решений участниками игры;

  7. реализация цепочки решений в игровом процессе;

  8. многоальтернативность решений;

  9. наличие управляемого эмоционального напряжения;

  10. наличие разветвленной системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры (поощрение и
    наказание, оценка принимаемых решений участников деловых
    игр).

  1. Не моделируется труд кон­кретных работников.

  2. Имитируются лишь некоторые хозяйственные, право­вые, экономические, экологические, социально-психологические принципы (технологии), определяющие поведение людей и меха­низмы их действий (зачастую в экстремальных ситуациях).

  3. Моделирование только среды, особенности среды знакомы играющим в основном пона­слышке, что делает анализ информации более сложным и субъек­тивным.

  1. Общая цель всего игрового коллектива изначально не за­дана, и для ее достижения са­мими игроками может быть найден определенный механизм взаимодействия.

  2. Жест­кий регламент и по времени непродолжительны.

  1. Отсутствуют альтернативы, участники должны действовать лишь в предложенных вариантах.

  2. Не программируется конфликтная ситуация (как, например, в деловых играх), а представлены только различные личные (субъективные) инте­ресы участников игры.

  3. Описанные сценарии игр не включают технологии и механизмы специального обучения общению и коллективному принятию решений.

  1. Менее жесткий сценарий (в отличие от четкого алгоритма в большинстве деловых игр)

  2. Разнообразный подбор состава участников игры в зависимости от специфики решаемой проблемы

  3. Ориентация на поиск решения проблем, требующих новых нетривиальных подходов (в отличие от деловых игр, имеющих четкую структуру, определенные рамки поведения участников)

  4. Преследует цель разработки и внедрения новых методов осуществления коллективной творческой деятельности

  5. Обладают большей неопределенностью, чем деловые игры, как в процедуре проведения, содержании обсуждения, так и в предсказуемости получаемых результатов

  6. Направляют мышление на анализ и прогнозирование развития социокультурных, педагогических и других процессов

ВИДЫ

  • производственные

  • исследовательские

  • квалификационные/ аттестационные

  • дидактические (учебные)



При проведении ОДИ форми­руются следующие типы игровых групп, влияющие на конечный результат игр и их эффективность:

  • «векторные» группы, по принципу формирования - монопрофес­сиональные или моноклановые.

  • «скалярные» группы, включающие носителей некоторого значи­мого для моделируемой системы внутриличностного конфликта.

  • «модельные» группы, в которых Внутригрупповой процесс мо­делирует общеигровой конфликт, то есть происходит игра в игре.

СТРУКТУРА

1.Имитационная модель:

  • цели,

  • предмет игры,

  • графическая модель взаимодействия участников,

  • система оценивания

2.Игровая модель:

  • цели,

  • комплекс ролей и функций игроков,

  • сценарий,

  • правила игры

  1. Экспериментальная ситуация (сценарий: предыстория, правила: описание ролей, нормативные материалы, х-ки игровой ситуации)

  2. Игроки

  3. Организаторы эксперимента (игровая обстановка: имитационная модель среды и информационная система)

  4. Эксперты

  5. Материал по изучаемой проблеме (регламент, расписание, инструкция)

  1. "Внешняя" мыследеятельность (ВМД), в которой формируются цели и целевые установки на игру;

  2. Обыгрываемая мыследеятельность (ОМД), представленная сюжетно или в виде тех или иных знаковых заместителей, включенных в сюжет и связанных правилами игры; и собственно игровую мыследеятельность (Зона, отражающая ОМД, связанную правилами, + Зона, отражающая ВМД в ее принципиальной структуре).

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Источники деловой игры.

  1. Состав и количество участников игры.

  2. Регламент ДИ.

  3. Сценарий ДИ или ее блок-структура.

  4. Система оценивания результатов игры «компетентными су­дьями» или экспертами.

  5. Организация пространственной среды.

1.Модель среды – совокупность моделей различной природы (матем., физич., имитац., машин­ных, алгоритмических, а также неформальных) и пред­назначена для отражения технологических, природных, соц.-экономич-х, эколог-х, псих.-пед-х и других процессов, протекающих в объекте управления и во внеш­ней среде. В Модели среды – информация о состоянии объекта управления и внешней среды

2. Модель управляющей системы: функциональная часть (в ней моделируются функции управле­ния) и обеспечивающая часть.



Организационно-технические системы мыследеятельности + Организационно-технические отношения и связи.

ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

  1. Введение в игру.


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации