В то же время в обществе имеет место противоречие: значимость физического воспитания и спорта, тренировки и физической нагрузки в сочетании с оздоровительными средствами неуклонно возрастает, а объем двигательной активности, средства, методы и технологии в этом направлении не прогрессируют. Как следствие – низкая эффективность физического воспитания детей, недостаточный объем двигательной деятельности – не обеспечивают должного уровня физической подготовленности и здоровья.
В создавшейся ситуации встает задача максимальной реализации огромного потенциала физической культуры, физического воспитания и спортивной подготовки как деятельностных процессов достижения целей физической культуры, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.
Физическое воспитание – неотъемлемая составляющая воспитания и образования подрастающего поколения Российской Федерации и многих другихгосударств. В нашей стране целенаправленно и системно оно ведется в учреждениях предшкольного, общего, профессионального и послевузовского образования.
В общеобразовательных учреждениях физическое воспитание по своей направленности, содержанию, формам организации и методам реализации подразделяются на четыре основные разновидности:
1) учебный предмет «Физическая культура»;
2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня школы (лицея, гимназии, колледжа и т.д.);
3) внеклассная спортивно-массовая работа;
4) общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.
Предмет «Физическая культура» в силу специфики функций в структуре содержания общего образования значительно отличается от других учебных дисциплин, так как связан с комплексным воздействием на морфофункциональную сферу, состояние здоровья и психику учащихся.
Физическая культура как самостоятельный учебный предмет прошла относительно долгий и трудный путь.
Позитивную роль во включении физической культуры в учебные планы сыграло зарождение капиталистической общественной системы, заинтересованной в физическом развитии человека, развитие педагогической мысли (физическое воспитание являлось неотъемлемым элементом воспитания детей и подростков) формирование в странах Западной и Центральной Европы национальных (немецкая, шведская, французская) и индивидуальных гимнастических систем, возникновение сопутствующих педагогических движений.
Потребовался значительный период истории человечества для зарождения, становления и развития национальных систем физического воспитания. В них в качестве основной формы организации занятий физическими упражнениями исторически сложился урок по дисциплине физкультурной ориентации.
В России была создана и внедрена научно обоснованная система физического образования П.Ф. Лесгафта; в Сибири, на Кавказе, Крайнем Севере, Дальнем Востоке физическое воспитание осуществлялось с использованием элементов народной физической культуры, применялись немецкая, шведская и сокольская гимнастическая системы.
Обосновывая конечную цель воспитания в будущем К. Маркс выдвинул формулу гармонического развития личности как единство умственного и физического воспитания и технического обучения.
Важное значение в обосновании места и роли физической культуры в образовании и воспитании имело отношение В.И. Ленина. Физическое воспитание превратилось в компонент процесса формирования социалистического типа личности: всесторонне развитой, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
В итоге в качестве учебной дисциплины, через которую реализовался процесс физического воспитания, в содержание общего образования был включен предмет «Физическая культура».