Клименко С.М. и др. Управление конкурентоспособностью предприятия - файл n14.doc

приобрести
Клименко С.М. и др. Управление конкурентоспособностью предприятия
скачать (1423.2 kb.)
Доступные файлы (19):
n1.doc25kb.15.09.2011 15:50скачать
n2.doc32kb.15.09.2011 15:53скачать
n3.doc67kb.08.09.2009 03:39скачать
n4.doc373kb.08.09.2009 01:59скачать
n5.doc1136kb.27.06.2006 14:46скачать
n6.doc291kb.08.09.2009 03:35скачать
n7.doc338kb.08.09.2009 01:42скачать
n8.doc1140kb.08.09.2009 04:38скачать
n9.doc1021kb.08.09.2009 03:31скачать
n10.docскачать
n11.doc554kb.23.06.2009 18:20скачать
n12.doc1116kb.08.09.2009 03:18скачать
n13.doc400kb.08.09.2009 03:20скачать
n14.doc1557kb.08.09.2009 03:09скачать
n15.doc153kb.08.09.2009 03:22скачать
n16.doc105kb.08.09.2009 03:24скачать
n17.doc77kb.08.09.2009 03:24скачать
n18.doc1082kb.08.09.2009 01:39скачать
n19.doc366kb.07.09.2009 14:45скачать

n14.doc

  1   2   3


ТЕМА 8. МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА КАК ФУНДАМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
8.1. Идеология менеджмента качества
Согласно современным идеям в сфере обеспечения качества конечной продукции, менеджмент качества выступает фактически сквозным аспектом управления предприятием рядом с расходами, временами и тому подобное. Исходя из этого, сам срок «качество» испытал изменений, которые нашли свое отображение в текстах международных стандартов. Большинство определений, которые предоставлялись научными работниками (как философами, так и экономистами), существуют как альтернативная попытка уточнить данное понятие и раскрыть его содержание, выходя из общих тенденций развития науки управления на определенном историческом этапе. В некоторых теоретических источниках «качество» определяют как «пригодность для использования» или «соответствие цели», «удовлетворение ли потребностей потребителя», «соответствие ли требованиям». Все это отбивает только отдельные аспекты качества. Короткий обзор определений «качества», составленный за [13; 196], подан в табл.8.1

Анализируя приведенные определения, можно прийти к выводу, что качество является одной из сложных категорий, с которыми человек сталкивается в процессе своей деятельности. Многозначительность трактовок данного понятия определяется тем, что под сроком «качество» понимается большое количество специфических свойств предметов и явлений. Современная трактовка качества, предоставленная в стандарте ISO 9000-2000 указывает на то, что, во-первых, нельзя акцентироваться исключительно на характеристиках продукции при определении качества, во-вторых, объектом внимания компании выступает не только продукция, но и процессы, в пределах которых она создается, а также система управления, которое имеет определенные целевые ориентиры относительно производства продукции и удовлетворения потребителя.
Таблица 8.1

ФОРМИРОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ПОНИМАНИЮ КАТЕГОРИИ «КАЧЕСТВО»


автор

Определение «качества»

Аристотель
(ІІІ ст. до н.э.)

Дифференциация по признаку «гарний—поганий»;

разница между предметами

Гегель
(ХІХ ст. н.э.)

Качество является отождествленной с бытием определенностью в том понимании, что кое-что перестает быть тем, чем оно является, когда оно теряет свое качество

Исикава К.
(в 1950 г.)

Качество — свойство, которое реально удовлетворяет потребителей

Джуран Дж.
(в 1979 г.)

Пригодность к использованию, то есть соответствие назначению;

степень удовлетворения потребителя

ГОСТ 15467-79

Совокупность свойств продукции, которые предопределяют ее пригодность удовлетворить определенные потребности в соответствии с ее назначением

Украинская
ассоциация качества

Качество — это процесс непрерывного совершенствования, способ ведения бизнеса, когда необходимо быть лучше, в совершенстве других, а не просто иметь продукцию лучшего качества

Международный
стандарт
ISO 8402-86

Совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые предоставляют им возможность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности потребителей

Международный
стандарт
ISO 9000-2000

Степень, к которой совокупность собственных характеристик продукции, процесса или системы удовлетворяет сформулированные потребности или ожидания общепонятные или обязательные


На рис.8.1 представлен анализ срока «качество», исходя из формулировок предоставленных в стандарте ISO 9000-2000 «Система управления качеством. Словарь» [80]. Более того, с точки зрения современной концепции менеджмента качества именно последний аспект играет наиболее значимую роль в создании качественной продукции, что можно продемонстрировать с помощью так называемой «петли качества» (рис.9.2), которое служило методологической основой предыдущей версии стандарта, но не потеряло актуальность на сегодня. Анализируя этапы жизненного цикла продукта, что представленные в «петле качества» на рис.8.2 можно прийти к выводу, что система управления качеством охватывает все ключевые процессы, которые осуществляются при создании, производстве и представлении потребителю конкретной продукции. Следует также заметить, что понимание качества находится в области субъективных оценок каждой заинтересованной стороны и имеет тенденцию к постоянным изменениям. Следовательно, качество – является динамической характеристикой, которая отображает степень удовлетворения требований конкретного потребителя в условиях конкретной компании на определенном рынке.


Рис. 9.1. Современное понимание категории «качество»
Процесс управления качеством на предприятии, выходя из основных положений современной концепции менеджмента качества, рассматривается как самостоятельная, сложная функция управления бизнесовыми процессами, целями реализации которой является:

повышение конкурентоспособности и прибыльности предприятия за счет повышения качества продукции и всех основных, вспомогательных и управленческих процессов;

снижение всех видов расходов и укрепления экономической стабильности предприятия;

соблюдение требований охраны окружающей среды;

обеспечение целеустремленного и системного влияния на параметры качества в направлении их постоянного улучшения.

Объектами управления выступают процессы, от реализации которых зависит качество конечной продукции, согласно «петльою качества (см. рис.8.2).

Стоит обратить внимание на то, что рядом со сроком «управления качеством» часто используется срок «менеджмент качества» как идентичный ему. Это объясняется тем, что в процессе перевода из английского языка ряда сроков возникают определенные разногласия, например, срок «Quality management» можно перевести как «менеджмент качества», «управления качеством», «управления качеством» и тому подобное. В таком понимании срок «управления качеством» является идентичным со сроком «менеджмент якості»80. Согласно международному стандарту ISO серии 9000 версии 2000 года, менеджмент качества — это координированная деятельность из управления и управления деятельностью организации относительно качества. Управление и управление в связи с качеством предусматривают внедрение: политики и заданий в сфере качества; планирование качества; управление качеством; обеспечение качества; улучшение качества.

В процессе определения сущности и соотношения между приведенными сроками, студентам следует понимать, что срок «управления качеством» может рассматриваться в двух аспектах:

1)  как одно из направлений управленческой деятельности, которая осуществляется в пределах системы управления организацией и охватывает все стадии жизненного цикла продукции согласно «петле качества»; при таких условиях он отвечает по своему содержанию срочные «менеджмент качества»;

2)  как один из аспектов общего управления качеством, когда акцент делается именно на оперативный уровень управления качеством, то есть деятельность, которая осуществляется в рамках операционной системы и которая направлена на предотвращение возникновения дефектов с помощью средств и инструментов контроля.


Рис. 9.2. «Петля качества» или типичные стадии жизненного цикла, на которых обеспечивается качество продукции
Сущность современной концепции менеджмента качества раскрывается с помощью принципов, которыми должно руководствоваться предприятие в процессе осуществления своей деятельности. В научной литературе существует несколько подходов к рассмотрению и выяснению сущности принципов менеджмента качества. Первый — это принципы, сформулированные Е. Демингом, что носят не методологический, а быстрее прагматичный характер. Фактически это установки или постулаты по формированию поведения менеджеров для достижения целей в области качества, сущность которых сводится к следующему:

Постоянной целью деятельности должно быть улучшение качества продукции.

Не должно допускаться ни одного дефекта в любой сфере деятельности.

Необходимо требовать от поставщиков, исходя из используемых статистических методов, гарантий качества видов продукции, которые поставляются.

Не заключать контракты на поставки продукции, ориентируясь на низкие цены.

Поставщик должен обнаруживать проблемы, связанные с качеством и решать их.

Учиться должны все работающие на предприятии.

Использовать новые методы управления.

Не допускать возникновения в работающих страха ответственности за ошибки.

В деятельности отделов не должно быть никаких барьеров.

Не использовать в организации работ призывы и лозунги, не подкрепленные реальными действиями.

Не оценивать количественными нормами деятельность никого из работающих.

Устранять все причины, которые уменьшают в работающих чувство уважения и гордости к своей организации.

Поощрять стремление к учебе и самообразованию.

Руководители высшего звена должны четко устанавливать свои обязательства в области качества.

Сущность всей концепции Э. Деминга можно представить как треугольник, вершинами которого является: все — одна команда (постулаты 8-9), одержимость качеством (постулаты 1-6, 12-14), научный подход к управлению качеством (постулаты 7, 10-11).

Второй подход ориентирован на рассмотрение содержания современных принципов менеджмента качества, положенных в основу стандарта ISO версии 2000 года 77, что подано на рис. 8.3.

Согласно международному стандарту ISO 9000:2000 среди основных функций процесса управления качеством на предприятии обязательно называют планирование, оперативное управление, обеспечение и улучшение качества, которые реализуются в пределах системы качества на всех этапах жизненного цикла продукта, что изображено на рис.9.2. Учитывая то, что процесс управления в целом являет собой влияние субъекта на объект путем реализации управленческих функций установленными методами, можно утверждать, что процесс управления качеством в организации осуществляется через те функции, последовательная реализация которых обеспечивает достижение целей организации в отрасли качества. Каждый из названных направлений деятельности имеет свои особенности, и вместе они являют собой четыре основных функциональных подсистемы системы качества.



Рис. 8.3. Современные принципы менеджмента качества
Деятельность по совершенствованию всех процессов организации должна осуществляться за этапами работ, представленными в цикле Е.Деминга, который считается современным циклом менеджмента качества. В этом цикле (рис. 8.4) предусматривается выполнение 4-х этапов работ: планирование (Plan — P); выполнение работ — действие (Do — D); контроль результатов (Check  C); корректирующие действия (Action — A).



Рис.8.4. Цикл Деминга (PDCA)
Таким образом, реализация рассмотренных 4-х функций составляет содержание процесса управления качеством в рамках предприятия, когда осуществляется влияние системы качества на производственный процесс.

Кроме рассмотренных подходов к выделению функций управления качеством, заслуживает на внимание также деление функций с точки зрения административного и оперативного аспектов управления качеством [10]. Приведены аспекты управления образуют два взаимоувязаны контуры управления, которые названы вертикальной и горизонтальной петлями управления. Вертикальная петля включает функции, выполнение которых принадлежит к полномочиям высшего руководства предприятия, и выполняет задание административного управления качеством. Горизонтальная петля управления включает функции, которые выполняются в процессе оперативного управления качеством. Полная «петля качества» должна включать две составляющие: вертикальную петлю административного управления качеством (quality management) и горизонтальную петлю оперативного управления качеством (quality control) — в соответствии с двумя аспектами управления качеством.

Становление и развитие современных идей в отрасли качества происходило в тесной связи с общими тенденциями формирования менеджмента как науки. В научной литературе, посвященной данному вопросу, достаточно обстоятельно анализируются все периоды становления менеджмента качества относительно общих тенденций развития науки управления. Наибольшего внимания заслуживает подход, направленный на рассмотрение этапов развития документируемых систем управления качеством [271]. Для предоставления содержательной характеристики основным этапам развития систем управления качеством используется «звезда качества» [17,46], графическая интерпретация которого в виде «знака качества» использовалась в советское время (рис. 8.5).


Рис. 8.5. «Звезда качества»
Если воспользоваться приведенной «звездой качества», то в истории развития документируемых систем качества можно выделить 5 этапов и представить их в виде 5-ти «звезд качества».

Подбивая итог, следует отметить, что с точки зрения стратегического подхода в становлении и развитии систем управления качеством выделяются три ключевых этапа, приведенного на рис. 9.6: качество в производстве, формализировано качество, стратегический менеджмент качества. Именно эти этапы наиболее четко отображают характер эволюционных изменений, которые происходят в процессе развития подходов к управлению качеством.

Анализ этапов развития менеджмента качества, позволяет понять, что доминирующим подходом до управления современными организациями является подход, который базируется на применении философии TQM. В научной литературе освещению данного вопроса уделяется много внимания, особенно в последнее время.


Всеобъемлющий менеджмент качества (Total Quality Management - TQM). это концепция, которая предусматривает общее, целеустремленное и хорошо скоординировано применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности, — от исследований к послепродажному обслуживанию — при участии руководства и сотрудников всех уровней и при условиях рационального использования технических возможностей. Учитывая сложность перевода данного срока на украинский язык, что вызвано возможностью двусмысленных трактовок, в дальнейшем во время рассмотрения материала темы будет использоваться аббревиатура из английского языка — TQM.

Целью TQM является достижение долгосрочного успеха путем максимального удовлетворения запросов всех групп, заинтересованных в деятельности компании. В понятие «заинтересованные стороны» входят люди или группы, заинтересованные в успехе деятельности организации. К ним принадлежат потребители, владельцы, рабочие, поставщики и общество, но и ряду случаев могут принадлежать и другие стороны.

Заданиями TQM является постоянное улучшение качества путем регулярного анализа результатов и коррекции деятельности, стремления к полному отсутствию дефектов и снижения непроизводственных расходов, обеспечения конкурентоспособности и завоевания доверия всех заинтересованных групп за счет использования передовых технологий, гибкости, своевременных поставок, энергии коллектива [13].

Цикл управления в организации, которая работает за принципами TQM, являет собой цикл непрерывного улучшения всех показателей деятельности и включает три ключевых аспекта:

планирование совершенствования (анализ потребностей потребителей, общества, сотрудников и организации, которые постоянно изменяются; анализ внутренних возможностей организации из улучшения качества; расчет перспективных расходов на качество);

реализация совершенствования (определение приоритетов среди процессов, которые поддаются корректирующим действиям; создание команды из усовершенствования процесса; уточнение заданий; сборы данные; причинно-следственный анализ; планирование и внедрение решений, документирования; оценка результатов; стандартизация);

само оценивание (национальные и международные премии из качества; внутрифирменная система баллов).

Обобщая разные подходы к пониманию концепции TQM, сравнительную характеристику традиционных принципов управления и принципов управления в системе TQM можно представить в виде табл. 8.2 [13].

Таблица 8.2

ОТЛИЧИЯ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ
ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И СИСТЕМЫ
TQM


Традиционные принципы управления

Принципы системы TQM

Удовлетворение потребностей заказчика

Удовлетворение потребностей потребителя, общества и сотрудников организации

Планирование, обеспечение и контроль улучшения качества продукции

Планирование, обеспечение и контроль улучшения качества всех процессов и систем

Разработка преимущественно корректирующих действий

Разработка преимущественно предупредительных действий

Учеба управлению качеством только сотрудников отдела контроля качества

Учеба управлению качеством всего персонала

Возложение функций обеспечения качества на отдел контроля качества

Возложение функций управления качеством на всех сотрудников

Решение в направлении качества только «горячих» вопросов и заданий настоящего

Регулярное выявление и решение в направлении качества хронических проблем

Выполнение каждым автономно поставленного задания

Координация и взаимодействие деятельности всех сотрудников в сфере качества


Подводя итог, необходимо отметить, что вопрос обеспечения, поддержания и повышения качества и конкурентоспособности обязательно необходимо рассматривать во взаимосвязи, ориентируясь на те подходы и концепции, которые доминируют как в пределах страны, так и на уровне компании. Механизм влияния государства на процессы повышения качества можно представить в виде схемы, которая изображена на рис. 8.7. Качество создается в конкретных организациях и процесс ее обеспечения в каждой бизнесовой организации начинается из сознания сотрудников и четкого понимания ими тех целей, которые являются приоритетными для компании. А определение приоритетности целей компании осуществляется на основе концепции государственной политики и тех приоритетов, которые четко сформулированы и провозглашены на уровне государства в виде национальной политики в отрасли качества.

Рис. 8.7. Значение управления качеством в системе менеджмента: макроаспект
На уровне бизнесовых организаций, идея повышения качества и конкурентоспособности может быть реализована, ориентируясь на формулировку базовых ориентиров и целей по трем иерархическим уровням.

на уровне организации: намерения, направления, цели деятельности относительно качества, официально сформулированные и задекларированные более высоком руководством организации в политике качества;

на уровне подразделов: задание, ресурсы, критерии оценивания деятельности, связанные с обеспечением качества групп процессов, которые направлены на создание конкретной продукции;

на уровне персонала: ответственность, полномочия, отношения исполнителей всех уровней относительно вопросов качества.

Значение и необходимость управления качеством на уровне организации определяется тем, которое способствует удовлетворению все больших потребностей и ожиданий потребителей и, соответственно, предоставляет толчок для развития и совершенствования бизнеса. Компания благодаря применению современного инструментария и методов менеджмента качества становится гибче, адаптивной, постоянно используя собственные конкурентные преимущества и образовывая новые. Повышение конкурентоспособности предприятия происходит, исходя из этого, за счет того, что оно удовлетворяет потребности клиентов быстрее своих конкурентов, предлагая при этом желаемое сочетание цены и качества (рис. 8.8).

Инструменты и методы управления качеством, которые применяются современными организациями, формируют составную часть общей методологии менеджмента качества. Существующее на сегодня разнообразие разных практических подходов к управлению качеством на всех уровнях управления и этапах жизненного цикла продукта, вызывает необходимость их классификации. Целесообразнее всего все методы менеджмента качества разделить на две группы, ориентируясь на время их возникновения [13].

В последующем прорабатывании основных вопросов темы заказные

1)  классические методы, которые были разработаны на протяжении всего периода становления менеджмента качества и которые сохранили свою актуальность на сегодняшний день; их разработчиками считают американских ученых Е.  Деминга, К.  Исикаву, Т.  Тагути, исследование которых было направлено на разработку и развитие методов планирования качества и статистического анализа;

2)  «новые» методы, становление и развитие которых происходили в конце ХХ  ст. и длятся в настоящий момент; они были сформулированы на базе классических методов, но отличает их то, что все они характеризуются социальной направленностью в широком понимании и должны применяться в комплексе с имеющимися управленческими, техническими, организационными методами, в отличие от применения последовательного набора специальных классических методов.


Конкурентоспроможність підприємства, незалежно від форми його власності й розмірів, залежить від якості його продукції, тобто від того, в якій мірі продукція підприємства задовольняє вимоги споживача




Конкурентоспроможність продукції визначається в процесі співставлення споживачем її якості, що задовольняє певним вимогам, з ціною цієї продукції.

Конкурентоспроможність продукції = Якість + Ціна








Для отримання бажаного прибутку, керівництво фірми приймає рішення щодо визначення ціни продукції, відповідної якості, орієнтуючись на застосування різних підходів







В 60-ті роки основою бізнесу було співвідношення:

Витрати + Бажаний прибуток = = Ціна


В 90-ті роки формула успішного бізнесу трансформувалась:

Ціна - Витрати виробництва = = Прибуток




В процесі формування сучасного ринку відбувається трансформація ринку виробників в ринок споживачів



За таких умов, успіх фірми залежить від швидкості її адекватної реакції на запити споживачів, що забезпечує мінімальні витрати на виробництво високоякісної продукції, а відповідно, й мінімальну її ціну для споживача.

Конкурентоспроможність фірми = Якість + Ціна +Обслуговування +Час

Оперативність процесу реагування на зміну вимог ринку і створення продукту, що задовольняє очікуванням споживача, стає можливим при ефективній взаємодії усіх підрозділів організації в рамках системи менеджменту якості


Рис. 8.8. Значение управления качеством в системе менеджмента: микро аспект
7.2. Инструментарий управления качеством
Такой подход к классификации достаточно условным, поскольку значительное количество методов имеет много общего в структуре и методике применения, благодаря чему они могут рассматриваться как части единственной методологии тотального управления качеством (TQM). Перечень основных классических и «новых» методов управления качеством приведен на рис. 8.9.

Особенного внимания заслуживают те подходы к управлению компаниями, которые используются для совершенствования бизнеса в процессе проведения изменений. Следует понимать, что для достижения успеха предприятие должно удовлетворять потребителя, а для этого необходимо постоянно развиваться и совершенствоваться, то есть реализовать на практике основные идеи современной концепции менеджмента качества.


Методи менеджменту якості, що рекомендуються до

використання методологією TQM

  1   2   3


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации