Размещено на - файл

приобрести
скачать (218 kb.)


Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение
На сегодняшний день проводится регулярный анализ деятельности вузов России, часть из них уже были признаны неэффективными. Чтобы этого не произошло, менеджменту университетов необходимо проводить своевременный swot анализ в целях устранения слабых сторон университета и формирование благоприятного сценария его развития в будущем.

Все годы своего существования АлтГТУ им. И. И. Ползунова динамично развивается, внедряя в образовательный процесс современные образовательные технологии и вариативность учебных программ. Для полноценного и всестороннего развития университета, успешной подготовке профессионалов и дальнейшей деятельности необходим качественный анализ сильных и слабых сторон потенциала ВУЗа.

Целью данного исследования является анализ деятельности Алтайского государственного технического университета имени И.И. Ползунова и прогноз дальнейшего развития по наиболее благоприятному сценарию.

Таким образом, можно сформировать основные задачи:



  1. Выявить сильные и слабые стороны университета и сравнить их с основными конкурентными ВУЗами г. Барнаула;

  2. Выявить возможности и угрозы внешней среды;

  3. Сопоставить сильные и слабые стороны с возможностями и угрозами;

  4. Сформулировать основные направления развития университета, сформировать стратегию деятельности.

университет конкурентный угроза

Глава 1
В последнее время в России среди ученых-экономистов, а также и среди практиков (экономистов, непосредственно использующих различные методы анализа деятельности предприятий) возрос интерес к новым методам анализа, в частности к SWOT-анализу.

SWOT-анализ называется так по первым буквам английских слов, характеризующих содержание и направленность этого метода («сильные и слабые стороны, возможности и угрозы») и является одним из наиболее распространенных видов маркетингового анализа. SWOT - это аббревиатура из четырех слов:

Strength - сильная сторона: внутренняя характеристика компании, которая выгодно отличает ее от конкурентов.

Weakness - слабая сторона: внутренняя характеристика компании, которая по отношению к конкуренту выглядит слабой (неразвитой) и которую предприятие в силе улучшить.

Opportunity - возможность: характеристика внешней среды компании (т.е. рынка), которая предоставляет всем участникам данного рынка возможность для расширения своего бизнеса.

Threats - угроза: характеристика внешней среды компании (т.е. рынка), которая снижает привлекательность рынка для всех участников.

Целью SWOT-анализа является определение всех сильных и слабых сторон организации, которые рассматриваются как внутренние факторы, а также изучение внешних факторов, каковыми являются рыночные возможности и угрозы, для получения четкого представления основных направлений развития предприятия. На основе такого исследования организация должна максимально использовать свои сильные стороны, попытаться преодолеть слабости, воспользоваться благоприятными возможностями и защититься от потенциальных угроз. Структура матрицы SWOT-анализа представлена на рисунке.




В каждой из четырех частей матрицы формулировки соответствующих факторов должны быть упорядочены по значимости, т. е. в первую очередь указывается та сторона, которую аналитики считают самой сильной или самой слабой, а также те, где имеются наибольшие возможности или угрозы.

Задачи SWOT-анализа:

1) выявить сильные и слабые стороны предприятия и сравнить их с конкурентами;

2) выявить возможности и угрозы внешней среды;

3) связать сильные и слабые стороны с возможностями и угрозами;

4) сформулировать основные направления развития предприятия.

В процессе проведения SWOT-анализа аналитик ищет ответ на ряд вопросов:

- каковы сильные и слабые стороны фирмы (в настоящее время и прогнозируемые);

- каково влияние на деятельность фирмы внешней среды (в настоящее время и прогнозируемое, негативное или же позитивное);

- насколько фирма может воспользоваться своими сильными сторонами для противостояния внешней среде;

- в какой мере слабые стороны не позволяют этого ей сделать;

- какую оценку можно дать фирме и ее бизнес-направлениям (исходя из сочетаний сильных и слабых сторон деятельности, а также возможностей и угроз);

- какие стратегии следует внедрить и реализовать фирме при сложившемся сочетании сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, а также при прогнозируемом сочетании.

Проведение SWOT-анализа, широко используемого в системных исследованиях, дает ответы на эти вопросы. SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны организации (учреждения), а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это, прежде всего, в ходе сравнения потенциала своего вуза с возможностями, которые появляются во внешней среде. Исходя из развернутой оценки такого соответствия, могут быть определены направление, в котором вуз должен развиваться, и стратегические решения о соответствующем распределении ресурсов [169].

Как известно, под сильными и слабыми сторонами могут пониматься самые разнообразные аспекты деятельности вуза. Возможности и угрозы, которые находятся вне зоны контроля учебного заведения, следует рассматривать как внешние, относящиеся к элементам рыночной среды. Следовательно, SWOT-анализ, проведенный вузом, будет включать в себя анализ ситуации внутри вуза, а также анализ внешних факторов, прежде всего, относящихся к ситуации в регионе (см. табл. 2.1).

Процедура SWOT-анализа не завершается составлением указанной матрицы. Ее содержание становится объектом, в результате изучения которого составляется план возможных проектных действий, направленных на нейтрализацию слабых сторон вуза (в том числе за счет сильных). Необходимо также учесть возможные варианты рассматриваемого развития при изменении внешних факторов, а также способы использования сильных сторон для снижения рисков и угроз и т.д.




Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации