Реферат - Репортаж - файл n1.doc

Реферат - Репортаж
скачать (89.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc90kb.01.06.2012 07:59скачать

n1.doc

Волгоградский Государственный Университет

Реферат на тему: «Репортаж»

Выполнила:

студентка 2 курса

группы Ж – 081

Воробьева Ю.

Проверила:

Смирнова Е.А.

Волгоград, 2010

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..……........

1.1 Характеристика репортажа как жанра прессы.………………………...……………...

1.2. Методика подготовки репортажа……………………………………………………..

1.3. Предмет, цели, тематика жанра……………………………………………………….

1.4. Природообразующие элементы репортажа………………………………………….

1.5. Сложности сюжетно-композиционного построения репортажа……………………

2. Виды репортажа………………………………..…………………………………………

2.1. Событийный репортаж…………………………………………………………………

2.2. Аналитический (проблемный) репортаж……………………………………………..

2.4. Репортаж-комментарий…………………………………………………………………

2.3. Познавательно-тематический репортаж………………………………………………

Заключение………………………………………………………………………………….

Список использованной литературы………………………………………….…………..
Введение

Понятие «репортаж» возникло в первой половине XIX в. Происходит оно от французского слова reportage, которое в свою очередь походит от латинского reporto – сообщать, передавать. Первые репортажи появились в газетах Англии, Франции, Германии, США, а во второй половине XIX ст. – в России. Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т.п. Позднее такого рода «репортажи» стали называть «отчетами». А «репортажами» начали именовать публикации несколько иного плана, а именно те, которые по своему содержанию, форме похожи на современные очерки. Так, выдающиеся западные репортеры Джон Рид, Эгон Эрвин Киш, Эрнест Хемингуэй, Юлиус Фучик и др. были скорее очеркистами, нежели репортерами. Как раз западные очерки, с точки зрения их «имени», и являются генетическими предшественниками и ближайшими «родственниками» нынешнего репортажа.

Репортаж является одним из наиболее излюбленных жанров отечественных журналистов. История ее помнит десятки имен выдающихся репортеров и, прежде всего имя В.А. Гиляровского («дядюшки Гиля», «короля репортеров»), прославившегося в конце XIX – начале XX в. своими талантливыми рассказами о мрачных трущобах московского Хитрова рынка, о страшном событии на Ходынском поле, о жизни рабочего люда на промышленных предприятиях Москвы и т.д. Многие репортеры стали известными писателями, но слава их выросла, прежде всего, на репортаже. И это в немалой степени объясняется возможностями, которыми обладает данный тип материала.

1.1. Характеристика репортажа как жанра прессы

Под репортажем понимается «информационный жанр журналистики, предметом которого является интересное для общества событие дня».Своеобразие публикаций, относящихся к жанру репортажа, возникает, прежде всего, в результате «развернутого» применения метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов.

Теоретики журналистики видят репортаж как жанр периодической печать по-разному.

Например, А.А. Тертычный утверждает, что репортаж всё-таки склоняется к художественно-публицистическому жанру, так как при создании репортажа "используется метод наглядного изображения действительности, но как самоцель, а не средство обобщения или "оживления" текста".

А вот С.М. Гуревич выделяет репортаж как один из информационных жанров, хоть и не отрицает его "родство с некоторыми другими жанрами (особенно художественно-публицистическими)"

Автор статьи в сборнике "Основы творческой деятельности журналиста" доктор филологических наук, профессор Л.Е.Кройчик называет репортаж жанром публицистики "оперативно-исследовательскими текстами", где на первый план выступает истолкование информации. В этих жанрах "анализ - не самоцель, а естественно возникающий итог воспроизводимого события или его комментария". Дается следующее определение жанра:

"Репортаж - публицистический жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора - очевидца или участника события"

Активная и субъективная роль журналиста состоит и в том, что он "волен отбирать наиболее значимые, с его точки зрения, эпизоды происходящего".

"Репортаж - один из самых эффективных жанров публицистики, поскольку соединяет в себе преимущества оперативной передачи информации с ее анализом, - пишет Кройчик. - Стержнеобразующий жанровый элемент здесь - отражение события в том виде, в каком оно происходило на самом деле. Как и любому публицистическому жанру, репортажу свойственно специфическое воспроизведение времени и пространства. Время в репортаже дискретно (прерывисто), условно, ибо не соответствует по продолжительности реальному времени описываемого события, но оно всегда движется в одну сторону - от начала описания события к его завершению. Это жанр фабульный (как и отчет): основу повествования составляет последовательное описание события. В сочетании с наглядностью последовательность описания создает эффект присутствия репортера на месте события".

А вот А. Кобяков даёт своё определение репортажа: "Репортаж - изложение актуального фактического материала, полученного с "места происшествия". Рассказчик - непосредственный участник события или наблюдатель. Здесь допустимы эмоциональность, междометия, субъективные ощущения. Зачастую используется прямая речь, короткие диалоги. Объем газетного репортажа - от 100 строк". Также А. Кобяков считает, что "репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.)".

Задача любого репортера заключается прежде всего в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия».

Для репортера важно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя того, о чем идет речь в тексте. Это возможно осуществить разными путями. Наиболее часто данная цель достигается двумя способами. Первый – изложение динамики события. В том случае, если отображаемое событие быстро развивается, автору остается только показать это развитие. Однако бывают события, ситуации, развитие которых протекает вяло, неопределенно, является довольно статичным. В этом случае автора может выручить «вывод на поверхность» события его внутренней динамики или изложение динамики авторских переживаний, вызванных его знакомством с событием. Репортаж роднит с некоторыми другими жанрами (особенно художественно-публицистическими) использование метода наглядного изображения действительности. Однако в репортаже наглядность несет чисто информативную функцию, функцию сообщения о вполне конкретном событии, происшествии и пр.
Основное предназначение этого жанра – информировать, описывать, рассказывать, оценивать явления, события, факты реальной жизни. Долгое время считалось, что репортаж – «однодневка» и живет вместе с газетой один день, а на радио и телевидении – только во время трансляции. На самом деле репортаж крепкий, долговечный и как журналистский материал и как исторический документ.

Сила жанра – в его достоверности, в документально точном отображении действительности, в умении дать портреты и зафиксировать пейзаж, сохранить напряжение, нередко драматичность события. Сам характер событий, которые становятся предметом репортажа, определяют одну из основных его особенностей – динамизм. От журналиста требуется в развитии раскрыть событие, чтобы оно ярко и точно предстало перед аудиторией. Репортаж – это не медленный рассказ, не последовательное описание с множеством деталей, а быстрое изменение языковых пластов – описания, рассказа, рассуждений, авторской и прямой речи, диалога и монолога. Композиция подобна быстрой и контрастной смене кадров в кинохронике.

Важной жанровой особенностью репортажа является именно эффект присутствия: репортер, находясь на месте события, живым, образным, насыщенным фактами и деталями рассказом вызывает у читателя ощущение как будто он тоже находится в гуще событий. Именно причастность репортера к событию, даже когда он не был ее участником, придает неповторимый образ, создает иллюзию присутствия, правдивость, которую безошибочно ощущает и воспринимает реципиент.

Эффект присутствия напрямую зависит от личности репортера, от того, что он и как видит. Достичь эффекта присутствия читателя, слушателя, телезрителя репортеру удается при условии умелого использования образных методов отображения действительности, достоверности, документальности. Это связано с одной из важных характеристик репортажа – показывать, изображать, воспроизводить. Репортер описывает то, что встает перед его глазами, то, что он видит сам и помогает увидеть читателю. Благодаря использованию детали, подробности удается нарисовать зримую картину действительности, воспроизвести событие во всей его наглядности. Но при этом из большого количества фактов он выбирает только социально значимые. Газетный репортаж формирует впечатление читателя о событии.

Важно в репортаже авторское «я». Наиболее ярко оно проявляется в репортажах, где журналист не просто очевидец, а участник события. Здесь вполне уместны его личные чувства, мысли, которые придают материалу большую убедительность, но в то же время не заслоняют собой главных событий.

Бывают репортажи, где автор не упоминает о себе. Однако само описание события в документально точных и ярких подробностях убеждает читателя, что рассказывает очевидец.

Рисуя живую картину жизни, журналист часто использует репортаже элементы интервью, отчета, зарисовки, корреспонденции – вводит в текст небольшие диалоги, характеристики персонажей, их «микропортреты», авторские раздумья, обобщения. Размер репортажа находится в прямой зависимости от значимости события.
Вымысел противопоказан репортажу точно так же как и другим жанрам. Так как репортаж, прежде всего, рассказ о новом, еще не известном факте, это требует от репортера широкой эрудиции, профессионального умения видеть все грани нового и его перспективы, а также знать особенности и возможности жанра.

1.2. Методика подготовки репортажа

Композиция, структура репортерского сообщения имеет первостепенное значение, определяя содержательную сторону информации и ее этическое наполнение, поскольку нацеливает на определенное восприятие, вызывает негативное и позитивное отношение к событию и действующим лицам. Во всех информационных жанрах доминирует принцип «перевернутой пирамиды», и репортаж не является исключением. Это принцип «убывающего интереса»: сообщение начинается с наиболее существенного, опорного, а затем важность приводимых сведений постепенно уменьшается. Обычно, главный смысл новости сообщает заход – самое начало, которое журналисты называют лидом, объединяя с такими однокоренными словами как «лидер», «лидировать», «вести». Второй и третий абзацы, обычно раскрывают то, о чем говорится в Лиде, подкрепляют его дополнительной информацией.

Лид требует особого внимания по ряду причин:

- он должен вовлечь в чтение, создавая впечатление неотложности и возбуждая интерес;

- он освещает главную тему, наиболее важный элемент сообщения;

- он устанавливает тон повествования.

Сразу необходимо прояснить: что, где, когда произошло, кто, как и зачем совершил действие. Журналист стремится к тому, чтобы в максимально сжатой форме рассказать как можно больше.

Подготовка репортажа, как и материалов других жанров, начинается с замысла и выбора темы. Не стоит думать, что достаточно побывать на месте события, чтобы глубоко раскрыть его суть. Необходима серьезная, предшествующая работа.

В материале должны присутствовать своеобразные внутренние «крючки», которые будто цепляют сознание читателя. Репортеру необходимо создать потребность лично побывать на месте событий и самому ощутить все, о чем он собирается писать.

В разработку темы входит изучение документов, специальной литературы, знакомство с будущими героями, сложившейся ситуацией и т. п. большое внимание следует уделять изучению места события, важны любые подробности, детали.

Что касается языка репортажа, то здесь приветствуется лаконизм, энергичность, целеустремленность текста. Необходимо по возможности расшифровывать научные термины, сложные аббревиатуры. Но делать это нужно осмотрительно и ненавязчиво, что особенно проблематично в деловой прессе, где часто нужны пояснения, связанные с названием корпораций, банков, фирм, и в то же время надо соблюдать пиетет по отношению к своему респектабельному и осведомленному в деловой ситуации читателю.

В работе репортера важно обращать внимание на так называемую «этику кавычек». Ими можно обидеть ни в чем неповинного человека, но можно и очень точно выразить свое отношение к событию, человеку, факту.

Определения, которыми оперирует журналист, уточняя характеры и события, как правило, далеко не случайны. Желательно, чтобы репортер строго проверил все эпитеты, которые использовал в тексте. Новость может выглядеть объективно, но в то же время быть начиненной скрытым комментарием.

Материал становится весомее, если в тексте приводятся ссылки на источники мнений, сведений. Без этого «свидетельства о факте» не обходится почти ни один репортерский материал. Однако, по качеству достоверности и по своим задачам они очень разные. Ссылки на авторитет или организацию, от которых исходит информация, особенно важны при факте сенсационном, в который верится с трудом, когда надо убирать налет сомнительности. Могут использовать косвенные ссылки, случайное свидетельство очевидца события – неизвестного человека или самого журналиста, свидетельства, опровергающие факт, ссылки сразу на два источника и др.

Хороший способ подтвердить какое-либо мнение – цитирование. С помощью цитат можно обратить внимание читателя на различные оттенки мнений, подчеркнуть специфику высказывания, расширить заявленную в начале тему. В этико-профессиональном плане важны такие проблемы, как:

- неточное цитирование;

- цитаты беспорядочные;

- цитаты, сложные по мыслям, трудные для восприятия;

- цитаты с подчеркиванием интонации;

- цитаты, включающие в себя сленг.

При написании репортажа важно придерживаться двух тенденций, двух словесных стихий, которые придают ему яркость и многоплановость. Это – тенденция к строгой документальности, достоверности, точности отображения событий, явлений, ситуаций и тенденция живописного, эмоционального отображения действительности, стремление не только показать событие, но и выразить свое отношение к нему.

В журналистской практике выработана устойчивая схема репортажного описания. Ученова пишет о композиции репортажа так: "Вначале дается зарисовочная заставка (как правило, яркий жизненный эпизод), с помощью которой журналист вводит читателя в курс события. Роль такой заставки - привлечение внимания читателя к материалу. Далее следует собственно репортажное описание. Здесь присутствуют различные отступления, диалоги с героями, собственные авторские впечатления. С содержательной точки зрения именно эти элементы способны создать в репортаже так называемый эффект присутствия. Напрямую обращаясь к своим читателям, автору можно апеллировать не только к их разуму, но и к чувствам. В основной части важны и удачно подобранные детали, и подробности, с помощью которых воссоздается отображаемая действительность. Для придания репортажному описанию особой динамичности необходимо, чтобы в каждом эпизоде "проглядывалось" действие, чтобы участники события постоянно находились в тесном взаимодействии, чтобы само авторское отношение к объекту носило активный характер. В концовке автор должен суммировать или обобщить свои впечатления, оценки, мнения"

Такова структурно-композиционная схема репортажа, которая при желании может быть видоизменена. Например, репортаж можно построить на ассоциативных связях или на исторических параллелях. Но чаще всего репортаж строится на фабульной основе. При этом колоритность репортажного описания зависит от удачно подмеченных деталей, пейзажных и портретных зарисовок, диалогов и т.п.

1.3. Предмет, цели, тематика жанра

Цель репортажа по сравнению с отчетом усложняется. Репортер стремится возможно быстрее показать читателю картину события на всех этапах его развития - от начала до завершения, оперативно воссоздать "историю события" как его очевидец или участник. Это - жанр-разведчик, к нему обращаются журналисты, стремясь сообщить о том, что происходит в нашей стране и за ее рубежами.

Предметом репортажа всегда является ход события, сочетающего визуальную и устную форму выражения его содержания. Поэтому автор репортажа должен организовать сбор материала таким образом, чтобы иметь возможность лично наблюдать событие. Другие способы добавления информации при этом вовсе не исключаются. Полезно почитать что-то близкое к теме. Можно задавать вопросы, реконструировать ход события по свидетельству очевидцев. Но в результате для читателя должен быть создан "эффект присутствия" (читатель как бы сам видит происходящее). Как утверждает С.М. Гуревич, "роль репортера велика: он ведет репортаж, становясь подчас не только свидетелем события, но иногда даже его инициатором и организатором"

Тематический круг явлений действительности, для отображения которых используют репортаж, почти не ограничен. В зависимости от сферы жизни человека и общества выделяются различные тематические виды этого жанра: научный репортаж, спортивный, социальный и др. Задача, которую ставит перед собой автор, определяет особенности его произведения. Стремясь оперативно информировать читателей об актуальном событии, он создает событийный репортаж. Но он может и не связывать свой текст с определенным одномоментным событием, а рассказать о каком-либо изобретении, творческом процессе или об интересном человеке. Тогда в газете появляется познавательный репортаж - из мастерской художника, из музея, научной лаборатории, книгохранилища или из кабинета писателя. Такие репортажи не столь оперативны, как событийные, обычно их планируют заранее.

1.4. Природообрабующие элементы репортажа

В середине 1970-х Геннадий Бочаров, известный в те годы репортер "Литературной газеты", утверждал, что журналист может написать хороший репортаж, даже не побывав на месте события, а реконструировав его. М.И.Шостак, автор ряда обстоятельных работ, посвященных труду репортеров, пишет о том, что репортажу "вовсе не всегда нужна последовательная констатация хронологических моментов". И далее: "Участие автора в событии очень желательно"8. Однако репортаж не может быть написан со слов очевидцев. Реконструкция события - прерогатива очерка, зарисовки. Журналист волен отбирать наиболее значимые, с его точки зрения, эпизоды происходящего. Но избирать для повествования композицию, разрушающую реальный ход происходившего, значит разрушить жанр: вместо репортажа читатель увидит корреспонденцию с элементами репортажа, статью, обозрение и т.д. Репортер имеет право привести свидетельства других участников или очевидцев событий, но они будут лишь своеобразной цитатой в тексте, в котором главенствует автор. Автор репортажа - не обязательно действующее лицо события (хотя может и быть им, например, в материалах типа "репортер меняет профессию"), но он всегда - активный наблюдатель и комментатор действия. События в репортаже не инсценируются (как иногда принято думать), а воспроизводятся во всей их полноте. Иными словами, репортаж - жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора - очевидца или участника события.

Природообразующие элементы репортажа:

* последовательное воспроизведение события - динамизм повествования, связанный с протяженностью действия во времени и пространстве;

* наглядность - создание образной картины происходящего путем использования предметного описания деталей, приведения подробностей ситуации, воспроизведения поступков и реплик действующих лиц;

* предельная документальность - репортаж не терпит ни реконструкции, ни ретроспекции, ни творческого вымысла (который возможен в очерке и фельетоне);

* образная аналитичность - отвечая на вопрос, каким образом происходило событие, публицист выступает как исследователь (вспомним знаменитые репортажи В. Гиляровского);

* эмоционально окрашенный стиль повествования, придающий рассказу дополнительную убедительность;

* активная роль личности самого репортера, позволяющая не только увидеть событие глазами рассказчика, но и побуждающая аудиторию к самостоятельной работе воображения.

1.5. Сложности сюжетно-композиционного построения репортажа

По своей природе репортаж имеет синтетический характер. М.Н.Ким предполагает, что "именно поэтому его нельзя однозначно отнести к группе информационных материалов, так как в нем могут проявиться видовые черты и свойства других жанров" Отличительной же чертой репортажа является динамично-развивающееся действие. Для репортера, в отличие от хроникера или обозревателя, важнее показать то, как разворачивается само событие, а не его итог. Отсюда и проистекают сложности сюжетно-композиционного построения репортажа, такие как:

* выбор отображаемого отрезка события;

* выбор и расстановка участников события;

* отбор и расположение фактического материала в репортаже;

* отбор и компоновка наиболее ярких эпизодов для описания;

* отбор характерных деталей;

* отбор авторских впечатлений.

В репортаже ключевая роль отводится автору, так как именно он является главным распорядителем всего действия. Основная задача журналиста - создание целостного впечатления об эпизоде жизни. Журналист, имея в своем распоряжении разнородные факты, наблюдения, мнения, впечатления, интересные детали, зарисовки с натуры, сталкивается с трудностями их структурной организации.

"Журналистский репортаж,- замечает В.В.Ученова,- вовсе не является прямой проекцией, точным слепком живого процесса наблюдения как одного из ведущих методов познания. Как бы полно процесс живого наблюдения журналиста над действительностью ни был развернут в том или ином репортажном произведении, между методом познания и воплощением существует определенный "зазор". Он весьма неодинаков в различных репортажных решениях, и эта неоднозначность порождает многообразные оттенки жанровых вариантов"

2. Виды репортажа

В современном репортаже с успехом могут сочетаться как информационные, так и аналитические и публицистические начала. Именно по этой причине и возникают определенные сложности не только с оценкой функциональных особенностей репортажа, но и с его внутрижанровой классификацией.

Задача классификационного построения репортажа видится том, чтобы, во-первых, более четко определить предметно-тематическую заданность различных видов репортажа; во-вторых, охарактеризовать задачи, стоящие перед репортером, в-третьих, выявить основные авторские методы отображения действительности. Важны при этом, как пишет Б.Я.Мисонжников, не только и не даже столько, "констатация и фиксация какой-либо данности, а выработка особого методологического инструментария для более полного и глубокого познания феноменов предметно-практического характера"

Репортажи по предметно-тематическому признаку делятся на событийный, проблемный (аналитический) и познавательно-тематический.

2.1. Событийный репортаж

К основным признакам событийного репортажа можно отнести оперативность и актуальность. Первое качество проявляется в том, что событийный репортаж-это всегда моментальный и даже сиюминутный отклик на происходящее. Поэтому именно данной разновидности репортажа особенно характерно хронологическое следование за событием, точное указание места и времени действия, за счет чего и создается "эффект присутствия". Предметом репортажного описания выступает событие, которое происходит на глазах репортера и находит свое наглядное отображение в тексте как результат непосредственно авторских наблюдений. С точки зрения актуальности событийный репортаж всегда посвящен общественно-значимой теме.

Чтобы показать события в динамике, репортеру необходимо в центр произведения поставить самые яркие и эмоционально насыщенные моменты. При этом автор должен не только четко описывать разворачивающиеся на его глазах действия, но и отслеживать все его повороты и коллизии. В репортаже позиция автора является доминирующей, так как именно через его личностное восприятие читателю передается весь колорит происходящего. Для создания "эффекта присутствия" автор может поделиться с читателями своими непосредственными чувствами и впечатлениями, описать свои внутренние переживания и эмоции, оценить, привести собственные рассуждения и комментарии.

Документальность и точность изображения достигаются и за счет создания "эффект наглядности". Средства, с помощью которых достигается этот эффект, очень разнообразны.

* использование ярких деталей и подробностей. Через подобного рода содержательные элементы можно описать различные предметы или объекты материального мира, охарактеризовать поведение людей, обрисовать внешнюю обстановку события;

* использование речевых стратегий. Мини-диалоги, мини-интервью, реплики и т.д. помогают воспроизвести в репортаже речь действующих героев, тем самым внося в ткань репортажа живые голоса реальных людей.

Таким образом, можно отметить, что в основе событийного репортажа, с одной стороны могут лежать события, требующие своего оперативного освещения, а с другой - те из них, которые нуждаются в проникновении во внутреннюю суть. Но и в том, и в другом случае требуется отбор наиболее ярких и значимых элементов события, а также показ их через динамичное действие или через описание внутренней напряженности. Особенно важным является создание "эффекта присутствия". Читатель должен видеть глазами автора, сопереживать вместе с ним, наглядно представлять время и место репортажного действия.

2.2. Аналитический (проблемный) репортаж

Данный вид репортажа ориентирован не только на описание одномоментного события, но и на выяснение причин его возникновения и развития. Поэтому в данной разновидности репортажа мы наблюдаем симбиоз различных жанровых элементов. В аналитическом репортаже могут присутствовать зарисовочные элементы (описание места действия, характеристика его участников), информационные (факты, цифры, свидетельства), аналитические (оценка, комментарий, прогноз). Все эти разнородные элементы, как правило, объединяются единой темой, которая раскрывается автором в логической последовательности. Движение темы разворачивается по схеме: тезис-аргумент - вывод.

Поэтому в аналитическом репортаже автору важнее всего показать логику развития события, все предшествующие и сопутствующие факты и случаи, которые в той или иной степени могут пролить свет на жизненную ситуацию.

Для раскрытия сути той или иной проблемы журналист может рассмотреть не одно, а несколько однородных событий, происшедших в разное время и в разных местах, но обусловленных одними и теми же причинами. Поэтому в аналитическом репортаже возможны временные и пространственные смещения.

Динамика повествования может быть достигнута за счет развертывания авторских мыслей, суждений и версий, а также показа внутренних движущих сил проблемы.

В отличие от других разновидностей, в аналитическом репортаже факты даются в обобщенном виде, то есть как некий итог уже осмысленных автором данных.

2.3. Познавательно-тематический репортаж

По своему функциональному назначению эту разновидность репортажа можно разделить на специальный, расследовательский и комментированный. Во всех этих разновидностях на первое место выдвигается описание репортером интересной жизненной ситуации. Поэтому главное здесь не оперативный повод, а раскрытие и познание новых и неизвестных сторон жизни социума.

Специальный репортаж готовится в тех случаях, когда та или иная ситуация или проблема требует от репортера тщательного и всестороннего изучения. Как правило, специальные репортажи пишутся на самые актуальные и общественно значимые темы. Чтобы выделить из числа многочисленных событий самое интересное, необходимо особое репортерское чутье. При этом, как отмечают, теоретики, "специальный репортаж должен оправдывать свое название. Поэтому стоит задуматься: можно ли именно из этого события сделать репортаж с ремаркой "специальный"".

Итак, в основе специального репортажа всегда должна лежать актуальная тема. Важнее не оперативная подача фактов, а, скорее, их актуальность и значимость для общественности.

В отличие от специального репортажа, в репортаже-расследовании главный акцент делается на самом процессе познания репортером ситуации. При этом здесь многое зависит от той роли, которую выбирает журналист. Как правило, в таких репортажах используют метод "включенного наблюдения". Именно с этой целью меняют профессию или же активно включаются в различного рода эксперименты. Родоначальниками метода "смены профессии" в отечественной журналистике были Лариса Рейнснер и М.Кольцов.

Репортаж - расследование, по мнению исследователей, это "динамическое описание полосы препятствий", преодолеваемой журналистом в поиске информации, которую пытаются скрыть

2.4. Репортаж-комментарий

Данный вид репортажа ориентирован не на подробное освещение события, а на его детальный комментарий. Пользуясь элементами комментария, репортер может разъяснить или растолковать читателям суть события, то есть, как отмечают теоретики, "вычленить из происходящего самое главное, но не интерпретировать его глубоко, с привлечением дополнительных аргументов, без которых невозможен серьезный анализ, а дать простор для размышления и воображения самим читателям и слушателем".

В репортаже-комментарии могут использоваться следующие виды комментария: расширенный комментарий - пространное разъяснение факта; синхронный комментарий - разъяснение фактов до мельчайших подробностей; комментарий специалиста - факт комментируется профессионалом, более компетентным человеком; полярный комментарий-толкование, разъяснение факта различными специалистами. Во всех этих случаях репортажный комментарий должен быть обязательно соотнесен с описываемым событием или с тем или иным документом, человеческим поступком, жизненной ситуацией.

Таким образом, рассмотрев различные виды репортажа, мы можем отметить, что данный жанр можно классифицировать по различным основаниям: по предмету отображения и функциональному назначению (событийный, аналитический), познавательно-тематический (специальный, расследовательский, репортаж-комментарий). Во всех этих случаях, подчеркнем, репортаж сохраняет свою информационную природу, даже, если в нем присутствуют элементы анализа.
Список использованной литературы:

1. Ворошилов В. В. Журналистика. Курс лекций. – СПб., 2004.

2. Грабельников А. А. Работа журналиста в прессе. – М., 2005.

3. Зверева Н. В. Школа региональной тележурналистики. – М., 2004.

4. Михайлин И. Л. Основы журналистики. – К., 2003. – 170с.

5. Шостак М. И. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2002.

6. http://www.5ballov.ru/referats/preview/90763

7. http://forstudent.msk.ru/13/31794.htm

Реферат на тему
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации