Контрольная работа - Народные промыслы России - файл n1.doc

Контрольная работа - Народные промыслы России
скачать (21140.2 kb.)
Доступные файлы (7):
n1.doc204kb.03.06.2009 16:50скачать
n2.doc5081kb.04.06.2009 14:36скачать
n3.doc1815kb.04.06.2009 14:42скачать
n4.doc66kb.04.06.2009 14:43скачать
n5.doc1270kb.04.06.2009 14:56скачать
n6.doc26kb.03.06.2009 16:34скачать
n7.doc13075kb.04.06.2009 14:41скачать

n1.doc


  1. Введение

Мы живём в эпоху, когда окружающая нас жизнь постоянно меняется. Стремительно меняется архитектура от совершенной к ещё более совершенной, меняется экстерьер и интерьер, предметы быта и средства передвижения, одежда и обувь. Все эти перемены направлены на то, чтобы сделать жизнь удобнее во всех её проявлениях. Но, всё, что человек создаёт в своём быту, всё, чем он окружает свою жизнь, во все времена было подчинено законам эстетики. Современные дизайнерские разработки отвечают эстетическим требованиям сегодняшнего дня. Но народное искусство помимо эстетического содержания всегда имело более глубокое духовное наполнение, т. к. оно отражает художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняет его историческую память. Народное декоративно - прикладное творчество является неотъемлемой частью художественной культуры. И потому последние десятилетия XX столетия ознаменовались стремительным ростом интереса к истории традиционной культуры России и, в частности, декоративно-прикладного искусства. Но сегодня исторические традиции занимают все меньше места в повседневной жизни семьи, локальной общности. Потому после многолетней невостребованности отрадно видеть попытки возвращения к ручному труду, его уважение, так как новое равновесие высокоинтеллектуального труда и традиционного «рукоделия» необходимо для формирования гармонического синтеза многовековой российской традиционной культуры с культурой городской, индустриальной и постиндустриальной. Но, при всём многообразии современных возрождённых ремесленных течений, остаётся закрытой семантика народного декоративно-прикладного творчества, восходящая корнями к глубокой древности. . Исходя из этого целью данной работы будет исследование различных видов русского народного декоративно-прикладного искусства, его семантических образов, причин возникновения народных художественных промыслов и их влияния на процессы сохранения традиционной народной культуры.

2. Понятие традиционного народного декоративно-прикладного искусства.

Декоративно-прикладное искусство – это искусство, служащее для художественного оформления быта, среды обитания человека. А народное декоративно-прикладное искусство – это искусство, пришедшее из глубины веков, преимущественно коллективное, сформировавшееся в крестьянской среде, а также в среде городских и посадских мастеров-ремесленников (4 с. 6). Народное декоративно-прикладное искусство является традиционным. Традициями называют преемственность или передачу от одного поколения к другому основных устойчивых особенностей национального характера, проявляющихся в народных обычаях, верованиях, праздниках, обрядах, формах и нормах общественного поведения. В области художественного творчества под традицией понимается преемтсвенность определённых видов и форм проявления и бытования искусства, характера самих произведений, приёмов мастерства. Традиции в области народных художественных промыслов включают отобранные и отшлифованные многими поколениями мастеров наиболее выразительные пропорции и формы предметов, их колористический строй, в орнаменте – художественное отображение природной среды, флоры и фауны, на базе которых сформировалась данная орнаментальная культура, а также накопленные веками навыки мастерства в обработке различных природных материалов. Традиции – это не мёртвая схема, раз и навсегда установленные правила. Традиции обогащаются в соответствии с временем, с требованиями времени. Из поколения в поколение передаётся только то, что жизненно, прогрессивно, что способно к дальнейшему развитию.

3. Семантические образы народного декоративно-прикладного творчества.

Уже в формах каменных орудий первобытного человека, в простейших геометрических фигурах орнамента на древнейшей керамике проявляются начатки творчества, которое сопровождало жизнь народа на протяжении всей его истории. Необходимость соприкосновения с прекрасным и сотворения прекрасного заложена в человеке генетически. Эстетика – наука о красоте. Как всякая наука, она содержит в себе исследовательские изыскания многих поколений учёных, философов, творческих деятелей. Но, в гуманитарное знание человека о мире входит не только научное мировоззрение, но и знание, почёрпнутое из повседневного опыта – обыденное мировоззрение, опирающееся, прежде всего, на знание традиций, обрядов, обычаев, определяющих социально-психологические особенности и характер того или иного народа, духовный строй его жизни. Народное декоративно-прикладное искусство, является неотъемлемой частью традиционной народной культуры, и потому оно несёт в себе не только эстетические закономерности и воззрения предыдущих поколений, но и богатое духовное содержание, отражающее мировоззрение наших предков. Потому на фоне современной унифицированной моды выделяются произведения народного творчества, сохраняющие печать рукотворности и мастерства, особой выразительности формы и неповторимости узора. Это искусство пришло к нам из глубины веков. Ценность для современного человека народного искусства в том, что оно представляет кристаллизовавшийся мир подлинной народной художественной культуры, в соединении с устным фольклором составляющий одно органическое целое (10 с. 45)

Содержание народного искусства нужно понимать в целом, в его мировоззренческой сущности. Оно, наравне с фольклором, танцами, музыкой, отражает представления народа о мироздании, природе, красоте и гармонии, круговороте жизни природы и человека. Естественно, что народное искусство многие века существовало и развивалось не само по себе, а в сложной системе всего бытового уклада жизни народа, с особенностями его труда и хозяйства, пронизанными верованиями и обрядами. Узорное ткачество, гончарство с лепной игрушкой, кованое железо, резное дерево с развитой геометрической орнаментацией, вышивки и кружева, которые украшали жизнь и быт наших предков, поражают своей красотой, гармонией и неповторимостью. Однако орнамент народного искусства никогда не был «чистым узорочьем». Человек делал первые попытки разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Привлечь к себе силы добра и защититься от зла человек пытался с помощью своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная — воду (и в то же время – бесконечность), вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом или кругом с крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор. В орнаменте древнего сосуда можно прочесть зашифрованную информацию: вверху горизонтальная волнистая линия символизирует небо с запасами воды. Посредине движущееся солнце и косые линии — дождевые струи. Внизу две параллельные линии — изображение земли. Получилась картина мира. Ощущая себя частью мироздания, человек издревле воссоздавал рядом с собой как бы модель познанного им мира, в своём повседневном микрокосме отражал весь макрокосм, сознательно, с магическими целями приобщая себя к мирозданию. Ещё одним примером этого может служить старинная народная одежда: подол женской одежды и панёва часто украшен узором, содержащим древние идеограммы земли, засеянного поля (квадратики с точками посередине), выше пояса присутствуют растительные сюжеты (веточки, цветы), а головной убор всегда связан с небом – сорока, кичка (утка), кокошник (от слова «кокошь» - курица). На челе головного убора часто изображается солнце. Пушки из птичьего пуха, прикреплённые к головному убору, тоже символизируют птиц. А вертикальные украшения, свисающие с головного убора, могут символизировать идею дождя. Пояса древнерусских женщин были украшены на концах (свисавших до колен), головами ящеров, символизирующих нижний подземно-подводный мир. Таким образом, древнерусская женщина в народном костюме представляла как бы модель вселенной. А древние изображения оленей (большого и малого) на многих предметах, в том числе и гуцульских писанках обозначают не что иное, как созвездия Большой и Малой Медведиц, помогающим древним охотникам. Развитие земледелия вызвало в представлениях людей идею аграрной магии, которая была отражена в разнообразном растительном орнаменте, являвшемся олицетворением жизни, урожая, благополучия. Аграрный цикл: земля – семена – новые колосья сопоставлялся с циклом: женщина – беременность – новорожденный человек. Таким образом землю, ее плодородие человек связывал с образом матери. Женская фигура — это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине — продолжательнице рода. Образ богини условен: из её тела нередко прорастают ветви, а вместо головы – изображение ромба — древнего знака солнца. Её руки устремлены вверх. Это символизирует единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.

Солнце в древних орнаментах присутствовало обязательно, и было обозначено солярными знаками. Даже такой известный символ, как фашистская свастика – есть не что иное, как солярный знак, заимствованный у древних. К солярным знакам относятся и кресты, вписанные в круг, и красивые завитки – всевозможные спирали, которые украшают орнаменты многих народов мира. Кроме того, с солнечным движением связаны животные – конь и утка. Конь олицетворяет дневной путь солнца по небу, а водоплавающая птица – ночной путь светила по окружающему землю океану. В языческих курганах радимичей были найдены подвески-амулеты в виде своеобразных утко-коней, существ с утиным туловищем и лошадиной головой и шеей, украшенной гривой. Подобный синтез двух несовместимых, но одинаково связанных с солнцем существ говорит о глубокой древности самой идеи, и отображает геоцентрическую картину мира, основанную на неподвижности земли и на круговом движении солнца над и под землёй. Эта картина мира просуществовала около четырёх тысячелетий и оставила глубокий след на всём народном искусстве. (11 с. 30)

4 . География возникновения промыслов

Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Потому и находит все это отражение в произведениях народного искусства, составляющих целостное явление культуры каждого народа. Глубокое понимание народным мастером материала, с которым он работает, позволяет создавать многие вещи, как совершенные произведения декоративно-прикладного искусства. Дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза - все эти природные материалы находят ограниченное использование в разных предметах быта. Они обрабатываются в соответствии с их собственными природными свойствами. И это умение использовать естественные качества материала воплотилось в создание неповторимых (в других местностях) и в своем роде уникальных народных шедевров, которые являются одним из элементов культурно-географического образа той или иной территории.  Разные виды народных промыслов детерминированы той природной средой, тем ландшафтом, в условиях и в пределах которых они получили свое развитие. Так художественная обработка дерева могла возникнуть только в лесных районах, гончарство - в районах, где присутствует соответствующий тип глины. Центры по производству художественных изделий из металла возникали, как правило, рядом с месторождениями черных и цветных руд, например знаменитое Каслинское чугунное литье на Урале. Производство изделий из камня (в т.ч. из драгоценных и полудрагоценных) - одно из традиционных занятий жителей горных районов, например Кавказа и Алтая. Так изготовлением вещей из янтаря занимаются прибалты, т.к. этот материал в основном сконцентрирован в районе Балтийского моря. На побережье Северного Ледовитого океана в большом количестве разбросаны кости и плавники разных морских животных, например моржей. Неудивительно, что жители тундры (чукчи, коряки, ненцы, эскимосы) из данных материалов изготавливают довольно изящные и своеобразные вещи. Там, где следствием развития овощеводства и разведения верблюдов (пустынные и полупустынные ландшафты) явилось ковроткачество, которое в некоторых районах, например, Туркмения перешло на промышленную основу и стало важной экспортной отраслью. Художественные изделия из меха развиты на территориях, где проживают таежные народы (якуты, ханты, коми). Изготовление кожаных изделий получило развитие среди народов, заселивших лесостепную, степную и полупустынные зоны (калмыки, буряты, башкиры, некоторые народы Дагестана). Почти повсеместно развиты также виды народного творчества, как вышивка и узорное ткачество, которые замечательно отражают своеобразие соответствующей местности.

5. Возникновение народных промыслов

Понятие народного декоративно-прикладного творчества всегда было тесно связано с понятием «народный мастер». Сохранение живой преемственности мастерства осуществлялось передачей традиции от отца к сыну, от мастера к ученику, от деда к внуку, буквально «из рук в руки». Развитие этой преемственности есть основа народной культуры. Мы почти не знаем имен народных мастеров. Но история не предала забвению анонимных творцов декоративно-прикладного искусства - крестьян, сельских и городских ремесленников, чьим трудом и талантом созданы совершенные произведения. Из поколения в поколение отбирались и совершенствовались удачи и находки одних, выдумки и новшества других. Время отбрасывало все случайное, несовершенное, шлифуя и сохраняя только ценное и высокохудожественное. Так поиски и достижения отдельных мастеров соединялись в коллективной сокровищнице народного творчества, непрерывно пополняемой многими династиями ремесленников. Украшая быт, произведения декоративно-прикладного искусства жили и умирали вместе с поколениями людей. В них отражалась эпоха, жизненный уклад, вкусы и идеалы людей определенного времени. Как правило, народные мастера создавали вещи для себя и ограниченного круга односельчан. Использовали их в крестьянской семье и хозяйстве. Так делали многие предметы деревянной утвари, орудия труда, игрушки, ткани, вышивки. Мастер вкладывал в изделие вето свою любовь и талант.

Другой круг вещей производился в организованных центрах художественного ремесла, возникавших вблизи природных источников сырья: гончарные промыслы у залежей глины; изделия из металла в местах разработок различных руд; резьбой по кости занимались на севере, где добывали «рыбий зуб» - моржовый клык, издавна служивший основным материалом русским косторезам. Произведения художественных промыслов шли на продажу и славились не только в России, но и за рубежом. На них больше сказывались веяния времени, капризы моды, вкусы заказчиков. Крестьянское же искусство развивалось в русле традиций, обусловленных устойчивым, размеренным укладом народной жизни, который во многом определил и специфический художественный строй народного промысла, особенности его формы и содержания.

По существу коллективный опыт всегда формировал и методику преемственности мастерства. В итоге тако­го развития художественных промыслов отшлифовывалась форма изделий, сохранялись красивые и содержа­тельные мотивы орнамента, сложилась специфическая традиция как система мировоззрения народных мастеров и как ремесленная основа творчества. Следует подчеркнуть, что коллективный опыт ни­когда не заслонял творческий потенциал отдельного мастера. Каждый, так или иначе, проявлял свой харак­тер в работе. Складывалось диалектическое един­ство коллективного и индивидуального начала, давав­шего новые импульсы развитию искусства.

Однако, между народным декоративно-прикладным творчеством и народным промыслом есть существенная разница. Про́мысел (или про́мысл) — в общем смысле — совокупность действий, целью которых является достижение определённого результата.

Промыслом обычно называют занятие, с целью получения выгоды, каким-либо делом в объёме, который может обеспечить, полностью или частично, доход, необходимый для жизни занимающегося промыслом и его семьи. Промыслом можно заниматься в одиночку или группой, которая называется чаще артелью, или, что встречается реже, бригадой. «Промышлять» — означает «заниматься каким—либо промыслом». Промыслы, по характеру своей деятельности можно подразделить на те, в которых производится что-либо и те, в которых добывается что-либо, созданное природой. Производственные промыслы обыкновенно называются ремёслами, а вторые зовутся либо «добычей» либо, в каждом конкретном случае имеют своё специфическое название. Ремёсла — это такой вид производства, при котором не требуется очень сложного и энергоёмкого оборудования, хотя набор инструментов, используемых в некоторых ремёслах, может быть довольно многочисленным и разнообразным, а сами инструменты бывают довольно сложными по своему устройству, и требуют большого мастерства в их применении. Такое производство нередко называется кустарным.. Народный промысел, в том числе и художественный – это такая форма бытования художественного ремесла, когда ремесло служит средством к существованию целой семьи или всей деревни, когда целые районы заняты изготовлением определённого вида изделий, в том числе и художественных, на рынок, на продажу. Промысла складывались с развитием торговых отношений, а затем промышленного капитализма.(4 с.6)

Путь от домашней промышленно­сти, связанной с переработкой сырья в своем хозяйстве (крестьянской семье), до сложения художествен­ных промыслов был долгим. Но появление заказов, возможность обмена продуктами своего труда посте­пенно вели людей к специализации в изготовлении тех или иных предметов быта. Формирование централизованного русского госу­дарства, развитие рынка создали условия продажи бытовых изделий. На рубеже XVII-XVIII вв. в Рос­сии начинают складываться направления по производст­ву продукции на рынок. Ремесленное дело становится основным занятием целых деревень и районов. В го­родах организуются ремесленные цехи.

Народное декоративно-прикладное искусство не везде и не одновременно переходило к функциониро­ванию в виде художествен­ных промыслов. Они возникали лишь там, где были соответствующие экономические условия (устойчивый спрос, достаточное количество местного сырья и т.п.). Наиболее активно развитие промыслов во всех регионах России пошло во второй половине XIX века. Изменение быта горожан, которые стали основны­ми потребителями предметов народного искусства, развитие промышленного производства - сильного конкурента в изготовлении дешевых художественных изделий - заставили народных мастеров прекратить создание некоторых видов продукции. Но народное искусство не уходило из быта, не исчезало из сферы культуры.

6. Роль народного мастера в народных промыслах.
М.А. Некрасова определяет четыре формы развития народного искусства. В первой форме народное искусство предстаёт невычленненым из свое этнографической среды бытования. Оно связано с породившими его этническими и социальными бытовыми укладами. Это народное творчество сёл Севера и Центра России, Приамурья, народов Камчатки, Средней Азии, некоторых районов Прибалтики, Белоруссии, Украины, Кавказа, тех мест, где народное искусство тесно слито с сельской жизнью, её бытовыми духовными потребностями, определённым комплексом понятий и представлений. Здесь народный мастер – носитель традиций, его художественная деятельность неотделима от коллективного народного творчества. Во второй форме творчество единичных мастеров сохраняет коллективный опыт традиций. Эта форма функционирует больше в силу потребности индивида в художественном выражении и в стремлении продолжить традиции и навыки ремесла. Третья форма представляет стихийное развитие художественного промысла. Новый вид промысла сам возникает как бы случайно, хотя для этого всегда имеются скрытые причины. Таковым является народный промысел Полхова Майдана, зародившегося в 30-е годы, и достигшего своего расцвета в 60-70-е годы ХХ столетия. Здесь художественная идея, технический навык быстро перенимаются у соседа, дополняются и развиваются в творчестве коллектива. В четвёртой форме – деятельность художественного промысла представляет мастерская с производственным оснащением, механизацией подсобных работ. Народный мастер в своей творческой деятельности здесь значительно связан тиражированием образцов и принципами промышленного планирования. Это подавляет творческую инициативу мастера, он перестаёт выступать как творец и носитель традиции. Для сохранения промысла в таком случае творческим коллективам необходимо сохранять присущие народному искусству принципы организации, стимулирующие творческую деятельность мастера и коллектива в целом. Каждая форма отражает свой уровень системы народного искусства, в каждой действуют законы традиции и коллективности, формирующие культурную память. Все четыре формы объединяет общая структура творчества, но в каждой индивидуальное начало, личностное выступает в разных качествах и связях с коллективным

Формируя связи между прошлым и настоящим, народное искусство постоянно воспроизводит традицию, и, как живая традиция, опирается на три главные основы. Первая основа – историческая, социальная. Народное творчество есть продукт социального исторического развития, оно связано с известным слоем культурной традиции. И даже возрастающая значимость народного искусства на современном этапе и расширение его сферы есть явление социальное. Вторая основа – бытовая. Разными функциями, начиная от утилитарной и заканчивая духовной, народное искусство связано с жизнью, а, следовательно, остаётся необходимым народу. В народном искусстве действуют устойчивые структуры, которые определяются психологическим, национальным складом народа, его исторической жизнью. Третья основа – природное окружение. Оно даёт сильнейший творческий импульс. Чем ближе народный мастер к природе, чем теснее связан с ней трудом и всем укладом жизни, тем ярче выражен народный характер в его творчестве. Декоративно-прикладное творчество народа отвечает основным принципам характеризующим фольклор: здесь прослеживается коллективность творчества на основе укоренившихся традиций, но обязательно присутствует индивидуальность отдельных мастеров. Творческая индивидуальность народного мастера обрисовывается тем ярче, чем глубже он охватывает опыт коллектива, и тем активнее он сам влияет на коллектив. Притом, в народном ДПТ эстетическое начало обуславливается жизнью самого народа. Всякий поверхностный эстетизм чужд народному искусству. Народный мастер и коллектив – это постоянное поле действия эстетических сил, - особая среда, в которой воспитывается, творчески формируется мастер и развивается искусство промысла. Народное творчество – это не только те или иные произведения, но это ещё и чувства, отношения между людьми, представляющие живую часть среды, несущую свою атмосферу мыслей и переживаний, свой нравственный опыт. Это воспитывает вкус, эстетику народного творчества, которая формирует творческое сознание мастера, он как бы аккумулирует коллективный опыт и передаёт его через свои произведения в другую среду городского потребителя.

Следовательно, народный мастер – это особая творческая личность , духовно связанная со своим народом, с его историей. Передаваясь из поколения в поколение, народное искусство несёт исторический, духовный, эстетический опыт народа. Вводит прошлое в современность. Творчество народного мастера оценивается устойчивыми признаками, а сам народный мастер представляется как поэтическая личность. Коллективность есть одновременно и принцип творчества, и мера народности художественной деятельности в народных промыслах. Такая коллективность определяет особый тип художественной культуры. (2 с.15)

7. Народные промыслы России

Рождённое в среде земледельцев, скотоводов, охотников, народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой, законами её обновления, проявления её жизнетворных сил. В окружающей природе человек нашёл материал для своего творчества. Издавна человечество знало такие ремёсла, как кузнечное, гончарное, плотницкое, столярное, портновское, ткацкое, прядильное, скорняжное, шорное, пекарное, сапожное, печное, кожевенное и другие. Рассмотрим основные разновидности народных промыслов России.

Резьба и роспись по дереву

Древесина — один из материалов, получивших на­ибольшее применение для изготовления многих пред­метов, которые необходимы человеку в его повсед­невной жизни. Как более ранний вид обработки древесины полу­чила резьба, потому что она тесно связана с процес­сом формирования конструкции любой вещи, будь то сундук, скамья, люлька для ребенка или шкатулка. Резьба бывает геометрическая, скобчатая, плоскорельефная (глухая и ажурная) Наиболее сложный вид представляет скульп­турная резьба. Исторически развиваясь, художественная обра­ботка дерева наряду с резьбой постепенно стала обо­гащаться цветом. Подкрашивание резьбы, а затем и декорирование различных деревянных вещей росписью привело к формированию центров народного искусст­ва, в которых роспись стала главным направлением их деятельности. В богатой лесами России искусство резьбы, укра­шающей различные предметы быта, приобрело повсе­местно орнаментальный характер. Лишь в нескольких центрах стала господствующей скульптура и сюжет­ная рельефная резьба.

Богородская резьба. Один из наиболее старых по времени возникнове­ния подмосковный промысел резьбы по дереву нахо­дится в селе Богородском. Близость к Троице-Сергие-вой лавре (нынешний город Загорск) обеспечивала хо­роший сбыт продукции мастеров. Здесь на рубеже XVI—XVII вв. стали вырезать из дерева игрушку. В XVIII в. она при­обрела достаточно самобытный характер в тематике и манере исполнения. Для изготовления игрушки и скульптуры применяется древесина липы, ольхи, осины. Она легко обрабатывается и позволяет в скульптурном изобра­жении воспроизводить любые мелкие детали. Инструмент богородского резчика – то­пор, набор полукруглых стамесок и нож, остро отто­ченный и законченный треугольным срезом.

Необычайно широка и разнообразна тематика бо­городской игрушки и скульптуры. Это образы жителей села, всадники («ездочки»), упряжки, фигурки домаш­них животных, птиц, зверей. Все они, как правило, изображены занятыми каким-то делом. Символ промысла – игрушка «Кузнецы», изображаю­щая мужика и медведя, поочередно бьющих по нако­вальне.

Художественные изделия из капа и капокорня. Наряду с предметами, украшенными резьбой, на­родные мастера выполняют изделия, в которых «рабо­тает» природный узор текстуры различных пород дре­весины. Примером такого вида изделий служат худо­жественные предметы из капа и капокорня. Своеобра­зие этих материалов — наростов на стволах и корнях березы, а также некоторых других видов деревь­ев— состоит в том, что неправильное строение, пере­путанность волокон образуют большую плотность и неповторимые рисунки, которые выявляются при обра­ботке капа и капокорня. Традиция такого ремесла сложилась у мастеров г. Вятки еще в начале XIX в.

Художественные изделия из бересты. В Архангельской, Вологодской, Томской областях, Якутии и во многих центрах народного искусства сохраняется традиция изготовления художественно оформленных изделий из бересты. Этот прак­тичный и легко доступный материал издавна использовался в быту сельских жителей. Из него делали пестери — заплечные корзины для сбора грибов, сосуды для хранения меда или сметаны туеса, короба, шкатулки, его использо­вали для покрытия жилища и для других хозяйствен­ных целей.

Хохломская роспись. Промысел возник в г. Семенове и деревнях Коверинского района Нижегородской области в конце XVII в. Село Хохлома, где проходили ярмар­ки по продаже деревянной посуды и расписных ложек, дало название целому промыслу, ныне широко известному. Традиционно здесь изготовлялись ковши, поставки, братины, ложки и другая посуда, декоративные блюда, подсвечники, детская ме­бель. Золотой фон или зо­лотой орнамент на цветном фоне обусловлен особенной техноло­гией росписи, которая заключается в предварительном нанесении на деревянную заготовку аллюминевого порошка, поверх которого выполняют роспись. После этого изделие покрывают олифой. Окончатель­ную сушку (закалку) проводят в закрытых шкафах-печах при 100—120 °С. Слой олифы приобретает зо­лотистый оттенок, сквозь который блестит металлизи­рованный фон. Роспись может быть верховой (роспись по металлизированному фону веток, цветов, ягод), раз­новидностью которой является травка — напи­санные черным и красным цветом кустики и веточки, пояски, розетки. Другой прием росписи — под фон, когда цветом покрывается фон, ее основной мотив ри­сунка остается светлым с небольшой штриховой раз­делкой.

Городецкая роспись. Украшение деревянных изделий росписью еще в одном центре Нижегородской области — г. Городце — связано с более простой технологией. Это роспись, исполнявшаяся раньше клеевыми красками, а сегодня масляными, по чистой поверхности дерева или по цветному фону. Декоративный принцип росписи основан на том, что изображение орнамента или фигу­ры человека, птицы, коня выполняют всегда краской локального цвета. Поэтому изображение имеет хоро­шо читающийся силуэт на светлом фоне. Декоратив­ный мотив черного, синего, темно-красного или корич­невого цветов прорабатывают белыми графическими штрихами.

Росписи Полхов-Майдана и Крутца. В этих двух селах Нижегородской области, изготовляют веселые расписные игрушки. Большинство изделий выполняют токарным способом. Среди них многоместные разъемные матрешки, поставки, птич­ки-свистульки, составленные из токарных деталей, коробки-шары, похожие на яблоко. Резьбу применяют для изготовления игрушек в виде одного коня или тройки, запряженных в возок и помещенных на под­ставку с колесиками.

Все изделия расписывают яркими анилиновыми красками, звучность которых повышает черный кон­тур рисунка, выполненного тушью.

Художественная керамика

Изделия из обожженной глины представляют ши­роко распространенный и очень древний вид народ­ного художественного ремесла, использующего легко доступный природный материал. Различного назначения посуда — кувшины, миски, тарелки, фляги, горшки, а также игрушки являются наиболее типичными изделиями народного керамического производства.

Понятие «керамика» включает все разновидности и изделий, выполняемых из глины. В зависимости от основного исходного сырья и дополнительных компонентов, получают терракоту, майолику, фаянс, фарфор, имеющие отличия по внешнему виду и по способам декорирования.

Первые керамические сосуды создавали ручной лепкой, позднее появился гончарный круг.

В декорировании керамических изделии чаще все­го используют роспись.

Промыслы глиняной игрушки возникали на основе гончарных промыслов. Игрушки лепят вручную и расписывают свободно, сочиняя каждый раз новые варианты. Во многих центрах роспись про­изводится клеевыми красками и связана с технологи­ей, не требующей обжига. Лишь в отдельных про­мыслах игрушку выполняют параллельно с посудой, по той же технологии с глазурованием и обжигом. Выполняемые из глины игрушки можно встретить во многих областях России. В центрах народного искус­ства, имеющих глубокие исторические традиции, игрушка сохраняет мотивы и образы, которые связаны с культовыми обрядами, олицетворяют силы природы.

Гжельская керамика. Название промысла Гжель связано с целым райо­ном Подмосковья, где издавна почти все население деревень делало гончарную посуду, черепицу, израз­цы. Пройдя долгий путь развития от производства майолики до высококачественного фарфора, народный художественный промысел Гжель сформировал свои традиции в производстве керамических изделий. Многоцветные росписи и скульптурные композиции на фрагментах посуды сменились на сдержанную гамму роспи­си с господством в ней синего кобальта, который наносится подглазурно. Его сочета­ние с белым фарфором, подкрепленное золотыми отводками, составило новую линию развития искусства Гжели. Здесь создаются сосуды самой сложной формы, до­полненной фигурными деталями, и небольшая скульп­тура.

Скопинская керамика имеет свои сложившиеся традиции искусства. Промысел находится находится в г. Скопине Рязанской области. Здесь мастера-гончары особое внимание уделяли форме изделий, для укра­шения которой применяли штампики, лепную оборку края. Параллельно с основным занятием они делали иг­рушку. Фигурки коней, птицы-свистульки, всадники имели очень лаконичную форму, Отличие скопинской керамики состоя­ло в том, что сосуды изготовляли ручной лепкой как своеобразные скульптуры. Емкость, как первооснова кувшина, оставалась, но она дополнялась лепными фигурками птиц, рыб, полуфантастических животных.

Дымковская игрушка – промысел название которого связано с селом Дымково, что находится близ г. Кирова. Игрушки здесь изготовлялись в виде свистулек, и продавались к празднику «Свистунья». Дымковская игрушка имеет характерные особенности в рос­писи. Вылепленная из красной глины, она после об­жига окрашивается разведенным на молоке мелом. По белому фону выполняют роспись темперными красками.

Каргопольская игрушка. Начало промыслу глиняной игрушки положили мастера, живущие в деревне Гринево Каргопольского района Архангельской области. В тематике фигуры медведей, ко­ней, оленей, собак. Фигуры людей приземи­стые, по-деревенски крепкие. Вместе с тем, каргопольские игрушки наполнены динамикой, движением.

Филимоновская игрушка – промысел возник в деревне Филимоново Тульской области Его художественные от­личия проявляются как в форме, так и в росписи. Осо­бенность местной глины заставляет мастериц при леп­ке несколько вытягивать в высоту любую фигуру. Особенно заметно это проявляется в лепке коней, ко­ров, у которых получаются очень длинные шеи. Компенсируется удлинённая пропорция фигуры росписью горизонтальными полосками красного, жел­того, зеленого цветов.

Резьба по кости.

Давно известный, но не очень широко распростра­ненный в народном декоративно-прикладном искусст­ве материал, каким является кость различных живот­ных, тем не менее, выделился в самостоятельный вид художественного творчества.

Народы Крайнего Севера изготовляли из кости гарпуны для охоты на морских животных, ножи, на­конечники копий, амулеты. Раскопки культурных слоев X—XII вв. в Новгоро­де Великом доказали существование у населения древ­нерусских городов костяных изделий, выполненных местными мастерами. В числе находок — орнамен­тальные бляхи-застежки одежды, гребни с ажурной и рельефной резьбой, шахматные фигуры, уникальные завершения посохов. Позднее изготовлением различных изделий из ко­сти начали заниматься в Холмогорах Архангельской области и Тобольске. Эти центры постепенно превра­тились в народные художественные промыслы.

Уже в середине XX в. начали формироваться про­изводства по художественной обработке кости в под­московном Хотькове, в Якутске, Магадане. Наиболее известными являются Чукотский и Хотьковский косторезный промысел, Холмогорская и Тобольская резьба по кости.

Чукотский косторезный промысел — наиболее древ­ний центр искусства резьбы и гравировки на моржо­вых клыках. Гравюру на кости выполняют инструментом, напо­минающим коготь птичьей лапы и потому называемым «коготком». Тобольская резьба по кости ведет свой отсчет с 860-х годов. Наличие ископаемой мамонтовой кости, которую до сих пор находят в Сибири, а также опыт народностей, проживающих в бассейне реки Обь (хан­ты, манси), подсказали возможность заниматься ху­дожественной обработкой кости и русскому населе­нию. Хотьковский костерезный промысел начал складываться после Великой Отечественной войны, в составе действующего предприятия по художественной обработке дерева. Исследователи народного искусства отмечают разные источники, повлиявшие на развитие резьбы по кости в Подмосковье. Наиболее вероятным родственным видом ремесла можно назвать миниатюрную резьбу по твердым породам дерева.
Художественная обработка камня

В истории материальной культуры камень занимает особое место как материал, отличающийся большой прочностью, что позволяет использовать его в строи­тельстве и для создания предметов бытового и декора­тивного назначения. Традиции камнерезного дела, заложенные мастерами г. Владимира в ХII веке продолжались во время формирования промыслов по художественной обработке мягкого камня - к концу XIX в. Промыслы по обработке мягкого камня располо­жены в Пермской и Нижегородской областях, Крас­нодарском крае, Тувинской республике Различны традиции искусства отдельных промыслов. Комбинат «Уральский камнерез» — предприятие Пермской области, организовано в 1960-е годы на ос­нове возрождения традиций уральских мастеров, ис­торически связанных с добычей и обработкой камня. Также в этой области находится Кунгурский завод художественных изделий. В Нижегородской области фабрика «Борнуковская пещера» обрабатывала местный камень идрит. Тувинский камнерезный промысел развивает глубо­кие и прочные традиции создания скульптуры малых форм из агальматолита.

Художественная обработка металла

Изделия из металла составляют важную и непре­менную часть повседневной жизни людей. Многообра­зие художественно-технических приемов позволяет де­лать из него вещи самого разного назначения. Глубокие традиции в этом виде искусства вдохновляют и современных мастеров. История материальной культуры зафиксировала удивительные изделия из металла, выполненные мас­терами прошлого: литые колокола и скульптурные мо­нументы, кованые ограды и предметы оружия, сосуды и светильники, ювелирные украшения и многое другое. Промысловые центры художественной обработки металла начали формироваться в России в XVII в. Мас­тера промыслов знают все основные способы обработки металла — литье, ковку, чеканку, скань (фили­грань), а также финифть, (или живописную эмаль, — роспись эмалевыми красками по белому эмалевому грунту на предметах из металла), чернение. Своим чернёным серебром славится г. Великий Устюг, а Ростовская финифть один из центров производ­ства оригинальных художественных изделий – ювелирных украшений с росписью по эмали. Известен также Красносельский ювелирный промысел Костромской бласти — наиболее крупный центр производства ювелирных изделий из цветных металлов с применением самых разных видов их обработки. Под влиянием Красносельского промысла в селе Казаково Нижегородской (Горьковской) области сложился промысел Казаковская филигрань

Декоративная роспись на металле

Широкой известностью пользуются выполняемые на промыслах России металлические подно­сы с яркой декоративной росписью и чер­ные, сверкающие лаком и переливами цвета лаковой живописи шкатулки разных форм и размеров, созда­ваемые из папье-маше. Два этих вида народного ис­кусства близки по технике письма, по технологии от­делки. Исторически они молоды. Это конец XVIII — начало XIX в., а для некоторых центров — даже XX в. Но корни художественных традиций достаточно глубо­ки и фундаментальны.

Лаковая живопись на папье-маше развива­ется в четырех основных центрах народных промыс­лов России (Федоскино, Палех, Мстера, Холуй), име­ющих свои художественные отличия, которые сло­жились на базе исторических традиций. Главным украшением изделий из папье-маше является лаковая живопись, содержание которой необыкновенно широко по тематике. В каждом промысле лаковая живопись имеет свои особенности исполнения, свою традицию оформления вещи орнаментом.

Уральские расписные подносы стали изготовлять в начале XVIII в., в период развития металлургического производства, связанного также с выпуском листового железа. Яркая многокрасочная роспись надолго закре­пилась в Нижнем Тагиле. На рубеже XVIII—XIX вв. в нижнетагильских под­носах появилась сюжетная живопись профессиональных художников, создавшая новое направление рос­писи, которое приближало поднос к декоративной кар­тине. Жостовские подносы. Декоративная роспись подносов в Мытищинском районе Подмосковья стала развиваться в начале XIX в. Подносы изготовляли в селах и деревнях — Жостове, Троицком, Новосильцеве и др. Жостовский промысел испытал влияние уральской росписи, федоскинской ла­ковой живописи, а также росписи по фарфору. Главной темой украшения подносов стала орнаментальная роспись. Здесь изображались букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты. Рос­пись выполняют приемами свободного кистевого маз­ка, без предварительного нанесения рисунка. Федоскинская лаковая живопись на протяжении ис­тории своего развития ориентировалась на образцы русской классической живописи. От нее же она вос­приняла технику многослойного письма масляными красками. На шкатулках, перчаточницах, табакерках получили отражение сюжеты русского лубка, старин­ных гравюр, переложенные на язык миниатюрного письма. Федоскинская миниатюра выполняется всегда в окружении черного фона коробки. Палехская лаковая живопись, следуя старинной тех­нике иконописи, выполняется темперными красками (цветные пигменты, разведенные на клею и яичном желтке). В характере живописи видно продолжение иконописных традиций. Выполняется на чёрном фоне.

Вышивка

Вышивка — один из наиболее распространенных видов народного искусства. Орнаментация народной вышивки уходит своими корнями в глубокую языческую древность. В процессе исторического развития у каждого на­рода складывался определенный характер вышитого узора, своеобразные приемы технического выполнения, неповторимые колористические решения. Вышивка не требовала сложного оборудования — игла, нитки, холст. Вышивку широко применяли в быту как сельского, так и городского на­селения. Особую ценность представляет крестьянская вышив­ка. Именно в этой вышивке сформирова­лись художественно-стилистические особенности, дошедшие до сегодняшнего дня.

Вышивка, продолжая исторически сложившиеся ви­ды традиционного мастерства, развивается в русских и национальных регионах России. Своеобразна вы­шивка Нижегородской (Горьковской), Рязанской, Ива­новской, Новгородской областей, районов Поволжья, Сибири, Северного Кавказа. В русской народной вы­шивке, как старинной, так и современной, можно вы­делить счетные и свободные виды шитья, с которыми связаны своеобразные орнаментальные решения и ко­лорит.

Счетную вышивку выполняют по хлопчатобумаж­ной или льняной ткани полотняного переплетения (в прошлом — по холсту, вытканному самой же мас­терицей из конопли или льна). Для счетной вышивки ткань служила фоном, а поэтому она почти всегда бы­ла белого или серого цвета, что обеспечивало четкое восприятие вышитого узора.

В счетной вышивке Русского Севера — в Архан­гельской, Вологодской, Костромской и других облас­тях—получили распространение такие швы, как рос­пись, счетная гладь, набор, а позже — крест. Особенностью се­верных счетных вышивок является четкое ритмическое построение узора в виде бордюра или раз­нообразных по ширине полос.

Для украшения одежды использовали помимо вышив­ки также тканые и нашитые цветные полосы. По колориту северные счетные вышивки были сдержанны­ми и мягкими, несмотря на то, что в них преобладал красный цвет. На Русском Севере была распространена и строчевая вышивка, которая выполнялась по сетке, образо­ванной за счет выдергивания определенного количест­ва нитей ткани по основе и утку.

Строчевая вышивка получила широкое распростра­нение и в Новгородской, Нижегородской, Калужской, Ивановской, Тверской, Тульской областях. Для Ивановской области белая строчка по мелкой сетке и белая строчка с цветной обводкой.

В районах среднерусской полосы широко распрост­ранен особый вид вышивки — цветная перевить, вы­полняемая по выдернутой сетке.

Золотное шитье ранее применяли для изготовления предметов культового назначения, а также для укра­шения головных уборов. Такая вышивка была харак­терна для Нижегородской, Тверской, Вологодской и многих других областей. Однако наиболее развита эта вышивка в Торжке. Здесь используют трудоемкие приемы этого шитья: кованый шов, литой шов, в прикреп и др.

Своеобразная вышивка получила развитие во Вла­димирской области. Это тонкая белая гладь с все­возможными стягами и ажурными дополнениями и яр­кая декоративная вышивка —так называемые влади­мирские швы.

Вышивка народов Поволжья и Прикамья была в основном связана с разными видами традиционной одежды. Узоры вышивки на каждом предмете одежды обычно различаются по характеру и масштабу рисун­ка, по цвету и приемам исполнения. Она создаёт единый ритмический строй ансамблей одежды, характерный для марийцев, мордвы, башкир, удмур­тов и других народов. В этой вышивке существует многообразие при­емов, которые были достигнуты за счет различных комбинаций плотных и разреженных швов. Преобла­дают очень трудоемкие и сложные виды счетной вышивки: косая стежка, набор, счетная гладь, рос­пись, мордовская звездочка.

По своим художественным и техническим приемам представляет интерес заонежская вышивка Карелии. Здесь получил распространение так называемый оло­нецкий шов — по письму, в котором как бы соеди­нились строчевые и верхошовные приемы, причем ажур выполняет в этом узоре роль фона. На всей территории европейской части России име­ла распространение тамбурная вышивка с условными растительными мотивами и своеобразным красно-бе­лым, а иногда и многоцветным колоритом. Такую вы­шивку можно встретить в Карелии, в Тверской, Архан­гельской, Орловской, Липецкой и многих других об­ластях.

Кружевоплетение

Кружевоплетение известно на Руси с конца XVII в. Уже в XVIII в. этот вид художественного ремесла по­лучил широкое развитие. Мода на кружево, которое дополняло европейского типа одежду, привела к созда­нию мастерских, а затем и фабрик по производству кружева, все более входившего в быт разных слоев на­селения. Спрос на кружево стал настолько значителен, что его изготовлением стали заниматься не только в городе, но и в сельской местности. Так сложился ряд центров кружевного производства как типичных на­родных промыслов, где мастерицы изготовляли кру­жево на продажу.

Ручное кружево выполняют путем переплетения нитей, намотанных на коклюшки — круглые деревян­ные палочки с выемками для намотки нитей, перебра­сывая которые мастерица создает нужный узор.

Основными центрами русского кружевоплетения являются Вологодская область, Елецкий район Ли­пецкой области, Советский район Кировской области и Михайловский район Рязанской области.

Вологодское кружево пользуется большой популяр­ностью. Вологодские мастера выполняли кружевные подзоры, по­крывала, накидки на подушки, а также дополнения к костюму — жабо, воротники, душегреи.

Кировское кружево выполняют так же, как воло­годское, на коклюшках. В нем используют сцепную технику плетения, позволяющую делать и крупные де­коративные изделия, и мелкие кружевные дополнения к женской и детской одежде. В кировском кружеве применяют в основном растительный орнамент, но в отличие от вологодского он решен более узорно.

Елецкий кружевной промысел зародился и стал развиваться лишь в середине XIX в. Особенностью елецкого кружева является необычайная тонкость и изящество узора.

Особое место по технике плетения и художествен­но-стилистическим приемам занимает киришское кру­жево Ленинградской области. В нем узор строится из условных округлых мотивов, равномерно заполняю­щих всю плоскость изделия. Особыми чертами характеризуется цветное михайловское мерное кружево. Здесь используют только численный прием кружевоплетения, выполняемый без сколка по счету нитей.

Узорное ткачество

Ткачество является традиционным видом народно­го искусства. У русского населения сохранились великолепные по художественной выразительности образцы старинного ткачества. Одни из них связаны с ансамблем народно­го костюма, преимущественно женского, другие пред­ставляют собой узорно-тканые изделия для убранства жилища. Особенно нарядным был праздничный кос­тюм. В него входили шитые из домотканого холста рубахи с широким тканым узором на подоле и рука­вах, передники — запоны, клетчатые поневы, шушпа­ны, узорные тканые пояса и многое другое. Среди бы­товых изделий можно выделить льняные узорные ска­терти-столешницы с прошвой посередине, полотенца, нарядные подзоры, коврики, дорожки, покрывала. Наиболее распространенным был деревян­ный ткацкий станок — кросна без челночных коробок с ремизками (нитченками) и короткими подножка­ми— цепами. В прошлом в ткачестве широко использова­ли лен, коноплю, шерсть, а позже — покупной гарус, хлопчатобумажные нитки. В русском узорном ткачестве были широко распро­странены такие виды ткачества, как закладное, бра­ное, выборное, переборное, ремизное. По видам ткачества и стилевым особенностям орна­мента особо выделяется ткачество Русского Севера, ку­да входят Архангельская, Вологодская, Псковская, Новгородская области. Для него характерны мелкая узорчатость, графическая проработка элементов орна­мента. В узорах северного ткачества можно найти самые разнообразные мотивы: изображе­ние сильно измененных геометризованных фигур лю­дей, птиц, коней, деревьев. Рядом с ними геометрический орнамент, построенный на сочетаниях ромбов, квадратов, S-образных мо­тивов.

Тканые изделия центральных и южных районов России более плотные по узору и более сочные и насы­щенные по цвету. В одежде очень часто для повыше­ния декоративной звучности тканые узоры дополняли вышивкой, нашивками цветных лент и позументов. Это подчеркивало интенсивность цвета, придавало одежде большую нарядность.

Ковроделие

Ковроделие по технике выполнения близко тради­ционному ткачеству, поскольку для производства ков­ров используют такие же станки, что и в ткачестве, так же выполняют операции перемотки пряжи, тро­щения и сновки основы. По технике выполнения ковры разделяют на паласные и ворсовые, в каждой из этих групп имеются свои разновидности.

Паласные ковры имеют полотняное двусто­роннее переплетение, но за счет более толстых нитей шерстяного узорообразующего утка создается ровная застилистая структура, полностью закрывающая хлоп­чатобумажную основу (корд).

Ворсовые ковры ручной выработки с изна­ночной стороны гладкие, а с лицевой покрыты ворсом от 3 до 6 мм, который образуется при вязке узелков цветной шерстяной ниткой. Ковроткачество было характерно и для централь­ных русских районов — Воронежской, Белгородской и особенно Курской областей. Здесь искусство изготов­ления ковра зародилось в XVI — XVII вв., а промы­сел сформировался уже в XVIII в. Традиционно русскими коврами являются тюменские махровые ковры (районы Ишима и Тобольска). Длина ворса в них достигает 12 мм, а плотность не превышает 50 тыс. узлов на 1 м2. В ор­наментации ковров преобладают очень условные рас­тительные мотивы с обобщенными расплывчатыми очертаниями и очень яркой расцветкой.

Узорное вязание

Узорное вязание на спицах — старинный и своеоб­разный вид художественного ремесла. Вязаные плат­ки чулки и рукавицы из шерсти домашнего прядения носят в центральных русских районах, эти изделия входили в комплекты национальной одежды на Северном Кавказе, в Закавказье, на территории прибалтийских и среднеазиатских народов. Особенно широко узорное вязание было распрост­ранено на северо-востоке европейской части России, охватывающей русские селения Архангельской обла­сти и территории Коми.

В основе узорного вязания лежит один и тот же способ — так называемая чулочная вязка. Повсеместное распространение получило вязание ажурных платков. Этот вид искусства характерен для всех предгорных районов Северного Кавказа, где из овечьей шерсти (серебрянки) вяжут различные по узору платки, шарфы, косынки, палантины. Такие же изделия выполняют в Калмыкии, Башкирии, Пензен­ской области. Однако наиболее высокого художест­венного и технического уровня это искусство достигло в Оренбургской области. Из белого пу­ха вывязывают тончайшие узорные платки-паутинки, которые свободно проходят в обручальное кольцо.

Из серого пуха также выполняют узорные платки, но здесь из-за большей толщины самих нитей узор становится более упрощенным.

Ручная набойка — один из видов искусства худо­жественного оформления тканей. Набойка имела ши­рокое распространение на большей части территории России. Печатным рисунком украшали льняной и коно­пляный холст, шерстяные, шелковые, а позднее и хлопчатобумажные ткани. Из набивных тканей шили сарафаны и юбки, изготовляли занавеси, скатерти и многие другие изделия. В России набойка была в основном одноцветная с четким графическим рисунком. Однако со второй половины XIX в. появляются яркие шерстяные и по­лушерстяные набивные платки и шали с пышным ра­стительным орнаментом. Производство таких платков было организовано в старом текстильном цент­ре— Павловском Посаде под Москвой.

Художественная обработки кожи и меха

Художественная обработка кожи и меха относит­ся к старинным видам ремесла Крайнего Севера, где оттачивалось мастерство изготовления художе­ственных изделий из оленьих шкур, камусов, меха пушных зверей, шкур морского зверя (нерпы, тюленя), а также выделки самодельной оленьей или лосевой замши — ровдуги.

Для всех народов Крайнего Севера было характер­но единообразие хозяйственного уклада жизни, про­диктованного своеобразием окружающей среды, усло­вий жизни и быта. Обработкой шкур, пошивом одежды, обуви, голов­ных уборов, сумок, рукавиц, занимались все малые народы, живущие в европейской части России; эвен­ки и нганасаны Красноярского края, Прибайкалья, юга Якутии, Читинской области; юкагиры и эвены севера Якутии; коряки Камчатки, чукчи и эскимосы Чукотки.

Древним способом украшения одежды и предме­тов быта была меховая мозаика. Многие женщины этих районов и сейчас в совершенстве владеют этим искусством.
8. Декоративно-прикладное народное творчество народов Южного Урала

Южный Урал представляет собой многонациональный регион. Коренные башкиры изначально населяют северо-восток нашей области, нынешнюю территорию Кунашакского, Аргаяшского, Красноармейского, Сосновского районов. Кроме башкир на Урале проживали татары, казахи, калмыки. С освоением обширных уральских земель русскими они составили большую часть её населения. Русские осваивают Исетский край с 17 векас северо-востока: первое русское поселение – монастырское, Теченское (1667) положило начало активному освоению земель по левому берегу реки Миасс переселенцами с Поморских уездов, Верхнего и среднего Поволжья, Прикамья. Новый этап заселения русскими относится к середине 18 в. и связан с промышленным освоением горно-лесного массива выходцами из нижегородской и Архангельской губерний, Московской и Рязанской, Сибири и других районов. В результате на Южном Урале образовался устойчивый слой русского населения. Культура, привнесённая переселенцами различных славянских и финно-угорских групп, адаптировалась в новых условиях и развивалась во взаимодействии с коренным тюркским народом.

Каслинское литьё

Так называется производство художественных изделий из чугуна на чугунолитейном заводе в городе Касли. При их производстве используются сложные технологии формовки и отливки изделий с их последующей ручной чеканкой. Художественное литье возникло в селе Касли в первой половине XIX века на медеплавильном заводе, основанном в середине XVIII века Демидовым. . Завод, войдя в Кыштымский горный округ, специализировался на выплавке чугуна и производстве полосного железа. В Каслях вырабатывалась самая разнообразная продукция: всевозможные хозяйственные вещи, котлы, кумганы, чаши, декоративные блюда, вазы с рельефным и ажурным орнаментом, настольная скульптура, бюсты, архитектурные детали, решетки и памятники, садово-парковая мебель. Славу Каслинскому заводу, выходящую далеко за пределы нашей страны (каслинские изделия неоднократно награждались и отмечались на международных выставках в Париже, Вене, Копенгагене, Стокгольме и т.д.), создали великолепные скульптуры, в которых необычайно ярко проявились дарования и художников-скульпторов и мастеров-исполнителей модельщиков, формовщиков, литейщиков и особенно чеканщиков. К числу видных скульпторов, работавших на Каслинском заводе принадлежат Ф.П.Толстой (1783-1873), П.К.Клодт (1805-1867), Н.И.Либерих (1828-1883), Е.А.Лансере (1848-1883), а также Н.Р.Бах (1853-1885). Мастерство исполнения, в частности отделка скульптур, было доведено в Каслях до совершенства. Важная роль в формировании образа каслинского художественного литья принадлежит скульпторам, выпускникам Петербургской Академии художеств — М. Д. Канаеву и Н. Р. Баху.

В 1900 в Каслях создают чугунный павильон для Всемирной парижской выставки. Выполненный по проекту архитектора Е. Е. Баумгартена, павильон представлял собой ажурную чугунную комнату, в которой были выставлены около 1,5 тысяч лучших образцов "кабинетных" вещей каслинского литья - скульптура, подсвечники, ажурные вазы и тарелки, шкатулки, письменные приборы. Эти изделия были удостоены золотой медали и "Гран-при" выставки. Выставочный павильон Кыштымских горных заводов вошел в историю декоративно-прикладного искусства как Каслинский чугунный павильон. День открытия выставки стал официальной датой рождения «русского чуда», зарегистрированного ЮНЕСКО как раритет — единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музейной коллекции.

Кроме художественных изделий завод выпускает и другую продукцию. Особенно это становится значимым в годы первой и второй мировых войн, когда завод переходит на выпуск военной продукции, а литье художественных изделий в Каслях прекращается.

Все этапы становления советского общества были отражены в тематике художественных изделий завода, как только он восстанавливал их производство. Это мелкая пластика и барельефы, архитектурное литьё, которое было использовано при строительстве набережных и мостов, в оформлении общественных зданий и Московского метрополитена.


После окончания войны, во второй половине 40-х годов, в Каслях, развертывается творческая деятельность местных молодых художников. В 1950-1970-е гг. на каслинском заводе работают известные скульпторы П. А. Баландин, М. Г. Манизер, Е. А. Янсон-Манизер; на заводе появляется большая группа скульпторов-заводчан - П. С. Аникин, А. В. Чиркин, А. С. Гилев, В. П. Игнатьев и др., чьи произведения органично вошли в традиционное русло каслинского литья. В конце 1980-х гг. ассортимент каслинского завода включал 130 произведений, среди которых работы, выполненные по моделям 19 в. и современных скульпторов

Златоустовская гравюра на стали

Уникальное искусство златоустовской гравюры на стали зародилось в начале XIX века, прежде всего как искусство украшения холодного оружия в виде сюжетных миниатюр, размещённых на плоскости стального клинка. Появление этого искусства было связано с созданием в Златоусте в 1815 году Оружейной фабрики, которая по замыслу создателей, должна была стать основным производителем холодного оружия для российской армии и флота. Для работы на фабрике правительство пригласило немецких оружейников, которые привезли на Урал свои приёмы художественного убранства холодного оружия, сложившиеся к этому времени в Западной Европе. В Златоусте начался процесс своеобразного слияния западноевропейской и русской традиций, в результате чего искусство украшения клинков обогатилось новыми технологическими приемами и приобрело новые формы. Это в дальнейшем привело к возникновению «златоустовского» стиля, златоустовской школы авторского украшенного оружия, отличной от утвердившей европейской школы. Первыми мастерами цеха позолоты и украшения клинков новой Оружейной фабрики были Вильгельм Николай (отец) и Вильгельм Людвиг (сын) Шафы. Основоположником златоустовской школы украшенного холодного оружия считается Иван Николаевич Бушуев. Павел Петрович Аносов ввел применение уральских самоцветов в эфесном отделении Так родилось творческое содружество художников-граверов, огранщиков и камнерезов. кроме украшенного холодного оружия, здесь производят гравированные подносы и зеркала, столовые приборы с ручками из яшмы, орлеца, ляпис-лазури. Свой отпечаток на развитие златоустовской гравюры на стали наложили и революционные события 1917 года, гражданская война, годы первых пятилеток. Самым сложным и противоречивым в истории златоустовского художественного металла был период 1930-х—1980-х годов. Постепенно прекратилось производство большинства художественных изделий по старым образцам. Из производимых в это время панно исчез орнамент, вещи перестали быть прикладными, однако традиционное производство было восстановлено к началу 1990-х годов. Сегодня в Златоусте более тридцати художественных мастерских, которые обратились к творческому наследию мастеров златоустовской школы XIX века, начав свою деятельность с возрождения прикладного характера златоустовской гравюры.

Камнерезный промысел

Камнерезное искусство в России было развито еще в IX-XII вв. До XVII в. поделочный цветной камень в России не добывали, а привозили главным образом из Византии, Средней Азии и различных стран Западной Европы. Только начиная с XVII в. в России появляются свой цветной камень и русские самоцветы. Примерно в 1635 г. в предгорьях Урала были открыты медные руды, малахит, а еще раньше здесь были обнаружены "узорчатые каменья" - сердолики, агаты, яшмы В XVIII веке, главным образом в восточных районах Урала (Екатеринбургский уезд Пермской губернии), была развита промышленная обработка камня твердых пород - мрамора, яшмы, орлеца, малахита.. Вторая половина XVIII - начало XIX в. характеризуются усиленным дворцовым строительством. В это время мастера Екатеринбургской гранильной фабрики, основанной в 1726 г., выполняют из малахита, яшмы, лазурита и других пород твердого камня разнообразные изделия для украшения фасадов и внутренних помещений дворцов, вазы различных форм, размеров, расцветок, чаши, торшеры, пресс-папье с накладками из драгоценных и полудрагоценных камней.
Начало декоративной обработки мягких пород камня на Урале относится к середине XIX в. Близ реки Ирень в окрестностях деревни Богомолове были открыты залежи белого гипсового камня и селенита. Благодаря декоративным свойствам и мягкости гипсовый поделочный камень стал основным материалом для художественных поделок. Сейчас художественные камнерезные изделия на Урале выпускают: комбинат "Уральский камнерез" в селе Красный Ясыл Ординского района, Кунгурский завод художественных изделий в г.Кунгуре Пермской области, ювелирно-гранильная фабрика и завод "Русские самоцветы" в г. Свердловске. Используют уральские мастера и яшму, и нежно-розовый родонит, и небесный лазурит, и изумрудный малахит, и много других поделочных камней с богатой гаммой оттенков и неповторимых узоров.

Пуховязание

Первые исследователи промысла считают 15 век датой рождения пуховязания, к сожалению то далекое время не оставило нам каких-либо фактов и имен. Известно лишь, что первыми освоили искусство вязания из козьего пуха кочевые племена калмыков, населявших юго-восточные степи Урала. Коренные жители здешних мест изготовляли шарфы и поддевки из козьего пуха, которые были сделаны сплошной "глухой" вязкой, хорошо держали тепло пронизывающем, зимнем ветру, но вид их был грубоват и непривлекателен. Первый Оренбургский платок связала в 1770 году Алена Денисьевна Рычкова, жена Петра Ивановича Рычкова известного русского историка и экономиста, выдающегося исследователя Оренбургского края, который первым исследовал зарождающийся промысел. Во второй половине 19 века стали появляться Оренбургские платки на международных столичных выставках. Тогда лучшими мастерицами считались послушницы женского монастыря в самом Оренбурге. В промысле, уже начиная с 19 века, существовало разделение труда. Так лучшими пряхами считались татарки. Вязали же платки искусней всего казачки. Со второй половины 19 века; кроме пряжи ручного прядения, стали использовать машинную. Лучшим считали киргизский пух, на втором месте башкирский и каргалинский. Причем серый пух дороже белого. С 1926 года производство платков организуется в артели. В 1930 году начинает работать в стране первая пуховязальная фабрика, использующая механический способ обработки пуха и изготовления платков. В 1938 г. Все артели были объединены в облтрикотажпромсоюз, который в 1960 г. переименовался в Комбинат оренбургских пуховых платков. В узорах и орнаментах мастерицы отражают окружающею природу, особенности своего быта. Их узоры носят названия "ягодка", "змейка", "пшенка", "горох", "мушки", "соты", "рыбки", "пилки", "косорядки", "корольки", "кошачьи лапки", "деревце" и т.д. Традиции пуховязания были характерны и для юга Челябинской области. И в настоящее время в Южных сельских районах Челябинской области – Брединском, Карталинском, Нагайбакском женщины вяжут платки для себя и на продажу. (1 с.71)

Керамика

Начало развития керамики на Южном Урале датируется эпохой неолита – нового каменного века (V – середина III тыс. до н.э.), о чём свидетельствуют многочисленные находки археологов. Другой этап развития керамического производства связан с началом освоения русским населением южноуральских земель – вторая половина XVII века. Конструкция гончарного круга, ручного и ножного, а также технология обработки глины были заимствованы местным населением у переселенцев из западных областей России. Обширные залежи глин – от высококачественных белых до «кирпичных» - позволяли удовлетворить потребности в керамике в быту, строительстве, производстве. На местах залежей белых глин сформировались ремесленные центры. Гончары производили продукцию для нужд местного населения, продавали сои изделия на Троицкой и Челябинской ярмарках жителям других местностей. Гончарные мастерские были в Челябинске, Троицке, Верхнеуральске, Пласте, на территориях современных Чебаркуля, Карталов, Уйского, Бродокалмакского районов. В конце 1950 – начале 1960 годов в Челябинской области начинается период крупномасштабного керамического производства. (1 с. 47)

Художественная обработка растительных материалов

Природные богатства – наличие различных пород деревьев – способствовали развитию в Челябинской области деревообрабатывающих ремёсел. Здесь заготавливали капо-корень, лыко, лубок, прут зелёный и очищенный, бересту, мочало. Деревообрабатывающие предприятия специализировались на производстве мебели, сельскохозяйственного инвентаря, телег, саней, лодок и домашней утвари – сундуков, посуды. Было развито бондарное ремесло. Изготовление изделий из бересты бло развито в Саткинском и Ашинском районах Челябинской области. Наличие липы на западных склонах Урала обусловило развитие ремёсел, связанных с её переработкой – производство лыковых заплечных кошелей, лукошек, лаптей. Во все времена плетение из ивового прута пользовалось большой популярностью. Из лозы мастера Увельского района плели корзины и мебель. Известна мастерская в горкомбинате г. Троицка, где изготавливали короба и кошовки для колхозов. В 1996 г. При муниципальном предприятии «Троицкблагоустройство» создаётся цех плетения. (1 с. 33)

Широкое распространение на Южном Урале получили и другие виды ремесленного творчества – ручное ткачество, ручное вязание, кружевоплетение, ручная вышивка. Но изделия, создаваемые в этих видах ремесленного творчества создавались мастерицами преимущественно для украшения собственного жилища, создания одежды для семьи. Продолжение всех ремесленных традиций Южного Урала мы видим и сегодня на всевозможных фестивалях, конкурсах мастерства в исполнении уже современных мастеров.

9. Заключение.

Без сомнения, традиционные народные промыслы России можно назвать её живой историей. В них отражена культура и ментальность всех народностей, исторически проживающих в нашей стране. Не случайно к теме народного искусства проявляется в последнее время такой интерес. К концу второго тысячелетия, которым исчисляется история современной цивилизации, многие этносы планеты, объединённые или разрозненные территорией, историческим опытом, мифорелигиозным сознанием и образовываемой ими культурой выдвигают проблемы народного самосознания – с целью выявить как глобальные исторические процессы, в том числе и в духовном развитии, так и самоценные их проявления в культуре каждого народа. Изучив русские народные художественные промыслы, можно сделать вывод, что в каждом из них исторически создавались произведения, обладающие не только значительными эстетическими ценностями, но и отражающие духовную сторону народной культуры. А духовная и материальная культура народа, связанная воедино в произведении народного декоративно-прикладного искусства является основанием, необходимым для формирования современного общества, сохраняющего традиции, и, соответственно, не оторванного от своих исторических и культурных «корней» – той мудрости, которая должна передаваться из поколения в поколение Народный промысел, являясь формой существования и развития традиционного народного творчества создаёт необходимые условия для сохранения традиционной культуры, ментальности народа, его неразрывной связи с духовным наследием предшествующих поколений.

Народные промыслы Урала отражают: во-первых, промышленную значимость этого региона, (т.к. Каслинское литьё и Златоустовская гравюра на стали могли сформироваться только в условиях заводов – развивающейся промышленности), во-вторых – богатые природные ресурсы региона, которые необходимы для развития камнерезного промысла (драгоценный и полудрагоценный поделочный камень) и художественной обработки металла (руды для Каслинского и др. Заводов), а в-третьих – наличие огромного творческого потенциала как предыдущих так и современных поколений мастеров, т.к. многие народные промыслы и сегодня имеют своё развитие.

Использованная литература


  1. Народное искусство: сквозь века = Folk Art / М-во культуры Челяб.обл., Обл. центр нар. Творчества; [сост. Е.И. Артюшкина]. – Челябинск: Аркаим, 2007.

  2. Народные мастера, традиции, школы. Вып.1 Сб. статей/НИИ теории и истории изобраз. искусств ордена Ленина Акад. Художеств СССР; Под. Ред. Некрасовой М.А. – М.; Изобраз. искусство, 1985.

  3. Уткин П.И., Королёва Н.С. Народные художественные промыслы. Учеб. издание – М.; изд. Высшая школа, 1992.

  4. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. – М.; изд. Высшая школа, 1980.

  5. Народное искусство Южного Урала. Каталог/сост. Шабалина Н.М., Челябинск, изд. Челябинский дом печати – 1997.

  6. Златоустовская гравюра на стали. редактор-составитель А. В. Козлов, http://www.kxo.ru/content/articles/index.php?article=2451

  7. Художественные изделия из камня. Бардина Р.А. "Изделия народных художественных промыслов и сувениры" http://www.masterstyle.ru/info/stone.html

  8. Каслинское литьё. http://knhp.hut.ru/istor.php

  9. История и география: оренбургский платок. http://www.pushinka.ru/ru/historie/index.php




31



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации