? Использование игровых методов в тренинге - файл

приобрести
скачать (215.5 kb.)


? Использование игровых методов в тренинге

Использование ролевой игры: понятие РИ, решаемые задачи с помощью РИ, особенности проведения и реализации, роль ведущего

В 70-е годы в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга был разработан и научно обоснован социально-психологический тренинг. Его практической областью приложения была социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства. Основными средствами тренинга стали ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования навыков эффективной коммуникации.

Понятие Ролевые игры

В самом широком смысле ролевая игра — это метод, суть которого заключается в разыгрывании участниками различных ролей. В данном определении к ним можно отнести как сюжетно-ролевые игры со сложной организацией, наличием сюжета, большим количеством участников и различных ролей, так и разыгрывание роли одним участником.

Правильно организованное и управляемое разыгрывание ролей не несет угрозы целостности личности участников, поскольку они «всего лишь играют вымышленного персонажа», экспериментируют с «новым измерением». Таким образом, разыгрывание ролей как метод, несущий структурированное переживание, менее опасен в отличие от других неструктурированных методов, так как позволяет участникам «укрыться за ролью» и при необходимости — выйти из нее. Тем не менее разыгрывание ролей является мощным механизмом изменения.

В процессе ролевой игры участникам предоставляется возможность выражать чувства и мысли, так или иначе действовать, но исходя из той роли, в которой они находятся, и в соответствии с имеющимися у данной роли возможностями.

Разыгрывание ролей: • позволяет участникам выйти на собственные ограничения и раздвинуть эти границы; • приводит к расширению границ самосознания; • помогает выразить скрытые чувства и разрядить накопленные переживания; • дает возможность поупражняться в различных типах поведения; • высвечивает динамику группового взаимодействия, формального и неформального; • устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями; • помогает научиться контролировать свои эмоции [4; 7; 29; 66].

Морри Ван Менте31 выделяет следующие способы разыгрывания ролей:

1. Аквариум — основные игроки собираются в центре комнаты, другие участники рассаживаются вокруг их правильным кругом и наблюдают за действием. В зависимости от параметров помещения условия пространственной организации могут быть и другими. Но независимо от этого под словом «аквариум» подразумевается тип игры, когда одна группа осуществляет действие, а другая наблюдает за ним.

2. Параллель — группа разбивается на мелкие группы (2—4 участника), которые одновременно разыгрывают ролевую игру. Иными словами, несколько одинаковых ролевых игр разыгрывается параллельно.

3. Ротация ролей — способ организации разыгрывания ролей, в котором роль протагониста (основного участника) поочередно исполняют все члены группы. Эта техника, безусловно, полезна, так как позволяет каждому участнику проиграть роль, получить соответствующий опыт и продемонстрировать свой подход к решению обозначенной ситуации, хотя она имеет определенные ограничения при использовании в больших группах.

4. Обращение (обмен) ролями. Возможны различные варианты обмена ролями. В одном случае обмен может совершаться между двумя реальными партнерами, если они играют самих себя, или между протагонистом и двойником. В другом случае игрокам предлагается сыграть роли, которые в поведенческом или физическом плане им незнакомы. Например, роли лиц иного пола, расы и т. п. Обмен может происходить в последней сцене или по сигналу ведущего. Данный метод позволяет взглянуть на себя глазами другого, отнестись с эмпатией к его переживаниям, лучше понять проблему и конструктивно разрешать межличностные проблемы.

5. Дублирование — способ, в котором протагонист и антагонист проигрывают свои роли, но в их действия встраивается другой игрок (или несколько игроков), чтобы высказывать вслух те мысли и чувства, которые, как он думает, испытывают главные игроки. При этом помощники, озвучивающие мысли и чувства протагониста и антагониста, соответственно стоят за ними.

6. Отражение (зеркало). Прием заключается в объективной (а негротескной) имитации поведения одного участника другим или другими, причем изображаемый следит за действиями имитатора в качестве безмолвного зрителя. В терапевтических условиях психодрамы это может оказаться отличным способом показать человеку, каким его видят окружающие. Однако данный прием требует особого внимания, чувствительности и контроля со стороны ведущего.

7. Стул-собеседник. В поле игры ставится стул, а игрок воображает на его месте человека, с которым он общается. Игрок обращается к «собеседнику на стуле» и отвечает за него, пересаживаясь на его стул и представляя его ответы. Эту идею можно успешно распространить и на несколько стульев. При этом протагонист, по мере того как он поочередно играет роль каждого персонажа, пересаживается с одного стула на другой и с этих позиций говорит с остальными. В некоторых случаях возможно посадить на стул-собеседник человека, который молчит, но своим присутствием ободряет и поддерживает протагониста.

ПРОВЕДЕНИЕ ДЕБРИФИНГА (выражение участниками своих чувств)

Некоторые упражнения и в особенности ролевые игры требуют проведения специально организованной процедуры выхода из роли и осмысливания собственных действий. Это больше чем просто обсуждение. Во время выполнения упражнения или разыгрывания ролей участник нередко вкладывает в свои действия определенные эмоции. Поэтому в конце подобных эмоциональных процедур или занятий необходимо вывести участников на обсуждение того, что они чувствовали. Эту стадию можно назвать «время дебрифинга». Ее необходимо проводить для снятия ролей и «возвращения» участников к реальной жизни. Для этого можно предложить участникам: «потратить несколько секунд на то, чтобы выйти из роли и вернуться к себе, в данную комнату». После этого можно попросить каждого участника (по кругу) назвать свое имя и коротко рассказать, чем он обычно занимается (или любит заниматься) вне тренинга. Затем каждому участнику предоставляется возможность сказать, какую роль он исполнял в игре, и поразмышлять над ней. Ведущий и другие участники могут задавать ему вопросы. При этом ведущему, особенно после ролевой игры, где каждому участнику была отведена определенная роль, следует следить за тем, чтобы другие участники задавали вопросы из настоящей ситуации, а не из разыгрываемой ими роли во время игры [4; 7].

Идея ролевой игры, взятой в простейшей своей форме, состоит в обращении к кому-либо с просьбой представить в конкретной ситуации либо себя, либо другое лицо. Затем игроков просят вести себя соответственно тому, как они ожидали бы от этого человека. В результате они, или класс, или все вместе узнают нечто об этом человеке и/или ситуации. По сути говоря, каждый игрок выступает как часть социального окружения остальных и демонстрирует шаблон, в рамках которого они могут апробировать собственный поведенческий репертуар или изучить взаимозависимое поведение группы.

Эта обманчиво простая концепция порождает большое количество альтернативных подходов. Начнем с того, что играющие могут проигрывать роли воображаемых людей, реальных лиц или самих себя. Они могут обнаружить, что играют совместно с одним или несколькими людьми, которые точно так же разыгрывают разнообразные роли — в том числе играя себя или даже играющего.

Ситуации могут быть простыми или сложными, знакомыми или незнакомыми. Их можно описать в деталях или предоставить фантазии играющего роль. Действие может разыгрываться в полном объеме и продолжаться дни напролет; оно может быть представлено отдельным фрагментом и длиться несколько минут. При этом обучение, на которое собственно направлена игра, может быть непосредственным или опосредованным; оно может быть связано либо с участием в действии, либо с его наблюдением. Конечной целью обучения может быть развитие навыка или умения, или это может в большей степени носить характер сенсибилизации или смены установки. Следовательно, в конце ролевой игры может оказаться достаточным удостовериться, что занятие приведено к разумному завершению; с другой стороны, может оказаться, что учителю следует потратить время на разъяснение группе смысла происходившего, или же возникнет необходимость повторить игру, чтобы поупражняться в каком-либо модифицируемом поведении.

Альтернативы по всем трем параметрам — роли, ситуации и характеру обучения — представлены на рисунке 1.1. Различия между их типами ведут к различиям в подходах к организации, проведению ролевых игр и дебрифингу; эти подходы получат в дальнейшем более подробное освещение.



Рис. 1.1. Параметры ролевой

Но сначала нам нужно более пристально взглянуть на само понятие роли, на способ, которым она выступает в качестве каркаса для социальной интеракции, и то, как мы осваиваем самые различные роли с раннего детства.

Понятие роли



Таким образом, оно происходит непосредственно из театральной жизни, подразумевая роль актера в спектакле. Распространение понятия роли на повседневное поведение людей проистекает из той же их потребности суммировать или сжато выражать в реальной жизни то, что может быть комплексным восприятием деталей, составляющих внешность или поведение другого человека.

 Понятие роли позволяет кратчайшим путем идентифицировать и обозначить некий набор из внешних признаков и поведенческих актов, исходя из посылки, что эти внешние признаки и поведенческие акты являются характеристикой определенной личности и предсказуемы в данной ситуации.

ПАМЯТКА. Раскройте идею ролевой игры, обсудив разнообразные роли, которые участники берут на себя в реальной жизни.

Идея разыгрывания ролей очень проста: дать ученикам возможность поупражняться в общении с окружающими, взяв на себя разнообразные роли. Ситуация определяется разработанным сценарием и описанием ролей. В сценарии дается предыстория конкретной проблемы или сложившихся условий и указываются ограничительные моменты. Описания ролей дает характеристику людей, включенных в ситуацию.

Ролевая игра оказалась весьма могущественной техникой. Она является хорошим мотиватором и позволяет учащимся помещать себя в такие ситуации, в которых им прежде никогда не приходилось бывать; в частности, она дает возможность побывать и примерить на себя чью-либо «шкуру». В процессе межличностного взаимодействия наше поведение во многом определяется нашим видением собственной роли, ролями окружающих людей и нашим восприятием этих ролей. Поэтому естественно, что мы, когда хотим преподавать предмет, касающийся межличностного поведения, должны обращаться к ролевой игре как к действенному педагогическому приему. Ее можно использовать на разных уровнях: обучать с ее помощью простым коммуникативным навыкам, чтобы показать, как люди общаются между собой и каким образом происходит стереотипизация окружающих людей, а также исследовать с ее помощью глубинные личностные блоки и эмоции.

При использовании такой мощной техники важно, чтобы учителя и специалисты по тренингу подходили к ней системно и помнили о разных способах ее применения. Ее, как и любой другой инструмент, можно использовать хорошо или плохо. Важно правильно выбрать ролевую игру, чтобы ее тип соответствовал конкретным условиям или задачам тренинга.

Поэтому, чтобы извлечь из ролевой игры максимальную пользу, наставник должен следовать процедуре, которая гарантирует, что каждый аспект игры прошел проверку и был использован наилучшим образом.

На рисунке 3.1 представлена схема проведения ролевой игры при исполнении ею различных функций в различное время. Новичок увидит здесь логическую последовательность, которая гарантирует учет каждого аспекта прежде, чем будет сделано слишком много допущений. Как только наставник привыкнет к технике, эта последовательность будет воспроизводиться полуавтоматически, и больше не будет нужды обращаться к диаграмме. Но сразу, как только наступят усталость и безразличие, придется вернуться к схеме и проследить, чтобы каждый этап последовательности рассматривался с должным вниманием.

Не все этапы требуют равного времени и ресурсов. Для освещения некоторых из них нужна отдельная глава. Сейчас читателю предстоит экскурсия, которая поможет ему охватить единым взглядом всю последовательность действий.





Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации