Реферат - проблемы толерантности в современной детской литературе - файл n1.docx

Реферат - проблемы толерантности в современной детской литературе
скачать (181.9 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx182kb.01.06.2012 07:53скачать

n1.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ СПО Пензенский архитектурно-строительный колледж
Реферат

по дисциплине: «Основы исследовательской деятельности»

на тему: «проблемы толерантности в современной детской литературе»
Выполнила: студентка гр. ПД – 52

Архипова Ю.В.

Проверил: преподаватель

Крохин А.В.

Пенза 2010г.

План

Введение

1. Возрастная специфика и особенности детской литературы

2. Художественная детская литература и её авторы.

2.1. Для самых маленьких.

2.2. Детская литература познавательной направленности.

3. Проблемы толерантности в современной детской литературе.

4. Приложение (Кроссворд «Детская литература»)

Заключение.

Список используемых источников.

Введение.

Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Огромную роль в социализации личности играют средства массовой информации и книга. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.

1. Возрастная специфика и особенности детской литературы.

Специфика детской литературы существует и корни ее — в особенностях детского восприятия действительности, которое качественно отличается от восприятия взрослого человека. Особенности детского восприятия, его типологические возрастные качества из своеобразия форм детского сознания, которые зависят не только от психофизиологических факторов, но также и от социальных особенностей детства. Ребенок — общественный человек, но социальная основа, на которой развивается его общественное сознание, отличается от социальной основы сознания зрелого человека: взрослые люди  непосредственные члены социальной среды, а в отношениях ребенка с социальной действительностью важную роль играет взрослый посредник.

Чем меньше возраст читателя, чем ярче проявляется возрастная специфика, тем специфичнее произведение для детей, и наоборот: по мере возмужания читателей исчезают специфические черты детского возраста, угасает и специфика детской литературы. Но детство не остается неизменным: оно меняется вместе с изменениями в социальной среде и действительности. Сдвигаются границы возрастных этапов, поэтому нельзя рассматривать возрастную специфику как нечто раз и навсегда данное и навечно застывшее. В сегодняшнем мире бурного технического прогресса и все возрастающей информации на наших глазах происходит акселерация детства. Изменения в возрастной специфике, естественно, приводят к изменениям в особенностях детской литературы: она взрослеет. Но детство существует, существует возрастная специфика, значит, существует и специфика детской литературы.

Специфичность детского произведения, его формы и содержания, проявляется прежде всего в жанровом своеобразии. На самом деле, все жанры, существующие во “взрослой” литературе, есть и в детской: роман, повесть, рассказ, новелла, очерк и т. д. 

Одна из особенностей детской литературы - иллюстрации в детской книге. Так, для детей дошкольного возраста объем иллюстраций должен быть не менее 75%. Не случайно Алиса Л.Кэрролла говорила: «Что толку в книжке, если в ней нет ни картинок, ни разговоров?». Один из ведущих видов памяти – зрительный, и внешний облик книги с детства прочно соединялся с ее содержанием.

Огромную роль в отборе и восприятии художественной детской литературы играет ее компенсаторная функция. По тому, какие книги предпочитает человек, прекрасно видно, чего ему не хватает в реальной действительности. Дети, а затем подростки и молодежь, стремясь преодолеть обыденность окружающей жизни, тоскуя о чуде, выбирают сначала волшебные сказки, затем фэнтези и фантастику. Таким образом, за счет литературы человек добирает недостающее в жизни и тем самым также обогащает ее!

2. Художественная детская литература и её авторы.

2.1. Для самых маленьких.

Первые книги для малышей, вопреки стереотипам, значат очень многое. От того, насколько ребенку понравятся картинки и насколько ему будут интересны первые книжки, во многом зависит, как он будет воспринимать книги в дальнейшем.

Первая книга малыша. Елена Чайка. 2009 год. Издательства АСТ, «Харвест». 160 страниц. Твердый переплет.

Таких книг, большого формата, в твердом переплете, предлагаемых родителям в качестве первой книги для их малыша, в последние годы появилось много. Переиздаются старые издания, появляются новые. И некоторые из них, такие как «Первая книга малыша» Елены Чайки, становятся настольными для малышей в течение нескольких очень важных лет.

Благодаря этой книге ребенок познакомится с частями тела, посудой, мебелью, временами года, растениями, дикими и домашними животными и всем, что его окружает в этом мире. Мало того. Помимо изучения ярких и красочных картинок, представленных в книге, малыш сможет с ней «поработать»: в книге предусмотрены страницы с заданиями, выполнив которые, ваш ребенок научится рисовать первые линии и круги карандашом, ладошкой или пальчиками. Эта книга примечательна еще и яркими правдоподобными цветными иллюстрациями.

Когда ребенок достигает определенного возраста, 2-3-4 лет (у всех по-разному), его уже начинает интересовать совсем другая литература. В книгах он ищет не только яркую картинку (она быстро приедается и становится привычной, а значит, неинтересной), но и занимательный сказочный сюжет…

«Машка и Ойка». Софья Прокофьева. 2009 год. Издательство «Махаон». 96 страниц.

Сказки  про двух девочек, Машку и Зойку, могут быть известны родителям. Благодаря популярности героев книги несколько раз переиздавались. Очередная книга «Машка и Ойка» увидела свет в 2009 году.

Этот сборник поучительных историй не только увлекателен, но и помогает маленькому человеку понять, «что такое хорошо, а что такое плохо». Герои сказок очень разные: девочка Маша - послушная и правильная, Зойка - капризная, ее любимое выражение - «Ой, не хочу!». Девочки попадают в разные сказочные ситуации, в которых капризничают и становятся послушными, учатся жить без соски и мокрых штанишек, а также дружить и общаться с другими.

«Праздник полнолуния». Женевьева Юрье. 2009 год. Издательство «Махаон». 76 страниц.

Будни семьи кроликов увлекут маленького непоседу в игры с крольчатами, в рассуждения папы-кролика и друзей, окружающих кроличье семейство. Сыроежик, Горицветик и Одуванчик - а именно так зовут крольчат - отправляются на поиски приключений и познают мир, а вместе с ними путешествуют и общаются с сорокой, черепахой и другими жителями страны маленькие читатели.

2.2. Детская литература познавательной направленности.

К данному жанру детской литературы относятся такие книги, в которых юный читатель сможет узнать для себя что-то новое, открыть неизведанные миры, узнать тайны природы и космоса.

«Занимательные задачи и головоломки для детей 7-12 лет». С.Федин, О.Федина. 2009 год. Издательство «Айрис-пресс». 112 страниц.

Младшие школьники очень любознательны, и им свойственно ежедневное стремление совершенствовать свои умственные способности, находить выходы из запутанных ситуаций. «Занимательные задачи и головоломки для детей 7-12 лет» могут одинаково увлечь и детей, и их родителей, найти общее занятие, научить мыслить и принимать нестандартные решения. Ребенок будет находить ошибки, составлять фотороботы преступников, дописывать части пословиц, находить отличия в картинках, отвечать на серьезные и шуточные вопросы. А родители, глядя на результат, смогут определить, какими способностями обладает их чадо: аналитическими, языковыми или какими-то другими. Помогут взрослым сориентироваться специальные значки, расположенные возле каждого задания и определяющие направление мышления ребенка.

«Пузырек воздуха, или Секреты знакомых предметов». Анатолий Шапиро. 2007 год. Издательство «Агентство образовательного сотрудничества». Знания привыкли передавать ребенку в основном через глаза и уши. Автор этой книги стремится к тому, чтобы они приходили и через руки, через деятельность - а тем самым мы смогли бы подарить ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя. Эта книжка может стать интересной как для малыша 5-6 лет, так и для младшего школьника. Работать с предлагаемыми заданиями можно и дома с родителями, и на занятиях в детском саду или начальной школе. Их выполнение не требует особых условий. Формат: 13 см x 20 см.

«Тайны моря: Пер. с фр.». Пимон М.Р. 2005 год. Издательство «Махаон». Эта красочная энциклопедия - настоящая находка для маленького любознательного читателя. Перелистывая страницы, рассматривая яркие иллюстрации и читая короткие, но емкие объяснения к ним, ребенок, откроет для себя чарующий мир моря, узнает, какие удивительные создания живут в его водах, как возникают приливы и отливы, из чего состоит планктон, как выращивают жемчуг и еще много-много интересного. А кроме того, найдет задания и головоломки, которые сможет решить, если будет внимательно читать книгу. Эта красочная энциклопедия - настоящая находка для маленького любознательного читателя. Перелистывая страницы, рассматривая яркие иллюстрации и читая короткие, но емкие объяснения к ним, ребенок, откроет для себя чарующий мир моря, узнает, какие удивительные создания живут в его водах, как возникают приливы и отливы, из чего состоит планктон, как выращивают жемчуг и еще много-много интересного. А, кроме того, найдет задания и головоломки, которые сможет решить, если будет внимательно читать книгу.

3. Проблемы толерантности в современной детской литературе.

Толерантность в социологии (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Одним из наиболее эффективных средств воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста является художественная литература. Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

В связи с этим возникает противоречие между тем, что у детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать культуру поведения и тем, что в дошкольных образовательных учреждениях эта работа ведется не систематически, а такое эффективное средство как художественная литература используется эпизодически.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме и, как всем известно, книги могут многому научить и воспитать детей. Поэтому необходимо как можно больше проводить мероприятий на эту тему, таких как: Книжно-иллюстративная выставка "Здравствуй, мой любимый враг!"

Которая проходила с 14 мая по 14 июня 2010г в Детском читальном зале Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им.М.И. Рудомино. На ней были представлены лучшие детские книги о толерантности. Выставка была подготовлена Международной юношеской библиотекой, Мюнхен, Германия. Ее демонстрация стала возможна благодаря совместным усилиям Института толерантности, Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им.М.И.Рудомино и Немецкого культурного центра им. Гете.

В экспозиции были представлены 100 лучших иллюстрированных книг, изданных в разных странах. Большая часть книг обращены к дошкольникам и младшим школьникам, их авторы умеют просто и доходчиво говорить с юными читателями о самых сложных проблемах - любви и ненависти, предрассудках и предубеждениях, непонимании и интересе к незнакомому и непохожему, именно это превращает "детские книжки" в книги на все возраста.

В экспозицию входили как произведения, ставшие классикой детской литературы ХХ века - "Конференция зверей" Эриха Кестнера, "Бык Фердинанд" Лейфа Мунро, "Бутербродная война" Доктора Сьюза - так и книги незнакомые российской аудитории, но завоевавшие международное признание. Большинство книг - книжки-картинки, и это делает их понятными и интересными даже для тех, кто не владеет иностранными языками.

Уникальная экспозиция была подготовлена при поддержке ЮНЕСКО и Международного совета по детской книге (IBBY) и с успехом экспонировалась в разных странах.

В настоящее время, когда идея необходимости воспитания и упрочения в российском обществе принципов толерантности, становится все более осознанной и общепризнанной, выставка "Здравствуй, мой любимый враг!" дала уникальную возможность по новому взглянуть на эту проблему, не только с точки зрения взрослого, но и глазами ребенка.

Кроссворд «Детская литература»


По горизонтали: 5. Персонаж романа Н.Островского «Как закалялась сталь». 6. Действующее лицо комедии А.Грибоедова «Горе от ума». 9. Напиток, которым Мальвина угощала Буратино. 11. Рассказ И.Тургенева. 12. Доктор из романа А.Беляева «Человек-амфибия». 15. Роман Д.Фурманова. 18. Рассказ А.Чехова. 19. Рассказ Л.Толстого. 20. Героиня феерии А.Грина «Алые паруса». 21. Итальянский детский писатель. 24. Стихотворная сказка К.Чуковского. 26. Главный герой романа И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев». 27. Повесть А.Рыбакова. 31. Кот из повести-сказки Э.Успенского «Зима в Простоквашино». 33. Тара, в которую затаривала своих гостей Солоха в повести Н.Гоголя «Ночь перед Рождеством». 34. Главный герой рассказа Н.Носова «Бенгальские огни». 35. Маленький герой повести В.Катаева «Белеет парус одинокий». 36. Действующее лицо поэмы А.Пушкина «Руслан и Людмила».

По вертикали: 1. Птица, из-за которой поссорились гоголевские Иван Иванович и Иван Никифорович. 2. Автор пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». 3. Маленький герой романа В.Гюго «Отверженные». 4. Персонаж романа-сказки Ю. Олеши «Три толстяка». 7. Царь, герой одной из сказок А.Пушкина. 8. Кот, который “слушает да ест” в известной басне И.Крылова. 10. Персонаж повести А.Гайдара «Тимур и его команда». 13. Транспорт медведей, по К.Чуковскому. 14. Стихотворение А. Дельвига. 16. Один из псевдонимов А.Чехова. 17. Русская народная сказка. 22. “Зарплата” пушкинского Балды. 23. Рассказ Д. Мамина-Сибиряка. 25. Детский писатель, автор фенологического календаря природы России «Лесная газета». 28. Имя юного моряка в рассказе С.Григорьева «Красный бакен». 29. Рассказ В.Гаршина. 30. Рассказ Л.Толстого. 32. Матрос-денщик в рассказе К.Станюковича «Нянька».




Ответы на кроссворд «Детская литература»


По горизонтали: 5. Жухрай. 6. Чацкий. 9. Какао. 11. «Русак». 12. Сальватор. 15. «Чапаев». 18. «Ванька». 19. «Филиппок». 20. Ассоль. 21. Родари. 24. «Телефон». 26. Бендер. 27. «Кортик». 31. Матроскин. 33. Мешок. 34. Мишка. 35. Гаврик. 36. Ратмир.

По вертикали: 1. Гусак. 2. Маршак. 3. Гаврош. 4. Тибул. 7. Салтан. 8. Васька. 10. Квакин. 13. Велосипед. 14. «Жаворонок». 16. Кисляев. 17. «Колобок». 22. Щелчок. 23. «Вертеп». 25. Бианки. 28. Максим. 29. «Сигнал». 30. «Пожар». 32. Чижик.

5. Заключение

Литература развивает многие способности детей: учит искать, понимать, любить - всем тем качествам, которыми должен обладать человек. Именно книги формируют внутренний мир ребенка. Во многом благодаря им дети мечтают, фантазируют и изобретают.
Без интересных увлекательных книг невозможно себе представить настоящего детства.

Мирное будущее зависит от наших ежедневных поступков и усилий. Давайте учить толерантности в школах и в сообществе, дома и на работе, а, главное, помнить о ней и нести ее в наших сердцах.

Список используемых источников.

  1. http://revolution.allbest.ru/literature/00035348_0.htm

  2. http://lit.1september.ru/urok/

  3. http://www.libfl.ru/about/dept/children_centre/archive/display.php?file=may04.html

  4. http://revolution.allbest.ru/literature/00003670.html





Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации