Психология физического воспитания и спорта - файл

приобрести
скачать (541.8 kb.)


ВВЕДЕНИЕ
Психология физического воспитания и спорта – это область психологической науки, изучающая закономерности проявления, развития и формирования психики человека в специфических условиях воспитания под влиянием учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

Специфика занятий физическими упражнениями определяет предмет психологического обеспечения физического воспитания и спорта. Им является человек, сознательно овладевающий движениями своего тела, умениями целенаправленно перемещать его во времени и пространстве с помощью собственных усилий. С этой целью человек развивает физические качества (силу, быстроту, выносливость, ловкость, и гибкость),совершенствует психические процессы, состояния и качества личности. Он учится управлять собой в различных условиях спортивной деятельности (содействие, противодействие), формирует общие и специальные алгоритмы действия (умения и навыки), необходимые для реализации физической и психической активности в условиях собственной жизнедеятельности.

Физическое воспитание является одним из важнейших элементов системы воспитания человека. Физическое воспитание – это образовательно-воспитательный процесс, в нём чётко определяется роль педагога специалиста (учителя физической культуры), место и функции воспитанников (учеников), условия их совместной деятельности.

Система занятий в физическом воспитании соответствует дидактическим принципам и нормам организации педагогического процесса, однако она имеет и свои специфические особенности. Во-первых, физическое воспитание – это непрерывный процесс, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни. Во-вторых, содержание и формы этого процесса находятся в зависимости от возрастных особенностей учеников. Действительно, физическое воспитание отличается тем, что формирование двигательных умений, физическое и психическое развитие осуществляются в соответствии с закономерностями онтогенеза.

Физическое развитие как процесс изменения природных морфофункциональных свойств организма происходит по естественным законам. Формы и функции организма претерпевают существенные изменения (увеличение размеров массы тела, расширение функциональных возможностей и т.д.). Однако этот процесс зависит от конкретных условий жизни и деятельности человека, а также в значительной степени от физической активности. Зная и умело используя объективные закономерности возрастной периодизации, можно создавать определённые условия, позволяющие оптимизировать развитие жизненно важных физических качеств, двигательных умений, предпочтительно для формирования личности, как отдельного человека, так и общества в целом.

Важно отметить, что основным фактором реализации физического воспитания служит активная двигательная деятельность, которая обеспечивает формирование рациональных способов выполнения двигательных действий, а также решение других педагогических задач.

Психология – наука о закономерностях развития и функционировании психики как особой формы жизнедеятельности. В соответствии с этим определением основное предназначение психологии физического воспитания – оптимизация воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого в типичных формах физической культуры с учётом закономерностей и особенностей психического развития в процессе формирования личности человека.

Психология физического воспитания тесно связана с педагогикой, а её содержание включает в себя изучение психологических особенностей, как учителя физической культуры, так и учеников, а также организацию педагогического процесса.

Психология спорта исследует закономерности психической деятельности отдельных людей и коллективов в условиях тренировок и соревнований.

Спортивная деятельность весьма специфична: она существенно отличается от других видов деятельности, во – первых, целями, во – вторых, способами их достижения. Спортивная деятельность – это подготовка к соревнованиям (тренировка) и участие в них, требующие от спортсменов специальных качеств, навыков, знаний и умений и предельного напряжения физических и духовных сил. Общение внутри спортивных команд или групп тоже весьма специфично, и управление ими требует специальных знаний и умений, поэтому психология спорта опирается на знания общей психологии, но строится в основном на результатах собственных исследований. В ней выделяются свои разделы психологии: обучение и воспитание в спорте; физическая, техническая и тактическая подготовка спортсменов; психологические особенности личности спортсмена, тренера, руководителя спортивной команды, психология спортивного коллектива, психодиагностика и спортивная психогигиена.


Цели:

Изучить особенности личности детей младшего школьного возраста

на уроках физической культуры и тренировочных занятиях по гандболу.

Определить зависимость мотивационной сферы младшего школьника от типа темперамента.

Гипотеза: Дети младшего школьного возраста с преобладанием раз

личных типов темперамента имеют разноуровневую мотивацию уроков

физической культуры.

Задачи исследования:

Определение типа темперамента группы младших школьников.

Определение мотивации уроков физической культуры детей младшего школьного возраста.

Выявление направленности личности младшего школьника.

Методы исследования:

Наблюдение.

Беседа.


Методика М.В.Матюхиной «Выбор любимых занятий».

Методика экспресс-диагностики направленности личности (МЭДНАЛ) В.Смекала и М.Кучера.

Объект исследования:

Учащиеся 2-4 классов общеобразовательной школы города Владикавказа №2.

В исследовании принимали участие 20 человек: 6 испытуемых женского пола и 14 испытуемых мужского пола.

Возраст испытуемых от 8 до 11лет.





Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации