Контрольная работа - Мировая художественная культура. Мифология, культы, зооморфные и звероликие боги Древнего Египта - файл n1.doc

Контрольная работа - Мировая художественная культура. Мифология, культы, зооморфные и звероликие боги Древнего Египта
скачать (151.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc152kb.01.06.2012 07:49скачать

n1.doc




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Мировая художественная культура

на тему Мифология, культы, зооморфные и звероликие боги

Древнего Египта
Варинат № 11

Хабаровск 2010 г.



План

Введение 2

1. Мифология Древнего Египта 4

2. Культ животных 6

3. Боги Древнего Египта 13

Заключение 19


Введение

Мифология – исторически первая форма духовной культуры. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, т. е. сказаний, преданий пыталось дать ответ на все волнующие людей вопросы. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству мироздания, возникновению наиболее важных явлений природы, животных и людей. Вместе с тем большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывание огня, изобретение ремесел, развитии земледелия, приручении домашних животных и т. д.

Миф – это первая форма духовного освоения мира, его образно-символическое воспроизведение и объяснение Миф упорядочивает в сознании мир, превращает хаос в космос и тем самым создает возможность постижения мира как некоего организованного целого, представляет его в простой и доступной форме.

Источники изучения Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения, в основном, это разнообразные религиозные тексты. Египетская мифология стала формироваться в VI-VI тысячелетиях до н.э., когда в каждой области (номе) складывался, свой пантеон местных богов. В результате общий пантеон египетских богов получился очень большим, а их культ восходит к первобытным временам, когда поклонялись Тотему - зверю-покровителю племени. Именно поэтому многие боги египтян зверолики.

Впоследствии из бесчисленного множества богов были «выдвинуты» главные, среди которых первое место занял бог солнца Ра. Культ солнца полностью установился при V династии, когда сыновья главной жрицы Ра стали фараонами.

Фараону поклонялись как богу, и, кроме того, он был для своих подданных воплощением любого местного бога.

В Среднем Царстве распространился культ Амона. С середины III века до н.э. главным богом стал Осирис. Важнейшей частью религии Древнего Египта являлись представления о загробном мире: египтяне верили, что смерть - лишь граница, отделяющая одну жизнь от другой. Считалось, что умершие переселяются в загробное царство, предварительно представ перед судом Осириса, который мог и не пустить их, если умерший вел на земле неправедную жизнь. Египтяне считали, что души умерших, допущенные в загробное царство, странствуют по небу или появляются на земле, «вмешиваясь» в жизнь своих родственников.

Во многих городах были некрополи, города мертвых, самый большой из которых находится на левом берегу Нила в Фивах (Фусксоре).

При XVIII династии жрецы постарались привести пантеон многочисленных богов в стройную систему: большинство богов стали считаться, родителями, детьми или родственниками друг друга.
1. Мифология Древнего Египта

“Египетская мифология” - сумма всех мифологических понятий.

Выражение “миф” можно употреблять для обозначения определенной составной части египетской мифологии.

Египетская “мифологическая концепция” - это такая концепция, с помощью которой египтянин пытался уяснить себе в привычных для человека понятиях образ, событие, группу образов или ряд событий, которые представлялись ему принадлежащими к “божественному миру”.

Выражение “божественный мир” включает в себя все то, что не может быть постигнуто непосредственно человеческим разумом и чувством, хотя и представляется существующим. Конечно, многие предметы и явления, которые в наше время легко понять и объяснить, как, например, небо и солнце в представлении египтян принадлежали к божественному миру. Однако ни при каких обстоятельствах явление, принадлежащее к божественному миру, не могло быть выражено иначе, как посредством “символа”.

“Символ” - результат попытки человека выразить какой-либо элемент божественного мира в человеческих категориях, т. е. в категориях логики и чувственного восприятия, хотя таковые не обязательно должны согласовываться с законами природы. Египетские мудрецы за три тысячи лет до нашей эры отдавали себе в этом отчет и не принимали символ за точную копию того, что он изображал. Египетский символ в этом смысле мог принимать форму либо предмета, либо действия, либо слов. В то время как не всякий символ - мифологическое понятие, всякое мифологическое понятие - символическое отражение предмета божественного мира. Очевидно, что разум не в состоянии судить об истинности символа. Мифологическое понятие истинно, если оно дает возможность осмыслить какое-либо явление божественного мира в доступных для человека категориях и до тех пор, пока оно принимается человеком на веру.

Египетская мифология в своих специфических чертах была определена своеобразием государства, базировавше­гося на ирригационном земледелии в долине Нила и объе­динившего Верхний и Нижний Египет. Оппозиция космо­са и хаоса здесь реализуется прежде всего в двойном про­тивостоянии солнечного бога Ра водяным чудовищам (суточный цикл) и олицетворяющего Нил и урожай умира­ющего-воскресающего бога Осириса силам пустыни и засу­хи, с которыми ассоциируется Сет (годовой цикл). Как отмечают многие исследователи, регулярность разливов Нила, а тем более суточного солярного цикла поддержива­ет представление о своевременном и гарантированном под­чинении сил хаоса организующему началу. Это представ­ление рано проникло и в хтоническую мифологию: благо­даря грандиозному заупокойному культу и «суду Осириса», в царстве мертвых обеспечивается в своеобразной форме победа жизни над смертью. Связующим звеном между кос­могоническим, суточным и календарным циклами в еги­петской мифологии выступает обожествленный царь, отож­дествленный прежде всего с Гором. Гор, выступающий иног­да в виде сокола, имеет космическую характеристику: он – господин небес, бог горизонта, сын верховного бога Ра. Но Гор (тот, о котором идет речь, или какой-то другой, египет­ская мифология не дает однозначного ответа) является сы­ном Исиды и Осириса, с которым отождествляется умер­ший фараон, племянником Сета и мстителем Сету за убий­ство отца. Кроме того, вражда Гора и Сета увязывается с соперничеством Нижнего и Верхнего Египта. Воедино свя­зываются не только два разных Гора или две ипостаси одного Гора, но Ра и Осирис, причем Ра и Осирис мыслят­ся первыми царями Египта.

Таким образом, космогонический, «исторический», су­точный и календарный аспекты предельно сближены и как бы являются различными проекциями некоторой еди­ной мифологемы. Основа этого единства – специфическое для Египта полное обожествление фараона как единственного посредника между небом и землей, ответственного за космический, календарный и общественный порядок. В раз­личных мифах фигурирует глаз Ра или глаз Гора, образ, имеющий одновременно космический и государственный смысл, ассоциирующийся с богиней порядка Маат. Для египетской мифологии характерно взаимопроникновение, взаимоотражение космоса и государства, однако эта все­ленная-государство описывается не в политических терми­нах (как, например, в Китае), а в природных. Боги моде­лируют природные стихии, они бесстрастны, всесильны, лишены человеческих слабостей (в отличие, например, от богов греческих) и отчетливой индивидуальности. Земным людям нет места в египетской мифологии, где еще не вы­работалась концепция героя. Действительная или мнимая связь между различными природными явлениями вопло­щается здесь либо посредством генеалогических связей бо­гов, либо их отождествлением, полным или частичным.

Выдвижение на первый план солнца или солнечного бога выражается в том, что Ра сливается с другими богами (локальными гегемонами в пантеонах) и, таким образом, появляются Собек-Ра, Атум-Ра, Монту-Ра, Хнум-Ра и, на­конец, Амон-Ра. Единство суточного и годичного цикла осуществляется за счет полуотождествления Ра и Осириса. При этом с Ра и Осирисом отождествляется умерший фара­он, а с Гором – живущий. Получается, что на различных уровнях варьируются в принципе те же образы и сюжеты. Так, Осирис на хтоническом уровне соответствует Ра на солярном и Атуму на космогоническом; борьба Ра или Гора с Апопом в суточном цикле эквивалентна борьбе Гора и Сета в календарном и т. п. Таким образом, определенные мифологические коллизии и функции оказываются инва­риантными и могут быть выражены различными кодами, а конкретные образы богов и их имена представляют лишь варианты, лишенные индивидуальной, образной характе­ристики. Отождествление происходит в меру совпадения функций.

С развитием древнеегипет­ского государства мифологи­ческие представления видо­изменились. Культы много­численных местных божеств сохраняли свое значение, но почитание некоторых из них распространилось за преде­лы отдельных номов и даже приобрело общеегипетское значение. С утверждением V династии Древнего царства, происходившей из города Гелиополя, центра почитания Ра, он стал главным божеством Египта. В эпоху Среднего цар­ства и особенно со времени правления XVIII (Фиванской) династии Нового царства в качестве главного бога утвер­ждается бог солнца – фиванский Амон (фараоны Средне­го и Нового царств происхо­дили из Фив). Осирис как бог мертвых вытесняет с конца III тыс. до н. э. древнего бога Анубиса, покровителя умер­ших, - вечно снующего по кладбищу шакала (превратив­шегося в бога – хранителя некрополя и защитника Оси­риса в посвященных ему мис­териях), а также абидосского бога мертвых Хентиаменти, восприняв эпитет «первый на Западе» (т. е. «первый из мерт­вых»). Возвышение новых ре­лигиозных и политических центров, развитие богослов­ской мысли сопровождалось процессом слияния, синкретизации богов.

От синкретизма выигрывало обогащенное новыми сим­волами и качествами местное божество, особенно когда слияние происходило с древними и более всего почитае­мыми богами. Так, например, возник культ Амона-Ра фиванского: местного никому не известного бога Фив Амона слили в единое божество с прославленным солнечным бо­гом Гелиополя Ра и на новое божество Амон-Ра перенесли все качества и атрибуты древнего и великого бога солнца. В результате синкретизма, опирающегося на вполне реаль­ное усиление политического и экономического значения Фив в эпоху Нового царства, Амон-Ра стал универсальным богом. Он стал богом, присутствующим повсюду, многооб­разным в своих проявлениях, отцом царей и творцом всех богов, «более могущественным, чем все боги», и т. д.

На Амона-Ра были перенесены все солнечные мифы и предания.

При всем этом египетская религия, возвышая так од­ного бога над всеми прочими, не умаляла и не ущемляла достоинств других богов. Получалось явное внешнее, но не внутреннее противоречие. Амон, Ра, Пта и т. д. отлич­но уживались, потому что египетская теология объявляла их ипостасями одного божества, иначе говоря, традицион­ное внешнее многобожие объявлялось многообразным про­явлением единобожия.
2. Культ животных

Культ животных, их обожествление в династическом Египте в течение тысячелетий, вне сомнения, восходит к додинастическому тотемизму. Однако некоторые весьма эрудированные и авторитетные египтологи, обогатившие науку очень ценными трудами по египетской религии, отрицают наличие в древнем Египте фетишизма и тотемизма, отнюдь не отрицая культа животных.

В древнейшие времена Египет занимал территорию, состоявшую в историческое время приблизительно из 40 независимых номов, т. е. земель, на которых жили человеческие коллективы типа племен, находившиеся на одной из ступеней доклассового развития. Типичной формой религии для таких социальных организмов, как это показывает опыт всемирной истории и этнография, является фетишизм и тотемизм. Историческое развитие египтян было также подчинено всеобщим закономерностям исторического процесса.

В объединенном Египте "религия... является результатом слияния сначала независимых племенных культов. Каждый город имел свое божество в форме материального фетиша, но значительно чаще в виде животного". Таким образом, политеизм объединенного Египта - вполне закономерное следствие слияния местных номовых религий додинастического Египта, главной формой которых были фетишизм и тотемизм.

Идолы божеств ряда номов уже в объединенном Египте представляют собой культовые изображения обожествленных животных. Номы и города были настолько связаны со своими богами-животными, что греки нередко давали им названия этих животных: Ликополис, Леонтополис, Гиераконполь, Крокодилополь и т. п.

Различия между додинастическим тотемизмом и культом животных в династическом Египте в принципе вовсе не так уж значительны: если тотему не поклоняются, если тотем - "родственник" племени или клана, то обожествленному животному молятся и в ряде случаев это божество является приближенным к фараону: "Коршун Нехбет слыл матерью фараона, а дикая корова - его кормилицей и воспитательницей". Словом, в ряде случаев тотемизм и культ животных настолько сближаются, что нет сомнения в том, что это явления одного порядка.

У большинства народов фетишизм и тотемизм исчезли в процессе исторического развития, оставив лишь те или иные пережитки; в Египте же культ животных не только не исчез, но проявил необычайную живучесть - он сохранился и после потери Египтом независимости до времени римского господства включительно.

Начало культа животных относится в династическом Египте к очень глубокой древности. Культ этот проявляется в форме обожествления живого животного и в форме поклонения изображению обожествленного животного или антропоморфному божеству с частью тела животного.

Следует отметить также, что некоторым животным поклонялись на всей территории Египта, другим - в отдельных частях страны, наконец, третьим - только в какой-то одной местности.

Как бы ни объяснять происхождение тотемизма вообще и генезис египетского тотемизма в частности, несомненно, что конкретная географическая среда, в которой обитали египтяне, фауна, игравшая многообразную роль в их жизни, были существенным фактором возникновения конкретных форм египетского тотемизма и его последующего превращения в культ животных.

Скотоводство занимало важное место в хозяйственной жизни народа еще задолго до объединения Египта, поэтому уже в глубокой древности началось обожествление крупного рогатого скота. Во времена I династии существовал культ быка Аписа. Апис был одним из божеств Мемфиса.

Что же представляет собой Апис согласно египетским источникам? Свидетельства их неоднозначны.

Во-первых, поскольку Апис был мемфисским божеством, он связывается с мемфисским богом Пта. В Большом папирусе Харрис I об Аписе сказано, что он душа бога Пта; во-вторых, Апис рассматривается как оракул бога Пта и, наконец, объединяется с богом Осирисом, являя божество Апис-Осирис. Но синкретическое Апис-Осирис отнюдь не тождественно имени Осирис-Апис. Так именуется умерший Апис в знак того, что после смерти, как и все прочие умершие, он превратился в Осириса. Сохранилось много бронзовых статуэток Аписа с солнечным диском между рогами.

Культ Аписа был всеегипетским, а также признавался персидскими царями (Дарий I), Лагидами и даже римскими императорами.

Апис не единственный обожествленный бык. В Гелиополе поклонялись черному быку Мневису. Подобно Апису, он содержался в особом помещении, после смерти его мумифицировали и хоронили, как Аписа. Замечательно, что практиковался тот же погребальный ритуал, что и в отношении умерших людей.

В Гермонте в поздние времена обожествлялся бык Бухис, черно-белой масти, его связывали с богом Монту. Близ Гермонта был специальный некрополь этих быков - Бухеум. Культ их процветал во времена XXX династии и при Лагидах.

Быки белой и черной масти были редкостью и потому строго оберегались. Приобретение в частном порядке и тем более убиение быка с признаками, которые могли рассматриваться как священные, строго карались уже во времена Нового царства.

Культы названных быков, особенно Аписа, приобрели значительную известность. Но наряду с ними в других местностях соблюдался культ других быков и разных коров - некоторые из них фигурируют в мифах.

Культ быков и коров встречается большей частью в местностях Дельты. Это вполне естественно - во все времена истории Египта Дельта была богата пастбищами. Важно подчеркнуть, что обожествлялся не весь крупный рогатый скот, а лишь отдельные его представители.

Весьма распространен был культ крокодила, олицетворявшего бога Себека. Культ крокодила возникал в местах, изобилующих этими животными. "Сама природа страны объясняет, почему культ крокодила встречается преимущественно в тех местностях, где острова на реке, быстрины или крутые отвесные берега реки представляли опасность для судоходства по Нилу, а также заболоченные местности с озерами и каналами". Таких мест было множество в долине Нила.

Нрав крокодила и отношение его к другим животным и к человеку должны были создать ему в глазах египтянина репутацию не благодетельного, а злого, губительного существа, опасного для всего живого, соприкасающегося с ним.

Вместе с тем в ряде текстов крокодил-Себек рассматривается как надежный защитник богов, его свирепость и другие устрашающие качества якобы отпугивают от богов силы зла и тьмы. В эпоху Среднего царства в Фиваиде были популярны теофорные имена Себекемсаф и Себекхотеп, соответственно означающие "Себек защита его" и "Себек доволен" и свидетельствующие о том, что Себек, в представлении египтян, мог быть защитником не только богов, но и людей. Даже фараоны XIII династии носили имя Себекхотеп.

"Один из множества крокодилов, обитающих в известной местности, удостоивался, по каким-то пока еще непонятным для нас основаниям, чести возведения в звание верховного главы, царственного представителя всех прочих крокодилов... Судя по аналогии к культам других животных видов, а также по религиозно-бытовой практике более поздних периодов древнеегипетской истории, верховный крокодил уже в первобытную эпоху содержался при храме главного города области, преданной культу крокодилов, будучи окружен величайшим почетом, питаем жертвенными яствами и молитвенно призываем своими почитателями, а изображения его как патрона чтущей его области служило областным гербом и было носимо на штандартах и почетных подставках на войне и во время торжественных религиозных процессий".

Умершего крокодила бальзамировали и хоронили - обнаружен целый ряд захоронений священного животного. Отличные экземпляры мумий крокодилов хранятся в Каирском музее.

Культ крокодила был распространен во многих местностях Верхнего и Нижнего Египта: в разных точках Фаюма, в первую очередь в Шедит; в Дельте - не менее чем в семи местностях; в Верхнем Египте - не менее чем в 15 местностях, в том числе в Омбосе и Фивах. Однако, несмотря на широкое распространение, культ крокодила, по сообщению Геродота (II, 69), не был всеегипетским - в ряде местностей он не наблюдался, например в Элефантине.

Чрезвычайно широко был распространен культ сокола (или ястреба) - воплощение бога Хора и его ипостасей. В разных номах у божественной птицы были разные эпитеты, но все они характерны для сокола (или ястреба).

Сокол (или ястреб) с распростертыми крыльями был символом неба и потому считался божественным. Такое представление имело место уже во времена I династии. С соколом (или ястребом) было связано множество разнообразных мифологических и религиозных представлений, сокол (ястреб) был воплощением не только бога Хора, но и некоторых других богов, например бога Монту. Наконец, он олицетворял фараона. Культ этого воздушного хищника был особенно популярен в поздние времена; за убийство птицы виновный мог поплатиться жизнью.

Коршун почитался в Верхнем Египте, в Эль-Кабе. Богиня-коршун считалась покровительницей Верхнего Египта и входила в качестве обязательного компонента в титулатуры всех фараонов на протяжении всей истории Египта, поскольку фараон был царем Верхнего и Нижнего Египта. В Карнаке также почитался коршун, воплощавший здесь богиню Мут, жену бога Амона.

Одним из наиболее чтимых в Египте животных была птица ибис (на земном шаре насчитывается около тридцати ее видов). Священным в Египте считался белый ибис с окрашенными в черный цвет концами маховых перьев. Ибис почитался как воплощение бога мудрости и знаний Тота, центром культа которого был Гермополь - Средний Египет.

Широко распространен был культ кошки. В знаменитой 17-й главе "Книги мертвых" один из важнейших богов египетского пантеона, бог солнца Ра, выступает как "великий кот". Смерть кошки в каком-либо доме отмечалась специальным по ней трауром всех жильцов. Умерших кошек перевозят в священные помещения, бальзамируют и хоронят в Бубасте. В римское время убийство кошки рассматривалось как тягчайшее преступление.

В ряде местностей процветал культ барана, связанного со многими божествами. Так, на острове Элефантина баран был воплощением местного бога Хнума, также и в Эсне, где тоже почитался бог Хнум, и в других городах. Близ Фаюма, в Среднем Египте, в городе Гераклеополе, баран был воплощением местного бога Харшефа, а в Мендесе культ барана мог даже соперничать с культом Аписа. Здесь баран был земным воплощением души бога Осириса. Воздавались почести барану и в Фивах - фиванского бога Амона нередко изображали бараном с загнутыми книзу рогами (у других обожествленных животных рога разведены в стороны).

К обожествленным животным относился и лев. Культ его восходит к глубочайшей древности. Львы почитались в Верхнем и в Нижнем Египте. В греко-римское время в Египте было несколько пунктов, носивших название Леонтополис. Одним из известных в Нижнем Египте мест культа льва был расположенный к северо-востоку от Гелиополя город, известный в данное время как Тель-эль-Яхудиа. Были в Нижнем Египте и другие центры львиного культа. Однако в основном центры культа льва, точнее, львицы находились в Верхнем Египте и располагались преимущественно при начале вади, уходящих в пустыню, где древнейшие охотники и водители караванов встречались с грозным хищником и поэтому считали необходимым его умилостивить.

Поклонялись не менее чем 32 богам и 33 богиням в облике льва. Особенно известны были богиня Сехмет в Мемфисе .и богиня Пахт в Спеос Артемидосе. Нельзя умолчать и о сфинксе с туловищем льва и с головой либо сокола, либо барана. Были сфинксы и с человеческими головами – изображения царей. В частности, большой гизехский сфинкс изображал царя IV династии Хефрена – лев считался и воплощением царя.

В виде змеи предстает богиня земного плодородия Рененутет. На юге Фаюма, в Мединет Мади и Фивах, она считалась богиней закромов. В фиванском некрополе поклонялись богине Мертсегер также в облике змеи. При входе во многие храмы, особенно в греко-римское время, ставились стелы с изображениями змей, охраняющих храм. Наряду с этим змеи нередко олицетворяли темные силы зла, в победоносное единоборство с которыми вступали благие божества, и в первую очередь бог солнца Ра. В облике змеи представал демон темноты Небедж и пр.

Ни с каким определенным местным культом не было связано в исторические времена поклонение скарабею. Это насекомое во все времена истории Египта играло огромную роль в религии и мифологии; оно было олицетворением жизни, самовозрождения.

Меньшей популярностью пользовались культы ряда других животных.

Гиппопотам был обожествлен в северо-западной Дельте, в номе Папремис, а также в Фаюме и Оксиринхе. В Оксиринхе был храм богини Таурт, изображавшейся в виде гиппопотама. Этой богине поклонялись и в других местах, например в Фивах.

Обожествлена была и лягушка. Она играла большую роль в религиозных представлениях в Гермополе, а также в Антиное, где олицетворяла богиню Хекат.

Египетский скорпион был воплощением богини Серкет, культ которой не был связан с каким-либо определенным местом. Богиня эта нередко упоминается в религиозных и магических текстах. Облик скорпиона могла принимать и богиня Исида.

Безобидная нильская черепаха упоминается в религиозных и мифологических текстах как существо, враждебное солнечному богу Ра. Во времена Нового царства этот антагонизм зафиксирован формулой: "Да живет Ра, да сгинет черепаха". Участь черепахи разделяла свинья - она считалась ритуально нечистым животным.

Приведенный перечень животных, игравших ту или иную роль в религиозных воззрениях египтян, не является исчерпывающим ни по названиям животных, ни тем более по деталям их культа. Упомянуты лишь важнейшие элементы тотемизма и культа животных у древних египтян.

Воображение египтян населяло пустыни, граничащие с Египтом, фантастическими животными, которые, несмотря на свою ирреальность, также стали объектом культа. Уже на памятниках эпохи, предшествовавшей объединению Египта, среди представителей реальной фауны встречаются изображения грифонов, созданий чаще всего с телом льва, головой орла и крыльями на спине, и т. п. Фантастические существа появляются на египетских памятниках и в исторические времена. Воображение египтян рисовало их опасными и злобными для человека гениями.

На многих египетских памятниках встречается изображение животного, олицетворяющего одного из главных богов египетского пантеона, Сетха, который по некоторым воззрениям считался богом пустыни и богом зла. В изображении этого неизвестного животного нет элементов явно фантастических, но попытки отождествить его с реально существующими животными окончились неудачей.

Наличие одного и того же тотема в разных пунктах Египта (например, льва или крокодила) объясняется двумя причинами: во-первых, распространением по всей стране или, вернее, в разных ее частях представителей данного вида фауны и флоры; во-вторых, микромиграциями в ходе длительного и мучительного процесса объединения Египта в одно государство, конкретная история которых нам неизвестна.

Культ животных – и в этом его характерная особенность - отражен в мифах. Мифы, вероятно, начали складываться во время перерастания тотемизма в культ, животных, следовательно, еще задолго до окончательного объединения Египта.

Для культа животных типична противоречивость отношения человека к обожествленному животному или растению. Возьмем для примера льва, обожествленного в ряде местностей и занимающего видное место в мифологии. Лев считался воплощением царя, однако это обстоятельство нисколько не мешало царям охотиться на льва и даже хвастаться своими охотничьими трофеями. Фараон Аменхотеп III, например, был большим любителем охоты и в течение десяти лет застрелил сто двух львов.

Наряду с обожествленными змеями в текстах нередко упоминаются змеи, воплощавшие силы зла и тьмы. Встречаются магические тексты с заклинанием против змей. В сказке об обреченном царевиче, например, преданная ему жена убивает змею, угрожавшую его жизни, и т. д. Словом, ряд противоречии между культом животных и реальной жизнью налицо.

Следует, наконец, подчеркнуть еще один аспект культа животных, на который почти не обращают внимания. Культ животных имеет, несомненно, точки соприкосновения с представлением египтян о загробной жизни.

Культ животных, как и тотемизм, из которого он вырос, был в значительной мере религиозным выражением номового сепаратизма. Живучесть номового сепаратизма (он существовал на протяжении всей истории Египта) коренилась в условиях конкретного социально-экономического бытия. Центральная власть фараона в периоды своего расцвета надолго подавляла номовый сепаратизм, но искоренить не могла. В моменты же ослабления центральной власти он вспыхивал с новой силой. В ходе исторического развития, особенно после падения Нового царства, страна все чаще ввергалась в хаос децентрализации. Параллельно с этим укреплялся и расширялся культ животных как религиозное проявление центробежных тенденций. С особой силой он расцвел в греко-римское время, когда объединение страны обеспечивалось уже не египетской центральной властью, а военной силой чужеземных правителей – Лагидов и Рима, когда уже не существовало более централизующей тенденции, поддерживаемой египетским правящим классом.
3. Боги Древнего Египта

Египетский народ создал самостоятельный вариант об­щечеловеческих представлений о мире, которые зако­номерно возникали по крайней мере у большинства наро­дов земного шара на определенных этапах развития об­щества.

Переход от охотничьего быта к земледельческому и ско­товодческому, смена материнского права отцовским, воз­никновение государственной власти как орудия господству­ющего класса — все это неизбежно изменяло верования египтян в том же направлении, что и у других народов, достигших соответствующего уровня социально-экономи­ческого развития. Поэтому, во-первых, местные особенно­сти не должны заслонять в наших глазах общих черт, а во-вторых, далеко не всякое сходство можно объяснить про­стым заимствованием.

Первобытный человек ищет жизнь, разум и сознатель­ную волю у любого животного и растения, в любой стихии и любом предмете, которые для научного мировоззрения представляются неодушевленными. Одухотворение неорга­нической природы в полной мере было свойственно древним египтянам, и преодолеть его до конца им, несмотря на отдельные смелые попытки, так и не удалось.

Боги египтян глубоко человечны, жизненны, но нельзя не признать, что каждый из божественных образов словно выходит из таинственной системы мироздания ради людей и снова возвращается к этому первоисточнику, где черпает силу для нового сошествия в земной мир. Это смешение небесной тайны с жизненной реальностью и составляет одну из главных отличительных черт египетской религии.

Космогонических мифов и мифов о происхождении человека у египтян было достаточно много. Связано это, по-видимому, с особенностями номовой организации Египта. Большинство исследователей признаёт, что древнейшей формой религии было почитание местных номовых божеств-покровителей. Этот культ оказался чрезвычайно устойчивым и держался до самого конца истории Древнего Египта, сочетаясь с поклонением общеегипетским божествам. Каждый ном чтил своё священное животное.

Но не все боги, фигурирующие в многочисленных египетских сказаниях, сделались чем-то большим, чем простые мифологические образы. Многие из них продолжали существовать лишь в представлении людей, не имея храмов и ритуала. Они стали достоянием фольклора и позднее - теологии. Другие же сделались великими богами Египта. Рассмотрим некоторых из них.

ОСИРИС (УСИР)

Осирис – бог жизненных сил природы и плодородия, владыка подземного мира.

О том, каким уважением и поклонением пользовался Осирис, можно судить по гимну, начертанному на стеле, датируемой приблизительно XV в. до н.э. (так как на ней уничтожено имя Амона – а это делалось по указанию Эхнатона).

Как видим, египтяне не скупились на славословия в адрес Осириса, наделяя его едва ли не верховной властью. Правда, упоминается и Атон-Ра, но ему предопределено место в небесах. Недаром в одном из мифов сказано, что Ра, состарившись и утомившись, отдалился от земных дел.

Осирис, первенец бога земли Геба и богини небес Нут, в мифологические времена, как считалось, унаследовал власть на земле от своего отца (естественно, центром земли и его владений был Египет). Осирис научил людей хорошим нравам и обычаям, отучив от людоедства. От него люди узнали, как выращивать злаки и виноград, выпекать хлеб, изготовлять пиво и вино, строить города, лечить, почитать богов, а также добывать и обрабатывать медную и золотую руды. Возможно, это свидетельствует о том, что первые мифы об Осирисе как культурном герое (вспомним образ Прометея) зародились еще в медном веке.

Надо заметить, что в мифах об Осирисе причудливо переплелись два образа: фараона, порой весьма реалистично описанного, и бога. То же можно сказать и о его сестре и жене Исиде.

В связи со смертью и воскрешением Осириса в Египте происходили торжественные церемонии. Существовал погребальный обряд, в процессе которого символом возрождения умершего в царстве мертвых служили зерна, посаженные во влажную землю, заполняющую глиняную форму. Появление всходов отождествлялось с возрождением под покровительством Осириса. Празднование воскрешения Осириса происходило в последний месяц сезона разлива Нила, когда вода начинала спадать.

Ну а как быть с земным воплощением бога – фараоном? В реальность его возрождения поверить было невозможно. Но и тут оставалась «интеллектуальная лазейка»: предположение о том, что помимо тела есть у человека еще одна сущность – душа, нечто эфемерное, покидающее тело и уходящее в мир иной. В таком случае именно там, в иномире, могла происходить встреча души человеческой с богами, а прежде всего – с Осирисом.

Из всех богов Осирис был наиболее близок и понятен египтянам. Это был человек (и бог одновременно) добродетельный, испытавший страдания и смерть (безвинно), удостоившийся воскрешения и последующей вечной жизни. Он позволял надеяться на то, что нечто подобное возможно и с людьми, которым тоже приходится страдать и умирать.

Более четырех тысячелетий в Египте сохранялся не только культ Осириса, но и метод мумификации тел в подражание Осирису. Так проявлялась борьба человека со смертью и тлением и надежда на жизнь после жизни.

ГОР (ХОР)

Гор – один из древнейших египетских богов, хранивший предания о тех временах, когда охота была главенствующим занятием мужчин. Его изображали – в более поздние периоды – в виде человека с головой сокола или солнечного диска с распростертыми соколиными крыльями. У него был только один глаз, потому что после того, как Осирис был убит своим братом Сетом, Гор боролся с Сетом за трон Египта. В этом сражении Гор потерял один из его глаз, и позже это стало признаком защиты в Египте. Гор объединил Египет и даровал богословие фараону.

Гор - бог неба, и сын Осириса. Его мать - Исида.

Гор выступал в двух ипостасях: как владыка небес, царь богов, владыка Солнца, а также как земной царь, фараон.

Однако было очевидно отличие небесного царя от земного, смертного владыки. Для преодоления этого противоречия была придумала такая мифологическая цепочка (нечто подобное идее круговорота жизни). После своей смерти земной Гор превращался в воскрешенного бога Осириса, чем обеспечивалось его бессмертие.

В более поздних мифах Гор изображен как светоносный бог, который вступает в схватку с силами тьмы и зла, мстит за смерть своего отца Осириса и охраняет власть фараона.

ТОТ

От большинства богово он отличается тем, что наименее противоречив. Он – бог мудрости, счета и письма, магии и чародейства, а также в некоторых воплощениях – бог Луны, «серебряного Атона».

Тота называли «писцом богом», «властелином письменности», «владыкой папируса», «изобретателем палитры и чернильницы», «властелином божественных слов» или «слов власти». Вера в силу слова у египтян была чрезвычайно велика. Древние придавали огромное значение именно божественному слову.

Являясь олицетворением знания, он сумел защитить Осириса и Гора, поведав Исиде «слова власти», магические заклинания, благодаря которым она смогла воскресить Осириса и обеспечить победу Гора над Сетом. При этом важно было не только знать «слова власти», но и произносить их без запинки, определенным образом. И всему этому Тот научил Исиду.

Священными животными Тота были павиан и ибис. На изображениях Тот нередко держал пальмовую ветвь – символ его власти над временем. Считалось, что он выделил годы, месяцы и дни, ведя им счет. Он научил отмечать дни рождения и смерть, а также вести летописи.

Тот почитался не только как покровитель жрецов и магов, но и представителей всех интеллектуальных профессий. В период упадка египетской культуры на первый план вышли оккультные «знания», связанные с магическими заклинаниями, астрологией и алхимией. В античное время функции Тота унаследовал греческий бог Гермес.

Есть еще один аспект представлений египтян о боге мудрости. Ведь он олицетворял два очень разных вида знания: рациональное, которое можно сопоставить с наукой и техникой, и мистическое, отчасти связанное с тем, что мы называем интуицией, проявлением подсознания. В первом случае речь идет о подлинном знании, а во втором – о стремлении преодолеть незнание, в чем призвана помочь религия.

ПТА (ПТАХ)

Пта был главным богом древнего города Мемфиса. Он был богом создателем, который принес все вещи в то, чтобы быть (существовать), думая о них своим умом и назвал их теми названиями какие они имели. Он был уникален среди египетских богов создания, среди которых его методы были интеллектуальными, а не физическими. Согласно священникам Мемфиса, все - работа сердца и языка Пта: боги рождаются, города основываются, и порядок поддерживается.

Пта был также богом патроном квалифицированных мастеров и архитекторов. Это может произойти из-за превосходных источников известняка около его храма в Мемфисе. Как мастер, Пта, как говорили, вырезал божественные тела.

В искусстве он изображается, как бородатый мумифицировавший человек, часто нося ермолку, в своих руках он держит анк , скипетр, и джет, символы жизни , власти и стабильности , соответственно. Также полагалось, что Пта проявился в быке Аписе.

РА (РЭ)

Египет – солнечная страна. Искусство Древнего Египта проникнуто светом, радостью, красотой. Не удивительно, что в такой стране и у такого народа возник и стал главенствующим культ бога Солнца – Ра.

Далеко не сразу этому богу было определено первенство на небесном пантеоне. С развитие земледелия архаичные доисторические культы животных начали меняться. Так, у божественного сокола Гора на голове появился солнечный диск (и не у него одного).

Центром культа Ра был город Иуну. И когда в середине III тысячелетия до н.э. возвысилась V династия Древнего царства, происходившая из Иуну, Ра превратился в общеегипетского Владыку Вселенной.

Культ Ра, сопряженный с культом фараона, имел серьезное идеологического значение, способствовал укреплению государственной власти. Существовали мифы, «объясняющие» особенности календаря.

С богом Ра в истории Египта происходили существенные изменения. Когда держава была единой и мощной, его культ (в лице фараона) достигал апогея; тогда это был действительно повелитель богов, о чем повествовали мифы. Но в периоды распада единого государства образ Ра тоже дробился. Каждый местный владыка претендовал на этот образ и связывал его с каким-либо местным богом-покровителем.

МААТ

Маат была богиней физического и морального закона Египта, порядка и правды. Говорилось, что она была женой Тота и имела восемь детей от него. Самыми важными из ее детей был Амон . Эти восемь были главными богами Гермополиса и согласно священникам там, они создали землю и все, что находится на земле.

Маат изображалась в форме сидящей женщины или в сидячем положение. Она держит скипетр в одной руке, и анк в другом. Символ Маат был страусовое перо, и ее всегда показывают, нося этот символ в своих волосах. На некоторых картинах у нее есть пара крыльев, приложенных к ее рукам. Иногда ее показывают как женщину со страусовым пером на голове.

Как богиня порядка Маат являлась не только олицетворением социальной справедливости, но политической устойчивости в государстве (отступление фараона или вельможи от правды считалось преступлением перед богиней), а также мирового порядка, законов природа и богов. В космогоническом смысле Маат придавалось первостепенное значение: порядок противостоял хаосу.

СЕТ

Едва ли не всех религиях мира светлому и доброму началу противостоит темное и злое. В египетской мифологии такая роль отводится Сету. Сет наделен человеческими отрицательными качествами, в частности, коварством, жестокостью, завистью, и предстает чаще всего в человеческом обличье. Чаще всего Сет выступал как олицетворение злого начала, убийца Осириса, вредоносный бог пустыни, враждебных «чужих стран».

НУТ

Нут – небесная корова, особо почитаемая в Египте как олицетворение неба, точнее сказать – космоса, потому что ее тело изображали усыпанными звездами.

Богиня Нут была дочерью Шу и Тефнут, и женой Геба, земного бога. У Нут было четыре ребенка с Гебом. Осирис и его жена Исида, наряду с Сетом и его женой Нефтис.

Для древних египтян звездный небосвод выступал в образах коровы Нут, женщины Нут, океана, крыши и даже крыльев. Космос – это, прежде всего, нечто божественное и живое. Нут – это живое существо. Космическое пространство вместе со звездами представляет собой, по мысли древнеегипетских мудрецов, живой организм.

ИСИДА

В античное время эту богиню, популярную не только в Египте, но также в Греции и Риме, назвали «та, у которой тысяча имен». Действительно она считалась богиней материнства, плодородия, семьи, воды и ветра, магии, мореплавания… Культ ее распространился далеко за пределы Египта.

Исида владела магическим искусством, а потому ее знания и чары должны были служить надеждой и защитой для тех, кому она покровительствует. В почитании Исиды проявлялась растущая вера в необычайные возможности магии.

ХАТОР (ХАТХОР)

Богиня-корова Хатор была старым защитником музыки, танцев и любви. Будучи коровой, она была женой священного быка Бучис Арманта, персонифицирующего плодородие и материнство. Также ее популярность была несломана во время всей египетской истории. Она и Гор защищали королевскую пару, и она следила за прибытием мертвого фараона в следующий мир.

Ее культ был сосредоточен в Денедра, где она была богиней изобилия и рождаемости. В Фивах она была замечена как богиня мертвых, и греки сопоставляли ее с Афродитой (их богиней любви).

Мифологии Древнего Египта посвящены многие тома исследований, а потому перечисленные выше боги – лишь малая толика из всех божеств, почитаемых древними египтянами. Не стоит забывать и о богине мудрости Бастет, о боге плодородия Аписе. Обожествляя природу, да и саму жизнь, даже ее бытовые стороны, египтяне так же поклонялись многочисленным божествам и существам более низкого уровня, которых можно сравнить с древнеславянскими домовыми, лешими, рожаницами, водяными. Такие божества, как Аха, Хит, Патэки, Бес, изображались в виде карликов, кривых, бородатых человечков. Их задача – защищать дом и людей, в нем живущих, от бед и напастей, болезней, опасных животных. 
Заключение

Мифология египтян неоднородна по срав­нению, скажем, с греческой, что не уди­вительно, так как она более древняя. Обычным было несколько представлений об объекте.

В египетской мифологии отсутствует логическая последо­вательность, что также указывает на древность мифов. Каждый бог выполняет много функций, и сами боги часто замещают друг друга. То, что многие из них имеют головы животных, указывает на тотемические корни египетской мифологии. Такие боги – модификации тотемов отдельных поселений.

Миф об Осирисе важен для египтян потому, что чело­век мог надеяться на воскрешение после смерти. В пользу этого предположения говорит то, что погребальный ритуал повторял легенду об Осирисе, отождествляя покойного с этим богом. А сам гроб делался в форме Осириса.

Миф о борьбе Осириса и его сына Гора с Сетом можно трак­товать как борьбу почитаемых на севере богов Осириса и Гора с богом юга Сетом. В мифе Гор побеждает Сета, тогда как в реальности, наоборот, юг завоевал север.

Идея вечного и вселенского бога, засвидетельствованная в самом начале египетской истории, возникла в результате полити­ческого объединения страны.

Египетская цивилизация имела самый сложный из извест­ных на Земле ритуал погребения, в основе которого лежала на­дежда на достижение вечной жизни при надлежащем погребении.

Древние египтяне заботились о богах и мертвых больше, чем о живых. Если говорить о поклонении богам, то в этом на них похо­жи некоторые другие нации, но что касается мертвых, то здесь егип­тяне уникальны. Для них смерть была самым главным врагом, кото­рого нужно победить во что бы то ни стало. Именно для этого они строили пирамиды и бальзамировали умерших. Египтяне очень боялись духов умерших и особенно того вреда, который они могут при­чинить оставшимся в живых.

Фараон в со­ответствии с египетской мифологией с начала первой династии считался богом Гором, который изображался в виде сокола. Та­ким образом, Гор представлялся троицей из небесного царя, зем­ного царя и сокола. Цель египетской космологии состояла не толь­ко в том, чтобы объяснить происхождение мира, но и доказать бо­жественность царя.

Египтяне верили в то, что умершие продолжают существо­вать. Пирамида – это местопребывание тела бога, обожествленно­го и преображенного царя. Все излишки средств шли на строитель­ство пирамид для фараонов, саркофагов – для элиты, что считалось важнейшим делом. Пирамиды, как и сфинксы, стали символа­ми египетской цивилизации.

Во все времена своего существования египетская религия никогда не рас­ставалась с культом животных, растений и т. д. В силу этого обстоятельства, одни египетские боги имели антро­поморфные изображения, другие – зооморфные. Для еги­петской религии характерным явлением также на протя­жении всей ее истории был синкретизм, т. е. объединение в одно двух и даже более божеств, перенесение качеств и свойств одного на другое. И наконец, с древнейших времен до самого ее исчезновения египетская религия теснейшим образом переплеталась с магией.
Список использованных источников:

  1. Бардж Э., Древний Египет: духи, идолы, боги / Э.Бардж [пер. с англ. Л.А. Игоревского] – М.: Центрполиграф, 2009 – 478 с. ISBN 978-5-9524-4497-3

  2. Горелов А.А., Культурология: Учеб. пособие – М.: Юрайт-М, 2002 – 400 с. ISBN 5-94227-083-Х

  3. Коростовцев В.А., Религия Древнего Египта – СПб: Нева, 2000 – 462 с. ISBN 5-87516-198-1

  4. Мировая художественная культура. Древний Египет. Скифский мир: Хрестоматия / сост. И.А. Химик. – СПб.: Издательство «Лань», 2004 – 800 с. ISBN 5-8114-0551-0

  5. Мюллер М., Египетская мифология / М. Мюллер [пер. с англ. Бажановой Г.В.] / – М.: Центрполиграф, 2007 – 334 с. ISBN 978-5-9524-3094-5

  6. Перепелкин Ю.Я., История Древнего Египта. – СПб: Летний сад, 2000 – 559 с. ISBN 5-89740-011-3

  7. Уайт Дж. М., Боги и Люди Древнего Египта. – М.: Центрполиграф, 2004 – 188 с. ISBN 5-9524-1030-8

  8. Мифология Древнего Египта - http://smallbay.ru/gods/egypt.html

  9. Пантеон богов и культовые центры Древнего Египта http://www.countries.ru/library/ancient/panteon.htm




Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации