Особенности поведения и взаимоотношений с окружающими детей с задержкой психического развития - файл

приобрести
скачать (40.6 kb.)


Особенности поведения и взаимоотношений с окружающими детей с задержкой психического развития.

Взаимосвязь эмоциональных и когнитивных компонентов проявляется в том, что проблемы познавательного характера, наблюдающиеся у детей с ЗПР, приводят не только к трудностям обучения, но и к значительному эмоциональному напряжению, которое нередко становится причиной поведенческих нарушений.

Незрелость психики, инфантильность мотивации, недоразвитие механизмов регуляции зачастую становятся благоприятной почвой для развития склонности к асоциальным поступкам и нарушению влечений. В целом поведение детей с ЗПР отличается непоследовательностью, конфликтностью, непредсказуемостью, что обусловлено их психической неустойчивостью.

Вышеперечисленные особенности приводят к нарушению средств общения и способов коммуникации, обеднению социального опыта и, как следствие, затруднению социальной адаптации детей с ЗПР. Таким образом психологическая база для эффективного взаимодействия детей с ЗПР дефицитно ослаблена. Низкая потребность в общении сочетается с деструктивными формами поведения. Благоприятной почвой для патологического развития влечений являются незрелость психики, инфантилизм мотивации, дефицитность механизмов регуляции.

Психическая неустойчивость большинства детей с ЗПР определяет особенности их общественного поведения: оно непоследовательно, неровно, часто нелогично, конфликтно, непредсказуемо. Многие исследователи отмечают ослабленность развития психофизиологической базы поведенческих механизмов детей с ЗПР.

В сфере межличностного взаимодействия дети с ЗПР тяготеют к контактам с детьми более младшего возраста, которые лучше их понимают, при этом испытывая страх перед большой группой сверстников, что нередко приводит к формированию агрессивно-защитного типа поведения. В конфликтных ситуациях они стремятся к соперничеству, что свидетельствует о неразвитых навыках сотрудничества, которые являются необходимой составляющей процесса взаимодействия. Также в межличностной сфере детей с ЗПР проявляются такие особенности, как: неустойчивость и эмоциональная поверхностность контактов, дезадаптивные формы взаимодействия, импульсивность поведения, слабое проявление эмпатии, неадекватные способы выхода из конфликтов, склонность к зависимости от более активных сверстников (Желудкова А.В, 2012; Защиринская О.В., 2007).

Детям с ЗПР свойственна низкая потребность в общении, недостаточная сформированность коммуникативных умений, часто проявляется личностная позиция «неуспевающего», неумение конструктивно взаимодействовать, недоверие к новым людям, неуравновешенность. Обнаруживается снижение возможностей произвольной регуляции поведения, что проявляется либо в повышенной возбудимости, либо заторможенности.

В соответствии с психическими особенностями и поведением на основании длительного наблюдения психологи выделяют несколько групп учащихся детей с ЗПР: уравновешенные, заторможенные и возбудимые.

К первой группе можно отнести детей, поведение которых относительно спокойно и уравновешенно. Они достаточно активны, у них не обнаруживается больших отклонений в эмоционально-волевой сфере, в поведении. Внутри этой группы можно выделить две подгруппы: часть детей наиболее активна, исполнительна, ответственно относится к своим обязанностям, проявляет некоторую инициативность. Они пользуются уважением товарищей, могут организовать одноклассников. Другая часть – менее активные учащиеся. В детском коллективе они не могут выполнять функции организаторов и не стремятся к этому.

Дети второй группы обычно вялы, безынициативны, не уверены в себе, не исполнительны. При преобладающем торможении дети характеризуются вялостью, пассивностью, медлительностью, заторможенностью моторики, познавательной деятельности и поведения в целом. Не редко они обидчивы, плачут по малейшему поводу, болезненно переживают свои неудачи, уединяются, замыкаются в себе.

Третью группу составляют легковозбудимые дети. В их поведении преобладают стойкая (повышенная) аффективная возбудимость, расторможенность, психическая неустойчивость. Для этой группы детей характерно сочетание импульсивности с повышенной внушаемостью, заражаемостью. Основные мотивы поведенческих реакций – получение удовольствия или подражание неспособность противостоять внешнему влиянию.

Расторможенность психических процессов, повышенная возбудимость этой группы детей с ЗПР приводит к тому, что импульсивное поведение чаще всего превращается в цепочку реакций (крики, драки, ссоры, обиды) и неадекватных выходов из конфликта. Характерно стойкое преобладание таких психических состояний, как: импульсивность, бурные реакции, склонность к агрессии (физическая или словесная), конфликтность, драчливость грубая реакция протеста. Аффективные реакции быстро закрепляются и могут повторяться уже без видимых причин, вне реальных конфликтов. В связи с тем, что у большинства детей с ЗПР имеются недостатки развития нервной системы, аффективные вспышки нередко заканчиваются головной болью, повышением температуры, состоянием усталости. По причине функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей.

Данные клинических и психолого-педагогических исследований свидетельствуют о замедлении у данной категории детей темпов формирования системы социальных отношений, представлений и знаний о них.



Межличностному общению принадлежит ведущая роль в развитии у ребенка познавательных и психических функций, которые изначально формируются в процессе общения со взрослым и лишь затем становятся произвольными. Как было показано выше, ребенок с задержанным развитием имеет ряд специфических черт, которые затрудняют его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, и результаты этого неэффективного общения во многом определяют его дальнейшее психическое развитие.

Источник: статья Е. В. Короткова, Д. В. Григорьев « Особенности поведения и взаимоотношений с окружающими детей с ЗПР» журнал « Царскосельские чтения» 2017 г

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации