Особенности поведения и взаимоотношений с окружающими детей с задержкой психического развития.
Взаимосвязь эмоциональных и когнитивных компонентов проявляется в том, что проблемы познавательного характера, наблюдающиеся у детей с ЗПР, приводят не только к трудностям обучения, но и к значительному эмоциональному напряжению, которое нередко становится причиной поведенческих нарушений.
Незрелость психики, инфантильность мотивации, недоразвитие механизмов регуляции зачастую становятся благоприятной почвой для развития склонности к асоциальным поступкам и нарушению влечений. В целом поведение детей с ЗПР отличается непоследовательностью, конфликтностью, непредсказуемостью, что обусловлено их психической неустойчивостью.
Вышеперечисленные особенности приводят к нарушению средств общения и способов коммуникации, обеднению социального опыта и, как следствие, затруднению социальной адаптации детей с ЗПР. Таким образом психологическая база для эффективного взаимодействия детей с ЗПР дефицитно ослаблена. Низкая потребность в общении сочетается с деструктивными формами поведения. Благоприятной почвой для патологического развития влечений являются незрелость психики, инфантилизм мотивации, дефицитность механизмов регуляции.
Психическая неустойчивость большинства детей с ЗПР определяет особенности их общественного поведения: оно непоследовательно, неровно, часто нелогично, конфликтно, непредсказуемо. Многие исследователи отмечают ослабленность развития психофизиологической базы поведенческих механизмов детей с ЗПР.
В сфере межличностного взаимодействия дети с ЗПР тяготеют к контактам с детьми более младшего возраста, которые лучше их понимают, при этом испытывая страх перед большой группой сверстников, что нередко приводит к формированию агрессивно-защитного типа поведения. В конфликтных ситуациях они стремятся к соперничеству, что свидетельствует о неразвитых навыках сотрудничества, которые являются необходимой составляющей процесса взаимодействия. Также в межличностной сфере детей с ЗПР проявляются такие особенности, как: неустойчивость и эмоциональная поверхностность контактов, дезадаптивные формы взаимодействия, импульсивность поведения, слабое проявление эмпатии, неадекватные способы выхода из конфликтов, склонность к зависимости от более активных сверстников (Желудкова А.В, 2012; Защиринская О.В., 2007).
Детям с ЗПР свойственна низкая потребность в общении, недостаточная сформированность коммуникативных умений, часто проявляется личностная позиция «неуспевающего», неумение конструктивно взаимодействовать, недоверие к новым людям, неуравновешенность. Обнаруживается снижение возможностей произвольной регуляции поведения, что проявляется либо в повышенной возбудимости, либо заторможенности.
В соответствии с психическими особенностями и поведением на основании длительного наблюдения психологи выделяют несколько групп учащихся детей с ЗПР: уравновешенные, заторможенные и возбудимые.
К первой группе можно отнести детей, поведение которых относительно спокойно и уравновешенно. Они достаточно активны, у них не обнаруживается больших отклонений в эмоционально-волевой сфере, в поведении. Внутри этой группы можно выделить две подгруппы: часть детей наиболее активна, исполнительна, ответственно относится к своим обязанностям, проявляет некоторую инициативность. Они пользуются уважением товарищей, могут организовать одноклассников. Другая часть – менее активные учащиеся. В детском коллективе они не могут выполнять функции организаторов и не стремятся к этому.
Дети второй группы обычно вялы, безынициативны, не уверены в себе, не исполнительны. При преобладающем торможении дети характеризуются вялостью, пассивностью, медлительностью, заторможенностью моторики, познавательной деятельности и поведения в целом. Не редко они обидчивы, плачут по малейшему поводу, болезненно переживают свои неудачи, уединяются, замыкаются в себе.
Третью группу составляют легковозбудимые дети. В их поведении преобладают стойкая (повышенная) аффективная возбудимость, расторможенность, психическая неустойчивость. Для этой группы детей характерно сочетание импульсивности с повышенной внушаемостью, заражаемостью. Основные мотивы поведенческих реакций – получение удовольствия или подражание неспособность противостоять внешнему влиянию.
Расторможенность психических процессов, повышенная возбудимость этой группы детей с ЗПР приводит к тому, что импульсивное поведение чаще всего превращается в цепочку реакций (крики, драки, ссоры, обиды) и неадекватных выходов из конфликта. Характерно стойкое преобладание таких психических состояний, как: импульсивность, бурные реакции, склонность к агрессии (физическая или словесная), конфликтность, драчливость грубая реакция протеста. Аффективные реакции быстро закрепляются и могут повторяться уже без видимых причин, вне реальных конфликтов. В связи с тем, что у большинства детей с ЗПР имеются недостатки развития нервной системы, аффективные вспышки нередко заканчиваются головной болью, повышением температуры, состоянием усталости. По причине функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей.
Данные клинических и психолого-педагогических исследований свидетельствуют о замедлении у данной категории детей темпов формирования системы социальных отношений, представлений и знаний о них.