Отчет по лабораторной работе №1 По дисциплине - файл

скачать (48.9 kb.)


Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Санкт-Петербургский горный университет

Кафедра транспортно-технологических машин и комплексов



Отчет по лабораторной работе №1

По дисциплине Основы научных исследований



(наименование учебной дисциплины, согласно учебному плану)

Тема работы Методы и процедуры поиска информации для исследования

Выполнил: студент гр. АХ-18 Кайряк В.С.

(шифр группы) (подпись) (Ф.И.О.)
Дата:

Проверил

руководитель работы: ассистент Чудакова Н.В.

(должность) (подпись) (Ф.И.О.)

Санкт-Петербург

2021

Цель работы:



Рассмотреть методы работы с алфавитным и систематическим библиотечными каталогами, раскрыть аббревиатуры УДК, ББК, привести пример классификатора ГРНТИ.

Основные понятия:

Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ), который представляет собой универсальную иерархическую классификацию областей общественных знаний, принятую для систематизации сфер научно-технической информации.

Рисунок 1 – Пример классификатора с сайта ГРНТИ

Универсальная десятичная классификация (УДК) — система классификации информации, широко используется во всём мире для систематизации произведений науки, литературы и искусства, периодической печати, различных видов документов и организации картотек.

УДК – это система, используемая для кодировки публикуемых текстов, основанная на иерархическом принципе от общего к частному и учитывающая тематику и исследовательское направление работы.

Библиотечно-библиографическая классификация (ББК) применяется в библиотеках для организации систематической (по отраслям знания) расстановки книжных фондов, для построения структуры карточных систематических каталогов (СК) и картотек, в качестве поискового инструмента в электронных каталогах (ЭК), в целях библиотечной статистики, используется в библиографической и издательской практике.

В ББК представлены не только науки и научные дисциплины, отрасли практической деятельности, но также отдельные понятия, проблемы, факты и события общественной жизни. Многоступенчатая структура системы отражает принципы перехода от простого к сложному, от общего к частному, от низшего к высшему. Алфавитное расположение понятий применяется на наиболее глубоких ступенях деления.

Общие положения:

Алфавитный каталог (АК) – это библиотечный карточный каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке фамилий индивидуальных авторов, наименований коллективных авторов или заглавий документов.

С помощью АК можно проводить поиск по следующим типам запросов:

- имеется ли в библиотеке конкретное произведение данного автора (индивидуального или коллективного) и если имеется, то каков его адрес (полочный индекс);

- какие произведения данного автора имеются в библиотеке;

- какие переиздания данного произведения имеются в фондах;

- в каких изданиях то или иное лицо участвовало в качестве соавтора, редактора, т.п.;

- какие выпуски входят в ту или иную серию;

- запрос на библиографическое уточнение, касающийся тех или иных элементов библиографической записи, например: в каком году вышло данное издание, было ли оно переработано и дополнено, каково место издания и пр.

Отличительная особенность построения АК – это расстановка карточек в строгом алфавитном порядке фамилий авторов, наименований организаций и(или) заглавий документов. Индекс вместе с авторским знаком (в левом верхнем углу карточки) являются для библиотекаря ориентиром для поиска документа.

В АК карточки на произведения одного автора располагаются в следующем порядке:

1. Полное собрание сочинений.

2. Собрание сочинений.

3. Сочинения.

4. Избранные сочинения.

5. Избранные произведения.

6. Отдельные произведения в алфавите заглавий.

Систематический каталог (СК) – это библиотечный карточный каталог, в котором библиографические записи располагаются по отраслям знания, в соответствии с определенной системой классификации. СК обеспечивает поиск по определенной заданной теме. СК строится на основе библиотечной классификации: УДК, ББК и др. каждой отрасли знания соответствует свой индекс (шифр) в виде числового обозначения. Например: вся литература по физике расположена в разделе 53, а по математике 51.

СК состоит из собственно систематического каталога и алфавитно-предметного указателя (АПУ) к нему. АПУ выполняет функции «ключа» к систематическому каталогу и является ориентиром в поисковой работе пользователей. Это картотека, в которой карточки расположены в алфавитном порядке. На карточке рядом с понятием ставятся индексы соответствующих отделов систематического каталога.

Карточки в систематическом каталоге расставляются по отраслям знания в соответствии с основными делениями библиотечной классификации. Внутри разделов СК расставляются в алфавитном порядке по фамилиям авторов и названиям. Сначала книги и брошюры на русском языке, затем на иностранных языках; далее справочники, диссертации, отчеты, труды организаций (постоянных или временных), учебники и учебные пособия, литература по истории отрасли знания. Отдельные группы материалов разделяются соответствующими разделителями.

Поиск в систематическом каталоге необходимо проводить следующим образом:

1. Надо обозначить тему поиска словом или коротким словосочетанием и посмотреть, есть ли оно в АПУ СК.

2. Если да, то по указанному в АПУ индексу следует найти соответствующий раздел СК, в котором проводится поиск описания нужной книги.

3. В случае его наличия необходимо заполнить читательское требование на данную книгу.

4. Если искомого слова или словосочетания в АПУ нет или же нет описания на книгу в систематическом каталоге, то следует изменить формулировку и повторить поиск по АПУ.

5. Если опять получается отрицательный результат, надо обозначить предмет поиска более широким понятием и еще раз повторить поиск в АПУ.

6. Если снова ничего не найдено, необходимо обратиться к дежурному библиографу.

Вывод:


В ходе работы были исследованы понятия универсальной десятичной классификации, библиотечно-библиографической классификации, государственного рубрикатора научно-технической информации, а также рассмотрены алфавитные и систематические каталоги. Был проведен анализ двух библиотечных каталогов и выучена необходимая о них информация.

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации