О конституционного суда в системе органов государственной власти, в системе судебных органов - файл

приобрести
скачать (71.5 kb.)


ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА. МЕСТО КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, В СИСТЕМЕ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ.

Термин «статус» широко употребляется в законодательстве и в юридической литературе. Наравне с термином «правовое положение», «правовой статус» обычно применяют тогда, когда речь идет о характеристиках того или иного субъекта правоотношений. В теории права «статус субъекта права», более общая правовая категория, обычно рассматривается как совокупность, система, комплекс основных прав и обязанностей, принадлежащих субъекту права, установленных нормами объективного права независимо от участия субъекта в конкретных правоотношениях. Применительно к органам государственной власти наиболее распространено отождествление правового статуса с компетенцией.

Конституционно-правовой статус органа конституционного судебного контроля — это совокупность правовых норм, содержащихся в Конституции, иных нормативных актах и характеризующих этот орган как часть государственного механизма, определяющих его как самостоятельную организационную единицу, а также как орган, осуществляющий особую функцию государства — судебную деятельность, в форме конституционного правосудия (т.е. устанавливающих его компетенцию).

Элементами конституционно-правового статуса органа конституционного судебного контроля могут быть признаны: конституционно-правовая характеристика органа конституционного судебного контроля; место органа конституционного судебного контроля в системе органов государственной власти, в системе судебных органов; порядок учреждения, формирования и организации деятельности органа конституционною судебного контроля; принципы и гарантии деятельности органа конституционного судебного контроля; компетенция и ответственность соответствующею органа; взаимоотношения органа конституционного судебною контроля с иными органами государственной власти.

Перечень элементов конституционно-правового статуса можно конкретизировать более детально. Например, важным в рассматриваемом вопросе является компонент, включающий полномочия органа конституционного судебного контроля по формированию своих внутренних структур, избранию должностных лиц. На правовое положение соответствующего органа также оказывает влияние статус судей. Но все это поглощается определенными элементами статуса (например, порядком организации органа, принципами и гарантиями деятельности органа, соответственно).

Особое место в системе отношений, регулируемых конституционным правом, занимают отношения, связанные с деятельностью такого судебного органа, как Конституционный Суд Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

В СССР до конца 1980-х гг. идея конституционного судебного контроля отвергалась ввиду отсутствия конституционного принципа разделения властей. В 1988 г. был создан Комитет конституционного надзора СССР, который являлся скорее парламентским, нежели судебным органом. Он имел ограниченную компетенцию, был наделен правом лишь приостанавливать, а не отменять признанные им неконституционными правовые акты, за исключением актов, нарушающих основные права и свободы человека.

В декабре 1990 г. в Российской Федерации был учрежден Конституционный Суд как специализированный орган судебного конституционного контроля. Порядок его формирования и компетенция регламентировались Законом РСФСР от 12 июля 1991 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации».

В связи с принятием Конституции 1993 г., установившей в ст. 125 новые положения, регламентирующие организацию и основы полномочий Конституционного Суда РФ, 21 июля 1994 г. был принят Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Конституционный Суд состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации тайным голосованием по представлению Президента РФ. Назначенным на должность судьи считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации.

Полномочия Конституционного Суда РФ установлены ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Закона о Конституционном Суде. К их числу относятся прежде всего полномочия по разрешению дел о соответствии Конституции:


Конституция РФ закрепила ограниченный перечень субъектов, которые

могут обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами по разрешению дел о соответствии этих актов Конституции. Это: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции между:


Важным полномочием обладает Конституционный Суд РФ в области

защиты прав и свобод граждан. Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле.

Конституционный Суд РФ наделен правом толкования Конституции РФ, которое он дает по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ.

По запросу Совета Федерации Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Конституционный Суд РФ наделен правом выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Конституционный Суд РФ осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; он может также пользоваться правами, которые предоставляются ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

В целях недопущения втягивания Конституционного Суда РФ в политическую борьбу и разграничения сферы его деятельности и деятельности других судов, законодательство ограничивает его компетенцию. Так, ст. 3 Закона о Конституционном Суде устанавливает, что Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства Конституционный Суд РФ воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Конституционный Суд РФ в некоторых случаях может предрешать содержание законодательства.



Так, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 31 октября 1995 г. № 12-П указал, что поправки в главы с 3 по 8 Конституции РФ принимаются в форме особого правового акта — закона РФ о поправке к Конституции РФ. Затем выявленная в решении Конституционного Суда РФ форма нормативного правового акта была предусмотрена Федеральным законом от 04.03.1998 N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».




Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе России. Его статус обусловлен спецификой компетенции в рамках судебного конституционного контроля, разрешением дел в сфере принадлежности, организации и осуществления публичной власти, взаимоотношений государства и личности. Деятельность Конституционного Суда РФ направлена на обеспечение сбалансированного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, гармоничное развитие системы российского права. Конституционный Суд РФ призван решать исключительно вопросы нрава.

Исходя из положений Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд РФ не возглавляет судебную систему и не является вышестоящей инстанцией для иных органов судебной системы РФ.

Вместе с тем, учитывая, что основной целью его деятельности является защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории страны, Конституционный суд РФ занимает ведущее положение в сфере конституционного контроля в стране.
Список использованной литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (электронный ресурс): http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 27.09.2021)

  2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) "О Конституционном Суде Российской Федерации" (электронный ресурс): http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4172/ (дата обращения: 27.09.2021)

  3. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 12-П "По делу о толковании статьи 136 Конституции РФ" // Официальный сайт Конституционного Суда РФ (электронный ресурс): http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision30324.pdf (дата обращения 27.09.2021)

  4. Стрекозов В.Г. Конституционное право России. 2018 г. (электронный ресурс): https://studme.org/100550/pravo/konstitutsionnoe_pravo_rossii (дата обращения: 27.09.2021)

  5. Виноградов В.А. Конституционное право РФ. 2018 г. (электронный ресурс): https://studme.org/258982/pravo/konstitutsionnoe_pravo_rf

  6. Косяков С.С. Правовой статус Конституционного Суда в Российской Федерации // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 4 (октябрь – декабрь) 2014



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации