Шпоры по экономике - файл n1.doc

приобрести
Шпоры по экономике
скачать (124.8 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1015kb.07.06.2003 01:37скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
1. Экономика, ее предмет, теоретическое и практическое направление. В наиболее общем виде экономика представляет наблюдение, исследование опыта производства материальных благ на протяжении всей истории общества, систему идей, знаний о хозяйственной практике, научные обобщения, закономерности развития производства. В практике и науке экономика используется в следующих значениях: 1.Совокупность отношений между многообразными собственниками, между различными производителями материальных благ или предприятиями и фирмами по поводу производства, распространения, обмена и потребления материальных благ. 2. Практическая жизнь общества, страны, региона, включающая имеющиеся отрасли, виды производства или его части. К ним относятся: промышленность, транспорт, связь. 3. Составной частью экономики являются различные виды непроизводственной деятельности людей, включающая образование, здравоохранение, управление жизнью общества.

В теоретическом значении экономика это специальная наука под названием экономическая теория. Она логически обобщает опыт производственной практики, хозяйственной жизни и научно объясняет закономерности развития производства. В свою очередь исследованием закономерностей развития в каждой отрасли занимаются соответствующие науки. Они подразделяются на следующие виды и направления: 1. Отраслевое, которое включает экономику промышленности, транспорта, строительства. 2. Функциональное: прогнозирование развития, финансы, кредит, менеджмент, маркетинг. 3. Межотраслевые: экономическая география, демография, статистика и др.

Практическое направление предмета экономики в том, что она изучает производство разнообразных материальных благ в промышленном сельском хозяйстве, транспорте, строительстве и применение положений экономической теории в хозяйственной жизни. Для выражения единства теоретических и практических направлений экономики в современных условиях применяется в России понятие экономики, а на западе экономикс. Такая экономика является предметом изучения определения предмета экономики в равной мере применимо как для макроэкономики так и для микроэкономики, на которые подразделяется экономика при исследовании хозяйственной жизни и производства.
2. Экономическая практика как предпосылка возникновения экономической теории. Основные этапы и направления развития экономической теории. Зарождение экономической теории и ее развитие прошло в несколько этапов: научная мысль древности (Платон, Аристотель, Ксенофонт и др); этап меркантевизма (богатство общества определяется объемами внешней торговли); этап физиократии (богатство общества определяется уровнем развития такой отрасли, как сельское хозяйство); классическая экономическая теория (Адам Смитт, Давид Рикардо, Уильям Петти, Франсуа Кенэ, Тюрко): утверждали, что основой богатства общества является труд и с научных позиций исследовали такие категории, как товар, деньги, прибыль, заработная плата и др; этап буржуазно - экономической теории (Малькус, Сэй, Бастия): утверждали, что классовое общество - это вечное общество и частная собственность - это вечная собственность; марксистская или пролетарская экономическая теория (Маркс, Энгельс, Ленин): в том, чтобы показать историю возникновения и развития капиталистического способа производства, а так же место и роль пролетариата в этом обществе; Конец XIX-начало XX характерен рядом научных экономических школ: a) ленинская школа - теория империализма. Капитализм вступает в свою высшую особую и последнюю стадию развития, империализм есть умирающий капитализм; б) австрийская школа (Менгер, Баверк, Бисерк). Они утверждали теорию предельной полезности материальных благ. Ценность любого блага определяется ограниченностью его, редкостью его и той пользой, которую может принести последний экземпляр данного блага; в) кембриджская (Альберт Маршалл). Суть его теории сводилась к тому, что он сделал попытку объединить теории издержек производства, спроса и предложения, производительности и воздержания с теорией предельной полезности и предельной производительности; г) регулируемый капитализм (Джон Кейнс). Государство может регулировать все экономические отношения в обществе; д) школа экономического роста (Ростоу). Общество проходит в своем развитии несколько этапов экономического роста от единого индустриального до пост индустриального общества.
3. Экономические противоречия, формы и направления их решения. Противоречия, объективно присущие материи, выступают источником, движущей силой ее развития. Ведущими в сфере социальных противоречий по роли и воздействию на динамику общественного развития являются экономические противоречия. Среди исследователей весьма распространенным является утверждение о том, что совокупность экономических противоречий образует определенную систему. Противоречия экономических отношений могут рассматриваться в трех аспектах, то есть трех «подуровнях». Первый аспект – противоречия внутри каждого экономического отношения как взаимодействие его сторон. Второй – противоречия между различными экономическими отношениями и группами отношений, образующими диалектическое единство. Можно выделить и третий подуровень, хотя в некоторой степени он представляет собой частный случай второго, - это противоречия между отдельными экономическими отношениями и их системой в целом. В то же время эта классификация не раскрывает всего многообразия противоречий экономических отношений и связей между ними. Для этого необходимо исследовать содержание уровней всей системы экономических отношений в целом и указать на противоречивость ее элементов. При этом здесь мы можем выделить три блока. Во-первых, производство, распределение, обмен и потребление составляют в своей целостности единый процесс воспроизводства. Во-вторых, по функциональному содержанию экономические отношения разделяются на социально-экономические, организационно-экономические и технико-экономические. В-третьих, по уровню структурной организации экономические отношения разделяются на отношения на уровне общества как совокупного производителя, между производственными звеньями и обществом, внутри производственных звеньев, между личностью и обществом и между членами общества.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации