Лекции по курсу География туризма - файл n1.rtf

Лекции по курсу География туризма
скачать (2761 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.rtf2762kb.01.06.2012 07:44скачать

n1.rtf

  1   2   3   4   5


Курс лекций по дисциплине:

География туризма
Пособие для студентов специальности5.050403 «Организация обслуживания в гостиницах и туристических комплексах»

Содержание
1. Пояснительная записка

2. Введение

3. Раздел 1. Туризм как общественное явление и объект исследования.

3.1 Лекция 1. Предмет «География туризма». Предмет и задачи исследования.

3.2Лекция 2. Виды современного туризма.

3.3 Лекция 3. География международного туризма

3.4 Лекция 4. Туристические ресурсы.

3.5 Лекция 5. Туристические рынки.

3.6 Лекция 6. Индустрия туризма.

3.7 Лекция 7. Экскурсионные услуги и туристические маршруты.

3.8 Лекция 8. Транспортное обеспечение туризма.

3.9 Лекция 9. Безопасность туристов в путешествии.

4. Раздел 2. Туристические ресурсы Украины

4.1 Лекция 10. Туристическая привлекательность Украины.

4.2 Лекция 11. Туристическая привлекательность Крыма.

5. Раздел 3. Туристические ресурсы мира.

5. 1 Лекция 12. Европа.

5.2 Лекция 13. Ближний восток.

5.3 Лекция 14. Азиатско-тихоокеанский регион.

5.4 Лекция 15. Америка.

5.5 Лекция 16. Африка и Австралия.

6. Список литературы

Пояснительная записка
География туризма - отрасль географии, изучающая территориальные аспекты туризма: условия и ресурсы, обеспечивающие возможности туристской деятельности, виды туристской деятельности, туристские учреждения. Проблемы туризма - предмет изучения не только географии, но и других наук - экономики, медицины, социологии, психологии, с которыми она тесно связана.

Цель курса:

· изучить историю становления туризма в мире, Украине, Крыму и Севастополе;

· на основе физических и социально-экономических закономерностей сформировать представление студентов о развитии географии туризма;

· ознакомить студентов с состоянием и особенностями туризма в Украине и за рубежом;

· выявить основные тенденции современного туризма и рассмотреть основные понятия, связанные с географией туризма;

· изучить региональные особенности сферы отдыха.

В результате изучения курса студенты должны знать:

историю становления туризма на Украине и за рубежом;

современное состояние туризма в мире, на Украине, Крыму;

основные понятия географии туризма;

факторы, определяющие потребность в туризме;

основные тенденции в географии международных потоков;

структуру туристских потоков;

основные районы и центры туризма в различных регионах мира.

уметь:

использовать карты, путеводители и другую литературу для изучения условий и возможностей развития туризма в том или ином регионе;

давать на основе различных источников характеристику туристского района, центра, маршрута.

Формы обучения:

лекционно-семинарские занятия;

проблемные уроки;

ролевые игры;

анализ конкретных ситуаций.

Дисциплина "География туризма" предназначена для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности « Организация обслуживания в гостиницах и туристических комплексах»

Дисциплина относится к циклу дисциплин специализации.

Цель дисциплины - ознакомление студентов с рекреационными ресурсами, туристской освоенностью и перспективами развития туризма в различных регионов Украины, странах СНГ, республиках Балтии и странах мира.

Задачи дисциплины - изучение основных понятий о территориальных рекреационных системах и рекреационном районировании, оценка современного состояния развития туризма в регионах и прогноз их дальнейшего рекреационного освоения.

Международный туризм принадлежит к числу наиболее активных форм общения людей, и находится в тесной связи с такой отраслью географии как рекреационная география, изучающая природно-географические, культурные, исторические и другие условия, способствующие развитию туризма.

Внимание студентов в процессе изучения дисциплины "География туризма" будет сконцентрировано на таких направлениях как анализ значения международных туристских связей и определение основных зон притяжения туризма в отдельных странах мира.

В дисциплину "География туризма" включена характеристика рекреационных ресурсов отдельных стран и регионов, на базе которых развивается как международный, так и внутренний туризм и происходит формирование основных туристских потоков, анализируются континентальные, национальные и региональные особенности развития туризма.

Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов дисциплины, которые освещаются, в основном, на проблемном уровне.

Практические занятия являются аудиторными, проводятся либо в виде семинаров, либо по заранее известным темам. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике.

Индивидуальные занятия предполагают работу каждого студента по индивидуальному (групповому) заданию и личный устный или письменный отчет по нему перед педагогом. Индивидуальное занятие не является аудиторным.

Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами курса по рекомендованным педагогом материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по курсу.

Согласно учебному плану изучение дисциплины "География туризма" предусмотрено на 1 курсе дневного отделения (1 семестр).

Изучение дисциплины на дневном отделении осуществляется по единой тематической программе в соответствии с учебным планом с использованием индивидуального консультирования и самостоятельной работы студентов.

Введение
В условиях перехода Украины к рыночной экономике, происходит поиск новых путей развития государства, анализ современного состояния, разрабатываются перспективы на будущее. Все эти процессы касаются и туризма. Который направлен на получения прибыли через удовлетворения потребностей людей в отдыхе. Туризм - это уникальная отрасль народного хозяйства. При небольших капиталовложениях туризм является одной из самых прибыльных отраслей. Ежегодный доход туризма составляет 3 трл.$. На туризм приходится 6% ВНП мира, 7% инвестиций. Во многих странах мира туризм превратился в передовую отрасль экономики.
Таб. 1 Доходы стран мира от туризма в млд.$.

СтранаДоходы от международного туризма

2000 2001Рыночная доля %США8272,315,6Испания31,532,97,1Франция30,729,66,4Италия27,525,95,6Китай16, 217,83,8ФРГ117,917,23,7Великобритания19, 515,93,3Австрия10122,6Канада10,7--Греция9,2--Турция7,68,91,9Мексика8,38,41,8Гонг-Конг7,98,21,8Австралия87,61,6Новая Зеландия7,57,61,6

В 2000 году ВТО зарегистрировала 698 млн. турприбытий в мире, а доход составил 467 млд.$. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1%. По прогнозам экспертов, бурное развитие международного туризма будет продолжаться и далее. По разным подсчётам, к 2000 году эта отрасль станет ведущей экспортной отраслью в мире. Ожидается, что при сохранении сложившихся темпов роста число международных путешествий к 2005 году достигнет 900 млн. человек, а к 2010 году увеличится и составит порядка 937 млн. человек.
Таблица 2. Первые десять стран мира по числу туристов в 2002г. |

ПозицияСтранаЧисло туристов млн. чел.Доля от общемирового уровня %В мире7031001.Франция77112.Испания51,77,43.США41,964.Италия39,85,75.Китай36,85,26.Великобритания24,23,47.Канада20,12,98.Мексика19,72,89.Австрия18,62,610.Германия182,5

Стратегическая цель Украины это создание конкурентоспособного туристического продукта на международном рынке. Создание позитивного образа нашей страны.

Туристы приезжающие к нам должны убедиться что Украина – независимое европейское государство.

Раздел 1. Туризм как общественное явление и объект исследования
Лекция 1. Предмет « География туризма». Предмет и задачи исследования
Туризм уже сам по себе является ценностью

Папа Римский Иоанн Павел II

Туризм - (франц. tourisme, — прогулка, поездка)временный выезд человека из места постоянного проживание в оздоровительных, опознавательных или профессионально-деловых целях без занятия оплачиваемой деятельностью;

География туризма – отрасль географии, изучающая территориальные аспекты туризма: условия и ресурсы, обеспечивающие возможности туристской деятельности, виды туристской деятельности, туристские учреждения.

Можно сказать ,что география туризма изучает страны и регионы привлекательные для туризма.

направления исследования: исторический, географический, культурологический, социально-психологический, экологический, экономический, педагогический, политологический

Методы исследования: описания, математический, статистический, анализа и синтеза, сравнения , исторический метод.

Схема 1. Место географии в системе наук.

Географические науки Гуманитарные Технические

физическая культура математика

социально- экономическая история архитектура

рекреационная география этика и эстетика

география культуры правоведенье

медицинская география

конструктивная география
География туризма



Естествоведческие Другие

Биология Экономика

Экология Медицина
Функции туризма: Рекреационная, просветительная, социальная, культурная, экономическая, воспитательная, экологическая.

Восстановительная - освобождение человека от чувства усталости путем контрастной смены обстановки и вида деятельности;

Развивающая – предоставление возможности для развития личности (расширение познавательного горизонта, творческой и организаторской деятельности);

Развлекательная – предоставление отдыхающим возможности развлечься. Сюда также относят: знакомство с местностью, ее жителями, организация концертов, спортивных и других мероприятий активный отдых).

Факторы развития туризма: биологические, социальные, психологические, экономические, технологические, физико-географические, политические.

Основные понятия и термины
Чтобы дальше изучать географию туризма необходимо овладеть основными понятиями и терминами. В Законе Украины о Туризме даны такие понятия и термины.

турист - лицо, которое осуществляет путешествие по Украине или в другую страну с различной, не запрещенной законом страны, целью на срок пребывания от 24 часов до шести месяцев.

путешественник – лицо, которое осуществляет путешествие по Украине или в другую страну с различной, не запрещенной законом страны, целью на срок пребывания от шести месяцев.

экскурсионная деятельность – деятельность по организации путешествий, которые не превышают 24 часов, в сопровождении специалиста-экскурсовода по предварительно составленными маршрутами с целью ознакомления с памятками истории, культуры, природы, музеями, с выдающимися местами и тому подобное;

туристические ресурсы – совокупность природно-климатических, оздоровительных, историко-культурных, опознавательных и социально-бытовых ресурсов соответствующей территории, которые удовлетворяют разнообразные потребности туриста;

субъекты туристической деятельности – предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, физические лица, которые в установленном действующим законодательством Украины порядке и имеют лицензию на осуществление деятельности, связанной с предоставлением туристических услуг;

туристическая индустрия – совокупность различных субъектов туристической деятельности (гостиницы, туристические комплексы, кемпинги, мотели, пансионаты, предприятия питания, транспорта, заведения культуры, спорта и тому подобное), которые обеспечивают прием, обслуживание и перевозку туристов;

туристические услуги – услуги субъектов туристической деятельности относительно размещения, питания, транспортного и информационно-рекламного обслуживания, а также услуги заведений культуры, спорта, быта, развлечений и тому подобное, направленных на удовлетворение потребностей туристов;

туристический продукт – комплекс туристических услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туриста во время его путешествия;

туристский ваучер (путевка) – документ, который подтверждает статус лица или группы лиц как туристов, оплату услуг или ее гарантию и является основанием для получения туристом или группой туристов туристических услуг;

тур – туристическое путешествие (поездка) за определенным маршрутом в конкретные сроки, обеспеченная комплексом туристических услуг (бронирование, размещение, питание, транспорт, рекреация, экскурсии и тому подобное);

История международного туризма.

1841г. Томас Кук английский священник организовал прогулку по железной дороге от Ланкастера до Долнгборуга в которой приняли 600 чел.

1847г. Общество Кука стало распространять билеты на путешествия и экскурсии в.т.ч. и за рубеж.

1852г. Кук основал в Лондоне первое Туристическое Бюро.

1863г. Кук организовал поездку в Швейцарию положив начало Международному туризму.

1918г. Америкен экспресс туристическая фирма с филиалами на всех континентах.

1958г. Первый трансатлантический авиарейс.

1975г. Создана Всемирная туристическая организации с штаб квартирой в Мадриде.

Лекция 2. Виды современного туризма
Туристический бум, охвативший в последние десятилетия всю планету, привлекает к себе большое внимание. Одной проблемой которая интересует специалистов является вопрос о видах туризма который до сих пор остается актуальным. Существуют различные его трактовки, зачастую весьма сильно расходятся. Данную систематику видов туризма предлагают большинство специалистов.

По значению туризм делят на иностранный( путешествия иностранцев по нашей стране), международный (путешествия граждан Украины и лиц проживающих здесь постоянно в другие страны), внутренний( путешествия лиц здесь проживающих внутри страны).

По масштабу туризм делится на континентальный ( Столицы Европы), трансконтинентальный ( например круиз Лондон-Нью-Йорк), кругосветный ( Лондон - Нью-Йорк – Майами – Рио -Токио – Кейптаун -Каир-Рим-Париж).

По характеру организации туризм бывает организованный( поездка за путевками) и дикий. Причем и те, и другие туристы могут путешествовать индивидуально, так и группами.

По продолжительности туризм делятся на кратковременный и продолжительный. Сейчас в мире особенно в Западной Европе стали популярные туры выходного дня (2-3 дневные поездки в соседнее государство например из Франции в Германию). Это связано с упрощением формальностей и развитием транспорта.

По интенсивности туристические потоки подразделяются на постоянные( туры в Париж, Рим или Токио) ,сезонные(лето – Крым, зима- Карпаты) и временные ( например в Донецк на футбольный матч Шахтер – Реал).

По возрасту выделяют детский, молодежный, взрослый, и туризм людей пенсионного возраста. Статистика свидетельствует, что наибольшая туристическая подвижность наблюдается у людей в возрасте от 30 до 50 лет.

По средствам передвижения выделяют авиационный, автомобильный ,велосипедный, железнодорожный, морской, речной , гужевой, пешеходный. В международных туристических перевозках 45%авиационный, 43% автомобильный, 7% морской и 5% железнодорожный.

По социальному статусу туристов выделяют туризм социальный - это люди с средним или малым достатком (поездки по льготным путевкам, в массовые курорты, размещение в гостиницах 3*, полупансион) и коммерческий - люди среднего и высокого достатка( поездка за полную стоимость, отель 5* пансион) .

По цели путешествия выделяют лечебно-оздоровительный, спортивный, экскурсионный, деловой, фестивальный, поощрительный туризм, научный, политический, зеленый, агротуризм, космический, религиозный.

Лечебно- оздоровительный: Цель поправить свое здоровье от стресса, плохой экологии и вылечить хронические болезни. Наиболее массовый вид туризма. Главные подвиды бальнеологический- поездки в места богатые на минеральные воды, грязи, соли, лечебная растительность. Туристам предлагают специализированные гостиницы ( Beauty Houses или санатории), располагающие необходимым комплексом услуг: Климатотерапия (лечение с помощью благоприятного климата),Бальнеотерапия (лечение минеральными водами),

Пелоидетерапия (лечение грязями),Талассотерапия ( морская вода), Аэротерапия (горный воздух), Фитотерапия (микроклимат фитоценозов, т. е. сообщество растений)

Центры: Крым, Карпаты, Пятигорск, Боржоми, Мертвое море.

пляжно-курортный - развивается там где есть морское побережье. Туристам кроме купания и солнечных ванн предлагают также экскурсионный поездки. Центры: Средиземноморское побережье Франции, Испании, Италии, Гавайи, Сейшелы, Таиланд, Египет итд.

Экскурсионный туризм с каждым годом становится все популярней. Поездка к объектам культурного наследия человечества , чтобы удовлетворить свои духовные и познавательные потребности. Список ЮНЕСКО включает в Себя 730 объектов( 563 культурно-исторических, 144 природных и 23 смешанных). Экскурсионные туры можно разделить на маршрутные- поездка по определенному маршруту, с посещением нескольких городов например маршрут Киев- Варшава- Прага- Берлин- Амстердам- Париж- Лондон, стационарные- с ночевками в средствах размещения одного города и экскурсионной программой по городу. Главным средством передвижения является автобус.

Деловой туризм - это поездки для участия в международных выставках, семинарах, конференциях. Центры Ганновер, Париж, Вена, Женева, Брюссель, Токио, Нью-Йорк.

Фестивальный туризм - связан с местами проведений показов достижений музыкального, театрального, кино и др. искусств. Центры Канны, Сан-Ремо, Рио.

Спортивный туризм – цель занятия спортом или посещение спортивных мероприятий.

Разновидности горный ( Карпаты, Крым, Альпы, Кавказ, Гималаи, Алтай), подводный или дайвинг ( Таиланд, Египет, Сейшелы, Австралия), спелеотризм ( Балканы), водный, воздушный, рыболовный.

Сельский туризм- молодой, но динамично развивающейся вид туризма. Агротуризм предлагает деятельность в контакте с природой. Жизнь в маленьких селах , работа на дачных участках, знакомство с флорой и фауной, рыбная ловля, сбор грибов и ягод.

Экологический туризм- особая форма путешествий, в котором отдых на природе сочетается с изучением ее объектов, явлений. Также данный вид предусматривает участие в экологических акциях. Экотуризм начал развиваться в 80-х годах XX века. Термин ввел Гектор Ласкурья. Наблюдается смена туристских приоритетов и наибольшим спросом пользуются наименее измененные человеком территории. Экотуризм охватывает около 12% туристского рынка, но темпы роста экотуризма в 3 раза выше всей индустрии туризма и составляют ~20-21%. Центры Танзания, Кения, Россия, Канада.

Религиозный туризм включает в себя паломничество по святым местам. Центры Ватикан, Иерусалим, Мекка, Медина, Афон, Стамбул, Никосия, Сергеев Посад, Киев, Москва, Бали.

Лекция 3. География мирового туризма
Международный туризм - один из ведущих, высокодоходных и наиболее динамичных секторов мирового хозяйства. За доходом туризм уступает лишь нефтяной и автомобильной промышленности. ХХI век ученые уже прозвали веком туризма. Всемирная туристическая организация (ВТО) в 2004г. зарегистрировала свыше 700млн. туристических прибытий. По данным Всемирной Туристической Организации 2004 стал самым прибыльным годом для международного туризма, достигнув 760 миллионов долларов США.Также туризм оказывает сильное влияние и на развитие других отраслей хозяйства. По оценки ВТО туризм в 2004 году инициировал производство товаров и услуг на сумму 5 трл.$. Сфера туризма является крупным работодателем. Каждый десятый в мире занят в туризме, а в таких странах как Сейшелы, Куба, Гавайи каждый 8 .В странах Большой восьмерки в туризме трудится больше людей, чем в автомобильной, электронной, текстильной промышленности и с\х вместе взятых.

Туризм выступает как средство повышения качества жизни народов, фактор укрепления мира и взаимопонимания на Земле.

Региональное распределение международных туристических потоков сложилось давно.

Первое место занимает Европа 400млн. прибытий ( 58%). Этот регион пользуется большой популярности у граждан США и Канады. Вторую позицию занимает Америка 130 млн. прибытий(19%). На Европу и Америку приходится 4/5 всех прибытий.

Темпы роста двух регионов 6,5 и 6 % . На данном этапе наиболее динамичным регионом является Азиатско- Тихоокеанский 100 млн. прибытий ( 15%) Доля Ближневосточного и Африканского региона 8% - 30 млн. прибытий. По прогнозам ВТО на 2020 год Европа удержит лидерство 717 млн. прибытий. Азиатско-Тихоокеанский регион выйдет на вторую позицию. 438 млн. прибытий.

Туристическое движение в мире развивается динамично. Бесконечная череда взлетов и падений придает туризму подвижность и неповторимость. В 1950-е – 1960-е г.г темпы туризма были высокими, несмотря на колебания в экономике. Рост составлял 16%. Однако вторая половина 60-х годов преподнесла сюрприз . Во время экономического кризиса темпы роста упали до 7%. В начале 70-х туризм опят вернул потерянные позиции. Но мировой энергетический кризис опят негативно сказался на туризме рост составил 2 %., а 1980 году уже из-за экономического кризиса упал до нуля. С 1982-1990 годы небольшой рост 8%. Но война в Ираке снизила темпы роста до 2 %. На данном этапе наблюдается рост темпов прироста туристических прибытий. Можно сказать, что туризм как и другие отрасли хозяйства подчиняется тем же экономическим законам и закономерностям, но и зависит от политической обстановки.

Неравномерность развития туризма находит проявления и на региональном уровне. Так в 1980 г. в Объединенных Арабских Эмиратах был введен запрет на торговлю спиртными напитками, в результате туристическая индустрия страны лишилась состоятельных туристов из Америки и Европы. А повышение цен и продажу спиртного в определенных местах в Финляндии привело к увеличению туристов из этой страны в Россию и Прибалтику. Колебания посещаемости иногда связаны с природными явлениями. Так 1999г стал рекордным для Румынии из-за солнечного затмения зенит которого приходился именно на эту страну. А вот сильные наводнения в 2002г. в таких странах как Франция, ФРГ, Чехия привели к обратному эффекту. На туризм влияет и политическая обстановка. Теракты в Израиле негативно влияют на туристическую обстановку в стране.

«Помаранчевая» революция в Украине в 2004 году наоборот открыла двери ля туристов из Америки и Западной Европы. В начале 2005 года Ватикан пережил огромный наплыв

туристов из всего мира сначала из-за смерти Иоанна Павла II, потом выбор и инаугурация нового папы Бенедикта XVI.

Пространственное распределение туристических потоков имеет ряд особенностей. Важнейший из них между Европой и Северной Америкой. Второй туристический поток между Европой и Азией и Австралией. На третьем месте обмен между Азией и Южной Америкой. На четвертом между Европой и Африкой . На последнем месте обмен между Европой и Ближнем Востоком. Наблюдается тенденция к увеличению потоков в те страны с отсутствием языкового барьера. Например Эстония – Финляндия, Малайзия- Сингапур, Россия-Украина. Также тенденция к « контрастности» . Так популярностью пользуются страны Египет, Таиланд, Гаити. Активный туристический обмен между близ лежащими странами, например Франция- Германия, Аргентина- Бразилия. Между метрополией и бывшей колонией( Франция – Тунис). В последнее время расширение потоков с юга на север и запада на восток.

Лекция 4. Туристические ресурсы
Туристический бизнес держится на четырех составляющих: капитал, технологии, кадры, туристические ресурсы.

Определить ценность тех или иных территорий для туризма помогает изучение туристских ресурсов — совокупности природных и созданных человеком объектов и явлений окружающей среды, которые пригодны для туристско-экскурсионной деятельности. Деятельность же эта направлена на улучшение здоровья туристов, их эмоционального состояния и содействие их духовному развитию.

Попробуем же разобраться в таком важном для нас понятии, как туристские ресурсы.

Для начала туристские ресурсы целесообразно разделить на природные и социально-экономические. В свою очередь природные туристские ресурсы можно классифицировать: климатические, водные, геоморфологические, лесные, зоологические.

К социально-экономическим туристским ресурсам можно отнести: историко-культурные объекты (памятники и памятные места, музеи, храмы и т. д.) этнографические, политические, производственные, кроме того, для развития отрасли необходимы финансовые, материальные и трудовые ресурсы. Предлагается и такая классификация ресурсов отдыха и туризма: разделить их на непосредственные и косвенные. Первые можно определить как ресурсы, которые используют сами туристы (красота ландшафта, лечебно-оздоровительные свойства местности, объекты познания и т. д.). Для освоения непосредственных ресурсов, без которых не существует туристской отрасли, привлекают косвенные ресурсы: сырьевые, энергетические, финансовые, материальные, трудовые и т. п. Этот вид ресурсов, таким образом, вторичен. Такая классификация отражает специфику использования территории для туризма и подчеркивает ведущую роль непосредственных рекреационных ресурсов. Ведь территориальные различия именно этого вида ресурсов лежат в основе рекреационного использования того или иного места.

Туристские ресурсы (ТР) включают природные, культурные, исторические и иные объекты данной территории, которые составляют или могут составить основу туристического продукта. ТР определяются в процессе социально-экономической и правовой деятельности. Для определения ТР используется следующие механизмы.

1. Создаётся реестр этого вида ресурсов, который включает:

- классификацию и оценку ресурсов;

- порядок использования и доступа туристов к ресурсам с учётом предельно допустимых нагрузок;

- режим охраны ресурсов мероприятия и источники финансирования и развития, меры восстановления ресурсов;

- режим охраны.

2. Создаётся кадастр туристских ресурсов, который включает:

- оценку и картографические характеристики территорий;

- порядок осуществления контроля за санитарно-гигиеническим и экологическим состоянием территории;

- порядок осуществления контроля за видами хозяйственной деятельности;

- порядок выделения территории как территории целевого туристского использования и развития.

Туристские ресурсы имеют следующие основные свойства: привлекательность, климатические условия, доступность, степень изученности, экскурсионная значимость, пейзажные характеристики, социально-демографические характеристики, потенциальный запас, способ использования.

Факторы привлекательности туристических ресурсов

Природные ресурсы
Реки: Нил, Амазонка, Ганг, Инд, Брахмапутра, Миссисипи, Хуанхэ, Лимпопо;

Водопады: Анхель, Ниагарский, Виктория;

Озера: Виктория, Байкал, Каспийское море, Мертвое море, Балатон, Титикака, Большое соленое озеро, Великие Американские озера;

Горы: Эверест, Килиманджаро, Мон- Блан, Говерла;

Пещеры: Мамонтовая, Мраморная,;

Каньоны и Долины: Большой каньон, Долина смерти, Долина гейзеров, Долина тысячи дымов.

Вулканы: Этна, Везувий, Фудзияма, Ключевская сопка;

Флора и Фауна: Большой барьерный риф, Антарктида.
Культурно-исторические ресурсы
Историко-культурный потенциал страны является основой культурного (познавательного) туризма и включает всю социо-культурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия:

- памятники археологии;

- культовая и гражданская архитектура;

- малые и большие исторические города;

- сельские поселения;

- музеи, театры, выставочные залы и др.;

- социокультурная инфраструктура;

- объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства, технические комплексы и сооружения.

Памятники археологии: Колизей, Сфинкс, Пирамиды, Великая китайская стена, Акрополь

Культовая и гражданская архитектура: Лувр, Кремль, Бранденбургские ворота

Исторические города: Рим, Париж, Херсонес, Новгород, Лондон, Берлин, Киото, Каир, Александрия, Бангкок

Музеи и театры: Сиднейский театр, Большой театр, Ла-Скала, Музей модам Тюсо

Храмы и святые места: Афон, Иерусалим, Мекка, Св. София, Киево-Печерская лавра

Социокультурная инфраструктура: трасса Монто- Карло, стадион Маракана

ТР при хорошо поставленной рекламе могут стать не только храмы и пирамиды, но и вокзалы, мосты, электростанции, автомобильные заводы, а также винные погреба (дегустация вин). Экскурсионный тур «Винный путь» в Юж. Африке (Кейптаун) пользуется большой популярностью. Туристы с воодушевлением посещают алмазные копи а Йоханнесбурге.

К косвенным ресурсам относятся материально техническая база ( отели, рестораны, развлечение), инфраструктура ( транспорт, связь, коммуникации), трудовые ресурсы.

Лекция 5. Туристические рынки
Предпосылки рыночной экономики:

  • законодательная база (закон о частной собственности, антимонопольное законодательство, о налогообложении, банкротстве, банковской системе)

  • многочисленные производители (различные формы собственности)

  • конкуренция

  • экономика без субсидий (дотаций со стороны государства и контроля за ценами)

Базовые принципы рыночной экономики:

  • свободный и добровольный обмен товарами и услугами

  • безраздельная собственность на активы (право продавать)

  • главенство ПРАВА, наличие механизмов обеспечения соблюдения законодательства

Соблюдение этих принципов приводит к конкуренции, что составляет суть рыночной экономики.

Условия, способствующие созданию и поддержанию конкретной экономики:

  • рыночное ценообразование

  • отсутствие ограничений и создание новых направлений бизнеса, не противоречащих законодательству.

  • равенство предприятий любой формы собственности

  • равный доступ к источникам финансирования (кредиты), сырья, ресурсам и т.д.

  • отсутствие любого вида протекционизма (блат)

Рынок – сфера обмена товарами между производителями и потребителями, сложившаяся на основе разделения труда.

Основные функции рынка:

информационная, ценообразование, регулирующая, посредническая, стимулирующая

Тур рынок – система отношений (экономических, социальных, юридических), связывающих производителей тур продукта и потребителей, которые заинтересованы в определенном виде т.п., которые имеют возможность продавать и покупать.

Субъектом тур рынка является потребители, производители, посредники и правительство (регулирующая структурная единица).

Тур рынок – экономическая система взаимодействия 4 основных элементов:

  • тур спрос, - предложение, - цена, - конкуренция

Тур спрос – подтверждение платежеспособностью рекреационных потребностей людей, выраженных в определенном кол-ве т.п. и услуг, которые потребители могут приобрести при определенных ценах на тур продукт.

Спрос – показатель, отражающий объем продаж определенного тур продукта на выбранном сегменте рынка.

Спрос:

  • неэластичный

  • стабильный (вне зависимости от колебания цен)

  • эластичный (изменяющийся в ту или иную сторону, в зависимости от изменяющихся цен)

Спрос может быть:

  • отрицательный (большая часть рынка недооценивает т.п., и согласна на дополнительные издержки, чтобы избежать его)

  • отсутствующий (потребители игнорируют предлагаемый продукт)

  • открытый (потребители испытывают нужду в тур направлении или чем-либо, что рынок по каким-то причинам предложить не может)

  • падающий (потеря потребителей интереса к определенному т.п.)

  • нерегулярный (сезонный, ежедневный, вплоть до почасовых колебаний)

  • полноценный (ту предприятие – продавец удовлетворен своим торговым оборотом)

  • нерациональный (вредные для здоровья или аморальные товары и услуги)

Основой тур спроса является потребность человека в отдыхе, познании, общении, которое и побуждает его к путешествию.

Предложение- это разнообразное количество туристических и сопутствующих услуг, которые необходимы туристу во время отдыха.

Соотношение между спросом и предложением зависит от многих факторов, одним из которых является цена. Завышенные цены приводят, за исключением единичных случаев, к падению спроса, а занижение к потере прибыли и нерентабельности предприятия – каждое турпредприятие, работающее на рынке д. уделять внимание политике ценообразования.

Цена – мера и регулятор равновесия между спросом и предложением на туррынке. Это основной критерий выбора турпродукта для большинства потребителей и поэтому в первую очередь она влияет на объем продаж.

На уровень цен м. оказать влияние факторы:

  • цены на услуги поставщиков туруслуг

  • цены на услуги, предоставляемые конкурентами на рынке

  • колебания в спросе

  • сезонность

  • психологические факторы, связанные с модой, престижем и т.д

Конкуренция – взаимная борьба предприятий за монопольное/лучшее положение на туррынке. Конкуренция приводит не только к постоянным колебаниям в спросе, предложении на турпродукт, ценах, но проявляется в функциях рынка:

  1. Перераспределение основных факторов производства между производителями туруслуг.

  2. Стимулирование технического прогресса

  3. Дифференциация доходов, субъектов рынка в пользу тех предпринимателей, которые оказались более точными в оценке коньюктуры рынка.

Взаимодействие элементов рынка приводит к его цикличности (если предложение турпродукта больше спроса, то цены на него падают. Это вызывает снижение предпринимательской активности по производству данного/конкретного турпродукта, если наоборот, то наступает повышение цен и эта ситуация стимулирует производство этого продукта на рынке). После определенного колебания цен наступает период равновесия спроса и предложения. В этот период рынок приходит в равновесное состояние.

Динамика тур. спроса по времени и пространстве.

Тур. спрос носит ярко выраженный сезонный характер с пиками в определённое время года и спадами в остальные месяцы. В странах северного полушария с умеренным климатом основными тур. сезонами является. летний (июль-август) и зимний (январь-март). т.ж. выделяют межсезонье (апрель-июнь, сентябрь). И т. наз. мёртвый сезон (октябрь-декабрь).

Сезонный характер тур. спроса проявляется в неравномерной загрузке предприятий тур. индустрии. Сезонные колебания тур. спроса обусловлены влиянием разных факторов: природно-климатического, экономического, социального, психологического.

Современные тенденции тур. спроса.

В середине 80-х годов в тур. спросе обозначились новые тенденции. Они были обусловлены рядом факторов демографического, экономического и соц. порядка, а т.ж. изменениями в психологии современного человека. Увеличение средней продолжительности жизни и снижения уровня рождаемости привели к более высокой доле лиц старших возрастов. При этом численность младших возрастных групп от 15 до 24 лет, неуклонно сокращается.

Процессы протекающие в демографической среде, позволяют говорить о 2 тенденциях на рынке туризма. Первая из них - расширение круга потенциальных потребителей тур. услуг.

Вторая тенденция – старение путешествующих лиц. Они предпочитают групповые туры. Повышенным спросом среди них пользуются автобусные туры и круизы.

Современные модификации тур. спроса происходят под влиянием соц.-экон. факторов, что привело к переменам в соц. сфере, которые в свою очередь сказались на характере тур. спроса. Обозначились 2 тенденции – дробление отпускного периода и рост непродолжительных поездок.

В Европе особой популярностью пользуются маршруты выходных и праздничных дней. Они включают посещение выставок, музеев, галерей. Основным видом транспорта служат личные автомобили.

Главными поставщиками туристов на западноевропейском рынке краткосрочных поездок явл. Германия и Великобритания. Их совместная доля составляет около 50% поездок. Большей частью непродолжительные путешествия совершаются во Францию, Нидерланды и Бельгию.

Последняя тенденция – переход от массового стандартизированного, конвеерного туризма к массовому дифференцированному.
Маркетинг
Тур маркетинг – система организации и управления деятельностью. тур предприятия., направленная. на разработку новых более эффективных видов туристко - экскурсионных. услуг, их производству и сбыту с целью получения прибыли на основе повышения качества т.п. и учета процессов, происходящих на смежном тур рынке.

К функциям маркетинга относится:

  • учет рыночного спроса

  • определение оптимального ассортимента

  • определение структуры производства (управления)

  • принятие эффективных решений

  • разработка сбытовой политики

  • Содержание маркетинга:

  • изучение спроса на т.п.

  • требование потребителей к качеству тур услуг

Составления программы маркетинга по продукту с учетом издержек (реклама)

  • установление верхнего предела цен на т.п. и рентабельность его производства

  • разработка инвестиционной.. политики

  • определение конечного результата (стратегия) – доходы и прибыль

Виды маркетинговых стратегий:

  • сегментирование рынка

  • инновации

  • диверсификация – попутное занятие, которое несвойственно данному турпредприятию

  • интернационализация – планомерное, системное, анализ зарубежных рынков

  • глобализация – определение общих, независимо от специфики отдельной страны рынков и услуг, т.е. определение глобальных рынков, приоритетных для внедрения

  • кооперация

  • технологические стратегии – сознательный выбор технических направлений (высокий сервис, культура обслуживания, оперативность. обслуживания. клиентов)

  1. Ценовая политика

  2. Выбор каналов распределения

  3. Обслуживание (уровень сервиса, страхование)

  4. Реклама и promotion

  5. Стимулирование сбыта (продаж).

Стимулирование:

  1. стимулирование сотрудников (обучение, премии, отпуска)

  2. стимулирование посредников (скидки, совместная реклама, премии)

  3. стимулирование клиентов (скидки, купоны, презентации, лотереи)

Тестирование результатов по стимулированию сбыта – выяснение реакции целевой аудитории на тот или иной стимул, что служит основанием для внесения при необходимости предложение по его совершенствованию.

Анализ результатов стимулирования сбыта – используются методы опроса туристов, сравнительный анализ изменения объемов продаж тур услуг.

Реклама.

Главная цель – оказание влияния на целевую группу, за счет внушения такого представления о т. продукте, которое изменило бы существующие до этого взгляды и повлияло бы на будущее поведение потенциального потребителя.

Реклама выполняет следующие функции:- ознакомительную, убеждающую, напоминающую, разъясняющую.

Цели, задачи, формы зависят от ряда факторов:1 Степень новизны конкретного турпродукта.2 Специфические свойства турпродукта. 3Наличие технических средств и возможность их использования для распространения рекламной информации (компьютер, интернет).4Финансовые возможности рекламодателя, определить объем, частоту и интенсивность рекламного воздействия.

Средства рекламы: Каталоги путешествий, брошюры, внутри офиса уголок потребителя, наружная реклама , СМИ: телевидение, радио, газеты, журналы.

Лекция 6. Индустрия туризма
Бурное развитие массового туризма в мире определило соответствующее развитие индустрии туризма и других отраслей хозяйства, науки и культуры.

туристическая индустрия- совокупность разных субъектов туристической деятельности (отели, туристические комплексы, кемпинги, предприятия питания, транспорт, заведения науки и культуры, объекты развлечения) которые обеспечивают прием, обслуживания и перевозку туристов.

В индустрию туризма входят: организаторы туризма (турагенты и туроператоры), перевозчики, отели и гостиницы, рестораны, объекты развлечения, экскурсионная деятельность и другие туристические услуги.
1 Туроператорская и турагентская деятельность
Организации, занимающиеся составлением и продажей туров, а также подготовкой и проведением экскурсий, называются туристско-экскурсионными организациями.

В настоящее время на туристском рынке действуют два вида туристских фирм: туроператоры и турагенты.

Туроператор - туристское предприятие (организация), которое занимается разработкой туристских маршрутов и комплектацией туров; обеспечивает их функционирование, организует рекламу; рассчитывает в соответствии с действующими нормативами и утверждает в установленном порядке цены на туры по этим маршрутам; продает туры турагентам для выпуска и реализации путевок по своим лицензиям.

Туроператоры выполняют ведущую роль в туризме, так как именно они пакетируют различные услуги (транспорт, размещение, питание, трансфер, развлечения и т. п.) в единый туристский продукт, который и реализуют потребителю через агентскую сеть. За рубежом обычно выделяют четыре типа туроператоров:

  • массового рынка;

  • специализированного сегмента рынка;

  • внутреннего рынка;

  • внешнего рынка.

Туроператоры массового рынка - наиболее распространенный тип. Они продают пакеты на популярные курорты. Перевозка туристов осуществляется чартерными или регулярными перевозками.

Туроператоры специализированного сегмента рынка специализируются на предоставлении определенного направления.

Туроператоры внутреннего рынка (местные) продают турпакеты внутри страны проживания, т. е. организуют туры по своей стране.

Туроператоры внешнего рынка (въездные) продают турпакеты в разные страны. Они организуют различные услуги для зарубежных туроператоров.

Туроператор - наиболее индустриализованный вид турфирмы, представляющий собой разновидность оптовой туристской фирмы и отличающийся более крупным объемом и широкой специализацией.

На практике по региональному направлению деятельности принято разделять туроператоров на инициативных и внутренних (рецептивных) операторов.

Инициативные туроператоры - это операторы, отправляющие туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или напрямую с поставщиками услуг.

Внутренние (рецептивные) туроператоры - это туроператоры на приеме, т. е. комплектующие туры и программы обслуживания в месте приема и обслуживания туристов, используя прямые договоры с поставщиками услуг (гостиницами, предприятиями питания, досуга - развлекательными учреждениями и т. д.).

Турагент - это организация-посредник, реализатор туристского продукта туроператора, работающий непосредственно на туристском рынке. Турагент получает за свою деятельность комиссионное вознаграждение (7-15 % от стоимости тура). В отличие от туроператора турагент не несет ответственности за качество тура.

Турагенты действуют, как правило, на определенном сегменте туристского рынка, где и реализуют туристский продукт.

В реальном туристском предпринимательстве наиболее часто встречается смешение функций, что характерно для туристского рынка. Одна и та же туристская фирма может выступать по отношению к одним своим продуктам как рецептивный туроператор, а к другим - как инициативный, а в некоторых случаях и как турагент по продаже готовых туров, сформированных сторонним туроператором.

Войдя в международный рынок на общих началах, отечественные туристские организации включились в так называемую межрегиональную конкуренцию, т. е. конкуренцию с другими гостеприимно принимающими странами и городами, курортами. Эту конкуренцию, состоящую не только из ресурсной и материальной частей, но и из разнообразного количества дополнительных услуг, грамотного и квалифицированного их пакетирования мы проигрываем.

Наши граждане, выбирая, где им провести отпуск, имеют сегодня те же возможности, что и граждане других стран. И многие из них выбирают чаще всего Египет, Турцию, Болгарию. Конкуренция за наших потребителей складывается пока не в пользу внутреннего туризма. Хотя исследования показывают, что у наших туристов имеется достаточно большая тяга к отдыху в Крыму. Но, попробовав высококлассного и квалифицированного организованного обслуживания в других странах, они считают, что отдых на турбазах Крыма без дополнительных услуг, специальной программы обслуживания и туроперейтинга на сегодня не может отвечать их требованиям.

В связи с этим основная доля туроператоров в Украине работает с преимущественной ориентацией на выезд.

Создание привлекательного внутреннего туристского продукта, насыщенного разнообразными основными и дополнительными услугами, является самой важной задачей развития украинского туристского рынка.
2.Гостиничная индустрия
Размещение – важный элемент туризма. Нет гостиниц – нет туризма. Гостиничная индустрия берет свое начало с древнейших времен. Гостеприимность, уважение гостя, праздность приёма и обслуживания вот основа гостиничной индустрии. Сегодня мировая сеть отелей может удовлетворить любой вкус.
Основные объекты размещения

К объектам размещения относят гостиницы, мотели, кемпинги, бунгало, ротели итд. Основные гостиницы и мотели, а все остальные дополнительные. Гостиницы различаются в зависимости от назначения, местонахождения, расположения, перечня предоставляемых услуг. Можно выделить следующие виды гостиничных объектов:

ГОРОДСКАЯ ГОСТИНИЦА ОБЩЕГО ТИПА - расположена в центре города, обычно это гостиницы эконом класса. Должны иметь хорошие подъездные пути, автостоянки, рядом должна быть хорошо организованная зеленая зона. В таких гостиницах преобладают номера 1-ой категории, перечень услуг ограничен, наличие ресторана.

КУРОРТНАЯ ГОСТИНИЦА - Находятся в основном в непосредственной близости к достопримечательностям города или местности, недалеко от торговой части города. В такой гостинице внешний облик здания, внутренний интерьер подчинены интенсивности отдыха. Большой % полезной площади гостиницы занимают веранды, видеозалы, массажные кабинеты итд. Кроме того есть спортивные сооружения, теннисные корты, различные площадки и т.д. Особое внимание уделяется организации питания. Курортная гостиница имеет широкий перечень услуг (до 30 - 40 наименований)

ГОСТИНИЦА ПАНСИОНАТ - номера в основном 1 -2 категории, но снимают их для проживания на более длительный срок, чем в других гостиницах. Располагаются в местах сосредоточения рекреационных ресурсов. Гости проживают по путевкам.

ТУРИСТСКАЯ ГОСТИНИЦА - располагается вблизи трасс, на туристических маршрутах, рассчитана на большую пропускную способность, по ценам на номера и услуги доступна населению. Питание качественное и быстрое, узкий перечень услуг.

ГОСТИНИЦА КЕМПИНГ - гостиница сезонного типа, эксплуатируется обычно в летнее время, легкого типа постройки, очень дешевая по цене (домики, палатки, коттеджи). Вблизи располагаются столовые и отдельный корпус для бытовых услуг, кухня. Могут быть автостоянки и СТО.

МОТЕЛЬ - предназначена для обслуживания автотуристов. Обычно располагается на магистралях в непосредственной близости от СТО, заправочной станции, на перекрестках дорог. Предоставляет туристам жилье, питание, имеет боксы для стоянки автомобиля и его ремонта. Впервые появились в США.

БОТЕЛЬ - вид гостиниц для туристов путешествующих по воде. Располагаются вблизи рек и озер.

ФЛАЙОТЕЛЬ - для очень богатых людей. В мире они распространены в США и Австралии. Имеются посадки для самолетов и вертолетов. Путешественник может заказать по радиосвязи номер и стоянку.

ХАУЗТЕЛИ - дешевая молодежная гостиница, типа общежития. Коридорная система, общие туалеты и душевые, общие комнаты для отдыха с телевизором, один телефон и одна кухня на этаж, общие столовые или готовят сами. Часто этим типом гостиниц пользуется тип населения с низким достатком.

В последнее время частные предприниматели предлагают свои ГОСТИНИЦЫ КВАРТИРНОГО ТИПА
Классификация гостиниц

При классификации гостиниц в разных странах используются различные системы, которых сейчас существует более 30. Введению единой классификации гостиниц в мире препятствует ряд факторов: культурно-историческое развитие страны, национальные особенности, различия в критериях оценки качества обслуживания. Самые распространенные классификации:

  • система звезд * - это французская национальная классификация (Украина, Россия, Австралия, Венгрия, Италия)

  • система букв, используется в Греции

  • система «корон»/ «ключей», используется в Англии

  • система разрядов (Испания, Италия, Израиль)

  • система баллов ( Индия)

Национальная система классификации гостиниц:

  • бюджетные гостиницы (1*). Расположены в центральной части города и имеют минимум удобств;

  • гостиницы туристского класса (2*). Отели располагают рестораном и баром;

  • гостиницы среднего класса (3*). Уровень обслуживания достаточно высок;

  • гостиницы первого класса (4*). Очень высокое качество проживания и отличный уровень обслуживания;

  • гостиницы высшей категории (5*). Уровень обслуживания и проживания экстра-класса.

3.Предприятия питания туристов
Физиологическую потребность т-та в пище удовлетворяет предприятия общественного питания. Они отличаются разнообразием форм. К туриндустрии питания относятся: рестораны, кафе, бары, столовые, закусочные.

Ресторан: Изготовление, реализация и организация потребления широкого ассортимента блюд и изделий сложного приготовления всех основных групп из различных продуктов и вино-водочных изделий. Услуги оказываются квалифицированным производственным и обслуживающим персоналом в условиях повышенного уровня комфорта и материально-технического оснащения в сочетании с организацией досуга.

Бар: изготовление и реализация широкого ассортимента смешанных, крепких алкогольных, слабоалкогольных и безалкогольных напитков, закусок, десертов, мучных кондитерских и булочных изделий, покупных товаров; создание условий для их потребления у барной стойки или в зале.

Кафе: изготовление и реализация разнообразного ассортимента блюд, изделий и напитков в ограниченном по сравнению с рестораном ассортименте и с учетом специализации; создание условий для их потребления.

Столовая: изготовление кулинарной продукции разнообразной по дням недели или скомплектованных рационов питания (завтраки, обеды, ужины) для различных групп обслуживаемого контингента (рабочих, школьников, туристов и др.); создание условий для их потребления.

Закусочная: изготовление ограниченного ассортимента блюд несложного приготовления из определенного вида сырья; создание условий для ее реализации и потребления.

Классификация предприятий питания

Классификация предприятий питания выполняется по многим признакам:

  • По признаку связанности управления различают предприятия, объединенные в цепи, и работающие самостоятельно. К крупнейшим ресторанным цепям относят Мак’Дональдс ( с числом п/п 9460 ), Бургер Кинг.

  • В зависимости от ассортимента различают: комплексные, универсальные, специализированные.

  • В зависимости от обслуживаемого контингента предприятия могут работать с постоянным контингентом (такое п\п питания находится при гостинице, санатории), с переменным контингентом (городской ресторан).

  • В зависимости от метода обслуживания различают предприятия, в которых потребители обслуживаются официантами; самообслуживания, смешанного обслуживания.

Предприятия питания различаются также по полноте технологического цикла, объему и характеру услуг, виду питания, режиму работы, времени функционирования и другим признакам.

По аналогии со ср-ми размещения туристов предприятия питания классифицируются в зависимости от культуры и качества обслуживания, а также кухни и ассортимента предлагаемых блюд, числа посадочных мест, режима работы, формы обслуживания посетителей.

Большой популярностью у туристов пользуются рестораны. Они подразделяются на 2 большие группы: классические и быстрого обслуживания.

Классические. Важнейшим признаков первоклассных ресторанов является стремление к индивидуальности. Их неповторимый облик дополняется роскошным внутренним убранством и изысканной кухней.

быстрого обслуживания. Получили широкое распространение в наше динамичное время. Родоначальником быстрого способа удовлетворения самых приятных физиологических потребностей человека стали США, где еще в 1634 году в Бостоне открылась одна из первых таверн, предложившая богатый выбор готовых блюд.

В международной тур практике питание, как правило, связывается с размещением. Его стоимость, наряду с проживанием, входит в гостиничный тариф. Турист может выбрать номер в комплексе с трех разовым, 2- х разовым или одноразовым питанием. Имеют место также различия в форме обслуживания: «А ля карт» предполагает свободный выбор клиентом блюд из предлагаемого рестораном меню, «Табльдот» - обслуживание по единому для всех клиентов меню без права выбора блюд, «Шведский стол» - свободный выбор выставленных на общий стол блюд и самообслуживание. Для развлечения посетителей комфортабельные рестораны приглашают музыкантов, артистов. На балансе ресторанов могут числиться: магазины, подсобные хозяйства.

Многие путешественники отправляются в специальные гастрономические и питейные туры, чтобы познакомиться с национальной кухней разных стран. Во время таких поездок они приобщаются к местным обычаям, нередко становясь участниками фольклорных празднеств (пребывание в Германии и Чехии, например, редко обходится без посещения пивных заведений).

Большой популярностью у туристов пользуются этнографические рестораны и кафе. В их национальное проявляется и в интерьере, и в одежде официантов, и в репертуаре оркестра, и в ассортименте предлагаемых блюд и напитков

Организация питания должна учитывать и медицинские аспекты. Неправильное питание, плохо приготовленная (без соблюдения правил) пища может привести к отравлениям. Там, до 60% туристов страдают диареей при посещении Египта и Индии. А особенно опасна питьевая вода и пища с рук на улице у мелких торговцев.

Лекция 7. Экскурсионные услуги и туристические маршруты
Экскурсионное обслуживания является частью комплексной туристской услуги.

Экскурсия - это форма познания действительности и расширения кругозора путём посещения достопримечательных объектов. Экскурсии классифицируются:

  1. по содержанию (обзорные тематические, специальные);

  2. по тематике (природоведческие, исторические, литературные, производственные, экологические и прочие);

  3. по месту проведения (городские, загородные, путевая информация, в музее, на производстве и т.д.);

  4. по способу передвижения (пешеходные, с использованием транспорта, комбинированные);

  5. по форме проведения (обычные, учебные, рекламные, экскурсия-массовка, экскурсия-прогулка, экскурсия-концерт).

Подготовка экскурсии реализуется в несколько этапов:

- выбор темы экскурсии;

- создание новой экскурсии под выбранную тему;

- подготовка экскурсовода для проведения данной экскурсии.

Объектами экскурсии могут быть:

- места, связанные с историческими событиями;

- природные объекты и заповедники;

- здания и сооружения;

- мемориальные памятники и комплексы;

- произведения архитектуры;

- оригинальные инженерные сооружения;

- объекты, связанные с жизнью выдающихся личностей;

- технические экспонаты;

- памятники искусства;

- экспозиции музеев, картинных галерей, выставок;

- археологические памятники.

Процесс создания экскурсий также включает в себя:

- разработку экскурсионного маршрута;

- разработку текста экскурсии;

- создание методики проведения экскурсии;

- разработку и изготовление наглядного демонстрационного материала (фото, видео, плакат);

- определение перечня привлекаемых средств на проведение экскурсии;

- калькуляция затрат на проведение экскурсии;

- определение нормы прибыли и расчёт цены на данную экскурсионную услугу;

- контрольная обкатка экскурсионного маршрута путём его объезда или обхода;

- утверждение экскурсии в установленном порядке;

- рекламу экскурсионного маршрута.
Туристические маршруты
Маршрут- это заранее спланированная трасса передвижения туриста в течении определенного времени с целью предоставления ему предусмотренных программой услуг.

Туристические маршруты классифицируются по различным признакам: типу, сезонности действия, построению трассы, продолжительности, способам передвижения и содержанию.

Тип маршрута: экскурсионно-познавательные, походные, физкультурно-оздоровительные.

Строение трассы: линейные, кольцевые, радиальные.

По сезонности: круглогодичные и сезонные.

По способу передвижения: пешеходные, автобусные, железнодорожные, морские и.т.д.

По содержанию: отдых на природе, занятие спортом, рекреация, познавательная деятельность.
Разработка туристического маршрута
Разработка конкретного туристического маршрута сложная и длительная процедура. Она заканчивается согласованием и утверждением паспорта маршрута. Разработка маршрута включает в себя следующие этапы:

- исследование туристских ресурсов по предполагаемой трассе маршрута;

- определение типа маршрута;

- построение эскизной модели маршрута;

- привязка маршрута к пунктам жизнеобеспечения;

- разработка схемы безопасности на маршруте;

- разработка паспорта маршрута;

- согласование паспорта с соответствующими службами;

- пробная обкатка маршрута;

- реклама маршрута;

Лекция 8. Транспортное обеспечение туризма
Транспорт – одна из важнейших составных частей материальной базы экономики любой страны. С древних времен транспорт являлся двигателем прогресса. Человек использовал любые подручные средства для перевозки людей и грузов. С изобретением колеса, а несколько позже и различных типов двигателей человек стал соответственно развивать и средства передвижения: повозки, кареты, пароходы, паровозы, самолеты и т. д. Это позволяло совершать поездки на большие расстояния и с различными целями.
Классификация путешествий
Транспортные путешествия рассматриваются как самостоятельный вид туризма. Транспортные путешествия – это путешествия организованных групп туристов при наличии путевок (ваучеров) по разработанным маршрутам с использованием различных транспортных средств. Они классифицируются по ряду основных признаков:

  • способу передвижения на маршруте (железнодорожный, морской, автобусный, речной, авиационный, прочие виды, комбинированный)

  • виду используемого транспорта (поезда, самолеты, автобусы, теплоходы, паромы, яхты, лодки, байдарки, плоты, подводные лодки и другие плавсредства, мотоциклы, велосипеды, воздушные шары, дельтапланы)

  • построения трассы маршрута (линейная, кольцевая, радиальная, комбинированная)

  • продолжительности путешествия (кратковременные, типа «Уикенд», многодневные)

  • сезонности (круглогодичные, сезонные, разовые)

Наибольшей популярностью пользуются автобусные авиационные и железнодорожные путешествия (около 88% от общего объема транспортных путешествий).

Транспортное туристское путешествие, как правило, реализуется несколькими видами транспорта: железнодорожный + автобусный (легковой автомобиль), авиационный + автобусный и т. д.

Наиболее мобильный вид транспорта – автобус и легковой автомобиль используются как на самостоятельном маршруте, так и виде трансферного транспорта по доставке туристов из аэропорта (вокзала) в гостиницу и обратно.

При планировании своего путешествия турист учитывает такие факторы:

скорость доставки до цели поездки, комфорт путешествия, стоимость, возможность перевозки багажа и его вес, возможность остановки в пути следования, условия питания, уровень шума, вибраций, условия для сна и отдыха, безопасность

По приоритетам эти требования распределяются в такой последовательности:

  • безопасность путешествия

  • стоимость и наличие различных льгот

  • комфортабельность

  • скорость доставки

  • прочие факторы

Чем больше набор положительных факторов, тем выше стоимость транспортного путешествия, однако ни одно транспортное средство не удовлетворяет всему набору требований.

Классификация транспортных средств

  1. Сухопутный транспорт

    1. Железнодорожный:

Преимущества:- независим от погоды, наиболее безопасный, более низкие тарифы, разветвленная система скидок, проездных билетов и т.п., позволяющих путешествовать по значительно низким ценам

Туризм начался именно с железнодорожного путешествия, организованного 5 июля 1841 года Томасом Куком. Первый паровоз был создан Рихардом Тревитиком в 1803 году в США. Первая железная дорога была построена Джорджем Стефенсоном в 1825 году между Манчестером и Ливерпулем. Первая железная дорога в России была построена между Санкт-Петербургом и Царским Селом 15 апреля 1836 г.

Железнодорожные маршруты:

пригородные

маршруты дальнего сообщения

скоростные линии

специальные маршруты

экскурсионные маршруты

В зависимости от скорости движения поезда бывают: экспрессы, скорые, пассажирские

Их делят на: пригородные ( до 150 км) местные ( от 150 до 700 км) дальнего следования ( от 700 км ). Самой длиной трассой является Москва-Владивасток длина 9000 км.

В зависимости от продолжительности курсирования поезда бывают: круглогодичные и сезонные, чартерные.

Скоростные линии появились благодаря НТП. В настоящее время широко используются в туризме так как существенно сокращают время перевозки. Скоростные линии развиты в таких странах как Япония, Франция, Германия , Италия, США. Самый быстрый поезд в Японии «Синкансен» скорость 500 км\ч.

Существуют специальные ж\д маршруты которые привлекают множество туристов.

« Восточный экспресс» - открыт в 1883 году между Парижем и Стамбулом.

Indian Pacific – в Австралии от Сиднея до Перса.

« Золотая стрела» - от Парижа до Лондона.

« Серебряная стрела» - от Сан – Франциска до Чикаго.

« Красная стрела» от Москвы до Санкт-Петербурга.

Качество обслуживания на железнодорожном транспорте зависит от вида поезда ( пассажирский, скорый, фирмовый, экспресс)и класса размещения ( общий, плацкартный, мягкий, спальный).В состав поезда входят : 1-2- сальный, 5-8 мягких, 7-10- плацкартных и вагон-ресторан.

Вокзалы - это сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров путешествующих ж\д транспортом.

1.2.Автомобильный-транспорт всеобщего применения (трансферы, экскурсии, внутримаршрутные перевозки автобусами, аренда малолитражных автомобилей туристами для личного пользования на отдыхе), экономический вид транспорта, доступный широким слоям населения, сезонность при организации туров не играет такой большой роли, как в других поездках

  • международные автобусы

  • тур. автобусы для поездки на дальние расстояния

  • городские и пригородные пассажирские автобусы

  • чартерные и экскурсионные автобусы

  • автомобили с водителями и без (прокат)

  • такси

Автобусные и автомобильные перевозки

автомобильный транспорт до сих пор является лидером туристских перевозок, выполняя две основные функции:

  1. самостоятельный вид путешествий и экскурсий;

  2. вспомогательный (трансферный) транспорт.

  3. отдых и развлечение;

  4. деловые поездки

Автомобили в зависимости от типа кузова делятся на : седан, хетчбэк, универсал, купе, родстер, микроавтобус, спортивный, лимузин.
Автобусные перевозки
По назначению перевозки бывают: городские и пригородные, трансферные, специальные, экскурсионные, дальнего следования.

В зависимости от вместимости: микроавтобусы ( 8-15), средней вместимости ( 20-22), стандартные ( 50), двухэтажные( 70-100).

Основной проблемой в настоящее время при организации автобусных туров является недостаток автобусов хорошего качества. Автобусы высокого класса на отечественном туристском рынке – это большая редкость, а отечественные автобусы, к сожалению, отстают от мировых стандартов качества.

2. Водный транспорт: (речной, морской).

Преимущества: высокий уровень комфорта, большой объем единовременной загрузки, возможности реализации различных видов и целей туризма (познавательный, бизнес-туризм, учебный, шоп-туризм и др.), полноценный отдых, полный комплекс жизнеобеспечения.

Недостатки: невысокая скорость передвижения транспортных средств, высокие тарифы, ограничение мобильности, подверженность некоторых людей «морской болезни»

Водный транспорт – является видом массового транспорта. Морские перевозки бывают каботажные( в пределах одного государства) и заграничные.

Морской транспорт используется:

для перевозки пассажиров

для круизов

для проведений конференций, семинаров, фестивалей, экскурсий

Особенной формой морских туристических перевозок являются круизы. Судовладельческие компании практикуют 10 видов разнообразных круизов. Самый популярный «классический» круиз 10-20- дней. Предусматривает заходы в порты, экскурсии, развлекательная программа .Самыми большими и красивыми суднами являются такие суда: Crystal Cruise line, Crystal Harmony, Carnival, Jubilee, Tropicale.
3. Авиационный транспорт
Преимущества:- расширенная география путешествий, сокращение сроков путешествия в пользу их частоты (рост краткосрочных туров на дальние расстояния), самый быстрый и удобный вид транспорта при переездах на дальние расстояния, привлекательный для туристов сервис.

Средства воздушных перевозок туристов

Среди известных средств воздушных пассажирских перевозок выделим используемые для целей туризма и перевозки путешествующих:

  • воздушные шары и дирижабли

  • парашюты и дельтапланы

  • вертолеты

  • самолеты всех видов, предназначенные для пассажирских перевозок

Крупные авиакомпании мира:

American Airlines, Delta, Nord-West, Air France, British Airways , KLM, Lufthansa, Air Arabia, Аэрофлот, Аеросвiт.

Типы самолетов: сверхзвуковые (Конкорд) аэробусы (А-380), магистральные самолеты ( Ту- 204), бизнес, гидросамолеты, малая авиация

Авиаперевозки бывают регулярные и чартерные.

В зависимости от условий комфорта места в самолете делят на классы:

первый, бизнес-класс, эконом-класс и другие виды.

Лекция 9. Безопасность туристов в путешествии
Отправляясь в путешествие, турист сталкивается с проблемами которые при любом случаи могут нанести вред здоровью, негативно повлиять на впечатление туриста от страны, сделать путешествие невозможным.

На туриста постоянно действуют различные факторы общества и природы. Он не знает обычаев страны, типичных бытовых опасностей, не имеет иммунитета к местным болезням итд.

Вредные факторы:

- опасность получение травм

- влияние окружающей среды

- пожары

- биологические факторы

- психофизическая нагрузка

- опасность излучения

- химические факторы

- аварии транспорта

Опасность получение травм.

Травмы турист может получить в результате опасных физико-географических процессов: камнепады, сели, оползни, лавины; атмосферных явлений: смерчи, тайфуны, грозы; цунами и землетрясений.

Травмы можно получить при неудачном туристическом снаряжении и инвентаре. Большая опасность получения травм при нарушении техники безопасности туристами.

Опасность получения травм можно снизить если: 1) пользоваться защитными приборами и ограждениями. 2) использовать средства индивидуальной защиты 3) предупредительной информацией туристов про опасные факторы.

Влияние окружающей среды
Окружающая среда влияет на туриста: повышение или понижение температуры, влажности, движением воздушных масс, осадками в зоне отдыха, изменением давления.

Особенно опасны факторы окружающей среды, если турист оказался в другом часовом поясе или в других климатических условиях. Поскольку организм неприспособлен к резким изменениям таких условий.

Факторы окружающей среды можно снизить:

        1. Выбором благоприятной поры для путешествия

        2. Учет погодных условий району отдыха

        3. Сооружений защитных объектов от непогоды

        4. Использование средств индивидуальной защиты

        5. Прогноз погоды


Биологические факторы
К биологическим факторам относят: патогенный микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности, ядовитые растения и животные, грызуны, насекомые которые переносят инфекционные болезни, хищники.

Чума. Факторы риска при бубонной чуме — укусы инфицированных блох, контакт с инфицированными грызунами и другими животными При легочной форме чумы контакт с больными этой болезнью и проникновении воздушно-капельным путем.

Признаки при бубонной чуме — увеличение лимфатических узлов. При легочной форме — высокая температура, озноб, сильная головная боль, тяжелое гнетущее состояние, затрудненное дыхание, кашель с кровью. Скрытый период — от нескольких часов до 6 дней

Действия. Немедленное обращение к врачу. Соблюдение ограничительных мер, определяемых каждой страной, где есть очаги чумы

Холера. Факторы риска: употребление сырой воды из водопровода, колодцев, мытье овощей, фруктов некипяченой водой, заглатывание воды при купании в водоемах, употребление в пищу продуктов, не подвергшихся тепловой обработке, питание с лотков и в несертификационных рестора­нах, кафе, использование загрязненных предметов обихода.

Признаки: тошнота, рвота, жидкий стул, головная боль, головокружение.

Скрытый период— от нескольких часов до 5 дней.

: немедленное обращение к врачу.

Примечание: Всемирная организация здравоохранения не рекомендует массовую химиопрофилактику по борьбе с холерой и не предусматривает требования от путешественников наличия прививок против холеры.

Желтая лихорадка Факторы риска укусы комаров в тропических и субтропических зонах

Признаки головная боль, высокая температура, геморрагическая сыпь, последующее поражение почек, печени с развитием желтухи и острой почечной недостаточности. Скрытый период от 3 до 6 дней.

Действия: обязательное проведение вакцинации против желтой лихорадки не позднее, чем за 10 дней до выезда в неблагополучные по этой инфекции страны Южно-Американского и Африканского континентов (

Для вакцинации необходимо иметь медицинскую справку об отсутствии противопоказаний к этой прививке. После вакцинации следует получить Международное свидетельство о прививке против желтой лихорадки, без которого выезд в указанные выше страны запрещается. Прививка действует в течение 10 лет.

ВИЧ-инфекция (СПИД). Факторы риска: половые контакты без презервативов, инфицирование через кровь при ее переливании, уколах нестерильным шприцем, использование нестерильных стоматологических инструментов и т.п. (Через бытовые контакты, через насекомых, животных не передается)

Действия: меры предосторожности к изложенным выше факторам риска

На ВИЧ-инфекцию ряд стран требуют при въезде предъявлять сертификат об обследовании — Ирак, Китай, КНДР, Ливия, Мексика, Пакистан, США, Филиппины, Франция (Ирак, Китай независимо от срока поездки, а остальные — если срок поездки 3 месяца и более; США — только на постоянное место жительства).

Малярия — тяжелое инфекционное заболевание, широко распро­страненное в странах с тропическим и субтропическим климатом.

Факторы риска: укусы малярийных комаров.

Признаки: повышенная температура, озноб, последующий жар, сильное потоотделение, головная боль, слабость. Скрытый период от 7 дней до 1 месяца при тропической малярии и до 3-х лет при других формах малярии.

Действия: профилактический прием противомалярийных препаратов за 1 неделю до выезда в тропические или субтропические страны. Продолжение приема весь период пребывания в этой стране и 1 месяца после возвращения. Выбор препарата и дозы зависит от страны пребывания и индивидуальных рекомендаций врача. Во время пребывания в указанных выше странах необходимо оберегать себя от укусов комаров. Для защиты от комаров необходимо применять репелленты (отпугивающие средства), электрофумигаторы. Во время сна пользоваться пологами. Окна и двери должны быть снабжены сетками.
Химические факторы
Химические факторы: токсические, раздражающие, сенсибилизирующие.

Для избежание риска необходимо: 1) регулярно контролировать содержание вредных веществ в воздухе, воде, продуктах питания. 2) использовать индивидуальные средства защиты 3) соблюдать инструкции при использовании бытовых приборов , лекарств и дезодорантов и аэрозолей.

Также опасными для туристов являются пожары, различные психофизические нагрузки, аварии транспорта.

Общие ограничительные меры во время пребывания в зарубежной стране:

• Проживание в гостиницах, обеспеченных централизованным водоснабжением и канализацией. При наличии в местах проживания комаров, блох, грызунов поставить в известность администрацию для принятия срочных мер по их уничтожению.

• Питание только в ресторанах, кафе, где используются гарантированные продукты питания промышленного производства. Запрещается использовать в пищу нетрадиционные продукты национальной кухни, не прошедшие гарантированную технологическую обработку или с просроченными сроками годности, а также приобретенные в местах уличной торговли.

• Для мытья фруктов, овощей использовать только кипяченую или бутилированную воду. Напитки, соки могут употребляться только промышленного производства. Запрещается покупать лед для охлаждения напитков у продавцов уличной торговли.

• Запрещается проведение экскурсий и посещение мест, не обозначенных официальной программой и купание в неразрешенных для этой цели бассейнах.

• Рекомендуется избегать случайных половых связей и всегда иметь при себе презерватив.

• Не рекомендуется приобретать меховые, кожаные изделия, а также животных и птиц у частных торговцев.

• Помните о правилах личной гигиены — мыть руки перед едой и после туалета.

По данным ВОЗ в 1998 году зарегистрировано почти 10 тысяч случаев холеры и сотни тысяч случаев желтой лихорадки

Как свидетельствует международная практика, путешествия за границу становятся делом все более рискованным. По, каждый пятый турист, выезжающий из стран Европы за границу, либо заболевает, либо оказывается в ситуации, из которой выходит не без физического для себя ущерба. наибольший риск в странах тропической зоны; 60 процентов туристов во время посещения Индии заболели, в первую очередь, кишечными заболеваниями.

В процентном отношении данные заболеваний туристов при посещении стран следующие:

Индия60 Египет53 Марокко52Гамбия50Тунис49Кения49Турция46Индонезия43Китай39

Таиланд37

документе ВТО № А/7/13 Согг, Ген. ассамблеи ВТО 1987 года «Безопасность и защита

В 1993 году на 10-й ассамблее Всемирной Туристской Организации было подчеркнуто, что ВТО будет добиваться поддержки мер, касающихся охраны здоровья туристов, безопасности их поездок, санитарного контроля за пищевыми продуктами

ВОЗ имеет рабочие соглашения с ВТО в соответствии с которыми текущая информация о формальностях, связанных с прохождением санитарного контроля, публикуется Международные медико-санитарные правила Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) действуют с 1951 года, периодически в них вносятся необходимые изменения и поправки (в 1969,1972,1981 годах).

В документах ВОЗ и международном сертификате о прививках (International Certificates of Vaccination) даты в обязательном порядке пишутся так: день, месяц, год. причем Месяц должен быть написан только буквами, а не цифрами, например: «Январь 5,1990».

Турист должен иметь полис медицинского страхования и страхования от несчастного случая

  1   2   3   4   5


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации