Литература эпохи Просвещения (продолжение) Иоганн Вольфганг фон Гёте Основные тенденции и концепты немецкого Просвещения. Отличия немецкого Просвещения от французск - файл

приобрести
скачать (88.6 kb.)


1. Литература эпохи Просвещения (продолжение)

Иоганн Вольфганг фон Гёте

  1. Основные тенденции и концепты немецкого Просвещения. Отличия немецкого Просвещения от французского и др.

Ответ: Просвещение представляет собой разностороннее культурное явление. Как сказал И. Кант: Просвещение-это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Оно возникло в Европе в XVIII в. в качестве широкого культурного движения. Оно являлось выражением буржуазной оппозиции против всех проявлений и пережитков феодализма в общественных отношениях, государственном строе и господствующей идеологии, тормозивших развитие капитализма.

Название «Просвещение» возникло вследствие твердого убеждения во всемогуществе разума и распространяемого им света знаний, разгоняющего тьму невежества.

Черты французского Просвещения: революционность, антисистемность, антиметафизичность и антиклерикализм. Такие характеристики не могут быть отнесены к немецкому Просвещению.

Черты немецкого Просвещения: стремление к саморефлексии (особенно ярко проявлялось в эпоху позднего Просвещения), настаивание на необходимости самостоятельного мышления, связываемое с достижением как отдельными людьми, так и всем человечеством зрелости, совершеннолетия, направленность на борьбу с различного рода предрассудками, радикальные взгляды по всем вопросам политического и социального характера, атеистические воззрения.

Главным концептом немецкого Просвещения является идеал нравственного и эстетического воспитания гармонической личности через познание жизни.


  1. Эссе Иммануила Канта «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» - основные идеи.

Сформулируйте своё понимание фразы «человек находится в непросвещенном состоянии по собственной вине».

Насколько оправдался просветительский проект Европы?



Ответ: - Основные идеи:

1) Человек остаётся непросвещённым по своей вине.

«Просвещение — это выход человека из состояния своего
несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без
руководства со стороны кого-то другого.»


2) Леность и трусость – одни из главных причин замедления Просвещения.

«Леность и трусость — вот причины того, что столь большая часть людей, которых природа уже давно освободила от чужого руководства (naturaliter maiorennes), все же охотно остаются на всю жизнь несовершеннолетними; по этим же причинам так легко другие присваивают себе право быть их
опекунами.»


«То, что значительное большинство людей (и среди них весь
прекрасный пол) считает не только трудным, но и весьма опасным переход к совершеннолетию, — это уже забота опекунов, столь любезно берущих на
себя верховный надзор над этим большинством… Правда, эта опасность не так уж велика, ведь после нескольких падений в конце концов они научились бы ходить…»


3) Положения и формулы – кандалы Просвещения.

«Положения и формулы — эти механические орудия разумного употребления или, вернее, злоупотребления своими природными дарованиями - представляют собой кандалы постоянного несовершеннолетия.»

«Даже тот, кто сбросил бы их, сделал бы лишь неуверенный прыжок через небольшую канаву, так как он не приучен к такого рода свободному движению. Вот почему лишь немногим удалось благодаря совершенствованию своего духа выбраться из состояния несовершеннолетия и сделать твердые шаги.»

4) Революция – враг Просвещения.

«Посредством революции можно, пожалуй, добиться устранения личного деспотизма и угнетения со стороны корыстолюбцев или властолюбцев, но никогда нельзя посредством революции осуществить истинную реформу образа мыслей; новые предрассудки, так же, как и старые, будут служить помочами для бездумной толпы.»

5) Просвещению необходима свобода пользования разумом.



1. Литература эпохи Просвещения (продолжение)
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации