М19 Специальное образование в меняющемся мире. Европа : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н. Н. Малофеев. — М. : Просвещение, 2009. — 319 с.
Предисловие
Вам предлагается новый подход к пониманию того, как складывалась практика помощи детям с нарушениями развития. История становления системы специального образования впервые рассматривается в широком контексте развития европейской цивилизации. Такой подход выводит тему специального образования за рамки чисто педагогической проблемы, но именно это позволяет по-новому выделить значимые аспекты в сфере педагогики. Возникают вопросы, маловероятные при ином подходе, например: насколько пряма связь между накоплением научного знания, совершенствованием педагогических технологий и их широким применением. Почему появляющиеся в разные исторические периоды удачные опыты педагогической помощи таким детям далеко не всегда переносятся в повседневную практику? Чем можно объяснить, что теория обучения появляется в одной стране, а популярность обретает в другой? Конечно, это вопросы, касающиеся не только педагогики: мы часто недоумеваем, почему в старых южно-американских культурах не используется колесо, хотя известно, что оно присутствует в тамошних детских игрушках; почему в Древнем Китае порох активно применялся лишь для фейерверков; почему книгопечатание появляется так поздно, если личные печати известны с самых давних времен? Автор показывает, что ответ на подобные вопросы можно получить только при рассмотрении явления как феномена своей культуры, как ее неотъемлемой части, закономерно соответствующей целому и меняющейся в процессе его развития. Вам предлагается рассматривать становление специальной педагогической помощи особым детям в логике смены ценностной ориентации культуры и изменения отношения общества и государства к инвалидам, представления об их судьбе. Отсюда название «Специальное образование в меняющемся мире». В этой логике автор выстраивает свою периодизацию становления специальной педагогической помощи: исходно она получает возможность зарождения лишь с утверждением в сознании общества самого права инвалида на жизнь, и, пройдя долгий путь, обретает свои современные формы в соответствии с признанием равных прав, стремлением обеспечить равные нозможности социального развития обычным и особым людям. 11 мы получаем возможность проследить и осмыслить этот путь, поскольку автор опирается не на формальную хронологию, а на внутреннюю логику развития системы специального образования, это и позволяет глубже понять сложность и неоднозначность ее современного состояния, рассмотреть возможные тенденции развития.
Первый том посвящен Западной Европе, продолжением его станет рассказ о России. Здесь же впервые предлагается сравнительный анализ процессов строительства национальных систем специального образования в европейских странах. Выявляются социо-культурные детерминанты этих процессов: экономические условия и ценностные ориентации сообщества, проявляющиеся в религиозно-философских устоях и установках обыденного сознания; в политике государства в отношении «особых» людей и в законодательстве в сфере образования, в запросах обществом профессиональных знаний, форм и методов специальной помощи.
Анализ условий, складывающихся в разных странах, позволяет при всех различиях выделить общие тенденции — прохождение одних этапов развития систем специального образования, обусловленных изменением запросов общества. Прослеживается общая логика «смягчения нравов» и признания прав инвалидов: обретения ими в глазах общества самого права на существование; утверждения в общем мнении необходимости опеки и призрения; права на специальное образование и обретение особой социальной ниши, где инвалид может быть по возможности независимым и даже полезным обществу; и, наконец, на современном этапе — осознание абсолютной ценности жизни каждого человека и поиск возможности полноценной интеграции инвалида в сообщество разных, но равных людей.
Не думайте, однако, что это учебное пособие похоже на сухой философский трактат. Вместе с автором мы отправляемся в захватывающее путешествие во времени и пространстве, задумываемся над судьбами многих знаменитых и до сих пор мало известных людей. И так же как их голоса, мы постоянно слышим и живую интонацию автора, старающегося быть отстраненным и беспристрастным, что по счастью, ему не удается. Представляется, что это тоже очень важно для учебника — быть неравнодушным, заражать читателей своим удивлением, восхищением и негодованием, т. е. учить любить свою специальность.
Многое в этой книге заставляет задуматься, мы видим как неоднозначно движение прогресса, сколько разноречивых факторов его обуславливает. На фоне смены исторических обстоятельств и изменения понимания людьми, что составляет общественное благо, пред нами выступает драматическая фигура живого страдающего человека «на все времена», со всеми своими возможностями не укладывающегося в предписанные ему рамки. Мы видим, в частности, как личный интерес, личная драма рождают профессиональное понимание и методы помощи инвалиду, намного опережающие заданное время, как милосердие во все времена «пролезает сквозь самые узкие щелки», какими бы идеологическими «тряпками» их не затыкали. Все это рождает некоторый уважительный взгляд на человеческую природу, возможно ведь, что и сами жестокие законы Ликурга были обусловлены недопустимым падением нравов изнеженсравнительный анализ процессов строительства национальных систем специального образования в европейских странах. Выявляются социо-культурные детерминанты этих процессов: экономические условия и ценностные ориентации сообщества, проявляющиеся в религиозно-философских устоях и установках обыденного сознания; в политике государства в отношении «особых» людей и в законодательстве в сфере образования, в запросах обществом профессиональных знаний, форм и методов специальной помощи.
Анализ условий, складывающихся в разных странах, позволяет при всех различиях выделить общие тенденции — прохождение одних этапов развития систем специального образования, обусловленных изменением запросов общества. Прослеживается общая логика «смягчения нравов» и признания прав инвалидов: обретения ими в глазах общества самого права на существование; утверждения в общем мнении необходимости опеки и призрения; права на специальное образование и обретение особой социальной ниши, где инвалид может быть по возможности независимым и даже полезным обществу; и, наконец, на современном этапе — осознание абсолютной ценности жизни каждого человека и поиск возможности полноценной интеграции инвалида в сообщество разных, но равных людей.
Не думайте, однако, что это учебное пособие похоже на сухой философский трактат. Вместе с автором мы отправляемся в захватывающее путешествие во времени и пространстве, задумываемся над судьбами многих знаменитых и до сих пор мало известных людей. И так же как их голоса, мы постоянно слышим и живую интонацию автора, старающегося быть отстраненным и беспристрастным, что по счастью, ему не удается. Представляется, что это тоже очень важно для учебника — быть неравнодушным, заражать читателей своим удивлением, восхищением и негодованием, т. е. учить любить свою специальность.
Многое в этой книге заставляет задуматься, мы видим как неоднозначно движение прогресса, сколько разноречивых факторов его обуславливает. На фоне смены исторических обстоятельств и изменения понимания людьми, что составляет общественное благо, пред нами выступает драматическая фигура живого страдающего человека «на все времена», со всеми своими возможностями не укладывающегося в предписанные ему рамки. Мы видим, в частности, как личный интерес, личная драма рождают профессиональное понимание и методы помощи инвалиду, намного опережающие заданное время, как милосердие во все времена «пролезает сквозь самые узкие щелки», какими бы идеологическими «тряпками» их не затыкали. Все это рождает некоторый уважительный взгляд на человеческую природу, возможно ведь, что и сами жестокие законы Ликурга были обусловлены недопустимым падением нравов изнеженных соплеменников, пытающихся, вопреки практичному обычаю, спасти и вырастить своих «особых» детей.
Резюме заключающее каждую главу, позволят Вам остановиться и обобщить новый материал, вопросы и задания заставят размышлять, рефлектировать, анализировать прошлое и настоящее прогнозировать будущее. Вам предстоит увлекательная работа: писать сочинения-фантазии и эссе, анализировать карты, строить схемы, создавать портретные галереи подбирать эпиграфы к главам и многое другое.
Это учебное пособие необходимо не только студентам осваивающим специальную психологию, олигофренопедагогику, сурдопедагогику, логопедию, тифлопедагогику, специальную дошкольную педагогику и психологию, социальную педагогику, оно необходимо всем, кто предполагает работать в области педагогики и детской психологии.
Введение
Нетрудно подсчитать, что от момента принятия античного закона, требующего избавляться от хилых и больных младенцев, до первых официальных акций призрения слепых прошло более двух тысячелетий. В чем же причина того, что негативное отношение европейцев к соотечественникам с физическими и умственными недостатками сохранялось так долго, и благодаря чему оно стало меняться? Найти убедительные ответы на подобные вопросы невозможно, если рассматривать факты вне контекста развития европейской цивилизации, так как в нем кроются социально-культурные детерминанты произошедших перемен. Прежде чем перейти к анализу первого периода эволюции, напомним хронологию исторических событий, оказавших влияние на изменение отношения государства и общества к лицам с физическими и умственными недостатками.