Малофеев Н. Н - файл

приобрести
скачать (4738.6 kb.)


Малофеев Н. Н.

М19 Специальное образование в меняющемся мире. Евро­па : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н. Н. Ма­лофеев. — М. : Просвещение, 2009. — 319 с.

Предисловие

Вам предлагается новый подход к пониманию того, как скла­дывалась практика помощи детям с нарушениями развития. Ис­тория становления системы специального образования впервые рассматривается в широком контексте развития европейской ци­вилизации. Такой подход выводит тему специального образова­ния за рамки чисто педагогической проблемы, но именно это позволяет по-новому выделить значимые аспекты в сфере педа­гогики. Возникают вопросы, маловероятные при ином подходе, например: насколько пряма связь между накоплением научного знания, совершенствованием педагогических технологий и их широким применением. Почему появляющиеся в разные истори­ческие периоды удачные опыты педагогической помощи таким детям далеко не всегда переносятся в повседневную практику? Чем можно объяснить, что теория обучения появляется в одной стране, а популярность обретает в другой? Конечно, это вопросы, касающиеся не только педагогики: мы часто недоумеваем, поче­му в старых южно-американских культурах не используется ко­лесо, хотя известно, что оно присутствует в тамошних детских игрушках; почему в Древнем Китае порох активно применялся лишь для фейерверков; почему книгопечатание появляется так поздно, если личные печати известны с самых давних времен? Автор показывает, что ответ на подобные вопросы можно получить только при рассмотрении явления как феномена своей культуры, как ее неотъемлемой части, закономерно соот­ветствующей целому и меняющейся в процессе его развития. Вам предлагается рассматривать становление специальной пе­дагогической помощи особым детям в логике смены ценност­ной ориентации культуры и изменения отношения общества и государства к инвалидам, представления об их судьбе. Отсюда  название «Специальное образование в меняющемся мире». В этой логике автор выстраивает свою периодизацию ста­новления специальной педагогической помощи: исходно она получает возможность зарождения лишь с утверждением в со­знании общества самого права инвалида на жизнь, и, пройдя долгий путь, обретает свои современные формы в соответствии с признанием равных прав, стремлением обеспечить равные нозможности социального развития обычным и особым людям. 11 мы получаем возможность проследить и осмыслить этот путь, поскольку автор опирается не на формальную хроноло­гию, а на внутреннюю логику развития системы специального образования, это и позволяет глубже понять сложность и неод­нозначность ее современного состояния, рассмотреть возмож­ные тенденции развития.

Первый том посвящен Западной Европе, продолжением его станет рассказ о России. Здесь же впервые предлагается сравнительный анализ процессов строительства национальных систем специального образования в европейских странах. Вы­являются социо-культурные детерминанты этих процессов: экономические условия и ценностные ориентации сообщества, проявляющиеся в религиозно-философских устоях и установ­ках обыденного сознания; в политике государства в отношении «особых» людей и в законодательстве в сфере образования, в запросах обществом профессиональных знаний, форм и мето­дов специальной помощи.

Анализ условий, складывающихся в разных странах, позволя­ет при всех различиях выделить общие тенденции — прохожде­ние одних этапов развития систем специального образования, обусловленных изменением запросов общества. Прослеживается общая логика «смягчения нравов» и признания прав инвалидов: обретения ими в глазах общества самого права на существование; утверждения в общем мнении необходимости опеки и призре­ния; права на специальное образование и обретение особой соци­альной ниши, где инвалид может быть по возможности независи­мым и даже полезным обществу; и, наконец, на современном этапе — осознание абсолютной ценности жизни каждого человека и поиск возможности полноценной интеграции инвалида в сооб­щество разных, но равных людей.

Не думайте, однако, что это учебное пособие похоже на су­хой философский трактат. Вместе с автором мы отправляемся в захватывающее путешествие во времени и пространстве, за­думываемся над судьбами многих знаменитых и до сих пор мало известных людей. И так же как их голоса, мы постоянно слышим и живую интонацию автора, старающегося быть отстраненным и беспристрастным, что по счастью, ему не уда­ется. Представляется, что это тоже очень важно для учеб­ника — быть неравнодушным, заражать читателей своим удив­лением, восхищением и негодованием, т. е. учить любить свою специальность.

Многое в этой книге заставляет задуматься, мы видим как неоднозначно движение прогресса, сколько разноречивых фак­торов его обуславливает. На фоне смены исторических обстоя­тельств и изменения понимания людьми, что составляет обще­ственное благо, пред нами выступает драматическая фигура живого страдающего человека «на все времена», со всеми свои­ми возможностями не укладывающегося в предписанные ему рамки. Мы видим, в частности, как личный интерес, личная драма рождают профессиональное понимание и методы помо­щи инвалиду, намного опережающие заданное время, как мило­сердие во все времена «пролезает сквозь самые узкие щелки», какими бы идеологическими «тряпками» их не затыкали. Все это рождает некоторый уважительный взгляд на человеческую природу, возможно ведь, что и сами жестокие законы Ликурга были обусловлены недопустимым падением нравов изнеженсравнительный анализ процессов строительства национальных систем специального образования в европейских странах. Вы­являются социо-культурные детерминанты этих процессов: экономические условия и ценностные ориентации сообщества, проявляющиеся в религиозно-философских устоях и установ­ках обыденного сознания; в политике государства в отношении «особых» людей и в законодательстве в сфере образования, в запросах обществом профессиональных знаний, форм и мето­дов специальной помощи.

Анализ условий, складывающихся в разных странах, позволя­ет при всех различиях выделить общие тенденции — прохожде­ние одних этапов развития систем специального образования, обусловленных изменением запросов общества. Прослеживается общая логика «смягчения нравов» и признания прав инвалидов: обретения ими в глазах общества самого права на существование; утверждения в общем мнении необходимости опеки и призре­ния; права на специальное образование и обретение особой соци­альной ниши, где инвалид может быть по возможности независи­мым и даже полезным обществу; и, наконец, на современном этапе — осознание абсолютной ценности жизни каждого человека и поиск возможности полноценной интеграции инвалида в сооб­щество разных, но равных людей.

Не думайте, однако, что это учебное пособие похоже на су­хой философский трактат. Вместе с автором мы отправляемся в захватывающее путешествие во времени и пространстве, за­думываемся над судьбами многих знаменитых и до сих пор мало известных людей. И так же как их голоса, мы постоянно слышим и живую интонацию автора, старающегося быть отстраненным и беспристрастным, что по счастью, ему не уда­ется. Представляется, что это тоже очень важно для учеб­ника — быть неравнодушным, заражать читателей своим удив­лением, восхищением и негодованием, т. е. учить любить свою специальность.

Многое в этой книге заставляет задуматься, мы видим как неоднозначно движение прогресса, сколько разноречивых фак­торов его обуславливает. На фоне смены исторических обстоя­тельств и изменения понимания людьми, что составляет обще­ственное благо, пред нами выступает драматическая фигура живого страдающего человека «на все времена», со всеми свои­ми возможностями не укладывающегося в предписанные ему рамки. Мы видим, в частности, как личный интерес, личная драма рождают профессиональное понимание и методы помо­щи инвалиду, намного опережающие заданное время, как мило­сердие во все времена «пролезает сквозь самые узкие щелки», какими бы идеологическими «тряпками» их не затыкали. Все это рождает некоторый уважительный взгляд на человеческую природу, возможно ведь, что и сами жестокие законы Ликурга были обусловлены недопустимым падением нравов изнеженных соплеменников, пытающихся, вопреки практичному обы­чаю, спасти и вырастить своих «особых» детей.

Резюме заключающее каждую главу, позволят Вам остано­виться и обобщить новый материал, вопросы и задания заста­вят размышлять, рефлектировать, анализировать прошлое и настоящее прогнозировать будущее. Вам предстоит увлека­тельная работа: писать сочинения-фантазии и эссе, анализиро­вать карты, строить схемы, создавать портретные галереи под­бирать эпиграфы к главам и многое другое.

Это учебное пособие необходимо не только студентам осваивающим специальную психологию, олигофренопедагоги­ку, сурдопедагогику, логопедию, тифлопедагогику, специаль­ную дошкольную педагогику и психологию, социальную педа­гогику, оно необходимо всем, кто предполагает работать в области педагогики и детской психологии.

 

Введение



Отсчет первого периода эволюции отношения европейцев к лицам с отклонениями в развитии начинается от законов Ли-курга, отразивших агрессивное неприятие ребенка-инвалида архаичным миром. Таким образом, хронологически нижняя граница первого периода — VIII век до нашей ары. Период ока­зался наиболее длительным по своей временной протяженнос­ти, его верхней границей можно считать XIII век, которым да­тируется появление на континенте первых государственных убежищ для слепых. Создание упомянутых приютов (благотво­рительных заведений) по воле монархов является прецедентом осознания государством (в лице его правителя) необходимости помощи некоторым категориям инвалидов. Это свидетельство изменения отношения власти к людям с физическими недо­статками.

Нетрудно подсчитать, что от момента принятия античного закона, требующего избавляться от хилых и больных младен­цев, до первых официальных акций призрения слепых прошло более двух тысячелетий. В чем же причина того, что негатив­ное отношение европейцев к соотечественникам с физически­ми и умственными недостатками сохранялось так долго, и бла­годаря чему оно стало меняться? Найти убедительные ответы на подобные вопросы невозможно, если рассматривать факты вне контекста развития европейской цивилизации, так как в нем кроются социально-культурные детерминанты произошед­ших перемен. Прежде чем перейти к анализу первого периода эволюции, напомним хронологию исторических событий, ока­завших влияние на изменение отношения государства и обще­ства к лицам с физическими и умственными недостатками.

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 





Малофеев Н. Н
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации