Мильнер Б.3., Румянцева 3.П., Смирнова В.Г., Блинникова А.В. Управление знаниями в корпорациях (Глава 1) - файл n1.doc

приобрести
Мильнер Б.3., Румянцева 3.П., Смирнова В.Г., Блинникова А.В. Управление знаниями в корпорациях (Глава 1)
скачать (293.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc294kb.01.06.2012 07:37скачать

n1.doc

  1   2   3
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПО КОРПОРАТИВНОМУ УПРАВЛЕНИЮ

АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ УПРАВЛЕНИЯ

Б.3. Мильнер, 3.П. Румянцева,

В.Г. Смирнова, А.В. Блинникова

УПРАВЛЕНИЕ

ЗНАНИЯМИ

В КОРПОРАЦИЯХ

Под редакцией Б. Мильнера

МОСКВА

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕЛО»

2006

глава 1

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ

1.1

ФОРМИРОВАНИЕ И ЧЕРТЫ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ

Знания всегда играли большую роль в жизни человечества, но в современном мире их значение неизмеримо выросло. Это связано в первую очередь с тем, что мир переходит на новый этап своего развития, базу которого составляет экономика, основанная на знаниях (экономика знаний). Ее отличительная особенность состоит в том, что знания играют в ней решающую роль, а их производство является источником роста экономики. (В.Л. Макаров, 2003). К началу XXI в. знания стали важнейшим фактором формирования общества, неузнаваемо изменили облик мировой экономики, организацию бизнеса и менеджмента, образ жизни людей, подходы к образованию, здоровью и работе. По оценкам Мирового банка, более 50% валового продукта развитых стран основано на знаниях.

Чтобы понять суть и особенности экономики знаний, необходимо прежде всего рассмотреть ключевые понятия, используемые для описания ее характерных черт, а также условия и предпосылки общественного разви­тия, которые обусловили невиданный подъем роли знания.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЗНАНИЕ»

На протяжении многих веков содержание понятия «знание» менялось. И если вначале знание относилось к сущности человека как личности (to person's «being»), то к XVIII в. представление о знании радикально изменилось - стало применяться не только к сущности (being), но и к действиям, поведению, поступкам (to doing) (Boyett, 1998).

В литературе приводится много определений знания, которые в разные периоды общественного развития давали представители разных наук. Они наглядно отражают сложность и неоднозначность этой категории.

Наиболее универсальное определение знания дают философы. Они считают, что знание есть продукт общественной материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого.

В ряде определений подчеркивается, что в знании осуществляется перевод разрозненных представлений в теоретически систематизированную общезначимую форму, удержание того, что может быть сохранено, передано, преемственно развито в качестве устойчивой опоры последующей че­ловеческой деятельности.

С середины 60-х гг. прошлого века широкое распространение получил социально- конструктивный подход, в соответствии с которым знания трактуются как социальная конструкция реальности, которую создает человек. Знаниями охватывается вся совокупность сведений и способностей, которые используются человеком для решения задач; они включают идеологические, нормативные и эмоциональные элементы, зависят от контекста и времени.

Представители многих научных направлений отмечают, что знания присущи людям и создаются в процессе их социального взаимодействия. Люди играют центральную роль в их формировании, а важным признаком знаний является ориентация на действия.

Наиболее радикальные изменения в объеме и применении знаний происходили в XX в., и об этом свидетельствуют данные, характеризующие темпы роста знаний за исторически длительный период. Первое с начала нашей эры удвоение знаний человечества произошло в 1750 г., второе — в начале XX в., третье — в середине того же века.

К началу XX в. объем знаний в мире увеличился более чем в 250 тыс. раз. Человечество приблизилось к переходу в новую, инновационную фазу своего развития. В 1962 г. Ф. Махлуп для характеристики этой фазы ввел понятие «экономика знаний».

ЧЕРТЫ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ

При рассмотрении сути и черт экономики, основанной на знаниях, будем исходить из общепринятого положения о том, что это понятие представляет собой синоним понятия «новая экономика». Наиболее полное определение экономики знаний дано в Докладе о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации-2004 (На пути... 2004): «Экономика, основанная на знаниях, или экономика знаний, - это экономика, которая создает, распространяет и использует знания для обеспечения своего роста и конкурентоспособности. Это такая экономика, в которой знания обогащают все отрасли, все сектора и всех участников экономических процессов. Это одновременно экономика, которая не только использует знания в разнообразной форме, но и создает их в виде высокотехнологичной продукции, высококвалифицированных услуг, научной продукции и оборудования».
И тем не менее общепринятое понятие экономики знаний еще не сложилось. Нередко она отождествляется с высокотехнологичными отраслями, информационными и коммуникационными технологиями. Один из распространенных подходов - рассмотрение новой экономики как непосредственной основы информационной эпохи. По этой версии новая экономика представляет собой отрасли народного хозяйства, где производятся компьютерное и коммуникационное оборудование и их программное обеспечение, а также всю систему формирования, хранения, распространения и получения информации, в значительной мере построенную на сети Интернет. При этом к новой экономике относится также вся предпринимательская деятельность, в той или иной степени использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. В этом понимании отсутствует главная черта экономики знаний - то, что она используется во всех отраслях и сферах, а эффект от создания нового знания проявляется в его продуктивном использовании.

По другой концепции, представленной Советом экономических консультантов при президенте США, вся американская экономика последнего десятилетия XX в. целиком характеризовалась как новая экономика. Основанием для этого являлись экстраординарные приросты ее показателей, включая быстрый экономический рост, увеличение доходов, низкую безработицу и умеренную инфляцию. Все это стало результатом комбинированного эффекта от взаимодействия достижений в технологии, деловой практике и экономической политике.

Характерными чертами экономики знаний являются следующие:

  1. бурное развитие знаний, которые все более проявляют себя в виде непосредственной производительной силы; постоянно возрастающая роль наукоемкого сектора, роста объемов производства и сбыта современных наукоемких технологий; ускоряющиеся процессы компьютеризации информационного пространства экономики и всей общественной жизни;

  2. рост капитализации рыночной стоимости компаний, осуществляющих прорывные исследования и разработки в новейших областях науки и техники;

  3. капитализация затрат в человека как одно из направлений системы государственных приоритетов в развитии науки и техники;

4) высокие темпы обновления основного капитала в жизнеобеспечивающих секторах материального производства и обслуживающей инфраструктуры;

5) обеспечение примерно равных условий для каждого гражданина страны: заработка, жилья, работы, доступа к информационному и транспортному обслуживанию и т. п. (Д. Львов, 2002).

По сути в мировом масштабе идет интенсивное движение к новой цивилизации, и положение любой страны с точки зрения требований экономики знаний характеризуется с помощью ряда показателей. В их числе:

Россия на 2-3 порядка отстает от передовых стран Запада почти по всем главным направлениям информатизации: программному обеспечению, числу персональных компьютеров, системам связи, уровню загрузки больших вычислительных систем, количеству действующих информационных систем. Чтобы ускорить наше движение в направлении формирования экономики знаний, необходимо преодолеть отставание от развитых стран, достигших высоких значений этих параметров. Для этого следует преодолеть негативное воздействие факторов торможения, среди которых наиболее важными с позиций управления экономикой страны были приоритетность развития сырьевого сектора, ориентация на краткосрочные цели, недооценка человеческого капитала, нарушение преемственности научных и технических знаний.

Чтобы экономика знаний развивалась на собственной основе и приносила общественную пользу, в России создается национальная инновационная система (НИС), представляющая собой комплекс учреждений, организаций и процессов, включающий:

Центральное звено НИС — крупные фирмы, способные брать на себя масштабные финансовые и технологические риски инвестиций в новые технологии. Все большее число крупных корпораций становятся частью инновационной системы России, через которую они реализуют свой интерес к постоянному обновлению структуры выпуска и повышению конкурентоспособности. Важную роль играют крупные корпорации в организации инновационных процессов на магистральных направлениях технического прогресса, а также в системной интеграции материальных, финансовых и кадровых ресурсов; немаловажно и то, что они становятся основными потребителями изобретений и нововведений малого бизнеса.

В составе НИС появляются и другие инновационные структуры, такие, как малые предприятия, отраслевые научно-исследовательские институты, академические институты и др., способные создавать коммерчески привлекательные инновационные проекты.

Новая национальная инновационная система находится на начальном этапе формирования, но по ряду ее характеристик Россия по-прежнему входит в десятку передовых стран мира, и прежде всего по численности ученых, количеству научных публикаций, участию в международных проектах. Главное внимание необходимо сосредоточить на ликвидации отставания от других стран по реализации результатов, уровню технологического развития и качественным технико-экономическим показателям: производительности труда, конкурентоспособности, распространению новых технологий в хозяйстве, патентованию за рубежом, экспорту наукоемкой продукции.

Мир находится на начальном этапе становления экономики знаний, поэтому большое значение приобретает изучение условий и предпосылок, использование которых позволит ускорить движение в этом направлении общественного развития.

1.2

УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ

ОБЩАЯ КАРТИНА ИЗМЕНЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ XX В.

Двадцатое столетие было веком больших изменений и свершений, которые происходили буквально во всех областях человеческой жизни — политической, экономической, технологической, социальной, психологической. Нередко они приводили к коренной ломке устоявшихся веками представлений и отношений.

Особенно впечатляющими были технологические изменения. В конце XIX — начале XX в. нововведения были связаны с появлением телефонов, новых видов транспорта, кино, а в конце XX столетия - с микроэлектро­никой, компьютерами, электронными коммуникациями, виртуальной реальностью, биотехнологией и тому подобными радикальными инновациями. На их базе создавались новые отрасли (компьютерная, полупроводниковая, лазерная) и преобразовывались старые (торговля стала осуществляться че­рез Интернет, получили распространение мобильные телефоны и др.). Во второй половине XX столетия количество технологических изменений пе­решло в качество, и это ознаменовало начало новой эры мирового развития — информационной, выдвинувшей на первое место знание и человека как его носителя. Им присвоили роль главных источников богатства, которые позволяют создавать и использовать новые виды прогрессивных технологий и обеспечивать дальнейшее развитие общества.

Развитие технологий происходило неравномерно. Одни отрасли вводили радикальные изменения высокими темпами, в других нововведения продвигались медленно и их развитие до сих пор базируется на старых технологиях, введенных еще в XIX или в начале XX в. В табл. 1.1 приведены примеры отраслей обеих групп.

Существенные изменения происходили и в менеджменте организаций — его идеях, принципах, теории и практике. Начало XX в. здесь ознаменовалось интенсивным развитием научных основ управления и принципов, учитывающих потребности крупных промышленных корпораций и первостепенную роль материальных видов ресурсов. Самой «разрушительной» идеей последних десятилетий XX в. стало признание того, что ключевыми факторами успеха в менеджменте организаций являются такие нематериальные виды активов, как знания и умения каждого сотрудника, увеличение полномочий работников, мотивирование их труда и непрерывное обучение.
Таблица 1.1
ОТРАСЛИ С РАЗЛИЧНЫМИ ТЕМПАЙИИ ИЗМЕНЕНИЙ


Отрасли с высокими темпами изменений

Отрасли с низкими темпами изменений

Информационные технологии

телевидение

транзисторы

микропроцессоры

фиберная оптика и лазеры

Интернет

мобильные телефоны

Транспорт

контейнерные перевозки

реактивные самолеты

радары

вертолеты

Здравоохранение

антибиотики

антидепрессанты

сердечная хирургия и электронная стимуляция сердца

трансплантация

биотехнология и др.

Энергетика

газовые турбины

атомная энергетика

солнечная энергия

Бизнес и финансы

разукрупнение промышленных предприятий

менеджмент сетей поставщиков

крупная торговля

венчурный капитал

кредитные карты и др.

Материалы и производство продукции

синтетическое волокно

композиты из волокна

мгновенная фотография

микроволновые печи и пр.
  1   2   3


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации