1.1.Организационная структура складских групп района и организационная структура склада
Перегрузочные работы в порту определяются наличием и использованием складских помещений и площадок, которые обеспечивают работу всей транспортной цепочки порта. .Складское хозяйство выполняет следующие функции: качественное кратковременное хранение грузов; приём грузов от разных видов транспорта; выдача грузов грузополучателем; выдачу грузов на суда, ж/д транспорт и другие виды транспорта; учёт грузов прибывающих на склады порта; обеспечение внутрискладских работ. Определены следующие виды складской деятельности : сменно-суточный контроль, планирование, регулирование и анализ работы склада; организация хранения внешнеторговых и каботажных грузов на складах порта; внутрискладские перевалки грузов для оперативных надобностей порта или связанные с выполнением поручений грузовладельца; комплектация различных видов грузов в порту по странам и портам назначения и по отдельным коносаментным партиям; вскрытие грузовых мест по требованию грузовладельца или таможни для проверки содержимого с последующим восстановлением транспортабельности; сортировка грузов по марками сортам внутри коносаментных партий; ремонт тары или переупаковка грузов в случае повреждений; обеспечение сохранности качества и предохранение скоропортящихся грузов; перемаркировка грузовых мест.
Грузооборот и грузопереработка являются основными количественными показателями работы речного порта. От их размеров зависят все эксплуатационные и экономические показатели, возможности поощрения работников и перспективного развития порта.
В межнавигационный период портов идет напряженная работа отделов по изысканию грузопотоков, заключению договоров на поставки грузов, составлению графиков подачи транспортных средств и грузов, подготовке необходимого тоннажа флота и транспортного перегрузочного оборудования к навигациям.
Грузооборот речного порта - это количество груза в тоннах, которое прибывает на причалы порта и на приписанные к нему причалы грузовладельцев, отправляется из порта и с приписанных к нему причалов грузовладельцев за определенных промежуток времени (сутки, навигацию) в судах речного флота или арендованных им, а также в плотах и оформлено транспортными документами (накладная, дорожная или сдаточная ведомость и др.), физ. т. |
Продолжительность эксплуатационного периода причала и коэффициент неравномерного поступления груза принимаются по заданию на курсовой проект, прил. 30.
Среднесуточный расчетный грузооборот причала порта устанавливается по формуле (2):
, т/сут, (2)
где - навигационный грузооборот причала, т/нав.;
в период навигации, сут./нав.;
Грузопереработка порта - это количество груза в тоннах или в тонно-операциях, перегружаемое на причалах порта и причалах грузовладельцев силами и средствами порта и оформляемое нарядами порта, (т или т-оп). |
Тонно-операция - законченное перемещение одной тонны груза по одному какому-либо варианту (в-с, ск-с, в-ск и пр.) независимо от расстояния и дополнительных работ (перевеска, перетаривание, затаривание и пр.). |
Физическая тонна – одна тонна груза, перегруженная в порту независимо от варианта или сочетания вариантов перегрузочных работ. |
Ниже приводится порядок расчета грузопереработки порта по всем вариантам перегрузочного процесса и по причалу в целом, в тонно-операциях (3 – 6):
- по прямому варианту вагон-судно:
, т-оп, (3)
- по складскому варианту склад-судно:
, т-оп, (4)
- по складскому варианту вагон - склад:
, т-оп, (5)
- в сумме по всем вариантам или по причалу в целом:
, т-оп (6)
где - коэффициент прямой перевалки груза;
β - коэффициент повторной перевалки груза.
Необходимо отметить, что увеличение портом общего количества тонно-операций является нежелательным. Это повышает затраты труда на каждую перегруженную через склад тонну груза, увеличивает общую трудоемкость перегрузочного процесса и грузопереработку порта, повышает расходы порта и снижает прибыль предприятия.
Например. Перевозится мука в мешках, с навигационным количеством 100.000 т, с продолжительностью эксплуатационного периода 150 сут., коэффициентом неравномерности 1.35, коэффициентом прохождения груза через склад 0,8. Грузооборот и грузопереработка порта будут определены так, табл. 2:
Таблица 2
Грузооборот и грузопереработка порта
Грузооборот |
Грузопереработка, т-оп |
Коэффициент переработки грузов, оп. | ||||||
Показатель |
физ. т |
вагон-судно |
склад-судно |
вагон-склад |
всего |
| ||
Навигационный |
100.000 |
20.000 |
80.000 |
80.000 |
180.000 |
1,8
| ||
Средне-суточный |
900,0 |
180,0 |
720,0 |
720,0 |
1620,0 |
Количество работ, выполняемых с каждой тонной груза в порту, характеризуется коэффициентом переработки (перевалки) грузов.
Коэффициент переработки (перевалки) грузов показывает сколько операций выполняется в среднем с каждой тонной груза на причале или по порту в целом. |
Он определяется по выражению (7):
, операций (7)
где - суммарная грузопереработка причала (порта)
по всем вариантам работ, т-оп;
- суммарный грузооборот причала (порта), т.
Коэффициент переработки грузов не может быть меньше единицы. Если в портах выполняется одна операция с грузом (например, при перегрузке его только по прямому варианту), то коэффициент переработки будет равен единице - к чему, как правило, стремятся порты.